Конституционно-правовой статус политических партий

<

111912 0254 11 Конституционно правовой статус политических партийВ конституциях зарубежных стран можно выделить следующие важнейшие принципы, отражающие положение политических партий. Во-первых, в конституциях закрепляется место и роль партии в общественно-политической жизни. Главными функциями партий признаются: участие в выборах, содействие формированию воли избирателей. Иногда об этом говорится в более общей формулировке. Так, например, п.1 ст.21 Основного закона ФРГ говорит, что партии содействуют формированию политической воли народа.

На конституционном уровне также гарантируются демократичес-1 кие принципы образования и деятельности всех партий. В частности, в ст. 4 Конституции Франции содержится положение, что »Политические партии и группировки … создаются и осуществляют свою деятельность свободно». Сходные положения имеются также в ст.49 Конституции Италии, ст.47 Конституции Португалии, ст.29 Конституции Греции. В основном законе иногда оговариваются условия, устанавливающие пределы деятельности политических партий. Согласно этим условиям, партии, как отмечает ст.4 Конституции Франции, должны уважать принципы национального суверенитета и демократии. Их несоблюдение дает основания для признания партий противоконституционными.

Одним из важных направлений регламентации деятельности партий являются законодательные требования, которые выдвигаются к их структуре и внутренней деятельности -их членство, порядок принятия и содержание уставов, партийных программ, формирование руководящих органов. Практика регулирования этих сторон жизни политических партий осуществляется по трем направлениям. Во-первых, путем прямых предписаний, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах, в которых выражена воля законодателя. В качестве примера этому можно сослаться на закон о политических партиях ФРГ, который, например, требует, чтобы название партии отличалось от уже имеющихся названий других политических партий. Вместе с общей компетенцией партийных органов в этом законе устанавливается обязанность земельных партийных организаций проводить не реже одного раза в два года партийный съезд, заслушивать на нем отчеты партийных органов, принимать по ним решения, избирать руководство политических партий в лице председателя этой партии, его заместителей, членов советов. Закон также содержит требования, относящиеся к уставам и программам партий. В нем указывается, что каждая партия должна иметь свой письменный устав и письменную программу. Устав партии должен содержать название эмблемы организации, указывать на сферу ее деятельности, права и обязанности членов партии, меры партийного взыскания и поощрения, место расположения партийного руководства, состав и полномочия руководящих партийных органов, порядок принятия и отмены партийных решений. В законе имеется требование к уставу, чтобы этот или иной партийный документ предусматривал порядок разрешения внутрипартийных споров и преодоления разногласий.

Основные положения конституции и законодательства, посвященные деятельности партий, развиваются и конкретизируются также в избирательных законах. Эти законы содержат нормы, которые регулируют участие партий в выборах. Избирательное законодательство прежде всего устанавливает основания для участия политических партий в выборах. Как правило, для этого партия должна быть зарегистрирована в соответствующем министерстве (МВД или в Министерстве юстиции), а кроме того, ранее участвовать в проведении выборов. Закон о политических партиях, например, устанавливает, что если партия по каким-либо причинам в течение шести лет не выдвигала своих кандидатов на выборах в Бундестаг или Ландтаг, то она теряет правовой статус партии.

<

В некоторых государствах существует система совмещения избирательных расходов политических партий. Она распространяется не на все партии, участвующие в выборах, а только на те, которые выполнили определенные условия: выставили своих кандидатов в необходимом количестве избирательных округов (Италия, Норвегия), либо собирают определенный минимум голосов в масштабе всей страны (Швеция -не менее 2%, ФРГ -0,5%). Партии могут получать от государства средства и в зависимости от количества собранных на выборах голосов. Например, за каждый голос в ФРГ, отданный партии, она получает 3,5 евро. Помимо этого в некоторых странах партии могут получать от государства дополнительные средства на покрытие расходов, связанных с обеспечением работы молодежных организаций, на партийную печать и др.

Избирательное законодательство может определять порядок использования в период предвыборной борьбы таких средств массовой информации как радио и телевидение.

Таковы важнейшие направления регламентации статуса политических партий в зарубежных странах.

В Российской Федерации конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конституции РФ.

Прежде всего, следует выделить ч. 2 ст. 13 Конституции, в которой закрепляется не только возможность деятельности различных партий (многопартийность), но и их равноправие.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, которая закрепляет право на объединение, политические партии могут создаваться свободно без предварительного разрешения. Членство в партии -добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выйти из ее состава.

Правда, свобода вступления в партию ограничена законом для судей и военнослужащих.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) не допускает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кроме того законодательство запрещает создание и деятельность структур политических партий в органах государства (за исключением органов представительной власти), на предприятиях, в вооруженных силах, правоохранительных органах.

Запрет или приостановление деятельности политических партий на срок до шести месяцев возможен и отнесен к компетенции суда общей юрисдикции.

Более детальное правовое регулирование деятельности политических партий в России предусматривается урегулировать федеральным законом. Принятие Федерального закона »О политических партиях» было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Согласно Федеральному закону от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011, с изм. от 20.10.2011) »О политических партиях» политическая партия определяется как добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Законом устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных объединений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии — до 1 января 2010 года — не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях; с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года — не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях; с 1 января 2012 года — не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о партиях (ст. 3). Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ (ст. 5). Согласно Закону в РФ не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и федеральными законами (ст. 8 и 9). В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 месяцев до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (ст. 11-13 Закона). Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 3 месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (ст. 15-19).

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение права на вступление в политические партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, Закон устанавливает, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии она не принимает участие в выборах, такая политическая партия подлежит ликвидации. Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.43MB | MySQL:118 | 1,423sec