Реформы политических партий в России

<

Во-первых, на основании того, что целью политических партий в демократической политической системе является содействие в формировании и выражении политической воли общества, участие политических партий в формирование высших органов государственной власти выступает как средство обеспечения выражения политической воли и волеизъявления граждан, что является важнейшей конституционной функцией российских политических партий, закрепленной в части 3 стать 13 Конституции РФ.

Во-вторых, политические партии по своей внутренней сущности являются организациями многофункциональными, это объясняется, прежде всего »комплексностью» института политических партий, выступающих как в роли выразителей интересов части гражданского общества, так и в роли организаций, включенных в систему властных отношений. Именно то, что партии отражают политическую волю своих членов, отличает их от других общественных объединений (профсоюзов, молодежных организаций, экологических движений и т. д.).

В-третьих, партийную систему России в 1990-е годы можно охарактеризовать как декларированную многопартийность с отсутствием реальной политической роли партий в формировании федеральных и региональных органов государственной власти. Институциональная слабость российских политических партий 90-х годов была продиктована отсутствием в то время достаточной нормативно-правовой основы регулирования деятельности политических партий в России.

В-четвертых, принятие в 2001 году Федерального закона »О политических партиях» стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий. Закон сориентирован на достижение как минимум, четырех задач: 1) создание предпосылок для формирования сильных политических партий; 2) обеспечение централизации единого политического пространства и выстраивание партийной вертикали »центр — регионы»; 3) создание правовых механизмов, способствовавших эффективной деятельности партий, их влияние на политические процессы, происходящие в стране; 4) ориентация политических партий на участие в формировании органов государственной власти, а также на участие в их деятельности как на важнейшую задачу их уставной деятельности.

<

В-пятых, федеральный закон »О политических партиях» можно охарактеризовать, как комплексный, межотраслевой, регулирующих все вопросы организации и деятельности политических партий, в том числе в сфере их участия в формировании органов государственной власти. Вместе с тем, правовой статус политических партий в сфере их участия в избирательном процессе в настоящее время определяет как законодательство о партиях, так законодательство о выборах. В связи с чем, представляется необходимым осуществить согласования отдельных норм данных разделов законодательства с целью их оптимальной специализации и кодификации.

В-шестых, пропорциональная избирательная система по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ установленная сегодня в Федеральном законе от 18.05.2005 N 51-ФЗ имеет свои недостатки. Главные из которых — это так называемая — »обезличенность кандидатов» и не учет голосов избирателей, проголосовавших за политические партии, которые по итогам голосования не преодолели 7 процентный барьер. Полагаем, что для преодоления указанных недостатков существующей пропорциональной избирательной системы, в будущем целесообразно заимствовать опыт проведения избирательных компаний в Германии и ряде других европейских государств, использующих так называемую »преференциальную» пропорциональную избирательную систему.

В-седьмых, проведенный анализ участия политических партиях в выборах Президента Российской Федерации позволяет выявить главную особенность таких избирательных компаний. Главный акцент в избирательной кампании на выборах главы государства делается на способности того или иного кандидата быть выразителем общегосударственного начала и проводи i ь политику консолидации общества на основе позиции, приемлемой для большинства граждан. Если на парламентских выборах партии обычно подчеркивают свою индивидуальность, свое право на выражение интересов определенных социальных групп, то здесь они вынуждены нивелировать свои особенности и остроту своей позиции, заимствовать часть программных заявлений у своих политических оппонентов.

В-восьмых, мы поддерживаем развитие идеи о создании в России правительства партийного (парламентского) большинства. Мировая практика знает многочисленные примеры эффективности деятельности правительства, сформированного победившей на выборах партией, где парламент и исполнительная власть несут совместно ответственность перед своими избирателями. Но необходимо учитывать, что реализация данной идеи в России может потребовать серьезных изменений политической системы, конституционных норм и политических традиций. Поэтому в любом случае этот процесс требует глубокого осмысления.

В-девятых, необходимо предусмотреть в Федеральном законе общие для всех субъектов РФ положения о порядке рассмотрения кандидатур для избрания в Совет Федерации от законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Данные положения Закона должны касаться обязательного условия выдвижения альтернативных кандидатур от политических партий или депутатских групп законодательного органа субъекта. В таких обстоятельствах за региональным депутатским корпусом будет оставаться альтернатива выбора при рассмотрении кандидатуры в состав Совета Федерации, что, в свою очередь, будет способствовать всестороннему и объективному рассмотрению возможных кандидатов на должность члена Совета Федерации, в том числе, предлагаемых различными политическими партиями.

В-десятых, на наш взгляд к наиболее перспективным направлениям развития многопартийности, относится введение на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации системы »открытых партийных списков». При применении данной системы распределения депутатских мандатов избиратель вправе выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких кандидатов из списка (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта РФ), что позволит избирателю непосредственно участвовать в формировании персонального состава законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также будет стимулировать политические партии на более активную работу с избирателями.

В-одиннадцатых, в целях предоставления дополнительных гарантий политическим партиям, получившим по итогам выборов в законодательные органы государственной власти субъекта РФ наибольшее число депутатских мандатов, полагаем, что кандидатура, предложенная данными партиями и одобренная большинством голосов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, подлежит рассмотрению Президентом Российской Федерации в первоочередном (приоритетном) порядке. При этом предварительные консультации с общественными объединениями данного субъекта РФ, в отношении внесенной кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ, не проводятся.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00030 sec

WordPress: 21.92MB | MySQL:117 | 1,380sec