Экономическое развитие региона на базе выделения кластеров (на примере Краснодарского края)

<

111813 0244 1 Экономическое развитие региона на базе выделения кластеров (на примере Краснодарского края)1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Понятие кластера и история его возникновения

Идея о том, что успехи национальной экономики зависят, в конечном счете, от развития локальной концентрации специализированных отраслей впервые появилась более века назад в работах Альфреда Маршалла (1890). Он был первым экономистом, который исследовал синергетический эффект, достигаемый при объединении предприятий. А. Маршалл в своих работах определил три вида преимуществ, получаемых близко расположенными фирмами:

  1. обмен знаниями и инновациями (эффект перелива знаний);
  2. совместное использование трудовых ресурсов;
  3. свободный доступ к поставщикам.

    Основоположником современной концепции кластеров и их влияния на конкурентоспособность является М. Портер. Под его руководством проводились фундаментальные исследования процессов кластеризации.

    Из последних по времени зарубежных исследований, успешно разрабатывающих тему промышленных региональных и локальных кластеров необходимо отметить таких авторов, как Б. Ашим, Дж. Бекатини, Э. Бергман, П. Доринжер, M. Портер, М. Энрайт и др. В отечественной науке разработкой этой проблемы занимаются Ю. Винслав, В. Дементьев, В. Захаров, А. Марголин, М. Николаев, С. Ткачева, И. Ферова, Т. Цихан, Ю. Якутин и др. В работах этих ученных, опубликованных в последние годы, присутствует анализ различных аспектов применимости кластерного подхода в экономическом развитии территорий.

    Понятия кластер и кластерная политика появляются в 90-е годы XX века. В это время наиболее быстрыми темпами идет глобализация мирового хозяйства. Под её влиянием формируется новая модель организации производства (постфордизм), специфической чертой которой является распространение гибких форм взаимодействия фирм, связанных цепочкой формирования добавленной стоимости. Именно на это обратил внимание американский экономист М. Портер, введший в экономическую науку понятие «кластер». Он и его команда пришли к выводу, что организации с высокими значениями конкурентных преимуществ при определенных внешних условиях способствуют росту конкурентных преимуществ своих компаний-поставщиков и компаний-потребителей. В связи с этим М. Портер вводит понятие «отраслевой кластер», который определяет как «неформальное сообщество отраслевых и смешанных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ». Это объясняется высокими требованиями к потребительским качествам продукции своих смежников.

    Существенный вклад в теорию кластеризации внесли две работы М. Портера: «Конкурентные преимущества наций» и «Конкуренция», в которых автор описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством, конкурентоспособностью фирм, отраслей промышленности и национальных экономик.

    Теория кластеров получила свое продолжение в работах другого американского ученого М. Энрайта. Он создал теорию «регионального кластера» и дал этому понятию следующие определения:

  4. региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу;
  5. региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.

    Одним из существенных отличий во взглядах М. Портера и М. Энрайта является то, что согласно теории последнего конкурентные преимущества государства создаются на региональном уровне (по М. Портеру – на национальном), где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и институтов образования. По мнению ученного, региональные кластеры нуждаются в целенаправленной поддержке государственных структур и исследовательских организаций.

    Теория кластеров базируется на концентрации бизнеса в определенных географических границах, где для него существуют наиболее благоприятные условия. Такие промышленные группы обладают большей эффективностью, а входящие в них фирмы и территории, на которых они располагаются, как правило, более конкурентоспособны. Кластеры увеличивают производительность образующих их компаний, облегчая и удешевляя доступ к факторам производства; снижая транзакционные издержки; облегчая доступ к информации и т.п. Всё вышеперечисленное не может ни сказаться на развитии региона в целом. Поэтому кластеры в последнее время все чаще рассматриваются в качестве объекта новой экономической политики – кластерной политики, главной целью которой является повышение конкурентоспособности как государства в целом, так и отдельных территорий. В основе данной политики лежит осознание того, что экономическое благосостояние создается на микроуровне способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивым спросом, используя эффективные способы производства, распределения и потребления.

    Многие отечественные ученные сходятся во мнении, что прообразом современных кластерных образований в советское время были территориально-производственные комплексы (ТПК), представляющие собой форму пространственной организации производительных сил. Предпосылкой к формированию ТПК служила концентрация на данной территории природных ресурсов, которая позволяла выявить специфические черты их использования. Переход экономики России к рыночной модели хозяйствования устранил из структуры элементов и взаимосвязей ТПК важнейшее структурообразующее звено – задание на производство и поставку продукции.

    В постсоветский период появляются другие образования отдаленно напоминающие кластеры – финансово-промышленные группы (ФПГ), которые образуются либо путем объединения нескольких крупных фирм, либо группированием вокруг крупной фирмы ряда мелких и средних предприятий. Образующим началом таких структур является возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы влияния.

    Однако ни ТПК, ни ФПГ нельзя считать синонимами кластеров. Основной отличительной чертой кластерных образований, отсутствующей в вышеперечисленных структурах, является наличие конкуренции внутри кластеров.

    Попытки дать однозначную формулировку понятия кластера вызывают множество проблем. Это связано с новизной данного понятия в экономической науке и попытками каждого автора дать свое определение этому явлению. Некоторые из этих определений представлены в таблице 1 приложения 1. Поэтому целесообразно определять кластер через набор его ключевых характеристик: географическую концентрацию и взаимосвязанность участников кластера, конкуренцию между ними, критическую массу малого и среднего бизнеса, технологическую взаимосвязь входящих в кластер отраслей и т.д. Л.С. Марков выделяет следующие основные характеристики кластеров:

    1. Географическая концентрация и функциональная взаимосвязанность участников.

    2. Специализация фирм — субъектов кластера.

    3. Множество участвующих экономических агентов.

    4. Конкуренция и кооперация.

    5. Социальная встроенность.

    6. Инновационность.

    Кластер представляет собой альтернативу группировки предприятий по сравнению с отраслью. При использовании отраслевого признака предприятия объединяются в группы по сходству технологических и производственных процессов. В кластер же входят предприятия, которые расположены в границах определенного региона и которые имеют тесные технологические и производственные связи. Наибольший экономический эффект дает использование кластерной модели развития региональной экономики при включении в него промышленных предприятий, однако кластер может быть применен и для предприятий сферы услуг.

     

    1. Методы кластеризации. Аутсорсинг и субконтрактация

    Как было сказано выше, кластер представляет собой территориальную концентрацию в определенном месте совокупности взаимосвязанных между собой компаний, а также государственных и общественных институтов, необходимых для конкурентоспособности кластера и экономики города в целом. Такая концентрация может возникать на базе двух оснований для образования кластеров:

    1. Производственные цепочки. Данное основание предполагает кластеризацию на базе производственного процесса. В данный кластер входят следующие предприятия:

  • конечные производители;
  • поставщики компонентов, сырья и услуг;
  • предприятия, образующие каналы сбыта;
  • производители побочных продуктов.

Для этих предприятий вхождение в кластер дает ряд преимуществ:

  • доступ к дешевым источникам сырья;
  • использование научно-технической и другой информации, которой владеет одно из предприятий, входящих в кластер;
    • финансовые гарантии по сделкам и т.п.

Данный тип кластеров может быть представлен одним из следующих видов:

  • агломерация малых предприятий с четкой специализацией внутри кластера;
  • агломерация малых предприятий, зависящих от одной или нескольких фирм вне кластера;
  • совместная агломерация мелких и крупных фирм, основанная на четкой внутренней иерархии.

2. Трудовые ресурсы. Данное основание приводит к образованию кластера в том случае, если специалисты одной профессии (например, программисты) востребованы многими фирмами (работодателями) на определенной территории. Это может привести к появлению на данной территории, как большого числа востребованных специалистов, так и новых фирм-потребителей ресурсов, что и приведет к образованию кластера. Кроме того, данное обстоятельство повлечет за собой высокие требования к подготовке таких специалистов и вызовет подъем качества образования в целом, что в свою очередь отразится на деловой активности в регионе.

Этот пример наглядно демонстрирует положительное влияние процесса кластеризации не только на компании, входящие в кластер, но и на производительность бизнеса во всем регионе.

Кластеризация региональной экономики может как осознанно проводиться экономическими субъектами, так и нет. Двумя наиболее распространенными явлениями, ведущими к образованию кластеров, являются субконтрактация и аутсорсинг. Процесс субконтрактации подразумевает наличие головного предприятия – «контрактора» и множества малых и средних предприятий – «субконтракторов». Они заключают между собой соглашения, по которому головное предприятие поручает одному или нескольким субконтракторам изготовление комплектующих, деталей или узлов, необходимых для производства конечного продукта.
Аутсорсинг представляет собой традиционных неключевых функций организации (например, рекламная деятельность) внешним исполнителям – аутсорсерам, а также отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у специализированной организации. Таким образом, аутсорсинг является разновидностью кооперирования и
предполагает такое взаимодействие двух или нескольких фирм,
при котором «внешнее» предприятие, продавая заказчику свои товары или услуги, включается в производственно-хозяйственный цикл заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым.
В отличие от обычной кооперации, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали, узлы, агрегаты), аутсорсинг предполагает приобретение у контрагента услуги по реализации (технологических) операций.

<

По мере того как из состава крупных фирм выделяются неосновные производства (в процессе субконтрактации и аутсорсинга) и складываются в их цепи поставок и контрибьюции, а также в процессе их обрастания посредниками, консультантами и т.п., такие фирмы становятся ядром некоего экономического сообщества. Если же все или большинство субъектов этого процесса находятся в пределах одного региона, создаётся серьезное основание для образования на данной территории кластера того или иного вида. В процессе своего развития кластер, как правило, разрастается и способствует поступательному развитию не только головных предприятий, но и экономики региона в целом.

Таким образом, процессы субконтрактации и аутсорсинга, а также подобные им процессы кооперирования являются естественными предпосылками для кластеризации территории, на которой они протекают. Поэтому эти явления можно отнести к способам образования кластеров. Оба эти способа приводят к появлению кластеров первого типа (основанных на цепочке производства).

1.3. Влияние кластеров на конкурентоспособность региона и региональная кластерная политика

М. Портер – ученный, который ввел в экономическую науку понятие «кластер» – неразрывно увязывал его с понятием конкурентоспособности. Он утверждал, что «единственная
разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне – это производительность труда». А наиболее высокая производительность труда, в свою очередь, наблюдается в фирмах, связанных гибкой организацией и постоянно внедряющих инновации. Согласно М. Портеру, конкурируют не страны (регионы), а фирмы; регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности фирм.

Конкурентоспособность региона представляет собой способность экономической системы региона обеспечивать саморазвитие на основе эффективного использования конкурентных преимуществ, формирующих в регионе благоприятную предпринимательскую среду для образования сетевых форм организации бизнеса и внедрения инноваций в бизнес-процессы (такую форму организации бизнеса М. Портер назвал промышленными кластерами). Одним из способов повышения конкурентоспособности экономики регионов является создание благоприятной к инновациям предпринимательской среды, что стимулирует развитие конкурентоспособных на мировых рынках экономических кластеров
– сетей хозяйствующих субъектов с гибкими формами производственных процессов, организации труда и взаимоотношений между фирмами.

Кластерный подход к экономическому развитию определенной территории является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в улучшении торгового баланса региона, увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

Большинство российских авторов региональных стратегий и программ социально-экономического развития придерживаются отраслевого подхода к управлению экономикой региона, в то время как в мире все большее распространение получают новые подходы, предполагающие косвенное воздействие на промышленное развитие путем создания условий для развития бизнеса. Кластерный подход является одним из них. Для всей экономики региона кластеры выступают в качестве точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность региона увеличивается. Источником конкурентоспособности регионов становится удачное использование местных особенностей (конкурентных преимуществ).
Участие региональных органов власти в создании и развитии кластеров особенно важно на первых этапах формирования кластеров и сводится к оценке экономического потенциала региона, к выбору наиболее перспективных кластеров, содействию их формирования и развития, а также к регулированию и поддержке функционирования таких кластеров.
В дальнейшем участие региональных властей сокращается.

Управление экономикой на основе образования региональных кластеров имеет ряд преимуществ. Основными из них являются:

1. Увеличение налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций).

2. Возможность формирования промышленных объединений, обеспечивающих занятость населения региона, развитие инфраструктуры, увеличение налогового потенциала и т.д.

3. Возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров.

4. Возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющих большое значение для региональной экономики.

5. Повышение в регионе предпринимательской активности.

6. Развитие инновационного потенциала посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера и т. д.

Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе позволяет оперативно обсудить общую задачу, решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем.

Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера. Среди основных направлений региональной кластерной политики можно выделить следующие:

1.
Создание благоприятной среды для формирования и развития кластеров. Прежде всего, сюда относится развитие инфраструктуры бизнеса. Основными компонентами кластерной инфраструктуры являются:

  • образовательные и научно-исследовательские учреждения и программы;
  • связи между образовательными, научными организациями и промышленностью;
  • технологическая культура бизнеса и т.п.

Помимо развития специфических компонентов кластерной инфраструктуры в рамках этого направления необходимо развивать и традиционную экономическую инфраструктуру.

2. Разработка стратегий развития кластеров. Развивать кластер в отрыве от развития региона неэффективно. Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть согласованы.
При разработке региональной стратегии надо определить ключевые точки роста в регионе, а при выявлении и планировании развития перспективных кластеров должны быть учтены выявленные ранние ключевые точки роста и рамки региональных стратегий.

3. Создание управляющей кластером организации. В рамках этого направления задача региональных органов власти заключается в разработке таких механизмов взаимодействия между предприятиями кластера и местными органами власти, которые позволили бы им объединять усилия для наиболее эффективного развития региона.

4. Гарантии со стороны органов власти. Для установления доверительных отношений между организациями образующими кластер (что является неотъемлемым условием образования эффективных кластерных структур) на начальных стадиях кластеризации региональные органы власти могут взять на себя функции гарантов выполнения обязательств всеми участниками кластера.

5. Информационная и организационная поддержка предприятий кластера. Это является одним из важнейших направлений региональной кластерной политики, поскольку в настоящее время информация является ключевым фактором развития бизнеса и главным конкурентным преимуществом фирм.

Управление внешнеэкономическим комплексом региона в случае применения метода кластеризации сводится к общему регулированию экономических процессов, протекающих в регионе. В этом случае региональное правительство может осуществлять функции по координированию развития внешнеэкономического комплекса региона посредством осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, предоставления налоговых гарантий, льгот и субсидий. Однако история кластеризации свидетельствует о значительных различиях в кластерной политике различных стран и регионов. Один из основоположников кластерной теории М. Энрайт предложил рассматривать четыре типа региональной кластерной политики:

  1. Каталитическая. В рамках этой политики региональные власти сводят заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им небольшую финансовую поддержку.
  2. Поддерживающая. Каталитическая политика региона дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создающую благоприятную среду для развития кластеров.
  3. Директивная. При следовании этой кластерной политике поддерживающая функция государства осуществляется в рамках программ трансформации специализации регионов посредством развития кластеров.
  4. Интервенционистская. Это кластерная политика в которой органы власти играют наиболее активную роль. Они активно формируют специализацию кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов контролирует деятельность фирм в кластерах.

    В настоящее время выделяются пять наиболее общих типов кластерной политики:

  5. Политика посредничества. Она направлена на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками.
  6. Политика стимулирования спроса. Включает в себя формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ.
  7. Образовательная политика. Её целью которой выступает формирование в регионе достаточного количества трудовых ресурсов необходимой квалификации.
  8. Политика стимулирования внешних связей. Она заключается в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.
  9. Политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др.

    Представляется, что наибольших результатов региональные власти могут достигнуть в случае сочетания в их кластерной политике развития региона всех пяти вышеперечисленных направлений. Помимо этого на эффективность проводимой кластерной политики оказывает влияние ряд факторов:

    1. Факторы окружающей среды:

  • внешние факторы (наличие трудовых ресурсов, региональная политика в отношении конкуренции, стабильная правовая политика, поддержка науки и образования и др.);
  • кластерные «силы» (присутствие экономически устойчивых кластеров; существование кластеров с долгой историей, состоящих из множества компаний, конкурентоспособных на внешних рынках; наличие тесных взаимосвязей между компаниями);
  • микроэкономическая бизнес-среда (присутствие развитого научного сообщества, доверие местным инициативам со стороны бизнеса, высокий уровень доверия между компаниями и т.д.).

2. Факторы цели. Они представляют собой уровень достижения тех промежуточных задач, способствующих эффективной кластеризации, которые ставят региональные власти
(инновации и новые технологии; обеспечение технической подготовки персонала; анализ технологических трендов; создание брэнда региона; привлечение новых фирм в регион и др.).

3. Факторы необходимые непосредственно при создании кластеров (обладание глубокими знаниями о кластере; наличие личной сети тесных контактов в регионе; четкое представление о шагах, которые следует предпринимать; достаточный бюджет для осуществления проекта; взаимный обмен опытом с другими кластерами той же сферы деятельности, но в других регионах и т.д.).

В завершении сказанного следует отметить, что развитие региональной кластерной инициативы является одной из приоритетных задач регионального экономического развития Российской Федерации. В подразделе «Основные задачи регионального развития» среднесрочной программы правительства РФ на 2006-2008 гг. в числе направлений «государственной региональной кластерной политики» названы задачи:

  • выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу;
  • формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров;
  • способствование консолидации участников кластера (в том
    числе через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений;
  • развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах.

В этом же разделе указано на необходимость развития «кластерного анализа», к числу основных направлений которого отнесены:

  • долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, определение целей и направлений развития кластера;
  • создание в кластерах центров по обмену знаниями, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
  • реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований;
  • повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок;
  • содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности.

Как показывает западный опыт, в основе кластерной политики лежит национальная доктрина развития науки и образования, стимулирования инновационных процессов в экономике. Кроме того, в состав кластеров, как правило, входят средний
и малые предприятия, поэтому данное направление политики также должно базироваться на кластерном подходе. На рис. 1 Приложения 2 показана примерная схема формирования региональных кластеров.

Кластерный подход региональной политики играет существенную роль в улучшении социально-экономического положения в регионе и достижения прогресса во всех сферах жизни населения, повышения эффективности производства, привлечения новых инвестиций, роста качества кадрового потенциала, разработки инновационных технических проектов и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности производимого товара.

1.4. Потенциал кластеризации региона и оценка эффективности функционирования кластеров

Потенциал кластеризации – это наличие конкурентных преимуществ отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможность объединения данных преимуществ и использования их для повышения его конкурентоспособности. Для оценки потенциала кластеризации М.В. Винокуровой была предложена методика, включающая в себя следующие этапы:

1. Определение уровней потенциала кластеризации и обоснование каждого из них. М.В. Винокурова выделяет три уровня потенциала кластеризации:

А. Высокий. Он характеризуется возможностью создания 3-5 потенциальных кластеров в регионе; наличием предпосылок для создания хотя бы одного конкурентоспособного кластера. Если потенциал кластеризации региона находится на этом уровне, для функционирования кластера
существует развитая инфраструктура
или присутствуют
конкурентоспособные отрасли-поставщики. Также необходимо наличие ресурсной базы и уникального конкурентного преимущества, которое позволит организовать кластер вокруг себя.

В. Средний. Характеризуется возможностью создания 2-3 потенциальных кластеров в регионе. На данном уровне потенциала кластеризации развитой инфраструктуры нет, но ее можно создать при небольшом вложении средств, или создать предприятия-поставщики, также при небольших вложениях.

С. Низкий. При данном уровне потенциала существует возможность создания только одного кластера. Инфраструктура неразвитая, ресурсная база небольшая. Мало поставщиков.

2. Разработка показателей для анализа потенциала кластеризации. Для этого необходимо определить факторы, подлежащие оцениванию. В качестве таких факторов выбраны
локализация производства на территории региона и источники конкурентных преимуществ региона, как ключевые предпосылки образования кластеров.

Локализация производства на территории региона определяется с помощью коэффициентов локализации, душевою производства продукции отрасли и специализации региона на производстве продукции конкретной отрасли.

Уровень развития отрасли в регионе и ее значимость для экономики характеризует коэффициент локализации производства на территории региона, который рассчитывается по формуле:

k= (a/b) : (c/d), (1)

где а – это объем произведенной продукции, созданной в определенной отрасли
промышленности региона;

b – это объем произведенной продукции в целом по промышленности региона;


c – это
объем произведенной продукции в определенной отрасли промышленности страны;

d – это объем произведенной продукции в целом по промышленности страны.

Коэффициент душевого производства продукции отрасли определяется отношением удельных весов объема производства отрасли региона в объеме производства соответствующей отрасли страны и численности населения региона в численности населения страны.

Коэффициент специализации региона в конкретной отрасли определяется как отношение удельных весов объема производства отрасли региона в объеме производства соответствующей отрасли страны и валового регионального продукта региона в валовом внутреннем продукте страны.

Если названные коэффициенты равны или больше единицы, в этих отраслях можно создавать кластеры.

Анализ источников конкурентных преимуществ (ресурсов) включает исследование:

  • факторов производства, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли (оцениваются по показателям -доступны, недоступны);
  • с111813 0244 2 Экономическое развитие региона на базе выделения кластеров (на примере Краснодарского края)проса на внутреннем рынке на продукцию отрасли (существует, не существует);
  • конкурентоспособных отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе (присутствуют, отсутствуют);
  • конкуренции на внутреннем рынке и стратегии фирм (существует, не существует).
  1. Нахождение пороговых значений выбранных показателей для каждого уровня потенциала кластеризации. Пороговые значения показателей для конкретной отрасли определяются экспертным путем.
  2. Присвоение каждому значению показателя балльной характеристики. Наименьший балл должен соответствовать самому лучшему, а наибольший – самому худшему значению показателя.
  3. Оценка уровня потенциала кластеризации. На данном этапе экспертным путем определяется соответствие показателей кластеризации уровню потенциала кластеризации.

    Кластеризация является общепризнанным в современной экономической науке методом, повышающим эффективность и уровень конкурентоспособности экономики города, региона и страны. Для наглядной оценки эффективности функционирования кластеров представляется целесообразным сравнение результатов их деятельности с показателями соответствующих отраслей.

    Несомненно, существуют общие показатели, характеризующие функционирование любой отрасли и любого кластера (например, рентабельность). Однако ключевые факторы, динамика которых обуславливает наибольшую долю изменения основных показателей, индивидуальны для каждого вида экономической деятельности, каждой отрасли и каждого кластера. По причине уникального и многогранного функционирования каждого отдельного кластера существует острая необходимость не только в оценивании результатов работы кластеров, но и в выявлении ключевых составляющих их успеха, изучении внутренней структуры основных показателей.

    Исследуемые факторы представляется необходимым разделить на внешние и внутренние, для более результативного анализа полученных результатов, а также выработки более обоснованных управленческих решений.

    Для достижения этих целей целесообразно воспользоваться приемами и методами эконометрики и экономической статистики. В частности подобный анализ можно осуществить при помощи следующей последовательности шагов:

  4. Факторный анализ исходной информации, для выбора наиболее информативных переменных.
  5. Корреляционный анализ. Он необходим для определения переменных, непосредственно связанных с результирующими показателями (рентабельностью), и исключения факторных признаков, тесно связанных между собой (выявление мультиколлинеарных переменных).
  6. Формирование множества независимых факторов для построения регрессионных уравнений.
  7. Построение уравнений регрессии, как для обобщенного пространства факторов, так и для их внутреннего и внешнего подмножеств.

    Результаты регрессионного анализа позволяют выделить наиболее значимые внешние и внутренние факторы.
    Внутренние факторы можно условно считать управляемыми на уровне отдельного предприятия, внешние – регулируемыми на уровне промышленных союзов, органов власти, социальных институтов и других надфирменных образований, т.е. последние определяются не только линией поведения конкретной компании, но и могут формироваться вообще без ее непосредственного участия.

    Ещё одним подходом к оценке эффективности функционирование кластеров является восприятие кластера как инвестиционного проекта. В этом случае отчасти применима действующая методика оценки эффективности инвестиционного проекта.

    В настоящее время при создании кластера реализуются процессы интеграции и кооперации экономических ресурсов его участников при преимущественном сохранении статуса юридических лиц организаций входящих в кластер. Характерной особенностью кластера является достаточно широкий спектр деятельности входящих в него хозяйствующих структур, что порождает трудности при учете и оценке результатов функционирования как кластера в целом, так и его участников в отдельности. В связи с этим, существующую методику оценки эффективности инвестиционных проектов в целом можно использовать только в отношении отдельных участников кластера или групп участников, реализующих инвестиционные проекты независимо друг от друга, но в рамках кластера в направлении его развития. Поэтому для расчетов эффективности создания и функционирования кластерного образования, кроме общих принципов и методов оценки эффективности инвестиций, необходимы соответствующие методологические подходы, раскрывающие характерные особенности процессов кластеризации.

    Для учета индивидуальных особенностей кластеров В.А. Наумов предлагает следующую совокупность показателей:

    1. Производственная структура кластера. Её всесторонний анализ позволяет определить объем производства кластера и степень его ориентации на выпуск прогрессивной, экспортоориентированной продукции мирового уровня.

    2. Ресурсный потенциал кластера. Этот показатель включает целый ряд характеристик: природно-ресурсный потенциал (объем разведанных извлекаемых природных ресурсов в текущих ценах); среднесписочная численность работающих; среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

    3. Инвестиционная деятельность (стоимостной объем оборотных средств; объем нематериальных активов (без интеллектуальных инвестиций); интеллектуальные инвестиции (вложения в подготовку кадров, «ноу-хау», НИОКР) и инновационный фонд (финансирование новейших научно-технических разработок и рисковых проектов); финансовые инвестиции).

    4. Общеэкономические показатели кластера (балансовая прибыль; выручка от реализации продукции; рентабельность).

    Описанные методы позволяют определить экономическую выгоду, обусловленную кластерным подходом к экономическому развитие, а также ключевые показатели, влияющие на результативность функционирования кластера.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00122 sec

WordPress: 23.72MB | MySQL:121 | 1,396sec