Основные направления совершенствования системы социальной защиты населения УСЗН Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара

<

Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).

В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных:

— Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 2000 — 2005 гг.;

— Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда, 2000-2005 гг.;

— Федеральная комплексная программа »Социальная поддержка инвалидов»;

— Федеральная целевая программа »Старшее поколение»;

— Президентская программа »Дети России»;

— Программа пенсионной реформы в России и др.

Однако, действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.

К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие. Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.

С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.

По прежнему в систем социальной защиты населения особо острой остается проблема лиц без определённого места жительства и занятий, »бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социальных учреждений — специальных домов-инернатов, домов ночного пребывания.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ.

В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим детям.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

<

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень.

Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере — расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Без информационного обеспечения социальная деятельность не может быть эффективной и качественной. Высокий уровень информационной обеспеченности является своеобразной гарантией материальной защищенности граждан. Поэтому не вызывает сомнений необходимость автоматизации всех направлений деятельности социальной защиты населения.

Для повышения эффективности работы органов социального обеспечения необходимо создать Федеральную информационная сеть, охватывающая все подразделения социальной защиты населения субъектов РФ, городов и районов, основными функциями которой являются сбор, хранение, обработка и анализ социально значимой информации, обмен между всеми структурными подразделениями социальной защиты населения, обеспечение доступа и предоставление информации всем заинтересованным службам.

Заем на содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения РФ был одобрен руководством Всемирного банка в размере 28,6 млн. долларов в октябре 2005 года. В структуру проекта входят следующие компоненты: реформа системы пенсионного обеспечения, социальная помощь и социальная защита, материальная помощь семьям с детьми, материальная помощь безработным.

В ходе первого этапа реформирования системы социальной защиты в Прикубанском округе г. Краснодара предлагается осуществить работу по соотношению фактических норм нагрузки на 1 работника отделения социально-медицинского обслуживания на дому с нормами, установленными в нормативно-правовых документах по социальной защите.

В целях оптимизации численности персонала, работающего с пожилыми людьми на дому предлагается сокращение численности персонала в соответствии с нормами управляемости, установленными в нормативных актах, в результате, численность отделения социальной защиты на дому в проектном 2006 г. снизится с 362 ел. фактически до 310 чел., т.е. на 52 человека.

Количество отделений в связи с сокращением численности работников, при нормативном значении численности отделения 16 человек следует сократить с 22 (фактический уровень 2005 г.) до 20, т.е. на 2 отделения.

Одновременно, предлагается повысить заинтересованность оставшихся работников отделения, повышением средней заработной платы с уровня 4500 руб. до 5250 руб., при фактически неизменном размере общего фонда заработной платы отделения (фонд оплаты труда работников отделения снизится на 1,5 тыс. руб., составив в проектном году 1627,5 тыс. руб. против 1629 тыс. руб. в 2005 г.).

Таким образом, предлагаемое мероприятие позволит повысить материальную заинтересованность работников, оптимизировать структуру управления по социальной защите населения Прикубанского округа в соответствии с общепринятыми нормативами.

Направления дальнейшего реформирования системы социальной защиты населения в Краснодарском крае должны включать следующие направления:

1. Совершенствование методик проверки нуждаемости: активные контакты с налоговыми службами.

2. Переход от безадресных категориальных льгот к адресной форме социальной защиты там, где это возможно и рационально.

3. Переход от различных видов социальной помощи, предоставляемой на основе проверки нуждаемости, к единому пособию по нуждаемости.

4. Переход от дотаций производителям — ЖКХ, транспортным предприятиям — являющихся одной из самых неэффективных форм социальной защиты населения, к адресной поддержке самого населения.

5. Поиск дополнительных средств и источников финансирования системы социальной защиты населения: использование средств и усилий благотворительных организаций, международной помощи, бесплатного или низкооплачиваемого труда добровольцев позволит улучшить ситуацию с финансированием сферы социальной помощи и повысить эффективность ее функционирования.

На современном этапе главная задача государства заключается в том, чтобы сократить масштабы бедности и смягчить сопутствующие ей негативные социальные процессы, а в последующем, по мере увеличения экономических возможностей государства, способствовать росту реальных денежных доходов населения, устранению коренных причин массовой бедности. В рамках реализации этой задачи появилась необходимость в развитии современной концепции системы социальной защиты населения.

Для этого целесообразно использовать следующие меры:

Необходимо определить основные принципы и приоритеты социальной политики. Все элементы социального обеспечения и страхования граждан, существующие сегодня, разрознены, т.е. они не связаны единой стратегией социального развития страны. Делаются парадоксальные попытки реформировать и обеспечить более эффективную работу отдельных элементов системы социальной защиты, которая не встроена в систему экономических и политических отношений в государстве.

При формировании социальной политики целесообразно использовать гендерный подход, поскольку все происходящее в государстве, имеет различное воздействие на мужское и женское население. В противном случае каждый раз закладывается возможность для дальнейшей дискриминации одной социально-половой группы другой. В нашей стране при осуществлении социальной политики необходимо реально учитывать и ориентироваться на интересы и положение женщин, поскольку эта социальная группа составляет большинство населения страны.

На этой социально-экономической группе сфокусированы интересы основных жизненно важных институтов — семейного, образовательного и экономического. Положение женщин — это индикатор социального развития страны. Женщины, прежде всего являются наиболее нуждающимися в социальной защите, поскольку они испытывают дискриминацию в сфере труда, тяжелее переносят безработицу, составляют большинство во всех группах населения, относящихся к бедным.

При реформировании системы социальной защиты населения необходимо основным ее элементом сделать социальное страхование, для того, чтобы избежать социального паразитирования и снизить финансовую нагрузку на государственные органы, занимающиеся оказанием социальной помощи населению.

В процессе реформирования системы социальной защиты населения необходимо ориентироваться на международные нормы и требования, по которым РФ принимает на себя определенные обязательства, и ужесточить формы контроля и санкций в социальной сфере, как по отношению к гражданам, так и по отношению к органам социальной защиты.

Необходимо пересмотреть величину и методику исчисления прожиточного минимума как основного инструмента социальной политики с целью превращения его в социальный стандарт. В своем сегодняшнем виде прожиточный минимум предполагает удовлетворение только физиологических потребностей, т. е. обеспечивает выживание человека, при этом потребности в области образования, культуры, здравоохранения и т.д. не рассматриваются как необходимые.

Реализация вышеперечисленных мер по реформированию системы социальной защиты населения позволит:

— определив стратегию социальной политики, реализовать системный подход к решению вопросов бедности в рамках социальной защиты населения,

— повысить эффективность социального обеспечения, перенеся основную финансовую нагрузку на страховую составляющую,

— избежать социального отторжения бедных, при условии увеличения прожиточного минимума как счет его социальной составляющей,

— предотвратить дальнейшее усиления социальной напряженности в обществе вследствие поляризации населения по уровню доходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная задача государства в рамках социальной политики — принимать на себя значительную долю ответственности за наступление определенных обстоятельств в жизни человека — болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др., и через систему социальной защиты населения осуществлять компенсацию, обеспечивая при этом достойный уровень жизни.

Для России такая государственная стратегия пока нехарактерна, поскольку с началом рыночных преобразований первостепенное внимание уделялась экономическим преобразованиям, а преобладающими в социальной защите в переходный период оказались пожарные меры в отношении отдельных социальных групп населения.

При этом в системе социальной защиты преобладали денежно-компенсационные механизмы. Этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и просчетами в определении общей стратегии социального развития. В результате таких просчетов произошло резкое падение уровня жизни основной массы населения, увеличение дифференциации доходов, рост безработицы, резкое сокращение доступных большинству населения социальных благ и т.д.

Одной из ключевых задач системы социальной политики и защиты современного российского государства является обеспечение приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин (демографических, экономических, психологических) оказались на »обочине» общества и не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и т.д.).

Таким образом, система социальной защиты должна являться частью хорошо продуманной и грамотно спроектированной стратегии социального развития страны, и, следовательно, определенным фактором экономического развития.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00107 sec

WordPress: 21.92MB | MySQL:115 | 1,229sec