Социальное обеспечение как форма социальной защиты

<

111712 2110 12 Социальное обеспечение как форма социальной защитыПонятия социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение трактуются неоднозначно в юридической, экономической и других науках. Так например, понятие социальное обеспечение в семантическом понимании означает »предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества», иными словами под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Сторонники экономической концепции вкладывают в понятие социального обеспечения все виды социальной помощи членам общества за счет общественных фондов потребления: бесплатное образование, предоставление жилья, бесплатная физкультура и спорт, все виды пенсий, пособий.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию на экономическом и субъективном критериях. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. Например, В.М. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью1. Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В.С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — »это совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами профилактики и восстановления трудоспособности».

Мнения о понятии социального обеспечения разделились. Представители »широкой» сферы социального обеспечения предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по »медицинскому обслуживания и лечению» (В.С.Андреев), но не включать отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию Другие, напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие.

<

Некоторые ученые считали, что вопросы бесплатного образования (среднего, среднеспециального и высшего) должны включаться в социальное обеспечение (В.С. Андреев, Р.И. Иванова, В.А. Тарасова и др.), другие (Т.М. Кузьмина) относят к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях. Представители »узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В.Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

С учетом изложенного, социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Не смотря на то, что сегодня в Российской Федерации понятие социального обеспечения встречается в ряде законов, до сих законодателем не дано его определения, которое воспринималось бы наукой и практикой как легальное понятие. Проф. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо замечают, что »в научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления»1. Это объясняется тем, что социальное обеспечение — явление многоаспектное, дать универсальное понятие которому невозможно, оно не сможет одновременно охватить все сущностные признаки.

Отсутствием универсального понятия социального обеспечения можно объяснить достаточно частое его отождествление с понятием социальная защита. Понятие социальная защита ассоциируется у граждан нашей страны с социальным обеспечением еще и по той причине, что в 1992 г. органы социального обеспечения были переименованы в органы социальной защиты.

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование1.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности — проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00045 sec

WordPress: 21.17MB | MySQL:115 | 1,264sec