Становление развития системы подготовки социальных работников за рубежом

<

112412 0539 13 Становление развития системы подготовки социальных работников за рубежом
Для сравнительно новой профессиональной области деятельности, которой является в России социальная работа и социальная педагогика, выработка образовательных стандартов является актуальной и злободневной проблемой. Ее решению может способствовать изучение, осмысление и анализ теоретического и практического наследия, накопленного в этой области не только в нашей стране, но и в других государствах, где система подготовки специалистов социальной сферы насчитывает столетнюю историю. К таким странам в первую очередь следует отнести США.

Несмотря на достаточно большое количество образовательных программ для подготовки социальных работников и социальных педагогов, существующих в России (в настоящее время их общее количество по предварительным сведениям достигает 140), очевидно, что мы находимся в начале того пути, который проделали американские коллеги в области организации образования социальных работников в течение предыдущего столетия. В этой связи изучение и анализ американского опыта имеет особую значимость, поскольку учет множества существующих в мире научных подходов, знание зарубежного опыта могут способствовать осмыслению перспектив развития отечественной системы социальной работы и образования социальных работников, социальных педагогов в широком культурно-историческом контексте.

Хотя США не первая страна, в которой сложились предпосылки формирования новой профессии, однако именно здесь социальная работа и профессиональное образование специалистов данной квалификации были впервые поставлены на научную основу, а их содержание, методы и технологии получили всестороннее теоретическое обоснование. К началу XXI в. в США сложилась развитая инфраструктура социального обеспечения и образования социальных работников. По данным Совета образования социальных работников (Council on Social Work Education), в 2002 г. в стране насчитывалось 436 аккредитованных программ подготовки бакалавров, 149 программ подготовки магистров и 78 программ подготовки докторов социальной работы. Согласно статистике Бюро труда, в США в 2007 г. в должности социальных работников было зарегистрировано 477 тыс. специалистов. Из них, по данным исследователей, примерно 250 — 300 тыс. получили профессиональную подготовку в университетах и колледжах. Ежегодно выпускниками становятся примерно 10 тыс. новых специалистов. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейший рост количества образовательных программ, общая численность которых может достичь 625 — 650 в течение первого десятилетия XXI в.

Приведенные данные свидетельствуют, что профессия социального работника в США получила широкое распространение, она признана и востребована государством и обществом. Однако этому предшествовал сложный путь развития, который интересен для нас с различных точек зрения. Особенно важно понять, как происходила выработка стандартов образования социальных работников в период становления данной профессии.

Первые обучающие профессиональные программы были созданы в США на рубеже XIX — XX вв. по инициативе деятелей общественной благотворительности на базе частных социальных агентств. Особенностью начального периода становления и развития системы профессионального образования социальных работников в США было отсутствие централизованного государственного руководства этими процессами. Прототипом системы образования социальных работников США стала практика обучения добровольцев и платных сотрудников, которая сложилась в »обществах организованной благотворительности» и в сеттльментах в конце 90-х гг. XIX в. В рамках этих организаций сформировались два основных подхода к ведению благотворительной работы. Первый был связан с индивидуальной помощью нуждающимся и проводился членами »обществ организованной благотворительности», второй имел целью проведение широких социальных реформ и проходил в рамках движения »Сеттльмент». Различия в деятельности этих двух типов благотворительных организаций закономерно породили различия в подготовке кадров: в »обществах организованной благотворительности» были убеждены в необходимости специальных обучающих занятий для новых работников, в сеттльментах больше полагались на их непосредственное включение в жизнь и активную преобразующую деятельность на основе имевшегося у них университетского образования. Это привело к тому, что сформировавшаяся в недрах »обществ организованной благотворительности» система социальной работы индивидуального характера и ее метод (кейс-работа) стали основой профессиональной подготовки первых социальных работников.

Основные проблемы и противоречия, свойственные этапу становления, были связаны с отсутствием целостного подхода к социальной работе и четких методов практической деятельности, с многообразием областей деятельности и типов учреждений, в которых находили применение социальные работники, а также с наличием большого количества специализаций, между которыми не было установлено должной связи. Разнообразие специализаций вносило дополнительные проблемы в разработку учебных планов, выбор содержания и поиск единых стандартов образования социальных работников. В рассматриваемый период с социальной деятельностью связывали широкий круг задач, а социальные работники нашли применение не только в индивидуальной работе с бедняками, распределении материальной помощи, но и в таких областях, как медицина, образование и психиатрия.

<

Многообразие социальной работы, отражавшееся в вариативности представлений о ее миссии, целях и задачах, многоплановости функций и разнородности областей, в которых действовали социальные работники, усложняло организацию подготовки специалистов. Разработка научных основ для создания стандартных учебных планов школ социальной работы затруднялась также тем, что все еще не было проведено тщательного исследования деятельности, которую называли социальной работой, не сложилось общего мнения относительно того, что представляет собой социальный работник и что входит в круг его профессиональных обязанностей.

Хотя отдельные учебные планы американских образовательных программ подготовки социальных работников зачастую представлялись совершенно уникальными и неповторимыми по своей компоновке, можно сделать следующие общие выводы. Во-первых, все школы признавали, что социальная работа состоит из различных видов деятельности, требующих дифференциации образования. Во-вторых, в различных типах учебных программ многие курсы по выбору являлись схожими по содержанию, были взаимозаменяемыми или дополняли друг друга, что свидетельствовало о близости различных отраслей социальной работы. В-третьих, в школах социальной работы был ярко выражен интерес к »социальному» в специфическом значении этого термина. Несмотря на большое разнообразие образовательных программ, их целей и задач, все они главное значение придавали изучению психологии индивида в его взаимоотношениях с другими людьми в обществе. В-четвертых, все школы социальной работы, намеренно или нет, старались подготовить из своих студентов активистов, »спасателей», участников общественного движения.

В-пятых, сочетание в учебных планах дисциплин из области социальных наук с усвоением методов практической работы в отдельных социальных сферах и практикой под наблюдением наставников доказывало, что в подготовке социальных работников важное место наряду с освоением традиционных профессиональных методов работы отводили усвоению теории и научных знаний несмотря на те усилия, которые предпринимались для установления единых требований и разработки стандартизованных учебных планов, направленных на освоение

Суммируя итоги развития образования социальных работников в США в период его становления, можно констатировать наличие следующих характерных особенностей и отличительных черт.

Во-первых, взяв свое начало в практике работы частных благотворительных агентств, подготовка специалистов постепенно начала переходить от системы »ученичества» к образованию на базе университетов, которое предполагало освоение теоретических основ профессиональной деятельности и наличие четкого учебного плана. Однако в этот период добиться преобладания профессионального типа подготовки над »ученическим» все еще не удавалось.

Во-вторых, общее состояние социальной работы данного периода, характеризовавшееся осознанием необходимости интеграции различных ее сфер, существенно повлияло на образование специалистов. Образование шло от узкоспециализированной технической подготовки к поиску объединяющих концепций и выработке общего стандарта, позволяющего готовить профессионалов для всех отраслей социальной кейс-работы. Это было важным вкладом школ социальной работы в достижение профессиональной идентичности и повышение статуса профессии.

В-третьих, в связи с интеграцией школ социальной работы с университетами наметилась тенденция установления высоких требований к базовому уровню подготовки принимаемых для обучения студентов. Унификация требований давала всем студентам возможность освоить основы профессиональной деятельности на высоком теоретическом уровне. Однако относительно содержания теоретических курсов не было достигнуто ясности, поскольку образовательные стандарты, хотя и находились в стадии разработки, окончательно приняты не были.

В-четвертых, профессиональные ассоциации социальных работников взяли на себя основные функции управления организационными формами профессионального образования, разработки программного обеспечения обучения, определения содержания подготовки для различных типов специализаций и выработки перечня базовых умений, которые должны были объединить деятельность кейс-работников и придать ей высокий профессиональный статус.

Профессия социального работника и ее образовательная система в Канаде и в других западных промышленно развитых странах (в частности, США) имеют много общего, хотя по многим признакам и отличаются. Эти отличия сильно повлияли на развитие социальной работы и социальных программ в стране.

Канаду можно с уверенностью назвать социальным государством. Уже в середине 1960-х гг. Канада ввела всеобщую систему здравоохранения для своих граждан. Обучение в средних и высших учебных заведениях является бесплатным для всех студентов. Программы университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени финансируется правительством. После Второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, зашита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.).

Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они предоставляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 1930-х гг. помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным мужчинам. По мере роста добровольческих, филантропических движений становилось очевидным, что необходимо создать сильную систему знаний по проблемам социальной работы.

В Канаде уже в 1920—1930-х гг. в ряде университетов открылись факультеты или школы социальной работы, в которых первоначально основой обучения были программы социологии (университеты Мак-Гил и Торонто). В настоящее время обучение социальной работе проводится в 26 университетах страны. Социальные работники, окончившие университет с дипломом бакалавра или магистра, получают статус профессионала. Они могут работать в правительственных учреждениях, частных неприбыльных компаниях или самостоятельно. Кроме того, выпускники университетов могут выступать в качестве советников. Социальные работники помогают людям, имеющим социальные, экономические, психологические и другие проблемы.

Большинство учебных программ включает курсы по содержанию социальных программ страны, в том числе изучаются основные направления социальной политики. Главное в социальной работе — правильный подход к решению проблемы. Поэтому студентов обучают:

— эффективным методам сбора информации о проблемах отдельных граждан, семьи или общины;

— способам организации системы информации, которую они собрали, для последующего анализа и реализации возможного плана действия;

— наиболее эффективным способам оказания помощи клиентам;

— различным методам вмешательства (интервенции) путем консультирования, социального действия или организационного содействия;

— способам оценки и адаптации плана действий, который осуществлялся;

— исследовательским методам, позволяющим активно оценивать программу проводимой социальной работы.

Большинство профессиональных социальных работников считают необходимым повышать свой образовательный уровень. Многие из них в конце учебного процесса получают дипломы магистра социальной работы. Это специализированная степень, которая определяет глубокие знания студента в конкретной области социальной работы с клиентами. Студенты, имеющие диплом магистра, должны пройти дополнительное обучение в течение 6-10 недель и дополнительную практику.

За последние 30 лет профессия социального работника получила в Канаде широкое распространение. Многие ежегодно повышают свою квалификацию, для этого существует 26 центров обучения.

Чили была первой страной в Латинской Америке, в которой появилась социальная работа. Произошло это в 1925 г. и было вызвано принятием ряда законов, которые составили основу чилийского социального законодательства. В стране были созданы правительственные учреждения, которые стали заниматься оказанием социальной помощи. В этих и других учреждениях работали социальные работники.

Создание системы подготовки профессиональных социальных работников проходило под влиянием европейских специалистов, которые были приглашены работать в Чили. Первая такого рода школа, названная в честь Александре дель Рио, была основана в 1925 г., и ею управляли бельгийские инструкторы. Школа социальной работы при Католическом университете была основана в 1929 г. немецким профессором Луизой Еринсен. Начиная с 1945 г. в Чили стали распространяться американские методы социальной работы.

В настоящее время в Чили открыто 17 школ по обучению социальной работе, которые выпускают бакалавров социальной работы, в них обучается примерно 2300 студентов. Учебная программа по социальной работе включает четыре основных раздела:

— социальная работа: изучение социальных проблем, теории и методов социальной работы. Составной частью программы является практика;

— методология: статистика, социальные исследования, планирование, административное управление, разработка социальных проектов;

— основные социальные науки: социология, психология, право, антропология, экономика, философия и политология;

— факультативные дисциплины.

Создание департаментов социальных служб привело к изменению структуры профессиональной карьеры социального работника в Великобритании. Профессионально подготовленные социальные работники могут быстро продвинуться по служебной лестнице и получить должность менеджера или администратора. Кроме того, их заработная плата такова, что ставит социального работника на уровень учителя школы. Однако результаты и влияние в обществе профессиональной организации социальной работы — Британской ассоциации социальных работников (БАСР) — невелики. Лишь небольшая часть социальных работников является ее членами, большинство же состоит в профсоюзах.

С 1970 г. вопросами обучения социальных работников занимается Центральный совет по обучению социальных работников, который финансируется государством. По решению Совета профессиональную квалификацию социальных работников подтверждает либо сертификат социальной службы, либо квалификационный сертификат социального работника. Более 85% всех социальных работников, занятых в департаментах социальных служб, имели такие сертификаты. Без них практически было невозможно получить работу в департаментах. Обладатели первого вида сертификата, как правило, работают в центрах дневного пребывания клиентов и в социальных службах по месту жительства. Обладатели второго сертификата в основном были заняты в департаментах социальных служб общин и муниципалитетов. Обладатели первого вида сертификатов — это выпускники колледжей, обладатели второго — выпускники университетов.

Оба сертификата в конце 1990-х гг. были заменены на единый национальный документ, называемый дипломом социальной работы. Новый диплом выдается студентам после двух лет обучения. По новой учебной программе студенты могут выбирать узкую специализацию социального работника. В отличие от прошлой практики учебная программа колледжей и университетов разрабатывается учебными заведениями не самостоятельно, а в сотрудничестве с социальными службами.

Несмотря на возникшие в последние годы финансовые и иные трудности, социальная работа как профессия является популярной и привлекает множество студентов.

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны. Последствия индустриализации обусловили резкое обнищание семей рабочих, как следствие — большое число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

Во времена Первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от благотворительных, независимых организаций к государству.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.42MB | MySQL:118 | 1,248sec