ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

<

090914 0242 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫГосударственные стратегии повышения уровня жизни населения и улучшения ее качества обусловливают необходимость роста эффективности российской системы социальной сферы Особенностями этой системы на современном этапе являются постоянное увеличение потребности в разнообразных ресурсах при их фактической ограниченности, поиск новых источников финансовых средств. Важным структурным элементом управления социальной сферы выступает обеспечение ресурсами, их эффективное использование, в том числе и за счет применения ресурсосберегающих технологий.

Учреждения и организации социальной сферы, выступая в качестве основных производителей и потребителей социальных услуг, оказывают существенное регулирующее воздействие как на экономику социальной сферы, так и на экономику страны в целом. Даже в период глубокого экономического кризиса общество стремится сохранить уровень развития социальной сферы, образующего важную часть системы жизнеобеспечения населения. Спрос, предъявляемый к услугам социальной сферы, характеризуется стабильностью.

Более того, система социальной сферы, участвуя в формировании и сохранении трудового потенциала общества – главной ее производительной силы, создает условия для экономического роста, поступательного развития общества. Сохранение достигнутого уровня, его развитие само служит залогом экономического роста. Система социальной сферы является нравственным критерием экономики и проводимой государством социальной политики.

Особенностью развития системы социальной сферы на современном этапе являются постоянное увеличение потребности в необходимых и разнообразных ресурсах, сокращение бюджетного финансирования, возникновение дефицита, ограниченность ресурсов, необходимых для оказания социальных услуг и развития. Задачами развития социальной сферы в настоящих условиях являются необходимость сохранения достигнутого уровня, расширение ассортимента услуг и привлечение новых внебюджетных ресурсов.

Особенностью социальной сферы выступает и территориальный, региональный характер действия большинства факторов повышения его эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг, развитостью системы социальных учреждений, структуры и возможностей клиентов и др.

Деятельность социальной сферы направлена на удовлетворение потребностей людей в определенных социально-экономических благах и услугах. В свою очередь эти блага производятся при использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, его субъектов и институтов. Деятельность по предоставлению гарантированных государственных социальных услуг, как затратная по своей сути, связана с необходимостью стабильного ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, кадрового, технологического, информационного и т.п.).

Ресурсная база является объективной основой реализации целей социальной сферы, и вместе с тем она подвергается целенаправленному изменению в соответствии с поставленными целями и задачами. Поэтому цели и ресурсы социальной сферы образуют неразрывное единство, целостный объект прогнозирования социально-экономического развития. Ресурсная база в существенной мере определяет способность социальной сферы производить товары и оказывать услуги для удовлетворения конечного спроса.

Чаще всего под ресурсами социальной сферы понимают только финансовые ресурсы, поступающие из бюджетов различных уровней, расходуемые на функционирование учреждений социальной защиты (т.е. на финансирование оказания услуг этими учреждениями) и на социальные выплаты в денежной форме (пенсии, пособия и т.д.). В терминах системы национальных счетов данную величину можно определить как «сумму трансфертов населению в натуральной и денежной формах».

Ресурсы социальной сферы — это более широкое понятие. Они включают в себя всю совокупность материальных и нематериальных средств из различных источников, которые могут использоваться и которые применяют в своей деятельности специалисты социальных служб, учреждений и организаций как экономические субъекты для решения трудной жизненной ситуации и удовлетворения потребностей своих клиентов и/или групп населения, для оказания социальных услуг. По ФЗ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» — не ресурсное обеспечение социальной сферы включает: имущественное обеспечение социальных служб (ст. 22); финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания (ст. 23); предпринимательскую деятельность учреждений социального обслуживания (ст. 24); кадровое обеспечение социальных служб (ст. 25).

Имущественное обеспечение социальных служб происходит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и включает в себя земельные участки, здания, сооружения, имущество и оборудование, необходимые для выполнения их уставных задач. Перечень имущества, его состав будет зависеть от задач социального учреждения. Уставные задачи социальных учреждений разнообразны, в зависимости от целей данного учреждения, структуры клиентов, их потребностей, изменений запросов клиентов, ассортимента услуг и др. При этом жизнь постоянно вносит в них свои коррективы.

В рыночной экономике одним из наиболее важных видов ресурсов учреждений социального обслуживания является земля, на которой расположено само учреждение и его хозяйственные и другие постройки, сады, огороды, парки и др. В современных условиях, когда активно проходит процесс передачи полномочий, имущества и права собственности в сфере социальной сферы от органов местного самоуправления на региональный уровень, а также передача муниципальной собственности субъектам Российской Федерации, повсеместно возникают вопросы с проверкой наличия правоустанавливающих документов учреждений, документов о праве собственности на занимаемые помещения и земельные участки, состоянии материально-технической базы. Земля и все, что на ней находится, должно быть обязательно юридически оформлено. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за государственными социальными службами на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Стабильная и полная обеспеченность социальной сферы материальными ресурсами, имуществом — необходимое условие организации, производства и оказания социальных услуг, бесперебойной работы социальных учреждений. Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной производственной деятельности учреждения.

Самым главным фактором, определяющим имущество социального учреждения, являются финансовые возможности того бюджета, из которого оно финансируется. Финансовые ресурсы учреждений и организаций социальной сферы — это денежные средства, формируемые при образовании организации и пополняемые в ходе производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации платных услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования. Эти ресурсы являются результатом взаимодействия поступлений и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов путем покупки сырья, материалов, топлива или аккумулируют доходы от использования ресурсов.

<

Финансирование государственных учреждений и организаций социальной сферы, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социальной сферы, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования социальной сферы являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и организаций социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; добровольчество (волонтерство); другие источники, не запрещенные законом.

Субъектам Российской Федерации регулярно предоставляется финансовая помощь на развитие учреждений социального обслуживания из средств федерального бюджета, дополнительных доходов федерального бюджета, а также за счет федеральных целевых программ, других определенных на федеральном уровне источников.

Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку.

Современное состояние и развитие социальной сферы характеризуется привлечением не только традиционных видов ресурсов — из бюджетов государства и его структурных институтов, но и из различных структур, формирующих гражданское общество. Традиционно рассматриваются, статистически подсчитываются только ресурсы государства, семьи, используемые в решении социальных проблем, реже — ресурсы отдельного человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, благотворительные пополнения.

В то же время население начинает возмещать часть расходов по содержанию учреждений социальной сферы, оплачивая полностью или частично определенные виды услуг. Отсюда ресурсы социальной сферы дополняются на сумму денежных расходов населения на оплату услуг.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в деятельности социальной сферы, в деятельности любого социального учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социальной сферы многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования — это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социальной сферы взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социальной сферы возможна лишь при эффективном их сочетании и использовании.

 

 

 

 

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

В западной экономической литературе (У. Поувелл, Л. Саламон, Дж.Ю. Стиглиц и др.) механизм функционирования и эффективность сферы обслуживания анализируются в системе производства и расширения спектра общественных благ. В работах этих ученых учреждения, оказывающие платные и бесплатные услуги, рассматриваются в двух плоскостях: платные — как производство частных благ, бесплатные — общественных. В результате исчезает возможность полной оценки эффективности учреждений и организаций социального обслуживания в целом, для которых в большинстве случаев характерна смешанная форма.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

– отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

– отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Самофинансирование социальной сферы населения в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).

Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой; территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: некомплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание.

Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет Система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.

Социальный стандарт – совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, выражаемая в социальных нормах и нормативах.

Социальные нормы и нормативы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность продуктами питания, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание социальной инфраструктуры. Социальные нормы и нормативы различают натуральные – выраженные в натуральных показателях: весовых, объемных, количественных и т.д. и финансовые – стоимостное выражение натуральных социальных норм.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм – использование в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности на планируемый год. Бюджетная потребность формируется для региона в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики – численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства существует несколько федеральных стандартов, закрепленных в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы. Регионы и муниципальные образования при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства на своей территории должны руководствоваться этими стандартами естественно с учетом местных специфических условий функционирования отрасли ЖКХ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель развития социальной инфраструктуры — повышение качества жизни населения, что является в конечном счете основой национальной экономики, а также укрепление социальной стабильности в обществе.

В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 1990-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе.

Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Поскольку социальная сфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря на снижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет.

Поскольку механизмы саморегуляции в социальной сфере практически перестали функционировать, то возникла необходимость проведения реформ. Они направлены на сокращение бюджетных расходов, так как устаревшая конструкция сети учреждений социальной сферы не эффективна, не оптимальна, у государства нет средств для ее содержания и поддержки.

Важнейшим условием функционирования социальной системы является ее ресурсное обеспечение, которое включает в себя кадры, материальную базу, финансовые средства и источники финансирования. Основное место среди этих источников занимают средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных фондов социального назначения: пенсионного, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что в совокупности доходов и расходов этих фондов составляет две трети от доходов федерального бюджета, успех социальных начинаний не может быть обеспечен без привлечения дополнительных средств, таких как cоциальные целевые займы; средства негосударственных пенсионных фондов; целевое налогообложение; доходы от платных социальных услуг; средства благотворителей; другие внебюджетные источников, присущие той или иной отрасли. Например, переходят в собственность государства и могут направляться на социальное обслуживание особые источники финансирования. К ним относятся, например, наличные деньги и средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников.

На уровне учреждения привлечение дополнительных источников на социальные цели может осуществляться двумя путями;

– предпринимательской деятельностью самого учреждения, в том числе платными услугами;

– взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреждения (выступать спонсорами).

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у учреждений социальной сферы устойчивую тенденцию к расширению границ их рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с законами Российской Федерации платными могут быть только те социальные услуги, которые не предусмотрены для данного учреждения в качестве основных; последние финансируются из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны являться надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников социального процесса: трудового коллектива, родителей, зрителей, пациентов, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет целевое назначение средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Уместно вспомнить еще о таком источнике финансирования, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества. При создании системы государственной поддержки международных проектов в гуманитарной области объем привлекаемых финансовых и иных ресурсов от зарубежных партнеров и фондов мог бы стать более существенным, нежели в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2008.
  2. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2010.
  3. Ильин И.А. Социальное строительство на территории России / Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН. – М.: Наука, 2006.
  4. Максимова М.Н., Максимов Д.С., Валеева Н.Ш. Эффективное формирование благотворительных ресурсов в социальном обслуживании // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12 – С. 527-529 
  5. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 2006.
  6. Рогов С.М. Функции современного государства: вызовы для России // Свободная мысль – ХХI. 2005. № 7.
  7. Шавишвили Д. Какие зарплаты нам нужны? // Социальное партнерство. 2008. №4.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00140 sec

WordPress: 21.96MB | MySQL:116 | 1,508sec