СОЦИАЛЬНЫЕ И ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ

<

091214 0112 1 СОЦИАЛЬНЫЕ И ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Еще в сочинениях древних философов (Аристотель, Ксенофонт, Платон и др.) представлены варианты экономического бытия.

Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика – это как бы синоним категории «рыночное хозяйство»1.

Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую и меньшую нагрузку.

Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.

Социальная система относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.

Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия.

Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность социальных систем обеспечивает их огромное распространение, в том числе значительные отличия между ними в пределах одного и того же типа социальных систем, или же организации, семьи, населения.

Система социальной защиты населения, будучи производственной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.

Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические1.

Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально – экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально – экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и с государственным механизмом регулирования – с другой, т.е. с двумя плюсами «теории богатства» — частной и общественной собственностью.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально – экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платы.

Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70% от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями1:

1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

2) сеть социальных компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержка бедных, стимуляция различных благотворителей.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производства из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.

Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни,

Для нашего государства характерно объединение института власти и института собственности. В многоукладной экономике оно должно выступать не только в качестве субъекта собственности, но и субъекты управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.

По причине экономика учреждений и предприятий социальной защиты регулируются управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются объемы финансовых, кадровых и других ресурсов.

Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.

В технологии социальной поддержки социально – экономические методы – это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой – оказывая человеку, семье, группе конкретную социально – экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

Социально – экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние – свое, своей семье и всего общества.

К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально – экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально – экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:

<
  • катастрофами природного или антропогенного характера;
  • затратами на рождение ребенка;
  • по уходу за инвалидами и др.

    В целях социальной защиты применяются и такие социально – экономические методы, как система льгот и компенсаций, а также система государственных пособий отдельным категориям населения, определяемых законодательно.

    Государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров1:

    социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

    набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия «материальное положение» практически не используется, обычно речь идёт об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления». Для нас предпочтительнее термин «материальное положение», поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д.; 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам2.

    Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

    Третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

    В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего ,данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

    В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи1:

    — денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты );

    — натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

    В соответствии с внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 августа 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2004 г., при переходе к системе социальной защиты граждан «субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

    при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правого, имущественного положения, а также других обстоятельств;

    реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

    предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

    не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц».

    Принципы социальной реформы в ФЗ-122:

    замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации;

    сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан;

    учет специфики правового, имущественного, а также иных обстоятельств, определяющих положение граждан в целях проведения социальной реформы;

    реализация принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства;

    предоставление гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

    недопущение при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

    Эти принципы должны в одинаковой форме реализовываться на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В то же время закон не содержит реализацию этих принципов в плане определения механизма их исполнения в полном объеме.

    2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

     

     

    Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

    Сфера производства нематериальных услуг имеет специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т.е. труд «…оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…»1. Здесь не происходит характерный для материально – вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

    Сфера нематериальных услуг включает жилищно – коммунальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание и др. Общим для них является нематериальный характер труда работников, занятых в этих видах деятельности. Объединяет эти отрасли и их непосредственная функциональная направленность на человека и социальные условия его существования.

    В период перехода к рынку возрастает число тех, кому объективно необходима поддержка государства. В то же время разгосударствление и множественность форм собственности привели к значительному сокращению ресурсных возможностей государства для удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения. И это стало еще одной особенностью экономики социальной работы в период формирования рыночных отношений1.

    Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.

    Социальная работа покоится на экономике как материальной основе общества. Это особенно важно сейчас, в переходной период, когда наблюдается кризис производства и рост безработицы, инфляция, рост стоимости всех видов товаров и услуг. И как результат – резкое, все увеличивающееся снижение уровня жизни и ее качества, рост числа незащищенных и обнищание больших масс населения. Как экономика государства является материальной основой решения социальных задач, так человек может быть защищен, если он обладает реальной собственностью.

    Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

    Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

    Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

    В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

    Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.

    Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

    Становление рыночной системы хозяйствования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально – экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

    Основная целевая функция переопределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

    На основе государственных программ социально – экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимися в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

    Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

    Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

    Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д.

    Особенностью третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенными категориями населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

    Программы социально – экономической поддержки призваны смягчить различия в уровне доходов, связанные с причинами, находящимися вне процессов труда.

    Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечении людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

    Экономическая категория «жизнеобеспечения населения» характеризуется совокупностью качественных и количественных характеристик, соответствующих производительных сил общества, социально – экономических отношений в условиях функционирования и развития рыночной экономики1.

    В этом смысле представляет интерес социально – экономическая модель системы жизнеобеспечения населения.

    Введение в научный оборот и практику государственного регулирования современного рыночного хозяйства экономической категории «система жизнеобеспечения» населения теоретически оправдана и позволит государству более компетентно обеспечивать формирование в России высокоразвитого, социально справедливого общества.

    Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель этих функций – анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.

    С точки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой – помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уровень жизни.

    С микроэкономикой связан анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

    Таким образом, предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития.

    Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.

    На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы категории этой эффективности.

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

    Сфера производства нематериальных услуг имеет специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т.е. труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Здесь не происходит характерный для материально – вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

    Предмет изучения курса «Экономические основы социальной работы» — это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

    Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.

    Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель этих функций – анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.

    Предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития. Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Федеральный закон от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи» ( в ред. ФЗ от 24 августа 2004 г № 122-ФЗ )// Российская газета, 1999, № 43, 21 июля.
  2. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 26 августа. 2004.
  3. Ковригин М.А. Экономические основы социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992.
  4. Курс экономики: Учеб. / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 2005.
  5. Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы. М., 2001.
  6. Пантелеева Т.С. Экономика социальной работы как учебная дисциплина в системе подготовки социальных работников. // Российский журнал социальной работы. – М., 1997, № 1.
  7. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения.// Вестник социальной работы, 1993, № 1.
  8. Разуваева Н.Н. Современная Россия. Обострение проблем социальной трансформации. – М – Уфа 1998.
  9. Червякова Г.А Экономическая функция социальной работы и проблемы её реализации // Российский журнал социальной работы. – М., 1997 № 2/6.
  10. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А.М. Румянцев. М.: Сов. энцикл., 1979. Т. 4.
  11. Якобсон Л.И. Экономические методы управления социально-культурной сферой, М., 1990.
  12. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории общественных финансов, М., 1996.
  13. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А.М. Румянцев. М.: Сов. энцикл., 1979. Т. 4.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00157 sec

WordPress: 22.24MB | MySQL:120 | 1,952sec