Анализ емкости местных рынков » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ емкости местных рынков

<

Определение, детерминанты и уровни емкости местных рынков

Подходы и методы анализа емкости местных рынков

Емкость местного рынка — количество товара (объем услуг), который можно реализовать на рынке муниципального образования за год.

Емкость рынка показывает, сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях, т. е. при определенной цене на товар, экономической ситуации в стране, конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка.

Детерминанты емкости местного рынка

К факторам, определяющим текущую и перспективную емкость рынка, можно отнести следующие:

  1. изменения цены товара;
  2. изменение среднего уровня дохода местных жителей;
  3. изменения моды;
  4. инфляционные ожидания;
  5. маркетинговые действия продавцов;
  6. стадия жизненного цикла местного рынка (растущий, насыщенный, стагнирующий или сокращающийся);
  7. изменения предпочтений местных потребителей по брендам производителей, торговым маркам и территории создания товара;
  8. технологические возможности производителей;
  9. изменение инвестиционных потоков и направлений их распределения по отраслям и сферам местной экономики; изменение объемов притока и оттока инвестиционных ресурсов.

    Емкость рынка и динамика ее изменения дают возможность фирме- продавцу предварительно оценить, перспективен ли для него данный рынок или нет. Задачи анализа емкости рынка являются разноплановыми для групп субъектов исследования (таблица 15.1):

    Уровни емкости рынка

  10. потенциальная емкость — рассчитывается для будущих периодов с учетом роста (изменения) потребности в товаре (услуге) одного клиента, численности населения, цены на товар и иных параметров;
  11. доступная емкость — рассчитывается объем товаров, которые фирмы могут реализовать на рынке, исходя из своих текущих производственных и сбытовых возможностей;
  12. освоенная емкость — объем товаров, который фирмы реализуют на рынке в настоящее время, но который ниже потенциального объема продаж;
  13. целевая емкость — объем товаров, который фирмы реализует на целевом рынке, достигая, таким образом, установленных в стратегиях корпоративного развития целевых ориентиров;
  14. доступная квалифицированная емкость — рассчитывается объем товаров, которые фирмы могут реализовать на рынке в будущем, исходя из предела своих производственных и сбытовых возможностей.

    Подходы к оценке емкости местных рынков

    Подходы к оценке емкости местных рынков различаются в зависимости от вида рынка:

  15. Емкость рынка промышленных товаров оценивается путем анализа тенденций развития и инвестиционной политики местных отраслей и сфер деятельности, потребляющих эти товары. При отсутствии такой информации емкость рынка определяется путем рассмотрения тенденций продаж в прошлом и их экстраполяции с поправками на рассматриваемый период.

    Целесообразным является учет основных тенденций по аналогичным рынкам промышленных товаров в стране в целом, а также в соответствующем регионе и крупнейших городах.

    <
  16. Емкость рынка потребительских товаров оценивается на основе анализа факторов, влияющих на спрос населения (детерминантов спроса), таких как общая численность населения, распределение его по возрастным, социальным, половым признакам; уровень доходов на душу населения; динамика индекса стоимости жизни, динамика ставок заработной платы, образ жизни и т. д.

    А.П. Дурович выделяют три основных метода анализа емкости местных рынков:

  17. В рамках данного метода при определении емкости рынка города объем местного производства увеличивают на объем импорта и уменьшают на объем экспорта, учитывая остатки товаров предыдущего и отчетного периодов:

    Е П + И — Э +
    Опред. периода Оотчетн. периода

    где Е — емкость рынка города в стоимостном или физическом выражении;

    П — объем местного производства;

    И — объем импорта в муниципальное образование;

    Э — объем экспорта в другие муниципальные образования;

    Опп — остатки предыдущего периода;

    Ооп — остатки отчетного периода.

    Целесообразно использование формулы при наличии информации о муниципальном образовании в целом и отсутствии данных по конкретным фирмам.

  18. Оценить емкость рынка можно и с помощью панельных исследований. Панельные исследования позволяют получить необходимую информацию о происходящих на рынке изменениях с помощью регулярного опроса одной и той же группы торговых организаций (панели розничных точек) или группы потребителей (панели потребителей).

    Определение емкости рынка на основе исследования панели розничных точек — для выбранной панели по формуле сначала вычисляется среднедневной объем продаж конкретного товара или товарной группы в одной розничной точке, включенной в панель:

    где ОПсррозн
    — средний объем продаж товара в розничной точке за день;

    ni
    — объем поступлений товара в i-ю розничную точку за исследуемый период времени;

    EiH
    5
    EiK — остатки товара в i-ой розничной точке на начало и конец рабочего дня;

    п — общее число розничных точек, включенных в панель.

    Аналогично определяется объем продаж по оптовым торговым организациям, что в определенной степени может привести к дублированию объемов продаж.

    Емкость рынка товара за год на основе ОПсррозн
    определяется по формуле:

    Е = (ОПср.розн х NpOЗH. + ОПср.опт. Х ^опт.) х Рср. Х365,

    где Npo3H общее число розничных точек на данном рынке;

    Nmm общее число крупных торговых организаций на данном рынке;

    Рср. — средняя цена товара на данном рынке, рассчитываемая как средняя хронологическая за год.

    Возможно определение емкости рынка на основе исследования панели потребителей — для выбранной панели потребителей по формуле определяется среднемесячный объем покупок товара одним потребителем, включенным в панель:

    i =1

    111112 0456 1 Анализ емкости местных рынковОПср.п =

    где ОПср.п — средний объем покупок товара одним потребителем;

    ОПi объем покупок товара i-м потребителем, включенным в панель.

    Емкость рынка товара за год на основе ОПср.п определяется по формуле:

    Е = ОПср.п х N х Рср. х 12,

    где Nn — общее число возможных потребителей товара на рынке;

    Рср. — средняя цена товара на данном рынке, рассчитываемая как средняя хронологическая за год.

    Вышеуказанный метод используется при отсутствии достоверной информации о рынке вообще, что делает необходимым проведение полевых исследований в рамках панели торговых организаций или выборки покупателей.

  19. Ф. Котлер предлагает оценивать емкость рынка по формуле:

    Q = nxqxp,

    где Q — емкость рынка за год;

    n — число покупателей товара на рынке;

    q — среднее число покупок в год;

    р — средняя цена единицы покупки.

    Формула используется при наличии детальной информации о рынке.

    Следует, однако, учитывать, что не всегда наибольшая емкость рынка означает наилучшие возможности для его освоения, так как на рынке может быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов и другие факторы, которые следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного рынка для последующей деятельности на нем.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.61MB | MySQL:114 | 1,324sec