Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов и фирм

<

Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов

Анализ привлекательности экономического пространства муниципального образования для фирм

Оптимальные характеристики фирм и индивидов с позиции развития муниципального образования

Основные факторы притяжения населения

а)    экологическая чистота территории города

При прочих равных условиях индивид при выборе территории для жизни и деятельности тяготеет к экологически благополучным муниципальным образованиям. Кроме этого, может учитываться тот факт, является ли ненанесение ущерба природе стандартом деятельности местных экономических субъектов. Потенциальный житель может также принимать во внимание основные тенденции развития экологической ситуации на данной территории и степень консолидации усилий местного сообщества в решении экологических проблем.

б)    низкий криминогенный уровень городского пространства

Данное требование к городскому пространству связано с потребностью индивида в личной безопасности, соблюдении его личных и имущественных прав со стороны внешнего окружения. При прочих равных условиях, чем меньше преступлений совершается в данном городе, чем более развиты традиции соблюдения и защиты прав и свобод человека, тем более адекватным и привлекательным будет данное пространство для потенциального жителя.

в)    наличие высококачественных рабочих мест.

Наличие высококачественных рабочих мест является одним из ключевых требований потенциального жителя к пространству жизнедеятельности. Данное требование может включать высокий уровень оплаты труда, наличие перспектив профессионального и личностного роста, комфортность условий работы, адекватность социальных взаимодействий потребностям индивида, а также уровень конкуренции на местном рынке труда.

д)    наличие социальной инфраструктуры, создающей оптимальные (комфортные) условия для проживания и удовлетворения потребностей высокого уровня

Для повышения привлекательности города для потенциальных жителей местной администрации необходимо создать или содействовать созданию высокоразвитой и эффективно действующей сети медицинских, учебных, спортивных, художественных, музыкальных и иных учреждений и организаций. Проблемы, связанные с реализацией данной задачи, могут относиться к процессу определения текущих и перспективных потребностей местного сообщества в объектах социальной инфраструктуры, поиска необходимых финансовых ресурсов, определения формы собственности, ценовой политики и механизмов взаимодействия с органами местного самоуправления. Оптимальной представляется такая модель городского пространства, при которой объекты социальной инфраструктуры находились бы в частной собственности, а местные жители имели бы достаточно высокие доходы для приобретения полного набора социальных услуг высокого качества.

е)    приемлемая стоимость жизни в данном городском сообществе.

Пятым фактором притяжения потенциальных жителей является приемлемая стоимость товаров, работ и услуг в городе или приемлемое соотношение среднего уровня доходов местного населения к среднему уровню расходов. Например, стоимость жизни в данном муниципальном образовании может быть самой высокой в регионе, однако, при этом либо уровень доходов достигает также достаточно высоких значений, либо на данной территории созданы наиболее оптимальные условия для жизнедеятельности индивида.

К другим факторам притяжения индивидов (домохозяйств) можно отнести престижность проживания в данном городе, повышение качества жизни горожан как стратегический приоритет политики местной администрации, характеристика города как динамично развивающегося, политически и социально стабильного и некоторые иные.

Основные факторы притяжения предприятий и организаций

При выборе муниципального образования, на территории которого размещение предприятия будет оптимальным, предприниматель, на наш взгляд, может руководствоваться следующими критериями:

а)    наличие платежеспособного спроса на выпускаемый товар

Предприятие заинтересовано в том, чтобы местное население имело

достаточно высокие доходы и таким образом формировало платежеспособный спрос на производимые товары, работы и услуги. Фирмам необходимо, чтобы спрос на производимую ими продукцию был высоким и постоянным, не зависел от сезонных факторов, а его значительные колебания можно было бы предсказать и подготовиться к ним. Кроме этого, компании заинтересованы в том, чтобы численность их клиентов не только не уменьшалась, но постоянно росла в количественном и качественном значении. Требование наличия платежеспособного спроса на выпускаемые местными компаниями товары относится не только к экономическому пространству данного города, но и ко всем внешним по отношению к нему рынкам. Оптимально, если компания распространяет свою деятельность на множество рынков, снижая, таким образом, вероятность и масштабы финансовых потерь от падения спроса на ее товары на некоторых из них.

б)    приближенность к рынкам сбыта

Реализация данного условия имеет тройственный эффект для компаний и городского сообщества в целом. С одной стороны, максимальная приближенность к рынкам сбыта является барьером входа на местный рынок для отраслевых конкурентов, желающих расширить географические рамки своей хозяйственной деятельности за счет экономического пространства данного города. Близость к потребителям дает возможность предприятиям существенно снизить транспортные, складские и иные издержки, связанные с доставкой товара целевым группам клиентов. С другой стороны, географическое совпадение места производства и реализации товаров позволяет предприятиям ограничиться каналами сбыта с минимальным

количеством звеньев (маркетинговые каналы нулевого и первого уровней), а не создавать сбытовые сети с большим числом посредников. Таким образом, товар будет доходить до потребителей по достаточно низкой цене, увеличивая тем самым покупательную способность местного населения.

Вместе с тем, отсутствие местных фирм-посредников можно рассматривать как упущенную выгоду для городского сообщества в виде меньшего числа рабочих мест, недополучения налогов и сборов местным бюджетом и соответственно меньшими финансовыми возможностями администрации города по содействию развитию городского сообщества по сравнению с вариантом, при котором данные фирмы-посредники существовали бы и успешно функционировали.

в)    благоприятный налоговый и инвестиционный климат экономического пространства города

При прочих равных условиях город является привлекательным для деловых кругов, если ставки местных налогов ниже аналогичных ставок в альтернативных муниципальных образованиях, а местное правительство

активно предоставляет налоговые кредиты перспективным, развивающимся и социально ориентированным предприятиям.

Понижая ставки местных налогов и сборов, а также уменьшая их количество, администрация города теряет часть от возможных налоговых поступлений лишь в краткосрочном периоде. При этом речь не идет о снижении финансовых возможностей местного правительства по содействию развитию городского сообщества, так как уменьшение ставок местных налогов уже является инструментом стимулирования экономической активности, способствует росту благосостояния домохозяйств и увеличения прибыли местных фирм. Кроме этого, при прочих равных условиях, в среднесрочном и долгосрочном периодах происходит рост налоговых платежей в местный бюджет за счет увеличения числа налогоплательщиков, расширения сфер и масштабов их деятельности.

д)    поддержка со стороны местной администрации

Поддерживая экономическую активность местных фирм, администрация города создает для них дополнительное конкурентное преимущество относительно фирм-нерезидентов города. Полученное конкурентное преимущество местные фирмы могут реализовывать, трансформируя его в большую долю рынка, улучшение финансовых показателей деятельности, разработку и внедрение инноваций, модернизацию техники и технологий, повышение квалификации персонала и улучшения качества продукции. Однако фирмы города могут и не использовать полученное относительное преимущество и тогда финансовые, организационные, консалтинговые информационные и людские ресурсы местной администрации растрачиваются без достижения положительных эффектов для городского сообщества. Кроме этого, возможно возникновение ситуации, когда поддержка местных производителей со стороны администрации данного города нейтрализуется аналогичной по содержанию и объему поддержкой своих фирм администрациями других городов. В этом случае конкурентное преимущество фирм данных городов относительно друг друга не возникает и появляется необходимость усиления поддержки со стороны органов местного самоуправления или поиска возможностей создания конкурентного преимущества в иной сфере хозяйственной деятельности местных фирм (рисунок 12.1).

111112 0425 1 Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов и фирм

Рисунок 12.1 — Механизм развития городского пространства через поддержку

 

муниципалитетом местных фирм

Среди других факторов притяжения фирм в данное городское пространство необходимо выделить следующие:

  • возможность достижения экономии от масштаба производства, локализационной, урбанизационной и межотраслевой экономии,
  • низкий уровень преступности,
  • стабильность курса местного правительства,
  • благожелательное отношение правительства и местного населения к деятельности фирм,
  • развитость экономической инфраструктуры.

    По нашему мнению городу для успешного развития необходимы следующие параметры человеческих ресурсов:

    а)    высокая ожидаемая продолжительность жизни городского населения

  • от данного показателя напрямую зависит период экономической активности жителей города. Чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем больше индивид может достичь, тем более полезен он для городского сообщества, его экономической, социальной, культурной и иных подсистем. С другой стороны, городская среда является одним из важнейших факторов, влияющих на продолжительность жизни индивида.

    б)    высокий среднедушевой доход — чем выше среднедушевой доход, тем выше уровень платежеспособного спроса на товары, в том числе местных производителей, тем выше уровень потребления домохозяйств. Прибыль, получаемая от продажи товаров, предоставления работ и оказания услуг местных фирм может направляться на реинвестирование, НИОКР, совершенствование торговой сети, увеличение заработной платы местным работникам, улучшение городской инфраструктуры. Низкий среднедушевой доход является препятствием для развития местных компаний и ухудшает «параметры спроса», одного из четырех факторов формирования конкурентоспособных кластеров по модели «национального ромба» М. Портера.

    в)    законопослушность городских жителей (низкий криминогенный уровень городского пространства) — городское сообщество заинтересовано в низком уровне преступности на своей территории, так как преступления наносят экономический ущерб, социальный урон, отвлекают ресурсы от собственно развития на усиление борьбы с преступностью, вызывают необходимость увеличения численности правоохранительных органов, ужесточения законодательства, расширения сети исправительных учреждений.

    Совершая преступление в рамках любого сообщества, индивид наносит ущерб этому сообществу тремя путями:

  • собственно негативный эффект от преступления (нанесение вреда физическому и психическому здоровью граждан, нарушение их прав и свобод, правонарушения в имущественной и иных сферах);
    <
  • увеличение расходов на содержание преступника в местах лишения свободы. При этом, чем больше размер ущерба, нанесенный сообществу преступником, тем выше расходы данного сообщества на его содержание;
  • упущенная выгода для самого индивида, его семьи и сообщества в целом при альтернативном варианте его действий (несовершение преступления). Преступник лишается большей части условий для удовлетворения индивидуальных потребностей, условий для личностного роста и развития, а семья и сообщество лишаются положительных эффектов от его возможной деятельности в случае выбора альтернативного варианта поведения. Таким образом, мы можем утверждать, что сообщество в целом и семья как неотъемлемый элемент сообщества становятся при прочих равных условиях менее конкурентоспособными по отношению к аналогичным социальным системам при совершении их членом преступления.

    Низкий криминогенный уровень городского пространства позволяет

    направлять ресурсы не на совершенствование правоохранительных органов и системы борьбы с преступностью, а на развитие сообщества. В этой связи необходимо акцентировать внимание на процесс формирования законопослушного гражданина в рамках городского сообщества и важность создания действенной правоохранительной системы, а также на недопустимость сокращения бюджетных расходов на нее.

    д)    высокий образовательный и интеллектуальный уровень населения — характеризует высокое качество человеческих ресурсов, устремленность населения на удовлетворение потребностей более высокого уровня по пирамиде А.Г. Маслоу и создает потенциал развития для муниципального образования. Оптимально, если образование индивид получает в том же городе, где планирует жить и работать, т.к. в этом случае инвестируется (государством, корпорацией или самим гражданином) сфера образования города, а вложенные в индивида знания, навыки находят применение в рамках городского пространства. Модель, когда материальные ресурсы, знания и навыки, вкладываются в индивида в ином муниципальном образовании, а город получает готового специалиста, не затрачивая собственных ресурсов, является проигрышной по следующим причинам. При данной модели город упускает выгоды, связанные с функционированием интегральной структуры становления и развития человека в рамках своей территории «детский сад — школа — среднее специальное учебное заведение — высшее учебное заведение — предприятие»: не строятся образовательные учреждения, не формируется их инфраструктура, не создаются рабочие места, не формируются потоки доходов от воспитательной и образовательной деятельности, не оказывается поддержка со стороны государства. В то же время индивид, получивший образование на территории другого муниципального образования, не знаком с проблемами данного города и не ощущает себя частью городского сообщества.

    е)    развитое психологическое чувство сообщества (чувство соседства)степень развитости этого чувства решающим образом влияет на интегрированность и жизнеспособность сообщества, его возможность решать

    важные для людей проблемы. Осуществимость таких личных потребностей, как потребность в общении, разнообразии жизни, ощущении своей полезности и в заботе со стороны окружающих, — чрезвычайно важный компонент в жизни человека. Чувство сообщества оказывает воздействие на психологический климат в нем и благополучие его членов. По наблюдениям психологов, люди с развитым чувством сообщества, как правило, более счастливы, спокойны, уверены в своих силах. Поэтому в программах развития местных сообществ, в том числе и экономических, специалисты по развитию уделяют большое внимание укреплению или возрождению психологического чувства сообщества, которое подрывается современными условиями жизни, особенно в обществе информационного типа.

    Мак-Миллан и Чавис называют четыре фактора, или составляющих чувства сообщества:

  • членство — чувство принадлежности, эмоциональной безопасности. Это чувство предполагает признание определенных границ, которые помогают отличить «своего» от «чужака». Такими границами могут являться физические объекты, например реки или дороги. Границы могут определяться и признанной системой символов — названием местности, архитектурным стилем, близостью к каким-либо ориентирам.
  • влияние — возможность ощущать себя свободным, испытывая при этом чувство слитности с сообществом и приверженность к его ценностям и интересам.
  • интегрированность — чувство единения с другими людьми, основывающееся на ценностях, которые соответствую интересам как сообщества, так и индивида. Это связано с позитивной поддержкой поведения индивида, статусом члена сообщества, оценкой его успехов и способностей.
  • разделенная эмоциональная связь — ощущение общности судеб, включая степень и характер взаимодействия членов сообщества.

    Чувство сообщества оказывает существенное влияние на политическую,

    экономическую и другие стороны жизни ее членов.

    Дулитл и Мак-Дональд считают, что чем безопаснее и спокойнее чувствуют себя люди в месте своего проживания, тем большую готовность к сотрудничеству они проявляют. Это чувство отражается и на объеме потребления товаров и услуг местного производства. Ригер и его коллеги обнаружили, что люди, которые не пользуются услугами местных магазинов, банков, врачей и юристов, не делают этого потому, что боятся попасть в ловушку преступных элементов или некомпетентных специалистов.

    ж)    потенциал демографического развития на уровне, не ниже простого замещения поколений — наличие данного потенциала обеспечивает сохранение численности последующих поколений городского сообщества на уровне, не ниже предыдущих поколений. Постоянство количественного состава коренного населения города гарантирует преемственность ценностей сообщества, культурных и политических традиций, обычаев делового оборота, инструментов решения проблем местного сообщества. Данная преемственность придает городскому сообществу некую стабильность и последовательность в выборе направлений развития, что в определенной степени уберегает город от воздействия популярных (но не доказавших свою эффективность) социальных и экономических концепций, влияния «новаторов», не знакомых детально с целями и проблемами сообщества, не разделяющих его ценности, однако готовых коренным образом преобразовать городское пространство в рамках своего индивидуального видения ситуации.

    С другой стороны, сочетание преемственности по количественному и качественному признакам населения города с притоком новых его членов, обладающих отличающимся видением городского сообщества и его проблем, способных использовать принципиально новые и эффективные инструменты для их решения и придания городу дополнительных импульсов развития, в высшей степени желательно для местного сообщества. Эффект внутреннего разнообразия городского сообщества является одним из ключевых конкурентных преимуществ в состязании городов.

    и)    высокая доля экономически активного населения (низкий коэффициент демографической нагрузки) — позволяет избежать значительного перераспределения доходов от экономической деятельности местных хозяйствующих субъектов, стимулирует экономическую активность, увеличивает темпы образования крупных капиталов и процесс их реинвестирования в наиболее привлекательные сферы местной экономики. Низкий коэффициент демографической нагрузки позволяет членам сообщества удовлетворять свои потребности в большем объеме и в более короткие сроки, по сравнению с другими муниципальными образованиями с меньшей долей экономически активного населения. Удовлетворение потребностей низшего уровня в более короткие сроки позволяет, согласно теории иерархии потребностей А.Г. Маслоу, жителям города перейти к удовлетворению потребностей высшего уровня, таким образом, достигая ключевой цели существования городского сообщества — развитию каждого его члена.

    к) диверсификация навыков, умений и знаний жителей города — подразумевает высокую степень разнообразия способностей и умений индивида в нескольких сферах жизнедеятельности городского сообщества. Данная диверсифицированность умений и знаний индивида обеспечивает высокую вероятность того, что данный индивид будет востребован в рамках данного городского сообщества и внесет свой вклад в развитие одной или нескольких сфер городской жизни. Ключевой задачей городского сообщества является создание оптимальных условий для включенности индивида в жизнь города, достижение высокой степени интегрированности, а также формирование таких условий, при которых индивид, достигая свои личные цели, косвенно способствовал достижению целей сообщества.

    Индивид, улучшение его жизни и личностное развитие, является конечной целью существования любого сообщества, при этом ключевым инструментом ее достижения является также индивид, его самостоятельная деятельность и активность в рамках корпорации.

    Однако диверсификация навыков, умений и знаний индивида может быть достигнута в большей степени за счет отказа от специализации, достижения высокого профессионального мастерства исключительно в одной из сфер деятельности. Данный отрицательный эффект может быть в определенной степени снижен за счет связанной диверсификации знаний, умений и навыков индивида, когда они относятся к близким, связанным сферам деятельности (например, муниципальное и государственное управление, маркетинг в крупной корпорации и маркетинг города).

    л) диверсифицированность сфер деятельности и источников доходов домохозяйств — данное условие тесно связанно с предыдущим, определяя желательность для города такого явления, как разнообразие сфер деятельности каждого домохозяйства. Диверсифицированность сфер деятельности придает домохозяйству большую экономическую стабильность, определенную независимость от успехов в одной из сфер деятельности и неудач в другой. Разнообразие сфер деятельности домохозяйства и диверсифицированность источников доходов домохозяйств делает данный субъект городской экономики финансово устойчивым, не зависящим исключительно от одного потока доходов.

    м) высокая эффективность и результативность деятельности члена городского сообщества — эффективное и результативное использование индивидом своих ресурсов в высшей степени желательно в рамках городской экономики. Результативная активность члена местного сообщества повышает конкурентоспособность города на всех трех его уровнях: индивидуальном, корпоративном и в рамках сообщества в целом. Индивид, его физические, интеллектуальные и духовные способности, а также материальные, финансовые, информационные ресурсы, являются потенциальным конкурентным преимуществом города. Это потенциальное преимущество может реализоваться, если активность индивида будет направлена на оптимальное комбинирование своих ресурсов и возможностей и эффективное их приложение в определенную сферу жизнедеятельности города и в определенное время. Однако ресурсы могут быть не раскрыты индивидом (или сообществом в индивиде) вообще либо в значительной степени не раскрыты и не использованы, а также быть использованы неэффективно. Мы можем утверждать, что от того, в какой степени раскрыты способности и возможности индивида, задействованы его ресурсы, предоставлены условия для личностного роста и развития, зависит развитие самого городского сообщества.

    Необходимо уточнить, что высокая результативность и эффективность деятельности жителя города желательна исключительно в тех сферах городской жизни, которые не нарушают права и не ведут к ухудшению жизнедеятельности других субъектов городского пространства. Городское сообщество заинтересовано в том, чтобы антисоциальной, правонарушительной деятельности не было вообще, либо чтобы в ней индивид не преуспел.

    Городу для успешного роста и развития необходимы следующие параметры действующих на его территории фирм:

    а)    диверсифицированность направлений деятельности местных фирм — подразумевает распространение хозяйственной деятельности на новые сферы через расширение ассортимента производимых товаров, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности, проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.

    Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как эффект разнообразия, который на современном этапе оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях (рисунок 12.2).

    Кроме достижения устойчивости и использование местными фирмами эффекта разнообразия проявляется положительный эффект диверсификации деятельности хозяйствующих субъектов и на финансовую подсистему муниципалитета. Диверсифицированность направлений деятельности местных фирм определяет отраслевую диверсификацию налоговой базы и стабильность финансовых потоков в местный бюджет.

    111112 0425 2 Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов и фирм

    Рисунок 12.2 — Создание фирмой конкурентного преимущества на основе

    диверсификации

     

    б)    социальная направленность деятельности местных фирм — городское сообщество заинтересовано в том, чтобы хозяйственная активность местных фирм имела социальную направленность, то есть способствовала удовлетворению потребностей индивидов, социальных групп и местного

    сообщества в целом, не приводила в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах к появлению отрицательных эффектов и развитию негативных процессов в рамках территории города. Антисоциальная деятельность может быть привлекательной для местных хозяйствующих субъектов и даже приводить к увеличению таких показателей, как объем налоговых доходов в местный бюджет, инвестиции в основной капитал, уровень заработной платы одного работника, однако интегральная оценка изменений в городском сообществе будет отрицательной.

    У местной администрации может появляться соблазн увеличить налоговые доходы бюджета за счет развития производства алкогольных напитков, легализации производства и использования некоторых видов наркотических и психотропных веществ, легализации деятельности криминальных структур, расширения игорного бизнеса, легализации проституции или захоронения на территории муниципального образования радиоактивных отходов. Однако местные органы власти должны учитывать тот факт, что отрицательные эффекты от вышеперечисленных видов антисоциальной активности для городского сообщества в стратегической перспективе несоизмеримо выше положительных. С высокой долей вероятности можно утверждать, что улучшение некоторых финансовых показателей местной экономики обернется значительными потерями для местного сообщества в виде ухудшения генофонда, криминализации территории, увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений, распада семей, утраты традиций делового оборота, чувства сообщества, снижения научного потенциала, качества человеческого капитала, снижение конкурентоспособности экономики города. Негативный эффект для местного сообщества будет прямо пропорционален результативности фирм, деятельность которых носит антисоциальный характер. Рассматривая процесс специализации индивидов и организаций на антисоциальных формах деятельности, можно говорить об издержках упущенных возможностей для городского сообщества по сравнению с альтернативными вариантами.

     

     

    111112 0425 3 Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов и фирм

    Рисунок 12.3 — Механизм воздействия антисоциальных форм деятельности местных хозяйствующих субъектов на экономику города

     

    в)    ведение фирмами дифференцированной ценовой политики по отношению к целевым группам потребителей с различными доходами. Проведение гибкой ценовой политики, при которой предприятие варьирует цены в зависимости от уровня доходов различных социальных групп, в высшей степени желательно для городского сообщества, так как ведет к уменьшению экономической дифференциации между различными слоями городского населения. Такая ценовая дискриминация противоречит принципам рыночной экономики, однако является социальноориентированной политикой на уровне корпораций и позволяет минимизировать финансовые потоки, направляемые из бюджетов различных уровней на функционирование системы льгот и компенсаций для части городского населения с низкими доходами.

    д)    безопасность экономической активности фирм для городского сообщества и окружающей среды

    Удовлетворение потребностей и достижение целей индивидов и социальных групп в рамках городского сообщества в настоящем не должно создавать препятствия в осуществлении аналогичного процесса в будущем. Однако согласно традиционному подходу к проблеме безопасности деятельности фирм для городского сообщества и окружающей среды обществу неизбежно приходится искать компромисс между экологией и экономикой. На одной чаше весов находятся социальные преимущества, являющиеся следствием жестких стандартов по охране окружающей среды, а на другой — издержки предприятий, связанные с предотвращением или устранением последствий загрязнения окружающей среды, издержки, которые ведут к повышению цен и снижению конкурентоспособности.

    Снижение конкурентоспособности местных фирм, связанное с увеличением издержек на экологию влечет за собой снижение конкурентоспособности соответствующего муниципального образования в целом. С другой стороны, если органы власти не ужесточают экологическое законодательство на соответствующей территории, таким образом, косвенно соглашаясь с функционированием на ней «грязных» производств, то муниципальное образование также теряет свое конкурентное преимущество в виде экологически чистой территории.

    Баланс интересов общества в сфере экологии и экономики осуществляется как результат борьбы соответствующих сил в каждый конкретный момент времени. На данную борьбу и та, и другая сторона тратят значительные ресурсы. Таким образом, согласно традиционному подходу любое городское сообщество вынужденно жертвовать своими интересами, а далее и конкурентоспособностью либо в своей экологической составляющей, либо в экономической компоненте.

    Согласно М. Портеру «этот статический взгляд на законодательство по защите окружающей среды, в котором все, за исключением законов является постоянной величиной, является неверным. Если бы технологии, продукция, процессы и потребности покупателей были фиксированными величинами, тогда вывод о том, что указанные законы должны приводить к росту издержек, был бы неизбежным. Но компании действуют в реальном мире динамической конкуренции, а не в статическом мире, описываемом многими экономическими теориями. Они постоянно заняты поиском нестандартных ответов на различные виды давления, оказываемого на них со стороны конкурентов, потребителей и законодателей. Надлежащим образом разработанные стандарты по защите окружающей среды могут инициировать внедрение инноваций, позволяющих снизить суммарные издержки производства соответствующей продукции или повысить ее потребительскую ценность. Такие инновации позволяют компаниям более эффективно использовать совокупность факторов производства, компенсируя тем самым издержки, связанные с необходимостью выполнения законов по защите окружающей среды. В конечном счете, такое повышение производительности ресурсов делает компании более конкурентоспособными, а не наоборот».

    Распространим выводы М. Портера на модель городской экономики.

    Позиционирование экологически грязных производств на территории города, характеризующегося «мягкими» законами по охране окружающей среды, помимо положительных эффектов — сокращения безработицы, роста уровня заработной платы и поступлений в местный бюджет, приведет к ухудшению экологической обстановки на данной территории.

    С увеличением масштабов экологически грязных производств степень несоответствия городского пространства потребностям местного населения будет увеличиваться. Параллельно происходит отток наиболее мобильной (и, как правило, экономически активной) части населения в другие муниципальные образования, а город теряет статус экологически чистой территории, теряя также при этом часть своего потенциала развития в виде уезжающих семей. Местное население инициирует процесс ужесточения законов в области защиты окружающей среды с целью восстановления степени адекватности территории своим потребностям. Местные компании противодействуют принятию и реализации более жестких законов по охране окружающей среды, желая избежать увеличения издержек, связанных с предотвращением или устранением последствий загрязнения окружающей среды и стремясь не допустить снижения своей конкурентоспособности.

    Данная борьба различных сил городского сообщества за установление приоритета экологических или экономических интересов может завершиться победой местных компаний или компромиссом, тогда ухудшение экологической ситуации на территории города продолжится, а анализируемый процесс вернется к исходной точке. Однако в конечном итоге городское сообщество придет к необходимости принятия жестких законов по охране окружающей среды. И чем раньше городское сообщество установит законодательные барьеры на пути позиционирования в границах своей территории экологически грязных производств, тем больше вероятность сохранения городом относительных конкурентных преимуществ.

    После ужесточения законов по охране окружающей среды местные фирмы могут выбрать одну из трех основных стратегий:

  • экологически грязные предприятия могут остаться на территории города, компенсируя ущерб от своей деятельности для экологии города в виде штрафов и иных платежей. При реализации данной альтернативы конкурентные преимущества данных предприятий будут снижаться в силу необходимости увеличения расходов на устранение последствий загрязнения окружающей среды. Эти расходы сказываются на цене продукции, ничего не добавляя к ее потребительской ценности. Муниципальное образование в целом также будет становиться менее конкурентоспособным в силу прогрессирующего ухудшения экологической ситуации и снижения конкурентоспособности находящихся на его территории предприятий.
  • свертывание экологически грязных производств и уход предприятий с местного рынка. Данная альтернатива обеспечивает сохранение городом преимуществ, связанных с возможностями восстановления статуса экологически чистой территории. Однако уменьшение числа местных предприятий повлечет за собой увеличение безработицы, снижение среднего уровня заработной платы, снижение объемов налоговых и иных поступлений в городской бюджет,    а также необходимость увеличения расходов на социальную сферу.

    Реализация стратегии диверсификации без смены географии деятельности предприятий также отражает стремление деловых кругов выйти из кластера, связанного с экологически грязными видами производств, однако имеет меньший отрицательный или даже положительный эффект для городского сообщества по сравнению с полным прекращением деятельности определенного числа местных фирм.

    разработка и внедрение местными предприятиями инноваций, уменьшающих или устраняющих отрицательное воздействие их функционирования на окружающую среду — является наиболее желательной реакцией местных фирм на ужесточение экологических законов. При данном варианте повышается конкурентоспособность как местных предприятий, так и города в целом, при этом отрицательные эффекты для городского сообщества минимальны или отсутствуют вообще.

    111112 0425 4 Исследование привлекательности экономического пространства муниципального образования для индивидов и фирм

    Рисунок 12.4 — Процессы в местном сообществе, инициируемые расположением на его территории экологически грязных производств

     

    е)    специализация местных фирм на высокотехнологичном производстве специализация местной экономики на добывающих отраслях или отраслях с низкой степенью переработки сырья перспективно и несет положительный

    эффект для местной экономики лишь в краткосрочном и среднесрочном периодах. Положительными эффектами могут стать увеличение размера средней заработной платы, накопление значительных финансовых ресурсов, развитие производственной инфраструктуры и рост инвестиций в основной капитал. Отрицательными эффектами могут быть неполное задействование человеческого капитала и потенциала местных фирм, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, неразвитость высокотехнологичной составляющей экономики города и издержки упущенных возможностей. Тот период, в течение которого можно было направить усилия на разработку, внедрение и совершенствование высоких технологий, создание и развитие соответствующих производств, местные фирмы использовали, специализируясь на добывающих отраслях. В этот период фирмы других муниципальных образований ушли далеко вперед в развитии высокотехнологичных производств, заняли основные рыночные ниши, создали устойчивые хозяйственные связи и разветвленные сбытовые сети. Иными словами, они сформировали и реализовали долгосрочное конкурентное преимущество в рамках соответствующей территории.

    Технологии являются конкурентным преимуществом более высокого уровня для местных фирм, чем дешевое сырье. При прочих равных условиях в конкурентной борьбе выигрывает не то местное сообщество, которое обладает факторами производства, а то, которое может скомбинировать их наиболее рационально и направить их в ту сферу, где возможно получение наивысшего эффекта для индивидов и организаций в рамках городского пространства.

    ж)    высокая эффективность и результативность деятельности местных фирм — местные фирмы действуют эффективно, если в результате их хозяйственной активности загрязнение окружающей среды города не происходит, либо его масштаб меньше, чем в среднем по соответствующей отрасли, либо в среднем по муниципальным образованиям. По М. Портеру загрязнение окружающей среды в результате экономической активности является признаком неэффективности фирм и формой экономического расточительства. Когда отходы производства, вредные вещества и те или иные формы энергии попадают в окружающую среду в виде загрязнений, налицо признак неполного, неэффективного или расточительного использования ресурсов. Более того, в результате этого компаниям приходится нести дополнительные издержки на устранение их последствий. Неэффективность использования ресурсов в компании с наибольшей очевидностью проявляется в форме неполного задействования человеческих ресурсов, частичного использования материалов и энергии, недостаточной действенности методов управления процессами, результатом которых являются необязательные потери, дефекты и необходимость хранения больших запасов материалов. Городское сообщество в целом несет дополнительные расходы в тех случаях, когда потребители пользуются товарами, загрязняющими окружающую среду или потребляющими чрезмерную энергию, когда покупатели выбрасывают упаковку, а также когда платят — прямо или косвенно за утилизацию товаров, потребительские свойства которых исчерпаны.

    Подобно дефектам, загрязнение окружающей среды зачастую лишь отражает определенные недостатки в конструкции изделия или в соответствующем технологическом процессе. Особенное внимание местным фирмам необходимо обратить внимание на альтернативные издержки загрязнения или издержки неиспользованных возможностей.

    Эффективность и высокая конкурентоспособность фирмы напрямую связана с безотходностью производственного цикла, его замкнутостью и отсутствием отрицательного воздействия на окружающую среду.

    Критериями привлекательности инвесторов для города могут выступать следующие характеристики: высокая доля инвестиций в реальный сектор местной экономики в общем потоке инвестиционных ресурсов, стремление инвесторов к долгосрочному экономическому сотрудничеству, ориентация на такие инвестиционные проекты, которые не несут отрицательных внешних эффектов в будущих периодах, несвязанность инвесторов с криминальными структурами.

    Среди требований местных органов власти, предъявляемых к туристам и отдыхающим, можно назвать законопослушность, уважение к местным традициям, стремление к сохранению рекреационных ресурсов и культурных объектов соответствующего города.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.41MB | MySQL:113 | 1,398sec