Исследование сущности и причин конкуренции городов

<

Сущность конкуренции городов

Причины конкуренции муниципальных образований

Теория местных общественных расходов Ч. Тайбаута. Теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера. Концепция экономики, основанной на знаниях.

Конкуренция между городами как сложный социально-экономический процесс зародилась с появлением самих городских поселений. На различных исторических этапах цели и содержание данного соперничества изменялись и могли выражаться в борьбе за экономическое доминирование, первенство в торговле, ремесле, производстве товаров с уникальными характеристиками, борьбе за военное господство, доминирование в качестве административного научного или финансового центра, лоббировании своих интересов в органах центральной власти, получении привилегий, исключительного доступа к ресурсам, особого статуса и в иных формах. Во всех указанных выше случаях город в той или иной степени осуществлял специализацию на нескольких направлениях деятельности и на этой основе распространял свое влияние на соседние территории. Целями конкуренции городов могли являться преобразование окружающего пространства, изменение существующего баланса экономических, политических и военных сил, достижение целей отдельных людей, династий, активного меньшинства или иных социальных групп. В этой связи необходимо подчеркнуть одно из ключевых на наш взгляд отличий городов от сельских поселений — внешнюю ориентацию их развития, стремление к экспансии, расширению сфер влияния и доминированию.

Г орода характеризуются относительно высокой концентрацией

населения, производств, финансовых ресурсов, достаточно емким рынком,

развитостью социальной и экономической инфраструктуры, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. Они выполняют интегрирующую функцию в государстве, создавая сеть межтерриториальных взаимодействий, обеспечивают формирование единого экономического, культурного, научного и информационного пространства страны.

Другой отличительной чертой городов является их относительная самостоятельность и независимость от действий центральных органов власти, возможность экономического взаимодействия с городами других государств, минуя уровень региональных и национальных правительств. Особенно ярко данная характеристика города проявляется в периоды, когда мировая цивилизация достигает высокого уровня социально-экономического развития.

Для современного этапа характерно установление и развитие связей между глобальными и локальными процессами (глокализация), когда международные процессы и проблемы проявляются на местном уровне (терроризм, «социальные» болезни, охрана окружающей среды, виртуальные экономические процессы), а локальные процессы и проблемы трансформируются в глобальные. По Н.Я. Калюжной современные российские регионы, города и фирмы все чаще включаются в глобальные конкурентные процессы непосредственно, без содействия со стороны государственных органов.

Конкуренция городов является значительно более сложным и многомерным явлением по сравнению с конкуренцией между фирмами и включает ее в себя. В свою очередь, конкуренция между городскими сообществами является составной частью региональной и межнациональной конкуренции. Таким образом, мы можем представить все многообразие конкурентных процессов в виде следующей семиуровневой системы (рисунок 2.1).

Конкуренция между городами является динамическим процессом и

претерпевает постоянные изменения, усложняясь и меняя свои формы во

времени. Если на ранних этапах данное соперничество является неявным, то в дальнейшем конкуренция приобретает все более открытые формы, а ее интенсивность усиливается.

111112 0221 11 Исследование сущности и причин конкуренции городов

Рисунок 2.1 — Уровни ведения конкурентной борьбы

 

На современном этапе развития мирового сообщества акценты в конкурентной борьбе между экономическими, социальными, культурными, политическими и иными подсистемами территорий смещаются с национального уровня на региональный и местный. Происходит установление и развитие связей между глобальными и локальными процессами, когда международные процессы и проблемы проявляются на местном уровне, а локальные процессы и проблемы трансформируются в общемировые. Современные российские регионы, муниципальные образования и фирмы все чаще включаются в глобальные социально-экономические процессы непосредственно, без содействия со стороны государственных органов, что обусловливает появление новых пространств и новых субъектов конкуренции.

Усиливается дифференциация муниципалитетов по уровню развития социальной инфраструктуры, транспортных сетей, деловой активности, состоянию природной среды, степени криминализации местного сообщества и иным характеристикам локальных территорий. Особенно ярко это проявляется на уровне городов. Российские города все в большей степени вовлекаются в механизм конкурентной борьбы за ресурсы развития, собственниками которых являются индивиды, фирмы, инвесторы и государство.

Города все активнее позиционируют себя в глобальном информационном пространстве, стремятся сформировать оптимальный пакет предоставляемых локальных общественных благ, выявляя и удовлетворяя потребности местных экономических субъектов. Современные города интенсифицируют свою активность в гражданских отношениях, становятся субъектами стратегического управления собственным развитием. Муниципальное образование-город может рассматриваться как корпорация, хотя и с неизмеримо более сложной структурой, стремящаяся к максимально результативному комбинированию имеющихся и привлекаемых ресурсов для достижения поставленных целей.

При исследовании сущности конкуренции городов представляется целесообразным выделить причины данной конкурентной борьбы, среди которых основными, по нашему мнению, являются следующие.

Ограниченность ресурсов развития городского пространства является естественной предпосылкой возникновения конкуренции городов и выражается в дефиците факторов производства, их неравномерной концентрации в пределах региона или страны.

Другой причиной является существование определенной вероятности ухода экономических субъектов из данного городского пространства. Как правило, данная вероятность будет возрастать в случаях, если достижение целей экономических субъектов действующих в данном городе затруднено по независящим от них обстоятельствам, когда условия жизнедеятельности являются некомфортными, а ближнее окружение характеризуется как агрессивное или враждебное.

<

Идентичность миссии и стратегических целей администраций различных муниципальных образований является третьей причиной существования конкуренции городов. Распространяя выводы М. Портера о конкуренции можно сказать, что миссией местных администраций является «достижение высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан более эффективным, ресурсосберегающим и природосохранным способом и в более короткие сроки, чем местные правительства других городов». Стратегические цели, как правило, касаются развития предпринимательства, благоустройства территории, повышения или поддержания на высоком уровне инвестиционной привлекательности города, социальной политики, развития человеческих ресурсов, а также достижения устойчивого (балансирующего) развития. Идентичность миссии и стратегических целей муниципальных образований является основанием для их включения в состязательный процесс, связанный с привлечением и использованием ограниченных ресурсов развития.

Выборность представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования может рассматриваться как еще одна причина существования конкуренции городов в цивилизованных странах.

Данное утверждение применимо для тех ситуаций, когда существует зависимость между эффективностью проводимой местной администрацией политики и долей местного населения, поддерживающих данную администрацию, а политические технологии не являются определяющими при формировании выборных органов местного самоуправления. Кроме этого, развитию конкуренции городов может способствовать применение такого инструмента как отзыв выборного должностного лица (депутата, главы муниципального образования) в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей или осуществления действий, не совместимых со статусом депутата местного представительного органа или главы муниципального образования.

Возможность возникновения диспропорций в объеме и содержании государственной помощи в отношении городов с относительно аналогичными социально-экономическими проблемами является пятой причиной возникновения состязательных процессов на уровне местных органов власти, формирования групп давления и развития механизмов лоббирования местных интересов на государственном уровне.

Формирование конкурентного образа мышления является современной тенденцией в муниципальном управлении и пятой причиной появления и развития конкуренции городов.

Приверженность традиционным инструментам управления локальной территорией, частичное или полное отсутствие конкурентного образа мышления могут рассматриваться как одни из основных барьеров на пути создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ муниципального образования. На современном этапе развития локальных территорий местные администрации все чаще обращаются к инструментарию стратегического управления, проводят SWOT-анализ, выявляют точки роста, проводят кластеризацию местной экономики, трендовый анализ, исследуют опыт стратегического управления других муниципальных образований с целью наиболее эффективного позиционирования города в региональном или общенациональном социально-экономическом и культурном пространстве. Все большее число муниципальных образований России переходят к созданию стратегических планов развития территории. В том случае, когда этот процесс не является данью современной моде в системе муниципального управления или простой формальностью, когда этапы стратегического плана последовательно реализуются местным сообществом, мы можем говорить о формировании конкурентного образа мышления на муниципальном уровне.

Еще одной причиной конкуренции городов является многовариантность направлений развития муниципального образования и зависимость результирующей приложенных усилий по развитию от множества переменных. В случае, когда город характеризуется небольшим числом фокусных центров, число направлений развития будет невелико. Иными словами, варианты возможного развития лимитируются числом точек роста. В случае, когда город обладает конкурентными преимуществами во многих сферах, число возможных направлений развития существенно возрастает. Однако, в силу ограниченности ресурсов (в том числе средств местного бюджета, размера помощи федеральных и региональных властей, возможностей привлечения муниципальных займов), местная администрация может выбрать в качестве приоритетных направлений лишь несколько из них. Кроме этого, местные органы власти могут сделать основной акцент на использование экзогенных и эндогенных ресурсов. Программы развития муниципального образования могут иметь высокую степень согласованности с федеральными и региональными целевыми программами, а деятельность государственных и муниципальных органов власти может быть скоординированной. В этом случае возможно сложение векторов усилий властных органов и достижение эффекта синергии. Таким образом, конечные результаты приложения усилий по развитию зависят от большого числа переменных, относящихся как к внутренней, так и к внешней среде города.

Выделим основные теоретические подходы к конкуренции локальных территорий и, в частности, городов.

Теория местных общественных расходов Ч. Тайбаута является одной из первых теоретических разработок в области конкуренции муниципальных образований.

В основе данной теории лежат следующие допущения:

  1. Домохозяйства анализируют деятельность органов местной власти и выбирают такое муниципальное образование, в котором обеспечивается

    оптимальный с их точки зрения уровень местных общественных благ.

    Множество муниципальных образований в рамках региона или страны служит достаточной гарантией того, что каждое домохозяйство найдет отвечающее его специфическим потребностям и критериям выбора место проживания.

  2. Информация в обществе распространяется равномерно, то есть отсутствуют барьеры на пути информационным потокам. У всех граждан имеется доступ к необходимой информации относительно «потребительских» характеристик и свойств муниципальных образований.
  3. Полная мобильность потребителей, отсутствие транспортных издержек.
  4. Отсутствие межтерриториальных экстерналий (внешних эффектов, переливов), связанных с оказанием местных услуг: все выгоды от местных общественных благ достаются гражданам, проживающим на данной территории.
  5. На всех локальных рынках предлагается большое количество товаров и действует множество потребителей.
  6. Отсутствие эффекта масштаба — средние производственные затраты местных фирм не зависят от объема производства.
  7. Группы однородных потребителей стремятся к максимизации своей полезности.
  8. Финансирование предоставления местных общественных благ осуществляется за счет взимания местных налогов. Предоставление общественных благ осуществляется при минимальных средних затратах во всех муниципалитетах.
  9. Затраты перемещения из одного муниципального образования в другое минимальны.

    Тайбаут считает, что способность потребителей и фирм перемещаться из одного места в другое создает конкуренцию среди местных властей. Рынок общественных услуг на локальном уровне действует эффективно исключительно из-за того, что конкуренция среди различных городов делает возможным для потребителей выбор оптимального набора местных услуг.

    Если имеется много различных муниципалитетов и при этом каждый из них предоставляет различный по содержанию и качеству набор услуг (борьбу с преступностью, образование, пожарную охрану, медицинское обслуживание), каждая семья может приблизиться к получению оптимального для себя набора. Поскольку люди «голосуют ногами», переезжая в ту местность, которая обеспечивает оптимальной корзиной налогов и выгод, этот эффект иногда называют «эффектом невидимой ноги». «Невидимая нога» действует, чтобы обеспечить качественное распределение ресурсов посредством конкуренции среди местных органов власти.

    Уровень местных налогов, цена жизни и экономической деятельности, а также содержание и качество набора местных услуг, предоставляемых на территории местного сообщества, являются барьерами, своего рода фильтрами, которые ранжируют и перераспределяют естественным способом субъектов хозяйствования по различным территориям в зависимости от уровня их доходов, потребностей и возможностей вести успешную конкуренцию на индивидуальном и корпоративном уровнях в рамках местного сообщества.

    В силу того, что финансовые возможности муниципальных образований напрямую зависят от присутствия и деятельности на их территории домохозяйств и фирм, местные администрации заинтересованы в привлечении и удержании вышеперечисленных экономических субъектов, оптимизации набора предоставляемых местных общественных благ и повышении эффективности муниципального управления. С другой стороны, процесс анализа, отбора альтернативных муниципалитетов и принятия домохозяйствами и руководством фирм решений относительно места расположения повышает эффективность местных органов власти. При выполнении вышеуказанных допущений в ходе миграционных процессов домохозяйства образуют однородные сообщества, что упрощает процедуры выявления местными органами власти потребностей населения, формирования и реализации социальных программ, а также нейтрализует негативные внешние эффекты медианного избирателя.

    По модели Тайбаута признаками конкурентоспособного города являются положительное сальдо миграции населения и увеличение числа фирм, действующих на данной локальной территории.

    Хотя модель Тайбаута можно критиковать по целому ряду положений, она явилась новаторской и создала мощный импульс для дальнейших исследований конкурентных процессов между муниципалитетами.

    Теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера

    Согласно данной теории конкурентоспособность страны, региона или муниципалитета зависит от способности фирм, расположенных на соответствующей территории, вводить новшества и модернизироваться.

    Различия в системе ценностей, культуре, структуре экономики, действующих организациях — все эти элементы вносят вклад в процесс создания и развития конкурентных преимуществ территории. Ни одна страна, регион или муниципальное образование не могут быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В общем случае те или иные территории достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в данный момент времени наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

    Третьим аспектом конкурентоспособности стран, регионов и муниципалитетов является уровень производительности фирм, расположенных на соответствующей территории. Основная цель государственной и муниципальной власти состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Уровень жизни населения зависит от способности компаний достигать высокого уровня производительности и повышать производительность с течением времени.

    М. Портер выделяет четыре детерминанты конкурентных преимуществ стран, регионов и муниципалитетов:условия для факторов — наличие на соответствующей территории производственных ресурсов, их цена и качество, а также степень развития экономической инфраструктуры;

  10. состояние спроса — уровень и динамика изменения спроса на местном, региональном или национальном рынке на производимые фирмами товары или оказываемые услуги;
  11. позиции родственных и поддерживающих отраслей;
  12. эффективность используемых стратегий, конфигураций организационных структур и характер внутренней конкуренции.

    Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления является пятым фактором, определяющим конкурентоспособность страны, региона или муниципального образования.

    Еще одним аспектом концепции М. Портера является смещение в результате развития территорий основы конкурентной борьбы от вышеуказанных детерминант в сторону создания и освоения знаний. Данное положение коррелирует с концепцией обучающейся экономики (экономики, основанной на знаниях).

    Как и теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера концепция экономики, основанной на знаниях, является видением современных ученых на процессы конкурентной борьбы территорий.

    Согласно Б. Лундволу и Б. Джонсону глобализация экономических процессов создает предпосылки для изменения роли ресурсов в современной конкурентной борьбе:    ведущая роль с материально-вещественных и энергетических ресурсов переходит к информационным и интеллектуальным ресурсам. Развитие современных территориальных хозяйственных систем происходит в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий, появлением электронных денег и бурным ростом виртуальной экономики.

    Кроме этого, повышается информационная прозрачность бизнеса, а современными лозунгами компаний являются слияние, создание альянсов, стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная глобализация деятельности. Таким образом, на современном этапе появляется и развивается новый тип экономики — экономика, основанная на знании, при которой содержание конкурентной борьбы территорий существенно изменяется. Согласно концепции обучающейся экономики город может развивать свои конкурентные преимущества на основе использования следующих инструментов:

    а)    развития информационной инфраструктуры города;

    б)    содействия фирмам в получении так называемых «создаваемых» ресурсов, к которым относятся навыки, умения, квалификации, а также методы достижения поставленных целей;

    в)    содействие местным жителям в развитии своей собственной компетенции, формировании системы знаний, на основании которой индивиды могут быть успешными и востребованными локальной, региональной, национальной и мировой экономикой;

    г)    создание уникальной компетенции города в определенной отрасли знания, технологий и специализации;

    д)    развитие системы многоуровнего диалогового взаимодействия, в результате которого может быть повышен уровень компетенции индивидов, фирм, органов местного самоуправления.

    Еще одним эффектом диалогового взаимодействия может быть получение нового знания. Кроме этого, на основе вышеуказанной системы возможно создание «развивающих коалиций», в рамках которых их участники поддерживают и повышают конкурентные преимущества друг друга.

    Таким образом, конкуренция муниципальных образований (а в большей степени этот процесс развивается на уровне городов) является новой гранью современной действительности и актуальным направлением научного исследования.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00325 sec

WordPress: 22.22MB | MySQL:115 | 1,758sec