Исследование уровня развития электронной экономики и электронного правительства в муниципальном образовании » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Исследование уровня развития электронной экономики и электронного правительства в муниципальном образовании

<

Основные дефиниции электронной экономики и электронного правительства муниципального образования

Концепция электронного правительства как современное видение

эволюции органов муниципального управления: преимущества    и инструментарий перехода

Электронная торговля в муниципальном образовании Системы индикаторов развития электронной экономики    и электронного правительства на местном уровне

Создание электронной экономики и электронного правительства в регионах и муниципальных образованиях на современном этапе развития России входит в число приоритетных задач.

Рассмотрим основные дефиниции электронной экономики и электронного правительства.

Э-правительство — означает поддержку связей, процессов и политического участия в пределах сфер деятельности органов государственного и муниципального управления, а также между властными органами и всеми группами общества на основе предоставления соответствующих интерактивных возможностей с использованием электронных средств. Понятие «э-правительство» рассматривается в двух плоскостях: первая из них — регулирующее э-правительство, т.е. установление и регулирование рамочных принципов функционирования информационного общества. Эта плоскость э-правительства отражается понятиями «э-руководство» и «э-политика». Вторая плоскость – сотрудники э-правительства, которые выступают как общественные пользователи информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности управления и деловых процессов в своей функциональной деятельности. Э-правительство включает в себя широкий спектр различных сфер деятельности. Среди основных находятся такие, как э-снабжение, э-организация и взаимодействие с различными группами общества (граждане, предприятия, клиенты, другие государственные учреждения), которое охватывается такими понятиями, как э-помощь, э-администрация, э-демократия. В качестве показателей степени развития э-правительства могут использоваться такие показатели, как уровень сложности (или комплексности) и показатель снижения отказов в среде взаимодействия.

Э-руководство — источник формирования рамочных условий перехода к информационному обществу независимо от того, является ли он государственным или общественным, называется регулирующим э-правительством или э-руководством. Предпринимаемое воздействие на рамочные условия непосредственно отражает его политические установки в области информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, государственная часть э-руководства называется э-политикой.

Электронная демократизация (другие варианты — теледемократия и кибердемократия) имеет целью главным образом поддержку прямой (непосредственной) демократии путем улучшения демократического представительства. При этом понятие электронной демократизации в меньшей степени означает борьбу с общественным безразличием и политической апатией, а также повышение политической активности граждан. Представительские структуры должны подвергнуться реформированию в первую очередь в направлении того, чтобы политические процессы принятия управленческих решений с помощью электронных средств осуществлялись более открыто, более демократично и более доступно. Электронная представительская демократизация рассматривается как первый шаг на пути замены существующих принципов демократии, в соответствии с которыми традиционные государственные институты и органы власти формируются «сверху».

Электронная демократия и участие — электронная реализация узаконенных демократических путей или процедур принятия решений (пример: проведение выборов через Интернет).

Электронная (новая) экономика — в узком смысле: экономика, базирующаяся на сетевых технологиях и моделях «бизнес-бизнес» (B2B) и «бизнес-потребитель» (B2C). В широком смысле: экономика, основанная на максимальном использовании информации, знаний и ИКТ.

Экстранет — корпоративная (частная) ведомственная сеть, в которой используются протоколы и технологии Интернета и общедоступные телекоммуникационные сети для защищенного предоставления партнерам, заказчикам, дилерам и т.п. бизнес-информации и взаимодействия с ними. Может рассматриваться как часть корпоративной интрасети, обеспечивающей доступ пользователей вне компании.

Экономика, основанная на знаниях — экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.

Э-администрация — означает использование информационнокоммуникационных технологий для поддержки внутренних и внешних коммуникаций органов власти, а также для поддержки официальных деловых связей и выполнения ими своих функций. Примерами применения э-администрации могут служить предоставление электронных налоговых деклараций, электронная перепись населения. «В узком смысле слова понятие «э-администрация» обозначает проведение в рамках юридически установленного правового поля всех транзакций с использованием электронных средств. В широком смысле слова «э-администрация» обозначает использование администрацией электронных средств на всех фазах и этапах своей деятельности.

Э-выборы — обозначает возможность проведения политических выборов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Э-выборы являются неотъемлемым элементом э-голосования.

Э-голосование — обозначает возможность реализовать свои политические права с помощью информационно-коммуникационных технологий, используя, например, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. В число упомянутых политических прав входят как выборы и голосования, так и высказывание своего мнения по различным инициативам и референдумам. Понятие «э-голосование» вытекает из особенностей политических прав, присущих той или иной стране (например, осуществление прямой демократии в Швейцарии) и отражает процесс выборов, либо иные процессы. В числе иных процессов понятие «э-голосование» отражает простые формы голосования на веб-сайтах, например изучение общественного мнения или опросы клиентов.

Э-демократия — использование информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности. Возможности применения ИКТ простираются от информации о различных товарах до участия в электронных форумах, электронных голосованиях и электронных выборах. При этом различается э-демократия в узком и в широком смыслах. В узком понимании э-демократия состоит в использовании электронной поддержки для обеспечения соответствующих конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений. В широком смысле понятие «э-демократия» означает учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические решения и процессы.

Э-бизнес — выполнение различных деловых операций с помощью информационно-комммуникационных технологий. Понятие э-бизнеса охватывает все основные сферы производственной деятельности, начиная от процессов снабжения (э-снабжение) с учетом организационной структуры процесса (э-организация) и до электронной коммерции (э-коммерции). Главная задача, которую должен решить электронный бизнес, состоит в том, чтобы обеспечить максимальную интеграцию рынка, организаций и процессов.

Э-контрактация — заключение договора, имеющего юридическую силу и совершенного посредством использования электронных средств с применением структурированных информационных объектов и электронной цифровой подписи. При судебном разрешении споров электронный контракт имеет ту же юридическую силу, что и традиционный контракт. Под электронным заключением контракта подразумевается процесс, результатом которого является э-контракт и который выполняется с соблюдением действующего законодательства.

Э-налоги — означает подготовку и подачу налоговой декларации с помощью информационно-коммуникационных технологий. Э-налог представляет собой транзакцию с э-администрацией, в результате которой происходит передача электронного сообщения органам власти.

Э-организация — использование электронных средств для обеспечения внутренней связи между сотрудниками предприятия или органами власти на основе информационно-коммуникационных технологий. Целью э-организации является использование сотрудниками информационных систем для хранения и отображения имеющихся у них данных, ноу-хау и «подразумеваемых знаний». В последнем случае использование информационных систем попадает в область «управления знаниями».

Э-политика — отражает сформированные государством рамочные принципы или условия функционирования информационного общества и является составным элементом государственного э-руководства. Проведение э-политики происходит через законодательную сферу, через политику в области образования, через информационно-коммуникационную инфраструктуру и т.д.

Э-перепись — подразумевает возможность проведения учета социологического и демографического состояния граждан, включая всеобщую перепись населения, посредством применения информационнокоммуникационных технологий. В соответствии с этим э-перепись рассматривается как один из часто реализуемых на практике видов деятельности э-администрации.

Э-помощь — использование информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни граждан. Отличительной особенностью этой категории электронных услуг является то, что они не предполагают осуществления транзакций, характерных для э-администрации. Для партнеров по использованию электронных услуг не характерны отношения соподчинения и субординации, которые имеют место при взаимодействии граждан с э-администрацией. В случае э-помощи речь идет о совершении тех или иных транзакций между равноправными партнерами в рамках установленных общепринятых правил и законодательства. В числе наиболее важных разновидностей услуг, составляющих электронную помощь и реализующих функции э-помощи, выделяются три следующих: предоставление различной общественно значимой информации, например, относительно расписания работы органов власти, сведений относительно месторасположения и т.п.; распространение и получение рекламной информации; предоставление различных видов социально значимой информации, например, информация о социальной поддержке или мероприятиях по профессиональной переподготовке и т.д.

Электронные коммунальные услуги — предоставление коммунальных услуг гражданам или предприятиям с использованием местных, региональных или национальных порталов. Примерами могут служить подача электронных налоговых деклараций или обращение на портал «Регистрация актов гражданского состояния».

Виртуальные сообщества — термин возник в процессе развития Интернета и означает: 1) новый тип сообществ, которые возникают и функционируют в электронном пространстве; 2) объединение пользователей сети в группы с общими интересами для работы в электронном пространстве.

Матрица э-правительства — если рассматривать уровень взаимодействия совместно с возможными областями применения электронного правительства, то формируется двухмерная матрица. Эта матрица отражает связи между степенью интерактивности предоставляемых услуг и охватываемыми областями применения. В этой матрице отражены различные электронные услуги, предоставляемые государством посредством электронного правительства. Матрица позволяет сформировать возможные направления действий правительства по мере продвижения и разработки решений по реализации э-правительства. Начав с формирования структуры информационных услуг в рамках э-помощи и, затем, расширяя ассортимент электронных услуг и функций и постепенно распространяя их на другие поля этой матрицы, можно таким образом осуществить электронное правительство в полном объеме.

М-правительство — технологии мобильной связи, применяемые для поддержки бизнес-процессов электронного правительства.

Информатизация властных органов означает не только создание электронного документооборота, внутренних информационных сетей и баз данных в органах государственного и муниципального управления и государственных учреждениях, что позволяет улучшить взаимодействие между различными органами власти, но и предоставление населению возможности доступа к услугам государственных учреждений и общественного сектора через информационные сети. В случае, если предоставление услуги в электронном виде позволяет снизить издержки населения, связанные с её получением, это не только может послужить дополнительным стимулом для населения к увеличению спроса на продукцию ИКТ-сектора страны, но и значительно увеличит эффективность работы государственных органов. Поэтому программы по созданию «электронных правительств» занимают важное место в стратегиях информатизации многих стран. Следует ещё раз подчеркнуть, что целью создания «электронного правительства» должна являться не только информатизация внутреннего документооборота, но и достижение максимальной доступности услуг государственных организаций для населения. В странах ЕС в данном направлении определяются 3 центральных задачи:

  1. «Открытое правительство», что подразумевает меры по увеличению качества и доступности информации,
  2. «Ориентированное на потребителя правительство» — увеличение числа и качества правительственных услуг,
  3. «Сетевое (электронное) правительство» — информатизация внутреннего документооборота в государственных организациях.

    В соответствующем разделе канадской программы Connecting Canadians указывается, что в результате информатизации государственного сектора все услуги, которые могут быть предоставлены в режиме он-лайн, должны предоставляться в режиме он-лайн. Значительные меры, предпринятые Канадой для увеличения эффективности предоставления он-лайн услуг населению (унификация государственных сайтов с точки зрения дизайна и функциональных возможностей, а также обеспечение доступности информации сайтов на английском и французском языках), вывели страну в лидеры по уровню информатизации госсектора (на втором месте находится Сингапур, и лишь на третьем — США).

    <

    Работы по созданию э-правительств в передовых странах, в первую очередь в США и Великобритании, проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация выплаты э-гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной э-гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных госорганов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит э- гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

    При наличии объективных показателей работы госучреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой коммерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (иначе, обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каждого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реинжиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработанных и широко используемых коммерческими предприятиями методик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования.

    В результате стремительного развития современных средств коммуникаций все большее распространение получает электронная торговля, представляющая собой интерактивный канал сбыта товаров.

    Согласно А.П. Дуровичу под электронной торговлей понимается выполнение полного замкнутого цикла операций (заказ товара, проведение платежей, управление доставкой товара) по передаче права собственности на товар одним юридическим (физическим) лицом другому с использованием электронных средств и информационных технологий.

    Во многих случаях тем или иным образом сочетаются электронные и традиционные способы выполнения операций (например, оплаты товаров).

    Наибольшие возможности для осуществления электронной торговли предоставляет Интернет. Хотя общий объем сделок, совершаемых в его сети, относительно невелик, а доля, приходящаяся на розничную продажу товаров конечным потребителям, значительно меньше объемов сделок между предприятиями, торговля посредством Интернета стала значимым фактором общемировой экономики.

    В отличие от традиционных средств телекоммуникаций Интернет не просто выполняет функцию передатчика информации, он является глобальным виртуальным рынком. Причем этот рынок более эффективен по сравнению с традиционным, так как обеспечивает покупателя самой полной информацией о товарах, предоставляя ее в значительно большем объеме, чем, например, печатные издания, реклама на радио или телевидении, и позволяя контролировать процесс ее поиска и выбора

    Особенность электронного рынка в Интернете состоит в том, что он открыт и доступен как для предприятий любых размеров, так и для потребителей. Интернет позволяет более эффективно взаимодействовать с потребителями и отслеживать информацию о них.

    Преимущества Интернета как среды электронной торговли:

  • активная позиция потребителя;
  • сравнительно небольшой объем средств, вкладываемых предприятиями для выхода на рынок;
  • глобальный характер рынка;
  • круглосуточная доступность рынка;
  • возможность практически мгновенного получения необходимого объема информации.

    Использование возможностей Интернета приводит не только к обновлению традиционных каналов сбыта, но и к появлению принципиально новых, виртуальных торговых площадок — мест, где заключаются сделки между продавцом и покупателем и проводятся торговые и финансовые операции.

    Основными видами виртуальных торговых площадок являются:

  1. сайт-витрины; электронные магазины; электронные торговые ряды;
  2. торговые Интернет-системы;
  3. аукционы.

    Сайт-витрины — небольшие торговые Web-узлы, которые обычно используют предприятия малого бизнеса. Объем продаж на таких торговых площадках, как правило, невелик. Основным компонентом сайта-витрины является каталог (прайс-лист) с описанием товаров. Заказ товаров осуществляется как традиционным способом (по телефону, факсу), так и с использованием электронной почты. Поступившие заказы продавец обрабатывает в рамках своих обычных бизнес-процедур. Отличает сайт- витрины то, что они не имеют развитых средств управления электронной торговлей, не позволяют анализировать статистику продаж и не интегрированы с торговыми системами их владельцев. Именно такие виртуальные торговые площадки широко распространены в отечественной практике, а Web-дизайнеры, предлагающие своим клиентам подобного рода «решения», называют электронным магазином то, что в реальности является интернет-витриной. При таком подходе основную часть коммерческих операций (т.е. по сути дела практически все функции электронного магазина) вынуждены осуществлять менеджеры предприятия (работа с каталогом товаров, ведение «реального» склада, работа с базой данных покупателей, подготовка счетов и накладных, оформление заказов на поставку товаров и т.д.). Таким образом, сайт-витрину нельзя считать полноценным электронным магазином, ее можно определить как «электронный инструмент менеджера для осуществления продаж через Интернет». Затраты на создание и эксплуатацию сайт-витрины относительно невелики.

    Электронные магазины обеспечивают организацию всего цикла коммерческих операций, необходимых для электронной торговли, Типовой электронный магазин включает:

  • виртуальный зал продаж, содержащий витрину, каталог, описание товаров, систему оформления заказов, информацию о магазине и т.д.;
  • серверный блок, обеспечивающий управление магазином; ввод и удаление информации о товарах; конфигурирование каталога; установление цен и скидок на товары; контроль состояния склада и формирование заказов на его пополнение; ведение статистики и т.д.;
  • базу данных, содержащую информацию о товарах, покупателях, заказах.

    Основное достоинство электронного магазина — появление с его созданием возможности построения специально приспособленных для осуществления электронной торговли полнофункциональных систем, учитывающих специфику коммерческих процессов на предприятии. Это требует высокого профессионализма разработчиков и менеджеров предприятия. В зависимости от особенностей электронного магазина стоимость его создания и эксплуатации может быть на один-два порядка выше соответствующих затрат на сайт-витрину.

    Электронные торговые ряды представляют собой Web-узлы, на которых размещено сразу несколько электронных магазинов. Для удобства покупателей магазины и витрины могут иметь интегрированные каталоги и унифицированный интерфейс пользователя.

    Торговые Интернет-системы (ТИС) — специальные системы электронной торговли, повышающие эффективность деятельности служб снабжения и сбыта предприятий-производителей, крупных торговых компаний, корпораций, холдингов. Они отличаются от традиционных электронных магазинов тем, что полностью интегрируются с системой автоматизации торговли и управления ресурсами предприятий, встраиваясь в уже сложившиеся бизнес-процессы предприятий.

    Аукционы — сайты, на которых практически любой желающий может выставить на продажу некоторый товар, назначив за него определенную начальную цену. Посетители сайта, заинтересованные в приобретении этого товара, предлагают свою цену. По прошествии установленного времени продавец может связаться с покупателем, назначившим более высокую цену, и заключить сделку купли-продажи традиционным способом.

    На электронном аукционе, как и на обычном, существуют свои правила:

  • каждый участник должен регистрироваться;
  • все участники аукциона должны быть совершеннолетними и обязаны

    представить свои банковские счета в качестве гарантии оплаты товара;

  • все покупатели, купившие товар, обязаны его оплатить, в противном случае продавец имеет право обратиться в суд;
  • продавец, поместивший свое предложение, не имеет права снимать его до тех пор, пока торги не завершатся.

    На электронных аукционах осуществляется продажа (покупка) различных товаров и услуг (автомобили, антиквариат, драгоценности, музыкальные товары, почтовые марки, туры на отдых и т.д.).

    Развитие электронной торговли в отечественных условиях сталкивается с определенными сложностями и проблемами. Доступ покупателей в Интернет в определенной мере ограничен, а, следовательно, ограничивается и объем продаж. Ассортимент электронных магазинов в основном представлен относительно недорогими, стандартными и поддающимися полному Web- описанию товарами. При этом структура реализуемого ассортимента существенно отличается от товарной структуры традиционной торговли. Так, основу предложений в отечественной электронной торговле составляют книги, аудио- и видеокассеты, компьютерные диски, игрушки; затем — компьютеры и комплектующие к ним, аппаратура для мобильной связи, оргтехника, канцелярские товары, продукты питания и напитки и, наконец, бытовая техника, мебель, одежда, обувь и т.п.

    В электронной торговле широко практикуется оплата наличными при доставке, что объясняется недостаточным уровнем развития электронных платежных систем, а также сознательной ориентацией определенной части торговцев на спекулятивную, близкую к «серой» схему электронной коммерции. Собственная служба доставки действует обычно в пределах небольшого региона. Несмотря на имеющиеся сложности и издержки, электронная торговля интенсивно развивается и, по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе будет занимать существенное место в сбыте товаров на отечественном рынке.

    Несмотря на наличие значительного числа независимых исследований, выполненных различными маркетинговыми и аналитическими агентствами, местные и региональные правительства нуждаются в едином «научном» подходе к анализу ситуации в ИКТ. В результате всё более важным становится построение системы индикаторов развития ИКТ и информатизации местного сообщества, на основе которой было бы возможно проведение межмуниципальных, межрегиональных и межстрановых сравнений и степени достижения тех или иных целей.

    За последние годы в различных исследованиях было использовано достаточно большое число индикаторов, посвящённых ИКТ-сектору, поэтому целесообразно остановиться лишь на некоторых из них. Приведённые ниже показатели, в основном, взяты из системы мониторинга развития ИТ европейской программы e-Europe, американских и канадских отчётов.

    Использование Интернет и ИТ-технологий в повседневной жизни

    Данная группа индикаторов позволяет оценить использование ИКТ населением (частными лицами), а также те факторы, которые влияют на уровень использования.

  1. Процент населения, регулярно использующего Интернет/ИКТ Данный показатель включает все формы использования Интернет и позволяет оценить, насколько сильно связана жизнь населения с Интернет-технологиями в целом.

    Близким по смыслу индикатором является используемый в США и Канаде процент домохозяйств, регулярно использующих ИКТ. При расчёте этого индикатора считается, что домохозяйство использует ИТ, если в нём имеется минимум один регулярный пользователь. Подход не с точки зрения населения, а с точки зрения домохозяйств отличается тем, что позволяет анализировать обеспеченность ИКТ домохозяйств в традиционных разрезах — по размеру домохозяйства, по душевому доходу и т.п.

    В системе индикаторов ЕС «регулярность» общего показателя понимается как «не реже чем еженедельно», а дополнительными к этому общему индикатору являются показатели:

  • общего числа пользователей Интернет (в разрезе мест использования — дом, работа, учебные заведения, общественные места доступа Internet (PIAP), Интернет-кафе, мобильный Интернет и др.);
  • частоты использования (ежемесячно, еженедельно, ежедневно);
  • социальных данных (возраст, пол, доход и занятие);
  • тип использования ИКТ (электронная почта, посещение магазина, поиск информации и др.).

    В системе индикаторов ИКТ Канады показатель доли населения, подключённой к Интернет рассматривается в разрезе провинций — таким образом, анализируется изменение уровня использования ИКТ в различных регионах страны.

    В США также анализируется распространение ИКТ среди городского и сельского населения. В условиях России такое деление может быть особенно важным.

    Что касается социальных данных, в Канаде и США, помимо прочего, анализируется образование пользователя Интернет.

    Особенностью США является также оценка в разрезе расовой принадлежности населения, а также анализ использования Интернет занятыми и безработными.

  1. Выделение домашнего использования ИКТ — характерная черта большинства систем индикаторов использования ИКТ. Важность этого индикатора состоит в анализе использования Интернет не только для учебных или рабочих целей, но и для потребления товаров и услуг. При этом, как правило, используется классификация пользователей по тем же признакам, что и в случае с предыдущим индикатором. Обязательным является, кроме

    этого, тип и характер использования ИКТ домохозяйствами или индивидами.

    Европейская система предусматривает анализ качества домашнего доступа, рассматривая долю домохозяйств, имеющих дома высокоскоростное (ADSL) подключение к Интернет. В США и Канаде качество доступа рассматривается отдельно, с разделением по типам соединения (кабельное, спутниковое и др.).

    В системе канадских индикаторов предусматривается достаточно широкая классификация направлений использования ИТ-услуг дома: приобретение продуктов и услуг, электронные банковские операции (electronic banking), игры и развлечения, доступ к информации и услугам государственного сектора, образование и обучение, просмотр новостей, медицинские услуги и информация, электронная почта, «блуждание в сети» (general browsing). В системе индексов США к этим направлениям добавляются Интернет-телефония, электронные сделки на фондовом рынке, онлайн-новости, включая прогнозы погоды и трансляции спортивных состязаний, Интернет-радио и ТВ, и др. Кроме того, в американских исследованиях отдельно выделяются приобретение товаров и услуг и поиск информации о товарах и услугах.

  2. Стоимость доступа к Интернет

    Анализ стоимости доступа населения к информационным услугам должен учитывать сложившуюся систему тарифов, а также характер доступа к сети.

    В системе индексов ЕС подобная структуризация проводится с выделением цены в различное время суток (ночной и дневной доступ, и т.п.) и стоимости различной частоты использования (20, 30, 40 часов в неделю), стоимости доступа через различные каналы связи (модем, ADSL, оптоволоконная линия и др.) и т.п.

    ИТ в сфере образования

    В системе индексов развития информационного общества большое значение имеет развитие информационных технологий в сфере образования.

    Набор индексов, определяющих уровень достижений в этой области, достаточно велик, и включает показатели обеспеченности науки и образования техникой (например, количество ПК на одного школьника/студента, процент образовательных учреждений и библиотек, имеющих доступ к Интернет и т.п.), показатели использования информационных технологий (% учащихся и посетителей библиотек, использующих Интернет для обучения и т.п.), интенсивности этого использования (среднее время, проводимое учащимся за компьютером в сети в неделю или месяц), показателей качества используемых линий доступа, а также возможности доступа к специализированным образовательным сетям.

    Особенностью системы индикаторов ЕС является внимание к качеству доступа и возможности доступа к образовательным сетям. Одним из ключевых показателей e-Europe служит скорость предоставления услуг, доступных между и в пределах национальных исследовательских и образовательных сетей. В рамках этого индикатора также ведётся анализ минимальных требований по скорости обмена данными в сетях NREN и обеспеченности подключениями к NREN начальных и средних учебных заведений. Кроме того, важным индикатором распространения информационных технологий в образовании является доля преподавателей, использующих информационные технологии (Интернет) для обучения дисциплинам, не связанным с информатикой.

    Система американских индикаторов включает анализ использования доступа к Интернет в школах и библиотеках различными возрастными группами учащихся. Кроме того, большое внимание уделяется использованию домашнего доступа и доступа в учебных заведениях детьми и подростками из различных (по уровню дохода, типу и местоположению) домохозяйств.

    Индикаторы развития информационного общества и экономики, основанной на знаниях (knowledge-based economy)

  3. Индикатор количества мест и выпускников по ИКТ-специальностям позволяет оценить готовность и способность системы высшего и среднего

    профессионального образования удовлетворить спрос на данный показатель.

    Этот показатель, как правило, приводится с дополнительной сегментацией по отдельным специальностям и полу опрашиваемых.

  4. Данный индикатор представляет собой % рабочей силы (включая безработных), прошедшей обучение работы на компьютере (в разрезе возраста, пола и занятости) респондентов.

  5. Интересный показатель, используемый в системе индикаторов ЕС.

    Телеработа подразумевает выполнение работниками всей или части работы далеко от их нормальных мест деятельности, обычно дома, используя средства ИКТ.

  6. Этот индикатор характеризует степень информатизации производственного процесса с точки зрения реального использования компьютеров и Интернет. В отличие от показателей фондовооружённости («количество компьютеров на одного работника»), данный индикатор позволяет более точно определить, сколько работников реально используют компьютерную технику в тех или иных отраслях промышленности или направлениях деятельности. В американской системе индикаторов этот показатель рассчитывается отдельно для управленческих специальностей, административного персонала, работников высокоточных технических и ремонтных производств, работников сельского хозяйства, лесной промышленности и рыболовства. Кроме того, анализируются направления использования ИКТ (электронная почта, создание текстов и таблиц, управление базами данных и др.)

  7. Для определения интенсивности использования ИКТ, как правило, используются показатели наличия компьютеров, фондовооружённости в компьютерной и информационной технике и т.п. Весьма важными для определения уровня информатизации показателями являются используемые в Канаде показатели процента фирм, использующих Интернет и фирм, имеющих свой сайт, в разрезе по отраслям промышленности и размерам компаний.

  8. Количество компаний, которые покупают и продают по Интернет, объёмы торговли

    Использование ИКТ напрямую связано с Интернет-коммерцией, и для оценки распространения Интернет-торговли в системе ЕС используется показатель количества (доли) фирм, занимающихся торговыми операциями через Интернет, в разрезе по виду торговли (В2В и В2С) и отраслям промышленности. Интересно отметить, что дополнительным индикатором в данном случае является показатель сокращения рабочих мест при переходе к онлайн-торговле. Таким образом, оценивается отрицательный эффект развития электронной коммерции.

    В канадской системе количество фирм, покупающих онлайн и продающих онлайн (в разрезе по отраслям промышленности и размеру фирмы) оценивается отдельно, что позволяет оценить не только предложение, но и спрос.

  9. Подобный показатель является достаточно важным для определения причин недостаточных темпов развития электронной коммерции. Используемая в Канаде система предусматривает оценку следующих причин: товары/услуги не могут быть проданы онлайн, компания предпочитает сохранять традиционную модель отношений с покупателями или поставщиками, компании обеспокоены безопасностью сделок, стоимость разработки и поддержки онлайн-торговли слишком высока, у работников нет необходимых навыков, компания не уверена в прибыльности онлайн- торговли, компания считает, что покупатели не готовы к онлайн-торгвле, компании обеспокоены тем, что их конкуренты будут знать всё о ценовой политике, поставщики товаров не готовы к онлайн-торговле, скорость и

    качество Интернет-подключения недостаточны.

    Отметим, что данный показатель с успехом может быть оценен и для потребителей.

    Безопасность при работе с ИТ

    Как показывает оценка причин, по которым потребители и фирмы не используют онлайн-торговлю, проблема безопасности по-прежнему остается одной из важнейших. Вследствие этого необходима разработка индикаторов, отражающих развитие систем безопасности.

  10. Количество устройств защиты информации на миллион жителей

    Данный показатель, рассчитываемый в ЕС, может быть также оценен в

    расчёте на пользователей Интернет или совершающих электронные трансакции. Дополнительными показателями в данном случае являются количество государственных и частных служб информационной безопасности и помощи по созданию систем защиты, а также количество компьютеров, оборудованных устройством безопасности (считывающее устройство карточек с интегральной схемой, включающей микропроцессор, специальное программное обеспечение и т.д.).

  11. Количество пользователей Интернет, испытавших проблемы безопасности

    Под «проблемами безопасности» в данном случае понимаются взлом кредитной карточки, взлом системы при помощи проникновения вируса или иным путём и т.п.

    Электронное правительство

    Показателей обеспеченности государственных учреждений доступом к ИКТ (обеспеченность компьютерами, доля госорганизаций, имеющих свой сайт и т.п.) недостаточно для того, чтобы оценить реальную эффективность использования новых технологий в работе государства. Необходима система индикаторов, отражающих взаимодействие государства и граждан при помощи информационных технологий.

  12. Ключевым в данном случае является соответствие критериям, установленным в программах создания «электронного правительства» — простое наличие сайта не является достаточно достоверным показателем высокого уровня информатизации, так как на первое место должен выходить не сам факт существования сайта, а его информационное содержание.

  13. Данный индикатор — один из основных показателей, позволяющих

    оценить уровень информатизации правительства. При этом, помимо оценки общей доли услуг государства, предоставляемых населению онлайн, как правило, выделяется и уровень информатизации базисного набора услуг. Понятие этого «базисного набора», как правило, определяется в рамках концепции развития «электронного правительства». Таким образом, имеют место два индикатора — индикатор общей информатизации услуг и индикатор информатизации минимально необходимого набора услуг госсектора.

  14. Данный показатель характеризует эффективность предоставления услуг

    государственного сектора. В рамках данного индикатора возможна оценка использования населением не только обычных государственных услуг, переведенных в онлайн, но и новых информационных услуг правительства. В частности, важным моментом является оценка информационного содержания (контента) сайтов государственных организаций и использования размещённой на них информации. В ЕС для этого используется следующий индикатор:

  15. Данный показатель позволяет достаточно точно оценить эффективность предоставления информационных онлайн-услуг населению: чем большая доля имеющих доступ к информационным сетям пользуется услугам «электронного правительства», тем более эффективной является его деятельность.

    В Канаде и ряде других стран используется показатель доли налоговых деклараций, поданных в электронном виде.

  16. Обеспечение информатизации государственных закупок является индикатором готовности интеграции государства в систему электронной торговли.

  17. В Канаде используется интегральный показатель «общей зрелости» (overall maturity) электронного правительства, определяемый как степень удовлетворённости онлайн-услугами. Данный показатель учитывает уровень использования методов взаимодействия с потребителями услуг (customer relationship management), существование полей для отзывов посетителей государственных сайтов и характер этих отзывов.

    Общественный сектор онлайн

    Необходимость информатизации системы здравоохранения привела к появлению в системах индикаторов развития ИКТ ряда показателей, отражающих использование ИКТ в медицине. В частности, в европейской системе индикаторов используются следующие:

  18. В данном случае под врачами понимается количество «терапевтов, предоставляющих первичную помощь», имеющих доступ к консультациям по Интернет из служебного помещения.

  19. Показатель наличия у врача доступа к Интернет, даже с учётом разбивки этого индикатора по направлениям использования доступа, не является достаточным для определения эффективности использования врачом ИКТ.

    Поэтому важным является получение врачом информации для диагностики, фармакологической информации, информации о болезнях и т.д.

  20. Данный индикатор показывает наличие центров, обеспечивающих доступ к Интернет, независимо от формы собственности, как на возмездной, так и безвозмездной основе. Дополнительным индикатором в данном случае является разбивка показателя по характеру организации, предоставляющей доступ: количество общественных мест доступа (исключая частные инициативы) на 1000 жителей, количество открытых общественных мест доступа на 1000 жителей, количество библиотек, предлагающих доступ публики к Интернет.

    Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания местного сообщества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или «обществом знания», или обществом, основанным на «информационной экономике» или «экономике знания». В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций и налаженной системы непрерывного образования.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.11MB | MySQL:120 | 1,426sec