Истина как центральное понятие в философии » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Истина как центральное понятие в философии

<

Понятие истины относится к важнейшим в философии с древнейших времён. Оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «красота». Философия возникает, как любовь, бескорыстное стремление к истине (любомудрие). Аристотель называет философию «наукой об истине», отмечая при этом, что «целью теоретического знания является истина, а практического — дело» [Аристотель. Метафизика. М., Л., 1936, с. 39]. Истинное высказывание в античной традиции выражает знание о подлинном мире и одновременно является самим подлинным миром. Истина не сводима к практической целесообразности и не исчерпывается эффективностью конкретного действия, её цель выходит за рамки повседневности.

Размышляя о правильности конкретного действия, человек принимает во внимание лишь то, что существует в настоящее время и может повлиять на целесообразность действия. Вечное и существенное ускользает, причины вещей остаются неизвестными. Поэтому в повседневных действиях, по Аристотелю, могут быть только мнения, но не истины: «истину мы не знаем, не зная причину» [Аристотель. Метафизика. М., Л., 1936, с. 39]. Задумываясь о причине вечно существующих вещей, мы ищем истину. Ещё Демокрит говорит: «Мнимы боль, горький вкус, жара, холод цвет; истинны лишь атомы и пустота». Мышление и чувственное восприятие становятся противоположностями: мышление описывает истинно сущее, а восприятие — сферу индивидуального, относительного. Эти причины существуют не время от времени, они вечны и неизменны, что наиболее соответствует истине, так как она вечна, неизменна, абсолютна

Истина одна, как один мир, один объект, по отношению к которому она высказывается. Не случайно Аристотель говорит: «Платон мне друг, но истина дороже». Истина имеет объективное значение, два противоположных высказывания об одном и том же не могут быть одновременно истинными. Одно из них должно быть ложно, истина есть «А» или «не-А». Уверенность в существовании одного истинного образа бытия порождала вопрос о субъекте познания. Кто в таком случае будет иметь право выносить суждения об истинно сущем? Ведь всякий субъект познания способен получить только относительные знания. Поэтому источником истинного знания не может быть отдельный субъект. Объективное знание доступно только сверхсубъекту, носителю абсолютного разума, в котором объект познания сливается с субъектом. Этим абсолютным разумом в античной философии становится Логос, в котором сосуществует мышление, закон бытия и само эго бытие. На объединяющую, синтетическую роль слова «Логос» указывает его этимологическая связь с глаголом «собирать», «связывать».

<

Первоначально слово «Логос» в древнегреческом языке означало «пустые речи» (речи, не связанные с
конкретными предметами). Возникновение философии стало возможно тогда, когда речи было дано право на истину, когда слово как выражение мысли было признано не пустым звуком, а мыслью о бытии, и даже самим бытием. Логос
стал космическим законом, разумным огнём. В соответствии с
этим мир мыслей стал восприниматься как более достоверный, реальный, чем мир эмпирических фактов. Реальность разделилась на две:

  • подлинную, неизменную, мыслимую, духовную;
  • неистинную, чувственную, изменчивую.

    Истина стала синонимом подлинной реальности, бытия самого по себе. Мышление отождествляется Парменидом с бытием, причём существование последнего не может вызывать сомнения: Парменид утверждает, что «надо говорить и думать, что сущее пребывает». Столь же несомненным является и существование мышления, существование истины. Мышление — суждение о бытии, о истинной реальности. Если же небытие помыслить нельзя, то оно и не существует. Отсюда с неизбежностью вытекало разделение реальности на истинную (мыслимую, объективную) и ложную (существующую лишь в видимости). Так, у Платона подлинной реальностью становится не то, что оправдано с точки зрения повседневного опыта, а мир идеальных сущностей, видимый разумом, воспринимаемый посредством умозрения.

    Объективация истины порождает мистификацию процесса познания, многое в нём зависит не от воли и навыков философа, а от самого Космоса (мирового порядка). Поэтому Аристотель говорит, что философия возникает не из вопросов, а из удивления. Вопрос формулируется сознательно и направляет процесс познания в ту область, которую считает нужным исследовать субъект. Удивление, в отличие от вопрошания, предполагает момент смирения и восторга перед неизведанным, что вызывает надежду на обретение истины в качестве божественного дара, откровения. Философ воспринимается в качестве «медиума», проводника абсолютного знания, голоса мировой души. Поэтому и ожидание от философии объективной истины становится вполне оправданным.

    На почве такого восприятия истины рождается особый образ философа — просветлённого мудреца, пренебрегающего повседневными проблемами и игнорирующим чувственно воспринимаемую реальность как проявление всего внешнего, сиюминутного, подлинно несуществующего и потому не влияющего на познание истины. Образы таких мудрецов воплощают Фалес, Сократ, Антисфен, Диоген Синопский. Платон, говоря о мистических основаниях философствования, сравнивает философа с лебедем, поющим последнюю песню. Так, в диалоге «Филеб» Платон пишет, что лебеди в своей последней песне «провидят блага, ожидающие их в Аиде», и далее отмечает; «Но я и себя, вместе с лебедями, считаю рабом того же господина и служителем того же бога… Я верю, что и меня мой владыка наделил даром пророчества не хуже, чем лебедей» [Реале Дж., Антисери Д. Западная философия то истоков до наших дней. Античность: В 4 кн. СПб., 1994. Кн. 1].

    Философствование представляется не как методологически продуманная, аналитическая процедура, дискурсивное развёртывание цепей логических следствий. Оно приобретает форму прозрения, обретения более глубокого видения, связывается с особыми способности восприятия мира, вчувствования, погружения в мир. Отмечая эту особенность античного познания истины, В.Н. Катасонов пишет: «Античность очень хорошо понимала, что в том, что называется открытием, никак не устраним таинственный момент синтетического, целостного видения всей проблемы, носящий характер дивинации (от лат. divinare — пророчествовать, предсказывать, предчувствовать)» [Катасонов В.Н. Методизм и прозрения. О границах декартовского методизма // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997, с. 91—92].

    Но вместе с тем философское видение истины уже в эпоху античности отличалось от мистических представлений о подлинном и достоверном. С точки зрения мистического опыта, статус реально существующих вещей прежде всего придаётся чудесному, сверхъестественному. Настоящее и истинное обусловлено переплетением естественного и сверхъестественного, отождествлением части и целого. В философии озарение является интеллектуальным озарением, разумным вчувствованием. Оно построено на принципиальном признании родства человеческого разума и космического порядка (Догоса), что существенно отличает его от культовых и ритуальных действий орфических и дионисийских мистерий. Не случайно философское познание характеризуется в эпоху античности как созерцание, умозрение.

    Истина должна была не возникнуть в процессе познания (вечное не возникает и не исчезает), а лишь проявиться, стать доступной разуму. Поэтому знание истины представляется как результат божественного дара, реализация способности к пророчеству. Так, Гесиод в «Теогонии» пишет, что знания он воспринял как божественный дар, что истина явилось ему во сне. Сократ говорит о неком демоне, который влияет на его намерения и суждения. Исходя из этого, можно и его известное высказывание «Я знаю, что ничего не знаю» проинтерпретировать как указание на абсолютные основания истины. Пифагор, отмечая, что бытие в сущности есть число, утверждал, что не придумал это сам, а воспринял подобно тому, как он слышал музыку сфер. Платон создаёт теорию анамнезиса, в которой «припоминание» — воспоминание о том, что видела душа «умными очами» по ту сторону смерти.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.38MB | MySQL:121 | 1,141sec