Муниципальная (местная) экономика » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Муниципальная (местная) экономика

<

Муниципальная (местная) экономика — совокупность взаимодействий и взаимоотношений местных экономических субъектов по поводу использования ограниченных местных и внешних заемных ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей жителей, достижения целей деятельности фирм и комплексного социально-экономического развития локальной территории.

Местная экономика может быть охарактеризована как:

  • система взаимоотношений субъектов экономической деятельности;
  • система местных рынков, с помощью которых осуществляется взаимодействие домохозяйств, предприятий, инвесторов и администрации муниципального образования на определенной территории;
  • трехсекторная модель, включающая частный (коммерческий), правительственный (публичный) и некоммерческий негосударственный (третичный) секторы экономики, которые осуществляют комбинирование производственных ресурсов для производства товаров, оказания услуг и выполнение работ (частных, коллективных и общественных) с целью удовлетворения потребностей местных экономических субъектов;
  • подсистема регионального экономического пространства;
  • совокупность входящих и исходящих потоков экономических ресурсов и факторных доходов;
  • сложное социально-экономическое пространство, включающее местное население, локальную территорию, производственно-коммерческую и инфраструктурную подсистемы.

    Модель местной экономики включает:

  1. субъекты хозяйствования:
  • домохозяйства;
  • предприятия, организации и учреждения всех форм собственности;
  • инвесторов;
  • местную администрацию в лице органов местного самоуправления; органы государственной власти;
  • иностранные правительства, коммерческие и некоммерческие организации.

    Субъекты хозяйствования могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов данного муниципального образования. Кроме этого, домохозяйства, предприятия, инвесторы и муниципалитеты могут объединяться в ассоциации или союзы для координации своих действий, совместного отстаивания интересов или получения

    совместных конкурентных преимуществ.

  1. потоки ресурсов
  • материальные потоки на территории муниципального образования;
  • финансовые потоки;
  • инвестиционные потоки;
  • информационные потоки;
  • перемещение человеческих ресурсов.
  1. совокупность взаимодействий местных экономических субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.

    На рисунках 1.1, 1.2 и 1.3 предлагаются три графические интерпретации моделей местной экономики.

    111112 0209 1 Муниципальная (местная) экономика

     

    Рисунок 1.1 — Модель местной экономики как совокупности местных рынков, потоков ресурсов и доходов

     

    Модель экономического пространства, представленная на рисунке 1.1, имеет универсальный характер и используется для анализа муниципальной, региональной и национальной экономики. В рамках анализа конкретного муниципального образования исследователь может выявить отсутствие некоторых элементов: администрация муниципального образования может не осуществлять товарные интервенции, территориальными органами

    Федеральной налоговой службы могут не предоставляться налоговые кредиты.

     

    111112 0209 2 Муниципальная (местная) экономика

    Рисунок 1.2 — Модель местной экономики как открытой и активной системы

     

    Модель местной экономики как открытой и активной системы представляет некоторые направления экономического взаимодействия муниципального образования с другими муниципалитетами, а также с администрацией региона и территориальными органами федеральных министерств, служб и агентств.

    111112 0209 3 Муниципальная (местная) экономика

     

    Рисунок 1.3 — Модель местной экономики как экономикообразующей и инфраструктурной подсистем

    В рамках третьей графической интерпретации местной экономики в модель включены следующие элементы:

  2. локальная территория — географическое пространство муниципального образования, описанное в его уставе;
  3. местное население;
  4. экономикообразующая подсистема — совокупность всех местных

    производственных и коммерческих компаний, деятельность которых

    напрямую ориентирована на рынки. Те местные компании, которые

    формируют значительную налогооблагаемую базу местного бюджета, а также

    составляют ключевые направления экспорта товаров и услуг в другие муниципальные образования, являются градообразующими.

    <
  5. инфраструктура муниципального образования — совокупность компаний, транспортных коммуникаций и инженерных объектов, призванных обеспечить нормальное функционирование городского или сельского поселения. Инфраструктура муниципального образования подразделяется на инфраструктурные предприятия (страховые компании, биржи, консалтинговые агентства и т.д.), социальные учреждения (учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.д.), транспортную инфраструктуру и инженерные объекты (электростанции, мосты, дамбы и т.д.). Инфраструктурные предприятия являются градообслуживающими.

    Оценка муниципальной экономики — деятельность, направленная на использование специального инструментария для комплексного исследования состояния, явлений и процессов, протекающих в муниципальной экономике, и формирования на этой основе обоснованных предложений для экономических субъектов по ведению хозяйственной активности на данной территории.

    Цель оценки муниципальной экономики — содействие субъектам хозяйствования в принятии рациональных и взвешенных решений по ведению экономической деятельности (экономическому присутствию) на соответствующей территории.

    Задачи оценки муниципальной экономики:

    для населения:

  • сравнение уровня безработицы, инфляции, среднего уровня заработной платы, стоимости жизни в различных муниципальных образованиях;
  • формирование аналитической информации о том, в рамках какого муниципального образования те или иные экономические условия являются более или менее благоприятными для жизнедеятельности человека;

    для предприятий:

  • определение среднего уровня рентабельности различных форм деловой

    активности в различных муниципальных образованиях;

    9

  • сравнительный анализ стоимости производственных ресурсов для различных локальных экономических систем;
  • определение уровня риска хозяйственной деятельности;
  • определение емкости и степени насыщенности местных рынков, величины входных и выходных барьеров;
  • исследование отношения населения и местных органов власти к бизнесу.

    для инвесторов:

  • предоставление информации о степени развития местной банковской системы;
  • выявление основных групп рисков инвестиционной деятельности;
  • определение среднего уровня рентабельности основных форм инвестиционной деятельности;
  • выявление наиболее перспективных инвестиционных проектов.

    для местной администрации:

  • получение основных данных о состоянии, процессах и перспективах развития местной экономики;
  • выявление сильных сторон местной экономики с целью их дальнейшего использования в программах развития территории;
  • определение слабых сторон и препятствий административного, правового и иного характера для экономической деятельности с целью их сглаживания или ликвидации.

    Субъекты оценки муниципальной экономики:

    У органы местного самоуправления, специализирующиеся на регулировании определенных отраслей местной экономики;

    У органы местного самоуправления, осуществляющие мониторинг и анализ местной экономики в целом;

    У аналитические и рейтинговые агентства;

    У консалтинговые компании;

    ^ органы государственной власти, осуществляющие управление отраслями экономики;

    ^ маркетологи, консультанты, эксперты, помощники топ-менеджеров, осуществляющие сбор и анализ информации о состоянии местной экономики с целью принятия решения о размещении на данной территории производств, расширении масштабов своей деятельности в данном муниципальном образовании либо об уходе с локальных рынков;

    ^ домохозяйства, принимающие решение о смене территории для жизни и деятельности;

    ^ исследовательские институты, изучающие проблемы развития локальных экономических систем;

    ^ другие заинтересованные лица и организации.

    Оценка состояния, явлений и процессов в муниципальной экономике может производиться с использованием следующих инструментов:

  1. рейтинговая оценка локальных экономических систем;
  2. оценка экономических трендов;
  3. ресурсный анализ муниципальной экономики;
  4. оценка барьеров входа и выхода из местной экономики;
  5. анализ интенсивности конкуренции на локальных рынках;
  6. анализ концентрации фирм на местных рынках;
  7. анализ конкурентоспособности и конкурентного потенциала местной экономики; выявление квазиконкурентных преимуществ;
  8. SWOT- и PEST-анализ муниципальной экономики;
  9. исследование отрасли местной экономики и отраслевых сдвигов;
  10. кластерный анализ муниципальной экономики;

    моделирование ключевых экономических    процессов в муниципальном образовании;

  11. матричный анализ городов и районов;
  12. оценка привлекательности локальной экономической системы для домохозяйств, предприятий и инвесторов;
  13. оценка программ развития местной экономики;
  14. выявление фокусных центров (точек роста);
  15. определение емкости местных рынков;
  16. оценка эффективности управления муниципальной экономикой;
  17. исследование качества жизни местного населения.

    Принципы оценки муниципальной экономики

  18. принцип периодичности мониторинга и оценки — выявление закономерностей и тенденций развития социально-экономических процессов на местном уровне предполагает проведение постоянных или периодических исследований;
  19. принцип использования современного инструментария — следование данному принципу позволяет оптимизировать расходы исследователя;
  20. принцип выделения приоритетной подсистемы — исследователь анализирует не все кластеры, рынки и отрасли местной экономики, а лишь наиболее важные с точки зрения задач оценки;
  21. принцип научной абстракции — выделение главного в объекте исследования и отвлечение (абстрагирование) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования;
  22. принцип выявления причин, а не анализа следствий — отражается в необходимости нахождения исследователем причин явлений или процессов как основы корректного анализа;
  23. принцип оперативности оценки;
  24. принцип соответствия результатов исследования общему объему расходов на его проведение;

    Методологию оценки муниципальной экономики можно представить в виде 5 этапов (рисунок 1.4):

    111112 0209 4 Муниципальная (местная) экономика

    Рисунок 1.4 — Алгоритм оценки муниципальной экономики

     

    Оценка местной экономики не может проводиться в разрыве от анализа социальной, политической и экологической подсистем муниципального образования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00127 sec

WordPress: 21.88MB | MySQL:120 | 1,349sec