Показатели оценки социально-экономического пространства муниципального образования
<
Социально-демографические показатели анализа муниципального образования
Экономические показатели анализа муниципального образования
Финансовые показатели анализа муниципального образования
Социально-демографические показатели
Целесообразность обзора социально-демографических показателей связана с их тесной взаимозависимостью с экономическими показателями, характеризующими состояние муниципального образования.
Независимые исследователи, маркетологи и аналитические агентства самостоятельно определяют круг значимых для них показателей анализа. Наиболее часто используются следующие из них:
Естественный прирост (убыль) населения — показатель отражает увеличение или уменьшение человеческих ресурсов в местном сообществе. В целом, он показывает результаты социально-демографической политики и одну из основных тенденций развития поселения.
По всем муниципальным образованиям Краснодарского края до 2007 года этот показатель был отрицателен.
Уровень младенческой смертности — отражает отношение сообщества к жизни индивида вообще, а также результативность политики в отношении материнства и детства.
В 2007 году в среднем по городам и районам Кубани значение показателя младенческой смертности составляло 8,2 промилле, что ниже среднероссийского уровня, однако значительно выше средних значений по странам ЕС.
Миграционный прирост (убыль) населения — показатель комплексно отражает представления индивидов о привлекательности данного муниципального образования.
Самые высокие значения показателя наблюдаются в Геленджике и Горячем Ключе.
Преступность — анализируется уровень преступности на 10 тыс. местных жителей.
Самые криминогенные города Краснодарского края — Туапсе, Новороссийск, Кропоткин.
Число браков (разводов) на 1 тыс. человек — показатель отражает способность местного сообщества к созданию, поддержке и развитию традиционных семей как неотъемлемых элементов общества.
Средняя продолжительность жизни в местном сообществе — в силу того, что увеличение продолжительности жизни является одной из основных целей деятельности муниципальной власти, данный показатель в динамике оценивает результативность деятельности местной администрации.
Число заболеваний являющихся социально обусловленными на 100 тыс. местных жителей — к социально обусловленным заболеваниям относятся алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, туберкулез и т.д.
Доля малоимущих жителей — оценивается число жителей муниципального образования с низкими и сверхнизкими доходами. Снижение значения показателя отражает эффективность социальной политики администрации муниципального образования.
В среднем по муниципальным образованиям Краснодарского края доля малоимущих граждан в 2006 г. составила 20%, а в 2007 г. снизилась до 18,5%.
<
Доля местных жителей, систематически занимающаяся физической культурой и спортом — отражает результаты местной и региональной политики в области физической культуры и спорта, а также сложившиеся традиции поддержания здорового образа жизни.
По состоянию на 1 июля 2007 года число жителей Краснодарского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 13,1% от общей численности населения. Рост данного показателя в крае ежегодно составляет в среднем 1,4 %, в Российской Федерации — 1,1 %.
Экономические показатели
Уровень средней номинальной заработной платы — отражает одно из направлений получения доходов в структуре индивидуального бюджета. Средняя заработная плата по краю в январе-июне 2008 г. составила 12,1 тыс. рублей. Интересным для исследования является распределение данного дохода по двум направлениям:
а) накопление,
б) потребление.
В тройку муниципальных образований-лидеров по данному показателю входят Туапсе, Новороссийск и Краснодар.
Индекс доступности жилья — показатель отражает возможности приобретения жилья среднестатистическим жителем муниципального образования.
Для Краснодара в 2007 году значение показателя приближалась к 0,25, в Геленджике — 0,15, в Горячем Ключе — 0,18 (для сравнения в Москве — 0,19, в Санкт-Петербурге — 0,18).
Средний уровень обеспеченности жильём — отражает уровень накопления в форме недвижимого имущества, а с другой стороны — степень благосостояния.
Устойчивая тенденция по Краснодарскому краю заключается в следующем: в крупных городах обеспеченность жильём ниже, чем в сельских поселениях при более высоком уровне оплаты труда. Исключение — приморские города, Краснодар, Горячий Ключ. Минимальный норматив социальной обеспеченности жильём составляет 18 кв. метров. Средняя обеспеченность по городам и районам Краснодарского края составила 22 кв.м.
Средний уровень износа основных фондов, организаций и учреждений муниципального образования — отражает состояние основных средств, а косвенно — результаты амортизационной политики и уровень обновления основных фондов компании.
Уровень безработицы в процентах от трудоспособного населения — отражает степень использования трудовых ресурсов в местной экономике.
Показатель в среднем по краю составляет 0,7%.
Уровень рентабельности экономической деятельности по основным сферам специализации местной экономики.
По состоянию на 1 июля 2008 г. нерентабельной была признана деятельность по переработке и консервированию фруктов и овощей, производства растительных масел, молочных продуктов, сахаристых кондитерских изделий, пива, безалкогольных напитков, стекла.
Доля прибыльных предприятий в процентах от общего числа действующих организаций. По состоянию на 1 июня 2008 года показатель достиг 70,8%.
Индекс промышленного роста — отражает изменение активности промышленных предприятий по сравнению с предыдущим годом. В январе- июне 2008 года индекс промышленного производства сложился на уровне 105,1%.
Финансовые показатели анализа муниципального образования
Для анализа финансовых процессов в целом и местного бюджета в частности, общепринято использование следующих показателей:
Бюджетная обеспеченность — отношение доходов местного бюджета к численности населения.
Показатель является одним из ключевых для сопоставления финансовых возможностей нескольких муниципалитетов по финансированию основных социальных и экономических сфер.
Доля просроченного муниципального долга в собственных доходах — показатель отражает возможности муниципалитета по погашению муниципального долга. Если значение показателя свыше 30 %, то по Ф3-131 глава муниципального образования снимается с должности губернатором и формируется временная администрация.
Доля расходов на государственное и муниципальное управление в расходной части бюджета — отражает финансовую нагрузку на муниципалитет с точки зрения содержания властных органов и должностных лиц.
Доля расходов на здравоохранение (образование, социальную защиту) в расходной части бюджета — отражает приоритетность развития тех или иных сфер жизнедеятельности муниципального образования, а также социальную направленность бюджетных расходов.
Доля собственных доходов в расходной части бюджета — отражает независимость муниципалитета от дотаций, субвенций и субсидий бюджетов других уровней.
Коэффициент финансовой независимости:
Коэффициент финансовой зависимости:
Доля расходов на местные целевые программы в расходной части бюджета — отражает стратегическую направленность расходов муниципалитета.
Инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя — показатель отражает результат маркетингового продвижения территории, а также характеризует инвестиционную привлекательность города или района.
По результатам 2007 года лидерами по данному показателю являются следующие муниципальные образования:
а) Краснодар — 89,1 тыс. руб. на одного жителя (сравните — среднекраевое значение 29,4 тыс. руб.);
б) Сочи — 49,9 тыс. руб. на одного жителя;
в) Темрюкский район — 45,6 тыс. руб. на одного жителя;
г) Геленджик — 43,5 тыс. руб. на одного жителя;
д) Кавказский район — 39 тыс. руб. на одного жителя.
Наиболее низкие значения данного показателя наблюдались в Курганинском и Апшеронском районах — 3,8 и 3,4 тыс. руб. на одного жителя.