Понятие корпоративных конфликтов » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Понятие корпоративных конфликтов

<

111712 1959 17 Понятие корпоративных конфликтов Корпорация (от лат. сorporatio — объединение, сообщество) — это объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей, одна из основных форм предпринимательства.

Отметим, что корпоративное поведение должно быть основано на уважении прав и законных интересов его участников и способствовать эффективной деятельности общества, в том числе увеличению стоимости активов общества, созданию рабочих мест и поддержанию финансовой стабильности и прибыльности общества.

Основой эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности общества является доверие между всеми участниками корпоративного поведения.

Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением. Поэтому Кодекс разработан, прежде всего, для акционерных обществ, выходящих на рынок капитала. Вместе с тем это не исключает возможности его применения любыми другими хозяйственными обществами.

Однако в настоящее время остро встает вопрос о нарушении корпоративных правил поведения, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам (войнам).

Законодательство оказывается не в состоянии своевременно реагировать на изменения практики корпоративного поведения, поскольку внесение изменений в законодательство требует значительного времени. Многие вопросы, связанные с корпоративным поведением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.

Мы исследуем вопрос корпоративных конфликтов и корпоративных отношений применительно к акционерным обществам и к акционерному законодательству, но отметим при этом, что многие выводы и рекомендации, сделанные в отношении акционерных обществ, применимы и к обществам с ограниченной ответственностью.

Важно заметить, что, понятия корпоративного спора, корпоративного конфликта в российском законодательстве отсутствуют. В качестве ориентира можно привести определение корпоративного конфликта применительно к акционерным обществам, содержащееся в п. 1.1.1 главы 10 Кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. (протокол # 49) и рекомендованного к применению Распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р. В п. 1.1.1 главы 10 Кодекса указано: «Любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе…, либо разногласие или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества».

В целом отметим, что, что хозяйственные общества — наиболее распространенная в имущественном обороте форма коллективной предпринимательской деятельности. В рамках этой деятельности может осуществляться любая профессиональная предпринимательская деятельность (производственная, торговая, посредническая, кредитно-финансовая и иная деятельность на основании закона).

Признаки хозяйственных обществ: они коммерческие; уставной капитал (складочный капитал) разделен на доли участников; являются собственниками как созданного за счет вкладов учредителей (участников), так и произведенного и приобретенного в процессе своей деятельности имущества.

Хозяйственное общество может создаваться одним лицом. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица; не вправе быть участниками без разрешения собственника финансируемые собственником учреждения и государственные органы и органы местного самоуправления (если иное не установлено законом).

Хозяйственные общества являются коммерческими организациями, ставящими основной задачей получение прибыли и распределение ее между участниками. Для привлечения дополнительного капитала хозяйственные общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции. Акции могут выпускать только акционерные общества.

Поскольку акционерами являются как физические, так и юридические лица, то система корпоративных отношений может быть достаточно сложной, с множеством различных связей между элементами этой системы.

Основным содержанием корпоративных отношений являются обязательственные отношения между акционерным обществом и его акционерами, каждый из которых стремится к реализации своих прав. Правам акционеров по отношению к обществу противостоят соответствующие обязательства общества, и наоборот, правам общества противостоят обязанности акционеров совершать определенные действия.

<

В системе корпоративных отношений в общем случае отсутствуют взаимные права и обязанности акционеров, за исключением тех случаев, когда акционер приобретает дополнительные права и обязанности по отношению к обществу и становится, таким образом, лицом, обязанным по отношению к другим акционерам. Например, лицо, купившее 20 и более процентов голосующих акций общества и намеревающееся совершать сделки с самим обществом, обязано информировать общество о своей заинтересованности и получить согласие других акционеров на совершение этой сделки.

Вся система корпоративных отношений построена на относительных правах, т.е. на правах, возникающих из права собственности на акции. Носители этих прав — акционеры — имеют в общем случае различные цели и интересы по отношению к обществу и по отношению друг к другу.

Различие в интересах участников одного хозяйственного общества еще не является конфликтом. Но как только носители различных интересов предпринимают действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение целей, отличных от целей других участников корпоративных отношений, возникает конфликт, т.е. столкновение, серьезное разногласие, противоборство сторон.

Акционерное общество в корпоративном конфликте — это одновременно и цель, и сторона конфликта.

Инициаторы «корпоративных войн» преследуют разные цели. Одни используют войны как средство конкурентной борьбы и имеют своей целью получить производственные мощности, товарную марку конкурента для расширения своего бизнеса. Цель других — захватить предприятие как имущественный комплекс, перепрофилировать производство и создать на этом месте то, что может давать огромные прибыли, будь то жилищный комплекс или офисный центр.

Целью акционерного общества становится во всех случаях борьба за контроль над обществом. Одновременно акционерное общество является стороной конфликта, поскольку через него действуют лица, контролирующие акционерное общество и использующие его в своих целях.

Как отмечалось ранее, главной целью любой предпринимательской деятельности (а акционера мы рассматриваем как предпринимателя, занимающегося инвестиционной деятельностью) является получение прибыли.

В общем случае достичь этой желанной цели можно любым из следующих способов:

— получить часть чистой прибыли компании в виде дивиденда;

— получить доход от хозяйственных операций компании в тех случаях, когда акционеры имеют возможность руководить действиями компании;

— получить маржу в виде разницы между ценой продажи и ценой приобретения ценных бумаг;

— получить определенную сумму «отступного» за отказ или вознаграждение за совершение определенных действий.

Если в первом случае акционер занимает пассивную позицию и надеется, что совет директоров вынесет на решение общего собрания акционеров вопрос о выплате дивидендов в достаточном размере, то явного конфликта между таким акционером и компанией пока еще нет. Но как только акционер начнет активно требовать принятия решения о выплате дивиденда, у него сразу же формируется стремление контролировать такую часть акций общества, которая могла бы повлиять на принимаемые обществом решения, могла бы обеспечить место (места) в органах управления компанией.

Если действия такого акционера оказываются успешными и он самостоятельно или в составе группы лиц приобретает контроль (хотя бы частично) над компанией, то в подавляющем большинстве случаев в современной российской действительности он (они) предпочтет иной способ получения финансовой выгоды, нежели получение дивиденда (который может быть выплачен только после уплаты компанией соответствующих налогов).

Все это уже известно, процесс осознания невыгодности получения дивидендов, если имеется иной способ получения коммерческой выгоды, — уже пройденный этап нашей корпоративной истории, а возврат к получению дивиденда, как основному и легальному способу получения коммерческой выгоды собственниками компании, еще впереди, в будущем, надеюсь, что не в очень далеком.

Таким образом, от получения дивидендов как способа получения легального дохода мы переходим к получению коммерческой выгоды от хозяйственной деятельности компании, не всегда безупречной с точки зрения налогового (в первую очередь) законодательства.

Но получить выгоду от хозяйственной деятельности компании практически невозможно, если сами собственники компании не являются одновременно ее исполнительным органом. Только имея право совершать сделки от имени общества и одновременно в качестве собственника предприятия, контролируя свою же деятельность, можно совершать практически любые действия, кроме тех, которые преследуются в уголовном порядке.

В настоящее время огромное число российских акционерных обществ с числом акционеров от единиц до нескольких тысяч находятся в состоянии борьбы собственников за кресло генерального директора общества.

Шантаж, как средство борьбы, которую ведут акционеры, не управляющие компанией, может иметь целью продажу акций по более высокой цене или получение «отступного».

Отметим, что доход, получаемый от разницы между ценой приобретения и ценой продажи ценных бумаг, может зависеть от результата действий по корпоративному шантажу, когда само общество или его мажоритарные собственники готовы приобретать ценные бумаги своего оппонента только для того, чтобы прекратить его агрессивную деятельность. В другом случае цена акций может возрастать по объективным причинам (например, после объявления о выплате годового дивиденда), после обнародования планов инвестирования в производство и т.п.

В условиях борьбы за контроль над акционерным обществом мажоритарный акционер никому не нужен, он только мешает, задает вопросы, пишет жалобы и исковые заявления. Поэтому от него стремятся избавиться, а его акции присовокупить к своим. Это роднит и тех, кто является «захватчиком» по отношению к компании и тех, кто уже <находится внутри>, но ведет перманентную борьбу за власть с прочими совладельцами компании.

Методы, которые использует вытесняемый мажоритарный акционер, многообразны и включают в том числе методы корпоративного шантажа. Таким образом, и здесь нет четкой границы между шантажом в качестве средства нападения и шантажом в качестве средства самообороны.

Действиями эмитента, вызывающими ответную оборонительную реакцию, являются попытки:

— изменить структуру акционерного капитала, в том числе провести дополнительную эмиссию;

— провести реорганизацию общества, не выгодную мажоритарным акционерам;

— осуществить сделки по отчуждению значимых активов общества или обременению общества долговыми обязательствами;

— сформировать органы управления исключительно из своих кандидатов;

— не выплачивать дивиденды, расходуя прибыль на нужды мажоритарных акционеров;

— вести массированную скупку акций по заниженной цене, используя различные виды давления на продавцов акций;

Основными способами борьбы мажоритарных акционеров являются:

— консолидация своих голосов с голосами других мажоритарных акционеров на общих собраниях акционеров общества;

— постоянное «давление» на общество с целью получения различной информации, которую общество обязано предоставлять своим акционерам;

— обращение с жалобами и заявлениями в контролирующие органы исполнительной государственной власти;

— обращение в суд с исками и ходатайствами в отношении акционерного общества.

В своей основе конфликт между различными группами акционеров является конфликтом экономическим, поскольку это конфликт прежде всего по поводу присвоения и распоряжения акциями, эмитированными акционерным обществом, и использования прав, реализация которых возможна только собственниками определенного количества голосующих акций.

По способу разрешения корпоративного конфликта он, безусловно, относится к конфликтам правовым. Отнесение корпоративных конфликтов к подмножеству правовых обусловлено тем, что в случае если участники конфликта не достигли компромисса и не зафиксировали свое волеизъявление в решении собрания или путем заключения сделки, то разрешение конфликта происходит посредством рассмотрения судом гражданских и, что бывает нередко, уголовных дел.

Как и в любом другом конфликте, в корпоративных конфликтах можно выделить три уровня:

— «война», т.е. бескомпромиссная борьба до победного конца, и применение любых, в том числе насильственных, средств;

— «игра» — разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам;

— «спор» — использование только мирных средств для достижения согласия с другой стороной.

В то же время, поскольку в основе корпоративного конфликта лежат, как правило, коренные интересы сторон, столкновение носителей этих различных интересов переходит в стадию войны за сравнительно небольшой промежуток времени.

Рассматривая развитие корпоративного конфликта в его динамике, можно выделить следующие стадии:

— Предконфликтная стадия. Период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся: количество голосующих акций, которыми располагают стороны конфликта, информация (доступ к информации), финансовые, административные возможности и интеллектуальный потенциал сторон.

— Непосредственный конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, действий, направленных на изменение поведения соперников (например, проведение альтернативного собрания акционеров). Весьма характерным моментом на этапе непосредственного конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимоотношения достигают максимальной силы и остроты.

— Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Разрешение корпоративного конфликта происходит, как правило, лишь при изменении ситуации.

В то же время, в случае, когда атакующая сторона не достигла своих целей, возможен отказ «агрессора» от «ведения войны» и конфликт из острой формы переходит в скрытую. В этом случае возобновление конфликта происходит при изменении ситуации в отношениях между противниками.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00094 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:119 | 1,236sec