Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны

<

051114 2116 1 Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны

1.1. Понятие и задачи гражданской обороны в современных условиях

 

В России 90-е годы XX века связаны с масштабной работой по формированию новой, первой в истории, самостоятельной государственной структуры в области гражданской защиты населения страны. Основные усилия были направлены на формирование Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, создание и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), повышение готовности сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также формирование экономических механизмов и правовой основы деятельности системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и развитие гражданской обороны [10].

Необходимость выработки приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в области защиты от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, обусловила потребность в системных научных исследованиях для определения направлений строительства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, развитие и совершенствование гражданской обороны [10].

Столь серьезные и ответственные задачи не могли быть решены без наличия научной организации, способной вести комплексные научные исследования стратегии развития деятельности, входящей в компетенцию МЧС России. Такой организацией в 1995 году стал Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.

В конце 60-х годов прошлого столетия вопросы гражданской обороны приобрели особую значимость. Решение проблем защиты всего населения страны от оружия массового уничтожения становилось все более сложным, требовало разработки научно-методического обеспечения развития гражданской обороны, её строительства, применения сил [16].

Поэтому в начале 1967 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании научно-методического центра гражданской обороны СССР (НМЦ). Инициатором создания НМЦ стал Начальник гражданской обороны СССР, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович.

Перед НМЦ были поставлены сложные проблемные задачи, связанные с разработкой основ методологии подготовки руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны, ведением научно-методической работы по вопросам управления гражданской обороной, а также подготовкой учебно-методических материалов.

Развитие гражданской обороны в современных условиях во многом определяют частые локальные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, совершенствование обычных средств ведения войны, а также международный терроризм, угрозы которого стали привычным атрибутом современной жизни. В настоящее время сформировалась достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база. Впервые в отечественной истории были приняты основополагающие законодательные акты государства, направленные на обеспечение безопасности человека – Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. Сформирована и успешно функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой сейчас входят более 7 тысяч учреждений различных федеральных органов исполнительной власти. В целях стратегического управления рисками чрезвычайных ситуаций активно работает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В настоящее время силы и средства гражданской обороны России развиваются и укрепляются на основе качественно новых подходов. В частности, оптимизируется их состав и структура, повышается готовность к действиям по предназначению, уровень подготовки войск ГО и подразделений гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение. По-прежнему важной задачей остаётся подготовка населения и руководящего состава всех категорий к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для этого сейчас широко применяются современные обучающие методики и технические средства. Разрабатываются, кроме того, новые методы и программы обучения. В практику работы повсеместно внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны — глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. Регулярно также проводятся учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах МЧС России. Актуальной также остается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики. Данная работа предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики; обеспечение безаварийного функционирования промышленных предприятий, в том числе при отключении электроэнергии. В этом направлении сейчас проводится большая работа, однако, в отдельных регионах России она продвигается пока медленно в силу имеющихся экономических и иных трудностей [20].

В последние годы МЧС России широко сотрудничает в области гражданской обороны с другими государствами, что полезно с практической точки зрения. Перенимая опыт, «чрезвычайные» национальные службы повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, а также развивают действующую систему защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз. В настоящее время продолжается формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ. Российское МЧС активно также участвует в мероприятиях по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО), в миротворческих и гуманитарных операциях, проводимых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Специализированные подразделения МЧС привлекаются к доставке в пострадавшие регионы мира гуманитарных грузов, оказанию помощи пострадавшему населению и разминированию территории [16].

Главной задачей гражданской обороны считается защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения вероятного противника, а также от стихийных бедствий, которые могут быть связаны и с военными действиями. Эта задача должна решаться путем заблаговременного осуществления ряда мероприятий. Основными из них можно считать следующие:

  1. Создание защитных сооружений для населения.
  2. Обеспечение жителей средствами индивидуальной защиты и обучение их самостоятельному изготовлению простейших из таких средств.
  3. Эвакуация жителей крупных населенных пунктов (если они попадают в вероятную зону сильных разрушений) в более безопасную загородную зону.
  4. Оповещение населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, о стихийном бедствии.

    4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности

    5. Обучение населения защите от оружия массового поражения и оказанию, при необходимости, первой медицинской помощи.

    Выполнение этих мероприятий должно обеспечить спасение населения и создание условий для восстановления жизнедеятельности в пострадавших районах [15].

     

     

    1.2. Современные средства массового поражения как источники чрезвычайных ситуаций военного характера

     

    К оружию массового поражения (ОМП) обычно относят: ядерное, химическое и биологическое оружие. Однако в процессе совершенствования и обычные виды оружия могут приобретать отдельные черты ОМП. Массовым поражением может обладать оружие, создающееся на новых принципах воздействия — инфразвуковое, лучевое, радиологическое и др.

    Ядерное оружие. К наиболее мощным средствам ОМП относится ядерное оружие, которое состоит из ядерных боеприпасов (авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, боевые части ракет, морских торпед, глубинные бомбы и мины) и средств доставки (носителей) и средств управления. По своим поражающим свойствам оно является самым мощным и может практически мгновенно уничтожить или вывести из строя большое число незащищенных людей, открыто стоящую технику, различные хозяйственные, жилые и военные сооружения. В зависимости от поставленной противником цели возможно произведение им высотных, воздушных, наземных, надводных и подводных ядерных взрывов [15].

    При ядерном взрыве выделяется огромное количество энергии, образующейся при цепной реакции деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или термоядерной реакции синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия, трития). Мощность ядерного боеприпаса (мощность ядерного взрыва) принято характеризовать тротиловым эквивалентом. Тротиловый эквивалент — это масса тротила (тротил — вещество с теплотой взрыва 4240 кДж/кг), при взрыве которой выделяется столько же энергии, что и при взрыве ядерного боеприпаса [4].

    Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются следующие:

  • ударная волна;
  • световое излучение;
  • проникающая радиация;
  • радиоактивное заражение;
  • электромагнитный импульс [4].

    Нейтронное оружие представляет собой разновидность ядерного. Его главным поражающим фактором является проникающая радиация, а точнее — мощный поток нейтронов. Остальные поражающие факторы у нейтронного оружия подобны аналогичны ядерного оружия, но значительно ослаблены [5].

    Химическое оружие. Под химическим оружием понимают совокупность отравляющих веществ (ОВ) и средства, с помощью которых их применяют. Химическое оружие предназначено для поражения незащищенных людей и животных путем заражения воздуха, продовольствия, кормов, воды, местности и расположенных на ней предметов.

    Химическое оружие – представляет собой различные вещества. Они могут поражать людей, заражать воздух, почвы, источники воды; различные сооружения, транспортные средства, различную технику, продукты питания, корм для животных. Обычно в момент использования большинство отравляющих веществ переходит из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное или образует аэрозоли (дым, туман) [5].

    Химическое оружие вызывает поражение организма при попадании отравляющих веществ на незащищенные участки тела, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении в пищу зараженных продуктов и воды.

    В момент применения отравляющие вещества переходят из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное, парообразное или аэрозольное (туман, дым) и могут распространяться на значительные расстояния от места применения химического оружия. Они способны проникать вместе с воздухом в жилые и производственные помещения, а также в защитные сооружения, не имеющие герметизации, и воздействовать на находящихся в них людей.

    Отравляющие вещества поражают живые организм при попадании на кожный покров и в глаза, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении зараженной пищи и воды. Критериями боевой эффективности отравляющих веществ являются их токсичность, быстродействие и стойкость.

    От других средств массового поражения химические отравляющие вещества отличаются способностью проникать с воздухом и водой в самые различные негерметизируемые объекты и оказывать свое поражающее и загрязняющее действие. Продолжительность такого действия колеблется в зависимости от вида применяемых отравляющих веществ и метеорологических условий от нескольких часов до нескольких недель и реже нескольких месяцев [6].

    Токсичность отравляющих веществ определяется их способностью оказывать отравляющее действие. Быстродействие определяется временем от момента контакта с отравляющим веществом до проявления первых признаков отравления. В зависимости от полученной дозы отравляющего вещества поражение организма может развиваться в виде лавинообразного молниеносного процесса с летальным исходом за считанные секунды или в форме тяжелого прогрессирующего патологического процесса [6].

    Стойкость отравляющих веществ характеризует их способность сохранять поражающее, действие в течение определенного времени после применения. Все отравляющие вещества условно подразделяют на стойкие и не стойкие. Время сохранения поражающих свойств для стойких веществ составляет от нескольких дней до нескольких недель, в то время как нестойкие вещества сохраняют свое поражающее действие в течение нескольких минут [3].

    По характеру воздействия на организм отравляющие вещества делятся на группы:

  • нервно-паралитического действия (высокотоксичные фосфорсодержащие отравляющие вещества: V-газы, зарин, зоман);
  • кожно-нарывного действия (иприт, азотистый иприт);
  • общеядовитого действия (быстродействующие летучие отравляющие вещества: синильная кислота, хлорциан, оксид углерода, мышьяковистый и фосфористый водород);
  • удушающего действия (при вдыхании поражаются верхние дыхательные пути и легочные ткани: фосген, дифосген);
  • психохимического действия (вызывают временные психозы за счет нарушения химической регуляции в центральной нервной системе: диэтиламид лизергиновой кислоты, би-зед);
  • раздражающего действия (отравляющие вещества, воздействующие на слизистые оболочки глаз и верхние дыхательные пути: сиэс, хлорацетофенон).

    К нервно-паралитическим относятся V-газы, зарин, зоман. Первые признаки отравления ими — одышка» рвота, сильная потливость, сужение зрачков, обильное выделение жидкости через нос и слюнотечение. Эти отравляющие вещества высокотоксичны и даже только попадание их капель на кожу человека может вызвать смерть. Они практически не имеют запаха (у зомана — слабый запах камфары) [3].

    Наиболее распространенными общеядовитыми отравляющими веществами являются быстродействующие синильная кислота и хлордиан. У последнего неприятный, раздражающий запах, у синильной кислоты запах горького миндаля. К первым признакам отравления этими веществами относятся следующие: металлический, горьковатый привкус во рту, слюнотечение, раздражение горла, переходящее в онемение слизистой оболочки органов дыхания, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота, общая слабость [3].

    К рассматриваемой группе можно отнести и химические вещества, обычно применяемые в хозяйственных целях, но токсичные и обладающие способностью вызвать массовые поражения и смерть живых организмов, включая человека. Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, фтористый водород, оксиды азота. Их массовое поступление в среду, окружающую человека, возможно как при военном разрушении химических предприятии и холодильников, так и при авариях и диверсиях на этих объектах. Таким образом, массовое отравление этими веществами может произойти без использования противником химического оружия и даже в мирное время [3].

    Бактериологическое (биологическое) оружие. Оно представляет собой болезнетворные микробы и токсины, предназначенные для поражения людей, животных, растений и запасов продовольствия, а также боеприпасы и приборы при помощи которых их применяют [3].

    Биологическое оружие обладает рядом специфических свойств:

  • при попадании в организм даже в ничтожно малых количествах оно способно вызывать массовые инфекционные заболевания людей и животных;
  • большая скорость распространения, определяющаяся цепным процессом заражения здоровых людей больными;
  • большая продолжительность действия (некоторые споровые формы микробов сохраняют поражающие свойства в течение нескольких лет);
  • наличие скрытого (инкубационного) периода в начальной стадии болезни;
  • трудность и длительность процесса обнаружения болезнетворных микробов и токсинов во внешней среде [15].

    Заражение населения при применении биологического оружия может произойти при вдыхании зараженного воздуха, употреблении зараженных продуктов и воды, укусов зараженными насекомыми и клешами, попадания микробов и токсинов на слизистые оболочки и поврежденную кожу и т. д.

    Поражающая сила биологического оружия зависит от целого ряда факторов: биологических свойств примененного возбудителя, условий жизни людей, иммунитета населения, уровня санитарной культуры населения, состояния лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы, от времени года и многих других факторов.

    Установить факт применения биологических средств поражения, а также быстро и точно установить возбудитель весьма сложно. В настоящее время еще нет приборов, позволяющих регистрировать начало применения биологического оружия. Приходится производить отбор проб и проводить лабораторные исследования, которые по времени могут занимать несколько суток.

    Внешними признаками применения биологического оружия могут быть: наблюдающиеся в местах взрывов на почве, растительности и различных предметах капли жидкости или порошкообразных веществ; необычное для данной местности или времени года скопление насекомых и грызунов; появление массовых заболеваний среди людей, а также массовый падеж сельскохозяйственных животных [15].

    Комбинированное применение средств массового поражения. Вполне вероятно применение противником на одной территории нескольких средств массового и обычного поражения. Районы, в пределах которых произошли массовые поражения людей, животных, растений, а также разрушения различных сооружений и зданий, заражение среды в результате применения различных средств массового поражения, получили название очагов комбинированного поражения [15].

    Обычные средства нападения (или обычное оружие) составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении, а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

    <

    Обычное оружие применяется самостоятельно и в сочетании с ядерным. По литературным данным, к современным видам оружия, созданного с использованием новых физических принципов, можно отнести, кроме описанного оружия массового поражения, следующие: лазерное оружие, источники некогерентного света, СВЧ-оружие, инфразвуковое оружие, оружие электромагнитного импульса, средства информационной борьбы, метеорологическое, геофизическое оружие, психотропное оружие, парапсихологические методы воздействия на человека [15].

     

    1.3. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф

     

    Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности  населения,  а  также  разрушения  и уничтожение материальных ценностей.  Они  нередко  оказывают  отрицательное воздействие на окружающую природу.
    

    К  стихийным  бедствиям  обычно  относятся  землетрясения,   наводнения, селевые потоки,  оползни,  снежные  заносы,  извержения  вулканов,  обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также  пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
    

    Опасными  бедствиями  являются,  кроме  того,  производственные  аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях  нефтяной,  газовой  и химической промышленности.
    

    Стихийные бедствия, пожары, аварии...  По-разному  можно  встретить  их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди  различные  бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные  силы,  с  надеждой  на  их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те,  кто,  зная, как действовать в той или иной обстановке,  примет  единственно  правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.
    

    Землетрясения - это специфические явления, происходящие  в  определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и  под  водой. Землетрясения  всегда  поражали  людей  и  своей  разрушительной  силой,  и последствиями,  выражающимися  в   опускании   земной   коры,   активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т.д.
    

    Для  человека  очень  важно  знать,  где  и  когда  будет  землетрясение. Современная наука  располагает  сведениями  о  том,  где  может  быть  такое стихийное бедствие той или иной силы, но предсказать день  и  час  его  пока еще не может.
    

    Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в  последние годы в этом направлении наметились определенные успехи. Предвестниками  землетрясений,  как  это  уже  установлено,  могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например,  имеет место  поднятие  геодезических   реперов,   изменяются   параметры   физико-химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются  специальными приборами геофизических станций.  К  предвестникам  возможных  землетрясений следует отнести также некоторые  признаки,  которые  особенно  должно  знать население сейсмически  опасных  районов;  это  –  появление  запаха  газа  в районах,  где  до  этого  воздух  был  чист  и  ранее  подобное  явление  не отмечалось,  беспокойство  птиц  и  домашних  животных,   вспышки   в   виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных,  но  не  касающихся друг  друга  электрических   проводов,   голубоватое   свечение   внутренней поверхности  стен  домов,  самопроизвольное  загорание  люминесцентных  ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут  являться  основанием для оповещения населения о возможном землетрясении [15].
    

    Землетрясения всегда вызывали  у  людей  различной  степени  расстройства психики,  проявляющейся  в   неправильном   поведении.   Вслед   за   острой двигательной  реакцией  часто  наступает  депрессивное  состояние  с   общей двигательной  заторможенностью.   В   результате   этого,   как   показывает статистика, большая  часть  получаемых  травм  среди  населения  объясняется неосознанными действиями  самих  пострадавших,  обусловливаемыми  паническим состоянием и страхом.
    

    Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до  нескольких  суток (периодически повторяющимися подземными толчками).  Примерная  периодичность толчков и время их возникновения, возможно,  будут  сообщаться  по  радио  и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать  с  этими сообщениями.
    

    После землетрясения или даже в  процессе  его  будут  вестись  работы  по оказанию помощи пострадавшим, по  ликвидации  последствий  землетрясения.  В первую очередь такие работы будут проводить лица, состоящие в  формированиях гражданской обороны. Но и остальное население  по  призыву  органов  местной власти и органов управления ГО должно  принимать  участие  в  первоочередных спасательных и аварийно-восстановительных работах в районах разрушений.
    

    Большая помощь  со  стороны  населения  может  быть  оказана  медицинским учреждениям  и  медицинской  службе  гражданской   обороны   в   поддержании нормальных санитарно-бытовых  условий  в  местах  временного  расселения  (в палаточных городках, антисейсмических зданиях)  пострадавшего  в  результате землетрясения населения. Надо способствовать предупреждению вспышек в  таких местах  инфекционных  заболеваний,  являющихся,  как   правило, спутниками стихийных бедствий. В целях предупреждения возникновения  и  распространения эпидемий следует строго выполнять все противоэпидемические  мероприятия,  не уклоняться от прививок и  принятия  лекарств,  предупреждающих  заболевания [15].
    

    Необходимо тщательно соблюдать правила личной  гигиены  и  следить  за  тем, чтобы их выполняли все  члены  семьи;  нужно  напоминать  об  этом  соседям, товарищам по работе.
    

    Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения.  Основными  причинами большинства наводнений являются сильные ливни,  интенсивное  таяние  снегов, речные паводки в результате приливной волны  иди  изменения  ветра  в  устье реки.
    

    Действия  населения  при  наводнениях  осуществляются  с  учетом  времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за  проявлениями этой стихии. Масштабы наводнений, например,  вызываемых  весенними,  летними или осенними паводками, могут прогнозировать  за  месяц  и  более,  нагонные наводнения – за несколько часов (до суток).
    

    При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих  гидротехнических  сооружений  на  реках  и  в других местах предполагаемого  –  наводнения,  по  подготовке  и  проведению заблаговременной эвакуации населения  и  сельскохозяйственных  животных,  по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления.
    

    В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения,  в  том  числе  и  с  помощью громкоговорящих подвижных установок.
    

    Внезапность возникновения   наводнения   вызывает   необходимость  особых поведения и действий населения. Если люди  проживают  на  первом  этаже  или других  нижних  этажах  и  на  улице  наблюдается  подъем  воды,  необходимо покинуть квартиры, подняться  на  верхние  этажи,  если  дом  одноэтажный  – занять  чердачные  помещения.  При  нахождении  на  работе  по  распоряжению администрации следует, соблюдая установленный  порядок,  занять  возвышенные места. Находясь в поле, при внезапном затоплении следует занять  возвышенные места  или  деревья,  использовать  различного   рода   плавающие   предметы (например, камеры шин сельскохозяйственной техники) [15].
    

    Поиск людей  на  затопленной  территории  организуется  и  осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи  плавающих  средств  формирований гражданской обороны и все другие имеющиеся силы и средства.
    

    При спасательных работах необходимо проявлять выдержку  и  самообладание, строго выполнять  требования  спасателей. Нельзя  переполнять  спасательные средства  (катера,  лодки,  плоты  и  т.   п.), поскольку   это   угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в  воду,  следует  сбросить  с себя  тяжелую  одежду  и обувь, отыскать поблизости   плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи.
    

    Селевые потоки – это потоки  с  гор  смеси  воды,  песка,  глины,  щебня, осколков камней и даже валунов. Оползни происходят  в  результате  нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и  водоемов;  основной причиной их возникновения является  насыщение  подземными  водами  глинистых пород до пластического и текучего состояния, в результате чего и  происходит сползание  по  склону  огромных  масс  грунта   со   всеми   постройками   и сооружениями [4].
    

    Большое влияние на поведение и действия населения при селевых  потоках  и оползнях оказывает организация своевременного обнаружения и учета  признаков этих  стихийных  бедствий  и  организация  оповещения   (предупреждения)   о бедствии.
    

    В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки  в результате  ливневых  осадков  обычно  формируются  после  засухи),  быстрое таяние снегов и ледников в  горах,  переполнение  горных  озер  и  водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел  и образованием  запруд.  Косвенными  признаками   возможного   селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова  и  лесонасаждений  на склонах гор [3].
    

    В большинстве случаев население об опасности селевого потока  может  быть предупреждено всего лишь за десятки минут и  реже  за  1  –  2  ч  и  более. Приближение   такого   потока   можно   слышать   по   характерному    звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов  и  осколков  камней, напоминающих грохот приближающегося с большой скоростью поезда.
    

    Наиболее   эффективным   в   борьбе   с   селевыми   потоками    является заблаговременное осуществление  комплекса  организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.
    

    Первоначальным  признаком   начавшихся   оползневых   подвижек   является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах,  береговых  укреплениях  и набережных,  выпучивание  земли,  смещение  основания   различных   высотных конструкций и даже деревьев в нижней части относительно верхней.
    

    Противооползневыми мероприятиями,  в  которых  должно  принимать  участие население, являются отвод  поверхностных вод, древонасаждение,  устройство различных поддерживающих инженерных сооружений, отрывка  траншей  в  целях осушения грунтов оползневого массива,  разгрузка  и  планировка  оползневого склона. Кроме того, население,  проживающее  в  оползнеопасных  районах,  не должно  допускать  обильной  утечки  воды  из  кранов,   поврежденных труб водопровода или водоразборных колонок; необходимо свое  временно  устраивать водоотводящие стоки при скоплении поверхностных вод (с образованием луж) [5].
    

    Зимние проявления  стихийных  сил  природы  нередко  выражаются  снежными заносами в результате снегопадов и метелей.
    

    Снегопады, продолжительность которых может быть от 16  до  24  ч,  сильно воздействуют на хозяйственную деятельность населения,  особенно  в  сельской местности.  Отрицательное  влияние  этого  явления   усугубляется   метелями (пургой,  снежными  буранами),  при  которых  резко  ухудшается   видимость, прерывается   транспортное   сообщение   как    внутригородское,    так    и междугородное.  Выпадение  снега  с  дождем  при  пониженной  температуре  и ураганном  ветре  создает  условия  для  обледенения  линий  электропередач, связи,  контактных  сетей  электротранспорта,   а   также   кровли   зданий, различного рода опор и конструкций, что нередко вызывает их разрушения [6].
    

    С объявлением штормового  предупреждения  –  предупреждения  о  возможных снежных заносах – необходимо ограничить передвижение,  особенно  в  сельской местности, создать дома необходимый  запас  продуктов,  воды  и  топлива.  В отдельных районах с наступлением зимнего периода по  улицам,  между  домами, необходимо натянуть  канаты,  помогающие  в  сильную  пургу  ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер [6].
    

    Особую опасность снежные заносы представляют  для  людей,  застигнутых  в пути  далеко  от  человеческого  жилья.  Занесенные  снегом  дороги,  потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности.
    

    Во время гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затруднят, а на сильно пересеченной местности и совсем  остановят работу  автомобильного  транспорта.  Передвижения   пешеходов   затруднятся. Обрушения различных конструкций и предметов под  нагрузкой  станут  реальной опасностью;  в  этих  условиях  необходимо  избегать  находиться  в   ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор.
    

    В горных районах  после  сильных  снегопадов  возрастет  опасность  схода снежных   лавин.   Об   этом   население   будет    извещаться    различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми  в  местах  возможного  схода снежных лавин и возможных снежных обвалов.  Не  следует  пренебрегать  этими предупреждениями, надо строго выполнять их рекомендации.
    

    За всю свою историю человечество не раз  сталкивалось  с  катастрофами  – неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям,  разрушали их города и посевы. Причиной  их  были  разнообразные  природные  явления  – извержения вулканов, землетрясения, цунами,  наводнения,  смерчи,  эпидемии.
    

    Любая катастрофа обязательно оборачивается  бедой  –  разрушениями,  гибелью людей. Но самый главный вопрос,  который  волнует  людей,  -  почему  происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что  основным  виновником  неожиданных бедствий  является  неразумная  стихия.  Но,  внимательно  присмотревшись  к перечню катастроф, легко увидеть, что не меньшую, а даже  большую  опасность таят в себе творенья рук человеческих. Аварии  атомных  реакторов  и  взрывы химических заводов, падение самолётов и столкновения поездов – сообщения  об этих событиях  есть  практически  в  каждой  газете  и  ежедневных  выпусках новостей. Но в последнее время стало ясно, что такое  деление  катастроф  на природные и искусственные на самом деле неверно.
    

    Теперь ясно, что многие катастрофы, причиной  которых  на  первый  взгляд кажется слепая стихия,  на  самом  деле  являются  результатом  деятельности людей.
    

     

     

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ОБЪЕКТАХ

     

    2.1. Мероприятия по организации обороны на объекте

     

    Степень надежности управления  гражданской  обороной  стала  одним  из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач.
    

     Управление гражданской обороной –  это  целенаправленная  деятельность начальников,  штабов  и   служб   по   поддержанию   постоянной   готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и  направлению  усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и  народного  хозяйства  в военное время. Задачи управления: поддержание  высокого  политико-морального состояния личного состава органов  управления  и  сил  гражданской  обороны; сбор,  обработка  и  оценка  данных  об  обстановке;  принятие   (уточнение) решения;  доведение  задач  до  подчиненных;   организация   и   поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий,  подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный  контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач [18].
    

    В выполнении мероприятий, связанных с защитой населения и материальных ценностей, значительная роль принадлежит отдельным производственным (или сельскохозяйственным) объектам. Именно на предприятиях должен выполняться комплекс мероприятий по строительству защитных сооружений, по повышению устойчивости работы каждого из объектов в военное время, по подготовке средств индивидуальной защиты, по обучению населения основам гражданской обороны и т. д. [18]

    Принципиальная схема организации гражданской обороны на отдельном производственном объекте приведена на рис. 1/
    Начальником гражданской обороны объекта является руководитель этого объекта. Ему в этой работе помогают штаб и службы гражданской обороны. На крупных предприятиях число таких служб доходит до десяти — двенадцати; 1 — оповещения и связи, 2 — медицинская, 3 — противорадиационной и противохимической защиты, 4 — охраны общественного порядка, 5 — противопожарная, 6 — энергоснабжения, 7 — светомаскировки, 8 — аварийно-техническая, 9 — убежищ и укрытий, 10 — транспортная, 11 — материально-технического снабжения. На крупных сельскохозяйственных объектах должны формироваться еще и службы по защите сельскохозяйственных животных и растений. Естественно, что на небольших предприятиях число служб сокращается или они вообще не создаются. Кроме того, существуют формирования общего назначения: сводные, спасательные, механизации работ (рис. 1) [3].

    В  современных  условиях  к  управлению предъявляются  следующие требования:  высокая  постоянная готовность  всей   системы   управления, твердость, гибкость,  непрерывность,  высокое  качество  и  оперативность  в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности  заключается  в  том, чтобы вся система  управления  буквально  с  первых  минут  после  получения сигналов  тревоги  смогла  обеспечить  успешное  выполнение  задач  в  любой сложной обстановке [20].
    

    Штаб гражданской обороны объекта - основной орган управления. На  него возлагаются сложные задачи и в первую  очередь  –  поддержание  повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб,  формирований)  к  выполнению предстоящих задач.
    

    От начальника штаба зависит слаженная и  согласованная  работа  штаба, всех  служб,  командиров  отрядов,   команд   и   групп,   личного   состава формирований.
    

    При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой  форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику  штаба  ГО  объекта;  какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам  ГО  цехов  и командирам  формирований;  сроки  и  порядок  докладов   об   обстановке и представления донесений в вышестоящий  штаб,  осуществление  информации  сил гражданской  обороны;  порядок  несения  дежурства  на  пункте  управления, порядок  работы  узла  связи,  вычислительного  центра  и  использования  их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и  оказания  помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том  числе  приема пищи,  отдыха,  бытовые  вопросы;   мероприятия   по   соблюдению   скрытого управления [20].
    

    .051114 2116 2 Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны
    						

    Рис. 1. Принципиальная схема организации гражданской обороны на объекте народного хозяйства

     

    Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте  создается  пункт управления. Он, как  правило,  оборудуется  в  защитных  сооружениях.  Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи  и обеспечивать  благоприятные  условия  для  нормальной  работы   руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для  работы  с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи,  оказания медицинской помощи. На пункте  управления  ГО  объекта  обычно  размещаются: начальник  ГО,  его  заместители,  начальник  штаба  со   своим   аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания [19].
    

     Для эффективного управления ГО на  объекте  создается  система  связи, которая включаете радио и проводные средства связи, подвижные  и  сигнальные средства. Система связи является  основным  средством  управления  и  должна обеспечить быструю  и  достоверную  передачу,  в  первую  очередь  командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии  гражданской  обороны. 
    

    Она  организуется  в  соответствии  с   решением   начальника   (командира), указанием начальника штаба и  распоряжением  по  связи  вышестоящего  штаба.
    

    Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба  ГО объекта (службы, формирования).
    

    На  объектах  применяются,   как   правило,   радиостанцииультракоротковолнового  диапазона  (УКВ),  а  в  отдельных   случаях   -   икоротковолнового диапазона (КБ).  Не  утратила  свое  значение  и  проводная связь.  Она  не  заменима  в  стационарных  условиях   объекта,   в   районе расположения 
    

    Характерная  черта  современного  этапа  управления   –   всестороннее использование  организационной  техники,  к  которой   относятся:   средства добывания  информации   (промышленная   телевизионная   установка,   которая позволяет вести наблюдения за производственной  деятельностью  в  цехах,  на складах,  производственных  участках,  приборы  радиационной  и   химической разведки и т.д.); средства обработки информации и  производства  оперативных и инженерно-технических   расчетов   (клавишные   вычислительные   машины, электронно-вычислительные машины  и  т.  д.);  средства  документирования  и размножения   документов   (диктофоны,   магнитофоны,    пишущие    машинки, копировальные  (печатные)  аппараты,  чертежные   приборы   и   устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны,  трафареты,  наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы [11].
    

    В настоящее время на объектах  широко  применяются  автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем  которой  должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в  управлении гражданской  обороной  вносит   резкие   изменения   в   методы   работы   и организационную структуру органов управления: высвободит  часть  оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает    необходимость разрабатывать  и  отправлять  письменные  донесения   и  сводки.   Исчезнет необходимость  во   внутренней   информации,   устраняется   параллелизм  дублирование в сборе данных обстановки и т. д.[11]
    

     

    2.2. Силы и средства для проведения спасательных и неотложных работ в очагах современных средств поражения и в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий

     

    При оценке сил и средств ГО выясняются: положение, состав, группировка и выполняемые задачи, их боеспособность,  в  том  числе  укомплектованность, наличие  и  состояние   техники,   политико-моральное   состояние,   степень обучения, обеспеченность материально-техническими средствами, доза излучения. Одновременно производится расчет и определяется  их соответствие потребному количеству сил  для  ведения  СНАВР. Определяется  также,  какую перегруппировку или  маневр  необходимо  произвести.  При  оценке  положения соседей  устанавливается,  в  какой  мере  их  состояние  и  действия  будут способствовать или отрицательно влиять на решение задач по проведению  СНАВР на объекте [11].
    

    Характер местности и состояние маршрутов изучаются с  целью  выяснения их влияния на передвижение сил и средств ГО и  выполнение  ими  спасательных работ. Особое внимание уделяется прогнозированию изменений  на  местности  в результате  применения  оружия  массового  поражения.  Устанавливается,  как лучше использовать местность при решении задач ГО объекта[11].
    

    Время года и суток, состояние погоды оцениваются  с  точки  зрения  их влияния на действия сил и средств в очаге поражения  при  проведении  СНАВР. 
    

    Зимой предусматриваются меры против обморожения личного  состава  сил  ГО  и пораженных, весной намечаются меры по повышению проходимости транспорта  ГО.
    

    При изучении времени суток  определяется  продолжительность  дня  и  ночи  и соответственно меры для работы в ночных условиях.  Изучается  также  прогноз погоды, направление господствующих ветров, осадки, режим  водных  акваторий, состояние гидротехнических сооружений и возможность затопления.
    

    Выводы, которые должны быть сделаны  из  оценки  обстановки,  являются основой для принятия решения на проведение СНАВР. В  решении  на  проведение СНАВР  указываются:  объем  спасательных  работ  и   последовательности   их выполнения, на каких цехах, участках сосредоточить  основные  усилия, какую группировку сил иметь для проведения СНАВР, какие задачи  поставить  службам и формированиям, сроки начала и окончания работ, количество смен из  состава сил ГО в случае работы  на  зараженной  местности,  порядок  взаимодействия, материального и   технического   обеспечения,   организация  управления, оповещения и связи. Принятое решение штаб ГО оформляет в  виде  приказа  или отдельных распоряжений. Решение, кроме того, наносится на  план  объекта,  и основная  его  идея  докладывается  вышестоящему  начальнику. На основании принятого решения ставятся задачи  подчиненным  – приказом  или  отдельными распоряжениями [11].
    

    В приказе на проведение СНАВР указываются: краткие  выводы  из  оценки обстановки,   замысел   действий   и   состав   группировки   сил,    задачи  формированиям,  задачи  соседей,  задачи  службам  ТО,  места  развертывания медицинских формирований и порядок  эвакуации  пораженных,  допустимые  дозы излучения личного состава, время начала и  продолжительность  работы  каждой смены, порядок материального, технического и  других  видов  обеспечения, с каких пунктов осуществляется управление,  места  развертывания  подвижного пункта управления, заместители начальника ГО.
    

    В  распоряжении  отражается  краткая  обстановка,  задачи  службы  или формирования и др. При постановке задач командир формирования указывает:
    

    - спасательным формированиям  -  средства  усиления,  участок  розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к  местам погрузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места  ликвидации  аварий на сетях коммунально-энергетического хозяйства,
    

    - формированиям механизации  –  средства усиления, где и к какому времени устроить проезды и проходы, обрушить  (укрепить) конструкции, угрожающие обвалом; где и  в  каком  объеме,  к  какому  времени  произвести работы по откопке защитных сооружений или кому и какие средства придать на усиление;
    

    -  противопожарным   формированиям  –   какие пожары потушить  и локализовать,  где сосредоточить  основные  усилия, места развертывания противопожарных средств и забора воды;
    

    -  формированиям обеззараживания   –   какие   участки   подвергнуть обеззараживанию,  ширина  проделываемых  проходов  (проездов)  на   заданной территории,  порядок  перезарядки   машин   и   обозначения   обеззараженных участков;
    

    -  медицинским  формированиям  –  места  оказания  медицинской  помощи пораженным,   где   сосредоточить   основные   усилия,   места    размещения нетранспортабельных больных;
    

    - аварийно-техническим формированиям - средства усиления, места аварий на сетях водопровода, газо-,  тепло-,  электроснабжения,  где  сосредоточить основные усилия [11].
    

    Всем   формированиям   указываются   порядок   эвакуации   пораженных, допустимые дозы радиоактивного  излучения,  маршруты  выдвижения  к  участку спасательных  работ,  места  сбора  после  выполнения  поставленной  задачи, порядок связи, сигналы управления и оповещения.
    

    Доведение до исполнителей задач -– одна из важнейших функций начальника (командира) и штаба по управлению ГО объекта (службой,  формированием).  Все задачи должны быть доведены до подчиненных точно и ясно, без искажений. 
    

    Способы доведения задач до исполнителей могут  быть  различными.  Чаще всего применяются: устная постановка задач всем или  нескольким  подчиненным при  личном  общении  или  по  поручению   начальника   (командира)  другим руководящим работником ГО  объекта,  передача  распоряжений  по  техническим средствам связи, высылка подчиненным  письменных  распоряжений,  а  также  - сочетание  указанных  выше  способов.  Важную  роль  в  доведении  задач  до исполнителей играет штаб ГО объекта (службы, формирования) [4].
    

    В  процессе  постановки  задач  штаб  записывает  указания  начальника (командира), проверяет уяснение задач подчиненными, доводит  задачи  до  тех исполнителей, которым начальник (командир) не смог поставить лично.
    

    После постановки задач  организуется  взаимодействие  между  службами, формированиями объекта,  частями  ГО  и  Советской  Армии,  выделенными  для работы   на   объекте.   Организация   и    поддержание    непосредственного взаимодействия является важнейшей обязанностью начальников, командиров и  их штабов.   Командиры    формирований    организуют    взаимодействие    между подразделениями [4] .
    

    Основы взаимодействия закладываются при постановке задач подчиненным и организуются по целям (задачам), месту и времени, во взаимной поддержке  при выполнении поставленных задач. Взаимодействие считается организованным  лишь тогда, когда взаимодействующие  органы  и  силы  ГО  знают  общую  задачу  и замысел действий  вышестоящего  начальника,  содержание  задач  друг  друга, способы и время совместных действий по их выполнению, имеют  между  собой  к старшим  начальником  надежную  связь  и  могут   своевременно осуществить взаимную  информацию  и  быстро  применить  требуемое  количество   сигналов взаимодействия [5].
    

    Точное знание обстановки и пред видение ее изменений является хора шей предпосылкой для успешной работы  начальника  (командира)  и  его  штаба  по подержанию  устойчивого  взаимодействия.  Начальник  (командир),   организуя взаимодействие, дол жен  согласовать  порядок  выдвижения  сил  ГО  к  очагу поражения и их действия при преодолении  зон  заражения,  пожаров  и  других препятствий на маршрутах движения,  время  прохождения  исходного  пункта  и пунктов регулирования [11].
    

    В  очаге поражения  уточняется  и  согласуется   порядок   проведения разведки, устройство проходов и проездов в завалах,  порядок  локализации  и тушения  пожаров,  вскрытия   защитных   сооружений,   локализации   аварий, извлечения пораженных из  завалов  и  разрушенных  зданий,  оказания  первой медицинской помощи и  выполнения  других  работ.  Особого  внимания  требует согласование   размещения   пунктов   управления   служб   и   формирований, организация связи и оповещения и сигналов управления [11].
    

    Управление в ходе спасательных работ организуется с пункта  управления объекта или пункта развертываемого на участке работ.
    

    Для обеспечения порядка при проведении мероприятий ГО штаб  организует комендантскую службу. В зависимости от характера и  содержания  деятельности комендантская  служба  организуется   для   соблюдения   режимов   поведения населения на зараженной территории и светомаскировки, при укрытии рабочих  и служащих  в  защитных  сооружениях  по  сигналу  «Воздушная  тревога»,   при проведении  рассредоточения  и  эвакуации,  усилении  охраны   объекта,   на маршрутах  выдвижения  и  на  участках  спасательных  работ.   Для несения комендантской службы привлекаются формирования службы  охраны общественного порядка объекта, а при необходимости и другие формирования [11].
    

    Важное  место  в  работе  органов  управления  занимает  контроль   за выполнением  поставленных  задач  и  оказание  помощи   подчиненным   в   их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода)  должностных лиц в подчиненные органы управления и  силы,  изучения  устных  (письменных) докладов  (донесений)  и  других  документов,  путем  прямых  переговоров  с подчиненными  по  каналам  связи,   вызова   подчиненных   для   доклада   к вышестоящему начальнику [11].
    

    В современных условиях существенным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность. Чтобы быть на  уровне  современных требований,  необходимо  постоянно совершенствовать структуру  органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими  техническими средствами связи и управления, совершенствовать  организацию  и  методы  работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне [11].
    

     

    2.3. Общие сведения о мероприятиях по защите населения от современных средств поражения

     

    К числу основных мероприятий, проводимых по защите населения, можно отнести следующие:

    1. Оповещение населения о непосредственной угрозе.

    2. Укрытие населения в коллективных средствах защиты, которыми являются защитные сооружения и простейшие укрытия.

    3. Использование средств индивидуальной защиты.

    4. Эвакуация населения из крупных городов в загородную зону [11].

    В комплексе мероприятий по защите населения важнейшее место занимает организация своевременного оповещения людей. Оно осуществляется органами гражданской обороны и производится средствами радио и телевидения.

    Для укрытия людей заранее должны быть подготовлены специальные защитные сооружения. Основными из них являются убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

    Убежища представляют собой сооружения для укрытия на длительное время людей, защищающие их от всех поражающих факторов оружия массового поражения (в том числе и нейтронного), от всех видов обычного оружия, а также от вредных последствий их применения. К таким последствиям относятся высокие температуры, ядовитые и зараженные дымы и пары, обвалы, обломки различных сооружения [11].

    Под убежища приспосабливаются метрополитены, горные выработки и другие заглубленные сооружения.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны при использовании ядерного оружия противником защищать население от радиоактивного заражения и светового излучения, а также ослаблять воздействие ударной волны и проникающей радиации.

    Кроме коллективных средств защиты от оружия массового поражения необходимо предусматривать использование средств индивидуальной защиты. Их нужно иметь при себе при угрозе нападения. Эти средства подразделяются на следующие:

  1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
  2. Средства индивидуальной защиты кожи.

    3.Медицинские средства индивидуальной защиты [11].

    Средства индивидуальной защиты органов дыхания включают противогазы фильтрующие, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки. Они должны предохранять от попадания внутрь организма радиоактивных, отравляющих и бактериальных веществ.

    Противогаз защищает от попадания вышеперечисленных веществ в органы дыхания, в глаза и на лицо. Вдыхаемый через противогаз воздух, проходя через специальную фильтрующе-поглощающую коробку, очищается от веществ, образуемых при использовании средств массового поражения, пыли и дыма.

    Респираторы предназначены для защиты человеческого организма от попадания внутрь пыли (в том числе радиоактивной), а также различных аэрозолей (в их числе и насыщенные бактериальными средствами). Респираторы выпускаются трех размеров и подбираются индивидуально.

    Для правильного, эффективного использования респиратор должен плотно прилегать к лицу. Это проверяется так: ладонью нужно плотно закрыть отверстие предохранительного клапана выдоха и сделать легкий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее, респиратор пригоден для работы.

    Противопыльные тканевые маски используются при отсутствии противогазов и респираторов для защиты органов дыхания и глаз от пыли, в том числе и от радиоактивной. Рассматриваемые маски изготавливаются семи размеров в зависимости от высоты лица.

    Если нет перечисленных выше средств индивидуальной защиты, то в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением средств массового поражения, можно использовать любую ткань, сложенную в несколько слоев (полотенце, шарф, платок).

    Средства защиты кожи. Ими могут быть или специальный защитный комплект, или специально приспособленные повседневные одежда и обувь. Они должны защищать людей от капёльно-жидких отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей.

    Одним из способов защиты населения от поражения ядерным, химическим и бактериологическим оружием является эвакуация населения крупных городов в загородные зоны.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №7. № 799.
  4. Федеральный закон Российской Федерации о внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О гражданской обороне»: 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ // Российская газета.- 2004.- 23 июня (N 131).-С.14
  5. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2007.
  6. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2009.
  7. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. Л.А. Михайлова. СПб., 2010.
  8. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2006.
  9. Воробьев Ю. Актуальные проблемы гражданской защиты: [по докладу на ХI Международной научно-практической конференции в Москве (18-20 апреля 2006 г.)] // Гражданская защита.- 2006.- N 6.- С.14-18.
  10. Воробьев Ю.Л. Приоритеты государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций.- 2006.- N 1.- С.3-8.
  11. Кириллов Г., Долгин Н. Об основных направлениях государственной политики в области гражданской обороны // Гражданская защита.- 2004.- N 12.- С.29-33
  12. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Организационно-правовые аспекты развития спасательных сил: [МЧС России] // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций.- 2004.- N 4.- С.72-114
  13. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 1998.

  14. Пермяков С. Гражданская оборона переходит в наступление: Госдума рассматривает два взаимоисключающих проекта по войскам МЧС // Военно-промышленный курьер.- 2006.- 1-7 марта (N 8).- С.1,4.
  15. Петров А. Финансирование мероприятий по гражданской обороне // Гражданская защита.- 2004.- N 9.- С.28-30
  16. Пучков В. Совместными усилиями всех звеньев РСЧС: Некоторые аспекты совершенствования гражданской обороны и РСЧС в современных условиях // Гражданская защита.- 2006.- N 8.- С.25-26.
  17. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.
  18. Состояние и перспективы развития гражданской обороны России: сообщение пресс-службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10 сентября 2003 г. // Информационный бюллетень МИД РФ / www.mid.ru
  19. Твердохлебов Н. Еще раз об изменениях в законодательстве по вопросам гражданской обороны // Гражданская защита.- 2006.- N 1.- С.36-37.
  20. Фрадков М. Гражданская оборона — существенный компонент национальной безопасности // Гражданская защита.- 2004.- N 8.- С.4-5
  21. Шеин В.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности личности, общества, государства // Конституция Республики Беларусь — основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона): Материалы респ. науч. конф. Минск, 3 марта 2004 г./ Редкол.: Г.А.Василевич (отв. ред.) и др.- Мн.,: БГУ, 2004.
  22. Шойгу С. Состояние и основные задачи повышения готовности гражданской обороны в Российской Федерации // Гражданская защита.- 2004.- N 8.- С.6-11
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00036 sec

WordPress: 22.21MB | MySQL:121 | 1,912sec