Организация и задачи гражданской обороны страны и объекта экономики

<

051414 0347 1 Организация и задачи гражданской обороны страны и объекта экономики В России 90-е годы XX века связаны с масштабной работой по формированию новой, первой в истории, самостоятельной государственной структуры в области гражданской защиты населения страны. Основные усилия были направлены на формирование Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, создание и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), повышение готовности сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также формирование экономических механизмов и правовой основы деятельности системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и развитие гражданской обороны.

Необходимость выработки приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в области защиты от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, обусловила потребность в системных научных исследованиях для определения направлений строительства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, развитие и совершенствование гражданской обороны.

Столь серьезные и ответственные задачи не могли быть решены без наличия научной организации, способной вести комплексные научные исследования стратегии развития деятельности, входящей в компетенцию МЧС России. Такой организацией в 1995 году стал Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.

В конце 60-х годов прошлого столетия вопросы гражданской обороны приобрели особую значимость. Решение проблем защиты всего населения страны от оружия массового уничтожения становилось все более сложным, требовало разработки научно-методического обеспечения развития гражданской обороны, её строительства, применения сил.

Поэтому в начале 1967 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании научно-методического центра гражданской обороны СССР (НМЦ). Инициатором создания НМЦ стал Начальник гражданской обороны СССР, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович.

Перед НМЦ были поставлены сложные проблемные задачи, связанные с разработкой основ методологии подготовки руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны, ведением научно-методической работы по вопросам управления гражданской обороной, а также подготовкой учебно-методических материалов.

Развитие гражданской обороны в современных условиях во многом определяют частые локальные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, совершенствование обычных средств ведения войны, а также международный терроризм, угрозы которого стали привычным атрибутом современной жизни. В настоящее время сформировалась достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база. Впервые в отечественной истории были приняты основополагающие законодательные акты государства, направленные на обеспечение безопасности человека – Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. Сформирована и успешно функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой сейчас входят более 7 тысяч учреждений различных федеральных органов исполнительной власти. В целях стратегического управления рисками чрезвычайных ситуаций активно работает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В настоящее время силы и средства гражданской обороны России развиваются и укрепляются на основе качественно новых подходов. В частности, оптимизируется их состав и структура, повышается готовность к действиям по предназначению, уровень подготовки войск ГО и подразделений гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение. По-прежнему важной задачей остаётся подготовка населения и руководящего состава всех категорий к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для этого сейчас широко применяются современные обучающие методики и технические средства. Разрабатываются, кроме того, новые методы и программы обучения. В практику работы повсеместно внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны — глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. Регулярно также проводятся учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах МЧС России. Актуальной также остается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики. Данная работа предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики; обеспечение безаварийного функционирования промышленных предприятий, в том числе при отключении электроэнергии. В этом направлении сейчас проводится большая работа, однако, в отдельных регионах России она продвигается пока медленно в силу имеющихся экономических и иных трудностей.

В последние годы МЧС России широко сотрудничает в области гражданской обороны с другими государствами, что полезно с практической точки зрения. Перенимая опыт, «чрезвычайные» национальные службы повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, а также развивают действующую систему защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз. В настоящее время продолжается формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ. Российское МЧС активно также участвует в мероприятиях по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО), в миротворческих и гуманитарных операциях, проводимых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Специализированные подразделения МЧС привлекаются к доставке в пострадавшие регионы мира гуманитарных грузов, оказанию помощи пострадавшему населению и разминированию территории.

Главной задачей гражданской обороны считается защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения вероятного противника, а также от стихийных бедствий, которые могут быть связаны и с военными действиями. Эта задача должна решаться путем заблаговременного осуществления ряда мероприятий. Основными из них можно считать следующие:

  1. Создание защитных сооружений для населения.
  2. Обеспечение жителей средствами индивидуальной защиты и обучение их самостоятельному изготовлению простейших из таких средств.
  3. Эвакуация жителей крупных населенных пунктов (если они попадают в вероятную зону сильных разрушений) в более безопасную загородную зону.
  4. Оповещение населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, о стихийном бедствии.

    4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности

    5. Обучение населения защите от оружия массового поражения и оказанию, при необходимости, первой медицинской помощи.

    Выполнение этих мероприятий должно обеспечить спасение населения и создание условий для восстановления жизнедеятельности в пострадавших районах.

    Степень надежности управления  гражданской  обороной  стала  одним  из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач.
    

     Управление гражданской обороной –  это  целенаправленная  деятельность начальников,  штабов  и   служб   по   поддержанию   постоянной   готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и  направлению  усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и  народного  хозяйства  в военное время. Задачи управления: поддержание  высокого  политико-морального состояния личного состава органов  управления  и  сил  гражданской  обороны; сбор,  обработка  и  оценка  данных  об  обстановке;  принятие   (уточнение) решения;  доведение  задач  до  подчиненных;   организация   и   поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий,  подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный  контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.
    

    В выполнении мероприятий, связанных с защитой населения и материальных ценностей, значительная роль принадлежит отдельным производственным (или сельскохозяйственным) объектам. Именно на предприятиях должен выполняться комплекс мероприятий по строительству защитных сооружений, по повышению устойчивости работы каждого из объектов в военное время, по подготовке средств индивидуальной защиты, по обучению населения основам гражданской обороны и т. д.

    Принципиальная схема организации гражданской обороны на отдельном производственном объекте приведена на рис. 1
    Начальником гражданской обороны объекта является руководитель этого объекта. Ему в этой работе помогают штаб и службы гражданской обороны. На крупных предприятиях число таких служб доходит до десяти — двенадцати; 1 — оповещения и связи, 2 — медицинская, 3 — противорадиационной и противохимической защиты, 4 — охраны общественного порядка, 5 — противопожарная, 6 — энергоснабжения, 7 — светомаскировки, 8 — аварийно-техническая, 9 — убежищ и укрытий, 10 — транспортная, 11 — материально-технического снабжения. На крупных сельскохозяйственных объектах должны формироваться еще и службы по защите сельскохозяйственных животных и растений. Естественно, что на небольших предприятиях число служб сокращается или они вообще не создаются. Кроме того, существуют формирования общего назначения: сводные, спасательные, механизации работ (рис. 1).

    В  современных  условиях  к  управлению предъявляются  следующие требования:  высокая  постоянная готовность  всей   системы   управления, твердость, гибкость,  непрерывность,  высокое  качество  и  оперативность  в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности  заключается  в  том, чтобы вся система  управления  буквально  с  первых  минут  после  получения сигналов  тревоги  смогла  обеспечить  успешное  выполнение  задач  в  любой сложной обстановке.
    

    .051414 0347 2 Организация и задачи гражданской обороны страны и объекта экономики
    						

    Рис. 1. Принципиальная схема организации гражданской обороны на объекте народного хозяйства

     

    Штаб гражданской обороны объекта - основной орган управления. На  него возлагаются сложные задачи и в первую  очередь  –  поддержание  повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб,  формирований)  к  выполнению предстоящих задач.
    

    От начальника штаба зависит слаженная и  согласованная  работа  штаба, всех  служб,  командиров  отрядов,   команд   и   групп,   личного   состава формирований.
    

    При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой  форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику  штаба  ГО  объекта;  какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам  ГО  цехов  и командирам  формирований;  сроки  и  порядок  докладов   об   обстановке и представления донесений в вышестоящий  штаб,  осуществление  информации  сил гражданской  обороны;  порядок  несения  дежурства  на  пункте  управления, порядок  работы  узла  связи,  вычислительного  центра  и  использования  их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и  оказания  помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том  числе  приема пищи,  отдыха,  бытовые  вопросы;   мероприятия   по   соблюдению   скрытого управления.
    

    Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте  создается  пункт управления. Он, как  правило,  оборудуется  в  защитных  сооружениях.  Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи  и обеспечивать  благоприятные  условия  для  нормальной  работы   руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для  работы  с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи,  оказания медицинской помощи. На пункте  управления  ГО  объекта  обычно  размещаются: начальник  ГО,  его  заместители,  начальник  штаба  со   своим   аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.
    

     Для эффективного управления ГО на  объекте  создается  система  связи, которая включаете радио и проводные средства связи, подвижные  и  сигнальные средства. Система связи является  основным  средством  управления  и  должна обеспечить быструю  и  достоверную  передачу,  в  первую  очередь  командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии  гражданской  обороны. 
    

    Она  организуется  в  соответствии  с   решением   начальника   (командира), указанием начальника штаба и  распоряжением  по  связи  вышестоящего  штаба.
    

    Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба  ГО объекта (службы, формирования).
    

    На  объектах  применяются,   как   правило,   радиостанцииультракоротковолнового  диапазона  (УКВ),  а  в  отдельных   случаях   -   икоротковолнового диапазона (КБ).  Не  утратила  свое  значение  и  проводная связь.  Она  не  заменима  в  стационарных  условиях   объекта,   в   районе расположения 
    

    Характерная  черта  современного  этапа  управления   –   всестороннее использование  организационной  техники,  к  которой   относятся:   средства добывания  информации   (промышленная   телевизионная   установка,   которая позволяет вести наблюдения за производственной  деятельностью  в  цехах,  на складах,  производственных  участках,  приборы  радиационной  и   химической разведки и т.д.); средства обработки информации и  производства  оперативных и инженерно-технических   расчетов   (клавишные   вычислительные   машины, электронно-вычислительные машины  и  т.  д.);  средства  документирования  и размножения   документов   (диктофоны,   магнитофоны,    пишущие    машинки, копировальные  (печатные)  аппараты,  чертежные   приборы   и   устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны,  трафареты,  наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.
    
    <

    В настоящее время на объектах  широко  применяются  автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем  которой  должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в  управлении гражданской  обороной  вносит   резкие   изменения   в   методы   работы   и организационную структуру органов управления: высвободит  часть  оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает    необходимость разрабатывать  и  отправлять  письменные  донесения   и  сводки.   Исчезнет необходимость  во   внутренней   информации,   устраняется   параллелизм  дублирование в сборе данных обстановки и т. д.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    42. ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ТЕРРИТОРИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЯ И ЛЮДЕЙ В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИОАКТИВНОГО, ХИМИЧЕСКОГО И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ

     

    Специальная обработка включает обеззараживание поверхностей и санитарную обработку личного состава. Обеззараживание предусматривает прежде всего механическое удаление, а также нейтрализацию химическим, физическим способами вредного вещества и уничтожение болезнетворных микробов, угрожающих здоровью и жизни людей, и включает в себя выполнение таких работ, как дезактивация, дегазация, дезинфекция средств индивидуальной защиты, одежды, предметов постоянного пользования, инструментов, технических и транспортных средств.

    Специальная обработка может быть полной или частичной.

    Частичную специальную обработку личный состав формиро ваний проводит по распоряжению командира (руково дителя) без прекращения выполнения поставленных задач. Она включает обработку открытых участков тела человека, одежды, средств индивидуальной защиты, органов дыхания, а также обработку инструмента, отдельных участков поверхности технических и транспортных средств, с которыми личный состав постоянно соприкасается в ходе выполнения работ.

    Полную специальную обработку личного состава формирова ний и населения проводят на пунктах специальной об работки по распоряжению старшего начальника ГО после выхода из зон заражения, а также после выхода из районов проведения АСДНР. Она включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивиции и дезинфекции технических транспортных средств, средств индивидуальной защиты, одежды обуви, оборудования, инструментов и других материальны средств, а также санитарную обработку людей. Объем работ при полной специальной обработке зависит от вида и условий заражения, а также от степени защищенное людей.

     

    051414 0347 3 Организация и задачи гражданской обороны страны и объекта экономики

    Рисунок 1 – Виды специальной обработки

     

    Полная специальная обработка проводится:

    в районах расположения сил ГО;

    в назначенных районах специальной обработки (РСО).

    В районах специальной обработки развертывание соответствующих частей и подразделений войск РХБ защиты и формирований РиХЗ может проводиться:

    заблаговременно, до подхода;

    сходу, когда силы ГО или население уже находятся в назначенном районе.

    Район специальной обработки — это участок местности на котором осуществляется подготовка к проведению, проведение полной специальной обработки и подготовка к выполнению последующих задач.

    РСО назначается по возможности на незараженной местности на маршрутах выдвижения сил ГО и населения из зон заражения.

    Он включает:

    район ожидания;

    один или несколько пунктов специальной обработки

    район сбора.

    Район ожидания — назначается для подготовки частей, подразделений, формирований и населения к проведению специальной обработки и организации взаимодействия.

    Район сбора — назначается для подготовки обработанных подразделений к выполнению последующих задач.

    Для пункта специальной обработки выбираются участки местности с естественными укрытиями, вблизи источников воды с удобными путями подъезда и выезда.

    Основными элементами пункта специальной обработки являются:

    контрольно-распределительный пункт;

    площадки обработки техники;

    площадки обработки снаряжения, обмундирования, одежды, обуви и СИЗ;

    площадки замены зараженного снаряжения, обмундирования, одежды и обуви;

     

    площадки санитарной обработки;

    дегазационный пункт;

    командно-наблюдательный пункт.

    Количество площадок обработки определяется составом подразделения и формирования ГО и наличием у них соответствующих средств специальной обработки. Количество и размещение площадок осуществляется с учетом характера местности, возможности движения сил ГО, населения и обеспечения максимальной производительности машин специальной обработки.

    051414 0347 4 Организация и задачи гражданской обороны страны и объекта экономики

    Рисунок 2 – Виды и способы дезактивации

     

    Особенностью организации и проведения специальной обработки силами формирований радиационной и химической защиты обусловлены в первую очередь тем, что среди сил радиационной и химической защиты нет таких формирований, которые самостоятельно могут развернуть пункт специальной обработки со всеми его элементами. Это привело к тому, что пункт специальной обработки, как таковые, силами одного формирования радиационной и химической защиты не разворачиваются.

    Для обеспечения комплексности полной специальной обработки предусматривается оборудование площадок санитарной обработки, а также площадками обеззараживания техники, разворачиваемых командами или группами обеззараживания. Здесь же осуществляется замена зараженной одежды. Обеззараживание ее осуществляется на пунктах специальной обработки одежды.

    Для обеззараживания территорий применяют следующие методы:

    а) дезактивация: смывание РВ водой или водным раствором ПАВ поливомоечными машинами; смывание РВ и всасывание их в бункер вакуумной машиной с последующим вывозом и захоронением; снятие верхнего слоя зараженного грунта дорожно-строительной техникой; сгребание и сметание радиоактивно-зараженного снега машинами, имеющими плужно-щеточное снегоочистительное оборудование.

    б) дегазация: орошение территорий дегазирующими растворами и рецептурами при помощи поливомоечных машин, машинами для внесения в почву жидких удобрений, водораздатчиками и т.д.;

    рассыпание дегазирующих веществ при помощи пескоразбрасывателей, разбрасывателей прицепов и т.д., с последующим перетиранием щетками и увлажнением при помощи поливомоечных машин.

    Для обеззараживания зданий и сооружений применяются следующие способы:

    а) дезактивация:

    смывание РВ водой или водными растворами ПАВ при помощи пожарных машин и мотопомп;

    разборка крыш и их захоронение;

    обработка отдельных участков обдирочными и абразивными материалами при помощи пескоструйных агрегатов.

    б) дегазация:

    орошение поверхностей дегазирующими растворами с протиранием отдельных участков щетками при помощи поливомоечных машин;

    нанесение суспензий и кашиц дегазирующих веществ.

    Дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с зараженных объектов, которое исключает поражение людей и обеспечивает их безопасность.

    Объектами дезактивации могут быть жилые и производственные здания, участки, территории, оборудование, транспорт и техника, одежда, предметы домашнего обихода, продукты питания. Конечная цель дезактивации — обеспечить безопасность людей, исключить или уменьшить вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека.

    При проведении дезактивационных мероприятий необходим строго дифференцированный подход к определению объектов, которые следует обеззараживать в первую очередь, выделив из них наиболее важные для жизнедеятельности людей (особенно при ограниченных силах и средствах).

    Имеющиеся способы дезактивации можно разделить на жидкостные и без жидкостные.

    Жидкостный способ — удаление РВ струей воды или пара, либо в результате физико-химических процессов между жидкой средой и радиоактивными веществами.

    Эффективность жидкостного способа зависит от расхода и напора воды, расстояния до обрабатываемой поверхности и тех добавок, которые применяются. Например, наибольший коэффициент дезактивации достигается при направлении струи под углом 30-45°С к обрабатываемой поверхности.

    Для уменьшения расхода воды или дезактивирующих растворов целесообразно использовать щетки.

    При проведении работ стремятся использовать такие вещества, которые позволяют повысить эффективность удаления радиоактивных частиц. К ним относят поверхностно-активные моющие вещества, отходы производств, содержащие в своем составе щелочи, вещества окислительно-хлорирующего действия, а также органические растворители, сорбенты, ионообменные материалы.

    Существенно повышают моющие способности воды, добавляемые в нее поверхностно-активные вещества (например, обычное мыло, препараты ОП-7 и ОП-10) . Их добавление от 0,1 — 0,5% способствует отрыву и выведению в дезактивирующий раствор радиоактивных частиц.

    Препараты ОП-7 и ОП-10 широко применяются в промышленности в качестве смачивателей и эмульгаторов. Применяют их и как составную часть дезактивирующих растворов для обработки сооружений, оборудования, техники, одежды и средств индивидуальной защиты.

    Среди органических растворителей — бензин, керосин, дизельное топливо. Дезактивировать ими рекомендуется, главным образом, металлические поверхности (станки, машины, механизмы, технику, транспорт). В этом случае РВ смывают ветошью, щетками, кистями, смоченными в растворителях.

    Безжидкостный способ — механическое удаление РВ: сметание, отса сывание, сдувание, снятие зараженного слоя.

    Пылеподавление на местности и дорогах явилось важным составным элементом работ по ликвидации радиоактивного (химического) загрязнения. Основные материалы, которые использовались для подавления, можно разделить на две группы.

    Первая группа — гидроскопические соли, способные в большом количестве поглощать воду и влагу из воздуха и образовывать при этом вязкие составы. Это хлористый кальций, хлористый магний, хлористый натрий (калий), сульфаты кальция, калия, натрия.

    Вторая группа — вяжущие материалы, длительное время сохраняющие вязкое клееобразное состояние (сульфатно-спиртовая барда, сульфатно-целлюлозный щелок, нефтяной шлам.

    Комплексная дезактивация предусматривает обработку одного и того же объекта различными способами. Так, оборудование и помещения обеззараживались сначала при помощи пылесосов, а затем с помощью дезактивирующих растворов. Такая же последовательность соблюдалась при дезактивации полимерных полов помещений после локальных аварийных радиоактивных загрязнений порошкообразным препаратом.

    В условиях массового загрязнения может возникнуть необходимость многократной очистки в связи с множественным вторичным загрязнением одних и тех же объектов и недостаточной эффективностью одноразовой обработки.

    При дезактивации, вызывающей пылеобразование, люди должны иметь резиновые перчатки или рукавицы, респиратор или противогаз. Если указанные средства отсутствуют, на лицо наде вают многослойную марлевую или тканевую повязку. Поверх одежды надевают халат или комбинезон, на ноги — резиновые сапоги.

    Основное правило, которое надо соблюдать при организации и проведении дезактивационных работ, — снижение доз облучения и сокращение сроков пребывания на зараженной территории или ра боты на загрязненной технике.

    Обязательно организуется ежедневный контроль за дозой об лучения. Превышать установленные пределы недопустимо. Для этого ведется учет доз с помощью индивидуальных дозиметров.

    Необходимо предпринимать меры, предотвращающие поступ ление в организм радиоактивных веществ с продовольствием и водой. Запасы продовольствия и воды хранить в пыле- и водонепроницаемой таре (емкостях, мешках). Пищу и воду принимать лучше всего на незараженной территории.

    Использовать средства защиты органов дыхания. Пригодны, в первую очередь, респираторы Р-2, «Лепесток», «Астра» и др. При отсутствии респираторов можно использовать противогазы и простейшие средства, такие, как противопыльная тканевая маска ПТМ-1, ватно-марлевая повязка. Для других частей тела необходимо использовать обычную бытовую (производственную) одежду, приспособленную соответствующим образом. Обувь желательно иметь резиновую и закрытую, на руки — перчатки, рукавицы.

    Необходимо поддерживать психологическую устойчивость. Люди должны четко знать правила поведения на зараженной тер ритории, представлять меру реальной угрозы от переоблучения, уметь владеть элементарными способами защиты, хорошо пони мать значение работ по дезактивации — все это придаст спокойствие, уверенность в поступках и действиях населения в экстремальной ситуации.

    Дезактивация населенных пунктов и местности.

    Перед началом работ по дезактивации необходимо провести рекогносцировку местности и определить степень загрязнения поверхностей различных сооружений (каждого в отдельности), почвы, растительности, водоисточников и т.д. На основе полученных данных определяют перечень дорог, строений и других объектов подлежащих (не подлежащих) дезактивации, а также объемы предстоящих работ.

    Затем проводят расчеты по определению сил и средств, требуемых для проведения работ в установленные сроки в соответствии с действующими нормативными документами.

    Определяют маршруты вывоза зараженного грунта, растительности и др. материалов и маршруты подвоза воды и дезактивирующих веществ и растворов.

    Наиболее приемлемые методы дезактивации населенных пунктов:

    механическая очистка поверхностей шлифовальным инструментом;

    срезание слоя грунта на глубину 10-15 см и замена его новым;

    обработка внешних и внутренних поверхностей зданий и сооружений водными растворами моющих препаратов и водой;

    очистка поверхностей от пыли пылесосами;

    экранирование зараженных поверхностей чистым грунтом, асфальтом, бетоном, щебнем;

    снос и захоронение в могильниках заборов, крыш, ветхих строений, вырубка и вывоз в могильники кустарников и деревьев.

    Эффективность обработки в снижении уровня загрязнения может достигать:

    для наружных поверхностей жилых домов — 6-6,5 раз;

    для внутренних поверхностей жилых домов — 1,5-3 раза;

    для участков местности — 3-4 раза.

    Действия личного состава при проведении дезактивации.

    Процесс дезактивации происходит в две стадии. Первая заключается в преодолении связи между носителями радиоактивных загрязнений и поверхностью обрабатываемого объекта. В случае глубинного загрязнения сначала производят извлечение глубинных радиоактивных элементов на поверхность, после этого загрязнение переходит из глубинного в поверхностное и затем удаляется.

    Вторая стадия процесса дезактивации заключается в транспортировке (удалении) радиоактивных загрязнений с обрабатываемого объекта.

    Дезактивационные работы на промышленных предприятиях подразделяют на первоочередные и последующие. К первоочередным относят дезактивацию основных проездов, соединяющих производственные и служебные помещения, погрузо-разгрузочные площадки, подъездные пути, транспорт. Во вторую очередь дезактивируется остальная территория объекта, прилегающая местность, стены и крыши зданий.

    С асфальтовых проездов и проходов (с которых и начинается дезактивация) радиоактивную пыль смывают с помощью поливомоечных и пожарных машин, авторазливочных станций (АРС), мотопомп и других средств, позволяющих производить обработку поверхностей направленной струей воды.

    Остальная территория объекта и проезды без твердых покрытий обеззараживаются срезанием и удалением зараженного грунта (снега) на глубину 5-10 см, укатанный снег — на 6 см, рыхлый снег-до 20 см. Зараженный грунт или снег вывозят в безопасное место или специально оборудованные могильники.

    Дезактивация дорог и проездов не устраняет полностью опасности облучения человека, но все же значительно снижает ее.

    Наружную дезактивацию зданий начинают с крыш, затем из шлангов обмывают стены, обращая особое внимание на окна, сты ки и другие места, где может задержаться радиоактивная пыль.

    Дезактивация транспортных средств и техники может быть частичная или полная. Частичную выполняет водительский и обслуживающий состав. Они обрабатывают те места и узлы машин, с которыми приходится соприкасаться в процессе эксплуатации.

    Полная дезактивация проводится за пределами зараженной зоны на станциях и площадках обеззараживания или на пунктах специальной обработки.

    Дезактивация одежды, обуви и средств индивидуальной защи ты может быть также частичной и полной. Все зависит от кон кретных условий, степени заражения и сложившейся обстановки.

    Если населением проводится частичная санитарная обработка, то одновременно осуществляется и частичная дезактивация. При выполнении таких действий в зоне заражения одежду, обувь, средства защиты не снимают. После выхода в незараженный район их снимают, но дезактивацию проводят в респираторе или противогазе.

    Частичная дезактивация заключается в том, что человек сам удаляет радиоактивные вещества. Для этого одежду, обувь,

    средства индивидуальной защиты развешивают на щитах, веревках, сучках деревьев и тщательно в течение 20-30 мин обметают веником, чистят щетками или выколачивают палками. Этому способу дезактивации можно подвергнуть все виды одежды и обуви, за исключением изделий из резины, прорезиненных материалов, синтетических пленок и кожи, которые протираются ветошью, смоченной водой или дезактивирующим раствором.

    Дополнительное обеззараживание проводится на площадках дезактивации, развертываемых вблизи санитарно-обмывочных пунктов или площадок санитарной обработки, где население будет проходить полную санитарную обработку.

    Порядок дезактивации населенных пунктов, строений зданий и сооружений:

    1. Ставятся задачи подразделениям, проводятся показные занятия и инструктаж личного состава.

    2. Вызываются представители местных Советов, МВО для согласования работ по сносу ветхих строений, сооружений, ограждений и т.п.

    3. Убирается мусор и ветхие строения, не подлежащие дезактивации.

    4. Обрабатываются пылеобразующие участки местности и дорог, по которым предусматривается передвижение техники во время дезактивации и в последующем при обеспечении жизнедеятельности.

    5. Обеспечиваются все наружные ЛЭП.

    6. Принимаются меры по исключению попадания радиоактивных веществ вместе с растворами и водой внутрь помещений ( закрывание окон, дверей, чердачных проемов и т.д. ).

    7. Проводится обработка объектов внутри населенного пункта.

    На въезде и выезде из населенного пункта организуется комендантская служба. Маршруты, на которых не проводится дезактивация закрываются, а движение в самом населенном пункте ограничивается. Личный состав, проводящий дезактивационные работы должен находиться в СИЗ кожи и органов дыхания (противогаз, респиратор ), а также обеспечен дозиметрами. Продезактивированные здания, сооружения и населенные пункты передаются представителям местных органов власти по акту.

    Дезактивация населенных пунктов планируется в три этапа:

    дезактивация грейдированием улиц, дорог, других площадей, не имеющих твердого покрытия, перепахивание приусадебных участков;

    дезактивация домов и строений растворами СФ-2у, СФ-3К с нормой расхода 5-6 л/м 2 ( одна зарядка на 1 двор );

    дезактивация домов и строений водой с нормой расхода 6-10 л/м 2 ( до 15 зарядок на один двор ).

    Загрязненные деревья моют водой с добавками поверхностно активных веществ. Особо загрязненные ветки с деревьев и кустарников срубают (срезают ) и удаляют. Загрязненную растительность во дворе, скверах и парках после дезактивации срезают со слоем грунта 2-5 см, после чего захоранивают.

    В случае глубокого проникновения радиоактивных веществ в грунт и уровней загрязнения 5 мр/ч и более. Толщина снимаемого грунта после предварительного составляет до 10 см.

    Землю перекапывают с полным переворачиванием пласта без разбивки комьев лопатой, а участок засеивают травой.

    18. ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ УСТРОЕНЫ ЭВАКОВЫХОДЫ НА ВАШЕМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ

     

     

    Оснащены средствами огнетушения, план-схемами эвакуации, памятками по действиям при пожаре, а также определены эвакопути в производственном здании.

    Эвакуационные выходы и пути при пожарах

        Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется опасность воздействия на них факторов пожара, эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к мало мобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

        Согласно п.6.9. СНиП 21-01-97*

    Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

    а) из помещений первого этажа наружу непосредственно;

    через коридор;

    через вестибюль (фойе)

    через лестничную клетку;

    чрез коридор и вестибюль (фойе);

    через коридор и лестничную клетку;

    б) из помещения любого этажа, кроме первого, непосредственно в лестничную клетку; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку; в холл(фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку;

    в) в соседнее помещение

    Выходы из подвальных или цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.

    Допускается:

        Эвакуационные ВЫХОДЫ ИЗ подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой;

        Эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий;

        Предусматривать эваковыход в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам;

        Оборудовать тамбуром выход непосредственно наружу из здания, из подвального и цокольного этажей.

        Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №7. № 799.
  6. Федеральный закон Российской Федерации о внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О гражданской обороне»: 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ // Российская газета.- 2004.- 23 июня (N 131).-С.14
  7. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2005.
  8. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2010.
  9. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. Л.А. Михайлова. СПб., 2007.
  10. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2003.
  11. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2010.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00034 sec

WordPress: 22.59MB | MySQL:120 | 1,626sec