ОХРАНА ТРУДА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

<

051414 1435 1 ОХРАНА ТРУДА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДАТруд и здоровье людей в РФ охраняются государством. Это провозглашено в ст. 7 Конституции РФ.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст. 37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт охраны труда включает нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

правила и инструкции по охране труда;

специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

нормы, регулирующие финансирование и организацию работы по охране труда;

правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Важнейшие нормы, направленные на обеспечение безопасных для жизни и здоровья условий труда, закреплены в разделе X «Охрана труда» (главы 33 и 36) и в главах 41 и 42, в которых имеются статьи об охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, а также в Федеральном законе от 17 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

В этих актах закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда, определяющие содержание и направление- развития законодательства об охране труда и практику его применения:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников и другие направления (ст. 210 ТК РФ), нашедшие свое воплощение в конкретных нормах. В этих актах предусматривается также необходимость взаимодействия и сотрудничества государственных органов с работодателями, профсоюзными и иными уполномоченными работниками представительными органами. Нормы об охране труда закреплены и в других федеральных законах, в подзаконных актах РФ, а также субъектов РФ.

В обеспечении охраны труда существенное значение имеет Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает, что технический регламент (т. е. документы, содержащие обязательные требования к продукции, процессам производства, зданиям, сооружениям и т. д.) принимаются, в частности, в целях защиты жизни и здоровья граждан.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лица; при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого; оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Повышенные требования к охране жизни и здоровья работников установлены в соответствии с Федеральным законом 21 июля. 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эти требования предусматривают, например, обязанность организации предотвращать проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект, обучения работников действиям в случае аварии или инцидента.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, устанавливаются Правительством РФ (ст. 211 ТК РФ) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Функции государственной экспертизы условий труда были возложены на Минтруд РФ, а на региональном уровне — на органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие охраной труда. В настоящее время эти функции переданы в ведение Минздравсоцразвития РФ и входящему в его состав Роструду.

Помимо ТК РФ и других законов в РФ действует система подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000г. № 399 эта система состоит из межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил, по проектированию и строительству, гигиенических нормативе и государственных стандартов безопасности труда. Эти акты утверждали в пределах своей компетенции ранее существовавшие Минтруд, Минздрав, другие федеральные органы исполнительной власти России, Госгортехнадзор, Госстандарт, Госстрой РФ.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов» функции Минздрава и Минтруда России по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству здравоохранения и социального развития, а такие же функции Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госстандарта и Госстроя — Министерству промышленности и энергетики РФ. Однако следует учитывать, что ранее принятые акты Минтруда и других указанных органов сохраняют силу впредь до их отмены. В указанных актах предусмотрены требования по содержанию-территории предприятий, производственных помещений, оборудования, по снабжению машин и станков конструктивными ограждениями и предохранительными приспособлениями, нормы естественного и искусственного освещения, предельные нормы шума, запыленности, загазованности, обеспечение производственных помещений отоплением и вентиляцией. Они регулируют санитарно-бытовое обслуживание рабочих, в том числе устройство санитарно-бытовых помещений.

Межотраслевые правила и нормы могут содержать требования безопасности труда при выполнении определенных работ (например, электро- и газосварочных), при эксплуатации определенных типов оборудования (например, подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, трубопроводов для пара и горячей воды) в различных отраслях хозяйства.

Отраслевые правила содержат требования по обеспечению безопасности и гигиены труда на предприятиях определенной отрасли народного хозяйства (например, металлургической или текстильной промышленности).

<

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. В случае необходимости (например, при изменении законодательства, внедрении новой техники и технологий) эти требования подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

Организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) утверждают федеральные органы исполнительной власти, ведающие охраной труда. Примером могут служить Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. № 802. В соответствии со ст. 423 ТК РФ сохраняют пока силу и нормативные правовые акты бывшего СССР (Госстандарта СССР, Госстроя СССР, Минздрава СССР), содержащие требования по охране труда.

2. НЕГАТИВНЫЕ, ОПАСНЫЕ И ТРАВМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ – СРЕДСТВА, МЕРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

 

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Опасный (травмирующий) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Источниками опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. Человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и опасных (травмирующих) факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую среду.

Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду.

Природные факторы обусловлены воздействием различных стихийных явлений, климатическими условиями, рельефом местности. Землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, обвалы, лавины и др. часто сопровождаются травмированием и гибелью людей.

Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности  населения,  а  также  разрушения  и уничтожение материальных ценностей.  Они  нередко  оказывают  отрицательное воздействие на окружающую природу.

К  стихийным  бедствиям  обычно  относятся  землетрясения,   наводнения, селевые потоки,  оползни,  снежные  заносы,  извержения  вулканов,  обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также  пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Опасными  бедствиями  являются,  кроме  того,  производственные  аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях  нефтяной,  газовой  и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии...  По-разному  можно  встретить  их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди  различные  бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные  силы,  с  надеждой  на  их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те,  кто,  зная, как действовать в той или иной обстановке,  примет  единственно  правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

Землетрясения - это специфические явления, происходящие  в  определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и  под  водой. Землетрясения  всегда  поражали  людей  и  своей  разрушительной  силой,  и последствиями,  выражающимися  в   опускании   земной   коры,   активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т.д.

Для  человека  очень  важно  знать,  где  и  когда  будет  землетрясение. Современная наука  располагает  сведениями  о  том,  где  может  быть  такое стихийное бедствие той или иной силы, но предсказать день  и  час  его  пока еще не может.

Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в  последние годы в этом направлении наметились определенные успехи. Предвестниками  землетрясений,  как  это  уже  установлено,  могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например,  имеет место  поднятие  геодезических   реперов,   изменяются   параметры   физико-химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются  специальными приборами геофизических станций.  К  предвестникам  возможных  землетрясений следует отнести также некоторые  признаки,  которые  особенно  должно  знать население сейсмически  опасных  районов;  это  –  появление  запаха  газа  в районах,  где  до  этого  воздух  был  чист  и  ранее  подобное  явление  не отмечалось,  беспокойство  птиц  и  домашних  животных,   вспышки   в   виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных,  но  не  касающихся друг  друга  электрических   проводов,   голубоватое   свечение   внутренней поверхности  стен  домов,  самопроизвольное  загорание  люминесцентных  ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут  являться  основанием для оповещения населения о возможном землетрясении.

Землетрясения всегда вызывали  у  людей  различной  степени  расстройства психики,  проявляющейся  в   неправильном   поведении.   Вслед   за   острой двигательной  реакцией  часто  наступает  депрессивное  состояние  с   общей двигательной  заторможенностью.   В   результате   этого,   как   показывает статистика, большая  часть  получаемых  травм  среди  населения  объясняется неосознанными действиями  самих  пострадавших,  обусловливаемыми  паническим состоянием и страхом.

Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до  нескольких  суток (периодически повторяющимися подземными толчками).  Примерная  периодичность толчков и время их возникновения, возможно,  будут  сообщаться  по  радио  и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать  с  этими сообщениями.

После землетрясения или даже в  процессе  его  будут  вестись  работы  по оказанию помощи пострадавшим, по  ликвидации  последствий  землетрясения.  В первую очередь такие работы будут проводить лица, состоящие в  формированиях гражданской обороны. Но и остальное население  по  призыву  органов  местной власти и органов управления ГО должно  принимать  участие  в  первоочередных спасательных и аварийно-восстановительных работах в районах разрушений.

Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения.  Основными  причинами большинства наводнений являются сильные ливни,  интенсивное  таяние  снегов, речные паводки в результате приливной волны  иди  изменения  ветра  в  устье реки.

Действия  населения  при  наводнениях  осуществляются  с  учетом  времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за  проявлениями этой стихии. Масштабы наводнений, например,  вызываемых  весенними,  летними или осенними паводками, могут прогнозировать  за  месяц  и  более,  нагонные наводнения – за несколько часов (до суток).

При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих  гидротехнических  сооружений  на  реках  и  в других местах предполагаемого  –  наводнения,  по  подготовке  и  проведению заблаговременной эвакуации населения  и  сельскохозяйственных  животных,  по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления.

В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения,  в  том  числе  и  с  помощью громкоговорящих подвижных установок.

Внезапность возникновения   наводнения   вызывает   необходимость  особых поведения и действий населения. 

Поиск людей  на  затопленной  территории  организуется  и  осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи  плавающих  средств  формирований гражданской обороны и все другие имеющиеся силы и средства.

При спасательных работах необходимо проявлять выдержку  и  самообладание, строго выполнять  требования  спасателей. Нельзя  переполнять  спасательные средства  (катера,  лодки,  плоты  и  т.   п.), поскольку   это   угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в  воду,  следует  сбросить  с себя  тяжелую  одежду  и обувь, отыскать поблизости   плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи.

Селевые потоки – это потоки  с  гор  смеси  воды,  песка,  глины,  щебня, осколков камней и даже валунов. Оползни происходят  в  результате  нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и  водоемов;  основной причиной их возникновения является  насыщение  подземными  водами  глинистых пород до пластического и текучего состояния, в результате чего и  происходит сползание  по  склону  огромных  масс  грунта   со   всеми   постройками   и сооружениями.

Большое влияние на поведение и действия населения при селевых  потоках  и оползнях оказывает организация своевременного обнаружения и учета  признаков этих  стихийных  бедствий  и  организация  оповещения   (предупреждения)   о бедствии.

В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки  в результате  ливневых  осадков  обычно  формируются  после  засухи),  быстрое таяние снегов и ледников в  горах,  переполнение  горных  озер  и  водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел  и образованием  запруд.  Косвенными  признаками   возможного   селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова  и  лесонасаждений  на склонах гор.

Наиболее   эффективным   в   борьбе   с   селевыми   потоками    является заблаговременное осуществление  комплекса  организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

Первоначальным  признаком   начавшихся   оползневых   подвижек   является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах,  береговых  укреплениях  и набережных,  выпучивание  земли,  смещение  основания   различных   высотных конструкций и даже деревьев в нижней части относительно верхней.

Противооползневыми мероприятиями,  в  которых  должно  принимать  участие население, являются отвод  поверхностных вод, древонасаждение,  устройство различных поддерживающих инженерных сооружений, отрывка  траншей  в  целях осушения грунтов оползневого массива,  разгрузка  и  планировка  оползневого склона. 

Зимние проявления  стихийных  сил  природы  нередко  выражаются  снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

Снегопады, продолжительность которых может быть от 16  до  24  ч,  сильно воздействуют на хозяйственную деятельность населения,  особенно  в  сельской местности.  Отрицательное  влияние  этого  явления   усугубляется   метелями (пургой,  снежными  буранами),  при  которых  резко  ухудшается   видимость, прерывается   транспортное   сообщение   как    внутригородское,    так    и междугородное.  Выпадение  снега  с  дождем  при  пониженной  температуре  и ураганном  ветре  создает  условия  для  обледенения  линий  электропередач, связи,  контактных  сетей  электротранспорта,   а   также   кровли   зданий, различного рода опор и конструкций, что нередко вызывает их разрушения.

С объявлением штормового  предупреждения  –  предупреждения  о  возможных снежных заносах – необходимо ограничить передвижение,  особенно  в  сельской местности, создать дома необходимый  запас  продуктов,  воды  и  топлива.  В отдельных районах с наступлением зимнего периода по  улицам,  между  домами, необходимо натянуть  канаты,  помогающие  в  сильную  пургу  ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.

Особую опасность снежные заносы представляют  для  людей,  застигнутых  в пути  далеко  от  человеческого  жилья.  Занесенные  снегом  дороги,  потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности.

В горных районах  после  сильных  снегопадов  возрастет  опасность  схода снежных   лавин.   Об   этом   население   будет    извещаться    различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми  в  местах  возможного  схода снежных лавин и возможных снежных обвалов.  Не  следует  пренебрегать  этими предупреждениями, надо строго выполнять их рекомендации.

За всю свою историю человечество не раз  сталкивалось  с  катастрофами  – неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям,  разрушали их города и посевы. Причиной  их  были  разнообразные  природные  явления  – извержения вулканов, землетрясения, цунами,  наводнения,  смерчи,  эпидемии.

Любая катастрофа обязательно оборачивается  бедой  –  разрушениями,  гибелью людей. Но самый главный вопрос,  который  волнует  людей,  -  почему  происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что  основным  виновником  неожиданных бедствий  является  неразумная  стихия.  Но,  внимательно  присмотревшись  к перечню катастроф, легко увидеть, что не меньшую, а даже  большую  опасность таят в себе творенья рук человеческих. Аварии  атомных  реакторов  и  взрывы химических заводов, падение самолётов и столкновения поездов – сообщения  об этих событиях  есть  практически  в  каждой  газете  и  ежедневных  выпусках новостей. Но в последнее время стало ясно, что такое  деление  катастроф  на природные и искусственные на самом деле неверно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г. Официальный текст. М., 2010.
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. 2002. 31 декабря
  4. Федеральный закон от 17 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.
  5. Федеральный закон 21 июля. 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
  6. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных промышленных объектов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А // Российская газета. 2002. 5 дек.
  7. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 // Российская газета. 2004. 8 июля.
  8. Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 // Российская газета. 2004. 8 июля.
  9. Алексеенко, Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2005.
  10. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2010.
  11. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2003.
  12. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 2000.
  13. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 1998.
  14. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00140 sec

WordPress: 23.04MB | MySQL:114 | 2,102sec