ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

<

051414 1414 1 ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ Согласно ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) соответствующего органа исполнительной власти.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти устанавливаются режимы функционирования РСЧС:

  1. режим повседневной деятельности;
  2. режим повышенной готовности;
  3. режим чрезвычайной ситуации.

    Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью в вышестоящую КЧС. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

     

    Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.

    Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

    Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам — масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

    При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади чрезвычайной ситуации может быть огромной и трагичной.

    Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.

    Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Региональные чрезвычайные ситуации — такие чрезвычайные ситуации , которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

    Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

    Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

    Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития следующая. Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

    – внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

    – стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),

    – умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

    – плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.

    Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению. В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации. При этом применяется следующая нумерация и терминология.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

    а) Транспортные аварии (катастрофы):

    – товарных поездов;

    – пассажирских поездов;

    – речных и морских грузовых судов;

    – на магистральных трубопроводах и др.

    б) пожары, взрывы, угроза взрывов:

    – пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

    – пожары (взрывы) на транспорте;

    – пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально — бытового, культурного значения и др.;

    в) аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

    – аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ при их производстве, переработке иди хранении (захоронении);

    <

    – утрата источников химически опасных веществ;

    – аварии с химическими боеприпасами и др.

    г) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

    – аварии на атомных станциях;

    – аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

    – аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

    – утрата радиоактивных источников и др.

    д) аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

    – аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

    – утрата БОВ и др.

    г) внезапное обрушение зданий, сооружений:

    – обрушение элементов транспортных коммуникаций;

    – обрушение производственных зданий и сооружений;

    – обрушение зданий и сооружений жилого, социально — бытового и культурного значения.

    е) аварии на электроэнергетических системах:

    – аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

    – выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

    ж) аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

    – аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

    – аварии на тепловых сетях в холодное время года;

    – аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

    – аварии на коммунальных газопроводах.

    з) аварии на очистных сооружениях:

    – аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

    – аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

    и) гидродинамические аварии:

    – прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

    – прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.

    Чрезвычайные ситуации природного характера имеют следующую классификацию:

    а) геофизические опасные явления:

    – землетрясения;

    – извержения вулканов.

    б) геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

    – оползни;

    – сели;

    – пыльные бури;

    – обвалы, осыпи, курумы, эрозия, склоновый смыв и др.

    в) метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

    – бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри;

    – крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;

    – сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;

    – сильная жара, засуха, суховей.

    г) морские гидрологические опасные явления:

    – тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;

    – ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лед;

    – отрыв прибрежных льдов и др.

    д) гидрологические опасные явления:

    – высокие уровни вод (наводнения), половодья;

    – заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.

    е) гидрогеологические опасные явления:

    – низкие уровни грунтовых вод;

    – высокие уровни грунтовых вод.

    ж) природные пожары:

    – лесные пожары;

    – пожары степных и хлебных массивов;

    – торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

    з) инфекционные заболевания людей:

    – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

    – групповые случаи опасных инфекционных заболеваний и др.

    к) инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

    – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

    – инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

    л) поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

    – массовое распространение вредителей растений;

    – болезни не выявленной этиологии и др.

    Чрезвычайные ситуации экологического характера калссифицируются так:

    а) чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

    – катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

    – наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

    – интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

    – кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

    критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

    б) чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

    – резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

    – превышение ПДК вредных примесей в атмосфере;

    – температурные инверсии над городами;

    – «кислородный» голод в городах;

    – значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

    – образование обширной зоны кислотных осадков;

    – разрушение озонового слоя атмосферы;

    – значительные изменения прозрачности атмосферы.

    в) чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

    – недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

    – истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно — бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

    –нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

    Антропогенные чрезвычайные ситуации:

     – транспортные аварии;

    – аварии на промышленных объектах;

    – водохозяйственные аварии;

    – аварии на системах жизнеобеспечения;

    – аварии на взрыво- и пожароопасных объектах.

    – ЧС, связанные с изменением состояния гидросфер .

    Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций по происхождению, следует отметить следующие особенности. На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными. Во-первых, это авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ. Во-вторых, аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности. И, наконец, аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами. Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно — защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.  Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

    В чрезвычайной ситуации исключительно важное значение имеет своевременность оповещения населения о возникшей угрозе. С возникновением угрозы ЧС прежде всего местные органы власти немедленно принимают обязательные постановления (решения), в которых определяются правила поведения граждан с учетом сложившейся обстановки. Руководители (работодатели) предприятий , учреждений и организаций доводят эти решения до работников.

    Основным способом оповещения населения о ЧС является передача речевых сообщений с использованием сетей проводного радиовещания и телевидения. Для привлечения внимания населения перед передачей речевых сообщений включаются сирены, заводские гудки и другие сигнальные средства.

    Это означает сигнал — «Внимание всем!». Это предупредительный сигнал перед речевым сообщением. Услышав его, необходимо включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений.

    В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:

    – укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;

    – рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;

    – своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

    Эвакуация — это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.

    Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации. При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством, — по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта с пешнм порядком.

    Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для уменьшения возможных доз облучения.

    Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты;

    N1 — применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);

    N2 — предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;

    N3 — предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в мжогоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз. При этом необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают уровень проникающей радиации (от 7 раз в деревянных одноэтажных домах до 400 раз в многоэтажных каменных).

    Любой из этих трех режимов предполагает трехэтапный порядок поведения в зоне поражения;

    а) первый этап — это период времени, в течение которого надо постоянно находиться в убежище;

    б) второй этап — включает время, в течение которого надо находится поочерёдно в убежище и в своем доме (квартире);

    в) третий этап — это время пребывания только в своем доме (квартире) с кратковременным выходом на улицу (не более чем на 1 час).

    Продолжительность каждого этапа зависит от степени защиты людей от радиации, которую обеспечивают убежище и жилое помещение, а также от уровня радиации в районе заражения и времени его спада.

     

     

     

     

     

     

     

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. ЧС классифицируются по причинам возникновения, по скорости распространения, по масштабу. По причинам возникновения чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.

    Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества. Более того, можно утверждать, что данное обстоятельство в какой-то мере явилось одной из причин возникновения государств. Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.

    В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу. Именно поэтому формирование целостной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в нашей стране осуществляется в соответствии с принятыми государственными программами.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №7. № 799.
  5. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2007.
  6. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2010.
  7. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. Л.А. Михайлова. СПб., 2007.
  8. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2008.
  9. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2008.

  10. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2009.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00122 sec

WordPress: 22.02MB | MySQL:119 | 1,637sec