Роль и место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе подготовки специалистов

<

091713 0042 1 Роль  и место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе подготовки специалистов Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

-создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

–идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайныхситуаций;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий; организацию и ведение гражданской обороны на объекте экономики.

Специалист должен будет уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствии нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.    Раздел. Современный комплекс проблем безопасности

 

1.1 Дать определение глобального потепления

 

Глоба́льное потепле́ние — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана.

Научное мнение, выраженное Межгосударственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, и непосредственно поддержанное национальными академиями наук стран «Большой восьмёрки», заключается в том, что средняя температура по Земле поднялась на 0,7 °C со времени начала промышленной революции (со второй половиныXVIII века), и что «бо́льшая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека«, в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ (CO2) и метан (CH4).

Оценки, полученные по климатическим моделям, на которые ссылается МГЭИК, говорят, что в XXI веке средняя температура поверхности Земли может повыситься на величину от 1,1 до 6,4 °C. В отдельных регионах температура может немного понизиться. Как ожидается, потепление и подъём уровня Мирового океана будут продолжаться на протяжении тысячелетий, даже в случае стабилизации уровня парниковых газов в атмосфере. Этот эффект объясняется большой теплоёмкостью океанов.

Помимо повышения уровня Мирового океана повышение глобальной температуры также приведёт к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. В результате могут участиться природные катаклизмы, такие какнаводнениязасухиураганы и другие, понизится урожай сельскохозяйственных культур и исчезнут многиебиологические виды. Потепление должно, по всей вероятности, увеличивать частоту и масштаб таких явлений.

Некоторые исследователи считают, что глобальное потепление — это миф, часть учёных отвергает возможность влияния человека на этот процесс. Есть те, кто не отрицает факт потепления и допускает его антропогенный характер, но не соглашается с тем, что наиболее опасными из воздействий на климат являются промышленные выбросы парниковых газов

 

1.2. Сформулировать проблему приоритета национальных интересов безопасности России

 

Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении и поддержании стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении суверенитета и национальной целостности России, единства правового пространства, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, терроризма.

Состояние защищенности основ конституционного строя от угроз различного характера можно обозначить понятием «конституционная безопасность России». Это чрезвычайно многомерное понятие, охватывающие буквально все стороны общественной жизни, множество относительно самостоятельных подсистем, образующих конституционный строй России.

Конституция РФ в гл. 1 закрепила основы конституционного строя, к которым относятся: федеративное устройство России, республиканская форма правления, народный и государственный суверенитет, территориальная целостность, принцип разделения властей, верховенство Конституции РФ, принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправие и равная защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности, идеологическое и политическое многообразие. Только эффективный контроль над соблюдением основ конституционного строя, его принципов может в полной мере обеспечить конституционную безопасность страны.

Особую значимость для конституционной безопасности имеют те основы конституционного строя, которые составляют признак суверенного государства. В их числе: целостность и неприкосновенность территории России, единство и верховенство федеральной государственной власти, приоритет Конституции РФ и федеральных законов, контроль над соответствием им других нормативных правовых актов, федеративная форма государственного устройства, равноправие субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все эти принципы конституционного строя выступают в качестве объектов конституционной безопасности государства. Раз они подлежат защите, значит, существуют угрозы, от которых их следует защищать. В зависимости от степени сформированности угрозы их можно подразделить на реальные, т.е. уже сформировавшиеся явления, способные нанести вред конституционному строю в любой момент, и потенциальные, т.е. зарождающиеся, формирующиеся предпосылки нанесения такого вреда.

Негативное влияние на общество и государство, правовой статус человека и гражданина могут оказывать различные субъекты конституционно-правовых отношений, действия (или бездействия) которых ведут к нарушениям либо игнорированию норм международного права и международных договоров России, российского конституционного законодательства и тем самым к нарушению конституционной законности. Так, Конституционный Суд РФ в своей практике постоянно сталкивается с нарушениями верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ и федерального законодательства органами государственной власти субъектов Федерации, принимающими нормативные правовые акты, не соответствующие либо противоречащие Основному закону страны, федеральным законам.

Несомненную реальную угрозу конституционной безопасности России представляют действия, направленные на ослабление суверенитета и нарушение территориальной целостности нашей страны. Сепаратистские тенденции ряда субъектов Федерации приводят к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства России, в том числе таких его составляющих, как банковская, кредитная, налоговая системы.

Конституционный кризис в Чеченской Республике, который начал развиваться в конце 90-х годов XX в., привел к созданию на территории этой республики незаконных вооруженных формирований (национальной гвардии, отрядов ополчения, горно-стрелковых и других воинских формирований), а затем к провозглашению Ичкерии (Чечни) суверенным государством. Как известно, Конституция РФ не предусматривает права выхода субъекта Федерации из
состава России. Следовательно, в рамках Конституции РФ выход Чечни из состава России невозможен. Ни одно из государств мира не признало суверенитет Чеченской Республики. В результате попытки отстоять самопровозглашенный суверенитет и независимость привели к обострению обстановки на территории не только Чечни, ( но и России, к активизации банд формирований, актам терроризма, на территории самой Чечни, а также других субъектов Федерации.

В настоящее время обстановка в Северо-Кавказском регионе стабилизируется, в частности, в Чеченской Республике в 2003 г. прошел референдум по Конституции Республики, состоялись выборы Президента. Однако это не может быть гарантией того, что в будущем не возникнут подобные проблемы в других регионах России.

Угрозу конституционной безопасности представляют также нарушение принципа разделения властей, обострение борьбы за власть между различными политическими группировками, отсутствие взаимодействия и согласованного функционирования власти.

Усиление вертикали исполнительной власти путем создания на территории России федеральных округов, преобразование института полномочных представителей Президента РФ в регионах в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах позволили упрочить федеральную власть и ее взаимодействие с властью региональной. Предпринимаются шаги, направленные на повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля над исполнением их решений. Это, в свою очередь, способствует снижению степени опасности последней из названных угроз конституционной безопасности.

Факторы, нарушающие устойчивость конституционного строя России, могут иметь и скрытый, неявный характер, что не препятствует их негативному воздействию на жизнь и деятельность государства. Это связано, прежде всего, с тем, что обычными методами и средствами сложно предотвратить и их воздействие, и их последствия.

Среди угроз конституционной безопасности можно отметить следующие: 1) отсутствие строгой системы, противоречивость и пробелы в законодательстве (в том числе в конституционном); 2) отсутствие механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение; 3) непроработанность норм о политической и юридической ответственности органов государственной власти, должностных лиц субъектов Федерации за несоблюдение Конституции РФ и федеральных законов; неконтролируемый экономический кризис, дезинтеграция экономического пространства России, автономизация хозяйственной деятельности регионов; 4) неконтролируемая деятельность некоторых общественных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели; рост преступности, проникновение организованной преступности во властные структуры, приобретение ею транснациональных форм, легализация теневых капиталов, проникновение криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми сетями и др.

Наибольшую угрозу конституционной безопасности России представляют:

  • организованная преступность (прежде всего транснациональная) во всех ее формах и связанная с ней криминальная миграция;
  • политический, национальный, религиозный экстремизм и терроризм как высшая форма их проявления; рост преступности в экономической сфере;
  • рост коррупции в государственном аппарате на всех его уровнях;
  • наркотизация и алкоголизация значительной части населения России;

    рост преступности несовершеннолетних, формирование системы воспроизводства преступности.

    Проблема преступности долгое время рассматривалась в теории и на практике как проблема безопасности человека, проблема защиты личности от преступных посягательств

    В настоящее время преступность приобрела принципиально новые качества, стала представлять угрозу не только отдельным гражданам (группе граждан), но и основам конституционного строя, гражданскому обществу и государству. Коррупция, сращивание криминальных слоев с государственным аппаратом, транснациональная преступность и криминальная миграция, терроризм, наркобизнес — это огромная по степени разрушительного воздействия на конституционный строй России угроза.

    Важнейшую роль в деле укрепления конституционной безопасности страны играют, во-первых, меры противодействия преступности в различных ее проявлениях; во-вторых, наличие системы законодательного обеспечения конституционной безопасности.

    Важнейшими задачами государства в этой области являются:

  1. обеспечение соответствия положений всех видов законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне, основам конституционного строя России, обеспечение механизма их реализации, контроля их исполнения;
  2. продолжение процессов стабилизации российской государственности, начавшихся в 2001—2003 гг. путем принятия нормативных правовых актов, направленных на создание условий для соблюдения органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
  3. совершенствование в рамках Конституции РФ федеративных
    отношений.

    Одной из самых сложных задач в области укрепления конституционной безопасности является оптимизация федеративных отношений. Укрепление вертикали государственной власти, проводимое в России, предполагает установление мер федерального вмешательства в дела субъектов Федерации, что обусловлено самой природой федерализма.

    Федеральное вмешательство может осуществляться:

    1) в рамках обычных форм контроля над деятельностью субъектов Федерации;

    2) в виде применения особых организационно-правовых форм такого вмешательства, связанных с введением режима чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации. Закон о чрезвычайном положении устанавливает, что целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя (ст. 2). В случае возникновения на территории субъекта Федерации угрозы конституционной безопасности России там может вводиться чрезвычайное положение, выражающееся прежде всего в соответствующих действиях Президента РФ, начиная с перераспределения властных полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и до приостановления осуществления органами власти субъекта Федерации их полномочий и введения прямого президентского правления на соответствующей территории. При этом в соответствии с нормами международного права действия государственных органов, принимающих на себя управление территорией в рамках режима чрезвычайного положения, должны соизмеряться с требованиями момента, соответствовать степени опасности кризисной ситуации и не должны сопровождаться дискриминацией на основе расы, национальности и т.д. Любые чрезвычайные меры должны носить временный характер; 3) вооруженного вмешательства в дела субъектов Федерации как особого средства обеспечения конституционной безопасности. В законодательстве России отсутствуют нормы, регулирующие такое вмешательство, это обстоятельство играет негативную роль, что подтверждается событиями в некоторых субъектах Федерации, прежде всего в Чеченской Республике.

    В настоящее время в России не до конца сформирована система защиты основ конституционного строя страны, поскольку многие вопросы в этой области законодательно не урегулированы. Функции в сфере обеспечения конституционной безопасности осуществляются различными государственными органами, что делает необходимым более четкую координацию и согласование их деятельности.

    Насущной необходимостью остается разработка концепции конституционной безопасности, которая должна систематизировать функции по обеспечению конституционной безопасности, скорректировать деятельность всех институтов и органов в этой сфере исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права.

    Отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления.

    Нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.

    Отсутствие четкого механизма организации и деятельности ассоциаций и союзов местного самоуправления в Российской Федерации, недопонимание значения такого рода организаций.

    Деятельность государства по решению указанных проблем должна осуществляться в рамках единой государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

    С окончанием холодной войны началось формирование новых региональных и локальных моделей межгосударственного соперничества. Следствием этого стала новая вспышка национальных конфликтов. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.

    Угрозы государственной безопасности становятся все более разнообразными, перестают быть исключительно военными. Такие проблемы, как охрана окружающей среды, экономика и культура, наркотики, терроризм, организованная преступность и другие не могут быть решены военной силой. Для их устранения необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами. Соответственно усиливается тенденция к институализации, к укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма).

    Оставаясь суверенными, государства все теснее взаимодействуют между собой. Разнообразие решаемых в процессе такого взаимодействия проблем (от финансовых до экологических) с неизбежностью усиливает координацию действий государств в рамках межгосударственных объединений, многонациональных корпораций, транснациональных общественных движений, интернациональных органов регулирования и др. Суверенитет государств понимается при этом не столько как территориально ограничивающий барьер, сколько инструмент переговоров, нахождения компромиссных решений, согласования действий в условиях сложных межгосударственных отношений. Государства вынуждены считаться с этими процессами и следовать совместно выработанным международным договорам и соглашениям с тем, чтобы успешнее решать не только внешние, но и внутренние проблемы безопасности. Не политика изоляционизма, а активное международное сотрудничество становится главным фактором нейтрализации, уменьшения или устранения прямых или скрытых угроз, изменения их структуры и направленности. Роль государства во внешней политике не уменьшается, она трансформируется, приспосабливаясь к современным условиям.

    <

    Государственные интересы требуют обеспечения экономической и политической безопасности, установления и поддержания такого правового режима государственной границы, который максимально защищал бы эти интересы. Но, как показывает исторический и зарубежный опыт, подобная государственная политика может привести к ослаблению и разрыву существующих экономических и политических связей, а на некоторых участках государственной границы в силу существующих национальных связей — и к серьезным социальным и межнациональным конфликтам.

    С проблемой формирования общегосударственной системы поддержания административно-правового режима государственной границы связана проблема нормативного правового обеспечения деятельности различных органов государственной власти, участвующих в обеспечении пограничной безопасности. Данная проблема актуализируется в связи с упразднением Федеральной пограничной службы и созданием пограничной службы ФСБ России. В этой связи необходимы разработка и принятие федерального закона «О пограничных войсках ФСБ России». Подобный законодательный акт не должен был бы дублировать имеющиеся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы, а регулировал бы государственно-служебные отношения, связанные с выполнением пограничной службой возложенных на нее задач и функций в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ. Принятие такого закона позволило бы решить ряд вопросов, связанных с обеспечением пограничной безопасности, а также было бы промежуточным этапом на пути создания пограничной полиции.

    Правовое обеспечение экономической безопасности — это законодательное и правоприменительное обеспечение права экономической безопасности.

    В условиях, когда ежегодные объемы вывоза капитала превышают ежегодные суммы платежей по государственному внешнему долгу, основу угроз экономической безопасности составляют методы национального российского предпринимательства, осуществляемого по технологии своего рода «зачистки» экономического пространства. Российская экономика не представляется эффективной ни для отечественных, ни для иностранных инвесторов по сравнению практически с большинством стран с переходной экономикой, будь то Китай или страны Центральной Европы. Немаловажное значение в отрицательном имидже России имеют особенности ее национального законодательства.

    Существенно, что природные силы и спорадические угрозы и опасности могут быть использованы субъектами агрессии для проведения своих скрытых деструктивных мер в отношении экономических субъектов. В современных условиях высокотехнологичной экономики и жизнедеятельности граждан возрастает значение активных и упреждающих мер противодействия новым формам агрессии. Нападения совершаются не только с использованием традиционных боевых средств, но и посредством сравнительно новых информационно-семантических деструкций и операций, гуманитарных и социокультурных интервенций, массовых манипуляций сознанием и вызванных ими злоупотреблениями правом, в том числе как полномочиями государственной власти, так и правами и свободами человека и гражданина. Образовались новые угрозы и вызовы демократии, государству и праву, которые в конечном счете выражаются в угрозах экономическому благополучию субъектов хозяйствования и экономике как системе.

    В многочисленных нормативных актах и документах о безопасности России все чаще встречается тревога и предусматриваются положения об обеспечении ее экологической безопасности, факторами которой становятся уровень ее экономики, состояние мировоззрения, воспитание экологической культуры, масштабы деградации природы, связи с другими слагаемыми безопасности России.

    Нарастание глобального экологического кризиса обусловливается прогнозируемым и видимым исчерпанием полезных ископаемых, дефицитом пригодной для питья чистой воды, подошедшим к критической черте загрязнением крупных городов выхлопами автомобильных газов и выбросами промышленностью вредных веществ в атмосферу, массовой вырубкой лесов, эрозией и сокращением пашни и иных сельскохозяйственных угодий. Количественное воздействие людей на природу преобразуется в новое качество, предполагающее реальные угрозы человеку, обусловливающие новые подходы к решению экологических (природоресурсных, природоохранных) проблем.

    Сбывается семидесятилетней давности предвидение и предсказание великого русского ученого и политика В.И. Вернадского о превращении человечества, как геологической силы, в единое всепланетное образование, способное своим разумом и действиями потрясти Вселенную, в отличие от прежнего времени, когда отдельные народы и племена были достаточно разобщены материками и океанами, не имели такой созидательной и разрушительной силы.

    Только в середине XX века сначала возникло требование рационального неистощительного использования природных ресурсов, а затем во второй половине XX века созрела острая необходимость охранять, беречь природу, то есть всю окружающую человека природную среду от безудержного загрязнения и неимоверного истощения. Защищать не только эмоционально, идеологически, но и профессионально, юридически в интересах граждан своей страны.

    В условиях, когда активизировалась деятельность трансграничной организованной преступности и зарубежных террористических организаций, возросли масштабы распространения коррупции, наркобизнеса, контрабанды и других преступлений международного характера, борьба с которыми приобретает не только правовой, но и политический характер. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации также отмечается резкое обострение в последнее время проблемы противодействия преступности, имеющей транснациональный характер.

    Для нашей страны актуализация этой проблемы связана с распространением преступлений против мира и безопасности человечества и интернационализацией общеуголовной преступности в условиях активного развития коммуникационных и информационных технологий (агрессия, геноцид, экоцид, наемничество, торговля людьми, в том числе с целью принуждения их к оказанию сексуальных услуг или донорства для трансплантации органов и тканей, распространение детской порнографии, нелегальная торговля ядерными материалами и сырьем, пиратство, акты насилия в аэропортах, повреждение подводных кабелей, киберпреступления, наркотерроризм) 

    Существенную угрозу национальной безопасности представляет практика «отмывания» доходов, полученных незаконным путем, а также распространение коррупции как особой системы социальных связей криминальной среды, которая проявляется в подкупе государственных чиновников, злоупотреблении ими своим служебным положением в корыстных целях и иных незаконных акциях. Исследование коррупциогенности законодательства по ряду направлений обеспечения национальной безопасности России представляется актуальным и своевременным на данном этапе совершенствования отечественной правовой системы.

    Важным направлением противодействия транснациональной преступности как одной из угроз государственной безопасности Российской Федерации является сотрудничество с другими государствами и межгосударственными объединениями на основе различных договорных актов антикриминальной направленности. Здесь имеется в виду и дальнейшее развитие традиционных форм межгосударственного сотрудничества (взаимная правовая помощь, признание иностранных судебных приговоров и пр.), и формирование новых направлений антикриминального сотрудничества.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Раздел. Человек и среда обитания

     

    2.1 Раскрыть понятие природной среды

     

    Природная среда – это природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человечества — часть окружающей среды.

    Природная среда — природа, рассматриваемая по отношению к существующим в ней организмам, в том числе людям. 

    Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы. 

    Природная среда — часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества. 

    Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.

     

    2.2 Дать определение излучение ионизирующее (радиация)

     

    Ионизи́рующее излуче́ние — в самом общем смысле — различные виды микрочастиц и физических полей, способные ионизировать вещество. В более узком смысле к ионизирующему излучению не относят ультрафиолетовое излучение и излучение видимого диапазона света, которое в отдельных случаях также может быть ионизирующим. Излучение микроволнового и радиодиапазонов не является ионизирующим.

    Наиболее значимы следующие типы ионизирующего излучения: коротковолновое электромагнитное излучение (рентгеновское и гамма-излучения), потоки заряженных частиц: бета-частиц (электронов и позитронов), альфа-частиц (ядер атома гелия-4), протонов, других ионов, мюонов, а также нейтронов.

    Основную часть ионизирующего облучения человек получает от естественных источников радиации. Большинство из них таковы, что избежать облучения от них совершенно невозможно. На протяжении всей истории существования Земли разные виды излучения попадают на поверхность Земли из космоса и поступают от радиоактивных веществ, находящихся в земной коре.

    Человек подвергается облучению двумя способами. Радиоактивные вещества могут находиться вне организма и облучать его снаружи; в этом случае говорят о внешнем облучении. Или же они могут оказаться в воздухе, которым дышит человек, в пище или в воде и попасть внутрь организма. Такой способ облучения называют внутренним.

    Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут «запустить» не до конца еще изученную цепь событий, приводящих к раку или генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма.

    Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обыкновенно проявляются в течение нескольких часов или дней. Раковые заболевания, однако, проявляются спустя много лет после облучения, — как правило, не ранее чем через одно-два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением генетического аппарата, по определению проявляются лишь в следующем или последующих поколениях: это дети, внуки и более отдаленные потомки индивидуума, подвергшегося облучению.

     

     

     

     

     

     

     

    2.3. Привести значения допустимых параметров скорости движения воздуха в производственном помещении

    Таблица 1 – Расчетные температуры, скорость и относительная влажность воздуха на постоянных и непостоянных рабочих местах производственных помещений

    Период года

    Категория работ

    Оптимальные нормы на постоянных и непостоянных рабочих местах

    Допустимые нормы

    температуры, С°

    скорости движения воздуха, м/с, не более

    относи-
    тельной влаж-
    ности воздуха, %, не более

    темпе-
    ратура,°С

    ско-
    рость движе-
    ния, м/с, не более

    относи-
    тельная влаж-
    ность, %

    на всех рабочих местах

    на пос-
    тоянных рабочих местах

    на непос-
    тоянных рабочих местах

    на постоянных и непостоянных рабочих местах

    Теплый 

    Легкая: 

      

    40-60 

      

    75 

     

    23-25 

    0,1 

    На 4°С выше расчетной темпера
    туры наружного воздуха (параметры А) и не более указанных в гр. 7 и 8

    28/31 

    30/32 

    0,2 

     

    22-24 

    0,2 

    28/31 

    30/32 

    0,3 

    Средней тяжести: 

      

      

     

    21-23 

    0.3 

    27/30 

    29/31 

    0,4 

     

    20-22 

    0,3 

    27/30 

    29/31 

    0,5 

    Тяжелая: 

      

      

    III 

    18-20 

    0,4 

    26/29 

    28/30 

    0,6 

    Холодный и пере-
    ходные условия

    Легкая: 

      


     

      

    75 

     

    22-24 

    0,1 

    40-60 

    21-25 

    18-26 

    0,1 

     

    21-23 

    0,1 

    20-24 

    17-25 

    0,2 

    Средней тяжести: 

      

      

    IIа 

    18-20 

    0,2 

    17-23 

    15-24 

    0,3 

    IIб 

    17-19 

    0,2 

    15-21 

    13-23 

    0,4 

    Тяжелая:III 

    16-18 

    0,3 

    13-19 

    12-20 

    0,5 

    Примечания: 1. В таблице допустимые нормы внутреннего воздуха приведены в виде дроби: в числителе для районов с расчетной температурой наружного воздуха (параметры А) ниже 25°С, в знаменателе — выше 25°С.

    2. Для районов с температурой наружного воздуха (параметры А) 25°С и выше соответственно для категорий работ легкой, средней тяжести и тяжелой температуру на рабочих местах следует принимать на 4°С выше температуры наружного воздуха, но не выше указанной в знаменателе гр. 7 и 8.

    3. В населенных пунктах с расчетной температурой наружного воздуха 18°С и ниже (параметры А) вместо 4°С, указанных в гр. Б, допускается принимать 6°С.

    4. Нормативная разность температур мелоду температурой на рабочих местах и температурой наружного воздуха (параметры А) 4 или 6°С может быть увеличена при обосновании расчетом в соответствии с п 2.10.

    5. В Населенных пунктах с расчетной температурой наружного воздуха t°С, на постоянных и непостоянных рабочих местах в теплый период года (параметры А), превышающей: а) 28°С — на каждый градус разности температур t— 28°С следует увеличивать скорость движения воздуха на 0,1 м/с, но не более чем на 0,3 м/с выше скорости, указанной в гр. 9: б) 24°С — на каждый градус разности температур t — 24°С допускается принимать относительную влажность воздуха на 5% ниже относительной влажности, указанной в гр. 10.

    6. В климатических зонах с высокой относительной влажностью воздуха (вблизи морей, озер и др.), а также при применении адиабатной обработки приточного воздуха водой для обеспечения на рабочих местах температур, указанных в гр. 7 и 8, допускается принимать относительную влажность воздуха на 10% выше относительной влажности, определенной в соответствии с примеч. 5. б.

    7. Если допустимые нормы невозможно обеспечить по производственным или экономическим условиям, то следует предусмотреть воздушное душирование или кондиционирование воздуха на постоянных рабочих местах.

     

    3.Раздел Защита населения в чрезвычайных ситуациях

     

    3.1 Дать определение межмуниципальная чрезвычайная ситуация

     

    Межмуниципальная чрезвычайная ситуация это чрезвычайная ситуация в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей (пп. «в» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

     

    3.2 Привести классификацию ЧС природного характера

     

    Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:

    – геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);

    – геологических явлений (например, просадка земной поверхностисельобвалоползень);

    – метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буряурагансмерчливень, сильный снегопадзасухалавина и др.);

    – гидрологических явлений (например, наводнение);

    – морских гидрологических явлений (например, цунамишторм);

    – природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т. д.);

    – явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).

    ЧС природного характера делятся на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические.

    3.3 Дать краткую характеристику коллективным средствам защиты

     

    Одним из основных способов защиты населения в ЧС мирного и военного времени являются защитные сооружения ГО: убежища и противорадиационные укрытия (коллективные средства защиты).

    Убежища защищают людей от оружия массового поражения. К конструкции убежищ и их размещению предъявляются ряд требований: ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня, а также обеспечивать защиту от прогрева при пожарах; убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей, их вместимость зависит от плотности заселения рассматриваемой территории; убежища оборудуются в заглубленной части зданий (встроенные убежища) или располагаются вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться подвалы, тоннели, подземные выработки (шахты, рудники) и т. п.

    По защитным свойствам убежища подразделяются на классы в зависимости от расчетной величины давления ударной волны Я В, от ослабления радиационного воздействия и способности защищать от взрывов обычных боеприпасов (снарядов, авиабомб).

    Типовое убежище состоит из основного помещения, шлюзовых камер, фиьтров, вентиляционной камеры и санитарного узла, должно иметь не менее двух входов и аварийный выход, которые оборудуются защитно-герметическими дверями. Дополнительно в зависимости от вместимости и других факторов убежища можно оборудовать помещениями для размещения дизельной электростанции, тамбурами-шлюзами, медицинской комнатой и т. д.

    В убежищах применяются фильтровентиляционные установки с электрическим и (или) ручным приводом, в которых наружный воздух очищается от радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств и подается в убежище. Фильтровентиляционная установка может работать в двух режимах — в режиме чистой вентиляции (воздух очищается только от пыли в противопыльных фильтрах) и в режиме фильтровентиляции (воздух очищается от отравляющих веществ, бактериальных средств и радиоактивной пыли в фильтрах-поглотителях).

    Убежища оборудуются системами водоснабжения, канализации, отопления и освещения, средствами связи. В основном помещении должны быть оборудованы места для сидения и лежания. Каждое убежище оснащается комплексом средств для ведения разведки на зараженной местности, необходимым инвентарем, включая аварийный, средствами аварийного освещения.

    Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ЯВ. Оборудуются они обычно в подвальных или наземных этажах зданий и сооружений. Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов.

    Здания и сооружения по-разному ослабляют проникающую радиацию: помещения первого этажа деревянных зданий ослабляют ее в 2…3 раза, помещения первого этажа каменных зданий в 10 раз, средняя часть подвала многоэтажного каменного здания в 500…1000 раз.

     

    3.4 Раскрыть порядок действий населения при аварии с выбросом химически опасных веществ

     

    В случае аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ), население получит сигнал «Химическая тревога» по радио и телевидению. Получив информацию, необходимо:

    надеть средства защиты органов дыхания и кожи,

    закрыть окна,

    отключить газ, электричество, погасить огонь в печи,

    взять необходимые вещи и документы,

    взять продукты питания (на 3 дня),

    укрыться в ближайшем убежище или покинуть район аварии.

    Выходить из зоны химического заражения надо в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

    Как действовать при химической аварии

    При сигнале «Внимание — ВСЕМ!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

    Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

    При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.

    При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м. от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

    Как действовать после химической аварии

    Выйдя из зоны заражения необходимо:

    снять верхнюю одежду,

    принять душ с мылом,

    тщательно промыть глаза,

    прополоскать рот.

    При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросите. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.

     

    3.5 Назвать основные законодательные и подзаконные акты в области защиты от ЧС

     

  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
  6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».
  7. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности».
  8. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
  9. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».
  10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  11. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  12. 10.    Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
    Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
  14. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  15. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
    ситуаций природного и техногенного характера».
  16. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  17. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
  18. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  19. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
    производственных объектов».
  20. Федеральный закон от 21.07.1997 № П7-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
  21. Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 
  22. Постановление Правительства РФ от 21.12.04 № 820 «О государственном пожарном надзоре», утверждающее Положение о государственном пожарном надзоре, основной задачей которого является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Определяются органы государственного пожарного надзора, их компетенция и обязанности;
  23. Постановление Правительства РФ от 23.12.04 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», которое утверждает Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, определяет систему ГИМС, основные задачи и функции, права должностных лиц ГИМС;
  24. постановление Правительства РФ от 27.12.04 № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определяющее форму удостоверения и порядок его выдачи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  25. Постановление Правительства РФ от 29.12.04 № 869 «Об утверждении правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяющее размер и порядок выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  26. Постановление Правительства РФ от 20.06.05 № 385 «О федеральной противопожарной службе», установившее основные задачи, функции и права, а также состав федеральной противопожарной службы;
  27. Постановление Правительства РФ от 01.12.05 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», определившее, что государственный надзор в указанной области осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

     

     

     

     

     

     

    4. Выводы о необходимости обучения населения действиям при ЧС

     

    Жизнедеятельность – это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах – мире природы, к сожалению, неуклонно сжимающимся и уменьшающимся под влиянием человеческой деятельности, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным и неожиданным образом взаимодействуют между собой и требуют к себе пристального внимания.

    Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно констатировать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.

    Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

    Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается огромными бедами, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, обречены на гибель. Для российского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение. Возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение экологической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социалистического уклада к рыночным отношениям — все это поставило большинство российских граждан на грань выживания и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства. В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. По мнению многих исследователей проблем безопасности, безопасность жизнедеятельности (БЖ) является фундаментом общего образования специалистов в этой области.

    С учетом вышесказанного можно сделать вывод о необходимости изучения и обучения населения действиям при чрезвычайных ситуациях, что позволит минимизировать людские потери в случае их возникновения, или даже избежать их. А каждая спасенная жизнь – бесценна.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00177 sec

WordPress: 22.23MB | MySQL:116 | 1,820sec