Сертификация работ по охране труда в организации: цели и задачи, порядок проведения

<

051114 2005 1 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) направлена на создание работодателями условий по охране труда (для деятельности организаций на едином рынке труда Российской Федерации) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

 Функционирование ССОТ ставит двуединую цель:

— средствами и методами сертификации организации работ по охране труда способствовать улучшению условий труда;

— создать механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда. При этом решается задача обеспечения социальной защищенности работника и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.

ССОТ взаимодействует с системой социального страхования, которая обеспечивает социальную защиту работников и возмещение ущерба жизни и здоровью работников при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Страховые тарифы в фонд социального страхования при страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска. К страховым тарифам могут устанавливаться скидки и надбавки, которые напрямую зависят от состояния организации работ по охране труда. Предполагается, что установление надбавок к страховому тарифу будет жестко зависеть от наличия сертификата соответствия.

Политика государства в области охраны труда заключается в том, чтобы от системы компенсаций перейти к системе экономического стимулирования работодателя в создании здоровых и безопасных условий труда. Вкладывать деньги в охрану труда должно стать более выгодным, чем нести расходы на ликвидацию последствий, связанных с нарушениями требований охраны труда, и компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.

Сертификация организации работ по охране труда (СРОТ) является обязательной процедурой для работодателей (ст.212 Трудового кодекса РФ).

Организует и управляет сертификацией организации работ по охране труда Центральный орган Системы сертификации организации работ по охране труда — Всероссийский центр охраны труда.

Система сертификации организации работ по охране труда обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (п.7 раздела 2 Положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях).

Для осуществления СРОТ формируется сеть органов по сертификации (один в субъекте РФ) и испытательных лабораторий, которые должны быть аккредитованы в установленном порядке (из Правил аккредитации органов по сертификации, аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда от 10.12.2002 № 77).
Все финансово-экономические отношения строятся на договорной основе.

Заявитель оплачивает расходы независимо от результатов СРОТ.
Участники ССОТ обязаны соблюдать конфиденциальность при проведении СРОТ.

Нормативная база проведения СРОТ – нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23. 05. 2000 № 399.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) введена постановлением Минтруда РФ «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».

В соответствии с п. 6 Положения о системе сертификации работ по охране труда у работодателя объектами сертификации в ССОТ является организация работ по охране труда, в том числе:

— деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

— деятельность службы охраны труда;

— работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

— организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Процедура подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

— оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

— оценку деятельности службы охраны труда;

— оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда (Сертификат безопасности) (Приложение № 5 к Правилам сертификации работ по охране труда) устанавливает, что сертификат безопасности выдан на основании акта проверки и оценки организации работ по охране труда.
Правила сертификации работ по охране труда не предусмотрели формы акта проверки и оценки организации работ по охране труда. Но в общем случае  акт должен включать:   обеспечение охраны труда работодателем и работником, деятельность службы охраны труда, деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда, деятельность уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, планирование и реализация мероприятий по охране труда, деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организация функционирования объектов повышенной опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48 Система управления охраной труда (СУОТ). Ее цели и задачи

 

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

– уточнение целей и политики организации в области ОТ;

– разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

– подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;

– оценка, учет и контроль основных рисков;

–анализ причин аварий, производственных травм и профессиональных
заболеваний
;

– координация работ, направленных на предупреждение аварий;

– расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит: взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах — незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом — по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

готовит предложения по улучшению работы СУОТ;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;

организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;

оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.

ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000—2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000—1996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

 

 

 

 

102 Первичные средства пожаротушения при пожаре. Номенклатура этих средств и нормы комплектования ими подразделений предприятий

 

Первичные средства тушения пожара (первичные средства пожаротушения) — устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации или тушения пожара на начальной стадии его развития (огнетушители, песок, войлок, кошма, асбестовое полотно, ведра, лопаты и др.)

Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения производится следующим образом.

При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок.

Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.

Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиям договора на его поставку.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов:

– класс А — пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага);

– класс В — пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;

– класс С — пожары газов;

– класс D — пожары металлов и их сплавов;

– класс (Е) — пожары, связанные с горением электроустановок.

Выбор типа огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При их значительных размерах необходимо использовать передвижные огнетушители.

Выбирая огнетушитель с соответствующим температурным пределом использования, необходимо учитывать климатические условия эксплуатации зданий и сооружений.

Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения.

Для предельной площади помещений разных категорий (максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей) необходимо предусматривать число огнетушителей одного из типов, указанное в таблицах 1 и 2 перед знаком «++» или «+».

В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

Помещения категории Д могут не оснащаться огнетушителями, если их площадь не превышает 100 м2.

При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п. 14 и таблицам 1 и 2 с учетом суммарной площади этих помещений.

Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством заряженных огнетушителей.

При защите помещений ЭВМ, телефонных станций, музеев, архивов и т.д. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемыми оборудованием, изделиями, материалами и т. п. Данные помещения следует оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями с учетом предельно допустимой концентрации огнетушащего вещества.

Помещения, оборудованные автоматическими стационарными установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50%, исходя из их расчетного количества.

 

Таблица 1 – Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями

Категория помещения 

 Предельная защищаемая площадь, м2

 Класс пожара

Пенные и водные огнетушители вместимостью

Порошковые огнетушители вместимостью, л/ массой огнетушащего вещества, кг

Хладоновые огнетушители вместимостью 2 (3) л

Углекислотные огнетушители вместимостью, л/ массой огнетушащего вещества, кг

10 л

2/2

5/4

10/9

2/2

5 (8)/

3 (5)

А, Б, В
(горючие газы и жидкости)

200

А

2 ++

2 +

1 ++

В

4 +

2 +

1 ++

4 +

С

2 +

1 ++

4 +

D

2 +

1 ++

(Е)

2 +

1 ++

2 ++

В

400

А

2 ++

4 +

2 ++

1 +

2 +

D

2 +

1 ++

(Е)

2 ++

1 +

2 +

4 +

2 ++

Г

800

В

2 +

2 ++

1 +

С

4 +

2 ++

1 +

Г, Д

1800

А

2 ++

4 +

2 ++

1 +

D

2 +

1 ++

(Е)

2 +

2 ++

1 +

2 +

4 +

2 ++

Общественные
здания

800

А

4 ++

8 +

4 ++

2 +

4 +

(Е)

4 ++

2 +

4 +

4 +

2 ++

 Примечания:

1. Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А – порошок АВС(Е); для классов В, С и (Е) – ВС(Е) или АВС(Е) и класса D – D.

2. Для переносных пенных, водных, порошковых и углекислотных огнетушителей приведена двойная маркировка: старая маркировка по вместимости корпуса, л/ новая маркировка по массе огнетушащего состава, кг. При оснащении помещений переносными огнетушителями допускается использовать огнетушители как со старой, так и с новой маркировкой.

3. Знаком «++» обозначены рекомендуемые к оснащению объектов огнетушители, знаком «+» – огнетушители, применение которых допускается при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком «–» – огнетушители, которые не допускаются для оснащения данных объектов.

4. В замкнутых помещениях объемом не более 50 м3 для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей, или дополнительно к ним, могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

 

 

 

Таблица 2 – Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями 

Категория помещения  

Предельная защищаемая площадь, м2

Класс пожара

Воздушнопенные огнетушители вместимостью 100 л

Комбинированные огнетушители вместимостью (пена, порошок), 100 л

Порошковые огнетушители вместимостью 100 л

Углекислотные огнетушители вместимостью, л

25

80

А, Б, В
(горючие газы
и жидкости)

500

А

1 ++

1 ++

1 ++

3 +

В

2 +

1 ++

1 ++

3 +

С

1 +

1 ++

3 +

D

1 ++

(Е)

<

1 +

2 +

1 ++

В (кроме горючих
газов и
жидкостей),
Г

800

А

1 ++

1 ++

1 ++

4 +

2 +

В

2+

1 ++

1 ++

3 +

С

1 +

1 ++

3 +

D

1 ++

(Е)

1 +

1 ++

1 +

Примечания:

1. Для тушения очагов пожаров различных классов порошковые и комбинированные огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А – порошок АВС(Е); для класса В, С и (Е) – ВС(Е) или АВС(Е) и класса D – D.

2. Значения знаков «++», «+» и «–» приведены в примечании 2 таблицы 1.

 

Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений; 30 м для помещений категорий А, Б и В; 40 м для помещений категории Г; 70 м для помещений категории Д.

На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.

Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.

В зимнее время (при температуре ниже 1 оС) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.

Асбестовое полотно, войлок (кошму) рекомендуется хранить в металлических футлярах с крышками, периодически (не реже 1 раза в три месяца) просушивать и очищать от пыли.

Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников, должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предельной защищаемой площади одним пожарным щитом и класса пожара в соответствии с таблицей 3.

 

 

 

Таблица 3 Нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами


п/п

Наименование функционального назначения помещений и категория помещений или наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности

Предельная защищаемая площадь одним пожарным щитом, м2

Класс пожара

 Тип щита

1

А, Б и В (горючие газы и жидкости)

200

А

ЩП-А

В

ЩП-В

(Е)

ЩП-Е

2

В (твердые горючие вещества и материалы)

400

А

ЩП-А

Е

ЩП-Е

3

Г и Д

1800

А

ЩП-А

В

ЩП-В

Е

ЩП-Е

4

Помещения и открытые площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур

1000

___

ЩП-СХ

5

Помещения различного назначения при проведении сварочных или других огнеопасных работ

___

А

ЩПП

Обозначения:

ЩП-А — щит пожарный для очагов пожара класса А;

ЩП-В – щит пожарный для очагов пожара класса В;

ЩП-Е — щит пожарный для очагов пожара класса Е;

ЩП-СХ — щит пожарный для сельскохозяйственных предприятий (организаций);

ЩПП – щит пожарный передвижной.

 
 

Пожарные щиты комплектуются первичными средствами пожаротушения, немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с табл. 4.

 
 

 

Таблица 4Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем

 № п/п

Наименование первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и инвентаря

Нормы комплектации в зависимости от типа пожарного щита и класса пожара

ЩП-А 
класс А

ЩП-В 
класс В

ЩП-Е 
класс Е

ЩП-СХ

ЩПП

1

Огнетушители:

    

   

   

   

   

   

пенные и водные вместимостью, л/массой огнетушащего состава, кг

2+

2+

2+

2+

порошковые (ОП) вместимостью, л/массой огнетушащего состава, кг

    

   

   

   

   

10/9

1++

1++

1++

1++

1++

5/4

2+ 

2+ 

2+

2+

2+

углекислотные (ОУ) вместимостью, л/ массой огнетушащего состава, кг    5/3

2+ 

1

2

Лом

1

1

   

1

1

3

Багор

1

   

   

1

   

4

Крюк с деревянной рукояткой

   

   

1

   

   

5

Ведро

2

1

   

2

1

6

Комплект для резки электропроводов: ножницы, диэлектрические боты и коврик

   

   

1

   

   

7

Асбестовое полотно, грубошерстная ткань или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала)

   

1

1

1

1

8

Лопата штыковая

1

1

   

1

1

9

Лопата совковая

1

1

1

1

   

10

Вилы

   

   

   

1

   

11

Тележка для перевозки оборудования

   

   

   

   

1

12

Емкость для хранения воды объемом:

   

    

   

   

   

   

0,2 м3

1

   

   

1

   

0,02 м3

   

   

   

   

1

13

Ящик с песком

   

1

1

   

   

14

Насос ручной

   

   

   

   

1

15

Рукав Ду 18-20 длиной 5м

   

   

   

   

1

16

Защитный экран 1,4 х 2 м

   

   

   

   

6

17

Стойки для подвески экранов

   

   

   

   

6

 Примечания:
1. Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А — порошок АВС(Е), классов В и (Е) — ВС(Е) или АВС(Е).

2. Значения знаков «++», «+» и «-» приведены в примечании 2 таблицы 1 приложения № 3.

3. Для переносных пенных, водных, порошковых и углекислотных огнетушителей приведена двойная маркировка: старая маркировка по вместимости корпуса, л/ новая маркировка по массе огнетушащего состава, кг. При оснащении пожарных щитов переносными огнетушителями допускается использовать огнетушители как со старой, так и с новой маркировкой.

 

Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 м3 и комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0,5; 1,0 или 3,0 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков. Ящики с песком, как правило, должны устанавливать со щитами в помещениях или на открытых площадках, где возможен розлив легковоспламеняющихся или горючих жидкостей.

Для помещений и наружных технологических установок категории А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности запас песка в ящиках должен быть не менее 0,5 м3 на каждые 500 м2 защищаемой площади, а для помещений и наружных технологических установок категории Г и Д не менее 0,5 м3 на каждую 1000 м2 защищаемой площади.

Асбестовые полотна, грубошерстные ткани или войлок должны быть размером не менее 1х1 м и предназначены для тушения очагов пожара веществ и материалов на площади не более 50% от площади применяемого полотна, горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения ЛВЖ и ГЖ размеры полотен могут быть увеличены до 2х1,5 м или 2х2 м. Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) должны храниться в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара. Указанные средства должны не реже одного раза в 3 месяца просушиваться и очищаться от пыли.

Использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

 

120 Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура гражданской обороны в Российской Федерации

 

Главной задачей гражданской обороны считается защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения вероятного противника, а также от стихийных бедствий, которые могут быть связаны и с военными действиями. Эта задача должна решаться путем заблаговременного осуществления ряда мероприятий.

Основными из них можно считать следующие:

– создание защитных сооружений для населения;

– обеспечение жителей средствами индивидуальной защиты и обучение их самостоятельному изготовлению простейших из таких средств;

– эвакуация жителей крупных населенных пунктов (если они попадают в вероятную зону сильных разрушений) в более безопасную загородную зону;

– оповещение населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, о стихийном бедствии;

– обучение населения защите от оружия массового поражения и оказанию, при необходимости, первой медицинской помощи.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности

Выполнение этих мероприятий должно обеспечить спасение населения и создание условий для восстановления жизнедеятельности в пострадавших районах.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение аварийно — спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 В соответствии с Законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образования, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления (отделы) по делам ГО и ЧС. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально — производственному принципу. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно — спасательные службы и аварийно — спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационную основу гражданской обороны объекта составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной (начальник ГО, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, штаб гражданской обороны, эвакокомиссия и т.д.), а также их службы, силы и средства.

Руководство гражданской обороной на объекте осуществляется руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО. Начальник ГО осуществляет руководство гражданской обороной через органы управления (отделы, секторы, группы или отдельные работники), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления формированиями ГО в ходе проведения АСДНР создаются службы ГО организации. Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники служб, которые назначаются приказом начальника ГО из числа руководителей подразделений, на базе которых они созданы.

К основным задачам гражданской обороны объекта относятся:

1. В области гражданской обороны — повышение готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны объекта к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.

2. В области защиты производственного персонала и от чрезвычайных ситуаций — реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку производственного персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях.

К силам ГО объекта экономики относятся гражданские организации гражданской обороны. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 г. № 620, вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально — технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Гражданские организации гражданской обороны создаются для проведения аварийно — спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

На объекте могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно — технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
В формирования зачисляются граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от  18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3адача 13

 

В производственном помещении длиной А и шириной В с нормальной средой по запыленности выполняются работы, требующие различения предметов размером I мм на светлом фоне. Контраст объекта различения с фоном — малый. Помещение освещается п светильниками рассеянного света с лампами накаливания мощностью Р. Высота подвеса светильников над уровнем пола помещения h. Высота рабочей поверхности hn. Коэффициенты отражения: потолка 50, стен 30 и рабочей поверхности 10%.

Определите расчетом по методу светового потока, обеспечивается ли нормированная освещенность на рабочих поверхностях при общем освещении помещения.

ПРИМЕЧАНИЕ. При решении задачи используйте справочные таблицы, приведенные в рекомендованной литературе для любого типа светильника рассеянного света.

Дано:

А=24м

В=12 м

I=8 мм, фон светлый, контраст малый

n=30 шт

Р=200 Вт

h=6 м

hn = 1 м

Коэффициент отражения: потолка 50%, стен 30%, рабочей поверхности 10%.

 

Решение

Произведем расчет требуемого количества ламп:

051114 2005 2 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

где,

Е – минимальная освещенность. Согласно СНиП 23-05-95 нормативное значение освещенности в расчетной плоскости равно Е=200 Лк.

k — коэффициент запаса лампы, необходимый для компенсации потерь из-за запыления.

k=1.1

Sn – площадь помещения

Sn=24х12=288 кв.м

Z – коэффициент минимальной освещенности, определяется отношением Eср/Еmin.

Z=1,15

Ф – световой поток одной лампы

Фл=gхРл

g-светоотдача лампы. Для лампы накаливания g=12 лм/Вт

Рл – мощность лампы

Таким образом, световой поток лампы:

Фл=12х200=2400 лм

Ки – коэффициент использования светового потока лампы.

Индекс помещения i определим по формуле:

051114 2005 3 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

А – длина помещения, В – ширина

h – расчетная высота.

051114 2005 4 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

051114 2005 5 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

  • Ки=0,58.

    В итоге,

    051114 2005 6 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

    рассчитаем требуемый световой поток:

    051114 2005 7 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

    существующий световой поток:

    051114 2005 8 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

    => существующий уровень освещенности не является достаточным и не соответствует нормативному.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 3

    Определите требуемое сечение (по условиям нагрева) токоведущей жилы трехжильного провода с резиновой изоляцией, проложенного в одной трубе, для питания n двигателей; мощность каждого двигателя Р. Коэффициент мощности двигателей Кд. Коэффициент спроса принять равным 0,8. Напряжение сети U. Температура воздушной среды t.

     

    Дано:

    Материал провода – алюминий;

    n=4 шт;

    P=4 кВт;

    Кд=0,9;

    U=380В;

    t=15°С.

    Решение

  1. Общая мощность потребителей:

    Pобщ=P*n*1000=4*4*1000=16000Вт

  2. Сила тока:

    051114 2005 9 Сертификация  работ по охране труда в организации: цели и    задачи, порядок проведения

    где Кс – коэффициент спроса

    α – коэффициент зависящий от температуры воздуха, при t=15°С α=1,0.

    3. сечение токоведущей жилы трехжильного провода из алюминия

    S=4мм2 по I=21,61 А.

    Ответ: S=4мм2.

     

    Список литературы

     

  3. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №7. № 799.
  4. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2005.
  5. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2004.
  6. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. Л.А. Михайлова. СПб., 2007.
  7. Кукин П.П., Лапин В.Л. и др. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.–М.: Высшая школа, 2001.
  8. Фрадков М. Гражданская оборона — существенный компонент национальной безопасности // Гражданская защита.- 2005.- N 8.- С.4-5
  9. Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.61MB | MySQL:118 | 3,458sec