Система обеспечения безопасности в современных гостиницах

<

051114 0152 1 Система обеспечения безопасности в современных гостиницах

1.1 Задача и цели обеспечения безопасности в современных гостиницах

 

Главная задача безопасности в гостинице состоит в реализации условий, при которых клиенты гостиницы и ее сотрудники могли бы чувствовать себя уверенно, спокойно и комфортно.

Понятие безопасности в гостинице включает в себя не только защиту от криминальных посягательств, но еще в большей степени создание предупредительных мер обеспечения защиты от пожара, взрыва и других чрезвычайных происшествий.

Эффективное решение этой проблемы требует системного подхода, основанного на анализе функционирования объекта, выявления наиболее уязвимых зон и особо опасных угроз, составления всех возможных сценариев криминальных действий и выработке адекватных мер противодействия. Комплексный подход предусматривает оптимальное сочетание организационных, технических и физических мер предупреждения и своевременного реагирования на любую опасную ситуацию. Ключевое значение приобретает правильный выбор технических средств и систем безопасности, их правильное проектирование, монтаж и обслуживание.

Основными причинами, выводящими применение технических средств на главенствующие позиции среди мер обеспечения безопасности, являются:

– неподверженность (в отличие от людей) усталости, невнимательности, болезням, сиюминутным чувствам, погодным условиям;

– неподкупность, невозможность обмана, шантажа и запугивания;

– мгновенность реакции, точность выполнения заложенных функций.

В современных условиях постоянного роста преступности и осложнения криминогенной обстановки вопрос обеспечения безопасности любого объекта выходит на одно из первых мест. Преступный мир проявляет интерес не только к банкам, хранилищам ценностей, складам, но не оставляет без внимания и гостиницы как мелкие, так, в особенности, высококлассные гостиничные комплексы, Только создание эффективной, надежной и всесторонней системы безопасности позволит гостинице иметь имидж мирного доброжелательного дома, гарантирующего всем гостям спокойствие и уверенность в своей безопасности.

Гостиницы, как объекты внедрения комплексных систем безопасности, имеют некоторые принципиальные отличия от промышленных или военных (режимных) объектов. Основными из них являются:

– гостиница заинтересована в создании имиджа открытого дома с обеспечением режима наибольшего благоприятствования для максимального числа гостей, поэтому любые устройства безопасности не должны иметь устрашающего вида, но в то же время внушать гостю чувство личной безопасности и комфортности;

– гостиницы, как правило, находятся в городской черте, в среде активного движения транспорта и пешеходов;

– система прохода в гостиницу и в номера должна быть предельно простой и не создавать для гостя больших затруднений.

Основные цели обеспечения безопасности в гостинице:

– повышение пожарной и аварийной безопасности гостиниц;

– защита гостей, персонала и имущества от криминальных посягательств;

– совершенствование технологии гостиничного обслуживания.

Все это достигается путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер по обеспечению безопасности, отвечающего современным международным стандартам, включая оснащение гостиничных зданий новейшими техническими средствами, проведение тактико-организационных мероприятий.

 

1.2 Основные возможные угрозы безопасности в гостинице

 

На основании статистических данных и опыта эксплуатации гостиничных комплексов рассмотрим наиболее опасные угрозы и сценарии криминальных действий:

– пожар, причиной которого может быть небрежность гостей, неисправность электрооборудования, несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности обслуживающим персоналом, умышленный поджог;

– взрыв, вызванный проносом и установкой взрывчатки в криминальных целях, или взрыв газа при его утечке (особенно вероятно в местах приготовления пищи в ресторанах, барах при использовании газового оборудования);

– несанкционированный проход посторонних лиц в номера при отсутствии гостей с целью кражи ценностей, документов, установки взрывных устройств или подслушивающей аппаратуры;

– несанкционированный проход в номера обсуживающего персонала с теми же криминальными целями, обусловленный криминальными мотивами или шантажом преступников;

– нападение на гостя в номере, лифте или в другом месте гостиницы;

– нападение на кассу в рабочее время или попытка ее вскрытия в нерабочее время;

– нападение на администрацию гостиницы с целью шантажа, требования открыть кассу или нейтрализовать систему безопасности;

– террористический акт со взятием заложников клиентов гостиницы или попытка подрыва или поджога;

– вооруженное нападение на номера, арендуемые у гостиниц коммерческими фирмами под офисы.

Перечень, приведенный в таблице 1, может быть дополнен или изменен в зависимости от типа гостиницы и местных условий.

По степени подготовки и оснащения злоумышленники могут быть разделены на следующие группы:

– случайный, неосведомленный, как правило, не вооруженный и без специального оснащения человек, пытающийся проникнуть в гостиницу без определенного плана действий. К этой группе относятся подростки, алкоголики, мелкие хулиганы или психически неуравновешенные люди;

Таблица 1 – Перечень возможных мест повышенного интереса криминальных групп:

Места повышенного интереса

Возможная акция

Касса

Вооруженное ограбление

Камера временного хранения ценностей

Вооруженное ограбление, кража

Зал приема/оформления гостей и место хранения ключей

Захват заложников, хищение ключей

Помещения высшей администрации

Захват заложников, вооруженное нападение, убийство

Помещения службы безопасности

Нейтрализация охраны и системы сигнализации

Гостиничные номера и особенно апартаменты люкс

Ограбление, кража, нападение на гостей

Помещения для конфиденциальных переговоров

Установка подслушивающей аппаратуры

Ресторан

Вооруженное ограбление, захват заложников

 

– одиночный грабитель или террорист, осведомленный о режиме работы гостиницы, о местах хранения значительных ценностей или размещении состоятельных гостей;

– вооруженная группа, проникающая в гостиницу с целью грабежа, терракта или взятия заложников;

– сотрудник гостиницы, вступивший в сговор с криминальной группой в целях наживы или под влиянием шантажа.

 

1.3 Тактико — организационные меры обеспечения безопасности в гостинице


Традиционный метод усиления безопасности путем увеличения численности сотрудников не дает желаемого результата как из-за экономических соображений, так и малой эффективности такого подхода. Человек, несущий службу, подвержен утомляемости, невнимательности, не исключен сговор с преступниками, шантаж, запугивание и т. д.. Единственное, по нашему мнению, правильное решение вопроса безопасности использование системного, комплексного подхода, сочетающего в себе методы организационного, технического и физического характера в их правильном сочетании и разумном определении доли каждой составляющей.

К организационным мерам относятся:

– специально разработанные системы регламентации поведения обслуживающего персонала и сотрудников, отвечающих за безопасность;

– проведение мер по специальной подготовке персонала службы безопасности;

– технология гостиничного обслуживания;

– принципы организации порядка доступа и охраны различных категорий гостиничных номеров и служебных помещений;

– регламентация действий сотрудников в экстремальных ситуациях.

Необходимо особо отметить, что большую (возможно, главную) опасность для гостиницы представляет возможность пожара, случайного или умышленного поджога, что также требует разработки и внедрения адекватных организационно — технических мер противодействия и является одной из важнейших составляющих комплексной системы безопасности.

Очевидно, что переход к новой, современной концепции безопасности, предусматривающей применение сложной специальной техники, требует пересмотра тактических аспектов в работе различных служб гостиницы.

Необходимо реализовать следующие организационные меры:

– разработать детальные инструкции по действиям во всех возможных нештатных ситуациях и довести их до каждого сотрудника;

– составить краткие, красочные, высокоинформативные и интуитивно понятные инструкции по пользованию аппаратурой безопасности для гостей, в которые должны быть внесены краткие правила поведения в экстремальной ситуации;

– регулярно проводить занятия по повышению квалификации персонала службы безопасности, физической и боевой подготовке;

– провести обучение всего персонала гостиницы правилам пользования аппаратурой комплекса безопасности;

– организовать для персонала периодическую(не менее одного раза в год)проверку знаний в области безопасности, проводить дополнительное обучение по мере смены кадров и модернизации комплекса;

–организовать немногочисленную, но профессиональную инженерную службу (в рамках штата службы безопасности), в обязанности которой вошло бы проведение технического обслуживания комплекса автоматизации здания, проведение обучения и консультирования сотрудников прочих служб гостиницы;

– прочие меры (разрабатываются индивидуально для каждого конкретного гостиничного комплекса).

Среди мер по реализации обеспечения безопасности в городе именно разработке тактико-организационных мер должно быть уделено особое внимание. В рамках разработки указанных мер необходимо глубокое изучение мирового опыта эксплуатации гостиничных учреждений и работы служб безопасности, данных статистики правонарушений, консультационное взаимодействие со специалистами государственных служб охраны порядка, пожарной безопасности, силовых ведомств.

 

1.4 Требования к системе безопасности гостиницы

 

Основные приоритетные направления обеспечения безопасности современной гостиницы следующие:

– контроль доступа на объект;

– комплекс мер по противопожарной защите;

– охранная сигнализация и видеонаблюдение.

Прежде всего, устанавливаемый комплекс средств и систем защиты должен быть адекватен возможной угрозе, т. е. средства и системы должны быть разумно достаточны. Невозможно, да и нецелесообразно, исключить любую возможность нанесения ущерба прежде всего по экономическим соображениям. Средства обеспечения безопасности весьма дороги, поэтому их выбор должен определяться действительно разумным анализом возможных рисков и ущерба.

Следующий принцип используемая аппаратура не должна создавать дополнительных препятствий и больших затруднений для нормального функционирования гостиницы как обслуживающему персоналу, так и гостям. Излишняя секретность, жесткий режим, постоянная демонстрация вооруженной охраны и подозрительности может отпугнуть часть клиентов и лишить отель имиджа «открытого дома».

Система должна быть сбалансированной, т. е. средства защиты должны распределяться по возможности равномерно в соответствии со значимостью защищаемых зон.

Все применяемые меры и средства не должны создавать дополнительной опасности здоровью и жизни гостей и сотрудников гостиницы, Это касается в первую очередь обеспечения экстренной эвакуации в чрезвычайной обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СРЕДСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСТИНИЦЕ

 

2.1.Система пожарной безопасности гостиницы


Перечислим основные задачи, возлагаемые на систему пожарной безопасности: эффективное и своевременное обнаружение очага возгорания с точным указанием места; автоматическое оповещение службы безопасности, всех сотрудников и гостей гостиницы (а, возможно и службы городской пожарной охраны) о возгорании; принятие мер по тушению пожара, предотвращению распространения огня и дыма, дымоудалению; организация эвакуации людей из горящего здания, включая разблокировку всех дверей и лифтов, включение светозвуковых указателей, блокировку лифтов.

В рамках организационно технических мер необходимо оснащение гостиницы пожарным инвентарем и поддержание его в рабочем состоянии.

Назначение системы пожарной сигнализации гостиницы состоит в эффективном и своевременном обнаружении очага возгорания с точным определением места, в оповещении сотрудников службы безопасности, городской службы пожарной охраны, инициирование (подача сигнала на включение отключение) прочих систем, документирование информации.

Построение системы пожарной безопасности гостиницы базируется на том, что для обнаружения факта возгорания используются различные типы пожарных датчиков (извещателей):

– дымовые (оптические, ионизационные, радиоизотопные, линейные и др.). Используются в наиболее важных, пожароопасных зонах, а при возможности во всех помещениях;

– тепловые (магнитные, с применением легкоплавких материалов, термометрические и пр.) Используются в менее ответственных зонах и как вспомогательные;

– ручные сигнализаторы пожара. Располагаются, как правило, вблизи запасных пожарных выходов, в местах курения и т.д.;

– комбинированные тепло дымовые датчики.

Все датчики могут быть адресными (точное определение места возгорания) или безадресными (определение места с точностью до номера шлейфа как правило, несколько помещений или целый этаж).

Информация от датчиков собирается центральной станцией пожарной сигнализации, выполняющей функции контроля состояния и работоспособности датчиков, шлейфов исполнительных устройств, оповещения, передачи информации, инициирования и документирования информации. Функции центральной станции могут выполнять:

– специализированный пожарный приемно контрольный прибор или многофункциональный приемно контрольный прибор системы пожарной, охранной и тревожно вызывной сигнализации (при автономной или полуавтономной организации системы безопасности);

– модули (концентрирования информации, отображения, интерфейса, и др.) интегрированной системы безопасности.

Назначение системы пожаротушения в автоматическом тушении очага возгорания, предотвращении распространения пожара.

Построение возможно в следующих вариантах:

а) по принципу пожаротушения: спринклерное пожаротушение (самый дешевый вариант при условии глобальной реконструкции здания); аэрозольное или порошковое пожаротушение, газовое пожаротушение (высокая эффективность, не наносит вреда интерьеру);

б) по принципу организации системы: автономные пожаротушащие модули со встроенными пожарными датчиками; команда на включение пожаротушащего модуля подается центральной пожарной станцией или интегрированной системой безопасности.

Во втором случае за счет использования интеллектуальных возможностей системы уменьшается вероятность ложной тревоги, возможна реализация превентивного включения модулей, расположенных в соседних помещениях.

Назначение системы визуально звукового оповещения состоит в следующем: экстренное оповещение гостей и сотрудников гостиницы о возникновении пожара или другой экстремальной ситуации, указание путей скорейшей безопасной эвакуации, выдача прочей экстренной информации.

Построение системы визуально-звукового оповещения: для оповещения используются специализированные громкоговорители, световые табло с фиксированными надписями («Пожар», «Выход» и т. п.), пиктограммами или светодиодные табло. Сигнал на включение средств оповещения подается либо автоматически центральной станцией пожарной сигнализации, либо оператором системы безопасности. Аналогично, передаваемая через громкоговорители аудиоинформация может либо произноситься через микрофон оператором, либо быть предварительно записана на магнитофон или в ПЗУ компьютера и передаваться автоматически.

Отметим, что современные мощные интегрированные системы пожарной безопасности включают развитые интеллектуальные системы оповещения, формирующие звуковые и визуальные сообщения в зависимости от конкретной ситуации (конкретного места загорания, размеров территории, охваченной огнем, времени, прошедшего с момента возгорания и т. п.), что обеспечивает наибольшую эффективность эвакуации и безопасность.

Назначение системы управления системой вентиляцией и дымоудаления состоит в предотвращении распространения дыма и огня от очага возгорания по лифтовым и вентиляционным шахтам и трубам, удаление дыма из помещений.

Система управления системой вентиляцией и дымоудаления включает подсистемы:

<

– дымоудаления: центральная станция пожарной сигнализации формирует сигналы, запускающие соответствующие электродвигатели вентиляционной системы.

– предотвращение распространения дыма: центральная станция пожарной сигнализации формируют сигналы, управляющие приводами заслонок вентиляционной системы, запускает электродвигатели турбин, создающих повышенное давление в лифтовых шахтах.

Отметим, что наиболее сложные интегрированные комплексы (такие, как например, система фирмы Honeywell) полностью включает в свой состав системы вентиляции (электродвигатели, вентиляционные турбины, заслонки и пр.), что повышает эффективность противопожарной защиты.

При обнаружении системой пожарной сигнализации очага возгорания строго необходимой является автоматическая разблокировка всех дверей. В том числе гостиничных номеров, пожарных и прочих выходов для обеспечения беспрепятственной эвакуации из здания. Также необходимым, с точки зрения пожарной безопасности, является требование автоматического спуска лифтов вниз и полная их блокировка при возникновении пожара.

Центральная станция пожарной сигнализации формирует сигналы, передаваемые главному контроллеру (локальным контроллерам) системы управления доступом) системы управления доступом, который обеспечивает разблокировку дверей. При этом система разблокировки должна быть интеллектуальной, то есть, например, при локальном возгорании отдельной кладовой хозинвентаря на последнем этаже нет нужды разблокировать все двери здания, и, напротив, при возгорании подобной кладовой, прилежащей к центральной пультовой, реальной становится угроза выхода из строя всей системы в целом и так как дальнейшее развитие событий зачастую непредсказуемо, а рассчитывать надо на худшее, может быть необходима глобальная моментальная разблокировка всех дверей.

Сигналы также передаются контроллерам, управляющими лифтами ( во многих системах доступа предусмотрены контроллеры лифтов) для их спуска и блокировки.

 

2.2 Система охранной сигнализации гостиницы и система тревожно вызывной сигнализации

 

Назначение системы охранной сигнализации гостиницы состоит в эффективном и своевременном обнаружении факта несанкционированого проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места, оповещение сотрудников службы безопасности, милиции (вневедомственной охраны), документирование информации.

Защите с помощью средств охранной сигнализации подлежат:

– внешний периметр гостиничного комплекса,

–парковки автотранспорта,

– внешний контур гостиницы,

– ответственные служебные помещения, такие как касса, камера временного хранения ценностей, кладовые, кабинеты администрации гостиницы, разного рода аппаратные и пультовые, гостиничные номера, прочие площадки, зоны, помещения.

Для обнаружения факта несанкционированного проникновения используются различные типы сигнализационных датчиков. Вследствие огромного разнообразия существующих типов датчиков, кратко упомянем лишь наиболее распространенные типы, сгруппировав их по классам защищаемых объектов:

– датчики, устанавливаемые на внешних ограждениях (емкостные, радиолучевые, проводноволновые, активные инфракрасные, вибрационные и др.) используются для охраны периметра (внешней границы) гостиничного комплекса и парковок автотранспорта;

– датчики, охраняющие открытые площадки (микроволновые, инфракрасные пассивные, комбинированные) применяются для охраны парковок автомобилей;

– датчики, сигнализирующие об открывании или разрушении дверей, окон (магнитоконтактные, вибрационные, инфракрасные активные и пассивные) применяются для охраны дверей здания, в том числе лифтов, предоставляют информацию для системы управления доступом;

– датчики, реагирующие на разбитие стекла (акустические, вибрационные);

– датчики, блокирующие внутренние объемы помещений (инфракрасные пассивные, микроволновые, ультразвуковые, комбинированные, барометрические и др.;

– датчики, охраняющие отдельные предметы (емкостные, вибрационные и др.), используемые для охраны отдельных, особо ценных объектов сейфов, витрин с ценностями, шкафов с оружием и т.д.

Информация от охранных датчиков собирается центральной станцией охранной сигнализации (системой сбора и обработки информации), выполняющей функции контроля состояния и работоспособности датчиков, шлейфов, исполнительных устройств, передачи информации, документирования. Функции центральной станции могут выполнять:

– специализированный приемно-контрольный прибор или многофункциональный приемноконтрольный прибор систем пожарной, охранной и тревожновызывной сигнализации (при автономной или полуавтономной организации системы безопасности);

– модули (концентрирования информации, отображения, интерфейса, исполнительные и др.) интегрированной системы безопасности.

Учитывая большое количество точек охраны, сложный и непредсказуемый режим функционирования объекта, необходимость соблюдения принципа максимизации показателя эффективность/стоимость и наличие мощных систем ограничения доступа и телевизионного наблюдения, достаточным может быть сочтен принцип минимального оснащения гостиничных номеров сигнализационными средствами. По тем же причинам необходима реализация децентрализованного принципа охраны, т.е. постановка и снятие с охраны производит сам клиент.

Естественно, это не относится к некоторым другим помещениям повышенной важности, таким как сейфовая, касса, кладовые и т. п. При оснащении этих помещений должен использоваться принцип многорубежности, т.е. применения нескольких концентрических колец сигнализации, окружающих охраняемый объект.

Назначение системы тревожно вызывной сигнализации срочный вызов (оповещение о возникновении тревожной ситуации) службы безопасности. В приложении к данной задаче система тревожно вызывной сигнализации может также использоваться для подачи различного рода сигналов клиентом гостиницы горничным, техникам и т. д.

Для подачи сигнала системы тревожно вызывной сигнализации могут быть использованы различного рода устройства:

– механические тревожные кнопки могут быть ручными, ножными, скрытыми;

– носимые радиокнопки (радиобрелки) могут быть одно и многокнопочными (для подачи различного рода сигналов), совмещенными с пользовательской пластиковой карточкой системы доступа, позволяющими идентифицировать личность подавшего сигнал, его точное местоположение и т. п.

– сигнал тревоги или вызова может быть также подан с других устройств, принадлежащих другим системам выносных пользовательских пультов станции охранной сигнализации, кодонаборных панелей системы управления доступом, путем набора особого «кода тихой тревоги» когда клиента или сотрудника вынуждают отключить или вскрыть ту или иную систему под угрозой оружия, он может набрать особый код и тогда система действительно отключится, но при этом на пост службы безопасности поступит тревожное сообщение о том, что отключение произошло под принуждением.

Система управления доступом обеспечивает беспрепятствованный саннкционированный доступа в помещения и блокирование несанкционированного доступа, организация режима доступа (по временному расписанию, по иерархии, в зависимости от оплаченных клиентом услуг и т. п., учет рабочего времени сотрудников; документирование информации.

Наиболее распространенным в современной гостиничной практике является использование автономных замков с пластиковой карточкой системы VingCard.

Преимущества системы управления доступа – относительная дешевизна, простота использования для клиента, надежность. Недостатки системы управления доступом: отсутствие возможности централизованного получения информации в режиме online, сложности при необходимости перепрограммировать замок или считать накопившийся протокол событий (осуществляется последовательный обход замков с переносным компьютером Note Book), кроме того, выигрыш в прокладке кабельных линий относителен все равно необходим подвод линий для подачи сигнала экстренного разблокирования.

Более перспективной (хотя и более дорогостоящей) на сегодняшний день представляется идея создания сетевой (online) системы с централизованным контролем. Такая система позволит оператору службы безопасности (а также менеджеру отеля, представителям других служб) постоянно держать контроль над ситуацией на объекте, знать, какие помещения открыты, закрыты, разрешать или запрещать доступ и т. п., можно даже разрешить или запретить определенным лицам останавливать лифт на том или ином этаже. Кратко опишем состав и принцип построения сетевой системы. Индивидуальные пластиковые карточки: используются в качестве «электронного ключа», обеспечивая доступ в помещения по определенному алгоритму.

Существуют следующие основные типы карт:

– перфорированные наиболее дешевые, перезапись невозможна;

– магнитные наиболее распространенные, низкая стоимость;

– штрихкодовые надежные, низкая стоимость, без перезаписи;

– viegand (индуктивные) перезапись невозможна, средняя стоимость;

– proximiti с дистанционным считыванием, относительно дорогие;

– smart (со встроенным чипом) наибольшее количество функций, практически невозможно подделать, самые дорогие;

– комбинированные.

Оборудование для системы тревожно вызывной сигнализации:

– считыватели пластиковых карт: для считывания информации с карт. Кодонаборные устройства: для набора индивидуального кода; иногда совмещаются со считывателем карт, в этом случае код служит для подтверждения факта санкционированного использования карты;

– контроллеры считывающих устройств: обрабатывают информацию, поступающую от считывателей и кодонаборников и передают ее на центральную станцию (главный контроллер), разрешают или запрещают доступ в соответствии с заложенным алгоритмом, управляют замками;

– центральная станция системы управления доступом: как правило, персональный компьютер, сервер, иногда главный контроллер или и то, и другое. В интегрированных комплексах безопасности соответствующие модули или непосредственно сервер комплекса. Используется для контроля, обработки, отображения и документирования поступающей информации, управления режимом доступа, программирования локальных контроллеров, организации взаимодействия с другими системами комплекса безопасности, приема передачи информации;

– оборудование для изготовления карт, записывания определенной информации;

– замковые дверные устройства: электромеханические и электромагнитные замки, электрозащелки, дверные доводчики и т. д.;

– прочие устройства, включая тамбуры, шлюзы, проходные кабины, детекторы металлов. Для условий гостиницы эти устройства могут применяться с большими ограничениями.

С точки зрения экономии средств в качестве индивидуальных карт наиболее целесообразно использовать обычные пластиковые карты с магнитной кодировкой. Для клиентов класса VIP могут быть рекомендованы proximiti карты (считываются дистанционно, даже находясь внутри бумажника в нагрудном кармане). Карта выдается клиенту при регистрации. Система настраивается таким образом, что доступ клиенту в номер разрешен ровно на оплаченный срок пребывания в гостинице. Кроме того, возможно разрешение/запрет на доступ в те или иные помещения (зоны, этажи) в зависимости от оплаченного комплекса услуг, класса и т.п. Приходящим гостям, посетителям, не являющимся клиентами гостиницы, могут также выдаваться индивидуальные карты, разрешающие, например, только доступ на определенный этаж в течение определенного времени.

Отметим, что возможны самые разнообразные настройки системы для ее реакции в случае попытки несанкционированного прохода. Например, если зафиксирована попытка воспользоваться гостевой картой в рамках разрешенного маршрута, но вне заданного времени, система может или просто запретить проход, или разрешить его, немедленно оповестив службу безопасности.

Обслуживающий персонал гостиницы, сотрудники службы безопасности имеют персональные карты, разрешающие доступ в определенные (или во все номера). При каждом факте входа в номер центральная станция фиксирует, кто и когда вошел.

Обычно, для большей эффективности системы контроля доступа на особо важных объектах (банки, фабрики драгметаллов и т. д.) применяются шлюзовые или тамбурные проходные кабины, которые практически исключают любую возможность несанкционированного прохода и блокируют нарушителя в замкнутом объеме кабины. Однако применение подобных устройств в гостиницах вряд ли целесообразно, так как создает массу неудобств для клиентов и их гостей. Хотя для отдельных помещений (касса, хранилище ценностей) оно может быть рекомендовано. Аналогично, может быть рекомендовано локальное применение средств обнаружения металлов (оружия), взрывчатых веществ. Например, стационарные детекторы арочного типа могут быть установлены на входе в зоны или отдельные номера категории люкс, а уже пользоваться ими или нет решает хозяин номера или его личная охрана. Рекомендуется оснастить службу безопасности переносными обнаружителями оружия и взрывчатки.

Отметим в заключение, что современные системы управления доступом имеют и другое большое количество разнообразных функций.

 

2.3 Система телевизионного наблюдения

 

Система телевизионного наблюдения обеспечивает визуальный контроль за обстановкой на объекте, анализ нештатных ситуаций, верификация (проверка истинности) поступающих сигналов тревоги, помощь в принятии оперативных решений, протоколирование визуальной информации. Отметим, что во всех современных концепциях безопасности общепризнанным считается положение о высокой эффективности применения систем телевизионного наблюдения. Поэтому практически все комплексы технических средств безопасности крупных объектов, установленные в последние годы за рубежом, оснащаются мощными системами телевизионного наблюдения. Такие системы включают, как правило, от нескольких десятков до сотен телевизионных камер, несколько постов наблюдения, оснащенных мониторами и вынесенными пультами управления.

В системе телевизионного наблюдения видеоинформация собирается телевизионными камерами (чернобелыми или цветными). Рекомендуются (применительно к оснащению гостиничного комплекса) следующие принципы установки камер:

– открыто (без маскировки): по периметру здания, на парковках автотранспорта, в зоне центрального входа, зале регистрации, в крупных холлах, помещениях особой важности, в служебных помещениях;

– скрыто (маскировка в часы, светильники, предметы интерьера, замуровывание в стену) в зонах расположения гостиничных номеров, в помещениях особой важности (дублируются открыто установленные камеры).

Вообще, при выборе типа установки нужно учитывать следующее обстоятельство: открыто установленная камера, с одной стороны, «отпугивает» потенциального преступника, с другой стороны, создает определенный моральный дискомфорт для клиентов.

Видеоинформация от камер поступает в центральную пультовую, где с помощью разного рода видеокоммутационных устройств осуществляется обработка видеосигналов (наложение даты, времени, имени или номера камеры, совмещение изображений и т. д.), вывод видеоинформации на мониторы, запись на видеорегистрирующие устройства, распределение информации между постами (пультовыми), взаимодействие с прочими системами комплекса безопасности.

Кратко опишем наиболее употребимые, относительно данной задачи, приборы и устройства, применяемые для организации системы телевизионного наблюдения:

– матричный коммутатор: «сердце системы; осуществляет сбор информации от всех камер, осуществляет ее распределение между всеми устройствами системы, прочими постами охраны, пультовыми других служб гостиницы (причем выводится только та информация, которая попадает в сферу компетенции соответствующего поста/службы;

– устройства отображения мониторы;

– устройства совмещения изображения (в том числе квадраторы): позволяют просматривать на экране одного монитора изображения от нескольких камер одновременно;

– генераторы даты/времени: позволяют «накладывать номер на видеосигнал текстовую информацию, текущую дату и время;

– детекторы движения: формируют сигнал «тревога» при изменении обстановки в поле зрения камеры (например, при проходе человека или загорании);

– видеомультиплексоры: позволяют производить запись на один видеомагнитофон информации от нескольких (до 16) камер одновременно; при применении этих устройств может быть организована круглосуточная запись от всех камер;

– видеоусилители: позволяют увеличивать допустимую длину кабельной линии между камерой и центральной пультовой;

– прочие устройства, включая устройства наведения, соответствующие контроллеры, системы передачи видеоинформации по телефонным линиям и т. д.

 

2.4 Система защиты информации

 

Защите подлежит следующая информация:

– информация о клиентах категории VIP

а) о факте прибытия и убытия, времени проживания, распорядке дня, посетителях и телефонных абонентах клиента;

б) о содержании ведущихся клиентом переговоров (в номере или в специально выделенных комнатах)

в) информация, обрабатываемая с применением клиенту или гостинице оргтехники (персональный компьютер, пишущая машинка, электронная записная книжка и т.п.).

– информация, обсуждаемая или обрабатываемая с применением технических средств во время совещаний в специально выделенных помещениях.

– коммерческая тайна. Коммерческую тайну о деятельности отеля могут составлять сведения об отдельных финансовых показателях, о системе деловых связей, сведения по клиентам, данные по кадрам, сведения по организации охраны и противопожарной безопасности.

Защита сведений осуществляется посредством определенных организационно технических мероприятий. К организационным мерам следует отнести ограничение доступа к защищаемым сведениям и введение административной и правовой ответственности за их разглашение. Технические меры имеют целью исключить утечку защищаемых сведений по техническим каналам:

– за счет прослушивания по акустическим и виброакустическим каналам

– за счет побочных электромагнитных излучений и наводок технических средств связи, электропитания, радиотелевизионной приемной аппаратуры, электробытовых приборов, оргтехники и т.д.;

– по оптическому каналу;

– за счет средств несанкционированного съема информации (закладок).

Технические меры защиты включают в себя:

– применение проектных решений, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию ограждающих конструкций стен, полов потолков:

– оснащение окон защищаемых помещений защитными жалюзи, шторами, пленкой;

– использование сертифицированных средств технической защиты от побочных радиоизлучений

– периодическую проверку защищаемых помещений и установленных в них средств на отсутствие закладок.

Реализованные меры защиты от утечки информации отражаются в аттестате помещения, который при необходимости выдается клиентам категории VIP, а также представителям организаций, ответственным за проведение конфиденциальных мероприятий в специально выделенных помещениях.

 

2.5 Противоаварийный контроль систем жизнеобеспечения (газ, вода, электричество)

 

Противоаварийный контроль систем жизнеобеспечения здания (газ, вода, электричество) проводится в целях контроля и блокирования в случае аварии (пожара, стихийного бедствия, угрозы терракта) систем жизнеобеспечения гостиничного комплекса.

Функции контроля и блокировки систем жизнеобеспечения здания являются стандартными для крупных интегрированных комплексов (пример: системы Honeywell), что выводит их в разряд систем полной автоматизации здания. Кроме указанных функций контроля и блокировки, такие комплексы «умеют» управлять освещением, лифтами, терморегуляцией (отопление, вентиляция) и т.д.

Сформулируем основные требования к системе электропитания комплекса технических средств безопасности:

– питание всех подсистем и приборов должно раздаваться централизовано (все блоки питания в центральной пультовой аппаратной; такая система гарантирует повышенную техническую надежность, а также защиту от саботажа и упрощает техническое обслуживание;

– магистральное электропитание комплекса от сети 220 вольт должно выполняться по первой категории (от двух независимых фидеров);

– для наиболее важных компонентов комплекса (главный сервер, компьютеры систем безопасности, основные контроллеры) должно предусматриваться резервное питание от аккумуляторов в течение, по меньшей мере, двух часов.

Система оперативной связи должна обеспечивать оперативную связь между пультовыми и постами службы безопасности, отдельными сотрудниками службы безопасности и прочими службами.

Построение системы оперативной связи состоит в том, что все пультовые, посты охраны и наблюдения оснащаются многоканальными переговорными устройствами (желательно с трубками телефонного типа из соображений конфиденциальности), сотрудники службы безопасности, инженерных служб обеспечиваются носимыми радиостанциями для обеспечения оперативной связи.

 

2.6 Техническая укрепленность здания гостиницы

 

Назначение технической укрепленности зданий гостиниц состоит в создании физических барьеров, препятствующих несанкционированному проникновению в здания гостиничного комплекса, путем разрушения (взлома) инженерных конструкций здания.

Данная задача в максимальной степени может быть решена только при строительстве нового здания или при генеральной реконструкции, допускающей перепланировку. В прочих случаях могут быть рекомендованы следующие меры повышения технической укрепленности здания:

– установка металлических решеток на окнах первого и цокольного этажей, оклейка стекол указанных окон, а также окон гостиничных номеров (всех или только категории люкс) защитной пленкой;

– установка металлических дверей на входах в наиболее ответственные помещения и блоки помещений;

– оснащение наиболее важных дверей высококачественными замковыми устройствами,

– установка турникетов, проходных кабин, шлюзов.

 

 

 

 

 

 

 

3 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСТИНИЦЕ «УЮТ»

 

3.1 Характеристика системы безопасности гостиницы «Уют»

 

Гостиница «Уют» представляет собой современный отель бизнес-класса, расположенный в центре Краснодара, в районе, который называется «золотым треугольником».

Адрес гостиницы: г. Краснодар, ул. Воровского 118.

Отличительной особенностью отеля является оригинальное сочетание стиля и максимальной функциональности в оформлении интерьеров — от классики до модерна. В гостинице девять категорий номеров: President Apartments, Deluxe, Deluxe Twin, Suite Moderate, Suite Deluxe, Comfort, Classic, Standard, Standard Twin.

Гостиница «Уют» представляет собой отдельное многоэтажное строение с одним парадным входом и несколькими служебными. Кроме жилых номеров, в здании гостиницы «Уют» размещаются ресторан и бар, игровые залы и салоны красоты, иногда казино. Первый этаж отводится для деловых целей: там размещаются администрация гостиницы, частные офисы, конференц-залы и залы для совещаний. На остальных этажах расположены жилые номера.

Принятый комплекс мер безопасности в гостинице «Уют» обеспечивает клиентам гостиницы и ее сотрудникам не только защиту от возможных чрезвычайных происшествий, но и позволить им чувствовать себя уверенно, спокойно и комфортно.

Администрация гостиницы «Уют» крайне заинтересована в создании имиджа «открытого дома» с обеспечением режима наибольшего благоприятствования для максимального числа гостей, поэтому устройства безопасности отеля практические не привлекают внимание посетителей, но, в то же время, обеспечивают чувство личной безопасности и комфортности.

Гостиница находится в городской черте (в центре города), в среде активного движения транспорта и пешеходов. Система прохода в гостиницу и в номера достаточная проста и не создает для гостей больших затруднений.

Работа персонала гостиницы «Уют» предполагает индивидуальный подход к каждому посетителю. А в сфере безопасности ключевое значение имеет правильный выбор технических средств, оптимальное проектирование систем, их монтаж и обслуживание.

Система безопасности гостиницы «Уют» в достаточной мере сбалансирована, т. е. средства защиты распределяются по возможности равномерно в соответствии с важностью защищаемых зон.

Система пожарной безопасности Гостиница «Уют» обеспечивает: эффективное и своевременное обнаружение угрозы возгорания с точным указанием места; оповещение службы безопасности, всех сотрудников и посетителей гостиницы (и службы пожарной охраны тоже) о пожаре; принятие мер по предотвращению распространения огня и дыма, дымоудалению; организацию эвакуации людей из горящего здания, включая разблокировку всех дверей с автоматическим управлением, в том числе лифтовых, включение светозвуковых указателей.

Для обнаружения факта возгорания в гостинице «Уют» используются различные типы пожарных датчиков:

— дымовые (оптические, ионизационные, радиоизотопные, линейные и др.) — используются в наиболее важных, пожароопасных зонах, а при возможности — во всех помещениях;

— атепловые (магнитные, с применением легкоплавких материалов, термометрические и пр.) — используются в менее ответственных зонах и как вспомогательные;

— ручные сигнализаторы пожара — располагаются, как правило, вблизи запасных пожарных выходов, в местах курения и т.д.

Для оповещения в гостинице «Уют» используются специализированные громкоговорители, световые табло с фиксированными надписями «Пожар», «Выход» и т.п., пиктограммами или светодиодные табло. Кроме того, предусмотрена автоматическая разблокировка всех дверей в случае пожарной тревоги.

Системы активного пожаротушения в гостинице «Уют» не применяется.

Назначение охранной сигнализации «Уют» — эффективное и своевременное обнаружение факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места, безотлагательное оповещение сотрудников службы безопасности и милиции.

Защите с помощью средств охранной сигнализации подлежат внешний периметр гостиничного комплекса (окна, двери) «Уют», ответственные служебные помещения, такие, как касса, камера временного хранения ценностей, кладовые, кабинеты администрации гостиницы, разного рода аппаратные и пультовые. В гостиничных номерах отеля «Уют» охранные датчики, как правило, не поставлены.

В гостинице «Уют» применены следующие типы датчиков:

— датчики, сигнализирующие об открывании или разрушении дверей, окон (магнито-контактные, вибрационные, инфракрасные активные и пассивные) применяются для охраны дверей здания, в том числе лифтов, предоставляют информацию для системы управления доступом;

— датчики, реагирующие на разбитие стекла (акустические);

— датчики, реагирующие на проникновение в помещения (инфракрасные пассивные, микроволновые, ультразвуковые, комбинированные, барометрические и др.);

— датчики, охраняющие отдельные предметы (емкостные, вибрационные и др.), используемые для охраны отдельных, особо ценных объектов: сейфов, витрин с ценностями и т.д.

Системы контроля и управления доступом (СКУД) призваны обеспечить беспрепятственный санкционированный доступ в помещения и предотвращение несанкционированного доступа, учет рабочего времени сотрудников и времени пребывания посетителей, документирование информации.

В здании гостиницы «Уют» контролю доступа подлежат номера (офисы), служебные помещения, лестничные площадки. Последние оборудуются СКУД выборочно. Карточка гостя может предоставлять доступ на свой этаж, этаж администрации, в развлекательный комплекс и VIP-помещения. Жилые зоны должны быть полностью ограждены от появления там случайных посетителей.

В гостинице «Уют» установлены односторонние системы контроля, требующие подтверждения права доступа только при входе. Чтобы разблокировать дверь изнутри, достаточно просто нажать кнопку открытия.

Вариант организации односторонней точки прохода в гостинице «Уют» изображен на рисунке 1.

 

051114 0152 2 Система обеспечения безопасности в современных гостиницах

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Использование автономных замков с пластиковой карточкой в номерах гостиницы «Уют»

 

В целях упрощения на функциональной схеме не отражены элементы питания электрозамка и модуля RCP.

Постоялец гостиницы для открытия двери на входе кратковременно подносит карточку к считывателю. Процесс разблокировки проходит в несколько стадий. Считыватель производит «съем» кода с карточки и переносит его в устройство обработки — модуль RCP. Модуль проанализирует полученный код и, если данное лицо обладает правом доступа, выдаст команду разблокировки на механизм удержания двери — электромеханический замок. Считыватель осуществит индикацию разрешения доступа в данное помещение. Если права доступа нет, то производится индикация об отказе в доступе.

При таком подходе построения доступа контролируется только вход в помещение, что значительно удешевляет систему. Выход из помещения не контролируется. Недостатком данного метода является отсутствие возможности контролировать нахождение физических лиц в помещении и производить учет рабочего времени по временным критериям. Но по отношению к посетителям этот вопрос не актуален.

. При вручении карточки администратор СКУД «прописывает» в системе безопасности гостиницы такие параметры, как идентификация владельца, разрешение доступа к конкретным помещениям, период ее действия. По истечении срока действия система самостоятельно исключит увезенную карточку из действующего списка. В случае увеличения срока пребывания гостя в апартаментах, действие карточки может быть продлено.

Обслуживающий персонал гостиницы «Уют», сотрудники службы безопасности имеют персональные карточки, разрешающие доступ в определенные (или во все) номера. При каждом факте входа в номер центральная станция фиксирует, кто и когда вошел. Таким образом, осуществляется контроль внутренних перемещений персонала и учет его рабочего времени.

Во всех современных концепциях безопасности общепризнанным считается положение о высокой эффективности применения систем видео наблюдения. Поэтому практически все комплексы технических средств безопасности крупных объектов, установленные в последние годы, оснащаются различными по сложности системами телевизионного наблюдения.

Видеокамеры в гостинице «Уют» установлены с соблюдением следующих принципов:

– открыто (без маскировки): по периметру здания, на парковках автотранспорта (если таковые есть), в зоне центрального входа, зале регистрации, в крупных холлах, помещениях особой важности, в служебных и подсобных помещениях;

– скрыто (маскировка в часы, светильники, предметы интерьера, замуровывание в стену) в коридорах жилой зоны, в помещениях особой важности (дублируются открыто установленные камеры).

В то же время, заметим, открыто установленная камера, с одной стороны, отпугивает потенциального преступника, с другой стороны, создает определенный моральный дискомфорт для клиентов. Естественно, установка видеооборудования в номерах является недопустимым даже (и особенно) в скрытом варианте.

Подходы к установке камер разнятся в зависимости от того, где они устанавливаются. Так, для внешнего теленаблюдения за парковкой гостиницы «Уют» использованы панорамные телекамеры с широким (более 90) углом обзора. Поскольку на автостоянке желательно распознавание не только марки и номера, но и цвета автомобиля, в данном случае использована цветная видеоаппаратура. Количество камер определено исходя из размера зоны наблюдения.

В фойе установлены две цветные длиннофокусные камеры с узким углом обзора и высоким раз051114 0152 3 Система обеспечения безопасности в современных гостиницахрешением (470-560 ТВЛ), способные четко зафиксировать лица посетителей. Одна направлена на вход, другая — на зону регистрации (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Углы обзора установленных видеокамер в холле гостиницы «Уют»

 

В коридорах гостиницы «Уют» использованы черно-белые узкообзорные камеры, поскольку они дают лучшую картинку при плохой освещенности. В отличие от фойе, которое всегда ярко освещено, коридоры часто находятся в полумраке. При этом разрешение видеоаппаратуры не слишком высокое — в пределах 470 – 560 ТВЛ. При установке камер в поле обзора обязательно попадают выходы на лестничную площадку, лифт и все двери номеров. При этом наблюдение – двунаправленное.

Чтобы более эффективно использовать память системы наблюдения гостиницы, установлен режим, при котором запись ведется только при изменении картинки, то есть, когда в поле зрения камеры появился посетитель или кто-то из персонала.

В гостинице «Уют» обеспечен минимальный пакет услуг связи, включающий телефон и доступ к Интернету. Телефонная система гостиницы решает две задачи. С одной стороны, она предоставляет клиенту надежную связь как с городскими, так и с междугородными абонентами. С другой стороны администрация имеет возможность контролировать расходы на телефонные переговоры, чтобы со всей возможной точностью оценить комплекс предоставленных клиенту услуг. Для этого произведена установка гостиничного коммутатора на базе мини-АТС и биллингового комплекса, например, на базе аналитической системы для тарификации телефонных переговоров. Подобные автоматизированные системы расчетов предназначены для поставщиков интернет-услуг, операторов традиционной и IP-телефонии и обеспечивают тарификацию предоставленных услуг связи. Благодаря такому комплексу технических средств администрация всегда будет знать, кто звонил, куда, с какого аппарата и как долго осуществлялся разговор. Аналогичная система способна осуществлять контроль и тарификацию интернет-трафика постояльцев.

Все вышеперечисленные системы не только обеспечивают безопасность гостей, посетителей и персонала, но и повышают экономическую эффективность работы гостиницы, она способна поднять уровень обслуживания посетителей на новую качественную ступень.

 

 

3.2 Рекомендации по улучшению системы безопасности в гостинице

 

Создание комплексной интегрированной системы безопасности позволяет не только значительно повысить степень обеспечения безопасности здания и его обитателей, но и значительно повысить качество обслуживания клиентов, облегчить работу обслуживающего персонала.

Например, все гостиничные номера можно оснастить специализированными пультами, связанными с общим комплексом автоматизации здания, обеспечивающими управлением освещением, радиоприемником, телевизором, вызов горничной, техника, передачу тревожного сигнала в службу безопасности, просьбу о медицинской помощи и т.п.; выносное табло такого пульта может отражать надписи типа «Просьба не беспокоить» или «Уберите, пожалуйста, мой номер». В качестве такого пульта, имеющего, однако, меньший набор функций, может быть использовано, например, кодонаборное устройство системы управления доступом.

Кроме того, менеджер гостиницы, горничные, техники всегда смогут иметь полную информацию о жизнедеятельности здания: свободен или занят любой номер, в каком состоянии находится система жизнеобеспечения и т.п., что значительно облегчит их работу.

Полная компьютеризация поможет автоматизировать многие процессы учета.

Возможны другие варианты применения систем комплекса технических средств безопасности в целях повышения качества гостиничного обслуживания, облегчения труда сотрудников гостиницы.

Преимущества построения интегрированного комплекса технических средств безопасности бесспорны: полная взаимосвязь всех систем обеспечивает высокую степень автоматизации многих процессов управления гостиничным комплексом, облегчает и ускоряет процесс принятия решений оператором службу безопасности в экстремальной ситуации, предоставляя оператору полную информацию от всех систем, автоматизируя некоторые действия; за счет передачи информации прочим службам гостиницы облегчается работа горничных, техников, администраторов и т.д.; повышается уровень гостиничного обслуживания, гости чувствуют себя более комфортно и спокойно.

Существует два пути построения интегрированного комплекса:
Первый обращение к мощной специализированной фирме, владеющей всем необходимым для проведения такой работы и достаточно солидный стаж работы в этой области. Это гарантирует полную взаимную совместимость всех систем, функциональную законченность, надежность. Однако в этом случае фирма инсталлятор склонна навязывать заказчику свои правила и пристрастия, а в ряде случаев и завышать стоимость проведения работ. Второй подбор оптимального набора технических средств от разных производителей с помощью фирмы консультанта и интеграция подсистем с помощью средств вычислительной техники. В этом случае удается лучше учесть специфику гостиницы, учесть уже имеющееся оборудование, сэкономить значительные средства. Однако этот путь требует большего внимания руководства гостиницы, внимательно рассматривать и решать вопросы взаимной совместимости подсистем, разрабатывать матобеспечение и т. д.

В любом случае перед принятием решения рекомендуется провести конкурс — тендер нескольких фирм-инсталляторов с рассмотрением предлагаемых ими технико экономических обоснований.

Остановимся на случае, когда гостиница уже имеет достаточно современные и хорошо себя зарекомендовавшие подсистемы безопасности, например телевизионного наблюдения или пожаротушения и их демонтаж с целью замены нецелесообразен. В этом случае допустима частичная интеграция старого и нового оборудования с целью модернизации комплекса путем изменения его конфигурации и придания ему новых функциональных возможностей. Вообще, говоря о принципах организации комплекса, необходимо учитывать характерные особенности и конкретные условия функционирования объекта и, естественно, имеющиеся финансовые возможности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2007.
  2. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2009.
  3. Воронцов А.В. Администрирование гостинично-туристического комплекса. М., 2007.
  4. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М., 2010.
  5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский бизнес и гостиничное хозяйство. М., 2009.
  6. Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами. М., 2009.
  7. Ляпина И.Ю., Игнатьева Т.Л., Безрукова С.В. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов. М., 2009.
  8. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М., 2008.
  9. Соколов А.С. БЖД в сфере туризма. – СПБ.: Изд-во Фоукс, 2006.
  10. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматко. –Ростов-на-Дону: МаРт, 2007

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00061 sec

WordPress: 27.69MB | MySQL:121 | 2,228sec