Состояние проблемы безопасности дорожного движения

<

051114 0212 1 Состояние проблемы безопасности дорожного движения Аварийность в городах и на дорогах России является одной из серьезнейших социально-экономических проблем. За период с 1995 г. по 2000 г. в стране произошло около 1 млн. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли и получили ранения более 1 млн. 200 тыс. человек. Ежегодно в России погибают около 30 тысяч человек, получают ранения свыше 170 тысяч человек, из которых более 10 тысяч становятся инвалидами.

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике России. Только в 2000 году общий ущерб от ДТП, по оценкам экономистов, составил около 191,7 млрд. рублей, что соответствует потере 4–5% валового национального продукта.

Россия значительно выделяется среди экономически развитых стран по уровню дорожно-транспортного травматизма. Число погибших на 10 тыс. транспортных средств в 3 – 5 раз превышает аналогичные показатели зарубежных стран. Число погибших на 100 тыс. населения в 1,5 – 2 раза выше, чем в странах развитой автомобилизации. Особенно неблагополучное положение сложилось с тяжестью последствий ДТП, которая в 3–10 раз выше, чем в развитых странах.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в России, следует отнести:

  • недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (БДД), отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на федеральном и региональном уровнях;
  • массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
  • низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
  • недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.

    Быстрый рост численности автопарка легковых автомобилей за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения, что оказало негативное влияние на состояние аварийности: снижение основных показателей аварийности в 1997 году замедлилось, а в 1998 году произошел их рост. В 1999 – 2000 гг. удалось незначительно снизить количество ДТП и число раненых в них по сравнению с 1998 годом, однако возросло число погибших в ДТП.

    Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа раненых в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения БДД.

    По прогнозам экспертов рост автомобилизации в России будет продолжаться и к 2010 г. достигнет уровня 260–300 автомототранспортных средств на 1 000 жителей. Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения БДД путем поэтапной реализации долгосрочной федеральной целевой Подпрограммы повышения БДД в России. Как показывает зарубежный опыт, использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4–8%.

     

    2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

    Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» была разработана Минтрансом России и утверждена Правительством Российской Федерации в июне 1996 года. В результате ее реализации предполагалось сокращение на 10 – 20% числа погибших в ДТП (сохранение жизни от 3,2 до 6,5 тыс. человек). Программа включала 4 целевых проекта:

    <

    1. Проект «Организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения»;

    2. Проект «Выявление и устранение участков концентрации ДТП. Совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности»;

    3. Проект «Создание информационной системы обнаружения ДТП»;

    4. Проект «Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП».

    Программа не была полностью профинансирована и реализована в намеченные сроки. В 1996 г. целевые государственные средства не выделялись на ее реализацию. Фактически реализация программных мероприятий началась с 1997 г. Однако, и в 1997–1998 гг. объемы выделяемых средств были в несколько раз ниже предусмотренных. Поэтому ее реализация была продлена до 2000 года включительно (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 667).

    За период 1997–1999 гг. реализованы следующие основные проекты и мероприятия:

    1. Проект «Организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения» реализован на 80%. В рамках проекта: создано и показано на каналах центрального телевидения 12 рекламных роликов; 6 мультфильмов для детей; детская игра «Дорожные игры» (8 выпусков); информационно-публицистическая программа «Место происшествия» (24 выпуска); 23 выпуска телепрограммы «На дорогах России»;

    — изготовлены и направлены в регионы России:

    учебный видеофильм «Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» и учебный видеофильм «Установка на безопасность»;

    — В рамках проекта разработаны и направлены в регионы России новые учебно-методические пособия для обучения детей дошкольного и школьного возраста безопасному поведению на дороге (27 видов).

    «Памятка водителю по безопасному вождению автомобиля» (1 млн. экземпляров); подготовлено 2 сериала из пяти учебных фильмов для детей дошкольного и младшего школьного возраста по безопасному поведению на улицах и дорогах; созданы компьютерные программы: для детей 5–7 лет «Дорожная азбука» и для детей 7–9 лет «Правила дорожного движения».

    2. По проекту 2 «Выявление и устранение участков концентрации ДТП. Совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности» проводилась целенаправленная работа по снижению аварийности и ликвидации участков концентрации ДТП.

    3. Полностью реализован проект «Создание информационной системы обнаружения ДТП». Минтрансом России совместно с рядом субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию системы оперативной регистрации радиосигналов о ДТП, организованы центральные и линейные диспетчерские пункты обнаружения ДТП и вызова помощи пострадавшим на федеральных автодорогах Московской, Тверской, Тульской, Новгородской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ростовской, Смоленской областей, Краснодарского края, г. Сочи (всего 91 пункт). В результате созданы 936 новых рабочих мест диспетчеров в пунктах обнаружения ДТП. Экономический эффект за 1999 год составил около 96 млн. руб.

    4. В рамках проекта «Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП»:

    — разрабатывается пакет документов, регламентирующих деятельность медицинских учреждений, служб ГИБДД, дорожно-эксплуатационных и транспортных организаций по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, их эвакуации и спасению;

    — создана система обнаружения ДТП и вызова помощи на место происшествия;

    — совместно с МЧС России создаются Центры спасения в Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.

    Реализация мероприятий Подпрограммы в течение 1996–2000 годов способствовала снижению уровня аварийности, сокращению числа пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 1995 годом: в 2000 году произошло дорожно-транспортных происшествий на 9,7 тысяч меньше, чем в 1995 году, число раненых в дорожно-транспортных происшествиях сократилось на 4,5 тысячи человек, а число погибших — на 3,1 тысячи человек. Тяжесть последствий ДТП уменьшилась за этот период на 7%. В целом в результате снижения аварийности за 1996–2000 годы по сравнению с 1995 годом было достигнуто сохранение жизни более 18 тысяч человек. В 52 субъектах Российской Федерации созданы и реализуются региональные программы повышения безопасности дорожного движения, включающие основные направления федеральной программы.

    Общая схема управления реализацией Подпрограммы «Безопасность дорожного движения», как составной части федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» показана на рис. 1

    С целью координации внедрения мероприятий Подпрограммы и отслеживания результатов ее внедрения создается Дирекция по управлению Подпрограммой. Затраты на ее содержание предусмотрены в проекте 1.

    051114 0212 2 Состояние проблемы безопасности дорожного движения

    Рис. 1 Схема управления реализацией Программы «Безопасность дорожного движения»

    В результате реализации Подпрограммы ожидается снижение аварийности в городах и на дорогах и сокращение на 20–30% числа погибших в ДТП (сохранение жизни от 6,0 до 9,0 тысяч человек в 2010 г. по сравнению с 2000 г.), совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения, повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, создание оперативной радиосвязи для участников движения и повышение качества оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе. Суммарный экономический эффект от внедрения Подпрограммы — 92119,0 млн. руб.

     

     

    Таким образом, в контрольной работе был проведен анализ состояния проблемы безопасности дорожного движения в Российской Федерации на основе Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на 2000 – 2003 года».

    В Программе указано, что основные проблемы связаны с состоянием аварийности в городах и на дорогах России. Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб стране, унося и калеча тысячи жизней.

    К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в России, Федеральная программа относит:

  • недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (БДД), отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на федеральном и региональном уровнях;
  • массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
  • низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
  • недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;
  • значительный рост автопарка страны.

    В Программе отмечены и выявлены не только основные недостатки безопасности дорожного движения в Российской Федерации, но и предлагаются их решения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Громоковский Г.Б., Ерусалимская Л.А. Правила дорожного движения и безопасность. М., 2000.
  2. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения. М., 1999.
  3. Латчук В.Н., Марков В.В. Водитель и безопасность : Сборник рекомендаций и документов по безопасности дорожного движения. М., 2003.

  4. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения. М., 2004.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.76MB | MySQL:115 | 1,781sec