ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

<

051514 1151 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В историческом аспекте в трудовой деятельности человека можно выделить три    основных этапа: ручной труд, механизированный и автоматизированный.

В течение длительного времени, почти до начала XX века, функции человека, относительно техники, оставались, в основном, энергетическими, то  есть    человек использовал, как правило, свою мускульную силу. Для такого труда    характерны сложные двигательные процессы, которые требовали значительных    затрат физической силы, высокой координации движений, ловкости.

   Оптимизация взаимодействия техники и человека сводилось только к учету    анатомических и физиологических особенностей последнего.

С появлением в начале XX века новых видов техники (автомобиль, самолет и    др.) возникла необходимость учитывать психологические возможности    человека, такие как скорость реакции, особенности памяти и внимания,    эмоциональное состояние и др. Широкое внедрение автоматизированных систем    управления, комплексной механизации и автоматизации производственных    процессов вызвали изменения в профессиональной структуре труда,    обусловленные появлением операторской деятельности.

Особенности операторской деятельности значительно изменили труд человека.  Увеличилась напряженность труда, так как перед оператором ставится задача   управлять все большим количеством объектов и параметров. Человек имеет   дело не с прямым наблюдением, а с информационным отображением. Растут   требования к точности, скорости и надежности действий человека, к скорости   психологических процессов Трудовая деятельность сопровождается    значительными расходами нервно-эмоциональной и умственной энергии.

Компьютеризация и роботизация, с одной стороны, расширили возможности    человека, а с другой, в значительной степени изменили требования к  его  деятельности. Уже не нужен примитивный труд с использованием монотонных  физических операций, с шаблонной умственной деятельностью. Увеличилась  потребность в творческом высококвалифицированном труде. Усложнилась  проблема согласования условий труда, конструкции оборудования с   психологическими и физиологическими возможностями человека.

Таким образом, ручной, механизированный и автоматизированный труд   отличаются величиной физической нагрузки и нервно-эмоционального    напряжения, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

  • формы труда, требующие значительной мышечной активности.
    Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;
  • механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

    —    формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели
    ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

    —    групповые формы труда — конвейер. Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

    —    формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих
    формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

    формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

    Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

    При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов — 17,16 кДж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека.

    Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ. Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

    Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12…16 ч после приема пищи и положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

    При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы тела, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5…10 % уровень основного обмена, в положении стоя — на 10…15, при вынужденной неудобной позе — на 40…50 %.

    Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4…125, при легкой физической работе — 408…583, при тяжелой физической работе — 583…875 Вт.

    При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15-..20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48, при выступлении с публичной лекцией — на 94, у операторов вычислительных машин — на 60…100 %.

     

    Таблица 1

    Суточные энергозатраты человека в зависимости от вида его деятельности

    Вид деятельности 

    Суточные энергозатраты, МДж 

    <

    Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и др.)

    10,5 … 11,7 

    Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы)

    11,3 … 12,5  

    Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.)

    12,5 … 15,5 

    Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги) 

    16,3 … 18 

     

    Перейдем к характеристике условий труда.

     

     

     

     

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

    Условия труда в целом оцениваются по четырем классам (рис. 1):

    051514 1151 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

     

    051514 1151 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 5 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 6 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 8 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 9 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

     

    051514 1151 10 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 11 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 12 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 13 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 14 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 15 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 16 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 17 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 18 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 19 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА051514 1151 20 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 21 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 22 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    051514 1151 23 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

     

    Рис. 1. Классы условий труда

     

    1-й класс — оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

    2-й класс — допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

    3-й класс — вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровни превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

    3.1. — вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

  1. — приводящие к стойким функциональным изменениям и росту
    заболеваемости;
  2. — приводящие к развитию профессиональной патологии в лег
    кой форме и росту хронических заболеваний;

    3.4 — приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

    В соответствии с Р.2.2.755—99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:

  • оптимальный (легкий) — затраты энергии до 174 Вт;
  • допустимый (средней тяжести) — затраты энергии от 175 до 290 Вт;
  • вредный (тяжелый) — затраты энергии свыше 290 Вт.

    Физическая тяжесть труда— это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация физического труда по тяжести; производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

    Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве- При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

    Оценка массы перерабатываемого груза позволяет отнести условия труда к оптимальным (до 15 кг), допустимым (до 30 кг) или вредным условиям труда 1-й степени тяжести. Вторая и третья степени тяжести отсутствуют, так как ручная переработка грузов массой более 30 кг не допускается.

    Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. При оценке статической нагрузки учитывается также группа мышц, участвующих в работе. Так, при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг • с, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног — 43 000 кг • с, а при работе средней тяжести — соответственно, 70 000 кг — с и 100 000 кг • с.

    Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом.

    Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

    Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

    Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26—50—допустимые. 51 — 75—напряженный труд 1-й степени, более 75—2-й степени.

    При численности объектов до 5 включительно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 — допустимому классу, более 10—условия определяются как напряженные. К первой степени напряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму (класс 3.2) —26 и более.

    Работа с видеодисплейными терминалами до 2 ч за смену считается оптимальной, до 3 ч — допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по видеотерминалу свыше 3 ч определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч – первой степени (класс 3.1), более 4 ч — второй степени (класс 3.2).

    Существенное влияние на степень напряженного состояния исполнителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный.

    При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выполнения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2— напряженный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участвующих в производственном процессе.

    Однообразие выполняемых операций приводит человека к состоянию, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными: 6…9 — допустимыми, менее 6— напряженными.

    Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относит к оптимальному классу, до 9 ч — к допустимому, более 9 ч — к напряженному. Односменная работа без ночной смены — оптимальные условия: двухсменная рабата без работы в ночную смену – допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену – напряженный труд 1-й степени.

    При использовании на производстве труда жен шин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

    Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мыши, нередки отклонении в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

     

     

     

    3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомления.

    С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

    Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

    Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

    Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10…12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15…20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5…10-минутные перерывы.

    Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы — перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9…10 % рабочего времени.

    Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10—12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время —с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

    Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

    Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

    В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) — «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

    В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ,, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Алексеенко, Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.
  2. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2009.
  3. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2003.
  4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2007.
  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2010.
  6. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 2000.
  7. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2008.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1971. Т. 3.
  9. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2009.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00118 sec

WordPress: 21.85MB | MySQL:122 | 1,942sec