Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера

<

051414 0350 1 Законодательно правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», некоторых других законов.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. Режим чрезвычайного положения дает возможность государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые — поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые — поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Закон о чрезвычайном положении реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются:

чрезвычайные ситуации социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация (ЧС), которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно использования срочных, неотложных административных мер без введения жестких правовых ограничений. Если они не способны нормализовать обстановку, ставится вопрос о введении ЧП.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и 102 Конституции РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП, и обоснование необходимости его введения; б) границы территории, на которой вводится ЧП; в) силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; г) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; д) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП; е) время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения — о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях— 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ 6 введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент РФ издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества» и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а, во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соблюдении формальных юридических правил, соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего — это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом не могут ограничиваться права и свободы, не подлежащие ограничению, согласно ст. 56 Конституции РФ и требованиям международно-правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

а) совместные для режимов социального и природно-техногенного характера — полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В данном перечне содержатся меры, которые могут применяться не только в период действия ЧП, но и в других, в том числе не чрезвычайных, условиях;

б)    социально-политические и контркриминогенные— комендантский час, предварительная цензура, приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; выдворение нарушителей режима ЧП, не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению б совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца;

<

в)    природно-техногенные— временное отселение жителей в
безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иную необходимую в условиях ЧП производственно-хозяйственную деятельность; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер по запрещению забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также по привлечению государственного материального резерва, мобилизации ресурсов организаций, изменению режима их работы, их переориентации на производство необходимой в условиях ЧП продукции и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения определенных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.    

На территории, на которой введено ЧП, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода его действия. В случае истечения в период действия ЧП срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов, местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия ЧП, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП, если эти акты противоречат указу Президента, РФ о введении на данной территории ЧП.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон. предусматривает, что указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим.

Временному специальному органу управления территорией, на которой введено ЧП, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧЛ. Руководитель временного специального органа управления назначается Президентом РФ. Комендант территории, на которой введено ЧП, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.

Если создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения ЧП, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено ЧП. При этом временный специальный орган управления прекращает свои полномочия. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП, назначается Президентом РФ. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП. Комендант:

издает обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП;

устанавливает время и срок действия комендантского часа;

определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с нее;

устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;

определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники;

выдворяет за пределы территории, на которой введено ЧП, нарушителей режима ЧП;

обращается к Президенту РФ с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено ЧП, вышеуказанных мер и временных ограничений;

оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях ЧП;

устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено ЧП, и порядок их работы-Дня координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП, в составе комендатуры территории, на которой оно введено, указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП, которым руководит комендант территории, на которой введено ЧП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В РФ

 

Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. В результате экономического развития уровень антропогенных нагрузок на биосферу приблизился к критическому и грозит необратимыми последствиями для мировой цивилизации в целом. За 30 последних лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (ВВП) России. Средний годовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных ЧС за этот период составил: по числу погибших — 4%, пострадавших — 8% и материальному ущербу — 10%. Средний уровень индивидуального риска для населения России на два порядка превышает допустимый уровень, принятый в развитых странах мира, однако условия для анализа и управления риском ЧС, перехода к нормированию допустимого риска и снижению на этой основе индивидуального риска в стране пока еще не созданы.

На территории Российской Федерации сохраняется высокий уровень техногенной опасности, тенденция роста количества и масштабов последствий ЧС. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой ЧС различного характера. Средний уровень индивидуального риска для населения России на два порядка превышает допустимый уровень, принятый в развитых странах мира, однако условия для анализа и управления риском ЧС, перехода к нормированию допустимого риска и снижению на этой основе индивидуального риска в стране пока еще не созданы.

Особенностью России стало то, что рост числа ЧС в последнее десятилетие сопровождался сокращением темпов и объемов производства до 40—50% (в фондообразующих отраслях — до 70—95%). На рис. 2 это проиллюстрировано на примере динамики машиностроительного производства. При темпах развития на уровне 5% имеется возможность эффективного использования результатов научно-технического прогресса.

051414 0350 2 Законодательно правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера

Рис. 1. Динамика коэффициента относительного роста числа чрезвычайных ситуаций (Кчс)

 

051414 0350 3 Законодательно правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера

Рис. 2. Темпы прироста машиностроительного производства

Процессы деградации в экономике России обусловили рост числа техногенных ЧС. В числе основных причин следует отметить:

  • недопустимо высокий уровень износа основных фондов и исчерпание проектных ресурсов машин и оборудования (до 50—80% в энергетике, нефтегазохимии, на транспорте);
  • низкий уровень инвестиций и, как следствие, невозможность реконструкции и обновления основных фондов (ежегодно менее 1—5%);
  • недостаточная нормативно-правовая база в области природно -техногенной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

    В 2002 году чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера агропромышленному комплексу России нанесен значительный ущерб, который составил 19,1 млр.рублей, что привело к ухудшению экономического положения более 25 тыс. сельскохозяйственных предприятий.

    В 2003 году количество чрезвычайных ситуаций в России снизилось на 26% (с 1139 в 2002 году до 838 в 2003 году), в т.ч. количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера уменьшилось на 39%, сообщает Seanews, со ссылкой на данные МЧС.

    Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте снизилось в 2 раза (с 12 в 2002 году до 6 в 2003 году). Количество авиационных катастроф снизилось на 22,5%, с 40 в 2002 году до 31 в 2003 году. С января по декабрь 2003 года на водном транспорте произошло 28 чрезвычайных ситуаций, что на 6 меньше, чем в 2002 году.

    В 2003 году количество аварий на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, составило 48 (в 2002 году – 55). По данным МЧС, основной причиной аварий является физический износ трубопроводов.

    В течение последних 5 лет намечается тенденция к некоторому снижению числа техногенных чрезвычайных ситуаций, однако при этом увеличиваются масштабы их последствий.

    Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций (включая техногенные) превышает 100 миллиардов рублей в год. Общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций, к сожалению, не поддается оценке, но, по предварительным оценкам ученых, он составляет порядка трети ВВП страны.

    В мире прямой ущерб от чрезвычайных ситуаций в начале ХХ1 века составил $200 миллионов в год, а общий экономический ущерб оценивается приблизительно в $2 миллиарда. 

    Учитывая возрастающие масштабы прямого ущерба от ЧС, затрат на их ликвидацию и реабилитацию пострадавшего населения и территорий, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе по ряду показателей экономика страны будет не в состоянии восполнять потери от ЧС. В подобной ситуации переход к устойчивому развитию становится нереальным без резкого повышения уровня и эффективности предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия ЧС.

    Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.

    Следует учитывать и тот факт, что российская наука с ее огромным потенциалом обрела способность прогнозировать кризисы любой природы и сложности. Это радикально меняет современную ситуацию, давая возможность упреждать кризисные ситуации за счет инновационной деятельности, которая либо полностью устраняет, либо ослабляет негативные воздействия кризисов на социальные, биологические и геологические сферы. По расчетам международных экспертов и ученых РАН, необходимые затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к катастрофам и стихийным бедствиям в 10 — 15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.

    До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось оперативному реагированию и первичному жизнеобеспечению населения. Однако эти усилия становятся все более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.

    Основной выход из создавшегося положения — создание новой идеологии противодействия катастрофам и разработка на ее основе государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС, стержнем которой должна стать реализация научно обоснованной и экономически целесообразной системы превентивных мер по предотвращению ЧС.

    Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

    С точки зрения перспективы дальнейшего развития общества в условиях быстро меняющейся техносферы и возрастающей опасности возникновения глобальных катастроф должен действовать принцип «!опережающего отражения». Согласно этому принципу, для того чтобы двигаться вперед, нам следует предвидеть будущее угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

    Механизмом практической реализации основных концептуальных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должна стать разработанная МЧС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2009 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1098.

    Целью Программы является существенное снижение природных и техногенных рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации в интересах повышения безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных ЧС и создания необходимых предпосылок для устойчивого развития России.

    Прогностические оценки на ближайшую перспективу показывают, что на повышение вероятности возникновения ЧС техногенного характера будут влиять следующие обстоятельства:

    неизбежное увеличение объема технологического производства с переходом к работе с полной нагрузкой крупнейших комплексов страны, увеличение объема перевозок опасных грузов, хранение опасных веществ;

    появление на основе научных разработок химических соединений и веществ с новыми, в том числе и более токсичными свойствами;

    стремление иностранных государств и фирм к инвестированию по созданию и развитию вредных производств на территории России;

    возрастание вероятности террористических актов на радиационных, химических, взрыво- пожароопасных объектах.

    По прогнозам МЧС РФ, в следующем году на территории России может произойти около 500 чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера. Наибольшее их количество ожидается на территории Центрального (150 – 170 ЧС) и Северо-Западного (140 – 150 ЧС) федеральных округов.

    Количество пожаров и погибших при пожарах ожидается на уровне предыдущего года. В МЧС считают, что в 2009 году сохранится тенденция роста количества аварий и нарушений работы коммунальных систем. Наибольшая угроза обрушения зданий и сооружений характерна для Кемеровской, Иркутской, Астраханской областей.

    В 2009 году сохранится тенденция роста количества крупных ДТП с тяжелыми последствиями. В значительной степени, считают в МЧС, это обусловлено несоответствием пропускной способности и состояния дорог, увеличением количества автомобильного транспорта, в том числе большегрузного.

    По прогнозам МЧС РФ, в 2009г. наибольшее количество техногенных ЧС прогнозируется на территории Центрального (150 – 170) и Северо-Западного (140 – 150) федеральных округов.

    В прогнозе отмечено, что из всех техногенных ЧС будут преобладать пожары в жилом секторе и на промышленных объектах, крупные автомобильные катастрофы, а так же аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

    Наибольшее количество пострадавших в результате техногенных ЧС спасатели прогнозируют при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения, пожарах в жилом секторе и на промышленных объектах.

    В связи с этими обстоятельствами в современной законодательной и нормативно- правовой базе страны еще не в полной мере учтены новые экономические условия и юридические аспекты. Так, пока не достаточно представлены механизмы стимулирования мероприятий по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышение ответственности руководителей объектов за устойчивое и безопасное функционирование производств. Кроме того, в условиях России (огромная территория, федеративное устройство) особое значение приобретает территориальный аспект проблемы снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основу территориальной безопасности должен быть положен учет специфики регионов в общероссийской структуре. При этом основные задачи защиты населения и экономики, выявление характера ЧС и возможностей снижения рисков и смягчения последствия аварий должны решаться непосредственно на территориях регионов.

    В результате реализации Программы существенно повысится уровень защищенности населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера. Будет разработана система показателей и нормативов приемлемого природного и техногенного риска, проведены расчеты рисков для населения всех регионов страны, что позволит обеспечить переход на нормирование допустимых рисков и снижение реальных рисков для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию природной и техногенной опасности. Проведение комплекса мер по выявлению опасности и оценке риска ЧС на потенциально опасных промышленных объектах на основе декларирования безопасности, а также прогнозирование опасных природных процессов и явлений, в том числе с использованием средств и систем мониторинга и лабораторного контроля, позволит определить пути и меры по преодолению неблагоприятной тенденции роста масштабов последствий ЧС природного и техногенного характера. Реализация комплекса превентивных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, на 30-40% уменьшить потери населения от ЧС, а в некоторых случаях — полностью избежать их. Совершенствование механизма государственного управления безопасностью потенциально опасных объектов, в том числе за счет приведения в действие экономических рычагов, создаст условия для развития и эффективного функционирования системы страхования от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. В результате развития экономических механизмов регулирования безопасности будет достигнуто снижение на 20-30 % затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на ликвидацию последствий ЧС. Переход на нормирование допустимых рисков обеспечит снижение риска на 40-50% для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию природных и техногенных опасностей.

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Акимов В. А., Козлов К. А. Оценка природной и техногенной опасности субъектов Сибирского региона России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000. № 5. С. 229—241.
  2. Воробьев Ю. Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период 2010 г. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1997. № 4. С. 3—22.
  3. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Белова С.В.–М.: Высшая школа, 2010.
  4. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н.–СПб.: ЛТА, 2003.
  5. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2009.
  6. Охрана окружающей среды / Под ред. Белова С.В. –М.: Высшая школа, 2001.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00158 sec

WordPress: 21.17MB | MySQL:118 | 1,350sec