ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК НОВАЯ СРЕДА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

<

060514 0038 1 ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК НОВАЯ СРЕДА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В широком смысле электронная экономическая деятельность представляет собой совокупность направленных на перераспределение товаров (работ, услуг) процессов, формирующихся в ходе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а также процессов, которые обеспечивают такое перераспределение и формирующихся в ходе деятельности хозяйствующих субъектов, тесно связанных с обеспечением предпринимательской деятельности. При этом в качестве экономического инструмента названных процессов выступает глобальная компьютерная сеть Интернет. Такое трансфертирование экономических процессов в электронную форму ставит перед юридической наукой особые задачи в сфере правового регулирования экономики. Отношения, связанные с электронной экономической деятельностью в информационной среде, и выступают предметом информационного экономического права как подотрасли российского информационного права.

Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу, сеть Интернет представляет собой идеальный инструмент ведения экономической, и в том числе предпринимательской, деятельности с использованием новых информационных технологий. «Другими словами, реклама, производство, закупка сырья, осуществление платежей, поставка товаров, реализация услуг могут осуществляться электронным способом через глобальную информационную магистраль сети Интернет и сопряженные с ней специальные частные сети. Сейчас такая степень автоматизации процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот пример демонстрирует огромный потенциал сети Интернет для развития электронной коммерции. Сдерживающим фактором развития данного процесса является сложность регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок», а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собственность.

Электронная коммерция – это покупка/продажа товаров и услуг посредством Интернета. На практике этот термин и более новый термин «электронный бизнес» часто взаимозаменяемы.

Электронный бизнес – это производный термин от терминов «электронная почта» и «электронная коммерция», обозначающий ведение бизнеса посредством Интернета, причем это не только покупка/продажа, но и обслуживание клиентов, и взаимодействие с бизнес-партнерами. Первая использовала этот термин фирма IBM, инициировавшая вокруг него в октябре 1997 года шумную кампанию. Компания IBM зарегистрировала его как торговую марку, понимая под этим «преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий».

Единственный, заслуживающий внимания вывод – то, что оба термина «часто взаимозаменяемы». Словарь по информационным технологиям и телекоммуникациям, подготовленный Gartner Group, дает следующие определения:

Электронная коммерция — использование коммуникационных технологий для передачи бизнес-информации и ведения бизнеса. Прием заявок по телефону – это простейшая форма электронной коммерции. Интернет-коммерция – это тоже электронная коммерция, но только одна из нескольких развитых форм электронной коммерции, в которой для связи предприятий используются технологии, интегрированные приложения и бизнес-процессы.

Электронный бизнес — любая базирующаяся на средствах Интернета бизнес-деятельность, преобразующая внутренние и внешние взаимоотношения для создания новой стоимости и использования рыночных возможностей, предоставляемых новыми правилами» связанной экономики».

Вряд ли данные определения вносят полную ясность. Действительно, если внимательно и вдумчиво их прочитать, то остается непонятным, какое из понятий шире и как вести электронный бизнес без Интернета.

Обратимся еще к одному источнику: специальному документу Администрации президента США, объявляющему мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет. В нем даются следующие определения:

Электронная коммерция – это любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица другому.

Электронный бизнес – это любой процесс, который организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров».

Наконец-то все становится на свои места: коммерция остается коммерцией, а бизнес – бизнесом. Да и Интернету отводится подобающее место.

Действительно, электронная коммерция (в отличие от такой ее формы, как Интернет-коммерция) существует уже давно. Достаточно вспомнить появившиеся в 60-е годы системы бронирования и покупки билетов на поезда и самолеты. Примерно в те же годы появились первые формы электронного бизнеса: АСУ, АСУ ТП и т.д., направленные, выражаясь современным языком, на автоматизацию бизнес-процессов предприятия. Другое дело, что для ведения электронной коммерции или электронного бизнеса требовались дорогостоящие системы электронного обмена данными, специальные стандарты электронного обмена и т.д. Более того, отсутствовало такое свойство, как общедоступность.

Появление Интернета стимулировало своего рода второе рождение электронной коммерции и электронного бизнеса, став для них дешевой, общедоступной и популярной транспортной средой. Но не только. Интернет стал родоначальником новых бизнес-моделей электронного бизнеса и электронной коммерции.

Проведенный анализ показывает, что электронная коммерция является подмножеством электронного бизнеса.

Например, как справедливо отмечается в литературе, «в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция». Названный термин («электронная коммерция» — от англ. electronic commerce, e-commerce, EC) получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в работах российских экономистов.

При этом следует учитывать, что понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, практикующими специалистами (в том числе и юристами) обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве «совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов».

Следует отметить, что зарубежными и российскими исследователями-экономистами понятие «электронная коммерция» наиболее часто раскрывается через определения электронного обмена данными (ряд авторов в качестве синонима используют термин «электронный документооборот»), электронного перевода денежных средств и электронной торговли. В методических и практических работах экономистов определение понятия «электронная коммерция» выглядит следующим образом:

«Электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации».

В свою очередь специалисты Российской Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции:

«Электронная коммерция, или электронное ведение бизнеса, представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю». (Следует отметить, что отдельные авторы рассматривают термин «электронное ведение бизнеса» в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию «электронная коммерция».)

При этом под электронным обменом данными (electronic data interchange, EDI), как правило, понимается «электронный обмен деловыми документами (такими, как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета-фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками» В.М. Попов, Р.А. Маршавин и С.И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как «передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы».

Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают «перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам».

В свою очередь электронным переводом денежных средств (electronic funds transfer (EFT), electronic transfer of funds (ETF) или electronic transaction) считается «система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками» либо «перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя», либо «перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота».

Под электронной торговлей, как правило, понимаются «сделки купли-продажи, совершенные с использованием средств электронного документооборота», или совокупность действий, направленных на их заключение.

В принципе,   электронная  коммерция  (e-commerce, интернет- коммерция , интернет-бизнес), есть ничто иное, как перенос традиционных способов ведения  бизнеса в новую  среду  — Интернет. Как следствие, появляются новые инструменты, ориентированные именно на эту новую среду, потому что многие традиционные способы становятся неприемлемыми, или неудобными для е- коммерции .

Среда электронной  коммерции имеет принципиальные отличия от традиционной: здесь другие бизнес-процессы, новые  рынки потребителей, специфические тонкости ведения  дел. Проектирование, разработка и внедрение решений электронной  коммерции  очень непростая задача, как с экономической, так и с технической точки зрения.

Безусловно, Интернет предоставляет значительные возможности. Глобальность сети и огромное количество ее пользователей свидетельствуют о том, что эта интерактивная информационная среда способствует развитию бизнеса. Сеть не подвластна ни времени, ни расстоянию, и не случайно для нее используется новый слоган «24 х 7» (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году). Контакты с деловым партнером, находящимся за тысячи километров на другом континенте, осуществляются за считанные секунды существенно с меньшими финансовыми затратами по сравнению с традиционными средствами связи. Бизнес с помощью Интернета становится глобальным независимо от размеров компаний, их географического местоположения и национальной принадлежности.

Появились и широко используются на практике новые термины: электронный бизнес (е-бизнес) или онлайновый бизнес — ведение бизнес-процессов через Интернет, электронная коммерция (е-коммерция) -проведение через Интернет операций купли-продажи. Некоторые специалисты употребляют и такие словосочетания, как электронная экономика, виртуальный бизнес, Интернет-бизнес.

Еще с середины 90-х годов руководители многих компаний осознали, что истинное значение Интернета заключается не в просмотре статичных веб-страниц и пользовании электронной почтой, а в тех возможностях, которые сеть открывала для совершенствования деловых процессов, сокращения общих затрат и увеличения в конечном итоге прибыли. Сеть действительно предоставляла новые, богатые перспективы для кардинальных преобразований форм ведения бизнес-процессов. Но, как это часто бывает на практике при появлении новых технологий, произошла переоценка реалий.

Представление об Интернете как об универсальном реформирующем средстве и как следствие мощный приток в эту сферу многомиллиардных средств привели к появлению в конце 90-х годов различного рода Интернет-компаний (дот-ком компаний), которые после нескольких лет успешного (финансового) процветания начали лопаться одна за другой, так и не выполнив возлагавшихся на них надежд.

Однако положительный эффект имеется. Произошедшая глобальная Интернет-революция существенно повлияла на методы ведения современного бизнеса и теперь начинается новый, более осмысленный и здравый виток его развития. И, если первый этап в первую очередь характеризовался развитием Интернет-решений для розничной торговли, так называемой В2С (Business to Customer — бизнес-покупатель), с крайне раздутой вокруг нее шумихой и рекламой, то следующий этап, после возвращения «новой» экономики на реальную почву, будет определяться ведущей ролью и успехом на рынке компаний, развертывающих и использующих системы и инструментарий взаимодействия экономических субъектов класса В2В (Business to Business — бизнес-бизнес)».

Именно в сфере развития возможностей для прямого сотрудничества производителей с поставщиками и потребителями, характеризующегося динамическим ценообразованием, агрегированием спроса и предложения, интегрированных с финансовыми и административными надстройками, лежит будущее электронной экономики, оптимизирующей бизнес-процессы реального мира. И те, кто не в состоянии осознать возможности и неизбежность новых путей и стратегических подходов к ведению современного бизнеса, будут скоро потеснены более дальновидными конкурентами. Для тех же, кто осознал возможности мира электронного бизнеса, глобальный рынок открывает богатые перспективы.

Системы электронной коммерции В2В призваны поддерживать бизнес-отношения между предприятиями, решать задачи сбыта и материально-технического снабжения, поиска и согласования отношений с подрядчиками (логистика и поставки). Эти системы можно разделить на следующие типы:

— Корпоративный сайт компании. Предназначен для общения через Интернет данной компании с партнерами и контрагентами — поставщиками и потребителями. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги предлагаемых ею видов продукции и услуг.

— Онлайновый магазин. Позволяет покупателям непосредственно через Сеть размещать заказы на выставленную продукцию, а также заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками.

— Служба закупок. Как и онлайновый магазин, она может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный сайт. Эта служба, также называемая В2В-procurement, позволяет предприятию осуществлять материально-техническое снабжение непосредственно со своего Интернет-сайта. Такая система предоставляет возможности публикации своей потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д.

— Информационные сайты и вертикальные порталы. Предоставляют информацию об индустриальной отрасли в целом и основных входящих в нее компаниях, обзор событий отрасли, ключевые индикаторы и параметры состояния рынка, сведения об отраслевых стандартах, электронные справочники и др. Эти порталы могут включать и разделы для проведения электронных конференций и дискуссий, а также обладать функциями поддержки снабжения и сбыта.

— Брокерские сайты. Играют роль посредников между покупателем и продавцом. Их задача — получить через Интернет-сайт заказ от одного предприятия, а затем разместить его выполнение на другом.

— Электронные торговые площадки. Существуют как отдельные Интернет-системы и предназначены для непосредственной онлайновой деятельности служб сбыта и снабжения различных предприятий. На этих площадках пользователям предоставляются такие услуги, как создание и поддержка фирменных каталогов, поиск продавцов и покупателей, проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов в онлайновом режиме, подбор комплекса средств интерактивного взаимодействия контрагентов, выполнение маркетингового и конъюнктурного анализа, предконтрактной и контрактной подготовки, проведение платежных операций, осуществление контроля за поставками и т.д.

Таким образом, торговая площадка может выполнять все функции по обеспечению сбыта и снабжения. За право работы на электронной площадке обычно приходится платить в размере нескольких процентов от стоимости проведенных операций (транзакций), что оказывается гораздо меньше стоимости создания и ведения собственного Интернет-магазина или своей электронной службы снабжения.

— Электронные биржи. По выполняемым функциям они близки к торговым площадкам, однако в отличие от последних деятельность на биржах ведут не сами предприятия, а их агенты (брокеры).

— Интегрированные комплексы. Обеспечивают прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления с внешней системой электронной коммерции В2В — торговой площадкой и являются наиболее законченным и перспективным решением в области электронного бизнеса. Интегрированные комплексы позволяют полностью автоматизировать производственные функции, увязав в единую цепочку все звенья внутрикорпоративных бизнес-процессов: анализ, планирование, бухгалтерию и финансы, учет материальных ценностей (склады), сбыт, снабжение, логистику.

<

В настоящее время, когда снижение затрат и повышение качества продукции за счет автоматизации достигли своих естественных пределов, новый источник поступления прибыли для предприятия лежит в области качества услуг, сохранения и расширения клиентской базы. Здесь вступают в силу новые технологии: системы управления отношениями с потребителями {CRM -Customer Relationship Management), системы планирования ресурсов предприятия (ERP — Enterprise Recourse Planning), системы PLM (Product Life Cycle Management -управление жизненным циклом изделия), предусматривающие сопровождение нового изделия, начиная с момента формирования его концепции и заканчивая этапом его списания после отработки ресурса спустя много лет.

Что же может дать использование возможностей электронного бизнеса ведущим промышленно-торговым корпорациям и холдингам? Следует подчеркнуть — именно «может дать» , ведь эффект от этого, как и от любого другого бизнес-инструмента, будет положительным только при грамотном внедрении и правильном применении. Ни участие в Интернет-торговле на отраслевой площадке, ни приобретение дорогого Wеb-решения ничего не дадут, если внутренние производственные процессы в компании не будут трансформированы в соответствии с требованиями е-бизнеса. Несмотря на громадные финансовые вложения и громкие пресс-релизы, результат может оказаться плачевным.

В чем главные преимущества межфирменного электронного бизнеса?

Во-первых, в расширении рынка (как закупок, так и сбыта). Большая часть (до 90%) промышленной продукции, в особенности экспортной (нефть, газ, металлы, древесина и т.д.), реализуется преимущественно через посреднические компании, которые оставляют себе торговую наценку. Многократное расширение базы поставщиков/заказчиков уже само по себе даст ощутимый результат за счет конкуренции между продавцами и возможности прямой реализации продукции конечным потребителям.

Во-вторых, в оптимизации процессов снабжения, а следовательно, в повышении загрузки производственных мощностей (это достаточно болезненная проблема, в ряде отраслей российской промышленности загрузка основного производства не превышает 25%, что резко увеличивает накладные расходы на единицу товара и себестоимость продукции в целом). Значительно снизить издержки хранения товарно-материальных запасов и сократить «раздутый» оборотный капитал позволяет системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management). Автоматизация цепочки поставок и работа системы в режиме реального времени позволяет значительно повысить прозрачность всего бизнеса как для руководства компании, так и для клиентов и акционеров.

Среди других положительных сторон использования В2В-коммерции можно отметить стандартизацию и ускорение обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля за поступлением средств в оплату продукции, управление дебиторской задолженностью и многое другое. Однако все эти плюсы становятся возможными только при взаимной увязке всех внутрифирменных бизнес-процессов, а также тесном взаимодействии корпоративных информационных систем с системами электронной коммерции и непосредственном включении в эту среду менеджеров-исполнителей.

Как правило, менеджеры среднего звена готовы к работе через Сеть и внедрению В2В-технологий, понимая, что это повысит эффективность функционирования предприятия. Однако на начальном этапе перехода к е-коммерции обязанности этих работников существенно расширяются, и их надо к этому серьезно готовить. В большинстве случаев среда постоянных поставщиков и потребителей, с которыми привыкли работать менеджеры по закупкам и сбыту, уже сформирована. Поэтому вхождение любой крупной компании в электронную сферу должно начинаться не с поиска новых контрагентов, а с перевода взаимоотношений между фирмой и партнерами из офлайновой инфраструктуры в онлайновую.

Безусловно, нет никаких гарантий, что поддержка онлайновой инфраструктуры своими силами окажется надежнее, но все же при этом не появится фактор дополнительной нестабильности в связи с тем, что бизнес компании в той или иной степени находится под чужим влиянием. А для российских предпринимателей этот фактор крайне важен.

Однако следует учитывать, что у рассматриваемого варианта, наряду с перечисленными преимуществами, имеется и целый ряд недостатков. Самый существенный из них, конечно, высокая стоимость. Полнофункциональный комплекс программного обеспечения торговой платформы, интегрированный с корпоративной информационной системой, обойдется крупной компании в несколько миллионов долларов. Речь идет о В2В-решениях, предлагаемых ведущими мировыми производителями, поскольку более дешевые разработки (неважно — российские или западные) едва ли смогут удовлетворить потребности крупного бизнеса как из-за отсутствия гарантий эффективной технической поддержки и необходимости дальнейшего совершенствования программного обеспечения, так и из соображений престижа.

Сократить затраты можно, используя технологию ASP (Application Service Providing -провайдинг сервиса приложений), т.е. аренду дорогих прикладных программ. Аренда окажется на порядок дешевле, чем приобретение этих же продуктов; кроме того, провайдер арендуемого программного обеспечения осуществляет и техническую поддержку. Эта концепция является весьма многообещающей вследствие характерного для отечественных холдингов географического рассредоточения производственных и управленческих центров. Примеров использования АSР-технологии в России пока мало, однако уже можно отметить проекты Torg.Ru и iPassage.Ru, предлагающие аренду розничных Интернет-магазинов. В сфере же аренды ЕRР-систем выделяется компания Columbus IT Partner, предлагающая российским компаниям среднего размера систему Axapta, идеально подходящую для АSР-схемы. Далее, внедрение собственного В2В-решения в крупной компании — процесс довольно долгий, он может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет (вследствие длительного периода времени, требующегося для перевода всех исполнительных звеньев на новые принципы работы и общей трансформации деловых процессов). Значительное время требуется и для административной перестройки, поскольку деятельность коммерческих служб регулируется сотнями регламентов, приказов и прочей документацией (вся она должна быть адаптирована к новой бизнес-среде).

Таким образом, под электронной экономической деятельностью нами понимается предпринимательская, а также тесно связанная с ней непредпринимательская деятельность (иная не запрещенная законом экономическая деятельность), осуществляемая в принципиально новой, электронной форме с использованием современных, коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

 

От работы логистических систем зависит сегодня получение 20–30% валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1% логистических расходов эквивалентно почти 10-процентному увеличению объема продаж любой фирмы. Использование инструментов современного логистического управления позволяет компаниям значительно сократить все виды материальных резервов в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость капитала, уменьшить себестоимость производства и затраты на дистрибуцию и наиболее полно насытить потребительский рынок качественными товарами и услугами.

 «С позиции бизнеса в целом логистика существует для того, чтобы товарные запасы поступали в нужное время в нужное место с надлежащей пользой и с наименьшими общими издержками, — констатируют известные американские эксперты в области менеджмента и маркетинга Дональд Бауэрсокс и Дэвид Клосс. — Запасы сами по себе — невеликое богатство, пока они не размещены там и тогда, где и когда они требуются для обеспечения передачи материальных ценностей из рук в руки или создания добавленной стоимости. Если фирме не удается постоянно соблюдать эти условия места, времени и экономичности, ей нечего и некому будет продавать. А для того чтобы логистика приносила максимальные стратегические выгоды, все ее операционные компоненты должны работать на основе принципов взаимосвязанности и единства. Действенность каждого такого компонента проявляется только в том случае, если он способствует повышению эффективности всей системы логистики в целом. По сути дела, достижение стратегических целей любого делового предприятия зависит от степени интеграции логистических процессов».

 
 

До появления электронной торговли клиенты, как правило, не интересовались затратами, связанными с логистическим обеспечением доставки товаров на склад, в магазин или к ним домой. Взаимодействие покупателя и предпринимателя осуществлялось через торговых операторов-посредников, которые брали на себя передачу продукции пользователю. Интернет-бизнес связал клиента с поставщиком напрямую, минуя посредническое звено. И теперь у заказчиков появилась возможность делать свой выбор в пользу тех или иных продавцов, учитывая при сравнении предлагаемых ими условий параметры сложности и стоимости применяемых ими логистических процедур. В традиционном бизнесе логистика, благодаря продолжительности различных этапов взаимодействия производителя с потребителем, имеет достаточно времени, чтобы без опозданий, но и без спешки реагировать на изменение спроса. Интерактивная же природа Интернета позволяет потенциальному заказчику откликаться на любую промо-акцию мгновенно, а гибкость веб-технологий дает возможность маркетингу держать рынок в постоянном напряжении. И в такой обстановке замедленная логистическая обработка заказов поставщиком может привести к их лавинообразному накоплению и перерасти в настоящую катастрофу для компании. Подобное уже случалось в электронной коммерции в периоды рождественских праздников, когда многие онлайновые торговые центры либо выполняли заказы с опозданием на месяц, либо не принимали их вообще. Интернет-магазины должны прежде всего уметь осуществлять прямые и оперативные поставки большому числу клиентов, поскольку электронный бизнес, в первую очередь, предполагает переход от оптовой продажи — к розничной, а от массового обслуживания — к индивидуальному.

 «Персонифицированная» логистика имеет для интернет-бизнеса исключительно важное значение: без нее самые современные веб-технологии не сделают фирму дееспособной в обстановке сетевого рынка. Зато освоение такого логистического подхода дает предпринимателям шанс весьма прочно привязать к себе клиентов, превратив их самих в функциональные элементы своей коммерческой цепочки. Поэтому задачи по выработке новых способов взаимодействия с потребителями были, есть и будут оставаться для онлайновых негоциантов приоритетными. Сегодня решение этих задач идет по целому ряду различных направлений, главными из которых можно считать расширение интерактивного доступа к фронт-офисным системам веб-компаний (в результате чего заказчик получает моментальный ответ на запрос о наличии интересующего товара, его ценах, действующих скидках, сроках и способах поставки); организацию сбора и хранения всей существующей информации о заказчиках в специализированных базах данных (благодаря чему клиенту не нужно постоянно сообщать о себе одни и те же уже известные фирме сведения); обеспечение обратной связи с заказчиками (поддержание постоянного контакта с ними, проведение регулярных опросов об удовлетворенности работой компании и пожеланиях на перспективу и т. п.), а также разработку и внедрение дополнительных сервисов, количество и содержание которых может увеличиваться и разнообразиться до бесконечности.

 Логистической инновацией стала компьютеризация логистических активностей.

Поскольку компьютеризация есть не что иное, как обработка информации, а компьютер — основа всех информационных технологий, то речь идет, по существу, о компьютерном обеспечении трансакционных работ. Предпринимательская деятельность вне зависимости от специализации предусматривает выполнение комплекса логистических работ, объединенных в следующие блоки: закупки (снабжение), сбыт (продажа, реализация), транспортировка (перемещение), складирование (управление запасами).
Для каждого блока можно поставить в соответствие основные логистические инновации (табл. 1). Перечисленные блоки и соответствующие им инновации увязываются в единый контур с помощью трансакционных операций. Инновационная деятельность в логистике также имеет в своей основе трансакционные операции, т.е. тщательную проработку исходной информации и результат в виде бизнес-плана.

К числу важнейших   логистических  инноваций относятся компьютеризация процесса  товародвижения и электронная  коммерция . Несомненным достоинством электронной торговли является то, что она в значительной мере ориентирована на основополагающий логистический блок — закупки.

При этом в систему екоммерции вводится алгоритм оптимизации закупок с критериями векторной (многофакторной) оптимизации, а именно: качество продукции, ее научно-технический уровень, цена, сопутствующие услуги, послепродажный сервис, канбан и др. Естественно, что этот алгоритм будет работать в том случае, если продавец опубликует в Интернете максимально полную информацию о себе и своих товарах и услугах.
Кроме того, в систему электронной торговли входит банк данных о товарах и услугах, реальных и потенциальных деловых партнерах, накопленных за предшествующий период деятельности трансакционной фирмы. Таким образом, из изложенного следует принципиально важный — для логистики и трансакций — вывод: электронная коммерция является инструментом установления, оптимизации и оформления хозяйственных связей в процессах товародвижения в едином операционном комплексе.

В конечном итоге, любая логистическая схема складывается в некую «маршрутную карту» оптимального продвижения товара к его пользователю, в которой должны быть размечены все этапы формирования и обеспечения потребительского заказа. Цикл его реализации начинается с момента определения покупателем перечня приобретаемой продукции, заканчивается моментом ее фактического получения этим покупателем и включает в себя передачу и прием заказа поставщиком, проверку им наличия товара на складе и подтверждение покупателю выполнимости заказа, составление соответствующих документов, осуществление расчетов и доставку заказанного товара потребителю.

 Развитие компьютерных коммуникаций и сетевых технологий, совершенствование структуры сайтов и их программного обеспечения, распространение разнообразных информационных и электронно-платежных систем — все это создает интернет-компаниям существенные преимущества в деле сокращения времени и расходов, необходимых для организации оперативной связи с клиентами, оформления заказов и решения финансовых вопросов. Контакты между поставщиком и потребителем перестают быть дискретными, преобразуясь в непрерывный интерактивный процесс, лишенный какой-либо бумажной волокиты, а следовательно, простой и удобный для обеих сторон. Документирование каждой отдельно взятой поставки ускоряется в 3–5 раз, удешевляется по крайней мере вдвое, а общее число выполняемых онлайновых заказов непрерывно растет: по статистике агентства Forrester Research, количество интернет-сделок, реализованных в сфере «business-to-customer», за последнее пятилетие увеличилось почти на 1000%.

 Однако для нормального функционирования интернет-коммерческой фирмы минимизация затрат, связанных с оформительскими и денежными процедурами, представляет собой лишь малую часть проблем принципиальной важности. Ведь, несмотря на всю «виртуальность» интернет-торговли, большинство продуктов поступает по ее каналам покупателям не в электронном, а в материальном виде, а потому ее успех зависит в первую очередь и в наибольшей степени от способности предпринимательских веб-структур разработать собственные схемы и отрегулировать специфические режимы «физической» доставки пользователям приобретаемых ими товаров. «»В примерно одинаковой маркетинговой обстановке и при относительно равных и общедоступных веб-технологических средствах наиболее эффективные системы логистики и способы осуществления поставок станут для предприятий электронной торговли ключевыми факторами обеспечения конкурентного превосходства, — писал еще на заре эпохи дот-комов всемирно известный «гуру» промышленного менеджмента Питер Друкер. — В онлайновой коммерции организация поставок возобладает над всеми остальными аспектами управления бизнесом и превратится в главное, если не единственное, направление работы компаний, в котором они действительно могут отличиться. Иными словами, фирмы начнут соревноваться не столько в характеристиках реализуемой продукции, сколько в условиях ее поставки, которые они в состоянии будут предложить потребителям».

 В торговле материальными объектами эффективность логистики определяется уровнем доступности товаров, — то есть наличием их в необходимом количестве именно там, где они нужны потребителям. А определение объема и расположения товарных запасов как раз и является первоочередной задачей при создании логистических систем. На сегодняшний день разработано уже достаточно много программных инструментов компьютерного проектирования таких систем, содержащих алгоритмы выстраивания схемы поставок с учетом наиболее часто выполняемых заказов, использованием принципов оптимизации товаропотоков, расчетами уменьшения паразитного трафика, снижения пиковых нагрузок, их перераспределения между различными звеньями общей цепи и т. д. Аналогично тому, как в современных информационных системах происходит маршрутизация потоков данных, в автоматизированных системах логистики производится поэтапная регулировка движения продукции от поставщика к потребителю для определения максимально рационального пути, исходя из соображений оперативности и экономичности поставок. При составлении подобных «маршрутных карт» во внимание принимаются такие привычные для логистики показатели, как вероятность дефицита и затоваривания, возможность быстрого реагирования на непредвиденные обстоятельства, обеспечение бесперебойности доставки, мобильность средств транспортировки товаров и т. п. Но основным критерием оптимальности маршрута обычно выступает общее время, необходимое на его полное прохождение заказом — что называется «от ворот до ворот». И вот вокруг этого-то параметра как раз и возникает большинство самых серьезных проблем: из-за отсутствия проработанных методик и апробированных рецептов сопряжения логистики онлайнового бизнеса с традиционными транспортно-распределительными сетями оффлайновой торговли точный расчет времени доставки оказывается пока не по силам ни одной автоматизированной системе.

 Одна из основных побудительных причин электронизации торговли заключается именно в ускорении ее процессов, а суть конкуренции интернет-поставщиков состоит в том, что побеждает быстрейший. Но даже самые поднаторевшие в решении логистических проблем представители сетевого бизнеса не могут зачастую обойти стороной проблемы транспортировки товаров конечным пользователям, обусловленные очевидным недостатком подготовленных для этой цели курьерских служб. Будучи ориентированными на стандарты обычной торговой системы, существующие транспортные компании оказываются, как правило, неспособными соответствовать критериям скорости, экономической эффективности и сервисного уровня, устанавливаемым Интернетом.

Несмотря на позитивные тенденции, в интернет-бизнесе продолжают сохраняться целые пласты транспортно-логистических проблем, решение которых не удается целиком переложить на плечи специализированных курьерских служб. Как быть, к примеру, с соблюдением правил торговли и прав покупателя при доставке заказанной по Сети бытовой техники: ведь клиент при получении требует продемонстрировать ее работоспособность, а персонал транспортных фирм не обладает для этого достаточной квалификацией. Каким образом организовать возврат товаров, от которых покупатель по тем или иным причинам отказался: если оценка правомочности возврата должна быть произведена по месту использования товара, то курьер с этой задачей в одиночку тоже не справится. Вот и вынуждены интернет-компании создавать собственные службы доставки с целым штатом подготовленных сотрудников и арсеналом транспортных средств, что ни в коей мере не способствует снижению их затрат и достижению высокой экономичности торговых операций.

 Мало того — по пути товара от онлайнового продавца к онлайновому покупателю встают еще и так называемые «барьеры кибертранзита»: если Интернет как глобальное информационное пространство границ не имеет, то приобретаемым через него материальным продуктам очень часто приходится пересекать вполне реальные государственные границы, сталкиваясь при этом с неизбежными препятствиями в виде таможенных процедур, налоговых обложений, внутригосударственных законодательных актов и транзакционных ограничений. По логике электронной торговли клиенту должно быть абсолютно безразлично, в каком регионе, стране или городе базируется его поставщик. Однако на практике при осуществлении трансграничных поставок вопросами политико-экономической географии пренебречь не удается: даже внутри Евросоюза с его объединенной хозяйственной территорией и общей валютой никакой «единой логистики» пока не существует, а в пределах США до сих пор действует множество различных торговых регламентов, совершенно по-разному трактующих порядок купли-продажи (достаточно упомянуть, что в некоторых штатах законодательно запрещена розничная интернет-торговля спиртными напитками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

1. Войти на выбранный в соответствии с вариантом Web-сайт.

2. Определить принадлежность к той или иной модели взаимодействия субъектов систем электронной коммерции.

3. Определить:

– основные структурные элементы построении Web-сайта,

– способы регистрации пользователей,

– используемые платежные системы,

– способы доставки товаров.

 

1. Войдем на сайт http:// www.chemforum.ru

В шапке сайта указано «Химический Форум представляет информацию по химической промышленности России и СНГ, новости химической промышленности, on-line Торговая площадка, База данных предприятий, Маркетинг, отраслевые издания, химия, химическая, промышленность, химический, маркетинг, нефтехимия, химические предприятия, товары, компании, рынок, продукция, chemical, forum, industry, Russian, market, CIS, guide, химический продукт, завод, химия, Основная продукция неорганической химии, Минеральные удобрения, агрохимикаты, Кислоты, окислы, соли, спирты, эфиры, Продукция органического синтеза, Нефть, нефтепродукты, ГСМ, Газы, Масла и жиры животного и растительного происхождения, Красители и пигменты, Лакокрасочные материалы (ЛКМ), растворители, грунтовки, Клеи, клеевые компоненты, Композиционные, керамические и технические материалы, пластификаторы, наполнители, Полимерные материалы, пластмассы, смолы, Резинотехнические изделия и каучуки, шины, герметики, Продукты бытовой химии, инсектициды, моющие средства, Прочие химические продукты, Строительные материалы, ткани, Продукты лесохимического и целлюлозно-бумажного производства, Оборудование, машины, Металлы, Руды и шлаки, Технологические и научные разработки, Фармацевтические, парфюмерно-косметические, медицинские препараты, ферменты, лекарственные средства, Эфирные масла, воски, Химические волокна и нити, Химические реактивы, фотоматериалы, высокочистые вещества, модификаторы, Автохимия, антикоррозионные материалы». Сделано в целях лучшей индексации сайта поисковыми системами.

На главной странице указано, что некоторые страницы не работают.

Регистрацию в Путеводителе, который объединяет справочник по компаниям химической и смежных отраслей — Каталог Компаний и специализированную интернет-биржу — Каталог Продуктов, путеводитель предназначен для оперативного обмена информацией на химическом и смежных рынках и предоставляет доступ к информации по компаниям, их продукции и услугам, к заявкам на покупку и продажу продукции предприятий отрасли, необходимо осуществлять на странице http:// www. chemforum. ru/ ChemGuide/edit/FCompany.asp .

Для регистрации следует указать:

Полное наименование организации (сначала название, потом форма организации. Пример — ГАЗПРОМ РАО);

Регион;

Сфера деятельности компании;

Краткая информация о предприятии;

Ключевые слова;

Почтовый адрес;

Контактную информацию;

Адреса в Internet – E-Mail и WWW

Данные для авторизации – E-Mail, Имя Пользователя, Пароль.

На сайте не используются электронные платежные системы, а используется оплата банковским переводом, цены указаны в долларах США.

 

 

 

Структура сайта следующая.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Путеводитель представляет собой каталог предприятий, продукции и услуг с возможностью самостоятельного изменения информации о Вашем предприятии. Он ориентирован, прежде всего, на производителей и дилеров, осуществляющих постоянные поставки или закупки определенных продуктов.

Здесь можно зарегистрировать свое предприятие в разделе Регистрация Путеводителя, следуя приведенным там инструкциям.

ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Торговая Площадка предназначена для обмена информацией о срочной купле-продаже продукции, оборудования, технологий и услуг химической и смежных отраслей.

Для того, чтобы поместить свое объявление на «Торговую площадку» необходимо заполнить Форму Предложения или Форму Спроса.

Условия: объявление должно соответствовать тематике Chemforum.ru, должно соответствовать разделу (Спрос или Предложение), не должно содержать рекламы других ресурсов, сходных с Chemforum.ru, а так же информации, направленной против третьих лиц.

Подписавшись на «Рассылку» можно дважды в неделю получать по электронной почте все объявления, пришедшие в «Торговую Площадку» «Химического Форума».

НОВОСТИ

Ежедневная лента новостей по отрасли от информационных агентств Финмаркет и AK&M, подборка мировых цен на основные химические продукты, аналитические обзоры.

РЕКЛАМА

Chemforum.ru входит в число крупнейших отраслевых информационных ресурсов России и СНГ. Объем аудитории и посещаемость можно оценить по показаниям Spylog, TopList, Aport.

На сайте возможно размещение баннеров двух форматов (468х60 и 140х50 точек) и текстовых блоков. В Рассылке Торговой Площадки размещается только текстовая реклама.

По вопросам размещения рекламы, резервирования площадей, а также размещению нестандартных рекламных материалов необходимо обращаться на adv@chemforum.ru.

ВНЕБИРЖЕВАЯ ВЕКСЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИНМАРКЕТ

Внебиржевая Вексельная Система (ВВСTM) предназначена для обмена в режиме реального времени информацией на внебиржевом рынке векселей, зачетов, тарифов и других долговых обязательств. Система позволяет осуществлять (On-line) доступ к базе данных (БД) внебиржевой информации: предложений на покупку /продажу векселей, текстовых сообщений, справочных сведениях о векселях, векселедателях и участниках системы.

На Chemforum.ru доступна демонстрационная версия системы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Раздел содержит информацию о ведущих компаниях, занимающихся информационным обслуживанием предприятий отрасли, аудитом и консалтингом. Их услуги и продукты с возможностью заказа.

Компании: , РА Эксперт, КЦ Ирбис, НИИТЭХИМ, журнал «Лакокрасочные материалы и их применение».

Здесь можно оформить заказ на продукцию указанных компаний.

РОСХИМПРОФСОЮЗ

Официальный сайт Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности. Представлена информация об истории и структуре профсоюза, уставные документы, информация по тарифному соглашению в химической отрасли, коллективным договорам, информация о региональных организациях Профсоюза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Основы электронной коммерции / Под ред. С.Ю. Глазьева. М., 2001.
  2. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб., 2001.
  3. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича. –СПб.: Питер, 2001.
  4. Козье Д. Электронная коммерция. М., 2003.
  5. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М., 2003.
  6. Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. СПб., 2002.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00044 sec

WordPress: 23.07MB | MySQL:122 | 1,903sec