ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

<

060514 0034 1 ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В  РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В последнее время происходит бурное развитие систем телекоммуникаций, одним из ключевых элементов которых является глобальная компьютерная сеть Интернет и ее главный сервис WWW (World Wide Web). Интернет представляет собой первую реализацию опосредованной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными возможностями для рекламы и выступает в качестве двух основополагающих элементов:

во-первых, Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью «многие-многим» в основе которой лежит pull-модель получения информации потребителями. Кроме того, Интернет является гипермедийным способом представления информации, значительно отличающимся от традиционных средств массовой информации интерактивной природой, высокой гибкостью и масштабностью.

во-вторых, Интернет — глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений, позволяющий производить интерактивную покупку товаров и значительно изменяющий возможности фирм в продвижении товара и место дистрибутивных фирм в этом процессе.

Еще недавно назад казалось, что бурный рост электронной коммерции на Западе обходит стороной нашу страну. Сегодня же в РФ наблюдается достаточно заметный всплеск интереса к электронной коммерции. Это можно проследить и по увеличению (на порядок) числа Интернет–магазинов за последний год, и по появлению специальных изданий, посвященных электронной коммерции. Только в начале этого года появились два новых издания, целиком посвященных электронной коммерции: «Бизон (Бизнес он–лайн)» и «Мир электронной коммерции». Во многих компьютерных изданиях существуют рубрики, посвященные электронной коммерции.

Однако, нашей Интернет–коммерции еще очень далеко до западной. Основные объективные причины такого положения дел, наверно, очевидны для всех. На фоне общего экономического кризиса, отсутствия в большинстве районов страны современных телекоммуникационных сетей, малой распространенности современных электронных платежных средств трудно было бы ожидать резкого взлета электронной коммерции в короткие сроки.

Первые робкие ростки электронной коммерции появились почти одновременно с появлением самой сети Интернет в России. Некоторые Интернет–магазины, торгующие книгами, существуют уже пять лет. Достаточно назвать сайты «Книги России» и «Озон», ведущие торговлю книгами в Интернете на хорошем профессиональном уровне. Контрольный пакет акций последнего был приобретен западными инвесторами за сумму $1.8 млн.

В то же время нельзя не отметить тот факт, что сегодня торговля через Интернет в нашей стране еще недостаточно востребована, чтобы приносить серьезную коммерческую выгоду. На сегодняшний день в Интернете торгуют фирмы, которые могут позволить себе вкладывать деньги с расчетом на отдачу в будущем. Уже сегодня они закладывают фундамент грядущего процветания.

Что же нужно (помимо общего роста доходов населения страны) для того, чтобы электронная коммерция приобрела в России серьезные масштабы? По большому счету, основные факторы таковы:

восприятие приемлемости совершения покупки через Интернет (насколько в сознании массового покупателя покупка через Интернет является удобной и приемлемой);

степень доступности Интернета как такового;

наличие/отсутствие удобных средств платежей;

наличие/отсутствие законодательной базы при оформлении покупки;
• наличие/отсутствие удобных и относительно недорогих способов доставки товара до потребителя.

Рассмотрим эти проблемы по порядку. В первую очередь, проблему увеличения числа потенциальных покупателей. На сегодняшний день в России, по разным оценкам, от 1 до 5 млн. пользователей Интернет (это на 2 порядка меньше, чем число телезрителей в нашей стране, и на порядок меньше числа пользователей Интернет в такой стране, как США).

Сегодня ожидания, что Интернет станет так же популярен, как телевидение, пока что не оправдывают себя даже в таких развитых странах, как США, хотя там Интернет «подошел» к аудитории ТВ ближе (согласно данным Strategis Group (www.strategisgroup.com), на конец 2007 г. 63% пользователей Интернет от всего взрослого населения против 97% телезрителей). Очевидно, в плане электронной коммерции существенно большие возможности есть у интерактивного телевидения. С приходом интерактивного ТВ станет возможным не только рекламировать покупку по телевидению, дать возможность покупателю задать вопросы и получить информацию о товаре во время телепрограммы или рекламы, но и тут же оплатить покупку. Это то, о чем мечтают владельцы современных телемагазинов: обратная связь с покупателем и возможность оплаты покупки уже при оформлении заказа.

Очевидно, что для обеспечения более эффективных продаж в интерактивном ТВ большую роль должен играть Интернет как таковой.
Попробуем себе представить, как это будет выглядеть на практике уже в ближайшем будущем. Посмотрев рекламный ролик, зритель будет нажимать кнопку где-нибудь в углу экрана, чтобы получить дополнительную информацию о товаре. При этом он будет попадать на web–сервер электронного магазина. Здесь он сможет получить более подробную информацию об интересующем его товаре в текстовом и видеорежимах, задать вопросы, получить на них ответы и, наконец, оформить заказ. При этом его семья все это время сможет продолжать смотреть телепередачу (а почему бы и нет?). Такие возможности сделают электронную коммерцию более демократичной и, следовательно, более широко востребованной.

Итак, у пользователя есть компьютер, есть подключение к Интернету и желание совершать покупки, не выходя из дома. Разумеется, для этого нужны еще и платежные средства. Первые шаги к созданию современных платежных систем в нашей стране уже сделаны. Сегодня человек, собирающийся сделать покупку через Интернет, имеет несколько возможностей на выбор: оплата по факту получения покупки и предоплата с использованием пластиковых карт или электронной наличности.
Заплатить по карте можно далеко не во всех магазинах. Как минимум половина российских Интернет–магазинов осуществляет доставку товаров с оплатой при получении покупки, в том числе и наложенным платежом (с оплатой товара при получении в почтовом отделении). Основная причина заключается в том, что Интернет–торговцы не верят, с одной стороны, в честность покупателей и, с другой стороны, в надежность платежных систем.

Смошенничать при проведении платежа по пластиковой карте через Интернет легче, чем при платеже в обычном магазине. В США около 1% платежей по пластиковым картам оказываются мошенническими. Половина этих мошеннических платежей приходится на Интернет (это при том, что объем платежей через Интернет как таковых составляет менее 10%).
В последнее время создаются новые системы платежей через Интернет с использованием т.н. электронной наличности. С появлением Интернета и электронной почты, а также современных систем криптографии стало возможным создание точного электронного эквивалента наличных денег.

Электронные наличные обладают теми же качествами, что и их реальный денежный прототип:

они дробимы — могут быть разменяны на купюры более мелкого номинала;

они уникальны — каждая электронная купюра имеет свой уникальный код;

они защищены — купюры имеют высокую степень защиты, что практически делает подделку купюры процедурой настолько трудоемкой, что это становится бессмысленным при сравнительно низком номинале, т. к. кодировка каждой купюры уникальна благодаря системе шифрования с закрытыми раздельными ключами;

они обладают свойством анонимности. Так, если на платежном банковском поручении указаны реквизиты осуществляющих платеж организаций, то в случае электронной наличности какие–либо реквизиты, позволяющие идентифицировать личность плательщика или получателя платежа, отсутствуют. Это приближает электронные наличные к реальным деньгам.

В России существуют несколько платежных систем, представляющих альтернативу платежам по пластиковым картам. Это такие системы, как «Instant!», «Cyberplat», «WebMoney» и «PayCash».

В целом можно сказать, что проблема платежей в Интернете на техническом уровне сегодня решена. Выбор той или иной платежной системы — дело вкуса и зависит от специфики конкретного Интернет–магазина.

Большинство Интернет–магазинов торгуют с доставкой товара по почте либо курьером в пределах Москвы или СПб. Однако для начинающих Интернет-торговцев проблема доставки товара до потребителя является, пожалуй, самой сложной из всех проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

В целом Интернет–торговля в России будет успешно развиваться, так как потребность в таких услугах реально существует. В обозримом будущем вероятно увеличение объемов продаж по сравнению с существующими в десятки раз. Это чрезвычайно перспективный рынок. Вероятно, рост этой отрасли будет идти настолько быстро, что человек, далекий от Интернета, будет поражен, как многое он сможет купить в сети Интернет через 2–3 года.

В России причины, которые существенно ограничивают масштабы использования населением систем электронной коммерции для покупок товаров и услуг, встречаются чаще, чем в США и на Западе. К основным причинам необходимо отнести:

1. Продолжающийся системный кризис во всех отраслях национальной экономики, следствием чего является весьма ограниченный платежеспособный спрос населения.

2. Отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных проектировщиков электронных магазинов, а также надежных, эффективных и недорогих программных средств.

3. Присутствие на электронном рынке ограниченного количества покупателей из-за сравнительно небольшого числа пользователей сетью Интернет.

4. Недоверие к новым формам оплаты покупок со стороны потенциальных покупателей, а также слабая распространенность и низкая популярность использования кредитных карт, применяемых в качестве платежного средства.

5. Слабая развитость телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, что значительно замедляет передачу необходимых данных.

6. Недостатки в законодательной базе, которая не обеспечивает надлежащих гарантий выполнения всех обязательств по электронным сделкам.

7. Малое количество реально функционирующих электронных магазинов.

8. Отсутствие надежно функционирующей национальной банковской системы.

9. Слабая развитость такого элемента инфраструктуры электронной коммерции, как система своевременной доставки товара покупателю в любой регион России; это обусловлено отсутствием развитой сети складов готовой продукции.

10. Чрезмерное завышение цен на товары и услуги в функционирующих электронных магазинах.

11. Проявляемое недоверие к электронной коммерции со стороны крупного, среднего бизнеса, а также розничных покупателей.

12. Отсутствие интереса и поддержки со стороны государства к становлению и развитию в России системы электронной коммерции.

13. Ограниченность ассортимента товаров и услуг, который может быть доступен через сеть Интернет.

14. Достаточно высокая стоимость создания и обеспечения нормальных условий функционирования электронного магазина; по приведенным в различных источниках данным, в самом лучшем случае стоимость создания электронного магазина колеблется от $5 до $150 тыс.

15. Сравнительно большая трудоемкость поиска в сети необходимого товара или услуги из-за ограниченного количества точек доступа к необходимой информации.

16. Доступ к Интернету для подавляющего числа граждан России представляется дорогим, что связано с низкой платежеспособностью.

17. Наличие известного недоверия к самой сети Интернет.

Нерешенными остаются проблемы, связанные с организацией в сети Интернет системы страхования и кибернаториата.

Собственные проблемы дальнейшего развития и эффективного использования сети Интернет заключаются в необходимости решения следующего комплекса основных проблем:

обеспечение возможности значительного увеличения объема передаваемой информации, обусловленного многократным ростом числа пользователей;

интеграция передачи голосовой и цифровой информации с целью повышения эффективности функционирования информационных систем;

разработка приемлемых для большинства пользователей тарифов за право работы в сети Интернет;

обеспечение необходимого уровня безопасности на всех этапах обслуживания пользователей сетью Интернет;

разработка достаточно мощных, надежно работающих и безопасных серверов, которые должны быть доступны по цене для массового покупателя.

Электронная коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (напомним: по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет). Из-за слабости национальной экономики Россия принимает весьма ограниченное участие в формировании нового экономического миропорядка. Основу его составляют, как известно, новейшие информационные технологии, глобальная телекоммуникационная сеть, главным представителем которой является Интернет.

<

За последние годы в сфере электронной связи осуществилась технологическая революция. Произошло достаточно быстрое развитие систем обмена электронными данными, в том числе и на основе использования стандартов ЭДИФАКТ, электронной почты и Интернета, которые принципиально изменили способы осуществления коммерческих сделок и торговых операций. Процедуры осуществления внутринациональных и интернациональных торговых операций стали более простыми и требующими значительно меньших затрат времени по сравнению с традиционными формами торговли. Важное экономическое преимущество электронной торговли, по мнению директора Центра обработки данных «ИнформВЭС» Министерства торговли России, заключается в том, что «она позволяет снизить издержки обращения на 20–30%, а в отдельных случаях на порядок».

Дальнейшее расширение состава стран-участниц Всемирной торговой организации и принятие в ее рамках Соглашения, касающегося основных средств связи, создают реальные и благоприятные возможности для организации и становления глобального (всемирного) рынка электронной коммерции. Россия должна будет учитывать принятые международные требования и рекомендации по данной проблеме.

Российская Федерация не уделяет достаточного внимания решению проблем, связанных с развитием и дальнейшим совершенствованием систем электронной коммерции. Однако и в России функционирует определенное количество электронных магазинов. Товарооборот каждого из них весьма скромный и составляет в среднем $2,5–3,2 тыс. год. Совокупный годовой оборот отечественных электронных магазинов по самым оптимистическим оценкам составил в 2007 г. примерно $165 тыс. Для сравнения отметим, что согласно данным, приведенным компанией ActivMedia Inc., товарооборот за 2006 г. достиг в США $83,8 млрд.

Все отечественные электронные магазины сталкиваются с рядом проблем, которые требуют неотложного решения. Среди наиболее серьезных следует выделить такие:

практически полное отсутствие со стороны государственной власти пропаганды идей законности и экономической целесообразности широкого использования систем электронной коммерции (что обусловлено, как утверждают специалисты, «непониманием — от незнания»);

весьма ограниченное количество людей, владеющих электронными кредитными карточками;

недостаточная развитость системы электронных платежей; поэтому в российской действительности пока еще контакт при оплате покупки «человек — человек» остается необходимым и преобладающим;

отсутствие практических рекомендаций, связанных с обеспечением наиболее целесообразного сочетания в использовании известных российских платежных систем с зарубежными платежными системами, что позволило бы обеспечить более высокую надежность и эффективность функционирования российских электронных магазинов;

отсутствие необходимой и достаточно масштабной поддержки со стороны государства в становлении современной инфраструктуры систем электронной коммерции;

невозможность обеспечения достаточно высокого уровня безопасности обмена данными между участниками электронной торговли;

нерешенность проблемы обеспечения эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность; особенно это касается тех товаров, которые могут распространяться электронным способом, а значит, и могут быть скопированы;

неразработанность надежных механизмов, гарантирующих необходимую секретность и безопасность осуществления электронной коммерции в открытых сетях;

отсутствие профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно работать в системе электронной коммерции (подготовка вузами России специалистов в области коммерции ориентирована преимущественно на традиционные формы проведения торговли);

отсутствие ориентации участников электронной торговли на такую систему цен на товары и услуги, которые удовлетворяли бы требованиям большей части потенциальных покупателей;

слабость правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения участников электронной торговли;

отсутствие специальных методик, позволяющих сколько-нибудь достоверно оценить экономическую эффективность создания и функционирования Интернет-компаний (в том числе и электронных магазинов);

ограниченные возможности создания дополнительных рабочих мест из-за невысоких темпов развития систем электронной коммерции.

Некоторые из приведенных выше проблем должны и могут быть решены на глобальном и государственном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕСТЫ

 

1.    Возможные направления оценки эффективности электронной коммерции:

а)    экономическое

б)    организационное

в) маркетинговое

г) все перечисленные

2.    Прямые убытки субъектов электронной коммерции, возникающие в результате нарушения безопасности выражаются в:

а)    стоимости восстановления поврежденной или физически утраченной информации;

б) стоимости незаконных операции с денежными средствами и ценными бумагами, проведенных в электронной форме;

в)    стоимости текущих расходов, возникающих при вынужденной приостановке коммерческой деятельности;

г)    стоимости возмещения причиненного физического и/или имущественного ущерба третьи лицам.

3.    Одним из требований, предъявляемых к системе электронных платежей, является аутентификация:

а) верно;

б)    неверно.

4.    Основное преимущество электронной коммерции состоит в:

а) удобстве и комфортности для пользователей;

б) быстроте совершения сделок;

в)    значительном сокращении транзакций иных издержек;

г)    отсутствии необходимости личного общения при совершении сделки.

5.    НТТР – это:

а) язык для создания web-сайта;

б) аппаратно-независимый объектно-ориентированный язык для создания распределенных прикладных web-систем;

в) протокол для обмена гипертекстовой информацией в сети Интернет.

6.    Интернет-банкинг — это:

а) возможность совершать стандартные банковские операции через Интернет;

б)    создание виртуального банка в Интернете;

в)    получение банковского кредита через Интернет.

7.    Признает ли гражданское законодательство допустимость использования при оформлении договоров электронных форм документов

а) нет, не признает;

б) признает при условии наличия электронно-цифровой подписи;

в)    признает только в части правд распоряжения денежными средствами, находящимися на счете при использовании аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом;

г)    да, признает.

8.    Электронная цифровая подпись — это:

а) аналог собственноручной подписи, реализованный в электронном виде;

б) признак того, что полученный файл отправлен именно владельцем электронной цифровой подписи и в том виде, как он был составлен отправителем;

в) специальным образом подготовленное электронное сообщение, подтверждающее его целостность и авторство отправителя.

9.    При создании систем электронной коммерции предпочтительно использовать классификаторы:

а)    локальные, специально созданные для систем электронной коммерции;

б)    общероссийские;

в)    международные;

г)    все перечисленные.

10.    Система Hotlog -это

а)    сеть обмена баннерами

б)    счетчик посетителей сайта

в) сбора и анализа статистики Интернет-проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

1. Войти на выбранный в соответствии с вариантом Web-сайт.

2. Определить принадлежность к той или иной модели взаимодействия субъектов систем электронной коммерции.

3. Определить:

– основные структурные элементы построении Web-сайта,

– способы регистрации пользователей,

– используемые платежные системы,

– способы доставки товаров.

 

1. Войдем на сайт http:// www.chemforum.ru

В шапке сайта указано «Химический Форум представляет информацию по химической промышленности России и СНГ, новости химической промышленности, on-line Торговая площадка, База данных предприятий, Маркетинг, отраслевые издания, химия, химическая, промышленность, химический, маркетинг, нефтехимия, химические предприятия, товары, компании, рынок, продукция, chemical, forum, industry, Russian, market, CIS, guide, химический продукт, завод, химия, Основная продукция неорганической химии, Минеральные удобрения, агрохимикаты, Кислоты, окислы, соли, спирты, эфиры, Продукция органического синтеза, Нефть, нефтепродукты, ГСМ, Газы, Масла и жиры животного и растительного происхождения, Красители и пигменты, Лакокрасочные материалы (ЛКМ), растворители, грунтовки, Клеи, клеевые компоненты, Композиционные, керамические и технические материалы, пластификаторы, наполнители, Полимерные материалы, пластмассы, смолы, Резинотехнические изделия и каучуки, шины, герметики, Продукты бытовой химии, инсектициды, моющие средства, Прочие химические продукты, Строительные материалы, ткани, Продукты лесохимического и целлюлозно-бумажного производства, Оборудование, машины, Металлы, Руды и шлаки, Технологические и научные разработки, Фармацевтические, парфюмерно-косметические, медицинские препараты, ферменты, лекарственные средства, Эфирные масла, воски, Химические волокна и нити, Химические реактивы, фотоматериалы, высокочистые вещества, модификаторы, Автохимия, антикоррозионные материалы». Сделано в целях лучшей индексации сайта поисковыми системами.

На главной странице указано, что некоторые страницы не работают.

Регистрацию в Путеводителе, который объединяет справочник по компаниям химической и смежных отраслей — Каталог Компаний и специализированную интернет-биржу — Каталог Продуктов, путеводитель предназначен для оперативного обмена информацией на химическом и смежных рынках и предоставляет доступ к информации по компаниям, их продукции и услугам, к заявкам на покупку и продажу продукции предприятий отрасли, необходимо осуществлять на странице http:// www. chemforum. ru/ ChemGuide/edit/FCompany.asp .

Для регистрации следует указать:

Полное наименование организации (сначала название, потом форма организации. Пример — ГАЗПРОМ РАО);

Регион;

Сфера деятельности компании;

Краткая информация о предприятии;

Ключевые слова;

Почтовый адрес;

Контактную информацию;

Адреса в Internet – E-Mail и WWW

Данные для авторизации – E-Mail, Имя Пользователя, Пароль.

На сайте не используются электронные платежные системы, а используется оплата банковским переводом, цены указаны в долларах США.

 

Структура сайта следующая.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Путеводитель представляет собой каталог предприятий, продукции и услуг с возможностью самостоятельного изменения информации о Вашем предприятии. Он ориентирован, прежде всего, на производителей и дилеров, осуществляющих постоянные поставки или закупки определенных продуктов.

Здесь можно зарегистрировать свое предприятие в разделе Регистрация Путеводителя, следуя приведенным там инструкциям.

ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Торговая Площадка предназначена для обмена информацией о срочной купле-продаже продукции, оборудования, технологий и услуг химической и смежных отраслей.

Для того, чтобы поместить свое объявление на «Торговую площадку» необходимо заполнить Форму Предложения или Форму Спроса.

Условия: объявление должно соответствовать тематике Chemforum.ru, должно соответствовать разделу (Спрос или Предложение), не должно содержать рекламы других ресурсов, сходных с Chemforum.ru, а так же информации, направленной против третьих лиц.

Подписавшись на «Рассылку» можно дважды в неделю получать по электронной почте все объявления, пришедшие в «Торговую Площадку» «Химического Форума».

НОВОСТИ

Ежедневная лента новостей по отрасли от информационных агентств Финмаркет и AK&M, подборка мировых цен на основные химические продукты, аналитические обзоры.

РЕКЛАМА

Chemforum.ru входит в число крупнейших отраслевых информационных ресурсов России и СНГ. Объем аудитории и посещаемость можно оценить по показаниям Spylog, TopList, Aport.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

060514 0034 2 ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В  РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция. М., 2005.
  2. Гаврилов О. Курс правовой информатики. М., 2004.
  3. Информатика. В 2-х кн./Под ред. Н.В. Макаровой. М., 2003.
  4. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др. СПб, 2004.
  5. Козье Д. Электронная коммерция. М., 1999.
  6. Климченя Л.С. Электронная коммерция. М., 2004.
  7. Львов И.Б., Казеев Г.Г., Морев И.А. Информатика. Владивосток, 2004.
  8. Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. М., 2001.
  9. Юрасов А.В. Электронная коммерция. М., 2003

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.34MB | MySQL:115 | 2,617sec