ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ

<

052514 1257 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И ЦЕЛЬ

Термин «технология» происходит от греческого слова techne – мастерство, искусство, а «логия», как обычно, знания или наука. Таким образом, технология – это область знаний (наука) о мастерстве или искусстве в деятельности человека.

В традиционном понимании технология – последовательность действий при преобразовании материалов, энергии и информации. Техника при этом выступает как инструментальная база реализации технологии.

В настоящее время термин технология обозначает науку о преобразовании материалов, энергии, информации.

Различные виды технологий появились одновременно с появлением человечества: технологии зажигания огня, поддержание огня, тушения огня, технологии охоты и рыболовства, технологии обучения детей, технологии изготовления орудий труда, охоты, войны.

В настоящее время человек использует миллионы технологий. Если в период первой технологической (аграрной, неолитической) революции 12 тыс. лет назад технологии изменялись медленно, во второй технологической (промышленной) революции, начавшейся в XVIII веке в Великобритании, темп появления новых технологий ускорился, то в третьей технологической революции, начавшейся в середине XX века, технологии обновляются в среднем за 8 лет.

В электронных технологиях рассматриваются технологии генерации, передачи, преобразования и использования электрической энергии в электротехнических и радиотехнических устройствах, устройствах автоматики и цифровой электроники.

Понятие «информационные технологи» появилось в последней трети ХХ в., а широкое распространение получило только в прошедшие десять лет . Следует заметить, что иногда говорят не об «информационных», а об «информационно-компьютерных технологиях». Но поскольку сегодня это понятие почти всегда подразумевает использование вычислительной техники, то определение «компьютерные» можно опустить как само собой разумеющееся.) В основе этого понятия лежит представление о технологии как о целенаправленном процессе, который характеризуется единством объекта и специфичностью методов и способов его обработки, благодаря которым происходит качественное изменение объекта. Процессы обработки информации полностью подходят под это определение1.

Понятие «информационной технологии», подобно понятию технологии материального производства, может трактоваться в широком и в узком смысле. Этим термином обозначают как процессы переработки информации в целом, так и процесс изготовления конкретного информационного продукта: «Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)»2.

Понятие «информационные технологии» более объемное, чем понятие «компьютерные технологии». К информационным технологиям следует отнести графику и черчение, обрабатывающие информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях, строительных сооружениях и т.п. К информационным технологиям следует отнести технологии профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, а также технологии предпринимательской деятельности, связанные с анализом информации о потребностях рынка и передачей информации потребителям о новых изделиях и услугах (маркетинг, реклама) и с информацией о работе трудового коллектива и управлении этим коллективом путем передачи информации (указаний) руководителя (менеджмента).

На II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» к «информационным» были отнесены следующие технологии: ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов; защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)1.

В проекте «Информатизация и Россия-2001: Белая Книга информационных технологий»2, подготовленном рабочей группой Экспертного совета по информационным технологиям при Администрации Президента РФ, рассматриваемое понятие трактуется еще шире: в него предлагается включить также все технологии, в совокупности обеспечивающие процессы подготовки, переработки и доставки информации, в частности, технологии микроэлектроники, разработку и производство компьютеров, телефонию и т. д.

Информационная технология – это процесс, направленный на получение информации, обеспечивающей достижение поставленных целей управления. В его составе методы, этапы, операции, действия, программные и технические средства, обеспечивающие в совокупности сбор, обработку, хранение и отображение информации.

Существуют три вида информационных технологий — предметная, обеспечивающая, функциональная:

— предметная технология представляет собой последовательность процедур (действий), выполняемых с целью обработки информации без привлечения вычислительной техники;

— обеспечивающая технология представляет собой специальные инструменты в руках пользователя, программные средства, ориентированные на некоторый класс задач, но не снабженные конкретными технологическими правилами их решения;

— функциональная технология — это обеспечивающая технология, наполненная конкретными данными и правилами их обработки из некоторой предметной области.

Техническая основа информационных технологий — это средства компьютерной техники, предназначенные для обработки и преобразования информации.

Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.

Таким образом, информационные технологии — это приемы, способы, методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки и использования данных.

Разберём подробнее составные части понятия информационной технологии.

Совокупность методов и производственных процессов экономических информационных систем определяет – принципы, приёмы, методы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.

Цель применения информационной технологии – снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов, а основной целью информационной технологии является удовлетворение потребности конечного пользователя (человека или технической системы) в определенной информации.

Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, аудио и видео информация и др.

Определение термина информационные ресурсы дает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20.02.1995): «Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)». Документом, согласно тому же закону, называется любая идентифицируемая информация, зафиксированная на материальном носителе (вне зависимости от ее знаковой природы). Под это определение подпадают не только письменные тексты, но и фонограммы, изображения и т. п.

Информационная система – это система предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.

Экономическая информационная система (ЭИС) – система для обработки экономической информации. Предметной областью ЭИС является бухучёт, статистика, банковская, кредитно-финансовая, страховая и другие виды экономической деятельности. Для использования ЭИС на рабочем месте её необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделён от процесса обработки экономических данных в предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы ИТ, доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например: электронная почта, электронный офис, текстовые и табличные процессоры и т. д. Таким образом, на рабочем месте эксплуатируются как элементы ЭИС, разработанные проектировщиками, так и информационные технологии, позволяющие работнику авто формализовать свою деятельность.

<

Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования технических и программных средств.

Технические средства включают в себя – компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей.

Программные средства – обеспечивают обработку данных в ЭИС и состоят из общего и прикладного программного обеспечения.

 

2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Технология обеспечивает выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Процедуры технологии: сбор и регистрация данных, ередача информации, хранение информации, обработка данных, создание отчетов, принятие решений.

Технологический процесс обработки данных включает:

подготовительный этап — подготовка к решению задачи (создание справочников, введение в память компьютера необходимых постоянных данных, корректировка состава типовых проводок, плана счетов и др.);

начальный этап связан с операциями по сбору, регистрации и размещению документов в базовые массивы.

основной, завершающий этап работы связан с получением необходимых отчетных форм. Из компьютерной базы данных извлекаются рабочие массивы, подлежащие группировке по соответствующим ключевым признакам, подсчету по ним итоговых данных с распечаткой в дальнейшем полученных отчетных документов.

Информационные технологии управления имеют целью удовлетворение информационных потребностей сотрудников, связанных с принятием решений. Технология предусматривает оценку планируемого состояния объекта управления, уровня отклонений от планируемого состояния, выявление причин отклонений, анализ возможных решений и действий. Представляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем предприятия (фирмы) и имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Информационные телекоммуникационные технологии

Основу инфраструктуры, необходимой для функционирования единой системы управления предприятием, составляет информационная вычислительная сеть. В качестве принципов функционирования сети можно назвать следующие: а) развитие элементов информационной сети на всех уровнях ее иерархии по единому плану под общим централизованным руководством; б) использование на каждом этапе открытых, апробированных, стандартизированных решений и подходов ведущих мировых производителей телекоммуникационных систем и средств; в) выполнение функционального полного комплекса технических решений, реализующих один из структурных или функциональных системообразующих элементов.

Информационная вычислительная сеть создает инфраструктуру единого информационного пространства, позволяющую объединить в себе существующие и будущие потребности предприятия по доступу ко всем видам информационных услуг. Такая инфраструктура включает: локальные вычислительные сети; телефонные сети; системы видеонаблюдения и промышленного телевидения; видеоконференции; системы безопасности и жизнеобеспечения; спутниковые линии связи; линии связи с глобальными сетями, в том числе и Интернетом.

Технологии управления деловыми процессами

Некоторые корпоративные информационные системы располагают встроенными функциями управления деловыми процессами. В этом случае функции предметных подсистем (планирование, учет, формирование документов и отчетов) изначально интегрируются с возможностями управления процессами (задание маршрутов документов в организации, контроль их прохождения, анализ потоков работ и документов). Такой подход реализован в системе управления «Парус». Это система корпоративного уровня, основанная на базе данных Oracl и включающая подсистемы управления финансами, логистикой и производством. Функции «workflow» централизованы в приложении «Управление деловыми процессами» и в то же время действительны во всей системе, что позволяет одновременно работать по принципам как «от функций», так и «от процессов». Это способствует плавному переходу от традиционной организации деловых процессов к более передовым и эффективным формам. Суть принципа определяется следующими понятиями:

— событие, инициирующее процесс, — это основная единица учета в системе, определяющая каждый деловой процесс;

— изменение статуса события определяет стадии обработки — от его регистрации в системе и до заключительной отметки о его закрытии;

— тип события определяет перечень возможных статусов его обработки («начальное состояние», «исполнение», «работа завершена»);

— исполнители реализуют совокупность действий (составляют документы, визируют их), т.е. событие подвергается обработке;

— маршрут обработки события есть последовательность совершения действий и передач от одного исполнителя к другому;

— маршрутные карты — это документы, в которых регистрируются маршруты обработки типовых, часто повторяющихся событий, жестко регламентируемых по срокам и исполнителям.

Маршрутная карта представляет собой матрицу возможных переходов события от одного статуса (точки маршрута) к другой, в ней указывается перечень исполнителей для каждой точки маршрута. Переход из одной точки в другую осуществляется по условию и сопровождается сменой статуса события и его адресацией конкретному исполнителю. Система управления деловыми процессами позволяет: сочетать правила ведения бизнеса в компании с функциями конкретных исполнителей; создать единую базу данных, содержащую сведения о работе как всей компании, так и ее отдельных подразделений и исполнителей; повысить управляемость процессов предприятия и информированность руководства о текущем состоянии бизнеса.

Интернет-технологии

Использование возможностей обмен электронными документами через всемирную сеть Интернет с использованием современных компьютерных технологий и протоколов безопасности.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ) ТЕХНОЛОГИИ

 

Любой современный компьютер представляет собой реализацию так называемой фон-неймановской архитектуры вычислительных машин. Эта архитектура была представлена Джорджем фон Нейманом еще в 1945 году и имеет следующие основные признаки. Прежде всего, современный компьютер должен иметь следующие устройства:

  • арифметическо-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции;
  • устройства управления, которое организует процесс выполнения программ;
  • запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных;
  • внешние устройства для ввода-вывода информации.

    Машина состоит из блока управления, арифметико-логического устройства (АЛУ), памяти и устройств ввода-вывода. В ней реализуется концепция хранимой программы: программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Выполняемые действия определяются блоком управления и АЛУ, которые вместе являются основой центрального процессора. Центральный процессор выбирает и исполняет команды из памяти последовательно, адрес очередной команды задается «счетчиком адреса» в блоке управления. Этот принцип исполнения называется последовательной передачей управления. Данные, с которыми работает программа, могут включать переменные – именованные области памяти, в которых сохраняются значения с целью дальнейшего использования в программе.

    Рассмотрим схематично классическую структуру вычислительной машины (рис.1), на основе которой уже более полувека создаются ЭВМ.

    Устройство управления инициирует работу устройства ввода, давая ему команду на выполнение операции ввода информации в запоминающее устройство ЭВМ. Оно, в свою очередь, указывает, из какого места запоминающего устройства необходимо передать информацию в арифметико-логическое устройство, какую операцию над этой информацией должно выполнить арифметико-логическое устройство, в какое место запоминающего устройства записать результат операции. Оно также инициирует работу устройства вывода для вывода результата из запоминающего устройства и выполняет ряд других функций.

     

    052514 1257 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И ЦЕЛЬ052514 1257 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И ЦЕЛЬ

    Рис. 1 Классическая структура ЭВМ:

    АЛУ – арифметико-логическое устройство; ЗУ – запоминающее устройство; УУ – устройство управления; Увв – устройство ввода; Увыв – устройство вывода.

        

    Современные компьютеры, базируясь на тех же принципах, имеют некоторые отличия, обусловленные развитием техники и служащие решению важных для пользователя задач.

        Фон-неймановская архитектура – не единственный вариант построения ЭВМ, есть и другие, которые не соответствуют указанным принципам (например, потоковые машины). Однако подавляющее большинство современных компьютеров основаны именно на указанных принципах, включая и сложные многопроцессорные комплексы, которые можно рассматривать как объединение фон-неймановских машин1.

    В IBM РС заложен принцип открытой архитектуры, который подразумевает возможность усовершенствования его отдельных частей и использования новых устройств. Фирма IBM сделала компьютер не единым неразъемным устройством, а обеспечила возможность его сборки из независимо изготовленных частей аналогично детскому конструктору. При этом методы сопряжения устройств с компьютером IBM РС не только не держались в секрете, но и были доступны всем желающим. Этот принцип, называемый принципом открытой архитектуры, наряду с другими достоинствами обеспечил потрясающий успех компьютеру IBM РС, но лишил фирму IBM возможности единолично пользоваться плодами этого успеха.

    Данный принцип, называемый принципом открытой архитектуры, обеспечил персональным компьютерам огромный успех во всем мире, хотя и лишил IBM возможности в полной мере воспользоваться плодами этого успеха.

    Эта открытость заключается в том, что все спецификации функционирования устройств компьютера и их взаимодействия между собой являются стандартными, и любой производитель может, руководствуясь этими стандартами, свободно начать производство какого-либо устройства не заботясь о его совместимости с устройствами других производителей. Так оно и случилось, и через несколько лет на рынке уже предлагалось множество различных комплектующих для IBM PC.

    Выгоды открытой архитектуры:

  • конкуренция между производителями привела к удешевлению компьютерных комплектующих, а значит и самих компьютеров
  • появление большого количества компьютерного оборудования позволило покупателям расширить свой выбор, что также способствовало снижению цен на комплектующие и повышению их качества;
  • модульная структура компьютера и простота сборки позволила пользователям самостоятельно выбирать необходимые им устройства и с легкостью производить их установку, также стало возможным без особых сложностей в домашних условиях собирать и модернизировать свой компьютер;
  • возможность модернизации привела к тому, что пользователи смогли выбирать компьютер исходя из своих настоящих потребностей и толщины кармана, что опять-таки способствовало все большей популярности персональных компьютеров

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Информационные технологии – это совокупность методов, процессов, программных и технических средств, объединенных в технологическую цепочку и обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное»программное обеспечение и развитые коммуникации.

    Информационные системы и информационные технологии оказывают значительное влияние на современное общество. Сегодня практически невозможно представить себе эффективную работу специалистов современного предприятия без автоматизированных систем управления, обеспечения, анализа, централизованного хранения и доступа к информации, работу без компьютера, сетей, информационных систем, Интернет.

    Управление информацией с помощью информационных технологий и использование информационных систем стало одним из наиболее важных элементов современного эффективного управления и маркетинга. В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных на новейших информационных технологиях.

    Выгоды информационных систем и информационных технологий самые разнообразные – это и успешное управление, изменение и совершенствование процессов, разработка стратегий и т.д. Но, несмотря на все неоспоримые выгоды, многие компании современного мира, находят введение информационных технологий сложным процессом, сопровождающимся большим риском, издержками и проблемами, связанными с их функционированием, что несколько затормаживает развитие информационных технологий в бизнесе.

    В то же время, при развитии информационной технологии проявляются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга, доминирующих информационных тенденций: усложнение информационных продуктов (услуг); обеспечение совместимости;  ликвидация промежуточных звеньев; глобализация; конвергенция.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Алексеев А.П. Информатика 2001.–М.: СОЛОН-Р, 2001.
  2. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, 2-е изд. –СПб: Питер. 2004.
  3. Гукин Д. IBM-совместимый компьютер: Устройство и модернизация: Пер. с англ.– М.: Мир, 2003.
  4. Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. Л., 1988.
  5. Иноземцев В.А. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998
  6. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой.–М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. М., 2002.
  8. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича.–СПб.: Питер, 2004.
  9. Информатизация и Россия-2001: Белая Книга информационных технологий // http://www.osp.ru/ sp/inf2001.htm -2001.
  10. Попов В.В. Основы компьютерных технологий. –М.: Финансы и статистика, 2001.
  11. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1-20.
  12. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966.
  13. Хамахер К., Вранешич З., Заки С. Организация ЭВМ.–СПб.: Питер, 2003.
  14. Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий//Учебное пособие для вузов. – С-Пбт: Корона принт, 2001.
  15. Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. — М.:ИНФРА, 2003.
  16. Экономическая информатика / Под ред. В.П. Коросева и Л.В. Еремина. М.: Финансы и статистика, 2001.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00051 sec

WordPress: 21.65MB | MySQL:123 | 1,539sec