Информационное обеспечение в системе управления экономикой

<

052414 1411 1 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

Процесс формирования информационного общества выводит на новое понимание проблем информационного обеспечения различных социальных подсистем и в первую очередь сферы экономики.

Информатизация государственного влияния в области экономики связана и с уяснением парадигмы развития самого государства. Экономика, ее структуры, все субъекты экономической деятельности нуждаются в информации для принятия решений. Она классифицируется и дифференцируется в зависимости от области, вида экономической деятельности, от субъекта этой деятельности и его целей.

В основу наиболее крупной классификации информационного ресурса могут быть положены классификаторы международного уровня International Standart Industrial Classification of all Economic Activites — (ISIC), а также отраслевой классификатор видов экономической деятельности в рамках ЕС — Nomenclature General des Activites Economique dans les Communites (NACE) и их национальные аналоги в России (ОКПД), а также развивающие отдельные направления: ОКЗ, ОКС, ОКОФ, ОКОНХ. Сущестует множество информационных источников для оперативных решений по маркетингу, финансам, рынку и другим компонентам экономики.

Сфера информационного интереса субъектов экономической деятельности определяет их потребности более точно. Наиболее крупно уровни дифференциации ИР по целям представлены системами функционального характера. Это задачи: макроуправления, тактического структурного управления, оперативного управления. Стоит вопрос, в какой мере формирование и использование ИР в представленном разрезе должно формироваться государством и использоваться в процессе реализации его собственных функций в области экономики.

Охват всей сферы национальной экономики (включая и международные связи) является прерогативой государства. Кто должен формировать массивы необходимой информации и нести ответственность за ее структуру, полноту, достоверность? Кто может пользоваться этой информацией, и является ли она открытой до представления официальной информации в виде соответствующего решения? Предполагается, что в открытом обществе такой информацией пользуются не только чиновники, но и многие научно-аналитические, посреднические структуры в области экономики, разнообразные субъекты экономической деятельности. Более того, у каждой из них имеются свои базы данных, программы, цели. Это можно видеть на примере разнообразия прогнозов и программ, представляемых или объявляемых различными научными и политическими ассоциациями в России. С одной стороны это демонстрирует демократизм, а с другой констатирует сложности сведения множества целей, интересов в системе информационного ресурса и его использования в процессе выработки государственной концепции развития экономики в кризисных условиях.

Информационная среда при выработке концепций и политики лабильна, противоречива и неэффективна. ИР, необходимый для тактических целей наиболее свободен, ибо формируется не только в результате структурной политики государства, но преимущественно под влиянием рынка. Мониторинг здесь основа, и доступ всех субъектов экономической деятельности в пределах их полномочий и законных интересов обязателен. При этом государство в лице соответствующих органов исполнительной власти обязано «все знать». Это необходимо для понимания динамики структур в экономическом пространстве в целях принятия соответствующих регулирующих решений, своевременной реакции на движения во всех сферах экономики и обеспечения необходимого их баланса с точки зрения интересов государства.

ИР по оперативным целям наиболее подвижен, неустойчив, многообразен. Здесь превалируют регистрационные, учетно-отчетные системы информации, правила обязательного документа, реклама и т.п. Это основа формирования информации на более высоких уровнях обобщения и анализа и та инфосфера, в которой протекает жизненный цикл производства, науки и иных структур.

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Информационное обеспечение представляет собой: 1) обеспечение фактическими данными управленческих структур; 2) использование информационных данных для автоматизированных систем управления; 3) использование информации для обеспечения деятельности различных потребителей (организаций, ученых, художников, писателей, журналистов и т. д.).

Обеспечение информацией управленческих структур (государства, корпораций, организаций) производится прежде всего за счет организаций, специально занимающихся сбором данных (государственные органы статистики, научные центры различного типа). Большую роль в информационном обеспечении управленческих структур играют средства массовой информации, которые не только представляют большой массив информации, но и формируют на ее основе общественное мнение, воздействующее на управленческие решения.

Вторым важным направлением информационного обеспечения является формирование информационных данных для автоматической системы управления (АСУ). Вводимая в систему АСУ информация является необходимым элементом всей системы, без которой невозможно математическое, техническое, организационно-правовое ее функционирование. Информация, вводимая в систему, ее предмашинная обработка — основа современных автоматизированных информационных систем.

Третье направление информационного обеспечения связано с удовлетворением информационных запросов потребителей самого разнообразного типа: как организаций, учреждений, так и отдельных лиц. В этом случае в качестве информационного обеспечения выступают не только статистические данные, данные социологических опросов, данные архивов и пр. официальных учреждений, но и такие типы информации, как книжные и журнальные публикации, научные отчеты, диссертации и пр. Наиболее распространенной формой этого типа информационного обеспечения являются библиотеки, а в современных условиях все большее значение приобретают службы и центры анализа информации (например в России Всероссийский институт научной и технической информации, Всероссийский научно-технический информационный центр и др. информационные службы).

 

Задание 2. Разработать упрощенный проект автоматизированного рабочего места специалиста (экономиста) в соответствии с выполняемыми производственными обязанностями

 

Часть 1. Постановка задачи

Необходимо считать нормативную трудоемкость квартальной и месячной программ предприятия по деталям. Для этого необходимо перемножить нормативное штучно-калькуляционное время на изготовление одной детали на план производства деталей.

Входная информация: код детали, номер цеха, код оборудования, код профессии, разряд работы, норма штучно-калькуляционная на деталь, план производства деталей на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация:
код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, нормативная трудоемкость квартальной и месячной программ предприятия по деталям.

1.Организационно-экономическая сущность задачи

1.1. Наименование задачи: нахождение нормативной трудоемкости квартальной и месячной программ предприятия по деталям.

1.2. Место решения задачи: плановый отдел

1.3. Цель решения задачи: определение расходов на начисление заработной платы рабочих для конкретного заказа.

1.4. Периодичность решения задачи: ежемесячно

1.5. Для кого предназначено решение задачи: бухгалтерия

1.6. Источники получения исходных документов: цеха предприятия.

1.7. Информационная модель задачи.

 

 

 

052414 1411 2 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой052414 1411 3 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой052414 1411 4 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

 

 

 

052414 1411 5 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой052414 1411 6 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой052414 1411 7 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

052414 1411 8 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой052414 1411 9 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

052414 1411 10 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Информационная модель задачи

 

1.8. Экономическая сущность задачи.

Расчет нормативной трудоемкости квартальной и месячной программ предприятия по деталям необходим для выявления целесообразности производства того или иного вида продукции, позволяет следить за ритмичностью выполнения плана за месяц и в квартал, выявлять отклонения от плана производства деталей по предприятию. На основании расчетной ведомости, получаемой в результате решения задачи, принимаются управленческие решения, касающиеся изменения планов производства деталей для бесперебойной работы предприятия в целом.

Для планового отдела необходимо ежемесячно получать ведомость под названием «Нормативная трудоемкость квартальной и месячной производственной программы предприятия по деталям», содержащую следующие показатели:

— нормативная трудоемкость месячной программы предприятия по деталям;

— нормативная трудоемкость квартальной программы предприятия по деталям.

Первый показатель рассчитывается путем перемножения штучно-калькуляционного времени изготовления одной детали на план производства деталей предприятием за месяц.

Второй показатель рассчитывается путем перемножения штучно-калькуляционного времени изготовления одной детали на план производства деталей предприятием за квартал.

2. Описание входной информации

2.1. В качестве входной информации используется документ «План производства деталей на месяц и квартал». На основании этого документа создаётся следующий машинный документ.

План производства деталей на месяц и квартал

Код

детали 

Номер цеха 

Код оборудования

Код профессии

Разряд работы

План производства деталей на месяц

План производства деталей на квартал

d 

c 

o 

f 

r 

Pm 

Pk

 

Описание структуры входного документа «План производства деталей на месяц и квартал»:

Имя

реквизита 

<

Идентификатор

Тип данных 

Длина

Ключ

сортировки 

Способ ввода

реквизита 

Код

детали 

KD

C

3 

1 

вручную 

Номер

цеха 

C

C

1 

 

вручную 

Код оборудования

KO

C

4 

 

вручную 

Код профессии

KF

C

4 

 

вручную 

Разряд работы

RR

С 

3 

 

вручную 

План производства деталей на месяц

PM

С 

5 

 

вручную 

План производства деталей на квартал

PK

Ч 

5 

 

вручную 

 

Различаются два типа данных: символьные – С, которые не поддаются арифметической обработке, и числовые – Ч, которые поддаются таковой.

2.2. Количество документов за период: за месяц 1 шт.

2.3. Контроль правильности заполнения и ввода документа:

  • контролировать реквизит «Код детали» (КD) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник деталей»).

     

    3. Описание условно-постоянной информации

    3.1. Для решения задачи используются один справочник:

  • справочник деталей, который служит для расшифровки кодов

    3.2. Описание структуры справочников

     

    Описание структуры документа «Справочник деталей»

     

    Имя

    реквизита 

    Идентификатор 

    Тип данных

    Длина

    Ключ

    сортировки 

    Код детали 

    KD

    С 

    3 

    1 

    Наименование детали 

    ND

    С 

    20 

     

    Норма штучно-калькуляционная на деталь

    KND

    c 

    5 

     

     

    4. Описание выходной (результирующей) информации

    В результате решения задачи следует получить документ: «Нормативная трудоемкость квартальной и месячной производственной программ предприятия по деталям».

    4.1. Описание структуры полей выходного документа:

     

     

     

    Имя

    реквизита 

    Идентификатор 

    Тип данных

    Длина

    Ключ

    сортировки 

    Код детали

     

    KD

    С 

    3 

    1 

    Наименование детали

    ND

    С 

    20 

     

    Норма штучно-калькуляционная на деталь 

    KND

    c 

    5 

     

    План производства деталей на месяц

    PM

    С 

    5 

     

    План производства деталей на квартал

    PK

    Ч 

    5 

     

    Трудоемкость месячной программы по деталям

    TM

     

    Ч 

    20 

     

    Трудоемкость квартальной программ по деталям

    TK 

    Ч 

    20 

     

     

    4.2. Количество документов за период: ежемесячно 1 шт.

    4.3. Контроль правильности документа: логический контроль полученных сумм.

    5. Описание алгоритма решения задачи

     

    Для получения результирующего документа «Нормативная трудоемкость квартальной и месячной производственной программ предприятия по деталям» необходимо рассчитать следующие показатели:

  • трудоемкость месячной программы по деталям: TM= PM* KND

    — трудоемкость квартальной программы по деталям: TK= PK*KND

    Часть 2. Решение задачи средствами MS Access

  1. Открываем Microsoft Access.
  2. Создаем новую базу данных: «Нормативная трудоемкость»
  3. Создадим форму документа «План производства деталей на месяц и квартал» (рис. 1).

    052414 1411 11 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

     

    Рис.1. Создание таблицы «План производства деталей на месяц и квартал» в режиме конструктора

     

  4. Закроем режим конструктора и сохраним таблицу, присвоив ей имя «План производства деталей на месяц и квартал».

     

     

     

     

  5. Создадим форму документа в режиме конструктор «Справочник деталей» (рис. 2)

    052414 1411 12 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

    Рис. 2 «Справочник деталей» в режиме конструктор

  6. Введем входные данные в таблицы «План производства деталей на месяц и квартал» и «Справочник деталей» (рис. 3, рис. 4)

    052414 1411 13 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

    Рис. 3

     

    052414 1411 14 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

    Рис. 4

  7. Организуем взаимосвязь между таблицами «План производства деталей на месяц и квартал» и «Справочник деталей» (рис.5)

    052414 1411 15 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

    Рис. 5

  8. Сконструируем запрос «План производства деталей с учетом штучно-калькуляционной нормы» (рис. 6).

    052414 1411 16 Информационное обеспечение в системе управления   экономикой

    Рис. 6

     

  9. Выдача отчета «Нормативная трудоемкость квартальной и месячной производственной программы предприятия по деталям»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  10. Иванов Е.Ю. Информация как категория экономической теории // http:// arw.asu.ru/ econ /txt / ef /publicat /ivanov1.htm. – 2001.
  11. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В.Симонович–СПб.: Питер, 2008.
  12. Информационные технологии в экономике / Под ред. Ю.Ф. Симионова.–Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  13. Корнеев И.И., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  14. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг.– М.: Финансы и статистика, 1993.
  15. Пещанская И. Экономика информационного общества // Российский экономический журнал. № 5– 6. 2006.
  16. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей.–М.: Электронные знания, 2004.
  17. Стиглер Дж.Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли / Под ред. М. Гальперина. Спб., 2001. Т. 2.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.5MB | MySQL:119 | 1,654sec