ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

<

052414 1435 1 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫАвтоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Применение автоматизированных информационных систем особо важно в управлении финансовым подразделением фирмы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет: оптимизировать планы работы, быстро вырабатывать решения, четко маневрировать финансовыми ресурсами и т.д.

Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования автоматизированных информационных технологий и процессов информатизации, являются: активное участие человека в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений; интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса; наличие научно обоснованной программно-технологической платформы, реализуемой на экономическом объекте; создание и внедрение научных прикладных разработок в области информации в соответствии с требованиями пользователей; формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение; постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

Главной составной частью автоматизированной информационной системы является информационная технология.

Автоматизированная информационная технология — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

Корпоративная информационная система является, по существу, естественным преемником эволюционного развития автоматизированных систем управления предприятий. Изменение экономических условий привело к изменению условий управления предприятиями и, как следствие, предъявило новые требования к автоматизированным информационным системам, главными из которых являются:

— повышение качества управления за счет более оперативного и полного использования документационной информации о ходе производственного процесса, о материальных, финансовых, энергетических потоках и затратах, о запасах сырья и материалов;

— определение и эффективное использование комплексных показателей в системах управленческого и финансового учета, улучшающих информационное обеспечение оперативного управления;

— наличие комплексной системы управления финансовым состоянием предприятия, объединенной с информационными базами данных;

— наличие корпоративной сети, построенной по архитектуре клиент-сервер как основной информационной магистрали предприятия;

— наличие единого информационного пространства всего предприятия, в состав которого входят фактографические базы данных, базы документов, базы прецедентов и объединяющий их компонент –предметно-ориентированное хранилище данных, позволяющее использовать всю накопленную информацию для процесса принятия управленческих решений.

Принцип работы КИС совершенно иной, чем в АСУ. Современная информационная система должна быть ориентирована не на задачи, а на реализацию рациональных бизнес-процессов, реализуемых соответствующей организационно-штатной структурой с помощью стандартной системы документооборота.

Отсюда следуют отличительные черты КИС:

— ориентация на создание и эффективное применение корпоративных распределенных процессов формирования вариантов решений для руководящего состава предприятия;

— автоматизированная поддержка применения методического обеспечения анализа, оценки и прогноза деятельности предприятия;

— информационная преемственность с базами данных и файловыми системами «старых» АСУ;

— обеспечение достоверности и целостности данных в случае информационного обмена не только внутри предприятия, но и при выходе на внешних абонентов;

— легкость стыковки с информационными системами других производителей;

— высокая гибкость;

— мобильность;

-возможность распределять функции между серверами и рабочими станциями клиентов.

Таким образом, КИС — это человеко-машинная система, которая непосредственно осуществляет организационную, управленческую и производственную деятельность предприятия, а не является вспомогательной или сервисной прослойкой.

Другими словами, КИС — это информационно-управляющая система, в которой используются современные информационные и компьютерные технологии.

Схематично структура информационной системы управления в разрезе программного обеспечения представлена на рис. 1.

Анализ существующих АСУ показал, что данные системы, функционирующие на крупных и средних предприятиях, в редких случаях имеют в своем составе полновесную подсистему учета документационного обеспечения, которая регистрирует все хозяйственные операции, осуществляемые и фиксируемые на материальных носителях, формирует необходимые учетные регистры и выходные формы, предоставляемые в различные контролирующие организации.


052414 1435 2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

Рисунок 1 Структура программного обеспечения информационной системы управления

 

На уровне отдельной организации проблема интеграции возникает сразу, как только в ней внедряется несколько корпоративных приложений. На уровне страны, региона или города предоставление услуг государством гражданам и бизнесу и реализация других деловых процессов в государстве требует также интеграции систем и данных.

Интеграция предполагает реализацию взаимосвязи и зависимости всех частей системы с обязательным выделением области влияния их друг на друга. Признаки выделения частей системы, или, иначе, подсистем, могут быть самые разнообразные. Для иллюстрации понятия ИКИСП обратим внимание на два основных признака: структурные уровни управления предприятием и функции управления. Эти признаки, как известно, находят отражение в конкретных экономических и технических показателях.

Интегрированные корпоративные информационные системы предприятия предполагают обеспечение взаимосвязи экономических показателей по всем функциям и уровням управления предприятием на основе новейших информационных технологий. Реализация взаимосвязи строится на: 1) упорядочении информационных потоков между всеми подсистемами предприятия (включая вспомогательные, от которых также в значительной степени зависит эффективность производства), 2) предоставлении доступа к данным менеджерам всех уровней для принятия управленческих решений, 3) накоплении информации для обобщения и анализа.

В соответствии с международной классификацией информационные системы по степени интеграции могут быть разделены на четыре группы: локальные (учетные системы); малые интегрированные (комплексный учет и управление финансами); средние и крупные интегрированные системы (комплексное управление в зависимости от масштаба производства).

Современные ИКИСП должны обладать рядом свойств, среди них: умение перенастраиваться на специфику производства; обеспечение высокой степени интеграции информации; умение «моделировать» информацию в процессе принятия решения; подготовка достоверной, качественной и полной информации для принятия решения и др.

Создание современных ИКИСП позволяет улучшить значения ряда показателей; например, использования: оборудования за счет уменьшения простоев, выяснения причин и виновников простоев, увеличения загрузки оборудования; материальных ресурсов за счет эффективного хранения и применения их в процессе производства; труда работающих за счет рациональной загрузки и выплаты соответствующей труду заработной платы. Улучшение значений перечисленных показателей приводит к снижению издержек производства; увеличению прибыли.

Программная структура корпоративной информационной системы – это взаимосвязанные программные модули: операционные системы, операционные оболочки, различные сервисные средства и системы программирования, а также пакеты прикладных программ (ППП) общего и функционального назначения.

Можно дать следующую классификацию технологий интеграции:

системы интеграции корпоративных приложений (Enterprise Applications Integration, EAI) — технологии, ориентированные на решение проблем интеграции различных систем, приложений и данных внутри отдельной организации. Иногда для этих технологий используется аббревиатура A2A (Application-to-Application — приложение-приложение);

системы интеграции между организациями (межведомственной интеграции) Business-to-Business (Business-to-Business Integration, B2Bi) — технологии, ориентированные на обеспечение безопасного, надежного информационного обмена между различными организациями и их информационными системами. Эти технологии обеспечивают пересылку информации за пределы сетевых экранов (firewall) и дают возможность автоматизировать бизнес-процессы в рамках «расширенных организаций», которые включают поставщиков, партнеров, потребителей продуктов и услуг и т. д.;

технологии управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), являющиеся результатом естественной эволюции классических систем документооборота и делопроизводства (workflow systems) и систем класса EAI и B2Bi. Традиционные системы управления документами ориентировались в основном на пересылку информации между людьми, выполнявшими определенные действия. В отличие от технологий B2Bi, которые ориентированы на интеграцию данных в межведомственной среде, технологии BPM интегрируют данные, приложения и людей через единые бизнес-процессы. Это отражает современную точку зрения, что основой интеграции должны быть бизнес-процессы. Причина здесь состоит в том, что бизнес-процессы организации «пересекают» границы различных приложений, департаментов и организаций.

Следующая таблица 1 показывает разницу между упомянутыми классами систем.

 

Таблица 1 – Разница между классами технологий интеграции

Технология 

<

Кто принимает решение об использовании

Решаемая проблема 

Workflow 

Руководитель департамента, отдела

Управление документами и пересылка документов

EAI и B2Bi 

Руководитель департамента информационных технологий

Интеграция данных 

BPM 

Высшее руководство организации (бизнес-руководство)

Улучшение выполнения бизнес-процессов и повышение эффективности работы за счет большей гибкости процессов

 

Традиционные технологии интеграции корпоративных приложений EAI и межведомственной интеграции B2Bi основаны на использовании так называемого брокера (узла пересылки, шлюза) сообщений. Основу рассмотренного ранее Правительственного шлюза Великобритании также составляет брокер сообщений.

Технологическим фундаментом брокера сообщений является, как правило, программное обеспечение промежуточного слоя пересылки сообщений (Messaging-Oriented Middleware, MOM), которое обеспечивает транспорт доставки информации и данных между прикладными системами. Примером такого программного обеспечения является «сервер очередей сообщений» MSMQ (Microsoft Message Queuing). Продукты этого класса обеспечивают транспорт гарантированной доставки сообщений между приложениями в территориально распределенной среде. Подход к интеграции приложений на основе продуктов класса MOM стал стандартным в области интеграции корпоративных информационных систем в конце 90-х годов.

Базовая идея этой технологии заключается в следующем. Пусть имеется несколько приложений, связанных некоторой коммуникационной средой, но, возможно, не очень надежной. Одно приложение (например, система документооборота A) должно переслать информацию/документ другому приложению (системе документооборота B). Система A передает документ серверу пересылки сообщений и »забывает» о нем. Сервер пересылки сообщений обеспечит гарантированную и однократную доставку информации в систему B.

Если при этом интегрируемые приложения находятся внутри организации в рамках одной корпоративной сети, то обеспечивается пересылка информации в режиме, «близком к реальному времени».

Если интегрируются приложения, находящиеся в разных организациях, то принцип «очереди сообщений» и гарантированной доставки, который реализуется MOM-продуктами, обеспечивает асинхронное взаимодействие и так называемое «слабое связывание». Приложение организации A не вправе ожидать мгновенной доступности приложения организации B, но программное обеспечение гарантированной доставки сообщений берет на себя ответственность за доставку информации между ними.

Современный рынок российских фирм, занимающихся созданием, внедрением и сопровождением интегрированных пакетов программ управления производством, можно условно разделить на следующие группы:

1. Разработчики оригинального программного продукта для управления промышленными и торговыми предприятиями, обеспечивающие его внедрение (корпорации «Парус», «Галактика», фирмы «1С», «ПРО-ИНВЕСТ-ИТ» и др.).

2. Системные интеграторы, создающие корпоративные сети и системы управления на основе существующих технических средств и интегрированных пакетов программ ведущих производителей («АйТи», IBS, LVS , инженерный центр «Анкей» и др.).

3. Консалтинговые и аудиторские компании, осуществляющие оценку и оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и представляющие комплекс услуг по внедрению и настройке корпоративных ERP -систем автоматизации («Большая шестерка», «ЮНИКОН/МС», ФБК, «ЦЕНТРИНВЕСТ» и др.).

4. Объединения консалтинговых фирм и системных интеграторов в совместные предприятия (например, LVS &Price Waterhouse ) или создание в аудиторских компаниях специальных департаментов, ориентированных на решение информационных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ И ЕЕ. База знаний, СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И механизмы вывода заключений (решения)

 

Задачи на принятие решений по тем или иным критериям возникают повсюду в нашей жизни и от качественного их решения во многом зависит успех того или иного предприятия. Современные методы решения задач подобного типа составляют одну из важнейших прикладных компонент теории искусственного интеллекта (ИИ), а использование для этих целей ЭВМ и, в первую очередь, класса ПК позволило получить существенный прогресс в этой ныне бурно развивающейся области. Компьютерной поддержкой для решения задач по принятию решений явились экспертные системы (ЭС) и системы представления различного рода знаний (СПЗ). Если ранее бытовало мнение, что серьезные ЭС не могут быть реализованы в среде ПК из-за их ограниченных вычислительных ресурсов, то бурный прогресс в этом направлении резко изменил ситуацию, следствием чего стала массовая разработка знание ориентированных систем именно с ориентацией на ПК.

Экспертные системы — это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для замены при решении задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности в решении задачи или в опасных (вредных) для них условиях.

Экспертные системы возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта — совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.

Область искусственного интеллекта имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.

Экспертная система — это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. Экспертные системы выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение экспертных систем на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, экспертные системы решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо определены.

Причиной повышенного интереса, который экспертные системы вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятельности. Пожалуй, не найдется такой проблемной области, в которой не было бы создано ни одной экспертной системы или, по крайней мере, такие попытки не предпринимались бы.

Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала. Практическое применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на экспертных системах, позволяющих повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

Основными отличиями экспертных систем от других программных продуктов являются использование не только данных, но и знаний, а также специального механизма вывода решений и новых знаний на основе имеющихся. Знания в экспертной системе представляются в такой форме, которая может быть легко обработана на ЭВМ. В системе известен алгоритм обработки знаний, а не алгоритм решения задачи. Поэтому применение алгоритма обработки знаний может привести к получению такого результата при решении конкретной задачи, который не был предусмотрен. Более того, алгоритм обработки знаний заранее неизвестен и строится по ходу решения задачи на основании эвристических правил. Решение задачи в экспертной системе сопровождается понятными пользователю объяснениями, качество получаемых решений обычно не хуже, а иногда и лучше достигаемого специалистами. В системах, основанных на знаниях, правила (или эвристики), по которым решаются проблемы в конкретной предметной области, хранятся в базе знаний. Проблемы ставятся перед системой в виде совокупности фактов, описывающих некоторую ситуацию, и система с помощью базы знаний пытается вывести заключение из этих фактов.

Все знания хранятся в базе знаний. Для ее построения требуется провести опрос специалистов, являющихся экспертами в конкретной предметной области, а затем систематизировать, организовать и снабдить эти знания указателями, чтобы впоследствии их можно было легко извлечь из базы знаний.

Компьютерные системы, которые могут лишь повторить логический вывод эксперта, принято относить к экспертным системам первого поколения. Однако специалисту, решающему интеллектуально сложную задачу, явно недостаточно возможностей системы, которая лишь имитирует деятельность человека. Ему нужно, чтобы система выступала в роли полноценного помощника и советчика, способного проводить анализ нечисловых данных, выдвигать и отбрасывать гипотезы, оценивать достоверность фактов, самостоятельно пополнять свои знания, контролировать их непротиворечивость, делать заключения на основе прецедентов и, может быть, даже порождать решение новых, ранее не рассматривавшихся задач. Наличие таких возможностей является характерным для экспертных систем второго поколения, концепция которых начала разрабатываться 9 – 15 лет назад. Экспертные системы, относящиеся ко второму поколению, называют партнерскими, или усилителями интеллектуальных способностей человека. Их общими отличительными чертами является умение обучаться и развиваться, т.е. эволюционировать.

В экспертных системах первого поколения знания представлены следующим образом:

1.  знаниями системы являются только знания эксперта, опыт накопления знаний не предусматривается

2. методы представления знаний позволяли описывать лишь статические предметные области

3.  модели представления знаний ориентированы на простые области

Представление знаний в экспертных системах второго поколения следующее:

1. используются не поверхностные знания, а более глубинные. Возможно дополнение предметной области.

2.    экспертная система может решать задачи динамической базы данных предметной области.

Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов:

1. Медицинская диагностика.

2.  Прогнозирование.

3.  Планирование.

4.  Интерпретация.

5.  Контроль и управление.

6.    Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.

7.   Обучение.

На рисунке 2 изображена обобщенная структура экспертной системы.

База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, используемых при решении задач экспертной системой.

 


 

052414 1435 3 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Рисунок 2 – Структура экспертной системы

 

База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой.

Машина логического вывода — механизм рассуждений, оперирующий знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в рабочей памяти. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода (какая-либо его разновидность) или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети.

Машина логического вывода может реализовывать рассуждения в виде:

  1. дедуктивного вывода (прямого, обратного, смешанного);
  2. нечеткого вывода;
  3. вероятностного вывода;
  4. унификации (подобно тому, как это реализовано в Прологе);
  5. поиска решения с разбиением на последовательность подзадач;
  6. поиска решения с использованием стратегии разбиения пространства поиска с учетом уровней абстрагирования решения или понятий, с ними связанных;
  7. монотонного или немонотонного рассуждения,
  8. рассуждений с использованием механизма аргументации;
  9. ассоциативного поиска с использованием нейронных сетей;
  10. вывода с использованием механизма лингвистической переменной.

    Подсистема общения служит для ведения диалога с пользователем, в ходе которого ЭС запрашивает у пользователя необходимые факты для процесса рассуждения, а также, дающая возможность пользователю в какой-то степени контролировать и корректировать ход рассуждений экспертной системы.

    Подсистема объяснений необходима для того, чтобы дать возможность пользователю контролировать ход рассуждений и, может быть, учиться у экспертной системы. Если нет этой подсистемы, экспертная система выглядит для пользователя как «вещь в себе», решениям которой можно либо верить либо нет. Нормальный пользователь выбирает последнее, и такая ЭС не имеет перспектив для использования.

    Подсистема приобретения знаний служит для корректировки и пополнения базы знаний. В простейшем случае это — интеллектуальный редактор базы знаний, в более сложных экспертных системах — средства для извлечения знаний из баз данных, неструктурированного текста, графической информации и т.д.

    .

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

     

     

     

    Интегрированные корпоративные информационные системы предприятия предполагают обеспечение взаимосвязи экономических показателей по всем функциям и уровням управления предприятием на основе новейших информационных технологий. Реализация взаимосвязи строится на: 1) упорядочении информационных потоков между всеми подсистемами предприятия (включая вспомогательные, от которых также в значительной степени зависит эффективность производства), 2) предоставлении доступа к данным менеджерам всех уровней для принятия управленческих решений, 3) накоплении информации для обобщения и анализа.

    В соответствии с международной классификацией информационные системы по степени интеграции могут быть разделены на четыре группы: локальные (учетные системы); малые интегрированные (комплексный учет и управление финансами); средние и крупные интегрированные системы (комплексное управление в зависимости от масштаба производства).

    Современные ИКИСП должны обладать рядом свойств; среди них: умение перенастраиваться на специфику производства; обеспечение высокой степени интеграции информации; умение «моделировать» информацию в процессе принятия решения; подготовка достоверной, качественной и полной информации для принятия решения и др.

    Создание современных ИКИСП позволяет улучшить значения ряда показателей; например, использования: оборудования за счет уменьшения простоев, выяснения причин и виновников простоев, увеличения загрузки оборудования; материальных ресурсов за счет эффективного хранения и применения их в процессе производства; труда работающих за счет рациональной загрузки и выплаты соответствующей труду заработной платы. Улучшение значений перечисленных показателей приводит к снижению издержек производства; увеличению прибыли.

    Экспертные системы — это прикладные системы искусственного интеллекта, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для замены при решении задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности в решении задачи или в опасных (вредных) для них условиях. Экспертная система — это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, экспертные системы решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  11. Иванов Е.Ю. Информация как категория экономической теории // http:// arw.asu.ru/ econ /txt / ef /publicat /ivanov1.htm. – 2001.
  12. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В.Симонович–СПб.: Питер, 2008.
  13. Информационные технологии в экономике / Под ред. Ю.Ф. Симионова.–Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  14. Корнеев И.И., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  15. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг.– М.: Финансы и статистика, 1993.
  16. Пещанская И. Экономика информационного общества // Российский экономический журнал. № 5– 6. 2006.
  17. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей.–М.: Электронные знания, 2004.
  18. Стиглер Дж.Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли / Под ред. М. Гальперина. Спб., 2001. Т. 2.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.9MB | MySQL:119 | 1,383sec