КЛАССИФИЦИРОВАТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

<

051714 1426 1 КЛАССИФИЦИРОВАТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПАСистему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Применение автоматизированных информационных систем особо важно в управлении финансовым подразделением фирмы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет: оптимизировать планы работы, быстро вырабатывать решения, четко маневрировать финансовыми ресурсами и т.д.

Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования автоматизированных информационных технологий и процессов информатизации, являются: активное участие человека в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений; интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса; наличие научно обоснованной программно-технологической платформы, реализуемой на экономическом объекте; создание и внедрение научных прикладных разработок в области информации в соответствии с требованиями пользователей; формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение; постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

Главной составной частью автоматизированной информационной системы является информационная технология.

Автоматизированная информационная технология — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

 

1.2. Классификация автоматизированных систем

 

Стандартными называются системы управления, сертифицированные по международным стандартам.

К таким системам относятся: МRР-системы (Manufaktoring Resource Planning); — ЕRР-системы (Enterprise Resource Planning); СКМ-системы (Customer Relationship Management).

Внедрение и функционирование названных систем обеспечивает руководство предприятием средствами управления, отвечающими современным управленческим принципам.

МRР-системы

Это системы планирования производства и закупок материалов и деталей, необходимых для выпуска готовой продукции. Данные такого плана используются на стадии оперативного управления закупками и производством для принятия решений о приобретении или изготовлении тех или иных видов материалов и сырья.

Система позволяет в процессе планирования потребности в необходимых материалах определять их количество и наличие на складах предприятия по датам в соответствии с потребностями, заложенными в основном производственном плане.

ERР-системы

Это системы (компьютерные программы) планирования и манипулирования ресурсами предприятия, обеспечивающие функциональную интеграцию внутренних процессов предприятия, затрагивающие все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности.

ЕRР-система способна взять на себя большую часть рутинных операций, сформировать и использовать такую информацию о предприятии, которую в иных условиях получить просто невозможно, когда существующие бухгалтерские программы, несмотря на их развитие, не в состоянии справиться с поставленными задачами.

Развитые ЕЕР-системы имеют устоявшуюся структуру базовых компонентов системы управления, включающую: бухгалтерский учет и финансы; управление материалами; производственный менеджмент; обеспечение производства; управление перевозками; управление удаленными складами; управление персоналом; зарплату.

ЕRР-система обеспечивает тесную связь различными управленческими службами предприятия.

Предприятия, деятельность которых организована на базе ЕRР-системы, автоматически осуществляют: стратегическое планирование, управление финансами, бухгалтерский учет и финансовый анализ, управление структурой изделий, планирование производственных мощностей, планирование и управление производством, планирование потребности в материальных ресурсах, управление запасами, управление закупками и продажами.

 

СRМ-системы

Это системы управления взаимоотношениями с клиентами во всех организационных аспектах — в области рекламы, продаж, доставки и обслуживания, дизайна и т.д. Затраты на привлечение нового клиента многократно больше, чем на удержание существующего и окупаются не сразу. Поэтому важно автоматизировать процессы привлечения и удержания клиентов. В таких системах готовые решения отсутствуют, а только предлагается набор инструментов, которые можно использовать для реализации указанной стратегии. В этом состоит принципиальное отличие СRМ-систем от ЕRР-систем. Системы СRМ обеспечивают интеграцию внешних контрагентов и контактов. СRМ-решения помимо функций, непосредственно относящихся к взаимоотношениям с клиентами, предоставляют инструменты для мониторинга процессов продаж, позволяют составлять планы продаж на год и квартал, отслеживать статистику продаж, оценивать эффективность работы продавцов и прогнозировать возможные продажи. Однако все это возможно только после принятия CRM-стратегии как основы ведения бизнеса.

Существуют различные классификации экономических информационных систем, каждая из которых преследует определенные цели. Важными классификационными признаками являются: масштаб системы и интеграция ее компонентов, степень структурированности решаемых задач, сложность алгоритмов обработки и другие:

— по сфере применения различают информационные системы бухгалтерские, банковские, страховые, налоговые и другие;

— по степени автоматизации информационных процессов — ручные, автоматические, автоматизированные;

— по характеру решаемых задач — системы, разрабатываемые для решения структурированных (формализуемых) задач, неструктурированных (не формализуемых) задач и частично структурированных задач (у большинства решаемых задач известны не все элементы и взаимосвязи между ними);

— по режиму обработки — информационные системы, работающие в пакетном и в интерактивном режимах. Пакетная технология используется в основном в экономических информационных системах централизованного типа. Особенности технологии: информация собирается по одному каналу связи или устройству ввода; процесс подготовки информации отделен от непосредственно обработки; информация обрабатывается без воздействия на нее со стороны пользователя; процесс обработки детерминирован по этапам и каждому из них соответствует свое информационное и программное обеспечение.

Технологический процесс обработки представляет собой маршрут, состоящий из последовательности этапов: ввод, контроль, сортировка, слияние, группировка, копирование, архивирование, непосредственно обработка, выдача информации. Недостатками технологии являются: нерациональное использование ресурсов, отсутствие взаимодействия с пользователем.

При диалоговом режиме обработки обеспечивает интерактивный способ общения пользователя с ЭВМ. Достоинства технологии: задачи могут решаться параллельно, повышается пропускная способность системы, возможно изменение последовательности этапов обработки информации. Информационные системы диалогового режима используются в сетях, системах телеобработки данных, в системах, работающих в реальном масштабе времени.

— по виду применяемых программных разные авторы классифицируют информационные системы по-разному, и единая точка зрения отсутствует. В одних работах предлагается классифицировать программные средства в соответствии с видами используемой техники, в других — по выполняемым функциям.

-по структурному признаку различают системы централизованные, децентрализованные и системы коллективного пользования. Степень централизации или децентрализации зависит от количества и важности решений, принимаемых на нижнем уровне, от организации количественного контроля за работой нижнего уровня. Недостатками централизованной системы являются: слабая мобильность и модифицируемость, большие затраты времени на обработку. Децентрализация обеспечивает приоритетность и упрощение принимаемых решений, стимулирование инициативы работников;

— по сфере действия системы бывают государственными, коммерческими, производственными, управленческими и другими;

— по уровню автоматизации управления различают автоматизированные системы управления, информационно-справочные и информационно-поисковые системы;

— по режиму работы комплекса технических средств системы бывают дискретными и непрерывными;

— по характеру интеграции функциональных задач различают системы, подсистемы, отдельные задачи.

Появление новых информационных технологий, разработка интеллектуальных технических средств позволяют создавать информационные системы с высокой степенью интеллектуализации, которая проявляется: в расширении функций общесистемного программного обеспечения; в разработке новых прикладных систем с элементами экспертных систем; в организации технологических процессов планирования, управления и контроля деятельности предприятия в режиме реального времени; в интеллектуализации технической платформы (многофункциональные устройства, многопротокольные адаптеры, виртуализация памяти, каналов связи и др.).

<

 

1.3. Информационные технологии в управлении и их виды

 

Информационная технология — это процесс, направленный на получение информации, обеспечивающей достижение поставленных целей управления. В его составе методы, этапы, операции, действия, программные и технические средства, обеспечивающие в совокупности сбор, обработку, хранение и отображение информации. Существуют три вида информационных технологий — предметная, обеспечивающая, функциональная:

— предметная технология представляет собой последовательность процедур (действий), выполняемых с целью обработки информации без привлечения вычислительной техники;

 

— обеспечивающая технология представляет собой специальные инструменты в руках пользователя, программные средства, ориентированные на некоторый класс задач, но не снабженные конкретными технологическими правилами их решения;

— функциональная технология — это обеспечивающая технология, наполненная конкретными данными и правилами их обработки из некоторой предметной области.

Техническая основа информационных технологий — это средства компьютерной техники, предназначенные для обработки и преобразования информации.

Виды информационных технологий

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Технология обеспечивает выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Процедуры технологии: сбор и регистрация данных, ередача информации, хранение информации, обработка данных, создание отчетов, принятие решений.

Технологический процесс обработки данных включает:

подготовительный этап — подготовка к решению задачи (создание справочников, введение в память компьютера необходимых постоянных данных, корректировка состава типовых проводок, плана счетов и др.);

начальный этап связан с операциями по сбору, регистрации и размещению документов в базовые массивы.

основной, завершающий этап работы связан с получением необходимых отчетных форм. Из компьютерной базы данных извлекаются рабочие массивы, подлежащие группировке по соответствующим ключевым признакам, подсчету по ним итоговых данных с распечаткой в дальнейшем полученных отчетных документов.

Информационные технологии управления имеют целью удовлетворение информационных потребностей сотрудников, связанных с принятием решений. Технология предусматривает оценку планируемого состояния объекта управления, уровня отклонений от планируемого состояния, выявление причин отклонений, анализ возможных решений и действий. Представляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем предприятия (фирмы) и имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Информационные телекоммуникационные технологии

Основу инфраструктуры, необходимой для функционирования единой системы управления предприятием, составляет информационная вычислительная сеть. В качестве принципов функционирования сети можно назвать следующие: а) развитие элементов информационной сети на всех уровнях ее иерархии по единому плану под общим централизованным руководством; б) использование на каждом этапе открытых, апробированных, стандартизированных решений и подходов ведущих мировых производителей телекоммуникационных систем и средств; в) выполнение функционального полного комплекса технических решений, реализующих один из структурных или функциональных системообразующих элементов.

Информационная вычислительная сеть создает инфраструктуру единого информационного пространства, позволяющую объединить в себе существующие и будущие потребности предприятия по доступу ко всем видам информационных услуг. Такая инфраструктура включает: локальные вычислительные сети; телефонные сети; системы видеонаблюдения и промышленного телевидения; видеоконференции; системы безопасности и жизнеобеспечения; спутниковые линии связи; линии связи с глобальными сетями, в том числе и Интернетом.

Технологии управления деловыми процессами

Некоторые корпоративные информационные системы располагают встроенными функциями управления деловыми процессами. В этом случае функции предметных подсистем (планирование, учет, формирование документов и отчетов) изначально интегрируются с возможностями управления процессами (задание маршрутов документов в организации, контроль их прохождения, анализ потоков работ и документов). Такой подход реализован в системе управления «Парус». Это система корпоративного уровня, основанная на базе данных Oracl и включающая подсистемы управления финансами, логистикой и производством. Функции «workflow» централизованы в приложении «Управление деловыми процессами» и в то же время действительны во всей системе, что позволяет одновременно работать по принципам как «от функций», так и «от процессов». Это способствует плавному переходу от традиционной организации деловых процессов к более передовым и эффективным формам. Суть принципа определяется следующими понятиями:

— событие, инициирующее процесс, — это основная единица учета в системе, определяющая каждый деловой процесс;

— изменение статуса события определяет стадии обработки — от его регистрации в системе и до заключительной отметки о его закрытии;

— тип события определяет перечень возможных статусов его обработки («начальное состояние», «исполнение», «работа завершена»);

— исполнители реализуют совокупность действий (составляют документы, визируют их), т.е. событие подвергается обработке;

— маршрут обработки события есть последовательность совершения действий и передач от одного исполнителя к другому;

— маршрутные карты — это документы, в которых регистрируются маршруты обработки типовых, часто повторяющихся событий, жестко регламентируемых по срокам и исполнителям.

Маршрутная карта представляет собой матрицу возможных переходов события от одного статуса (точки маршрута) к другой, в ней указывается перечень исполнителей для каждой точки маршрута. Переход из одной точки в другую осуществляется по условию и сопровождается сменой статуса события и его адресацией конкретному исполнителю. Система управления деловыми процессами позволяет: сочетать правила ведения бизнеса в компании с функциями конкретных исполнителей; создать единую базу данных, содержащую сведения о работе как всей компании, так и ее отдельных подразделений и исполнителей; повысить управляемость процессов предприятия и информированность руководства о текущем состоянии бизнеса.

Интернет-технологии

Использование возможностей обмен электронными документами через всемирную сеть Интернет с использованием современных компьютерных технологий и протоколов безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ И ВАРИАНТЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ

 

Прежде всего перечислим основные принципы построения экономических информационных систем.

Принцип системного подхода — первый и основополагающий принцип построения предполагает рассмотрение и оценку каждого явления (процесса, объекта) во взаимосвязи с другими процессами и объектами как единого целого, а не совокупности его отдельных частей. Свойства системы могут быть оценены только с позиций всей системы, так как составные элементы системы и происходящие в ней процессы взаимоувязаны с учетом внутренних и внешних факторов. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными его частями. При формировании системы определяются: цели и требования к системе, выделяются функциональные подсистемы, их структуры и решаемые в них задачи, выявляются и анализируются связи между подсистемами. Данный принцип влияет на другие принципы, определяя их успешную реализацию.

Принцип решения новых задач означает, что в систему должны постоянно вводиться новые задачи, обеспечивая ее эффективность.

Принцип первого руководителя состоит в том, что самые ответственные решения, связанные с проектированием и функционированием системы, принимает руководитель предприятия. Пользуясь своими полномочиями, он координирует ход работ, выявляет их приоритетные направления, выделяет необходимые материальные и людские ресурсы, разрешает возникающие спорные вопросы, предоставляет разработчикам системы необходимую информацию.

Принцип типовости проектных решений обязывает разработчика системы стремиться к тому, чтобы разработанные им проектные решения подходили возможно более широкому кругу заказчиков.

Принцип непрерывного развития предполагает, что создаваемая система должна постоянно совершенствоваться и развиваться, быстро реагировать на возникновение новых задач управления, обеспечивать возможность совершенствования уже решаемых задач.

Принцип совместимости означает, что при разработке системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря чему система может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами.

Принцип модульности построения программного и информационного обеспечения требует, чтобы система строилась из набора функционально независимых блоков-модулей, обладающих определенной степенью законченности и устойчивости к изменениям.

Принцип разработки «сверху — вниз» — это рассмотрение проектируемой системы как древовидной, состоящей из отдельных, функционально связанных блоков.

Принцип эффективности — затраты на создание системы должны окупаться.

 

Принцип единой информационной базы означает возможность решения многочисленных задач управления, базируясь на единой информационной базе.

Перечислим основные методы проектирования информационных систем.

Индивидуальное проектирование предполагает применение оригинальных методик и средств выполнения работ, разрабатываемых для конкретного объекта, т.е. разработку оригинального индивидуального проекта. Достоинством способа является учет особенностей конкретного предприятия; недостатками — трудоемкость процесса проектирования, увеличение сроков проектирования, сложность модернизации разрабатываемой системы.

Типовое проектирование предполагает разбиение системы на множество компонентов (составляющих), их типизацию и разработку для каждого из компонентов законченного проектного решения. Уровень разбиения системы на составляющие может быть различным и соответственно различными могут быть виды типового проектирования. Разработанные ранее готовые компоненты «привязываются» к условиям конкретного объекта.

Концептуальное моделирование предметной области — это одна из наиболее часто используемых методологий проектирования информационных систем. Концептуальное представление формируется в результате анализа предметной области с учетом информационных потребностей пользователя. Элементарными единицами концептуального представления данных являются элементы (объекты, предметы, процессы) предметной области, их свойства и связи между элементами и их свойствами. При таком подходе процесс создания системы структурно разбивается на стадии анализа, проектирования, программирования, тестирования, внедрения. При этом осуществляются: а) сбор и анализ информационных потребностей пользователя; б) системный анализ предметной области; в) построение концептуальной модели предметной области; г) создание концептуальной модели базы данных; е) разработка системы с помощью инструментальных средств выбранной СУБД (система управления базами данных).

Макетирование информационной системы предполагает выявление требований к разрабатываемой информационной системе, которые изначально не вполне определены, а потому изменчивы в процессе разработки и внедрения. Для учета требований разработан один из подходов к проектированию, когда требования формулируются не сразу, а в процессе разработки функционального макета системы. Функциональный макет разрабатывается на основе той минимальной информации, которую пользователи могут сообщить первоначально. После устранения и изменения замечаний макет системы вновь предъявляют пользователю и таким образом конкретизируются и устраняются возникающие замечания и недоработки. Спецификация макета завершается разработкой концептуальной модели предметной области.

САSE-технология представляет собой методологию автоматизированного проектирования информационной системы, а также набор инструментальных средств, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

САSE-технология поддерживают процессы проектирования, выбора технологии, архитектуры и написания программного обеспечения с помощью компьютера. Достоинствами технологии являются: повышение производительности труда программистов, возможность формализации процесса документирования, минимизация ошибок и несовершенства программного обеспечения конечных пользователей, обновлении и модернизация пользовательских программ.

 

 

 

 

 

 

 

3. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ДАННЫХ?

 

Одной из современных форм организации информации являются банки данных.

Банки данных – это система специальным образом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного использования этих данных.

Совокупность банков данных представляет собой информационную модель системы управления предприятия. База данных (БД) организуется для обеспечения : безопасности и целостности данных, минимизации избыточности хранимых данных для эффективного использования имеющихся ресурсов памяти, предоставления для принятия решений непротиворечивой информации, оптимизации времени актуализации и поиска информации.

Модель данных описывает набор базовых признаков, которыми должны обладать все конкретные СУБД и управляемые ими базы данных. База данных оперирует с различными объектами (сущностями), какими; к примеру, могут быть: покупатель (атрибуты: название, адрес, телефон, факс, ИНН, расчетный счет, корреспондентский счет); номенклатура (атрибуты: название, единица измерения, группа номенклатуры); документ (атрибуты: тип документа, номер документа, дата выписки); банк (атрибуты: БИК, название, адрес); банковский счет (атрибуты: грузополучатель и его адрес, плательщик, наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма, НДС); кладовщик (атрибуты: фамилия, имя, отчество, табельный номер, подразделение); операция (атрибуты: документ, номенклатура, материал, количество, цена за единицу, налог, счет по дебету, счет по кредиту, от кого, кому, вид операции, примечание — расшифровка смысла операции).

Типы объектов предприятия, для управления которыми создается информационная технология, изменяются во времени достаточно редко, поэтому и структура данных для этих объектов достаточно стабильна. По этой причине возможно построение информационной базы с постоянной структурой и изменяемыми значениями данных. Взаимосвязи между логическими записями и элементами базы данных классифицируются по следующим видам: «один к одному», когда одна запись может быть связана только с одной записью; «один ко многим», когда одна запись взаимосвязана со многими другими; «многие ко многим», когда одна и та же запись может входить в отношения со многими другими записями в различных вариантах.

Названные варианты взаимосвязей определяют три основные модели баз данных.

Иерархическая модель предполагает использование для описания базы данных древовидных структур, состоящих из определенного числа уровней. «Дерево» представляет собой иерархию элементов, называемых узлами.

На каждом уровне иерархии данной структуры могут быть использованы различные атрибуты. В данной модели имеется корневой узел или просто корень, который находится на самом верхнем уровне иерархии, а потому не имеет узлов, стоящих выше его. Каждый узел модели имеет только один исходный, находящийся по отношению к нему на более высоком уровне корень. На последующих уровнях классификации он может иметь один, два или большее количество узлов, либо не иметь их вообще.

Принципы построения иерархической структуры: иерархия всегда начинается с главного узла; главный узел называется корневым или просто корнем, причем одно дерево может иметь только один корень; узел может содержать один или несколько атрибутов, описывающих находящийся в нем объект; порожденные узлы могут встраиваться в «дерево» как в горизонтальном так и в вертикальном направлении; доступ к порожденным узлам возможен только через исходный узел, поэтому существует только один путь доступа к каждому узлу.

Достоинством модели является наличие промышленных систем управления базами данных, поддерживающих ее, простота понимания принципа иерархии. Однако такая система обладает жесткой, заранее задаваемой структурой, что не позволяет осуществлять классифицирование объектов по не предусмотренным ее схемой признакам. Иерархия усложняет операции включения информации о новых объектах и удаления устаревшей информации из базы данных, что затрудняет использование системы.

Сетевая модель описывает данные и отношения между ними в виде ориентированной сети. Такая модель представляется в виде диаграммы связей, когда каждый порожденный элемент в отношениях имеет более одного исходного и может быть связан с любым другим элементом структуры.

Сетевые структуры могут быть многоуровневыми и иметь разную степень сложности. База данных, описываемая сетевой моделью, состоит из областей, каждая из которых состоит из записей, а последние — из полей. Недостатком сетевой модели является ее сложность, возможность потери независимости данных при реорганизации базы данных, возможность нарушения логического представления данных при росте базы данных.

Реляционная модель имеет в своей основе понятие «отношения», и ее данные формируются в виде таблиц. Реляционная база данных воспринимается ее пользователем как совокупность таблиц, каждая из которых имеет свое название. Например, одна таблица может представлять номенклатуру поставляемых материалов, вторая — поставщиков соответствующих материалов, третья — связывать две таблицы и отражать особенности поставки. Минимальным объектом действий, сохраняющим структуру таблицы, является строка таблицы (кортеж), состоящая из ячеек таблицы (полей). Каждый столбец таблицы соответствует только одной компоненте этого отношения. С логической точки зрения реляционная база данных представляется множеством двумерных таблиц различного предметного наполнения.

Достоинства реляционной модели: простота построения, доступность понимания, возможность эксплуатации базы данных без знания методов и способов ее построения, независимость данных, гибкость структуры и другие. Недостатки модели: низкая производительность по сравнению с иерархической и сетевой моделями, сложность программного обеспечения, избыточность.

В зависимости от содержания отношения реляционной базы данных бывают объектными и связными. Первые хранят данные о каком-либо одном объекте сущности. В них один из атрибутов однозначно определяет объект и называется ключом отношения или первичным атрибутом (для удобства он записывается в первом столбце таблицы). Остальные атрибуты функционально зависят от этого ключа. В объектном отношении не может быть дублирующих объектов и в этом — основное ограничение реляционной базы данных. Вторые хранят ключи нескольких объектных отношений, по которым между ними устанавливаются связи.

 

Ограничения на отношения реляционной базы данных: каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных; в отношении не может быть одинаковых первичных ключей; все строки таблицы должны иметь одну и ту же структуру, т.е. одно и то же количество атрибутов с соответственно совпадающими именами; в таблице не может быть двух или более одинаковых строк; столбцам таблицы присваиваются уникальные имена; имена столбцов должны быть различными, а их значения — одинаковыми; в операциях с таблицей все строки и столбцы могут просматриваться в любом порядке и в любой последовательности.

Нормализация отношений базы данных

Данные, представленные в виде дерева или сети, могут быть свернуты в двумерные таблицы. Такое преобразование называется нормализацией. Задача нормализации отношений состоит в том, чтобы выделить набор отношений, в котором отсутствуют аномалии, связанные с включением новых записей, их удалением и корректировкой. Теория нормализации оперирует с пятью нормальными формами, предназначенными для уменьшения избыточности информации. При этом каждая последующая форма удовлетворяет требованиям предыдущей. При практическом проектировании базы данных четвертой и пятой нормальных форм, как правило, не используются.

Объектно-ориентированные базы данных объединяют в себе две модели данных — реляционную и сетевую и используются для создания крупных баз данных со сложными структурами данных.

Visual FoxPro 5.0 представляет собой СУБД реляционного типа с развитыми средствами создания базы данных, организации запросов к ним, построения приложений с использованием визуального, объектно-ориентированного программирования. СУБД может работать в среде Windows. В ней реализованы все атрибуты реляционной СУБД, система обладает высокой скоростью обслуживания базы данных, позволяет работать с данными в формате СУБД Асcess, Раrаdох, dВаsе, с серверами базы данных Microsoft SQL Server OracleОгас1е и другими. Приложение Visual FoxPro может работать одновременно как с собственными, так и с сетевыми таблицами, рас положенными на других компьютерах локальной сети.

 

Список использованной литературы

 

  1. Авен О.И. Что же такое АСУ? –М.: Наука, 1986.
  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике/ Под ред Г.А. Титоренко – М., 1999.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М, 2000.
  4. Баронов В., Попов Ю. Управление предприятием: в поисках системы //Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. М. 2002.
  5. Вдовенко Л.А. Системно-информационный подход к оценке экономической деятельности промышленных предприятий. М, 2000.
  6. Глушаков С.В., Ломотько Д.В. Базы данных: Учебный курс.– Харьков: ФОЛИО; Ростов-на-Дону: Феникс, Киев: Абрис, 2000.
  7. Информационные системы в экономике/ Под ред. В.В. Дика. М., 2000.
  8. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности/ Под ред. Г.А. Титоренко. М., 2001.
  9. Корнеев И.И., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении.–М.: ИНФРА-М, 2001

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.47MB | MySQL:119 | 2,067sec