Краткий словарь терминов информатики

<

110313 0512 1 Краткий словарь терминов информатикиАдаптер (контроллер) – устройство, обеспечивающее согласование параметров входных и выходных сигналов в системе.

  1. Адекватность информации –м уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. Адекватность выражается в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.
  2. Администратор сети выполняет следующие основные задачи:
  • Создание и управление учетными записями пользователей;
  • Управление группами пользователей;
  • Управление политикой защиты;
  • Управление ресурсами сети.
  1. Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату. Свойства: дискретность, понятность, определенность (детерминированность), результативность, массовость.
  2. Алгоритмический язык – система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и исполнения их.
  3. Антивирусные программы подразделяются на фильтры, ревизоры, доктора, детекторы, вакцины и др.
  4. Архитектура ЭВМ – концепция, определяющая модель, общую организационную структуру, выполняемые функции, взаимосвязь устройств, методы кодирования обрабатываемых данных в ЭВМ
  5. Архитектура «клиент-сервер» — концепция локальной сети, при которой основная часть ресурсов размещена на серверах, обслуживающих своих клиентов
  6. База данных – совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при минимальной избыточности, допускающей их оптимальное использование для одного или нескольких приложений.
  7. Банк данных – информационная система, содержащая комплекс специальных методов и средств для поддержки информационной модели предметной области с целью обеспечения информационных запросов пользователей.
  8. Безопасность данных – концепция защиты данных от случайного или преднамеренного их изменения, уничтожения, разглашения или несанкционированного использования.
  9. Бит – минимальная физическая единица измерения информации, или двоичная единица измерения количества информации.
  10. Браузер – программа для работы с WWW, например Internet Explorer, включающая в себя Outlook Express, работающую с электронной почтой и телеконференциями.
  11. Буфер – запоминающее устройство для временного хранения и согласлвания скоростей взаимодействия устройств с разными возможностями.
  12. Вирус – смотри компьютерный вирус.
  13. Внешняя память – память компьютера, непосредственно не доступная процессору.
  14. Данные – материальные произвольной формы, выступающие в качестве представления информации.
  15. Домен – логическая группировка одного или нескольких сетевых серверов и других компьютеров, которые разделяют общую систему безопасности и информацию в виде централизованно управляемой базы данных о бюджетах пользователей. Каждому домену присваивается индивидуальное имя.
  16. Драйвер – специальная вспомогательная программа, управляющая внешними устройствами ПК или управляющая выполнением программ.
  17. Идентификация – процесс отождествления какого-либо объекта с одним из известных.
  18. Интернет – глобальная сеть, охватывающая более 40 тыс. различных локальных сетей, называемых узлом или сайтом, а юридическое лицо, обеспечивающее работу сайта – провайдером.
  19. Информатика – научная область, изучающая модели, методы и средства преобразования информации.
  20. Информация – мера устранения неопределенности в отношении того или иного события.
  21. Информационная база – вся совокупность реального объекта.
  22. Информационный поток – совокупность информационных массивов конкретной деятельности, имеющая динамический характер.
  23. Информационная технология представляет собой технологические процессы по сбору, передачи, хранению и обработке информации во всех ее возможных проявлениях (текстовой, графической, визуальной, речевой и т.д.).
  24. Кодирование – процесс представления данных последовательностью символов иной формы или назначения.
  25. Коммутационные (терминальные) – программы, позволяющие с помощью модема организовать обмен информацией между двумя удаленными компьютерами.
  26. Компьютерная сеть – совокупность компьютеров, между которыми возможен информационный обмен без промежуточных носителей информации.
  27. Компьютерные вирусы – программы, которые можно классифицировать:
  • По среде обитания (загрузочные, файловые, сетевые);
  • По степени воздействия (безвредные, неопасные, опасные, разрушительные);
  • По способам заражения (резидентные, нерезидентные);
  • По алгоритмической особенности построения (невидимки, мутанты, логическая бомба, «троянский конь», …).
  1. Компоненты ПО (одноранговая сеть, например, на базе
    Windows):
  • Клиент – программа, реализующая общие функции управления взаимодействием рабочей станции с другими ПК в сети;
  • Службы – программы, устанавливающие вид доступа к ресурсам и обеспечивающая преобразование конкретного локального ресурса в сетевой и обратно;
    <
  • Протокол – программа, управляющая передачей информации в сети;
  • Сетевая плата драйвер, управляющий работой сетевого адаптера.
  1. Контроллер – специализированное устройство (или плата), управляющее работой периферийного устройства и обеспечивающее его связь с системной платой.
  2. Локальная сеть – (50-100 м) предназначена для постоянного информационного обмена между компьютерами, стационарно соединенными специальным кабелем по одной из топологий: звездная, шинная, кольцевая и т.д.

Существуют два принципиальных способа соподчинения ПК локальной сети:

  • Одноранговая сеть – это сеть равноправных ПК;
  • Иерархическая сеть – сеть, в которой имеется мощный ПК – сервер, ресурсы которого предоставляются другим ПК, соединенным с ним – рабочим станциям.
  1. Макрокоманда(макрос) – последовательность команд, выделяемых в виде небольшой программы.
  2. Массив – упорядоченное множество однотипных элементов данных.
  3. Мастер администрирования может использован при решении следующих задач;
  • Создание пользовательских учетных записей;
  • Управление группами;
  • Контроль доступа к файлам и папкам;
  • Ввод драйверов принтеров;
  • Инсталляция и деинсталляция программ;
  • Управление лицензированием;
  • Администрирование сетевых клиентов.
  1. Методы проектирования программных продуктов :
  • Структурное проектирование (основанное на методах нисходящего проектирования и модульного);
  • Информационное моделирование;
  • Объектно-ориентированное проектирование.
  1. Модель –любой аналог, образ (мыслительный или условный) какого-либо объекта исследования. В создаваемой модели учитывают наиболее характерные, доминирующие факторы, которые в подавляющей степени определяют основные свойства объекта исследования. В результате объект исследования заменяется некоторым упрощенным подобием, но обладающим теми же характеристиками, главными признаками, что и объект исследования. Различают модели: вербальные (текстовые), математические, информационные.
  2. Модель информационная – класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах разнообразной природы. Информационная модель состоит из взаимосвязанных объектов (информационных объектов). Объект – множество экземпляров, имеющих одинаковые характеристики, подчиненные одним и тем же правилам. Для однозначной идентификации объекта ему придается уникальное имя. Под экземпляром понимают представление предмета реального мира с помощью некоторого набора существенных характеристик. Связи в модели адекватны реальным и разделяются на виды: «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим».
  3. Мультимедиа – диалоговая компьютерная система, обеспечивающая синтез текста, графики, звука, речи и видеоизображений.
  4. Объектно-ориентированное программирование – опирается на понятия: объект, класс, инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
  5. Одноранговая архитектура сети – концепция архитектуры сети, в которой ее ресурсы рассредоточены среди равноправных абонентов.
  6. Операционная система – комплект программ для управления и координации работы всех устройств ПК, управление процессом выполнения прикладных программ и обеспечения диалога с пользователем.
  7. Офисная деятельность в сфере использования оргтехники прошла несколько этапов: традиционный, производственный, электроннный.

  8. Пароль – признак, удостоверяющий полномочия пользователя или программы на использование какого-либо ресурса.
  9. Переменная (в программировании) – именованная область памяти, в которой хранится некоторое значение.
  10. Поисковые машины в сети Интернет:
  • Англоязычные: Alta Vista, Infoseek, Lycos, HotBot …;
  • Русскоязычные: Rambler, Яndex, Апорт …
  1. Плоттер – спецмашина, позволяющая вычерчивать сложные графические изображения.
  2. Провайдер – организация (юридическое лицо), обеспечивающее работу узла (сайта) в сети Интернет.
  3. Программное средство – формализованное описание процесса, обеспечивающего автоматизацию решения на компьютере задач пользователя как независимо, так и с помощью программно-инструментальных средств.
  4. Программно-инструментальное средство – комплекс программных продуктов для автоматизации разработки программного обеспечения.
  5. Протокол – стандарт, определяющий способ преобразования информации для ее передачи по сетям.
  6. Реестр – все сведения о конфигурации ОС.
  7. Рабочая группа – это совокупность компьютеров, которые формируют административный блок и не принадлежат доменам.
  8. Реляционная база – база данных, организованная в виде набора отношений ее компонент (таблиц и полей таблиц).
  9. CASE-технология
  10. Сервер – как правило, компьютер высокой производительности, предоставляющий сервис другим компьютерам.
  11. Сеть – взаимодействующая совокупность объектов, образуемых устройствами передачи и обработки данных.
  12. Сетевой адаптер – техническое устройство, выполняющее функции сопряжения ЭВМ с каналами связи.
  13. Система – организованное множество, образующее целостное единство, направленное на достижение определенной цели.
  14. Система организационно-экономического управления — . Ее целью является обеспечение максимальной экономической эффективности ее функционирования.
  15. Сканер – устройство автоматизированного ввода графической и текстовой информации в компьютер. Выпускаются ручные, планшетные и рулонные сканеры.
  16. Стриммер – устройство для хранения и воспроизведения больших объемов информации на кассетную магнитную ленту.
  17. Структура информации – это состав элементов, образующих структуру информации и взаимосвязь между ее элементами.
  18. Структурная единица информации (СЕИ) экономической:

    Реквизит – элементарная составляющая единица;

    Показатель – основная структурная единица;

    Экономический документ – определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных по смыслу экономических показателей.

  19. Структурное программирование основано на модульном принципе программного продукта и типовых управляющих структурах алгоритмов обработки данных. Эффективность применения современных универсальных языков программирования во многом определяется удобством написания с их помощью структурных программ.
  20. Транслятор – специальная программа перевода исходной программы на машинный язык компьютера.
  21. Управление – функция системы, ориентированная на сохранение ее основных качеств в условиях изменения среды либо на выполнение целевой программы обеспечения устойчивости ее функционирования при достижении заданной цели.
  22. Утилита – служебная программа, предоставляющая пользователю ряд дополнительных услуг.
  23. Файл – поименованная совокупность данных в памяти ПК или на машинном носителе.
  24. Хост – компьютер подключенный к Интернету.
  25. Шина – средство для обеспечения взаимодействия близко расположенных объектов или средство, к которому одинаковым образом подключается группа взаимодействующих друг с другом компьютеров или устройств.
  26. Экономическая информация – это объективированное воплощение – с помощью знаков и сигналов – знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов. ЭИ классифицируется, например, по:

    стадиям возникновения
    (исходная, промежуточная(НСИ) и результатная);

    стабильности во времени
    (постоянная и переменная);

    по технологии решения (входная, промежуточная, выходная).

  27. Электронная цифровая подпись – способ шифрования с помощью криптографического преобразования и является паролем, зависящим от отправителя, получателя и передаваемого сообщения. Для предупреждения повторного использования подпись должна меняться от сообщения к сообщению.
  28. Энтропия (по К.Шеннону) – мера неопределенности информации.
    1. FrontPage – приложение для создания Webстраниц.
    2. FTP-сервер – сервер, обеспечивающий загрузку, хранение и передачу файлов.
    3. Microsoft Outlook – универсальная ппрограмма-органайзер управления личной и деловой информацией, адресными книгами, дневником и электронной почтой, факс-модемом.

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00095 sec

WordPress: 22.86MB | MySQL:111 | 1,360sec