МАРКЕТИНГОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

<

060514 0037 1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В простейшем виде электронную коммерцию можно рассматривать как комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг с помощью современных электронных средств связи, но такая характеристика явления будет явно недостаточной. Многочисленные электронные средства связи, такие, как телеграф, телефон, радио, телевидение и компьютерные сети, давно нашли применение в коммерческих отношениях, но отнюдь не вызвали появление принципиально нового понятия. Телеграфная связь нашла в коммерции место как средство оповещения при координации совместной деятельности. Телефонные сети вскоре после своего появления стали использоваться как средство размещения заказов и согласования их параметров. Радио и телевидение много лет используются в целях рекламы и пропаганды. Банковские компьютерные системы были внедрены для ускорения расчетов сравнительно недавно, но и их возраст составляет уже четыре десятилетия. Все эти и многие другие технические решения так и не привели к понятию электронной коммерции — они по-прежнему остались лишь коммерческими приложениями научно-технического прогресса.

Мир движется так быстро, что уже сейчас зарождается седьмая волна маркетинга, специфика которой сводится к тому, что этой форме ведения бизнеса удалось вобрать в себя действенные наработки всех предыдущих эпох развития экономики. Мощь седьмой волны таится в возможностях, предоставленных этим видом бизнеса. Вот некоторые из них: — возможность стать владельцем собственного интернет-магазина, который раньше могли позволить себе только богатые люди — использование сети Интернет для ведения бизнеса по всему земному шару — возможность использования преимуществ многоуровневого маркетинга для построения сети интернет-магазинов — использование автоматической системы построения такой сети, которая работает 24 часа в сутки 365 дней в году даже при отсутствии владельца — использование новейших методик обучения ведению данного бизнеса… Бизнес седьмой волны соединяет в себе преимущества традиционного бизнеса, рекомендационного и многоуровневого маркетинга, электронного бизнеса в Интернете, достижения в области технического прогресса и человеческих отношений. Бизнес седьмой волны ставит на центральное место человека, его личностные качества.

Современную коммерцию отличает от традиционной торговли то, что это не простой ресурсообмен, совершаемый для удовлетворения текущих потребностей производства или потребления. Это цельный и неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого процесса:

– исследование рынка товаров и услуг (маркетинг);

– управление свойствами товаров и услуг (производственный менеджмент);

– оповещение рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);

– подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг (пропаганда);    

– прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);

– оптимизация товарных потоков и складских запасов (логистика);

– взаиморасчеты с клиентами и поставщиками (финансовый менеджмент);

– послепродажное обслуживание (сопровождение).

Его «командная» направленность предполагает формирование новых отношений, где преобладает доверие, чувства взаимных обязательств и ответственности, доминируют этические ориентации, формируется почва для духовного развития человека. Справедливости ради надо сказать, что каждый качественный переход в методах ведения бизнеса встречал (и встречает) сопротивление определенной части человечества. В свое время в США были запрещены даже универмаги.

На пороге тысячелетий с огромной скоростью развиваются большинство сфер жизни общества, экономик государств и отдельных фирм. Появляются все новые виды коммерческой деятельности. Но вместе с тем все труднее фирме остаться «на плаву», не попасть в кризисную ситуацию. Этому в немалом способствуют конкуренция (не только на внутреннем рынке, но и мировая), информационная среда, интеграция мирового сообщества, реформирование национальной экономики и ряд других факторов как экономического, так и неэкономического характера. Когда скорость перемен, происходящих вне фирмы, превышает скорость перемен, происходящих внутри нее, конец близок.

Общепризнанным является тот факт, что к концу ХХ века информация стала одним из ведущих и ценных товаров. Соответствующее информационное обеспечение бизнеса во многом определяет успех коммерческого предприятия.

Но вместе с большой зависимостью фирм от информационного потока четвертый и пятый технологические уклады национальной экономики предполагают и ряд возможностей и преимуществ, связанных с информационными технологиями и, в первую очередь, с Интернетом.

В методологии западных экономистов-теоретиков и практиков уже крепко укоренились понятия: е-коммерция (e-commerce), электронный маркетинг, электронные торги, электронные рынки, Интернет- экономика и др. Е-коммерция почти выделилась в отдельную сферу бизнеса как для фирм, связанных с организацией услуг по электронной коммерции, так и для предпринимателей, активно использующих возможности е-коммерции в своем бизнесе. Фирмы, внедряющие в свою политику поведения на рынке е-коммерцию, во многом оказываются впереди своих конкурентов. А потому могут быть уверены в своем завтрашнем дне, не связанном с делом о банкротстве.

Что же включает в себя понятие е-коммерции как вида деятельности коммерческого предприятия? Фирмы используют услуги Интернета в семи случаях – для исследований, подачи информации, организации дискуссионных форумов, обеспечения подготовки специалистов, проведения торговых операций по покупке и продаже товара, аукционов и обмена и даже поставлять своим клиентам «биты». Весьма эффективны Интернет технологии в сфере маркетинга. В связи с этим выделяют понятие электронного маркетинга. С появлением электронного маркетинга происходят значительные изменения в различных сферах маркетинговой деятельности (таблица).

Прежде было принято закупать товар с привлечением профессиональных продавцов, которые изучали каталоги, звонили поставщикам и старались договориться о наиболее выгодных условиях. Интернет предполагает доступ к такому объему информации, которого раньше у отдельных агентов никогда не было. В Интернете скоро появятся агенты-посредники, которые за небольшую плату будут заниматься сбором и оценкой различных предложений поставщиков, надежностью партнеров, их платежеспособностью. Все это позволит отдельным фирмам найти оптимальный круг партнеров, который обеспечит стабильную производственно-хозяйственную деятельность. Время и расстояние, являвшиеся барьером для торговли и пожиравшие огромные средства в прошлом, теперь не будут иметь принципиального значения. А те фирмы, которые будут жить и торговать по старым правилам, постепенно сойдут со сцены.

Электронные рынки предлагают покупателю массу преимуществ, главными из которых являются:

— возможность сделать покупку круглосуточно, семь дней в неделю;

— покупателю не нужно ехать в магазин, искать место, где можно поставить машину, ходить и выбирать товар — в результате он тратит на покупку меньше времени и денег;

— максимальное удобство для покупателя при оформлении покупки, т.к. заказ можно оформить с любого компьютера, имеющего выход в Интернет как дома, на рабочем месте, так и в пути, а в будущем даже на борту авиалайнера;

— низкие цены на товары, в связи с меньшими затратами на маркетинговые исследования и поиск нужного товара;

— 100%-ная доступность фирмы для потребителей и своих служащих;

— меньшее налоговое бремя при покупке в Интернет магазинах (т.к. налоговое законодательство зачастую не поспевает за развитием информационных технологий).

К основным недостаткам электронных каналов торговли относятся, во-первых, то, что приходится ждать доставки заказа иногда день, а порой и дольше; во-вторых, прежде чем заказать товар, потребитель не может посмотреть и потрогать его руками.

Если смотреть в будущее, то можно увидеть несколько прогнозов относительно развития электронных рынков:

а) поскольку цены на информацию падают, рынки, характеризуемые высоким качеством информации и координации, станут более популярны у потребителя;

б) покупатели будут все чаще и чаще заказывать хорошо знакомые или стандартные товары на электронных рынках;

в) товары, о которых имеется подробная информация в разделах «Помощь», получат серьезный шанс занять на электронном рынке прочное место;

г) единичные страницы Интернета, посвященные отдельным товарным маркам, объединятся между собой, в результате чего возникнут сайты, предлагающие потребителю разные товарные марки;

д) компании, которые успешно торгуют в наше время, не прибегая к услугам электронного рынка, также постараются завести собственные сайты в Интернете — если смогут таким способом увеличить свою валовую прибыль;

е) постоянно увеличивающееся количество web-серверов, оказывающих бесплатные услуги (free cost, free based), подтолкнет малый и средний бизнес к открытию своих web-страниц;

ж) электронные связи между компаниями станут более прочными в следующих ситуациях:

— когда крупные компании, решат, что могут сэкономить значительные средства при централизованной закупке и хранении товаров, и потребуют, чтобы поставщики поддерживали с ними электронную связь;

— когда производственные издержки можно будет сократить благодаря поставкам по принципу «как раз вовремя», а это возможно только при наличии электронной связи между поставщиком и производителем;

— когда компании поймут, что в состоянии сэкономить значительные средства, пользуясь услугами крупных поставщиков, с которыми они поддерживают тесную виртуальную связь и коммерческие отношения.

Наиболее важная часть е-бизнеса — это просто бизнес. Вот почему успешный е-бизнес не более, чем объединение операционной системы, Интернет технологий и ценовой стратегии. 93% мировых производителей строят свои внутренние системы на Microsoft приложениях. Это позволяет быстро создавать и переводить свой бизнес во всемирную паутину, быть гибкими по отношению к быстроменяющимся внешним условиям. Использование электронной коммерции значительно увеличивает количество операций, запросов, которые принимает и обрабатывает фирма (до 500 000 трансакций в минуту). При этом операции могут быть самого различного плана: запрос на покупку, ознакомление с номенклатурой товаров, определение показателей качества отдельных товаров, выяснение условий поставки (как сырья в качестве поставщика, так и готовой продукции в качестве покупателя), сведений о самом производителе (местоположение, основные финансовые показатели, контактная информация и др.), определение своего отношения к товару данной фирмы, проведение различных опросов и многое другое.

Если розничные электронные магазины для российского рынка это все еще экзотика, то преимущества ведения деловых операций через Интернет многие компании почувствовали уже сейчас. Это стало особенно актуальным в условиях экономического кризиса и связано с преимуществами, которые получит фирма после применения интернет-технологий.

Имеется множество преимуществ, вот лишь некоторые из них:

  • значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;
  • значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;
  • значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
  • использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;
  • позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;
  • позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте.

    По прогнозам американских компьютерных фирм производителей оборудования и провайдеров объемы экономики в Интернет возрастут до $1 триллиона к концу 2001 г. Рост в 50 раз в сравнении с 1998 годом ($20 миллиардов) и более чем в 5 раз по сравнению с $197 миллиардами в 2000 году показательны. В будущем предполагается неуклонный рост Интернет коммерции .

    Таковы перспективные возможности е-бизнеса для коммерческого и других секторов экономики. И их нельзя сбрасывать со счетов при построении стратегического плана развития, а также корректировать краткосрочные планы в связи с открытием все новых предложений со стороны Интернет технологий.

    Интернет имеет три функции: информационную, коммуникационную и управленческую. В электронной коммерции используются все эти три функции. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, мы можем выделить и указать преобладающие функции для каждого из них.

    Таблица 1

    Функции Интернета

    Исследование рынка товаров и услуг

    Информационная функция

    Управление свойствами товаров и услуг

    Управленческая функция

    <

    Оповещение рынка о свойствах товаров и услуг

    Информационная + коммуникационная функции

    Подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг

    Информационная + коммуникационная функции

    Прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги (

    Коммуникационная + управленческая (контроль) функция

    Оптимизация товарных потоков и складских запасов

    Управленческая функция

    Взаиморасчеты с клиентами и поставщиками

    Коммуникационная функция

    Послепродажное обслуживание

    Информационная функция

     

    Фирмы объединяются в своеобразное виртуальное сообщество через Интернет ресурсы, сообщество, которое не различает государственных границ, таможенных постов и других объективных и субъективных преград в формировании новых мирохозяйственных связей.

    Примечательно то, что виртуальные услуги могут стоить на 50% меньше, чем оплата труда служащих фирмы. А это может иметь большое значение при сокращении издержек, которое жизненно необходимо для фирмы в конкурентной борьбе. Некоторые экономические эксперты предрекают появление в недалеком будущем синдрома «пустых столов», когда служащих-людей заменят виртуальные услуги, сайты и другие новейшие технологии. Безлюдное производство перейдет из производственных цехов в комнаты офисов.

    Интернет технологии уверенно входят во многие сферы деятельности фирмы. Традиционные переговоры по телефону будет заменены на Интернет-телефонию. И даже на борту авиалайнеров появится возможность выхода в Интернет с использованием всех его сервисов.

    Развитие технологии «Голос через Интернет» (VOIP – Voice over Internet Protocol), идея которой зародилась 5 лет назад, потихоньку изменяет мировые телефонные системы и вскоре видоизменит процесс коммуникаций в производственной и непроизводственной сфере.

    На сегодня качество речи, передаваемой по телефонным сетям, превышает качество и скорость речи, передаваемой через Интернет. Это связано с потерей некоторых пакетов данных при кодировании и раскодировании, а также потери времени на процессы кодировки. Но большим плюсом в пользу перехода на VOIP является то, что с 1997 года общий трафик Интернета превысил трафик через телефонные сети . С этого момента телефонные компании вынуждены были согласиться, что голос становится еще одним товаром среди других сервисов данных. Как показывают проекты, к 2003 году Интернет будет стоить 2 цента за минуту против 7 центов за телефон. Это вызовет предпочтения к использованию VOIP технологии, несмотря на более низкую скорость.

     

     

    Таблица 2

    Сходства и различия традиционного и электронного маркетинга

    060514 0037 2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

     

    Фирмы по производству оборудования одна за другой перепрограммируют оборудование со старых линий на новую Интернет телефонию. После «коррекции Nasdag» (Nasdag correction) в марте 2000 года, более $1 миллиарда венчурного капитала было вложено в фирмы, развивающие VOIP технологию. В США SBC Communications приобрело VOIP входные шлюза от Nortel; AT&T и Verison купили программы Lusent и входные Интернет шлюзы. В Европе Cable&Wireless потратили $1,4 миллиарда совместно с Nortel как часть проекта (общей стоимостью $5 миллиардов) по строительству глобальной Интернет сети . Это позволит корпоративным потребителям использовать будущую виртуальную частную сеть, локальную сеть, глобальную сеть Интернет и Интернет телефонию как унифицированные услуги.

    Электронный бизнес постепенно обретает свое место в системе экономических отношений многих стран мирового сообщества, не исключая и Россию. Многие российские предприятия включают в свои маркетинговые стратегии, перспективные планы мероприятия по использованию преимуществ электронного маркетинга, е-коммерции, открытия своих страниц в Интернете, всестороннему внедрению электронных средств связи в производственную, коммерческую, сбытовую и другие виды деятельности.

    Таким образом, Интернет со своими сервисами предоставляет фирмам широкий спектр услуг, позволяющих перейти на качественно новый уровень ведения бизнеса, организации коммуникационных процессов. А именно без адекватной реакции и быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней рыночной среды фирме сложно выжить и преодолеть кризисные периоды.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

     

    Исследуя традиционные рыночные отношения, легко найти примеры того, как технические средства, в том числе и электронные, используются для автоматизации и сокращения издержек на каждом из перечисленных этапов коммерческого цикла. Однако это еще не есть электронная коммерция. Электронной коммерции присуща комплексная автоматизация.

    Электронная коммерция — это торговая деятельность, имеющая основной целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования средств вычислительной техники.

    Система взаимоотношений продавец — покупатель может подменяться автоматически функционирующей системой сервер — клиент, представленной только аппаратными и программными средствами.    

    Основы электронной коммерции находятся отнюдь не в Интернете — они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет — это только средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся на них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента — это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не ее основа.

    Отличия электронной коммерции (ЭК) от обычной коммерции заключены в используемых механизмах проведения операций и средствах их обеспечения.

    Сегодняшний продавец обеспечен отличными средствами размещения информации о своей продукции в сети Internet. Современные аппаратные платформы и программное обеспечение серверов позволяют предоставить всем пользователям сети доступ к красочно оформленному каталогу товаров и услуг. Все что нужно для этого – создать в формате HTML web-страницы каталога.

    Конечно, представление товаров – это еще не коммерция. Покупатель должен иметь возможность оплатить товар и получить его. Для доставки товара в ЭК используются обычные способы. А вот с оплатой дело обстоит сложнее. Сеть Internet не имела своих средств защиты информации, объединяла миллионы не связанных никакими обязательствами пользователей, и поэтому для обеспечения безопасности пришлось строить публичные средства защиты информации, то есть такие средства, алгоритмы работы которых не являются секретом, но обеспечивают надежную идентификацию, конфедециальность и целостность сообщений.

    Доверие. Любая операция может быть совершена только по гарантии доверенного лица или организации. В обычной коммерции доверительными элементами являются различного рода документы, подписанные ответственными лицами, которым доверяет коммерсант. В ЭК тоже используется механизм пересылки документов с подписями, которые принято называть цифровыми. Цифровая подпись решает техническую задачу идентификации сообщения, принимаемого от сторонней организации или частного лица.

    Достоверность. Любая информация имеет коммерческую ценность, если она достоверна. Механизмом, обеспечивающим достоверность передачи информации (документов) в ЭК, занимается целая отрасль под названием Electronic Data Interchange (EDI), со своей наукой и институтами, разрабатывающими стандарты.

    Электронные платежи. Главной и самой проблематичной частью в системах ЭК являются электронные платежи. До сих пор общепринятой является такая схема, при которой покупатель, в ответ на сформированный торговцем заказ, сообщает в зашифрованном виде атрибуты своей карточки. Торговец, в свою очередь, выставляет счет в банк. Эта достаточно примитивная схема платежей находится в сильной зависимости как от порядочности пользователей, так и от недоброжелателей, пытающихся перехватить и расшифровать информацию о покупателе. Кроме того, данной схемой не обеспечивается гарантированное уведомление банка и наличие требуемой суммы на счету покупателя.

    Применение современных Интернет-технологий в бизнесе не ограничивается созданием Web-сайта или электронного каталога с возможностью заказа, а подразумевает использование технологии и накопленного опыта для глубинной перестройки способов ведения деловых операций при помощи Интернет и сопутствующих сетевых компьютерных технологий. Электронная коммерция — это процесс зарабатывания денег с использованием Интернет-технологий.

    Успех реализации модели электронной торговли в Сети определяется тремя составляющими:

    Выбор верной технологической платформы

    Наличие конкурентоспособного продукта

    Наличие необходимой инфраструктуры и бизнес-процессов

    Если отсутствует хотя бы одно из этих звеньев, то внедрение современных технологий не приведет к успеху.

    В первую очередь, использование технологий онлайновой торговли необходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как позволит значительно снизить стоимость обработки заказов. На рисунке 1 показаны схемы процесса приобретения товара до и после внедрения технологии электронной торговли в оптовой компании.

     

    060514 0037 3 МАРКЕТИНГОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

    060514 0037 4 МАРКЕТИНГОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

    До внедрения. 

    После внедрения. 

    Рисунок 1

     

    После внедрения методики работы с региональными партнерами через Интернет, компания смогла сократить затраты на оформление и обработку заказов более чем в 2 раза.

    На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки.

    Аудитория сети Internet огромна, однако определенную web-страницу увидят далеко не все пользователи сети. Но этого и не требуется. Необходимо, чтобы сайт посещали те пользователи, которые могут быть потенциальными потребителями продукции или информации, размещенной на страницах.

    Прежде всего необходимо провести сегментирование потенциальных потребителей в сети Internet и выделить целевой сегмент. Возможно также, что он не будет совпадать с целевым сегментом, на который фирма ориентируется при сбыте своей продукции обычным путем, поскольку Internet предоставляет гораздо более широкие возможности, например, в плане географического охвата.

    Затем нужно составить характеристики, которые описывают этот сегмент. Причем, помимо традиционных переменных (демографических, поведенческих, психологических и пр.) необходимо учитывать характеристики, связанные с особенностями компьютерного обеспечения потребителей в Internet (быстродействие компьютера, объем оперативной и видео памяти, вид модема, скорость и качество передачи данных по линиям связи, характеристики монитора и пр.). Знание характеристик потенциальных потребителей позволит привлекать на web-страницу посетителей,

    Пользователи сети Internet больше всего ценят информацию. Поэтому содержание web-страницы является одним из ключевых моментов, на который необходимо обратить внимание при разработке сайта, и которое даст огромное преимущество фирме перед конкурентами в случае размещения нужной пользователю информации. Содержание, представленное на web-странице должно удовлетворять следующим условиям:

  • соответствие целям создания сайта;
  • учет особенностей целевого сегмента потребителей;
  • информация должна быть в определенной степени уникальной, чтобы привлечь внимание посетителей, тем более, что в Internet существует множество похожих web-страниц и конкуренция между ними довольно сильна;
  • информация должна быть оперативной. Для поддержания интереса к сайту его необходимо постоянно обновлять и модернизировать. Чем чаще будет происходить обновление информации на сервере – тем выше будет интерес и, соответственно, посещаемость сайта;
  • объективность и достоверность. Посетители, обнаружившие ошибочную или неточную информацию, вряд ли захотят повторно обратиться к этой странице;
  • отсутствие излишне навязчивого рекламного характера.

    На web-странице можно представить разнообразные материалы: информацию о фирме и ее продукции, каталог продуктов и услуг, списки дилеров, адреса торговых представителей, справочные сведения, новости, сетевой магазин, раздел обратной связи, вакансии и прочее. Но следует размещать только ту информацию, которая окажется наиболее полезной и нужной.

    Одна из основных задач, которую следует ставить перед собой при составлении текстов для web-страниц – это использование технической и развлекательной информации для выделения особенностей фирмы. Доступность создания сайта приводит к тому, что у любого сервера существует огромное множество конкурентов. Следовательно, текст, приведенный на web-странице должен четко отвечать на вопрос: «Чем отличается компания от остальных?». Нелишним будет размещение логотипа или товарного знака фирмы, а также способ связи с администрацией сервера на каждой web-странице сайта.

    Первые страницы газет планируются таким образом, чтобы наиболее важные и интересные сведения располагались в их верхней части первой полосы выше линии сгиба. Точно таким же правилом следует руководствоваться при создании web-страниц. Лишь только 10% пользователей прокручивают информацию, не поместившуюся на экран, если она их не заинтересовала. Поэтому самая важная информация, а также по возможности навигация сайта (ссылки на разделы) должна быть в верхней части страницы.

    Не следует злоупотреблять ссылками, превращая в них чуть ли не каждое слово. С другой стороны, можно предложить посетителям ссылки на другие сайты по данной тематике. Категорически не рекомендуется создавать на сервере «тупиковые зоны», то есть ссылки, ведущие на страницу с единственным текстом Under Construction (Раздел в разработке). Каждая ссылка должна сопровождаться описанием, давая представление пользователю представление о том, куда он попадет, нажав на нее. Это же касается и изображений, которые должны быть снабжены полем альтернативного текста, в виду того, что около 40% пользователей отключают вывод изображений или вообще не имеют возможности просматривать графические элементы.

    Графические и мультимедийные материалы играют важную роль в формировании содержания web-страницы – они повышают эффективность восприятия сообщений. Однако вопрос о количестве и качестве графики является предметом активных споров и по сей день. Следует ли размещать на своем сайте красивые фотографии и рисунки, которые несомненно улучшат внешний вид web-страницы, но значительно увеличат время загрузки, или же стоит ограничиться небольшими низкокачественными изображениями, увеличив скорость загрузки? Выбор подходящего варианта должен определяться аудиторией, на которую ориентируется фирма.

    В современных условиях важным моментом становится обеспечение связи web-страниц с корпоративными базами данных и базами документов, что позволяет мгновенно реагировать на запросы пользователя. При большом объеме сайта целесообразно организовать поиск по содержимому web-страниц по ключевым словам, указываемых посетителем.

    Дизайн играет очень важную роль в привлечении внимания пользователей сети Internet к определенному сайту. При разработке дизайна страниц прежде всего нужно учитывать особенности восприятия целевой аудитории, но при этом оформление должно соответствовать содержанию сайта, а также должно быть выдержано в одном стиле (цветовую гамму возможно взять из логотипа фирмы), что создаст определенное представление о фирме и ее продукции.

    Дизайн web-страниц предполагает разработку следующих компонентов: цветовая гамма, шрифт, графика и компоновка страниц. При этом сеть Internet налагает и определенные ограничения на возможности графического оформления web-страниц: время загрузки, пропускная способность канала передачи данных, размер графических файлов, совместимость с различными браузерами, передача цветовой палитры и др.

    При выборе шрифта необходимо принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не следует использовать слишком крупный размер шрифта (особенно в сочетании с полужирным и курсивным начертанием) для текстовых надписей, так как они чаще всего производят грубое впечатление, тогда как шрифт обычного размера при умелой подаче кажется насыщенным и располагает ко вдумчивому прочтению текста.
  2. Не следует применять такие приемы, как подчеркивание и перечеркивание текста, так как подобные эффекты могут ассоциироваться у пользователя с гипертекстовой ссылкой.

    Закончив создание и оформление web-страницы, желательно посмотреть на нее со стороны потенциального пользователя: при меньшем разрешении экрана и на более медленном канале связи, что позволит выявить очевидные ошибки и недочеты, незаметные в условиях создания.

    Каждая компания должна самостоятельно решить, как осуществлять пропаганду и сколько рекламы необходимо размещать в сети Internet. Если фирма собирается ввести на рынок принципиально новый вид товара/услуг, то рекламная кампания в сети Internet проходит по следующим основным этапам:

    На первом этапе доля пропаганды в коммуникациях фирмы – 100%. Разработка предлагаемого товара должна быть хотя бы на завершающей стадии (тестирования). Цель рекламодателя на этом этапе – воздействие на сознание аудитории с целью формирования потребностей.

    Второй этап начинается, как только появится интерес к продукции фирмы (по счетчику посещений web-страницы). Разработка товара должна быть закончена. Соотношение пропаганды с рекламой должно быть примерно 90% / 10% соответственно. Желательно привести высказывания по поводу качества и степени удовлетворенности авторитетных лиц. На данной стадии потенциальные клиенты узнают о возможности удовлетворения сформировавшихся в их сознании потребностей. Возможны первые пробные заявки на покупки от новаторов.

    Третий этап характеризуется появлением конкуренции, что вынуждает к резкому повышению процента рекламы в сообщениях. Задача на данном этапе – привлечь покупателя к конкретному производителю, то есть, к Вам.

    Четвертый этап характеризуется высокой активностью конкурентов. Положительную роль сыграют предварительные наработки. Процент пропаганды на данном этапе снижается до 3-7, основное внимание уделяется рекламе (рассылки по e-mail, показ баннеров, обычные средства – радио, телевидение, СМИ).

    Если же фирма собирается продавать уже существующий товар/услугу, то деятельность следует начинать в соответствии с третьим этапом.

    Оценить эффективность Вашего сайта можно двумя способами:

    Количественный анализ с помощью статистики сервера. Для этого можно использовать следующие показатели:

  • количество обращений к web-страницам;
  • суточная статистика частоты посещения сайта;
  • количество уникальных людей (хосты), посетивших сайт;
  • время, проведенное на определенной web-странице;
  • наиболее посещаемые разделы сервера.

    Качественный анализ путем опроса потенциальных потребителей с целью определения уровня удовлетворенности оформлением и контентом сайта. В процессе опроса определяется степень важности и оценка компонентов, описывающих потребности пользователей, соответствующей web-страницы (содержание, дизайн, юзабилити и пр.). Немаловажную роль может сыграть в оценке эффективности сайта изучение откликов, поступающих от посетителей (письма, записи в книге гостей).

    Internet является самой динамично развивающейся отраслью коммуникационных технологий. По данным исследования, проведенного центром Computer Intelligence в США более 31 млн. ПК регулярно выходят в Internet (на начало 1998 года). Эта цифра говорит об увеличении данного числа на 108% по сравнению с 1997 годом. По разным оценкам, на начало XXI века число пользователей, подключенных к сети Internet достигнет 1 млрд. человек. Ежегодный прирост пользователей – более 100%. Эти цифры говорят о том, что существует огромный рынок сбыта товара и услуг, причем продавец не будет связан никакими территориальными рамками.

    Наряду с многочисленными достоинствами у Internet есть и существенные недостатки. До сих пор отсутствует механизм, полностью обеспечивающий конфедециальность отправляемой информации, сведения о заключаемых сделках. Неудивительно, что российские компании избегают пользоваться онлайновыми сетями для передачи такой информации, как номера кредитных карточек и прочей информации, сопровождающей операции купли-продажи.

    Но, скорее всего, уже в ближайшее время эта проблема будет решена и возможно, что совершение покупки, не выходя из дома, станет обычным явлением для российских пользователей Internet, так как электронная коммерция скрывает в себе необъятные возможности получения и увеличения дохода.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     

  1. Войти на web-сайт http://s99.ru

    2. Определить принадлежность сайта к той или иной модели взаимодействия субъектов систем электронной коммерции

    Данный сайт относится к модели В2ВC (Business to Business) – Предприниматель– Потребитель. Для данной модели характерно преимущественно использование клиентского программного обеспечения Интернета. Данный сайт ориентирован на обслуживание широкого круга потребителей.

    3. Определить:

    – основные структурные элементы в построении web-сайта;

    – способы регистрации пользователей;

    – используемые платежные системы;

    – способы доставки товаров.

     

    К основным структурным элементам сайта следует отнести:

    – главная (домашняя страница) сайта;

    – – товары;

    – страница регистрации;

    – раздел «откройте свой магазин (супермаркет)»;

    – раздел «откройте свой аукцион»;

    – раздел «хостинг для сайтов»;

    – рекламы на с99. ru

    – страница регистрации;

    – прайс–лист;

    – каталог сети Интернет магазинов;

    – линки;

    – раздел новостей и событий;

    – раздел путешествий и отдыха»

     

    Рассмотрим способ регистрации пользователей. Осуществляется на странице http://www.s99.ru/cgi-bin/register.cgi путем заполнения web-формы и введения следующих данных:

    Псевдоним;

    e-mail;

    Полное имя;

    Пароль;

    Еще раз (пароль);

    Контактная информация;

     

    Проанализируем используемые платежные системы на сайте. На исследуемом сайте ввиду оплата осуществляется в условных единицах, эквивалентных доллару США и в рублях. Оплата как наличными и безналичными банковским переводом, через Сбербанк

    Способы доставки товаров – почтой, наложенным платежом, курьером, электронной почтой (при покупке цифровых товаров, таких как домен, хостинг и т.д.).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  2. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция. М., 2005.
  3. Гаврилов О. Курс правовой информатики. М., 2004.
  4. Информатика. В 2-х кн./Под ред. Н.В. Макаровой- М.: Финансы и статистика, 2003.
  5. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др.СПб, 2004.
  6. Козье Д. Электронная коммерция. М., 1999.
  7. Климченя Л.С. Электронная коммерция. М., 2004.
  8. Львов И.Б., Казеев Г.Г., Морев И.А. Информатика.– Владивосток: АВГУ. 2004.
  9. Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. — М.:ИНФРА, 2001.
  10. Юрасов А.В. Электронная коммерция. М., 2003.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.31MB | MySQL:123 | 1,892sec