МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

<

052714 1204 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАВ зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.

Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки.

Не менее важно, чтобы фирма — разработчик бухгалтерской программы имела значительный опыт работы и солидную репутацию. При выборе системы следует учитывать то обстоятельство, что в дальнейшем к продавцу придется неоднократно обращаться и за советом или консультацией, и за заменой устаревшей версии новой.

Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.

Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.

Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.

По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода.

Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля обработки операций бухгалтерского учета.

Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций. Элементы компьютерной системы

1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.

2. Программные средства.

а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, системы управления базами данных (СУБД), и сервисные программы. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.

б) Прикладные (пользовательские) программы — это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация—пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.

3. Документация — описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.

4. Персонал — работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.

5. Данные — сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.

6. Процедуры контроля — Процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.

Бухгалтерский учет должен обеспечить тождество данных синтетического и аналитического учета.

Существует две модели учета – аналитический и синтетический. Синтетический учет дает обобщенную характеристику объектов учета. Аналитический учет раскрывает и детализирует содержание информации о составе и движении хозяйственных средств предприятия, источниках и хозяйственных процессах в обобщенном виде и в денежном измерителе. Для этого используются соответственно аналитические и синтетические счета. Учет на аналитических счетах ведут и в денежном, и в натуральных измерителях (счета товарно-материальных ценностей). Между синтетическими и аналитическими счетами существует взаимосвязь.

Учетные регистры – книги, карточки, журналы или отдельные листы, машинограммы, полученные при использовании вычислительной техники, магнитные ленты, диски, дискеты и иные машинные носители, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Формой бухгалтерского учета называется порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных.

Форму учета определяют количество и внешняя форма регистров хронологического и систематического, а также синтетического и аналитического учета, структура регистров, последовательность и способы записи в них. Применение той или иной формы бухгалтерского учета зависит от уровня автоматизации и централизации учета, размеров предприятия, квалификации работников, наличия средств вычислительной техники и оргтехники и др. В настоящее время существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная (ее разновидностью является Журнал-Главная); журнально-ордерная; автоматизированная.

Информация о движении средств, материальных ценностей и обязательств дебиторов/ кредиторов накапливается в журнале хозяйственных операций. Каждый факт хозяйственной жизни предприятия отражается соответствующим документом. А потому процесс заполнения журнала учета хозяйственных операций сводится к переносу данных из этого документа в журнал. Назовем этот процесс отработкой документа в журнале учета. Поскольку подобная отработка автоматически приводит к отражению данных документа на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, в рамках Системы понятия отработка в журнале учета хозяйственных операций и отработка в бухгалтерском учете фактически совпадают.

Независимо от способа ведения учета в его основу положена документация, где документы выполняют роль первичных носителей учетной информации (совершенных хозяйственных операций). Группировку, обобщение и накопление ежедневно происходящих операций производят в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов. Регистры по внешнему виду подразделяются на карточки, свободные листы и книги, по содержанию — на регистры аналитического, синтетического учета и комбинированные, т. е. сочетающие эти два вида учета.

Мемориально-ордерная система в настоящее время имеет ограниченное применение. При использовании этой формы бухгалтерского учета каждый сводный первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной платы) сопровождается выпиской отдельной справки — мемориального ордера, в котором указывается корреспонденция счетов. Мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, на основании которого в дальнейшем заполняют Главную книгу. По данным Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам. Ее итоги используются для составления баланса. Аналитический учет осуществляется на карточках по данным первичных документов. Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является «Журнал-Главная». Она применяется на небольших предприятиях. Аналитический учет ведется в книгах. Учетным регистром синтетического учета является «Журнал-Главная», в котором на отдельном развороте листа в хронологическом порядке по каждому мемориальному ордеру приведена общая сумма с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Содержание формы «Журнал-Главная» позволяет исключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам.

При использовании журнально-ордерной формы учета входная информация из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итогов переносится в соответствующие журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам. Информация, содержащаяся в Главной книге, используется для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Применение вычислительной техники позволило автоматизировать процесс ведения бухгалтерского учета. Результатом этого явилось создание принципиально новой автоматизированной формы бухгалтерского учета. Единство информационной базы и полный автоматизированный технологический процесс обеспечиваются за счет однократного ввода информации. Учет осуществляется, как правило, путем заполнения журнала хозяйственных операций. Однако бухгалтерские проводки могут также отражаться в этом журнале и после ввода или формирования первичных документов. В любом случае информация по отдельной хозяйственной операции вводится только один раз и затем обрабатывается компьютером. На основании введенных данных легко и быстро можно сформировать выходные формы (бухгалтерский баланс, оборотную ведомость, различные нестандартные отчеты и т. п.).

Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

 

 

1.2. Характеристика наиболее распространенных компьютерных систем бухгалтерского учета

 

Программа «1С: Бухгалтерия» — универсальная бухгалтерская программа, являющаяся самой распространенной (по данным «Финансовой газеты», газеты «Софт-Маркет» и др.) бухгалтерской программой в России. «1С: Бухгалтерия» может быть настроена самим бухгалтером на особенности бухгалтерского учета на своем предприятии, на любые изменения законодательства и форм отчетности. Один раз освоив универсальные возможности программы, бухгалтер сможет автоматизировать различные разделы учета: кассу, банк, материалы, товары, основные средства, расчеты с организациями, зарплату и т.д. «1С: Бухгалтерия» успешно используется на малых предприятиях, в торговле, в бюджетных организациях, в СП, на заводах и т.д.

В базовый комплект поставки входят одна или две дискеты, руководство пользователя и регистрационная анкета. Для установки и эксплуатации программы компьютер должен иметь: операционную систему Windows; процессор Intel-80386DX или выше; оперативную память не менее 4 Мбайт; жесткий диск (используется около 4 Мбайт); накопитель на гибких магнитных дисках; принтер; дисплей

Для предотвращения возможности незаконного тиражирования «1С: Бухгалтерия» предоставляется пользователям в защищенном от копирования виде (ключевая дискета, аппаратный ключ и др.)

Основные особенности «1С: Бухгалтерия»: ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия; возможности ведение количественного и многовалютного учета; получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету; полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формы отчетности; возможность автоматической печати выходных первичных документов.

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал хозяйственных операций. В программу следует вводить все проводки, отражающие хозяйственную деятельность предприятия. Программа рассчитана на хранение большого числа проводок – десятков и сотен тысяч, однако среди них всегда можно найти нужные по дате, счетам дебета и кредита, сумме или содержанию. Кроме этого можно ограничить «видимость» проводок за год, полгода, квартал и т.д.

Программа позволяет вводить проводки следующими способами:

-при ручном вводе проводок в журнал указывается дата, корреспонденция счетов, сумма и содержание операции. Если по указанным счетам ведется аналитический учет, то программа потребует ввести признаки аналитического учета (субконто). Если по счетам проводки ведется количественный и/или валютный учет, то программа потребует ввести количество и/или сумму в валюте

-использование типовых операций позволит автоматизировать ввод стандартных или часто используемых операций. При вводе типовой операции создаются одна или несколько проводок, причем суммы этих проводок могут вычисляться автоматически. Например – можно оприходовать материалы и сразу же списать по ним НДС, начислить зарплату и сразу же определить отчисления в пенсионный фонд и другие фонды и т. д. С помощью типовых операций можно также закрыть счета, рассчитать прибыль.

С помощью режима «Документы и расчеты» в журнал операций можно ввести данные о некотором документе (платежном поручении, накладной и т.д.) или расчете (прибыли, налогов, переоценки валюты и т. д.) и связанные с ними проводки, которые автоматически рассчитываются по заданным формулам. Можно установить автоматический перерасчет проводок, связанных с документом или расчетом. Эта возможность очень удобна для таких операций как переоценка валюты, расчет прибыли и налогов и т.д.

Программа позволяет при вводе проводок автоматически формировать и распечатывать выходные документы. Один раз введя реквизиты операции (количество, сумму, дату и т.д.), можно сразу получить и проводки в журнале операций, и выходной (первичный) документ (платежное поручение, накладную, счет, расходный или приходный ордер).

На основании введенных проводок формируется отчетность и различные вспомогательные документы: оборотно-сальдовую ведомость; шахматку; анализ счета; обороты счета; журнал – ордер и ведомость по счету; сводные проводки; анализ счета по датам; отчет по журналу операций; карточку счета

Документы могут содержать сведения за месяц, квартал, год или любой другой период времени.

Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной информации (справочников): план счетов; список видов объектов аналитического учета; списки объектов аналитического учета (субконто); констант и т.д.

В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме этого данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме.

При самом простом использовании «1С: Бухгалтерии» можно ограничиться только простым ведением синтетического учета. При этом можно вводить проводки и на их основе получать оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, главную книгу, вести кассу, обрабатывать банковские документы, печатать платежные документы и выдавать отчеты для налоговых органов.

Полностью возможности программы «1С: Бухгалтерия» раскрываются при ведении аналитического учета. В этом случае программа позволит отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товаров и основных средств, выполнение договоров. Расчеты по зарплате и с подотчетными лицами и т.д.

Кроме этого программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим сохранения в архиве текстовых документов.

Вместе с продуктом предлагается широкий перечень заполняемых форм первичных документов, но если пользователя не устраивает какой-либо документ, он может изменить его печатную форму и алгоритм заполнения. Пользуясь внутренним макроязыком, можно описать практически любой документ. Реализованные в базовом комплекте алгоритмы переоценки валюты и начисления амортизации требуют от пользователя строгого соблюдения правил отражения информации на счетах. Система формирует всю отчетность, предоставляемую в налоговые инспекции. Для этого используется генератор отчетов, в котором при помощи внутреннего макроязыка создаются собственные отчетные документы. Чтобы расширить функциональное наполнение САБУ, можно разработать собственные алгоритмы переоценки валютных пассивов и активов в зависимости от действующего законодательства, начисления амортизации по нематериальным активам, формирования учетных регистров.

Помимо описанного продукта, существуют следующие автоматизированные системы: «АУБИ», СуперМенеджер, ИНФО–Бухгалтер, ФОЛИО, Инфин – Бухгалтерия, БОСС, БЭСТ, АККОРД.

«АУБИ» — это зарегистрированное название интегрированной программной системы «Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших предприятий. Аббревиатура названия комплекса «АУБИ» построена из ряда букв, входящих в приведенную выше фразу, заключенную в апострофы. Таким образом сделана попытка отразить истинное предназначение программы.

«АУБИ» может быть с успехом использована для автоматизации бухгалтерского учета предприятий различного рода деятельности. Программный комплекс представляет одинаковый интерес как для торговых (коммерческих) структур, так и для производственных предприятий. Гибкая система программы позволяет настраивать «АУ-БИ» на нужды конкретного пользователя. При этом бухгалтер каждого предприятия, исходя из своих собственных потребностей, имеет возможность сформировать план счетов; информационные справочники, содержащие названия предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материально ответственных лиц и т.д. В зависимости от специфики деятельности предприятия «АУБИ» позволяет вести учет следующих элементов бухгалтерского производства: учет материалов (склад); учет малоценных и быстроизнашивающихся материалов (МБП) на складе и в эксплуатации; основные средства; учет кассовых операций — формирование приходных и расходных кассовых ордеров, ведение кассовой книги; учет банковских операций — платежных поручений, требований и реестров; учет счетов; ведение журнала хозяйственных операций; ведение главной бухгалтерской книги; формирование шахматной и оборотной ведомостей; формирование различных ведомостей аналитического учета … и т.д.

Журнал хозяйственных операций является для «АУБИ» поистине основной информационной базой, используя которую, программа способна формировать множество отчетных документов по синтетическому и аналитическому учету. Все сформированные «АУБИ» отчеты могут быть сохранены на жестком диске в виде ASCII и RTF файлов или выведены непосредственно на принтер. В случае сохранения выходных форм на жестком диске пользователь имеет возможность просматривать, корректировать и выводить на печать все документы, используя для этого имеющиеся у него стандартные программные средства (утилиты DOS, текстовые редакторы и т.д.).

Синтетический учет

По мере ведения журнала хозяйственных операций, в котором содержатся все проводки, отражающие деятельность предприятия, пользователь может получить за любой промежуток времени следующие отчетные формы по синтетическому учету: сводную оборотную ведомость; синтетический расклад по каждому счету; главную бухгалтерскую книгу; шахматную ведомость; баланс.

Аналитический учет

<

Аналитический учет занимает весьма важное место в бухгалтерии достаточно большого числа предприятий. В общем случае полная конфигурация «АУБИ» в состоянии формировать за любой промежуток времени учетные ведомости по: материалам (счет 10); МБП (счет 12); основным средствам (счет 01); износ основных средств (счет 02); основному, вспомогательному производству    (счет 20,23,25,26,29…); готовой продукции, товарам…    (счет 40,41…); реализации продукции (счет 46); поставщикам и подрядчикам (счет 60); авансам выданным (счет 61); покупателям и заказчикам    (счет 62); расчетам с бюджетом/небюджетом    (счет 68,69,19…); подотчетным лицам    (счет 71); прочим расчетам    (счет 76) … и т.д.    

Если по роду деятельности предприятия это не представляет интереса, можно просто не обращать внимание на то, что «АУБИ» может формировать большое количество отчетных документов и пользоваться в программе только теми ее элементами, которые необходимы для предприятия в данный момент.

Отметим, что «АУБИ» может поставляться в различной комплектации. По желанию пользователя в комплект поставки могут быть включены или изъяты различные элементы программы. К таким элементам программы могут быть отнесены различные учетные (аналитические) ведомости, банковские операции, касса и некоторые другие. Совершенно очевидно, что описанные выше расширения функциональных возможностей «АУБИ» отражаются на стоимости пакета программ. Добавим, что пользователь сам решает быть ли ему просто зарегистрированным пользователем и при этом обучаться работе с программой самостоятельно по технической документации, либо за дополнительную плату пройти курс обучения по работе с «АУБИ» и пользоваться мощной консультативной поддержкой фирмы изготовителя или торговой аудиторской компании у которой приобреталась программа.

СуперМенеджер – многовалютная система, предназначенная для автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях сложной структуры различных форм собственности. Работа в различных компьютерных сетях и на компьютерах IBM и Macintosh.

Система бухгалтерского учета позволяет оперировать следующими операциями: аналитический и синтетический учет; автоматический учет курсовой разницы; приведение учетных данных к любой национальной валюте; ведение журналов-ордеров, главной книги и баланса в любой валюте и сводно по эквиваленту; гибкий план счетов, учитывающий все индивидуальные особенности; формирование сложных проводок; консолидация данных различных организаций и филиалов.

ИНФО – Бухгалтер. В любой момент для Вас готовы: баланс со всеми приложениями; оборотная ведомость; главная книга; ведомости аналитического учета по счетам; журналы ордера и ведомости к ним, шахматка; разнообразные ведомости и справки; анализ финансовой деятельности с построением графиков и диаграмм.

Вам достаточно ввести хозяйственные операции — все остальное программа сделает сама

ФОЛИО – ведение бухгалтерского учета любого числа предприятий на одном компьютере с возможностью получения сводного бланка нескольких предприятий; подробный финансовый анализ деятельности организаций по которым ведется бухгалтерия; учет движения денежных средств в динамике; финансовый баланс для руководителя и отчет о прибыли и убытках по месяцам и годам; аналитические показатели; валюта; зарплата; склад; система прогнозирования оптимальной цены продажи партии товара; возможность генерации новых форм отчетности; встроенные многоуровневые таблицы.

Инфин – Бухгалтерия– продуманная структура программы и привычный бухгалтеру дизайн; полная автоматизация учета; до пяти уровней аналитического учета; минимальные изменения в настройке программы под специфику именно Вашего предприятия; бухучет для нескольких предприятий на одном рабочем месте; возможность настройки на любое изменение законодательства; возможность ведения двойной бухгалтерии; возможность работы с любыми валютами; парольная защита; сохранение данных за любое количество лет

ABACUS – ABACUS professional — полный комплекс бухгалтерского учета.

Отличительные особенности комплекса — функциональная полнота и комплексное решение всех задач учета, а также : обработка проводок с детальной аналитической информацией; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции с формированием соответствующих записей в Главной книге; элементы финансового анализа; автоматическое начисление процентов и отчисление налогов; мульти-валютные операции генератор отчетных форм; система аппаратной и программной защиты информации; удобный интерфейс

САБУ фирмы «Омега» Основной разработкой компании «Омега» является программный комплекс ABACUS Professional, предназначенный для ведения бухгалтерии, финансового планирования и управления на предприятиях с численностью работников бухгалтерии и планово-финансовых служб до 50 — 60 человек. Эта САБУ создана на базе СУБД Clarion 3.1 и состоит из набора взаимосвязанных модулей (основные средства и вложения, складской учет и накладные, банк и касса, подотчетные лица, договоры и расчеты, заработная плата, работа со счетами, печать бухгалтерских документов, отчеты и финансовый анализ, печать сопровождающих документов, сервис и инсталляция, забалансовые счета), которые могут функционировать как независимо, так и в составе комплекса.

Необходимо отметить, что при любой конфигурации требуется модуль настройки, обеспечивающий привязку комплекса к конкретной бухгалтерии и ввод главных данных. В основе продукта ABACUS Professional лежит единое поле проводок. Это значит, что действия, выполненные в одном программном модуле, находят свое отражение во всех остальных разделах системы независимо от того, откуда произведен ввод проводок. Все проводки попадают в единую БД, что позволяет оперативно контролировать данные различных направлений бухгалтерского учета и манипулировать ими. Такая система обеспечивает высокую степень взаимодействия между отдельными участками работы бухгалтерии.

На программном уровне в концепцию САБУ заложена конфигурация «файл-сервер». Все рабочие станции настраиваются на одни и те же файлы БД, обработка информации (ввод, редактирование, удаление) проводится на каждой станции. При попытке одновременного доступа к одной и той же записи с различных рабочих мест комплекс выдает диагностические сообщения.

Сетевая версия работает в сетях под NetWare и Windows NT. В ЛС под управлением ОС LANtastic допускается организация не более трех рабочих мест. Минимальные требования к станции-клиенту: процессор от 386DX и 4 Мбайт оперативной памяти. Сервер должен иметь процессор класса 486DX и выше и 8 Мбайт оперативной памяти (минимальные требования к серверу, когда в сети работает до пяти станций-клиентов). Наряду с САБУ ABACUS Professional фирмой «Омега» разработаны программы для автоматизации хозяйственной бухгалтерии банков и финансовых компаний (ABACUS Bank), учета услуг гостиниц и гостиничных комплексов (Hotel), операций с ценными бумагами (ABACUS invest), учета в фирмах, имеющих сеть торговых центров, филиалов, складов и ведущих централизованный бухгалтерский учет товарооборота (Trade house). Последние три продукта могут функционировать независимо или в комплексе с САБУ ABACUS Professional.

Кроме того, фирма «Омега» продвигает на рынок принципиально новое ПО ABACUS Financial, которое не является тиражируемым продуктом и разрабатывается под заказ с учетом специфики методологии и организации бухгалтерского учета на предприятии. Этот программный комплекс создавался с использованием СУБД Oracle и предназначен для автоматизации бухгалтерской и планово-финансовой работы на крупных предприятиях.

БОСС – САБУ фирмы «АйТи» Фирмой «АйТи» разработана комплексная система автоматизации «БОСС», предназначеная для крупных предприятий, производственных и торговых объединений. Как инструмент управления предприятием система «БОСС» имеет отраслевую ориентацию и включает САБУ «БОСС-Бухгалтер», осуществляющую ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также набор следующих функциональных модулей, направленных на автоматизацию определенных хозяйственных процессов: «БОСС-Кадровик» (управление персоналом и начисление заработной платы); «БОСС-Референт» (управление документооборотом); «БОСС-Кладовщик» (автоматизация складского учета, причем для крупных предприятий, как правило, разрабатывается отдельно); «БОСС-Продавец» (управление сбытом); «БОСС-Снабженец» (автоматизация процесса снабжения); «БОСС-Технолог» (управление производством); «БОСС-Финансист» (автоматизация управления финансами с элементами анализа); «БОСС-Аналитик» (анализ фактических производственных затрат и полученных финансовых результатов). По сути дела, система «БОСС» представляет собой интегрированную САБУ с расширенным набором функциональных возможностей. Компания «АйТи» предлагает две реализации продукта, различающиеся программно-аппаратными платформами. Для средних и некоторых крупных предприятий имеется система «БОСС-Компания», которая в качестве SQL-сервера использует ПО Scalable SQL Server v3.01 фирмы Pervasive Software. По желанию заказчика в комплект поставки может быть включен развитый инструментарий разработки приложений для указанной СУБД, позволяющий вести быстрое проектирование баз данных и визуальную компоновку программных модулей, используя стандарт языка SQL и язык четвертого поколения. САБУ «БОСС-Компания» не предъявляет высоких требований к параметрам аппаратного обеспечения.

САБУ «БОСС-Бухгалтер» может применяться на предприятиях любой формы собственности и функционировать как автономно, так и в составе системы управления «БОСС-Компания» или «БОСС-Корпорация».

БЭСТ – для управления персоналом и начисления заработной платы используются модули «Кадры» и «Заработная плата», которые могут эксплуатироваться как отдельно, так и в составе комплекса «Интегратор». САБУ фирмы «Интеллект-Сервис» Отличительной чертой ПО «БЭСТ» версии 3.1 является ориентация на комплексную автоматизацию предприятий оптовой торговли. Этот продукт может функционировать как в локальном, так и сетевом варианте. В качестве сетевой среды используются ОС NetWare версий 3.11 и выше, Windows NT, VINES, LANtastic и др.

Структурно система «БЭСТ» выполнена в виде набора взаимосвязанных программных модулей: настройка и системные утилиты; ведение Главной книги (АРМ главного бухгалтера); учет кассовых операций; учет операций с банком; учет основных средств; учет производственных запасов; учет товаров и готовой продукции; управление продажами (реализацией); заработная плата.

Модуль «Управление продажами» (в западных системах он чаще всего носит название «Книга продаж», или «Оформление заказа») выполняет скорее менеджерские, нежели бухгалтерские функции. Он позволяет составлять заказы на приобретение контрагентами материальных ценностей у предприятия. Сформированный заказ служит основой для составления счетов и расходных накладных. Описываемый модуль автоматически контролирует количество выписываемого товара с определенного склада. После отработки всех документов в системе учета заказу присваивается статус исполненного. Составление заказов в значительной мере сокращает затраты рабочего времени менеджеров и облегчает планирование торгово-закупочной стратегии предприятия.

АККОРД – САБУ фирмы «Атлант-Информ» Система «Аккорд» (версия 3.2 и выше) представляет собой комплекс программ, автоматизирующих различные службы предприятия. В одной информационной среде могут работать отдел кадров, плановые службы, бухгалтерия, службы управления закупками и продажами, отдел труда и заработной платы. Функционально система разделена на модули: управление снабжением; управление продажами; склад; обмен (предназначен для организации работы системы в режиме распределенной БД и обмена информацией между несколькими удаленными друг от друга подразделениями); технико-экономическое планирование (ТЭП); спецодежда; торговый зал; комиссия (автоматизация функций учета комиссионных товаров); управление кадрами; заработная плата; бухгалтерский учет; учет основных средств и нематериальных активов; учет МБП; международная бухгалтерская отчетность; анализ финансового состояния; нормативы; администратор. Наибольший интерес вызывает модуль «Технико-экономическое планирование». Он позволяет производить расчет плана производства на каждый месяц в натуральном и стоимостном выражении по каждому цеху (с учетом имеющихся запасов) на основе состава производственных заказов; устанавливать план выпуска продукции; производить расчет потребности в материалах, полуфабрикатах на плановый или фактический объем производства; определять сводные потребности в материалах, а также трудозатраты на одно изделие или партию однородных изделий; калькулировать плановую себестоимость изделий и полуфабрикатов; выдавать последовательность технологических операций и нормы трудозатрат при производстве изделий или полуфабрикатов и т. д. Такое широкое функциональное наполнение облегчает анализ динамики производственной себестоимости в течение любого периода времени. Система разработана с помощью инструментальной среды «Атлантис» компании «Атлант-Информ», использующей систему управления записями Btrieve, SQL Server фирмы Sybase и поддерживающей архитектуру клиент/сервер. Требования к аппаратному обеспечению: для станции-клиента необходим процессор класса не ниже 386DX, оперативная память от 4 Мбайт; для сервера — процессор класса не ниже 486DX, ОЗУ объемом не менее 16 Мбайт.

 

1.3 Прочие средства автоматизации бухгалтерского учета

 


Помимо рассмотренных выше программных средств, на российском рынке САБУ имеется еще около двух десятков тиражируемых систем и более 200 продуктов, разрабатываемых по конкретным заказам или в расчете на малый тираж и последующее сопровождение специалистами фирмы-производителя. Cетевой программный комплекс бухгалтерского учета RS-Balance компании R-Style Software Lab состоит из модулей «Центральная бухгалтерия», «Торговый дом», «Касса», «Зарплата» и «Основные средства». Главным здесь является модуль «Центральная бухгалтерия», куда поступает информация, введенная в других системах. Особого внимания заслуживает ПО «Торговый дом», сочетающее в себе бухгалтерские и информационные (менеджерские) функции. Для бухгалтерии формируются ведомости и регистры бухгалтерского учета в любом разрезе. Для менеджеров составляются ведомости, необходимые для управления товарооборотом и проведения заготовительной деятельности. Движение товаров отслеживается от момента подготовки контракта на закупку до этапа реализации. Формирование цены производится с учетом таможенных сборов и прочих накладных расходов, что облегчает правильное определение финансового результата от реализации товаров. Система DiasoftBALANCE компании «Диасофт», представляющая собой универсальный программный комплекс, позволяет совмещать автоматизацию бухгалтерского учета с комплексной автоматизацией банка (на базе ПО DiasoftBANK) или страховой компании (при помощи пакета DiasoftINSURANCE). В рассматриваемую САБУ встроен мощный язык описания расчетов, дающий возможность пользователю самостоятельно определять алгоритмы обработки первичной информации, например правила проведения расчетов, алгоритмы формирования проводок по их результатам, правила формирования сводных данных. Посредством этого языка можно получить доступ к любым данным САБУ, после чего с помощью арифметических и логических операций, а также специальных операторов языка сформировать новую характеристику объекта учета. Принцип работы САБУ корпорации «Парус» прост и мало отличается от принципов, заложенных в другие продукты этой категории. Ввод информации в систему начинается с обработки первичных документов. Платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера и прочие платежные документы хранятся в специальном разделе, к которому разрешен прямой доступ. Накладные на отпуск продукции и счета хранятся отдельно друг от друга. После занесения первичных документов имеется возможность отработать документы в учетной части. Использование разного рода справочников организаций и материальных ценностей облегчает заполнение документов. САБУ «Парус» полностью совместима с новыми программными продуктами корпорации, предназначенными для автоматизации деятельности страховых фирм.

Среди других разработок можно отметить САБУ компаний «Звезда», «Информатик», «ИНФИН», «Новый Атлант», «Цефей», имеющих определенную долю на российском рынке, но не представляющих интереса для самостоятельного анализа. Таким образом, большинство САБУ третьего поколения по своей идеологии — интегрированные продукты, функциональные возможности которых выходят за рамки задач автоматизации бухгалтерии. Наблюдается четкая связь между автоматизацией бухгалтерского учета и торговли (САБУ компаний «1С», «АйТи», «Омега», R-Style Software Lab), банковской деятельности («Диасофт», «Инфософт», «Омега», R-Style Software Lab), страхования («Диасофт», «Парус»), гостиничного дела («Омега»).

Подготовка к автоматизации. Распространенным заблуждением является то, что автоматизация бухучета начинается с покупки программы и затем происходит «введение данных в программу». Для того, чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал результат, начинать необходимо с подготовки, которую условно можно разбить на пять этапов.

Этап I. Оптимизация бухучета. Современные программы по автоматизации бухучета — очень гибкие системы, они позволяют настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Проводится анализ имеющейся на предприятии системы бухучета, а именно:

1. Применяемый план счетов и использование конкретных счетов.

2. Применяемая аналитика по различным счетам.

3. Использующиеся типовые проводки для отражения хозяйственных операций.

4. Формы и содержание первичной документации.

5. Формы учетных регистров.

Анализ производится на предмет того, что можно изменить для улучшения бухгалтерского учета.

Этап II. Выбор масштабов автоматизации. Под выбором масштабов автоматизации понимается то, в каком объеме будет автоматизироваться бухгалтерия и в каком порядке будут переведены на компьютер разделы бухучета. Эта проблема тем более актуальна, чем крупнее автоматизируемая организация.

Для крупной организации, с учетом ее особенностей следует решить:

1. Какие разделы автоматизировать, а какие — нет.

2. В каком порядке автоматизировать разделы.

При выборе масштабов автоматизации есть еще один аспект. Информация, получаемая из бухучета, требуется    и в других структурных подразделениях предприятия. Хорошо автоматизированный бухучет в состоянии дать любую информацию с учетом всех специфических требований.

Когда бухучет ведется коллективом бухгалтеров, то, очевидно, что программа по автоматизации бухучета будет работать в сети, где несколько бухгалтеров работают каждый не своем компьютере. Поэтому важно заранее распределить, какой бухгалтер что будет вести, т.е. провести четкое распределение функций, чтобы впоследствии, при настройке программы каждый на своем рабочем месте имел то, с чем ему предстоит работать.

Этап III. Постановка задачи. Когда определено, что будет изменяться в бухучете, какие разделы в каком порядке будут автоматизироваться, следует четко определить, что автоматизированный бухучет будет давать на выходе. На выходе бухучет дает:

1. Первичные документы.

2. Учетные регистры для бухгалтерии.

3. Регистры и информацию для внутренних нужд предприятия (см. предыдущий этап).

4. Бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам и другим платежам.

Постановка задачи состоит в том, что фиксируется конкретный перечень всех документов и регистров, необходимых на предприятии, которые должен выдавать автоматизированный бухучет, требования к ним.

Если не сделать заранее четкую постановку задачи, то может получиться, что программа будет настроена таким образом, что требуемые регистры и первичные документы вообще получаться не будут (например, по причине отсутствия необходимой аналитики по счетам, которая устанавливается в самом начале автоматизации).

Этап IV. Выбор программного средства. Только тогда когда спланирована оптимизация бухучета, определен масштаб и порядок автоматизации и завершена постановка задачи можно переходить к выбору программы. В противном же случае выяснится, что купленная заранее или по принципу «подешевле» программа просто не имеет достаточных возможностей для эффективной автоматизации предприятия и придется покупать другую программу.

Для того чтобы среди множества программных продуктов, их версий и производителей найти оптимальный для предприятия вариант следует понимать самое главное: просто плохих и просто хороших программ нет, значит нет и лучшей программы на все случаи жизни. Те программные продукты, которые продаются и рекламируются сейчас в России — хорошие продукты, они доказали это тем, что их знают, покупают и используют на протяжении уже нескольких лет множество предприятий. Отличаются они друг от друга тем, что одни из них лучше подходят для одних предприятий (с учетом их величины, видов деятельности и других факторов), другие — для других, третьи — для третьих. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выбрать оптимально подходящий для конкретного предприятия программный продукт.

Программы для автоматизации малой бухгалтерии сравнительно проще во внедрении, однако они, как правило, не содержат автоматических функций позволяющие вести бухгалтерию с учетом всех нюансов. К таким малым программам относятся, например, «Инфо-бухгалтер», «1С», программа «Skat» производства СКБ «Контур».

Программы для автоматизации крупной бухгалтерии прямо противоположны по характеристикам. Они позволяют автоматически вести все возможные бухгалтерские операции, начиная от переоценки основных средств, кончая учетом себестоимости объектов капитального строительства, однако такие программы значительно сложнее и внедрение их более трудоемко. Такие программные средства представляют собой не одну отдельную программу, а набор совместимых модулей, каждый из которых соответствует тому или иному разделу бухучета. Примерами таких программ являются «Бэст», «Парус», «RS-balance», программы СКБ «Контур» и «Бонус», систем «Галактика».

Подавляющее большинство широко продающихся программ имеют версии для DOS и для Windows. Однозначно можно сказать, что если оптимально подходящая программа имеет обе версии, следует выбирать Windows, поскольку это более современная операционная система.

Если работать в автоматизированной бухгалтерии будут несколько работников на нескольких компьютерах, то компьютеры обязательно должны быть объединены в сеть чтобы проводки, вводимые всеми бухгалтерами, попадали в один общий журнал. Все распространенные сейчас программы имеют сетевые версии, которые стоят немного дороже несетевых. Работа программы по автоматизации крупной бухгалтерии вообще немыслима в несетевом режиме.

Этап V. Вопросы техники. Технические вопросы, связанные с компьютерами не входят в бухгалтерские функции, но, тем не менее, очень важны. Само по себе слово «компьютер» ничего о компьютере не говорит. Важна мощность (производительность) компьютера, которая зависит от нескольких его переменных параметров, называемых вместе «конфигурация компьютера».

 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПУТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА «1С: БУХГАЛТЕРИЯ»

 

2.1. Характеристика и функциональные возможности «1С:Бухгалтерии 8.0»

 

«1С:Бухгалтерия 8» — универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д. Кроме того, с помощью «1С:Бухгалтерии 8» могут вести учет индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения.

Бухгалтерский и налоговый учет реализованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н.

Методика бухгалтерского учета обеспечивает одновременную регистрацию каждой записи хозяйственной операции как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета, количественного и валютного учета. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета.

«1С:Бухгалтерия 8» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль за настройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете.

Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами.

Предметная область, автоматизируемая «1С:Бухгалтерией 8», иллюстрируется следующей схемой.

052714 1204 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

«1С:Бухгалтерия 8» представляет собой совокупность платформы «1С:Предприятие 8» и конфигурации «Бухгалтерия предприятия». В «1С:Бухгалтерии 8» заложена возможность совместного использования с прикладными решениями «Управление торговлей» и «Зарплата и Управление Персоналом», также созданными на платформе «1С:Предприятие 8».

 

 

2.2. Учет «от документа» и типовые операции

 

Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным документам бухгалтерского учета. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.

Партионный учет – учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Складской учет – по складам может вестись количественно-суммовой учет и учет по партиям. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.

Учет торговых операций – автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и неавтоматизированными торговыми точками. Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию, так и переданных для дальнейшей реализации.

В «1С:Бухгалтерии 8» автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг, включая оптовую, комиссионную и розничную торговлю.

Все операции по оптовой и комиссионной торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.

Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками.

Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику.

Ведется учет возвратной многооборотной тары как особого вида товарно-материальных ценностей.

Обеспечивается автоматическое отражение торговых операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Учет операций с денежными средствами – автоматизирован учет движения наличных и безналичных денежных средств, в том числе операций обмена валюты. Автоматизированы расчеты с контрагентами и подотчетными лицами. Учет расчетов с контрагентами может вестись в рублях, условных единицах и иностранной валюте.

Учет основных средств и нематериальных активов – учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация.

Учет производства – автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством.

Начисление заработной платы – автоматизированы начисление заработной платы работникам предприятия, взаиморасчеты с работниками вплоть до выплаты заработной платы через кассу, перечисление зарплаты на лицевые счета работников в банке и депонирование.

Учет хозяйственной деятельности нескольких организаций в единой информационной базе – «1С:Бухгалтерия 8.0» предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в общей информационной базе, причем в роли отдельных организаций могут выступать индивидуальные предприниматели. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно.

Благодаря возможности учета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, «1С:Бухгалтерия 8» может использоваться как в небольших организациях, так и в холдингах со сложной организационной структурой.

 

2.3. Преимущества «1С:Бухгалтерии 8» по сравнению с «1С:Бухгалтерией 7.7»

 

Реализована возможность ведения учета нескольких организаций в единой информационной базе. Организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т.д. При этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы.

За счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».

Появление в «1С:Бухгалтерии 8» партионного учета расширяет область применения типового решения. Помимо способа оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости, становится возможным применение и таких способов, как ФИФО и ЛИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации.

Реализован опциональный аналитический учет по местам хранения: количественный и количественно-суммовой.

Реализована возможность учета товаров в розничной торговле по продажным ценам.

В «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается учет организаций по упрощенной системе налогообложения, учет деятельности индивидуальных предпринимателей, применяющих как упрощенную систему налогообложения, так и общий режим налогообложения. Таким образом, по широте функционала «1С:Бухгалтерия 8» фактически заменяет сразу несколько прикладных решений системы «1С:Предприятие 7.7»: «1С:Бухгалтерия 7.7», «1С:Бухгалтерия 7.7. Упрощенная система налогообложения» и «1С:Предприниматель 7.7».

В новой версии «1С:Бухгалтерии 8» расширены возможности настройки типовых операций — средства группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок. Этот простой, но эффективный инструмент автоматизации теперь может легко и быстро настраиваться пользователем.

Современный эргономичный интерфейс «1С:Бухгалтерии 8» делает доступными сервисные возможности «1С:Предприятия 8» даже для небольших организаций. о широте функционала «1С:Бухгалтерия 8» превосходит сразу несколько прикладных решений системы «1С:Предприятие 7.7»:

1С:Бухгалтерия 7.7;

1С:Бухгалтерия 7.7. Упрощенная система налогообложения;

1С:Предприниматель 7.7.

Ведение учета деятельности нескольких организаций в одной информационной базе

Единые справочники товаров, контрагентов и статей затрат для всех организаций.

Обязательная отчетность формируется раздельно по организациям.

Налоговый учет на отдельном плане счетов

По составу и структуре план счетов налогового учета приближен к бухгалтерскому плану счетов. Это упрощает освоение и повышает прозрачность налогового учета.

Разные схемы налогообложения в одной программе

Общая система налогообложения, УСН, ЕНВД в единой информационной базе.

Книга учета доходов и расходов формируется автоматически.

Расширенные возможности настройки типовых операций

Можно самостоятельно создавать новые виды типовых операций.

При изменении типовой операции можно переформировать все проводки, введенные на основании нее ранее.

Современный удобный интерфейс

«1СБухгалтерия 8» разработана на современной технологической платформе «1С:Предприятие 8» с широкими сервисными возможностями.

Удобная работа с формами

Новая функция: «Ввод данных по строке».

При вводе нескольких первых букв наименования товара программа сама выберет его из справочника. Если на введенные буквы начинаются несколько наименований, программа предложит выбрать нужный товар из получившегося списка.

Дополнительно: контрагентов можно вводить по ИНН, банки – по БИК.

Можно самостоятельно создавать новые виды субконто, добавлять счета и субсчета и использовать их в документах без программирования.

Счета учета материально-производственных запасов и расчетов с контрагентами можно изменить прямо в документе.

 

Усовершенствованные механизмы настройки стандартных отчетов.

Новые возможности отбора данных с помощью операций сравнения (равно, не равно, в списке и т.д.).

Настройка отбора по субконто, по реквизитам субконто, группировки по реквизитам субконто.

Сервисные возможности для самостоятельной настройки колонтитулов стандартных отчетов.

Регламентированная отчетность – все формы отчетности в списке разбиты на группы: бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, отчетность в фонды и другие.

Существует возможность реорганизовать список для удобной работы: «спрятать» неиспользуемые формы отчетности, расставить формы в нужном порядке, завести собственную группировку форм отчетности, например по срокам представления отчетов.

Подготовленные регламентированные отчеты сохраняются в информационной базе, что позволяет в любой момент вернуться к ранее подготовленным отчетам для просмотра, печати или для подготовки исправительных отчетов за прошлые отчетные периоды.

Общий справочник «Номенклатура» для товаров, материалов, готовой продукции, что учитывает особенности ведения учета деятельности нескольких организаций в одной информационной базе.

Для разных организаций одна и та же позиция номенклатуры может являться и продукцией, и товаром, и материалом.

Возможно ведение учета по складам в количественном и в количественно-суммовом выражении.

Складской учет может быть совсем отключен, если в нем нет необходимости.

Поддержка партионного учета, возможность использования методов ФИФО и ЛИФО.

 

Учет товаров в рознице по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка».

Торговая наценка рассчитывается автоматически в конце месяца.

В случае изменения розничных цен проводится переоценка товаров с помощью документа «Переоценка товаров в рознице».

Учет товаров в автоматизированных и неавтоматизированных торговых точках.

Ведение учета товаров возможно как по стоимости приобретения, так и по продажной стоимости.

Учет возвратной многооборотной тары: несобственной, которая в дальнейшем должна быть возвращена поставщику, и собственной, которая отдается покупателю.

Учтена специфика налогообложения таких операций и расчетов с поставщиками и покупателями.

Общий справочник статей затрат для каждой информационной базы.

Возможность анализа затрат по статьям по всем счетам учета.

Возможность учета готовой продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и без его использования (Дт 43 Кт 20).

Использование счета 40 позволяет отслеживать отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой.

Распределение косвенных расходов с указанием своего способа распределения для каждого подразделения и каждой статьи затрат.

Автоматизирован учет оказания услуг по переработке давальческого сырья и передаче материалов для переработки на сторону.

Автоматизирован учет встречных услуг, оказанных производственными подразделениями.

Учет возвратных отходов – сумма материальных расходов на выпуск готовой продукции уменьшается на стоимость возвратных отходов в налоговом и бухгалтерском учете.

Расчеты с контрагентами – расчеты могут вестись не только по договорам, но и с детализацией по отдельным документам.

 

Автоматическое распределение платежей на аванс и оплату.

Настраиваемый аналитический учет по счетам расчетов.

При оформлении документов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора.

Анализ задолженности по каждой расходной и приходной накладной, по каждому поступившему или выданному авансу.

Прозрачный налоговый учет

 

Налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским учетом.

 

По данным налогового учета формируются регистры налогового учета и заполняется декларация

Автоматизированы сложные расчеты по налогу на прибыль

 

Нормирование расходов на рекламу.

 

Нормирование представительских расходов.

 

Нормирование расходов на добровольное страхование.

 

Включение в состав расходов текущего периода убытков прошлых лет и др.

 

Упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета.

 

Выполняются требования ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».

Высокий уровень автоматизации учета НДС

 

Автоматическое определение сумм начислений и вычетов.

 

По приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%.

При строительстве хозяйственным способом.

При исполнении организацией обязанностей налогового агента и др.

Работа в офисе и дома

 

С данными одной информационной базы можно работать в любом удобном месте: в офисе, в удаленном подразделении, дома.

 

1С:Бухгалтерия 8 готова к работе в локальной сети без дополнительной настройки.

 

Пользователи всех отделов и подразделений организации могут одновременно работать в одной программе.

Новые средства контроля и сервиса

 

Режим проверки соотношений показателей налоговых деклараций предназначен для выявления методических и арифметических ошибок, допущенных пользователем при составлении отчетов.

 

Контролируется взаимная увязка данных как между разделами одной отчетной формы, так и между различными формами отчетности.

Пользователь сразу видит, по каким показателям выявлены расхождения, ведущие к ошибкам в отчетности.

 

Экспресс-проверка ведения учета обеспечивает анализ данных на соответствие заложенной в программе методологии учета и законодательству, помогает выявить ошибки в ведении учета, подсказывает возможные причины возникновения ошибок и дает рекомендации по их исправлению.

 

Например, программа контролирует превышение ежедневного лимита по кассе, выдачу средств под отчет без предоставления авансовых отчетов за средства, полученные ранее, ошибки в нумерации кассовых документов и т.д.

 

Новые отчеты по закрытию месяца позволяют повысить прозрачность ряда завершающих операций, в частности расчета себестоимости и т.п.

 

В процессе выполнения завершающих операций сохраняются все промежуточные расчеты, которые потом могут быть проанализированы с помощью специальных отчетов – с различной степенью детализации, в различных разрезах. В результате пользователь видит связь введенных им данных с результатами расчетов.

Средства для быстрого освоения

 

«Стартовый помощник» предназначен для ввода основных сведений, необходимых для начала работы с программой.

 

Последовательно ответив на вопросы «Стартового помощника» можно сразу приступать к вводу текущих документов.

 

Пособие по быстрому освоению «1С:Бухгалтерии 8».

 

Представляет собой сквозной пример от начала ведения учета до формирования бухгалтерской отчетности и дает представление об основных понятиях программы и приемах работы, помогает выработать полезные навыки.

 

«Панель функций» предназначена для оперативного доступа к информации по ключевым разделам учета: банк, касса, покупка, продажа, производство и т.д.

 

Помогает начинающим пользователям осваивать программу быстрее, а опытным пользователям — эффективнее выполнять ежедневные задачи.

Разделы учета панели функций представлены в виде схем работы и содержат визуальное представление о последовательности операций.

 

товое решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета на одном компьютере

Бухгалтерский и налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей в разных информационных базах

Общая система налогообложения, УСН, ЕНВД

Строгое соответствие законодательству, оперативное отражение изменений в законах и отчетности

Широкие возможности пользовательской настройки, позволяющие самостоятельно настраивать методики учета без программирования

Разработана на технологической платформе нового поколения «1С:Предприятие 8»

 

Рекомендуется:

Для хозрасчетных организаций, на которых с программой работает один бухгалтер

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общую или упрощенную систему налогообложения

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «1С: Бухгалтерия», Настольная книга пользователя. М., 2002
  2. Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета.– М: Финстатинформ, 2002.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.–М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00147 sec

WordPress: 21.87MB | MySQL:115 | 1,796sec