Методы коммуникации в сетях

<

051614 1411 1 Методы коммуникации в сетяхАрхитектура сети определяется ее топологией и методом подключения кабеля, а также используемым протоколом коммуникаций. Протоколы представляют собой правила, управляющие передачей пакетов информации от одной рабочей станции к другой. При выборе кабельной схемы подключения наиболее важным принимаемым во внимание вопросом является цена, однако учитывать нужно также целостность и пропускную способность. Пропускная способность зависит от типа сети и определяет фактическую скорость передачи данных при загрузке сети, проверке на ошибки и выполнении других управляющих функций.

Коммуникационные протоколы (или протоколы передачи данных) представляют собой правила и процедуры, используемые в сети для обмена данными между узлами. Протокол управляет двумя различными уровнями коммуникаций. Правила высшего уровня определяют, как взаимодействует два приложения, а правила нижнего уровня определяют, как передаются сигналы по кабелю. После определения и опубликования сетевых протоколов фирмы-вендоры могут легко разрабатывать сетевые продукты, работающие в системах, разрабатываемых несколькими фирмами.

Первой сетью, где применен пакетный принцип передачи данных, была ARPANET (1969; Advanced Research Project Agency NETwork). Эта сеть имела всего 4 узла. Примерно тогда же стали разрабатываться протоколы последовательной, синхронной (SDLC) и асинхронной (старт/стоп) передачи данных, интеллектуальные терминалы и канальные концентраторы. В рамках этих работ были разработаны устройства и программы доступа к среде с разделением по времени (TDM — Time Division Multiplexing). Такая схема доступа используется практически во всех многозадачных операционных системах. Все это создало предпосылки для разработки реальных сетей. Целью строительства сетей является эффективное использование ресурсов машин, объединяемых сетью, и повышение надежности системы в целом. Через сеть передаются тексты, сообщения, файлы, изображения, задания, команды, видео или акустические данные Сети делают возможным:

Доступ к общим ресурсам (быстродействующая печать, диски большой емкости, backup-системы, информационные хранилища, серверы и т.д.).

Децентрализацию вычислительного процесса, возможность создания распределенных вычислительных систем (системы GRID), повышение надежности систем за счет резервирования

Информационный обмен в издательствах, информационных агентствах, поисковых системах, между обычными людьми, разбросанными по всему миру, в системах сбора и обработки научных, метео- и геофизических данных и т.д.

Распределенное управление

Всемирные и локальные системы межличностного общения (почта, IСQ, SMS и пр.)

В сетях для формирования виртуального канала и транспортировки данных используются схемы с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов. Эти схемы представлены на рис. 1. В случае коммутации каналов сначала осуществляется формирование связи между инициатором и адресатом и только затем начинается обмен данными (или разговор при телефонном соединении). Канал может реализоваться из медных проводов, оптических волокон или с помощью радио. В качестве параметра при установлении соединения используется код места назначения, например, его телефонный номер или IP-адрес. При наборе первой цифры выбирается номер выхода первого коммутатора, при наборе второй цифры, номер выходного канала второго коммутатора и т.д. Цифры могут группироваться в блоки. Время формирования канала достигает 10 секунд и не зависит от расстояния между клиентами. Зато после сформирования канала характерная задержка передачи данных не превышает 5 мсек на 1000 км.

051614 1411 2 Методы коммуникации в сетях

 

Помимо названных режимов существует также система коммутации сообщений. Наистарейшим примером такого рода является система передачи телеграмм, где очередная станция получает телеграмму в виде перфоленты, оператор (или специализированный коммутатор) считывает ее адрес и принимает решение о том, по какому из каналов ее следует передать дальше. Такие системы называются «запомнить-и-переадресовать». В современных сетях такой принцип используется при передаче новостей (протокол NNTP близкий родственник e-mail). При передаче сообщений не регламентируется их размер, что вынуждает в точках коммутации записывать их на диски. Отсутствие такого рода ограничений приводит к тому, что канал может быть занят достаточно долго. Новое сообщение может быть послано лишь после завершения отправки предыдущего. Все эти проблемы легко разрешаются в системах с коммутацией пакетов, размер которых регламентирован. В этом методе задержка доставки пакета может варьироваться в довольно широких пределах. Более того, может меняться порядок доставляемых пакетов и кадр, посланный раньше, может быть доставлен позже, принимающая сторона должна уметь обрабатывать такие события. Пакетный способ транспортировки легко адаптируется к любым форматам, скоростям передачи и алгоритмам формирования и обработки пакетов. Здесь, как правило, исключается возможность монополизации канала каким-то пользователем, система допускает кодирование или преобразование данных в пакете. Емкость буфера определяется максимальным размером пакета. Для буферизации может использоваться оперативная память маршрутизатора. В данной схеме решение о переадресации может приниматься до того, как пакет будет принят коммутирующим устройством целиком (режим cut-through — коммутация на пролете).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Способы организации информационной базы. Состав и содержание работ проектирования информационной базы. Загрузка и ведение информационной базы. Проектирование процессов загрузки и ведения информационной базы

 

Организация хранения файлов в информационной базе должна отвечать следующим требованиям:

∙  полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения экономических задач;

∙  целостность хранимой информации, т.е. обеспечение непротиворечивости данных при вводе информации в ИБ;

∙  своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;

∙  гибкость системы, т.е. адаптируемость ИБ к изменяющимся информационным потребностям;

∙  реализуемость системы, обеспечивающая требуемую степень сложности структуры ИБ;

∙  релевантность ИБ, под которой подразумевается способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;

∙  удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к ИБ;

∙  разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.

Существуют следующие способы организации ИБ: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основывающейся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, то есть системы управления базами данных (СУБД).

Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации, перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокую скорость реакции, при импорте необходимых данных их интегрированной ИБ.

Интегрированная ИБ, т.е. база данных (БД) ─ это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.

Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера: необходимости усиления контроля вводимых данных, необходимости обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.

Основными способами организации БД являются создание централизованных и распределенных БД. Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.

К организации БД предъявляются следующие основные требования:

∙  логическая и физическая независимость данных (программ от изменений структуры БД);

∙  контролируемая избыточность данных;

∙  стандартизация данных за счет использования классификаторов;

∙  наличие словаря данных;

∙  специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;

∙  контроль целостности данных;

∙  защита данных от несанкционированного доступа;

∙  наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.

Принципами построения централизованной БД являются:

∙  обеспечение логической организация данных с помощью построения глобальной модели данных;

∙  представление информационных потребностей для каждой задачи в виде подмоделей данных;

∙  выделение специального языка описания данных для получения схем и подсхем;

∙  описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;

∙  разделение доступа к полям данных;

∙  защита данных через пароль;

∙  обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.

Для распределенных БД существуют свои требования:

∙  учета территориального расположения подразделений ЭИС;

∙  обеспечения независимости данных от их территориального расположения;

∙  оптимального размещения БД между абонентами и серверами;

∙  сокращения стоимости информационного обслуживания абонентов;

∙  обеспечения решения сложных межведомственных задач;

∙  надежности хранения обработки данных; использования СУБД, которые имеют язык описания данных, манипулирования данными и язык запросов, ориентированные на работу в сети;

∙  возможности параллельного обращения к данным из различных узлов обработки данных

Процесс проектирования ИБ как совокупности локальных файлов отображен на рис. .

051614 1411 3 Методы коммуникации в сетях051614 1411 4 Методы коммуникации в сетях

Д 1.1 — Постановка задачи;

Д 1.2 — Перечень документов;

Д 2.1 — Список задач;

Д 3.1 — Перечень имен файлов;

U 4.1 — Универсум форм входных и результатных документов;

Д 4.1 — Состав полей файлов;

Д 5.1 — Таблица характеристик файлов;

U 6.1 — Универсум способов логической организации файлов;

U 7.1 — Универсум машинных носителей;

Д 7.1 — Список выбранных носителей;

U 8.1 — Универсум способов физической организации файлов;

Д 8.1 — Таблица описания физической организации файлов ИБ.

 Процесс проектирования ИБ начинается с операции «Определение информационной потребности» каждой задачи (операция П1), которую составляют входные и результатные документы и выявляют анализируя «Постановки задач» (Д1.1). В результате выполнения этой операции получают «Список документов» (Д1.2).

Далее выполняется операция «Определение периодичности решения задач» (операция П2) и получается «Список задач и периодичности их решения» (Д2.1).

На третьей операции П3 «Составление списка файлов» выявляется полный состав файлов и проводится их классификация, в результате получается полный перечень имен файлов ИБ (Д3.1).

На основе полученного списка файлов, а также документа Д1.1 и универсума форм входных и результатных документов (U4.1) выполняется операции «Определение содержания файлов» (операция П4) по формированию состава полей записей файлов (Д4.1). При выполнении этой операции учитывается ряд основных принципов создания файлов, входящих в состав универсума (U4.2):

∙  алгоритмическая направленность создания информационных файлов;

∙  семантическая и синтаксическая однородность файлов;

∙  упорядоченность хранения файлов по ключу;

∙  универсализации файлов.

 После определения состава и содержания полей каждого файла производится «Определение характеристик» этих файлов (операция П5) и получение таблицы характеристик файлов (Д5.1), включающей в себя: наименование файла; длину логической записи файла; количество логических записей; объем файла в байтах; частоту использования файла; порядок обработки файла (последовательный, выборочный, смешанный); периодичность обновления файла; объем обновлений файла в байтах; длительность хранения; тип носителя; объем занимаемой памяти.

Далее, на операции П6, осуществляется «Выбор логической организации файлов» на основе универсума способов логической организации (U6.1) с получением таблицы описаний (Д6.1). Затем при выполнении операции П7 осуществляется «Выбор носителей» для каждого файла из универсума машинных носителей (U7.1). Далее выполняется операция П8 «Выбор физической организации файлов», используя данные документа Д7.1 и универсума способов физической организации файлов ИБ (U8.1), в результате получаем таблицу описания физической организации файлов Д8.1.

Проектирование БД имеет свои особенности на всех стадиях и этапах проектирования, детально рассмотренные в нескольких работах, например в [ ], здесь же кратко остановимся на некоторых из них.

На предпроектной стадии выполняются следующие работы:

1. Определение экономической целесообразности и технической возможности создания БД.

2. Выявление состава, содержания и характеристик хранимой информации на основе результатов обследования предметной области.

3. Определение оценок, количественных характеристик информационных объектов и структурных связей между ними на основе результатов анализа информационных потребностей приложений и «Постановок задач».

4. Построение инфологической модели предметной области, определяющей совокупность информационных объектов, их атрибутов и структурных связей, динамику их изменения и характеристику информационных потребностей пользователя.

5. Предварительные оценки вариантов разработки БД.

6. Оценка возможностей применения СУБД и выбор СУБД.

В результате выполнения этого комплекса работ проектировщики получают ТЭО и ТЗ. Технико-экономическое обоснование проектирования БД имеет ряд специфических разделов, таких как:

∙  описание принципов организации системы информационного обеспечения;

∙  обоснование целесообразности создания БД;

∙  описание инфологической модели;

∙  описание информационных потребностей конкретной задачи;

∙  описание схем документооборота;

∙  обоснование выбора конкретной СУБД.

Техническое задание на проектирование ЭИС имеет в своем составе специальный раздел, ориентированный на проектирование БД, в который входят следующие вопросы:

∙  назначение БД;

∙  основные требования к БД;

∙  основные технические решения;

∙  технико-экономические показатели эффективности использования БД;

∙  состав, содержание и организация проектных работ по созданию БД;

∙  порядок приемки БД в промышленную эксплуатацию.

На этапе технического проектирования при разработке базы данных выполняются следующие работы.

1. Составление уточненной инфологической модели.

2. Логическое проектирование (составление концептуальной схемы).

3. Физическое проектирование (распределение по уровням памяти, выбор методов доступа, определение размеров файлов и т.д.).

4. Проектирование и представление данных для приложений.

5. Проектирование программного обеспечения, включая определение состава функций, поддерживаемых СУБД и ППП окружения; необходимых доработок этих программ и функций, реализуемых средствами оригинального программного обеспечения (для конкретных задач).

На этапе рабочего проектирования выполняются следующие работы:

1. Разработка оригинальных программных средств и сервисных программ.

2. Настройка СУБД и ППП окружения в соответствии с выбранными параметрами.

3. Разработка контрольного примера.

4. Разработка должностных технологических инструкций для пользователей для лучшего взаимодействия с БД.

Под системой создания и ведения информационной базы понимают некоторый комплекс программной, методической и технической документации, с помощью которой пользователь может осуществить своевременную загрузку и актуализацию данных, хранение достоверных данных, обеспечивать секретность данных, защиту их от сбоев ЭВМ и своевременное восстановление утраченной информации. Проектирование системы создания и ведения информационной базы означает проектирование и получение программной и технологической документации по следующим процедурам:

— загрузка и актуализация данных;

— обеспечение достоверности вводимых данных;

— обеспечение защиты данных;

— обеспечение надежности хранения данных.

Достоверность хранения данных в информационной базе подразумевает отсутствие ошибок, своевременность внесения изменений и непротиворечивость информации. Для обеспечения достоверности вводимых и хранимых данных необходимо выполнить следующие работы:

∙  обеспечить контроль вводимой информации при выполнении процедур загрузки и актуализации информации;

∙  обеспечить защиту хранимых данных от несанкционированного доступа;

∙  обеспечить одновременность актуализации одних и тех же данных, находящихся в разных файлах.

В процессе создания (загрузки) и актуализации информационной базы используются интерактивный и пакетный режимы. Интерактивный режим создания и актуализации информационной базы предполагает ввод или обновление отдельных записей файлов по мере необходимости. Режим интерактивного ввода или обновления данных в основном применяется при создании и ведении файлов оперативной информации, когда происходит получение и оформление отдельных документов первичной информации. Файлы оперативной информации создаются в режиме добавления записей по мере получения документов первичной информации. В этом смысле процессы создания и добавления оперативных данных не различаются. Кроме того, процессы первоначального ввода данных и возможной последующей их корректировки имеют небольшие технологические отличия. Например, ввод заказа и внесение изменений в заказ предполагают работу с одной и той же экранной формой. В первом случае заполняется пустая экранная форма, а во втором случае сначала вызывается заполненная экранная форма, а затем корректируется. В том и другом случае выполняются одинаковые методы контроля. При удалении записи также сначала вызывается соответствующая экранная форма для проверки целесообразности этой операции.

Пакетный режим создания и актуализации базы данных предполагает предварительный сбор пакета документов или подготовку входного файла первичной информации, с которых осуществляется загрузка (наполнение) основного файла или его обновление. Пакетный режим используется для работы с файлами оперативной информации только в тех случаях, когда требуется ведение централизованной базы данных из локальных источников при невозможности подключения этих источников к вычислительной сети или из соображений оптимизации объема передачи данных по вычислительной сети, например, при поступлении учетной информации в бухгалтерию. Пакетный режим всегда используется для создания файлов условно-постоянной информации в силу необходимости одноразового ввода большого объема данных, а также часто используется при актуализации этих файлов вследствие, как правило, массового характера обновлений, например, плановой информации или информации классификаторов.

<

В силу сложности технологии пакетного режима рассмотрим особенности проектирования технологического процесса загрузки и актуализации информационной базы на примере файлов условно-постоянной информации.

Под загрузкой информационной базы будем понимать совокупность операций по приему, контролю и регистрации поступившей информации, вводу информации в ЭВМ, контролю и исправлению ошибок, записи данных в информационный файл.

Содержание операций приема, контроля и регистрации поступившей информации зависит от типа носителя первичной информации. Если поступающая информация представлена на бумажном носителе, то во время ее выполнения осуществляются следующая совокупность действий:

∙  контроль количества поступивших документов, полноты и качества их заполнения;

∙  отбор правильно заполненных документов и их регистрация в регистрационном журнале;

∙  отбраковка документов, не соответствующих требованиям, предъявляемых к документам;

∙  формирование запроса на исправление документов с ошибками и отсылка их к источнику информации, т.е. в то подразделение, из которого они поступили.

Если информация поступает на машинном носителе (гибком диске), то в этом случае проверяется качество записи диска, регистрируется имя файла, объем, источник и время поступления.

При поступлении информации по каналам связи определяется источник поступления, время, количество поступивших записей.

Операция ввода информации в ЭВМ может осуществляться несколькими методами:

∙  ручной ввод данных с бумажных документов с использованием макетов экранных форм;

∙  автоматизированное чтение данных, содержащихся в документах на бумажных носителях, и загрузка их в информационную базу.

При вводе больших объемов информации в ЭВМ с клавиатуры оператором допускается значительное количество ошибок, которые необходимо выявить и устранить. При этом контроль вводимой информации, как правило, осуществляется с использованием следующих методов:

— визуальный контроль на экране дисплея;

— метод контрольных сумм, рассчитываемых по каждой строке документа или по всему документу до ввода в ЭВМ и после ввода, которые затем сверяются между собой;

 метод верификации, при котором осуществляется сверка ранее введенных данных, записанных в файл, и данных первичных документов, вводимых оператором второй раз;

— метод двойного массива, при котором файлы по первичным документам создаются двумя разными операторами и после ввода сверяются по контрольным числам, вычисляемым для каждого из них.

Проверенные и исправленные данные заносятся в файл информационной базы.

Схема технологической сети проектирования процедуры пакетной загрузки базы данных при ручном способе ввода данных первичных документов отражена на рис. 8.1.

. 8.1.

051614 1411 5 Методы коммуникации в сетях051614 1411 6 Методы коммуникации в сетях

1) Д1.1 ─ технологическая документация, описывающая правила работы при получении первичной информации;

2) Д1.2 ─ требования к процессу загрузки;

3) Д2.1 ─ блок-схема технологического процесса загрузки;

U3.1 ─ универсум программных средств частичной автоматизации, служебных средств операционной системы и языков программирования;

Д3.1 ─ факторы, определяющие выбор инструментальных средств;

Д3.2 ─ описание выбранных инструментальных средств и методическое обеспечение по их настройке;

Д4.1 ─ блок-схемы программы;

Д4.2 ─ коды программ;

Д4.3 ─ настройка средств частичной автоматизации;

Д5.1 ─ данные контрольного примера;

Д5.2 ─ отлаженная программа;

Д5.3 ─ распечатка результатов контрольного примера;

Д5.4 ─ технологическая документация.

1) Первой выполняется операция «Определение особенностей подготовки данных и формирование требований к процедуре загрузки» (П1). Для выполнения этой операции необходимо располагать технологической документацией, описывающей правила работы при получении первичной информации (Д1.1).

Можно выделить следующие особенности подготовки файлов данных:

— внемашинные форматы данных могут не совпадать с внутримашинными форматами;

— получение и подготовка первичной информации с помощью разнообразных технических средств может привести к рассогласованию кодов представления вводимой информации и кодов ее представления в ЭВМ;

— все операции по подготовке файлов являются машинно-ручными, поэтому следует учитывать большое количество возможных ошибок;

— вводимые файлы могут иметь линейную или иерархическую логическую структуру, которую следует учитывать в процессе загрузки;

— структуры записей входных файлов могут не совпадать со структурой записей базы данных.

1) Результатом выполнения этой операции является получение списка требований к процедуре загрузки (Д1.2). К основным требованиям, предъявляемым к процедуре загрузки, можно отнести следующие:

— необходимо обеспечение достоверности вводимой информации;

— должны выдаваться сообщения об ошибках и местах их возникновения;

— требуется обеспечение контроля вводимой информации на уровне файла, записи, поля;

— загрузка должна обеспечить перекодирование информации в случае рассогласования кодов;

— должно обеспечиваться преобразование файлов во внутренние форматы;

— должны выполняться редактирование, сортировка и распечатка файлов с постоянной информацией.

Второй операцией рассматриваемого процесса служит операция П2 «Определение состава операций ввода и первичной обработки загружаемых файлов». Входной информацией для данной работы являются требования к процедуре загрузки (Д1.2), выходной ─ состав операций или блок-схема технологического процесса загрузки (Д2.1). Исходя из требований, предъявляемых к процедуре загрузки, выделяют следующие типовые операции, входящие в состав этой процедуры:

∙  ввод входных данных и их перекодирование;

∙  синтаксический и семантический контроль;

∙  распечатка «Ведомости ошибок», анализ ошибок и создание файла корректур;

∙  ввод файла корректур в ЭВМ;

∙  корректировка входного файла с целью исправления в нем ошибок;

∙  редактирование входного исправленного файла;

∙  формирование записей основного файла;

∙  сортировка или индексирование основного файла с постоянной информацией;

∙  распечатка файла с постоянной информацией.

Особое внимание должно быть уделено разработке программы синтаксического и семантического контроля загружаемой информации в информационную базу. Синтаксический контроль может осуществляться на уровне структуры файла, записи и отдельного поля. Контроль на уровне файла сводится к контролю типов записей, соподчиненности различных типов записей (заголовок, подзаголовок), количества экземпляров каждого типа записи. Контроль на уровне записи сводится к контролю числа полей, их последовательности и длины записи. Контроль на уровне поля включает в себя контроль типа и формата поля.

Семантический контроль сводится к арифметическому и логическому контролю содержимого отдельных полей. Арифметический контроль осуществляется следующими методами:

∙  контрольных сумм по документу;

∙  контрольных сумм по отдельной записи;

∙  контрольного числа по файлу;

∙  контроля по модулю 11;

∙  балансовый контроль.

Логический контроль применяется для реквизитов-признаков и оснований, и при его построении используют следующие виды контроля:

∙  контроль на конкретное значение;

∙  контроль на диапазон значений;

∙  контроль путем сравнения с некоторой константой;

∙  контроль зависимостей значений реквизитов;

∙  контроль по списку значений (справочнику).

На следующей операции (П3) осуществляется «Выбор инструментального средства разработки программ загрузки информационной базы» на основе универсума программных средств частичной автоматизации, служебных средств операционной системы и языков программирования (U3.1). На вход данной операции поступают блок-схема технологического процесса загрузки (Д2.1) и факторы, определяющие выбор инструментальных средств (Д3.1). На выходе получают описание выбранных инструментальных средств и методическое обеспечение по их настройке (Д3.2).

К инструментальным средствам частичной автоматизации относятся: генераторы экранных форм СУБД, специализированные генераторы ввода-вывода и утилиты. К основным факторам, влияющим на выбор средств частичной автоматизации можно отнести:

∙  количество и характер функций, выполняемых данным средством, например, возможность работы с многоэкранными формами или экранными формами, предназначенными для ввода данных в несколько файлов;

∙  наличие большого объема свободных вычислительных ресурсов;

∙  квалификация персонала;

∙  возможность подключения оригинальных программных средств.

Программные средства частичной автоматизации загрузки данных можно разделить по принципу функционирования на конверторы, предназначенные для преобразования данных, создаваемых в других информационных системах, и программы непосредственной загрузки интерпретирующего или генерирующего типов.

Результатом выполнения данной операции является выбор конкретных средств частичной автоматизации процедуры загрузки или языков программирования, или их комбинации.

Далее осуществляется операция «Настройки средств частичной автоматизации или разработка программ» (П4). В результате формируется программная документация по данной процедуре, в том числе блок-схемы программных модулей (Д4.1), коды программных модулей (Д4.2) и схемы настройки средств частичной автоматизации (Д4.3).

На операции П5 осуществляется «Комплексная отладка программы загрузки информации в базу данных» на основе исходных данных для контрольного примера (Д5.1.) с получением отлаженной программы процедуры (Д5.2), распечаток результатов реализации контрольного примера (Д5.3) и создание технологической документации по процедуре загрузки (Д5.4).

Под актуализацией данных будем понимать совокупность операций над файлами информационной базы, связанных с добавлением новых записей, удалением старых, изменением содержания отдельных полей записей.

Процесс проектирования процедуры актуализации условно-постоянной информации в базе данных (технологической сети процесса) представлен на рис. 8.2. Он начинается с операции «Разработки системы организации актуализации данных» (П1), сущность которой заключается в определении подразделений ─ источников изменений, разработке форм документа «Извещение на изменения» и экранных форм, определение маршрутов передвижения этого документа от подразделения-источника до ввода информации об изменениях в ЭВМ, определения регламента и режима ввода изменений.

051614 1411 7 Методы коммуникации в сетях051614 1411 8 Методы коммуникации в сетях

Д1.1 ─ принципы организации ИБ;

Д1.2 ─ структура ИБ;

Д1.3 ─ список поставщиков изменений;

Д1.4 ─ режим внесения;

Д1.5 ─ маршруты движения извещений на изменения;

Д1.6 ─ формы внесения изменений;

Д1.7 ─ макет экранной формы;

Д2.1 ─ блок-схема ТП;

Д2.2 ─ технологическая документация;

U3.1 ─ универсум программных средств частичной автоматизации, служебных средств операционной системы и языков программирования;

Д3.1. ─ факторы, определяющие выбор инструментальных средств;

Д3.2. ─ описание выбранных инструментальных средств и методическое обеспечение по их настройке;

Д4.1 ─ блок-схемы программы;

Д4.2 ─ коды программ;

Д4.3 ─ настройка средств частичной автоматизации;

Д5.1 ─ данные контрольного примера;

Д5.2 ─ отлаженная программа;

Д5.3 ─ распечатка результатов контрольного примера;

Д5.4 ─ технологическая документация.

Входная информация, используемая при выполнении данной работы, включает описание структуры информационной базы (Д1.2) и описание принципов ее организации (Д1.1). Выходная информация включает в свой состав следующие документы:

∙  список поставщиков изменяемой информации (Д1.3);

∙  формы первичного документа «Извещение на изменение» (Д1.6);

∙  описания маршрутов движения извещения (Д1.5);

∙  макеты экранных форм размещения информации об изменениях (Д1.7);

∙  режимы внесения изменений (Д1.4);

∙  совокупность файлов, обновляемых одновременно (Д1.8).

Второй выполняется операция «Разработки технологического процесса внесения изменений» (П2). На вход данной операции поступают список поставщиков информации, формы первичного документа «Извещения на изменения», описание маршрутов движения «Извещения», макеты экранных форм размещения информации об изменениях, режимы внесения изменений. Результатом выполнения данной операции являются блок-схема технологического процесса актуализации данных (Д2.1) и технологическая документация (Д2.2). Можно выделить следующие типовые операции технологического процесса актуализации данных:

∙  выписка «Извещения». Данная операция выполняется в подразделениях предприятия ─ источниках изменений. Ее результат поступает в виде первичного документа «Извещения» в пункт ввода информации;

∙  прием, контроль и регистрация извещений;

∙  ручная корректировка ведомости описи актуализируемого основного файла с постоянной информацией;

∙  ввод информации извещений в ЭВМ;

∙  контроль правильности записи информации;

∙  исправление ошибок и формирование входного файла изменений;

∙  сортировка файла изменений;

∙  ввод записей основного файла, требующего изменений;

∙  актуализация основного файла;

∙  распечатка актуализированного основного файла;

∙  сверка начальной и полученной описей основного файла.

При наличии расхождений ─ повторное выполнение вышеперечисленных операций.

Последующие операции выбора метода актуализации и инструментального средства разработки процедуры актуализации информационной базы (П3), настройка и разработка программных средств (П4), отладка программ и создание технологической документации (П5) выполняются аналогично операциям в технологической сети проектирования процедуры загрузки информационной базы.

Для поддержания надежности хранимых данных при сбоях в работе ЭВМ и разрушениях информационной базы требуется система резервирования и восстановления, технологическая сеть создания которой представлена на рис.

U1.1 ─ универсум методов хранения и восстановления данных;

Д1.1 ─ описание метода хранения и восстановления данных;

Д2.1 ─ код программы восстановления данных;

Д3.1 ─ отлаженная программа;

Д3.2 ─ данные контрольного примера;

Д4.1 ─ технологическая документация;

Д5.1 ─ журнал учета выдачи в эксплуатацию;

 

051614 1411 9 Методы коммуникации в сетях051614 1411 10 Методы коммуникации в сетях

Д6.1 ─ код программы;

Д7.1 ─ программная документация;

Д7.2 ─ данные контрольного примера;

Д8.1 ─ технологическая документация копирования файлов.

Содержанием первой операции является выбор метода хранения информации (П1). Проектировщики используют несколько методов хранения информации в информационной базе (Д1.1):

∙  метод дублирования основных файлов и хранения нескольких их копий;

∙  метод создания и хранения нескольких поколений каждого основного файла ИБ и файлов корректур к ним;

∙  комбинированная система нескольких поколений с дублированием последнего поколения и файлов корректур.

В результате выполнения операции П1получают документ Д1.2, описывающий выбранный метод хранения информации в информационной базе.

Далее проектировщики должны разработать и отладить программу отката и восстановления данных на контрольном примере (П2, П3), в результате выполнения которых получают отлаженный код программы (Д3.1), предназначенной для восстановления хранимых данных в случае сбоя системы при выполнении обращений прикладных программ к файлам ИБ или при выполнении процедуры актуализации данных, результатные данные контрольного примера (Д3.2).

Следующей является операция разработки технологии восстановления и хранения данных (П4) и составления технологической документации (Д4.1).

Помимо этого необходимо также спроектировать систему учета эксплуатации файлов, в которую входит разработка (П5) «Журнала учета» (Д5.1), составление и отладка кода программы ведения статистики обращения к файлам (П6, П7) с получением программной документации (Д7.1) и контрольного примера (Д7.2) и разработка технологии копирования файлов (П8) с получением соответствующей технологической документации (Д8.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Методы организации данных

 

Основными единицами физического хранения являются блок данных, экстент, файл (либо раздел жесткого диска). Логический уровень представления информации включает пространства (либо табличные пространства). Блок данных (block) или страница (page) является единицей обмена с внешней памятью. Размер страницы фиксирован для базы данных (Oracle) или для ее различных структур (DB2, Informix, Sybase) и устанавливается при создании. Очень важно сразу правильно выбрать размер блока: в работающей базе изменить его практически невозможно (для этого часто проводят ряд испытаний базы данных-прототипа).

Организация данных — это представление данных и управление данными в соответствии с определенными соглашениями.

Одна и та же структура данных может отображаться в среду хранения несколькими способами, каждый из которых будет соответствовать определенной структуре хранения. Каждая структура хранения материализуется в среде хранения в виде одного или нескольких наборов данных.

В ОС используются следующие основные методы организации данных: последовательная организация; индексно-последовательная организация; древовидная организация; прямая организация.

При последовательной организации данных манипулирует с последовательным набором данных.

Последовательный набор данных — набор данных, к физическим записям которого обеспечивается лишь последовательный доступ в порядке их размещения во внешней памяти.

Последовательный доступ к порции данных — доступ к порции данных, при котором операции чтения или запись порции данных, к которым осуществляется доступ, проводится после чтения или записи всех порций, расположенных до этой порции в соответствии с порядком, фиксированным для определенной совокупности порций данных [1, 2].

Различают физически последовательные и логически последовательные наборы данных.

Физически последовательные наборы данных предполагают размещение составляющих в памяти сплошным массивом.

Логически последовательные наборы данных могут не иметь в памяти представления в виде сплошного массива.

Индексно-последовательный набор данных — набор данных, физические записи которого снабжены каждая своим ключом порции данных так, что обеспечивается прямой доступ к ним с использованием индексов доступа и поиска по ключу, а также последовательный доступ в соответствии с их упорядоченностью по значению ключа.

Индекс доступа — совокупность данных, обеспечивающих соответствие между значениями ключей порций данных и адресами этих порций или областей пространства памяти, в которых они находятся, с целью повышения скорости доступа к порции данных.

Ключ порции данных — составная часть порции данных, обеспечивающая выделение этой порции при поиске.

Ключ поиска — порция данных, значение которой сравнивается со значением ключа порции при поиске по ключу.

Индексно-последовательные наборы данных предполагают создание в среде хранения трех областей: первичной, индексной и переполнения. Первичная область предназначена для хранения записей основного массива данных, а также записей, добавляемых в массив в процессе его эксплуатации. Индексная область содержит значения ключевого элемента и адреса хранения соответствующих им записей первичной области. Область переполнения предназначена для того, чтобы избежать слишком частые сеансы реорганизации основного массива при включении в него новых записей. Формат записей в области переполнения совпадает с форматом записей основной памяти.

Древовидная организация данных основана на представлении структуры данных в виде деревьев, где каждый узел дерева является частью структуры). Методы представления древовидных структур могут быть разделены на две группы:

– методы физически последовательного размещения данных;

– методы логически последовательного размещения данных.

При физически последовательном размещении древовидной структуры данных структура хранения начинается узлом, соответствующим вершине дерева. По иерархии за ним следуют узлы на самой левой ветви дерева. В пределах узлов одного уровня они отображаются слева направо. Подобная организация структуры хранения является единственной при использовании чисто последовательных сред хранения, например, магнитных лент. При размещении составляющих древовидной структуры данных они могут иметь метки или специальные разграничители, позволяющие установить, к какому уровню дерева относится та или иная составляющая структуры данных.

При логически последовательном размещении древовидной структуры возможны два способа отображения дерева на среду хранения. В первом способе порции данных, соответствующие каждому узлу дерева, снабжаются ссылочной информацией на порции данных, связанные с ним и находящиеся ниже по иерархии (т.е. на порожденные этим узлом данные).

При втором способе для отображения дерева формируют специальные таблицы, в которые заносится информация об узлах дерева и связях между ними. Оба эти способа используют представление информации в виде связных списков, каждый элемент которых наряду с данными о текущем узле дерева содержит информацию о связанных с этим узлом других узлах древовидной структуры.

Частным случаем древовидной организации данных являются библиотечные наборы данных. Здесь дерево состоит из вершины и одного уровня ветвей. Отображение на среду хранения представляет собой, во-первых, каталог библиотеки (отображение вершины), в котором размещаются данные о наименовании членов библиотеки и их размещении на диске, и ограниченной дисковой зоны, где размещаются файлы с последовательной организацией, являющиеся членами библиотеки (отображение ветвей дерева).

Прямая организация данных рассчитана на произвольную обработку информации. Основными отличительными особенностями прямой организации данных являются: а) нет системы индексов; б) способ размещения данных на носителе определяет пользователь в своих рабочих программах. Прямая организация данных характеризуется тем, что идентификатор порции данных (ключ) используется для установления адреса этой порции. В наборах данных с прямой организацией для указания местоположения порций данных применяется два способа адресации: абсолютная адресация порций данных; относительная адресация порций данных.

Способ абсолютной адресации основан на том, что адрес каждой порции данных в наборе является ее физическим адресом на носителе данных. Для наборов данных на магнитном диске абсолютный адрес включает в себя, например, номер цилиндра, номер дорожки, номер сектора, номер блока и т.п. — в зависимости от типа накопителя на магнитных дисках. Недостатком способа прямой адресации является жесткость привязки порций данных к месту на носителе и, следовательно, проблематичность их перемещения на внешних запоминающих устройствах.

Способ относительной адресации основан на использовании порядковых номеров порций данных, отсчитываемых от начала набора данных. Эти порядковые номера используются либо самостоятельно, либо в сочетании с номерами порций данных на дорожках магнитных дисков. Имеется три разновидности реализации способа относительной адресации: метод ключа (метод прямой адресации); метод косвенной адресации; метод адресных таблиц (метод перекрестных ссылок).

Метод прямой адресации является наиболее распространенным и эффективным, т.к. он реализуется самым простым образом при произвольном порядке работы с порциями набора данных прямой организации. В этом методе адресом любой порции данных является некоторое натуральное число, представляющее собой порядковый номер порции относительно начала набора данных. Очень часто в качестве такого номера используется некоторое поле порции данных (ключ или признак) либо в «чистом» виде, либо после минимальных преобразований. Например, из текущего значения признака вычитается его минимально возможное значение. Результат вычитания принимается как относительный номер порции в наборе данных. Прямой метод обеспечивает взаимно-однозначное соответствие между относительным номером порции данных и ее относительным физическим адресом в наборе.

Основными недостатками метода прямой адресации являются:

– необходимость использования порций данных одинаковой длины;

– перед созданием набора данных необходимо выполнить подготовительные действия по разметке отведенного для него участка на носителе данных;

– если значения признака, задающего адрес порции данных, расположены неравномерно, то набор данных будет неэффективно использовать выделенное ему пространство памяти на носителе, поскольку внутри набора данных образуются пустоты из-за наличия неиспользованных значений признака.

Метод косвенной адресации основан на применении преобразований, выполняемых над ключом порции данных, для получения адреса этой порции. Эти преобразования значительно сложнее, чем в методе прямой адресации, т.к. имеют более общий характер. Преобразования ключа в методе косвенной адресации носят название рандомизации. Косвенная адресация эффективна, когда диапазон изменения значения ключей значительно шире диапазона количества порций данных в наборе и, соответственно, диапазона возможных адресов. Несомненным достоинством метода косвенной адресации является высокая плотность заполнения памяти на носителе даже при существенно неравномерном распределении значений ключей в их диапазоне изменения. Недостатками этого метода являются, во-первых, высокая вероятность появления синонимов адресов, т.е. ситуации, когда на одно и то же место в памяти претендуют две и более порции данных с различными значениями ключей, и во-вторых, отсутствие возможности восстановить значение ключа по значению адреса порции данных, как это можно сделать в методе прямой адресации.

Метод адресных таблиц универсален и характеризуется тем, что порции данных заносятся в набор в произвольном порядке, а в памяти создается таблица соответствия значений ключей этих порций их физическим адресам. Вся дальнейшая работа с данными реализуется через эти таблицы.

Размер блока оказывает большое влияние на производительность базы данных — при больших размерах скорость операций чтения/записи растет (особенно это характерно для полных просмотров таблиц и операций интенсивной загрузки данных), однако возрастают накладные расходы на хранение (база увеличивается) и снижается эффективность индексных просмотров. Меньший размер блока позволяет более экономно расходовать память, но вместе с тем относительно дорог. Длинные блоки (16, 32 или 64 Кбайт) лучше использовать для больших объектов данных: полнотекстовые фрагменты, мультимедиа-объекты, длинные строки и т.п. Короткие блоки (2 или 4 Кбайт) лучше подходят для значений числовых типов, недлинных строк, значений даты и времени. Следует также учитывать размер блока ОС, он должен быть кратен размеру блока базы данных. Малый размер блока лучше подходит для систем оперативной обработки транзакций, потому что, если сервер блокирует данные на уровне блоков, то это позволяет большему числу пользователей работать, не мешая друг другу (рис. 1). В системах поддержки принятия решений, для которых более критичным является не общая пропускная способность (количество транзакций в единицу времени), а среднее время отклика (response time), больший блок предпочтительнее.

051614 1411 11 Методы коммуникации в сетях

Рис. 1. Зависимость размера блока данных от типа приложения

 

Администратор отводит пространство для базы данных на внешних устройствах большими фрагментами: файлами и разделами диска. В первом случае доступ к диску осуществляется операционной системой, что дает определенные преимущества, например, работа с файлами средствами ОС. Во втором случае с внешним устройством работает сам сервер. При этом достигается более высокая производительность; кроме того, использование дисков необходимо в случае, если кэш ОС не может работать в режиме сквозной (write-through) записи. Диски особенно эффективны для ускорения операций записи данных (подобный механизм поддерживается Oracle, DB2 и Informix; например, в DB2 данная единица размещения называется контейнером).

Пространством внешней памяти, отведенным ему администратором, сервер управляет с помощью экстентов (extent), т.е. непрерывных последовательностей блоков. Информация о наличии экстентов для объекта схемы данных находится в специальных управляющих структурах, реализация которых зависит от СУБД. На управление экстентами (выделение пространства, освобождение, слияние) тратятся определенные ресурсы, поэтому для достижения эффективности нужно правильно определять их параметры. СУБД от Oracle, IBM, Informix позволяют определять параметры этих структур, а в Sybase экстенты имеет постоянный размер, равный 8 страницам. Уменьшение размера экстента будет способствовать более эффективному использованию памяти, однако при этом возрастают накладные расходы на управление большим количеством экстентов, что может замедлить операции вставки большого количества строк в таблицу. Кроме того, сервер может иметь ограничение на максимальное количество экстентов для таблицы. При слишком большом размере экстентов могут возникнуть проблемы с выделением для них необходимого количества памяти. Обычно определяется размер начального экстента, размер второго и правило определения размеров следующих экстентов. На рис. 2 иллюстрируется взаимосвязь блоков, экстентов и файлов баз данных.

051614 1411 12 Методы коммуникации в сетях

Рис. 2. Блоки, экстенты и файлы базы данных

Общим для СУБД Oracle, DB2 и Informix является понятие пространства (для Oracle и DB2 это табличное пространство). Различные логические структуры данных, такие как таблицы и индексы, временные таблицы и словарь данных размещены в табличных пространствах. В DB2 и Informix дополнительно можно устанавливать размер страницы отдельно для каждой из этих структур. Группировка хранимых данных по пространствам производится по ряду признаков: частота изменения данных, характер работы с данными (преимущественно чтение или запись и т.п.), скорость роста объема данных, важность и т.п. Таким образом, например, только читаемые таблицы помещаются в одно пространство, для которого установлены одни параметры хранения, таблицы транзакций размещаются в пространстве с другими параметрами и т.д. (рис. 3).

051614 1411 13 Методы коммуникации в сетях

Рис. 3. Физическое размещение данных по устройствам

Одна логическая единица данных (таблица или индекс) размещается точно в одном пространстве, которое может быть отображено на несколько физических устройств или файлов. При этом физически разнесены (располагаться на разных дисках) могут не только логические единицы данных (таблицы отдельно от индексов), но и данные одной логической структуры (таблица на нескольких дисках). Такой способ хранения называется горизонтальной фрагментацией: таблица делится на фрагменты по строкам. В Oracle вместо термина «фрагментация» используется «секционирование» (partitioning). Фрагментация — один из способов повышения производительности.

Могут применяться различные схемы записи данных во фрагментированные таблицы. Одна из них — круговая (round-robin), когда некоторая часть вставляемых в таблицу строк записывается в первый фрагмент, другая часть — в следующий и так далее по кругу. В данном случае за счет распараллеливания может быть увеличена производительность операций модификации данных и запросов. Существует и другая схема, включающая логическое разделение строк таблицы по ключу («кластеризация»). Данная схема позволяет избежать перерасхода процессорного времени и уменьшить общий объем операций ввода/вывода. Ее суть в том, что при создании таблицы все пространство значений ключа таблицы разбивается на несколько интервалов, а строкам с ключами, принадлежащими разным интервалам, назначаются различные месторасположения. Впоследствии, при обработке запроса, данная информация учитывается оптимизатором. Если производится поиск по ключу, то оптимизатор может удалять из рассмотрения фрагменты таблицы, не удовлетворяющие условию выборки. Например, создание кластеризованной таблицы будет выглядеть следующим образом (этот и все остальные SQL-скрипты приведены для Oracle):

CREATE TABLE person

( num INTEGER,

fio VARCHAR2 (30)

)

PARTITION BY RANGE (num)

( PARTITION part1 VALUES LESS THAN ( 500 )

TABLESPACE tblspace1,

PARTITION part2 VALUES LESS THAN ( 1000 )

TABLESPACE tblspace2

)

Здесь создаются два раздела part1 и part2, каждый из которых размещен в своем табличном пространстве (tblspace1 и tblspace2). Записи со значением поля num от 1 до 499 будут располагаться в первом разделе, а записи с номерами от 500 до 1000 — во втором (рис. 4).

Тогда при запросе:

SELECT fio FROM person

WHERE num BETWEEN 10 AND 40

оптимизатор будет производить поиск только в разделе part1, что может дать ощутимый выигрыш в производительности в таблице с десятками тысяч строк.

Подобные механизмы фрагментации данных поддерживают практически все современные СУБД, что часто используется при создании систем высокой производительности

051614 1411 14 Методы коммуникации в сетях

Рис. 4. Пример кластеризации записей

Современные СУБД предоставляют достаточно широкий набор различных методов доступа, которые чаще всего являются теми или иными видами индексирования — способа отображения ключа индексирования в адрес хранимой записи. Используются следующие типы индексных структур: на основе B-дерева (B–tree); на основе хэш-функции или хеширование (hashing); на базе битовых шкал или индексов (bitmap). Индекс может служить различным целям: для ускорения доступа к записям одной таблицы и для ускорения операций соединения, тогда он называется индексом соединения. Если в качестве ключа индексирования используется некоторая функция атрибутов таблицы, такой индекс называют «основанным на функции» (function-based).

Отличают также «кластеризованный» (clustered) индекс. При его использовании все записи таблицы упорядочиваются по его ключу; поэтому кластеризованный индекс более экономно расходует память и обычно быстрее опрашивается. Для таблицы, таким образом, можно создать лишь один такой индекс.

B-деревья универсальны и обеспечивают хорошую скорость доступа как при просмотрах по диапазонам, так и при выборке единичной записи по значению ключа, однако характеризуются относительно большим объемом памяти для хранения и затратами на поддержание в актуальном состоянии, включающими обычно балансировку дерева. Такой индекс имеет один существенный недостаток — он может быть использован только в запросах по ведущим столбцам. Индексы B-деревьев наиболее распространены и используются во всех рассматриваемых СУБД. Для B-дерева можно задать «степень использования страницы индекса» (fillfactor); так, в Oracle используются параметры PCTUSED и PCTFREE для блоков базы данных в том числе и индексных. При создании индекса его страницы заполняются только на указанный процент. При увеличении процента использования страницы увеличится скорость операций изменения индекса, однако возрастут также расходы на хранение и может увеличиться время Каждая СУБД может иметь ряд дополнительных параметров, предоставляющих разработчику расширенные возможности конфигурирования В-деревьев.

051614 1411 15 Методы коммуникации в сетях

Рис. 5. Внутренняя организация блоков индекса

Хэш-индекс имеет небольшие накладные расходы на хранение, однако требует, чтобы распределение значений ключа индексирования было относительно постоянно, в противном случае потребуется частая переделка индекса на основе новой хэш-функции. Индексы на основе хэш-функций хорошо подходят для различного рода справочных таблиц. При этом не требуется, чтобы индексируемый столбец имел много повторяющихся значений, как того требуют битовые индексы. Битовые индексы также очень компактны и полезны для столбцов с большим процентом повторения значений ключа. Обычно используют следующее правило: если количество повторяющихся значений столбца более 99% от общего количества строк таблицы, тогда целесообразно рассмотреть использование битового индекса.

В DB2 используется оптимизированный вариант B-дерева с двунаправленными указателями и «упреждающей регистрацией обновлений» (write-ahead logging), что позволяет ускорить вставку данных. При создании индекса можно также использовать некоторые опции, например, указать серверу о необходимости хранить в структуре индекса дополнительные часто запрашиваемые значения атрибутов.

В СУБД Oracle помимо многочисленных индексов используются «индексно-упорядоченные» (index-organized) таблицы и кластеры. В первом случае вся таблица индексирована по первичному ключу и организована в виде B-дерева. Подобный метод организации хранения хорошо подходит для часто опрашиваемых больших (более 5 тыс. строк) и очень больших таблиц с небольшим объемом операций, для которых критично время выполнения запроса на точное совпадение по первичному ключу. Экономия времени при выполнении таких запросов может составлять от 15 до 400% в зависимости от длины строки.

Кластер Oracle — это структура для хранения одной или нескольких таблиц, главным образом служащая для ускорения операций их соединения, в которой строки таблиц, удовлетворяющие условию соединения, хранятся вместе. Столбцы, используемые для соединения, называются кластерным ключом. Значения кластерного ключа сохраняются один раз (дубликаты исключаются). Для доступа по кластерному ключу могут использоваться как B-деревья, так и хэш-структуры, в этом случае кластер является хэш-кластером. Стоит также упомянуть битовый индекс соединения (bitmap join), ускоряющий операции объединения таблиц. В Sybase используются B-деревья, а индекс может быть как кластеризованным так и обычным. В Informix можно применять кластеризованные, битовые и индексы, основанные на функции.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00058 sec

WordPress: 22.62MB | MySQL:122 | 2,052sec