МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

<

052714 1154 1 МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ДОСТОИНСТВА  И НЕДОСТАТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯТермин m-commerce, или мобильная коммерция, – одно из словосочетаний, которые начинают все чаще попадаться на страницах газет и журналов, но при этом широкого распространения еще не получили. Аналогия со словом e-commerce (электронная коммерция) не случайна; по сути, m-commerce – это ее продолжение, перевод электронной коммерции в мобильные формы. С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, если только он подключен к Интернету. Мобильная же коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера. Это очень важно для делового человека: часто многое зависит от мгновенно принятого решения, и этому не должны препятствовать такие факторы, как невозможность быстрого оформления сделки или отсутствие доступа к информационным каналам.

Мобильная коммерция (другие названия M-Commerce, mCommerce) — общее название для различных коммерческих сервисов (кроме услуг связи), использующих мобильный телефон в качестве основного интерфейса пользователя. Процесс осуществляется с помощью карманных компьютеров или smart-фонов через удаленное (Интернет, GPRS и т.д.) соединение. Мобильная коммерция, как правило, представляет собой программно-аппаратное решение по автоматизации процессов взаимодействия с удаленными пользователями. Встречается название мобильная торговля — решение, тесно интегрированное с системами автоматизации торговли и предназначенное в первую очередь для автоматизации сбора заказов

Мобильная коммерция способна привнести немало удобств, которые будут по достоинству оценены всеми владельцами мобильных устройств. Так, телефон, сохраняя все свои прежние функции, становится еще и средством идентификации его владельца, выполняет функции кредитной карты и т.д. Представьте ситуацию, когда человеку нужно срочно лететь в другой конец страны, а до вылета — всего несколько часов. Направляясь домой, чтобы собраться, он успевает заказать себе билет на самолет и тут же его оплатить. И опять же, не надо спешить, чтобы успеть заранее зарегистрироваться, это происходит автоматически при считывании информации с телефона

Приведем наиболее распространенные устройства могут быть использованы для участия в m-commerce.

PDA (Personal Digital Assistant) — портативный карманный компьютер. В это семейство входят устройства, подчас довольно-таки сильно различающиеся между собой. Это могут быть и умещающиеся в ладони бесклавиатурные устройства типа Palm, и более дорогие устройства со встроенной клавиатурой, имеющие размеры среднего органайзера, и, наконец, аппараты, являющиеся уже скорее миниатюрными ноутбуками. Основные операционные системы — Palm OS, Windows CE или EPOC. Связь с Интернетом осуществляется через беспроводной модем или посредством синхронизации с персональным компьютером, подключенным к Сети.

Мобильный телефон с функцией WAP или некоторым собственным микробраузером.

Смартфон — гибрид мобильного телефона и PDA, совмещающий голосовые возможности телефона с функциями обработки и передачи данных, таких как почта, выход в Интернет, работа с файлами и т.д.

В Европе очень широко распространены сотовые телефоны. Здесь, несомненно, лидируют Скандинавские страны — более 70 % населения пользуются сотовыми. В Финляндии эта цифра достигает 76 %. В то же время в США среди средств, с помощью которых возможно ведение мобильной коммерции, наиболее популярны PDA, в силу того, что самый распространенный стандарт сотовой связи DAMPS не позволяет использовать сотовые телефоны в этом качестве.

Мобильный доступ в Интернет может осуществляться с помощью беспроводного модема (обычно, у PDA), встроенного WAP-браузера (телефоны, смартфоны) или путем синхронизации устройства с другим, уже подключенным к Интернету (с персональным компьютером, WAP-телефоном).

Протокол WAP — результат совместной работы ассоциации WAP Forum, объединяющей производителей устройств и технологий мобильной связи, среди которых можно назвать Nokia, Ericsson, Motorola; телекоммуникационных операторов — Deutche Telecom, France Telecom, AT&T; компании-производителей программного обеспечения и провайдеров услуг — Microsoft, IBM, RSA, Unwired Planet, Symbian. Ассоциация объединяет более 500 членов и охватывает около 90 % рынка беспроводных устройств. Цель ассоциации — разработка единого открытого стандарта для обмена контентом между беспроводными устройствами и Web-сервером.

Повышенное внимание к WAP обусловлено несколькими причинами. Одна из них: Интернет и мобильные устройства являются двумя очень перспективными и быстроразвивающимися отраслями, следовательно, разработка стандарта связи между ними — одно из самых востребованных на сегодняшний день решений. Присутствие же среди разработчиков крупнейших производителей беспроводных устройств, таких как Nokia, Ericsson, Motorola, придает дополнительный вес этому начинанию, да и количество членов ассоциации впечатляет. Однако если раньше о WAP говорили одно только хорошее, то теперь внимание акцентируется в основном на его недостатках, которых оказалось немало.

Информация передается между WAP-клиентом и WAP-сервером. В качестве WAP-клиента может выступать обычный мобильный WAP-телефон. С помощью программы-микробраузера направляется запрос по сети беспроводного доступа, который принимается WAP-шлюзом. WAP-шлюз, в свою очередь, направляет URL-запрос, используя протокол HTTP, к запрашиваемому Web-узлу, правда запрашиваемые Web-страницы должны быть написаны на языке WML (Wireless Markup Language). Web-узел формирует ответ в формате WML, передает его на WAP-шлюз, и уже оттуда, в двоичном формате, запрошенная информация передается на мобильный телефон клиента.

Наряду с некоторыми естественными неудобствами и ограничениями, связанными с возможностями самих устройств, основным недостатком WAP является слабое обеспечение безопасности передачи данных. По мнению специалистов компании Diversinet, протокол беспроводной связи WAP имеет несколько серьезных недостатков в системе безопасности. Так, в текущей версии WAP не хватает элементов аутентификации, авторизации и проверки сделки, что не позволяет добиться необходимого уровня безопасности в приложениях. Однако ожидается, что новый стандарт WAP, который должен выйти в этом году, решит некоторые проблемы, поскольку будет поддерживать шифрование с открытым ключом по стандарту PKI, цифровую подпись и динамическую прокси-навигацию.

GPRS – только промежуточный шаг между GSM и сетями «третьего поколения» 3G. Так сети UMTS, W-CDMA предусматривают передачу данных со скоростью, достигающей 2 Мбит/с. При такой скорости начнут развиваться новые сервисы — передача мультимедиа информации, игры.

Помимо этого, развиваются технологии, способные существенно расширить возможности мобильных устройств. К ним относятся, например, GPS (Global Positioning System) — определение местонахождения человека, Bluetooth — радио-технология передачи данных на не очень большие расстояния (в настоящее время — до 10 метров). Технология Bluetooth позволяет соединять между собой различные устройства, не прибегая к помощи проводов. Главное, это чтобы оба устройства имели встроенный микрочип Bluetooth. Допускаются и соединения один-к-одному, и один-к-многим.

Оператор DoCoMo (Do Communications over the Mobile Networks) всемирно известен благодаря услуге i-mode, реализующей постоянный мобильный доступ к Интернету. К концу 2000 года число абонентов этой услуги достигло 10 млн. и продолжает постоянно расти. В основе i-mode — пакетная передача данных, и в силу этого предоставляемый сервис избавлен от множества недостатков современного европейского мобильного доступа к Интернету. Япония с самого начала избежала проблем, которые в Европе исчезнут только с массовым распространением GPRS. И сейчас, судя по всему, Япония обгоняет Европу с развертыванием сетей «третьего поколения». На то имеется и причина: дело в том, что лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения компания получила от правительства Японии на безвозмездной основе. Европейские же компании сначала должны были покупать лицензию, а потом еще и тратить деньги на развертывание — понятно, что оператор DoCoMo мог позволить себе большие затраты непосредственно на построение инфраструктуры сети.

Мобильная коммерция обладает значительным потенциалом, целым рядом дополнительных возможностей ведения бизнеса:

повсеместный доступ — мобильный телефон становится привычной вещью, которая всегда с собой. По всей видимости, то же самое вскоре можно будет сказать про ноутбуки и карманные компьютеры (особенно в США);

отсутствие многих ограничений e-commerce — для того чтобы получить почту, прочитать необходимую информацию, совершить покупку, не нужно находиться рядом с компьютером или интернет-терминалом, достаточно одного мобильного телефона, который и так обычно всюду носят с собой;

локализация — такие технологии, как GPS (Global Positioning System), позволяют получить доступ к информации, относящейся именно к данному региону, например, предложения о покупке интересующего товара в близлежащих магазинах;

<

персонализация — телефон является персональным устройством, по которому можно идентифицировать владельца. На это стоит обратить особое внимание тем, кто предлагает свои услуги мобильным пользователям. В проигрыше останутся компании, рассылающие сообщения без ориентации на отдельных покупателей (или группы покупателей).

Вместе с тем, нельзя не отметить и существенные недостатки:

 ограничения, связанные с пропускной способностью сетей и видом самих устройств. Сети третьего поколения обещают пропускную способность, сопоставимую с пропускной способностью проводного Интернета, однако сегодня она достигает в лучшем случае 19,2 Кб/с. Впрочем, ситуация должна улучшиться совсем скоро — с введением в коммерческую эксплуатацию сетей GPRS;

размеры экрана. С этим аспектом проблемы придется мириться всегда. Даже с увеличением экрана мобильного телефона, улучшением его технических характеристик, он все равно останется маленьким. Не слишком удобным будет и набор текста. Однако никто не будет оспаривать несомненного преимущества использования телефона в таких ситуациях, как регистрация в аэропорту, использование в качестве кредитной карты при покупках, то есть там, где эти неудобства не играют существенной роли. С другой стороны, таких недостатков, как небольшой экран и неудобный ввод текста, можно избежать, используя телефон в паре с ноутбуком или карманным компьютером.

Тема мобильной коммерции спорная и неоднозначная, и пока не ясно, какое будущее ей уготовано. В свое время не все разглядели и перспективы развития электронной коммерции, а теперь e-commerce — факт, с которым нужно считаться. Более того, о дальнейшем развитии мобильной коммерции нельзя судить по ее современному состоянию, которое, в чем согласны все аналитики, совсем не безоблачно. Сколько-нибудь адекватную картину, по мнению аналитиков, можно будет получить в ближайшие полгода-год. Справедливости ради нужно отметить, что разговоры про эти ближайшие полгода ведутся уже давно. Но вместе с тем, перспективы впечатляют. Самые мрачные прогнозы скорее касаются сроков, когда эти возможности станут по-настоящему доступны и популярны среди массового пользователя.

Так, основной мотив недавнего отчета «Mobile Payment’s Slow Start»компании Forrester Research — это то, что потребители не хотят пользоваться мобильными платежами, поставщики услуг не могут их предложить, а технология не может их поддерживать. Аналитики утверждают, что эти проблемы не будут решены еще как минимум пять лет, что ограничит объем всех мобильных платежей, совершенных в Европе к 2007 году, суммой в 26 млрд. евро. По прогнозам специалистов, медленнее всего мобильные платежи будут приживаться в Бельгии, Франции, Греции, Люксембурге и Испании: в этих странах средний мобильный пользователь в 2007 году будет тратить с помощью средств мобильной связи 3.47 евро в месяц. Чуть быстрее процесс пойдет в Австрии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Португалии, Швейцарии и Великобритании — для этих стран данный показатель составит 6.77 евро. Лидерами в адаптации к мобильной коммерции, как полагают в Forrester, станут скандинавские страны и Германия, жители которых в среднем с помощью мобильных устройств в 2007 году будут тратить по 10,9 евро в месяц.

Акцент на технологии делают и специалисты PricewaterhouseCoopers. В подготовленным ими Технологическом прогнозе отмечается, что широкое использование мобильной интернет-связи имеет неограниченный потенциал для изменения методов ведения бизнеса. Однако успех в этом вопросе зависит от своевременной разработки новых прикладных программ, спроектированных с учетом специфических свойств, присущих сектору мобильной связи. Так же в прогнозе отмечается, что, несмотря на огромное внимание, уделяемое технологиям третьего поколения (3G), реальное продвижение вперед в последующие два года будет связано с внедрением сетей 2.5G, начиная с сетей GPRS. По мнению разработчиков прогноза, лидирующие позиции в области применения современных беспроводных сетей занимают Европа и Азия, тогда как США отстают от них по востребованности мобильных интернет-технологий потребителями и предприятиями.

Задержку в развитии мобильной коммерции прогнозирует и компания Arthur Andersen. В исследовании, касающемся тенденций дальнейшего развития мобильного бизнеса, которое было реализовано в сотрудничестве с J.P. Morgan, говорится, что рост доходов от мобильной коммерции в Европе начнется только с 2008 года и составит 82 млрд. долл. к 2010 году.

Скорее всего, в силу слабой развитости рынка мобильных услуг все вышеизложенное одинаково верно: и покупатели еще недостаточно осведомлены о новых возможностях, и технологии еще не позволяют полностью реализовать потенциал мобильной коммерции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

 

Цифровые деньги – это:

в) цепочка бит в форме заверенных банком купонов, выпускаемых и погашаемых банком

Цифровые деньги — платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, оборот которых гарантирует анонимность. По аналогии с наличными купюрами Ц.д. как электронные документы содержат номинальную стоимость, указание на эмитента, индивидуальные признаки (серия, номер, и т.д.) и элементы защиты от подделки (заверение их цифровой подписью эмитента).

2. WWW (Word Wide Web) – это:

в) протокол размещения информации в Интернет.

3. Какие показатели эффективности используются для оценки проведения рекламной компании:

д) количество привлеченных посетителей на сайт рекламодателя;

е) стоимость привлечения одного нового покупателя;

ж) количество привлеченных дополнительных покупателей в Интернет-магазин предприятия.

4. Виртуальный магазин:

б) реализованное в сети Интернет-представительство путем создания Web-серверов для продажи товаров.

5. После выбора товара в Интернет-магазине покупатель обязан:

а) зарегистрироваться.

6. Датский (голландский) аукцион – это:

б) аукцион с уменьшением цены.

7. Требование масштабируемости к платежной системе означает, что

в) система должна предусматривать возможность увеличения числа покупателей и продавцов, использующих систему.

8. Виды бизнеса можно классифицировать по:

а) сфере деятельности;

в) географическому охвату;

г) по форме собственности.

9. Несимметричное шифрование предполагает использование:

а) публичного ключа и закрытого ключа.

10. Признает ли гражданское законодательство допустимость использования при оформлении договоров электронных форм документов:

б) признает при условии наличия электронно-цифровой подписи (ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Войти на выбранный в соответствии с вариантом Web-сайт (http://www.prisposoba.ru).

2. Определить принадлежность к той или иной модели взаимодействия субъектов систем электронной коммерции.

3. Определить:

– основные структурные элементы в построении Web-сайта,

– способы регистрации пользователей,

– используемые платежные системы,

– способы доставки товаров.

 

1. Войдем на сайт http://www.prisposoba.ru

052714 1154 2 МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ДОСТОИНСТВА  И НЕДОСТАТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В шапке сайта указаны слова: Инструмент, электроинструмент, газонокосилка, снегоуборщик, триммеры…

2.
Сайт относиться ко модели В2С (Business to Consumer) – предприниматель – потребитель.

3. Структура сайта следующая:

Помощь

Корзина

О магазине

Как купить

Сервис

Новости

Статьи и тесты

Поиск

Новые поступления

Каталог: Бензоинструмент; Водонагреватели, бойлеры; Водоснабжение; Генераторы, электростанции; Компрессоры; Отопление; Очистка воды, фильтры воды; Расходные материалы; Ручной инструмент; Садовая техника; Сварка и сварочные аппараты; Строительная техника, Электроинструмент.

Рекомендуемые товары

Для приобретения товаров необходимо зарегистрироваться на странице http://www.prisposoba.ru/users/registration/

При этом необходимо указать: логин, пароль, e-mail, имя, фамилию, отчество, компанию, телефон, факс, сайт, ICQ, страна, почтовый индекс, город, адрес. Можно загрузить свой аватар. Для регистрации необходимо ввести код подтверждения.

Заказ можно сделать следующими способами:

  • при помощи электронного каталога на сайте, заполнив упрощенную форму регистрации. Компания гарантирует полную конфиденциальность предоставленной информации;
  • связаться с специалистами по телефонам (495) 165 12 44, 165 94 55 или 769 65 64;
  • можно отправить заказ на электронный адрес letter[@]prisposoba.ru

    Консультации и обработка заказов происходит в рабочие дни с 9-30 до 18-00.

    Оплата заказа, сделанного вами в данном интернет-магазине, может быть произведена несколькими способами:

  • наличный расчет. После получения и проверки доставленного инструмента, можно оплатить заказ непосредственно курьеру;
  • банковский перевод – при оформлении заказа необходимо указать, что оплата будет осуществляться банковским переводом. В этом случае будет выставлен счет с реквизитами для оплаты. При оплате банковским переводом доставка товара осуществляется после получения денег на счету интернет-магазина.

    Доставка происходит с 10-00 до 19-00 на следующий день после заказа товара, при условии, что заказ был принят до 14-00 и наличии товара на складе.

    I. Стоимость доставки за наличный расчет:

    Доставка заказов осуществляются бесплатно курьером по Москве в пределах МКАД, если стоимость  заказа превышает 10000 рублей. Если стоимость заказа не превышает 10000 рублей, то доставка по Москве в пределах МКАД составляет 200 руб. Доставка заказов за пределы МКАД удаленностью меньше 10 км. рассчитывается согласно прейскуранту.

    Для удобства курьерская служба может доставить ваш заказ после 19-00 за дополнительную плату 150 р.

    В случае безналичной оплаты товар доставляется в течение 2-х рабочих дней после прихода денег на расчетный счет.

    Доставка заказов осуществляются бесплатно курьером по Москве в пределах МКАД, если стоимость превышает 10000 рублей.

    Если стоимость заказа не превышает 10000 рублей, то доставка по Москве в пределах МКАД составляет 300 руб.

    Доставка заказов за пределы МКАД оговариваются отдельно.

      Доставка крупногабаритных и тяжелых (более 15 кг) товаров производится только до подъезда клиента.

    Отправка заказов в удаленные от Москвы города осуществляется транспортными компаниями:

  • Грузовозофф — www.gruzovozoff.ru ;
  • ПЭК (Первая Экпедиционная Компания)- www.pecom.ru ;
  • ЖелДорЭкспедиция — www.jde.ru ;
  • Attenta (Регион Экспресс) — www.attenta.ru ;
  • Деловые Линии — www.dellin.ru
  • Доставкин (ЗАО «РегионГарантДоставка) — www.dostavkin.ru
  • Канс-Кам .

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    .

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция. М., 2005.
  2. Гаврилов О. Курс правовой информатики. М., 2004.
  3. Информатика. В 2-х кн./Под ред. Н.В. Макаровой. М., 2003.
  4. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др. СПб, 2004.
  5. Козье Д. Электронная коммерция. М., 1999.
  6. Климченя Л.С. Электронная коммерция. М., 2004.
  7. Львов И.Б., Казеев Г.Г., Морев И.А. Информатика. Владивосток, 2004.
  8. Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. М., 2001.
  9. Юрасов А.В. Электронная коммерция. М., 2003

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00046 sec

WordPress: 23.58MB | MySQL:121 | 1,531sec