ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

<

052714 1202 1 ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Экономическая информационная система это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Применение автоматизированных информационных систем особо важно в управлении финансовым подразделением фирмы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет: оптимизировать планы работы, быстро вырабатывать решения, четко маневрировать финансовыми ресурсами и т.д.

Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования автоматизированных информационных технологий и процессов информатизации, являются: активное участие человека в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений; интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса; наличие научно обоснованной программно-технологической платформы, реализуемой на экономическом объекте; создание и внедрение научных прикладных разработок в области информации в соответствии с требованиями пользователей; формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение; постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

Главной составной частью автоматизированной информационной системы является информационная технология.

Автоматизированная информационная технология — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

Информационная технология — это процесс, направленный на получение информации, обеспечивающей достижение поставленных целей управления. В его составе методы, этапы, операции, действия, программные и технические средства, обеспечивающие в совокупности сбор, обработку, хранение и отображение информации. Существуют три вида информационных технологий — предметная, обеспечивающая, функциональная:

— предметная технология представляет собой последовательность процедур (действий), выполняемых с целью обработки информации без привлечения вычислительной техники;

— обеспечивающая технология представляет собой специальные инструменты в руках пользователя, программные средства, ориентированные на некоторый класс задач, но не снабженные конкретными технологическими правилами их решения;

— функциональная технология — это обеспечивающая технология, наполненная конкретными данными и правилами их обработки из некоторой предметной области.

Техническая основа информационных технологий — это средства компьютерной техники, предназначенные для обработки и преобразования информации.

Виды информационных технологий

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Технология обеспечивает выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Процедуры технологии: сбор и регистрация данных, ередача информации, хранение информации, обработка данных, создание отчетов, принятие решений.

Технологический процесс обработки данных включает:

подготовительный этап — подготовка к решению задачи (создание справочников, введение в память компьютера необходимых постоянных данных, корректировка состава типовых проводок, плана счетов и др.);

начальный этап связан с операциями по сбору, регистрации и размещению документов в базовые массивы.

<

основной, завершающий этап работы связан с получением необходимых отчетных форм. Из компьютерной базы данных извлекаются рабочие массивы, подлежащие группировке по соответствующим ключевым признакам, подсчету по ним итоговых данных с распечаткой в дальнейшем полученных отчетных документов.

Информационные технологии управления имеют целью удовлетворение информационных потребностей сотрудников, связанных с принятием решений. Технология предусматривает оценку планируемого состояния объекта управления, уровня отклонений от планируемого состояния, выявление причин отклонений, анализ возможных решений и действий. Представляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем предприятия (фирмы) и имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

 

Информационные телекоммуникационные технологии

Основу инфраструктуры, необходимой для функционирования единой системы управления предприятием, составляет информационная вычислительная сеть. В качестве принципов функционирования сети можно назвать следующие: а) развитие элементов информационной сети на всех уровнях ее иерархии по единому плану под общим централизованным руководством; б) использование на каждом этапе открытых, апробированных, стандартизированных решений и подходов ведущих мировых производителей телекоммуникационных систем и средств; в) выполнение функционального полного комплекса технических решений, реализующих один из структурных или функциональных системообразующих элементов.

Информационная вычислительная сеть создает инфраструктуру единого информационного пространства, позволяющую объединить в себе существующие и будущие потребности предприятия по доступу ко всем видам информационных услуг. Такая инфраструктура включает: локальные вычислительные сети; телефонные сети; системы видеонаблюдения и промышленного телевидения; видеоконференции; системы безопасности и жизнеобеспечения; спутниковые линии связи; линии связи с глобальными сетями, в том числе и Интернетом.

Технологии управления деловыми процессами

Некоторые корпоративные информационные системы располагают встроенными функциями управления деловыми процессами. В этом случае функции предметных подсистем (планирование, учет, формирование документов и отчетов) изначально интегрируются с возможностями управления процессами (задание маршрутов документов в организации, контроль их прохождения, анализ потоков работ и документов). Такой подход реализован в системе управления «Парус». Это система корпоративного уровня, основанная на базе данных Oracl и включающая подсистемы управления финансами, логистикой и производством. Функции «workflow» централизованы в приложении «Управление деловыми процессами» и в то же время действительны во всей системе, что позволяет одновременно работать по принципам как «от функций», так и «от процессов». Это способствует плавному переходу от традиционной организации деловых процессов к более передовым и эффективным формам. Суть принципа определяется следующими понятиями:

— событие, инициирующее процесс, — это основная единица учета в системе, определяющая каждый деловой процесс;

— изменение статуса события определяет стадии обработки — от его регистрации в системе и до заключительной отметки о его закрытии;

— тип события определяет перечень возможных статусов его обработки («начальное состояние», «исполнение», «работа завершена»);

— исполнители реализуют совокупность действий (составляют документы, визируют их), т.е. событие подвергается обработке;

— маршрут обработки события есть последовательность совершения действий и передач от одного исполнителя к другому;

— маршрутные карты — это документы, в которых регистрируются маршруты обработки типовых, часто повторяющихся событий, жестко регламентируемых по срокам и исполнителям.

Маршрутная карта представляет собой матрицу возможных переходов события от одного статуса (точки маршрута) к другой, в ней указывается перечень исполнителей для каждой точки маршрута. Переход из одной точки в другую осуществляется по условию и сопровождается сменой статуса события и его адресацией конкретному исполнителю. Система управления деловыми процессами позволяет: сочетать правила ведения бизнеса в компании с функциями конкретных исполнителей; создать единую базу данных, содержащую сведения о работе как всей компании, так и ее отдельных подразделений и исполнителей; повысить управляемость процессов предприятия и информированность руководства о текущем состоянии бизнеса.

Интернет-технологии

Использование возможностей обмен электронными документами через всемирную сеть Интернет с использованием современных компьютерных технологий и протоколов безопасности.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ДАННЫХ

 

С точки зрения системного анализа концептуальное моделирование является структуризацией предметной области, для которой разрабатывается система. Ее цель — выявление перечня и иерархии предметов, объектов, факторов и явлений, полный набор которых позволяет реализовать поставленные перед системой цели и задачи. Согласно методологии ООАПиП системный анализ проекта предполагает на первом этапе рассмотрение и физическое моделирование предметной области. На данном этапе проводится расчленение (выделение, разбивка) предметной области, объектов системы на ряд подоблостей или подсистем (уровней), характеризуемых целостностью их восприятия и однородностью выполняемых работ (функций). При этом требуемый критерий целостности восприятия дает право продолжать расчленение до тех пор пока предмет или объект (фактор системы) не перестанет восприниматься как в свою очередь состоящий из объектов, т.е. до элементарного, неделимого уровня. Критерий однородности выполняемых работ (функций) дает возможность использовать концептуальную модель для корректировки разработанного во введении дерева работ. Результаты концептуального моделирования являются базисными для реализации этапов информационного моделирования и затем разработки моделей состояний (жизненных циклов системы) — моделей, определяющих функционирование разрабатываемой системы. Для углубленного изучения и закрепления проделанной работы, немаловажную роль играет детальное рассмотрение различных объектов. Именно в этом состоит задача концептуального моделирования. Иными словами говоря концептуальное моделирование включает системное представление доменов предметной области с кратким описанием назначения или функций объекта и структуризацию факторов (атрибутов). Так как, объекты составляют основу концептуального моделирования, я хотел бы остановиться на них более подробно. Объект это абстракция множества предметов реального мира. Различают следующие виды объектов: Реальные объекты предметы реального мира, а точнее абстракции реальных объектов, как их мы представляем для наших целей. Например: завод, бухгалтерия, склад. Ролевые объекты абстракции цели или назначения человека, функциональные части оборудования или организации. Например: бухгалтер, экономист, аудитор. Инциденты абстракция чего-то произошедшего или случившегося. Например: перечисление в банк, проводка, платежи, поставка. Взаимодействие объекты получаемые из отношений с другими объектами. Например: контракт, платежная ведомость, налоги, главная книга. Спецификация используется для представления правил, нормативных документов или критериев качества, стандартов. Методы концептуального моделирования используют широкий диапазон математических средств и методов представления знаний. Широко используются как древовидные, так и сетевые конструкции, в которых различаются как вершины, так и ребра. Одним из видов являются графы связей, позволяющие разбивать структуру на узкие классы объектов системы. Очень часто графы связей отображаются таблицами в виде логических матриц отношений. Построение графов связей или таблиц один из распространённых методов формализации проектных задач.

Концептуальная модель представляет собой обобщение представлений разных пользователей о данных. В связи с этим построение концептуальной модели, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе производится сбор и анализ характеристик данных и строятся так называемые модели локальных представлений (локальные модели). Чаще всего локальная модель отражает представление отдельного пользователя (отдельной функциональной задачи).

Иногда такая модель может описывать и некоторую независимую область данных нескольких функциональных задач (нескольких приложений). Здесь необходимо отметить, что моделирование представлений отдельных пользователей приводит к снижению уровня интеграции данных, а моделирование совместных представлений группы пользователей – к повышению сложности проектирования. В связи с этим при выборе области данных для локального моделирования приходится выбирать компромиссное решение между вышеуказанными вариантами.

На втором этапе построенные локальные модели объединяются в обобщенную концептуальную модель.

Прежде всего, необходимо отметить, что построенная модель должна удовлетворять ряду требований:

адекватно отражать представление пользователя о данных;

давать возможность ответа на возможные запросы пользователя, причем делать это с минимальными затратами по количеству просматриваемых сущностей;

представлять данные с минимальным дублированием.

Процесс построения модели, удовлетворяющей указанным требованиям, является творческим, и формализовать его, как правило, невозможно. Тем не менее можно указать некоторые способы порождения вариантов при моделировании. Выбор одного из таких вариантов на основе оценок объемов дублирования и числа просматриваемых объектов при ответах на запросы пользователей позволяет улучшить эксплуатационные характеристики проектируемой базы данных.

Вариативность моделирования обусловливается неоднозначностью выбора сущностей, атрибутов и связей. В одном варианте можно что-то взять за сущность, в другом варианте это же можно взять за атрибут (несколько атрибутов), в третьем варианте это можно определить как связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дж. Ульман. Основы систем баз данных. – М.: Финансы и статистика, 1983.
  2. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. Симонович С.В.–СПб.: Питер, 2004.
  3. Информационные технологии в экономике / Под ред. Ю.Ф, симионова.–Ростов-н/Д: Феникс, 2003.
  4. Корнеев И.И., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении.–М.: ИНФРА-М, 2001
  5. Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Т.М. Базы и банки данных. – М.: Высшая школа, 1987. – 248 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00035 sec

WordPress: 23.08MB | MySQL:119 | 1,454sec