Организационно-экономическое управление как объект компьютеризации

<

110313 0516 1 Организационно экономическое управление как объект компьютеризацииУправление — это центральное понятие изучаемой темы. Наиболее точно управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности ее основных свойств, либо ее развитие в направлении определенной цели. Отсюда следует, что вне системы, без системы управление невозможно. Понятие «система» и его производные в настоящее время являются ключевыми философско-методологическими и специально-научными понятиями.

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей соединение) — это совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующая определенную целостность, единство. (Подробнее о системах и системном методе см. в прил.1.)

«Системность как понятие кибернетического порядка требует исследования, анализа объекта в качестве единого целого, единой системы, включающей другие находящиеся в определённом взаимодействии составные элементы; объекта, являющегося частью другой более высокого уровня системы (метасистемы), в которой он взаимодействует с остальными системами» [2, с. 17].

 

УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМАХ

 

Охарактеризуем процесс управления.

  1. В любом процессе управления имеются объект, которым управляют (станок, предприятие, отрасль и т. п.), и субъект, который осуществляет управление (человек или какое-либо техническое устройство). Субъект получает определенную информацию о состоянии управляемого объекта и внешней среды, в которой находится и с которой связан управляемый объект. Эта информация воспринимается управляющим органом, и он вырабатывает на ее основе управляющую информацию (или, как принято говорить, принимает решение). Исходя из принятого решения, некоторый исполнительный орган (рука рабочего, аппарат министерства и т. п.) осуществляет управляющее воздействие на управляемый объект.

    Объект, субъект управления и исполнительный орган (совместно с информационными связями) образуют систему управления (рис. 1).

    Управляющий орган — самое сложное звено с точки зрения набора выполняемых функций, т.е. способный производить наибольшее число разнообразных действий. Основные функции органа управления: своевременно перерабатывать поступающую информацию; вырабатывать управляющую информацию; доводить ее до исполнителя и до объекта управления; на любое из множества возможных состояний объекта управления отреагировать своим, конкретным для данной ситуации оптимальным управляющим сигналом.

    110313 0516 2 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

    Последнюю функцию называют «законом необходимого разнообразия«, согласно которому для успешного управления управляющий орган должен обладать, по крайней мере, не меньшим разнообразием, чем объект управления.

    2. Управление всегда осуществляется для достижения определенной цели, вполне конкретной для каждого конкретного объекта управления и связанной с состояниями объекта и среды, в которой он находится.

    Очень важно правильно определить цель управления. Подходя с разных точек зрения, можно предлагать различные цели для управления одним и тем же объектом. Определить основную цель управления сложным объектом часто бывает так трудно, что этому вопросу посвящаются научные исследования. Но в любом случае цель управления должна быть единственной. Все прочие факторы, которые следует учитывать, задаются как ограничения.

    Критерием оптимальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления. Целевая функция управления — это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных, выходных переменных, параметров объекта управления и времени. Оптимальное управление — это управление, обеспечивающее экстремум (максимум или минимум) целевой функции управления при заданных ограничениях.

    3.     Как видно из укрупненной структурной схемы системы управления, для реализации оптимального управления недостаточно знать целевую функцию управления и заданные для нее ограничения. Нужна также информация о состоянии объекта управления, внешней среды, о множестве возможных состояний элементов системы управления. Без информации нет управления. Особое внимание должно быть обращено на качество всех видов информации. И в первую очередь информация должна быть полной, достоверной и своевременной, иначе управляющие воздействия могут оказаться неэффективными и даже вредными. Например, если поступает неверная информация о потребности рынка в каком-то продукте, то управление предприятием (а рынок является для предприятия в какой-то мере и внешней средой) с целью получения максимального выпуска этого продукта может оказаться вредным, ибо лучше было бы уделить в этом случае внимание увеличению выпуска другого, более дефицитного продукта.

    Не менее важной является информация, поступающая в управляющую подсистему по линии обратной связи от управляемой подсистемы. Обратная связь — одно из основных понятий в теории управления. Обратной связью называется любая передача воздействия с выхода какой-либо системы обратно на ее вход (см. рис. 1). В системах управления обратную связь можно определить как информационную связь, с помощью которой в управляющую подсистему поступает информация о результатах управления объектом, т. е. информация о новом состоянии объекта, возникшем под влиянием управляющих воздействий.

    Благодаря наличию обратных связей сложные системы оказываются способными выходить за пределы действий, предусмотренных и предопределенных их конструктором, ибо обратная связь создает у систем новое качество, а именно: способность накапливать опыт, определять свое будущее поведение в зависимости от своего поведения в прошлом, т. е. самообучаться.

    Управляющие воздействия, поступающие из управляющей подсистемы в управляемую, могут иметь различный характер: энергетический, материальный, информационный — в зависимости от природы управляемого объекта.

    Среди всех систем особое место занимают системы, управляемым объектом которых являются люди, коллективы людей. Подобные системы называют системами организационного управления (или просто организационными системами), ибо управляющие воздействия в них направлены на организацию (согласование) поведения коллективов людей и имеют информационный характер. Для таких систем полностью справедливо следующее кибернетическое определение управления: управление есть процесс целенаправленной переработки информации. (Поскольку энергетические и разные материальные управляющие воздействия косвенно также являются носителями информации, то данное определение может быть распространено на системы управления любой природы.)

    В дальнейшем нас будут интересовать системы управления в экономике, т.е. организационно-экономические системы, и, соответственно, экономическая информация, характеризующая производственные отношения в обществе.

    К экономической информации относятся циркулирующие в экономической системе сведения о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

    Рассмотрим в качестве примера систему управления предприятием.

     


    110313 0516 3 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

    Система функционирует на базе информации о состоянии объекта, его входов X (материальные, трудовые, финансовые ресурсы) и выходов (готовая продукция, экономические и финансовые результаты) в соответствии с поставленной целью (обеспечить выпуск необходимой продукции). Управление осуществляется путём подачи управленческого воздействия 1 (план выпуска продукции) с учётом обратной связи (текущее состояние управляемой системы ― производство) и внешней среды (2, 3) (рынок, вышестоящие органы управления).

    Управляющая подсистема формирует такие воздействия на управляемую подсистему, которые побуждали бы последнюю принять состояние, определяемое целью управления. Применительно к нашему примеру условно можно считать, что цель управления – выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничений; управляющие воздействия – это планы работ подразделений, обратная связь – данные о ходе производства: выпуске и перемещении изделий, состоянии оборудования, запасах на складе и т.д.

    Очевидно, что и планы, и содержание обратной связи – экономическая информация, которую и перерабатывает управляющий орган для получения управляющих воздействий. Реализация процессов преобразования информации – основное содержание управленческих служб, в том числе экономических.

    Организационно-экономическое управление (управляющий орган) – центральное звено системы управления, подсистема реализующая смысл, заложенный в кибернетическое определение управления.

    Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления в системах любой природы. Предметом изучения кибернетики являются информационные процессы, описывающие поведение этих систем. Цель изучения — создание принципов, методов и технических средств для наиболее эффективных результатов управления в таких системах.

    Кибернетика располагает мощным аппаратом для количественного описания процессов, для решения сложных задач управления – аппаратом, основанным на методах прикладной математики. (Более подробно о кибернетике см. прил. 2.)

    Важным методом кибернетики, часто использующим понятие «черного ящика«, является метод моделирования. Суть его такова: заменить интересующий нас объект (процесс) моделью, т. е. некоторым другим объектом, процессом или формализованным описанием, более удобным для рассмотрения, исследования, управления (рис. 3). Определённые характеристики модели подобны характеристикам реального объекта. После такой замены исследуется уже не первичный объект, а модель, и результаты этих исследований распространяются на первичный объект (конечно, с известными оговорками). Анализируя с помощью математических моделей положения, возникающие в результате задания тех или иных целей (иными словами, проигрывая различные ситуации на моделях), можно выяснить потребности в ресурсах, необходимых для достижения целей, изучить возможности использования различных методов организации процесса (управления) и получить другую информацию, позволяющую, во-первых, отбросить цели, не реальные для выполнения, и, во-вторых, определить взаимное предпочтение целей, т.е. в конечном счёте, сделать обоснованный выбор цели.

    Разработано множество типов моделей. Моделирование в экономике удачно описали Баканов М.И. и Шеремет А.Д. «Применение математики в экономике принимает форму экономико-математического моделирования. С помощью экономико-математической модели изображается тот или иной действительный экономический процесс. Такая модель может быть сконструирована только на основе глубокого теоретического исследования

    110313 0516 4 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

    экономической сущности процесса. Только в этом случае математическая модель будет адекватна действительному экономическому процессу, будет объективно отражать его» [2, с. 37]. (Более подробно о применении математики в экономике см. 7.)

    Практические приложения общих методов кибернетики изучаются в таких прикладных науках, как техническая кибернетика, информатика, экономическая кибернетика и др. Особое место в кибернетике занимает методология исследования операций. Эта область кибернетики в наибольшей мере носит прикладной характер и непосредственно связана с решением актуальных хозяйственных задач. Центральным понятием исследования операций является понятие операции, под которым понимают совокупность действий, направленных на достижение определенной цели и выполняемых под чьим-либо руководством. Примеры операций: изготовление детали, запуск космического корабля, проектирование новой машины, автоматизированной системы и т.д.

    Предметом исследования операций является количественный анализ любой целенаправленной человеческой деятельности, т. е. исследование операций — это прикладная математическая наука, связанная с процессами управления.

    Вот как характеризуют механизм принятия решений в организационно-экономических системах Баканов М.И. и Шеремет А.Д. «Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределённости, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности, использования метода итераций. Многовариантность в условиях неопределённости и влияния дополнительных факторов делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего варианта осуществляется посредством экономико-математического моделирования и системного анализа. Принятие решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путём проведения экономического анализа различных управленческих вариантов» [2, с. 33].

    Для обеспечения существования и дееспособности системе организационно-экономического управления необходимо выполнять следующие важнейшие функции: планирование, прогнозирование, учёт, контроль, анализ, регулирование. Для выработки и принятия решений, способствующих достижению целей, поставленных перед системой, управляющая система использует экономическую информацию различных видов (см. рис. 1). Каждый год в стране совершаются сотни миллиардов хозяйственных операций, сопровождаемых различными документами. Общий объём управленческой информации, циркулирующей в общественном производстве, огромен и постоянно увеличивается, в результате чего информационная нагрузка управленческих работников очень быстро растёт. Львиная доля полезной информации не обрабатывается либо обрабатывается частично. Решение сложных задач управления (а экономические задачи относятся преимущественно к классу сложных) с использованием только ручного труда невозможно. Поэтому и возникает необходимость компьютеризации организационно-экономического управления, что влечёт за собой разработку и создание автоматизированных информационных систем (ИС).

    Приведём понятие компьютеризации из книги «Универсальный бизнес-словарь» (М., 1997, с.441): «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ (от лат. computare ― считать) – процесс широкого применения компьютерной техники в управлении компанией, предприятием и в целом в экономике, хозяйстве».

    Информационная система (динамическая модель)
    представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.

    Информационная система создаётся для конкретного объекта управления. Эффективная ИС учитывает различия между уровнями управления, сферами действия, а также внешними обстоятельствами и даёт каждому уровню управления только ту информацию, которая необходима для эффективной реализации функций управления.

    <

    Внедрение ИС производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы за счёт не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счёт принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п.), использования современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей и т.д.

    ИС организационно-экономического управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала (в научной литературе такие системы называют автоматизированными системами управления (АСУ). К этому классу относятся ИС управления как производственно-промышленными (предприятия, например, АСУ предприятия) и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д., например, разнообразные АРМы — автоматизированные рабочие места) и отдельными офисами (офисные системы). (Подробнее об информационных системах см. прил. 3.)

    Приложение 1

     

    СИСТЕМЫ

    Количество элементов, образующих систему, и связей между ними не уточняется, поскольку такое уточнение может привести к спору, подобному тому, который вели древние философы: сколько вместе сложенных камней образуют гору? Системами являются: техническое устройство, состоящее из отдельных узлов и деталей; живой организм, образуемый совокупностью клеток; коллектив людей; производственное подразделение; государство и т.д. Мальчик, вырезающий ножницами картинку из газеты — система; сами ножницы — тоже система, но если сломать винт, соединяющий лезвия, то одно лезвие с точки зрения макропредставлений — это уже не система. Хотя с точки зрения микропредставлений и одно лезвие есть система, состоящая из совокупности атомов.

    Системы весьма разнообразны. Для выявления их общих закономерностей прежде всего остановимся на некоторых понятиях, которые будут использованы для характеристики систем.

    Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

    Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

    Структура системы — совокупность устойчивых внутренних связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства.

    Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и в то же время зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.

    В наиболее общем плане все системы можно разделить на материальные и абстрактные.

    Материальные системы представляют собой совокупности материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить неорганические (технические, химические и т.п.), органические (биологические) и смешанные (содержащие элементы как органической, так и неорганической природы). Смешанные системы включают подкласс эрготехнических систем (систем «человек — машина»), состоящих из человека-оператора (группы операторов) — эргатический элемент — и машины (машин); в таких системах человек посредством машины осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных благ, услуг, с управлением и т. п.

    Особое место среди материальных систем занимают системы социальные, основной вид связей определяется общественными отношениями людей. Важный подкласс социальных систем — социально-экономические системы, связанные с общественными отношениями людей в процессе производства.

    Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления — знания, теории, гипотезы.

    Различают также статические и динамические системы. Состояние статической системы с течением времени остается постоянным, динамические системы, наоборот, изменяют свое состояние во времени.

    Динамические системы, у которых состояние их элементов в данный момент полностью определяет их состояние в любой предшествующий или последующий моменты времени, называются детерминированными. Если же подобное предсказание состояния системы невозможно, то она относится к классу вероятностных (стохастических) систем. Типичный пример простой вероятностной системы — барабан с шарами спортлото.

    По характеру взаимодействия системы и внешней среды различают закрытые и открытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, замыкаются только внутри самой системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им сохранять высокий уровень организованности и усложняться по мере развития.

    По сложности системы делятся на простые, сложные и очень сложные, или большие.

    Простая система состоит из небольшого числа элементов и не имеет разветвленной структуры (нельзя выявить иерархические уровни).

    Сложная система имеет
    разветвленную структуру и значительное количество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), являющихся в свою очередь простыми системами.

    Большая система — это сложная система, которую характеризует ряд дополнительных признаков, а именно: наличие подсистем (составных выделенных частей), имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; наличие большого числа разнообразных (материальных, информационных, энергетических) связей между подсистемами и внутри каждой подсистемы; наличие внешних связей рассматриваемой системы с другими системами (открытость системы); наличие в системе элементов самоорганизации; участие в функционировании системы людей, машин и природной среды.

    Понятие «большая система» появилось сравнительно недавно. При исследовании больших систем единственно действенным оказался специфичный научный подход — системный подход, свойственный кибернетике.

    Системный подход есть методология исследования трудно наблюдаемых и трудно понимаемых свойств сложных объектов. Системный подход учитывает:

    —наличие тесной взаимосвязи между большим числом внутренних и внешних факторов, определяющих поведение рассматриваемой системы;

    —имеющуюся неопределенность поведения системы в целом и отдельных ее частей как результат действия случайных факторов и участия в системе людей;

    —изменения во времени свойств системы и внешней среды.

    Системный подход — одно из наиболее перспективных научных направлений в экономике, поскольку именно к категории больших систем относится большинство социально-экономических систем.

    Приложение 2

     

    КИБЕРНЕТИКА — НАУКА ОБ УПРАВЛЕНИИ

    В основе кибернетики лежит идея возможности развить общий подход к рассмотрению процессов управления в системах различной природы.

    Сферы наук можно разделить следующим образом. Естественные науки — это науки, изучающие закономерности природы. Общественные науки изучают закономерности развития человеческого общества. Кибернетические науки — это науки, связанные с исследованием закономерностей передачи и обработки информации в объектах, явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе.

    Основные особенности кибернетики как самостоятельной научной области состоят в следующем.

    1.    Кибернетика способствовала тому, что классическое представление о мире, состоящем из материи и энергии, уступило место представлению о мире, состоящем из трех составляющих: энергии, материи и информации, ибо без информации немыслимы организованные системы.

    2.    Кибернетика рассматривает управляемые системы не в статике, а в динамике, т.е. в их движении, развитии, при этом в тесной связи с другими (внешними) системами. Это позволяет вскрывать закономерности и устанавливать факты, которые иначе нельзя выявить.

    3.    Как бы детально и строго мы ни старались изучать поведение системы, мы никогда не сможем учесть все бесчисленное множество факторов, прямо или косвенно влияющих на ее поведение. Поэтому всегда следует вводить различные ограничения, считаться с неизбежностью наличия некоторых случайных факторов, являющихся результатом действия этих неучтенных процессов, явлений и связей. Кибернетика очень широко практикует именно такие вероятностные методы исследования, позволяющие хотя и не определенно, а лишь в вероятностном аспекте, т. е. в среднем, но строго и четко предсказать поведение сложных систем.

    4.    В кибернетике часто применяется метод исследования систем с использованием «чёрного ящика». Под «чёрным ящиком» понимается система, в которой исследователю доступна лишь входная и выходная информация этой системы, а внутреннее устройство неизвестно. При этом ряд важных выводов о поведении системы можно сделать, наблюдая лишь реакции выходных сигналов на изменения входных. Такой подход открывает возможности объективного изучения систем, устройство которых либо неизвестно, либо слишком сложно, чтобы можно было вывести их поведение из свойств составных частей этих систем и структуры связей между ними.

    Значение «черного ящика» в исследованиях трудно переоценить. Благодаря этому методу уже сделаны десятки крупнейших изобретений и открытий. «Черный ящик» незримо присутствует в исследованиях всех областей природы при разгадке тех или иных явлений. Классический пример «черного ящика» — телевизор. Большинство людей, которые им пользуются, не имеют ни малейшего представления о том, как он устроен внутри. Но, повернув ручку включения телевизора (входной управляющий сигнал), они ожидают выходного сигнала — изображения и звука.

    Практические приложения общих методов кибернетики изучаются в таких прикладных науках, как техническая кибернетика, информатика, экономическая кибернетика и др. Особое место в кибернетике занимает методология исследования операций. Эта область кибернетики в наибольшей мере носит прикладной характер и непосредственно связана с решением актуальных хозяйственных задач. Центральным понятием исследования операций является понятие операции, под которым понимают совокупность действий, направленных на достижение определенной цели и выполняемых под чьим-либо руководством. Примеры операций: изготовление детали, запуск космического корабля, проектирование новой машины, автоматизированной системы и т.д.

    Предметом исследования операций является количественный анализ любой целенаправленной человеческой деятельности, т. е. исследование операций — это прикладная математическая наука, связанная с процессами управления.

    Многообразие математических методов исследования операций порождено сложностью и разнообразием объектов и процессов, для которых эти методы используются. Однако можно сформулировать целый ряд требований, общих для всех математических методов исследования операций. В частности, математические методы должны обеспечить:

    достоверность описания исследуемого класса процессов или объектов управления (метод соответствует сущности описываемых явлений, не искажает их содержания);

    своевременность решения, (решение своевременно, а не вырабатывается тогда, когда надобность в нем отпала);

    результативность (метод дает конкретное конструктивное решение, а не указывает на возможность решения вообще);

    реалистичность решения (решение дает возможность быть реализованным при заданных ограничениях — точность и время решения, затраты на управление);

    устойчивость к исходным данным (метод пригоден не только для данной частной реализации исходных данных, но и для всех последующих, в которых могут быть иные значения);

    определенность (метод дает совершенно точные, не допускающие неоднозначности толкования рекомендации и решения);

    экономичность в отношении точности — нет смысла искать абсолютно точное, оптимальное, но сложное решение, если затем эта точность все равно не будет достигнута или использована, например, из-за отклонений параметров процесса, из-за неточности технических средств; в этом случае предпочтительнее менее точное (в допустимых пределах), но простое решение.

    Проследим последовательно путь исследования от постановки задачи до получения результата.

    1. Этап общей постановки задачи исследования и разработки содержательного описания процесса.

    Первичная формулировка задачи идет обычно от практики управления. В дальнейшей ее формулировке участвует уже специалист по исследованию операций или группа таких специалистов Они изучают особенности конкретной обстановки и при необходимости привлекают более узких специалистов. Совместно они анализируют информационную структуру процесса, обсуждают возможные критерии, рассматривают и уточняют цели управления, уточняют постановку задачи, вырабатывают приближенную целевую функцию управления. Здесь важно содружество специалистов различных профилей, чтобы разумно отбросить второстепенные факторы и не упустить существенные связи

    2.    Математическая постановка задачи и разработка математической модели. Трудность этого этапа — перевод описания задачи на язык математики и окончательное формирование целевой функции управления. Математические методы в чистом виде при исследовании больших систем, как правило, неприменимы: методы приходится комбинировать, следует учитывать денежные и временные ресурсы, отпущенные на исследования.

    3. Исследование модели, т. е. практическое решение задачи на модели. Раньше исследование модели выполнялось вручную, в лучшем случае использовались арифмометры; теперь применяются ЭВМ, позволяющие проигрывать сотни, тысячи вариантов.

    Но при использовании ЭВМ возникают ещё этапы — разработка алгоритма и создание программы исследования модели на ЭВМ.

    Алгоритм, программу, серию расчетных вариантов и все исходные данные для них, готовит человек, он же определяет последовательность исследования, анализирует результаты и обобщает их.

    На этом этапе к группе по исследованию операций подключаются программист и специалист-производственник, хорошо знающий исследуемый процесс. Союз науки и практики позволяет сократить программу исследований.

    4.    Получение результатов решения, выводов и рекомендаций — все это выдается заказчику. Последнее слово остается за заказчиком, т. е. исследователи операций не принимают решение, а выдают лишь рекомендации. Заказчик может принять рекомендации к немедленному руководству, просто принять во внимание или даже отвергнуть. Это правомерно, так как, с одной стороны, исследование велось на модели, а любая, даже самая совершенная модель всегда беднее оригинала; с другой стороны, даже на модели проигрывалось лишь ограниченное число вариантов — опыт руководителя, как правило, гораздо богаче.

    Исследователь должен быть независим от заказчика, иначе заказчик невольно будет оказывать на исследователя нежелательное давление. Исследователь должен преобразовать свои решения и рекомендации в набор инструкций и правил, предназначенных для руководителя и непосредственных исполнителей и понятных этому кругу работников.

     

    Приложение 3

    СТРУКТУРА И СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА

    Информационная система состоит из двух подсистем:

    —функциональной (содержащей функциональные компоненты: модули, бизнес-приложения);

    —обеспечивающей (содержащей компоненты систем обработки данных и организационные компоненты).

    В функциональной подсистеме выделяют ряд компонент, каждая из которых решает определённую задачу (выполняет конкретную функцию обработки) для предметной области, моделью которой является сама система.

    110313 0516 5 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

    Под функцией управления (напомним, что информационную систему мы рассматриваем как модель организационно-экономического управления) понимается постоянная обязанность одного или нескольких лиц, выполнение которой приводит к достижению определённого делового результата.

    Под функциональными компонентами понимается система функций управления – полный набор (комплекс) взаимоувязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.

    Поскольку нас будет интересовать управление, то под предприятием мы будем понимать не только производственные системы.

    Действительно, любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач и, в конце концов, доводится до непосредственного исполнителя. Именно от того, как будет выполнено то или иное задание отдельным работником, зависит успех в решении конечных задач фирмы в целом. Таким образом, вся сложнейшая совокупность управленческих воздействий должна иметь своим конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя независимо от его служебного положения.

    Процесс управления фирмой сводится либо к линейному (например, административному) руководству предприятием или его структурным подразделением, либо к функциональному руководству (например, материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учёт и т.п.).

    Структуризация информационной системы по функциональному признаку (см. рис. 4) включает в себя выделение её отдельных частей, называемых функциональными подсистемами (ПС) (функциональными модулями, бизнес-приложениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, т. е. то, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции выполняет. Функциональные ПС в существенной степени зависят от предметной области (сферы применения) информационных систем.

    Для иллюстрации рассмотрим функциональную структуру информационной системы промышленного предприятия.

    На рис. 5 приведено несколько функциональных подсистем (а их в зависимости от сложности объекта может быть до 50 наименований), каждая из которых существенно зависит от объекта управления. Специфические особенности каждой функциональной подсистемы содержатся в так называемых функциональных задачах подсистемы. Обычно управленческий персонал или связывает это понятие с достижением определённых целей функции управления, или определяет его как работу, которая должна быть выполнена определённым способом в определённый период. Однако с появлением новых информационных технологий понятие «задача» рассматривается шире – как законченный комплекс обработки информации, обеспечивающий либо прямые управляющие воздействия на ход производственного процесса, либо выдачу необходимой информации для принятия решений управленческим персоналом. Таким образом, задача должна рассматриваться как элемент системы управления, а не как элемент системы обработки данных.

    Выбор состава функциональных задач для функциональных ПС управления осуществляется обычно с учётом основных фаз управления: планирования; учёта; контроля и анализа; регулирования (исполнения).

    Планирование – это управленческая функция, обеспечивающая формирование планов, в соответствии с которыми будет организовано функционирование объекта управления. Обычно различают перспективное (5–10 лет), годовое (1 год) и оперативное (сутки, неделя, декада, месяц) планирование.

     

     

    110313 0516 6 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

    Учёт, контроль и анализ – это функции, обеспечивающие получение данных о состоянии управляемой системы за определённый промежуток времени; определение факта и причины отклонений фактического состояния объекта управления от планируемого, а также нахождение (измерение) величин этого отклонения. Учёт ведётся по показателям плана в выбранном диапазоне (горизонте) планирования.

    Регулирование (исполнение) – это функция, обеспечивающая сравнение планируемых и фактических показателей функционирования объекта управления и реализацию необходимых управляющих воздействий для приведения объекта управления в требуемое состояние при наличии отклонений.

    Итак, состав функциональных подсистем определяется с учётом фаз управления и в соответствии с необходимым набором функциональных задач. Например, ИС управления банком может содержать следующие функциональные подсистемы:

    – планирование численности персонала банка;

    – расчёт фонда заработной платы;

    – планирование и организация обучения персонала;

    – управление кадровыми перемещениями;

    – статистический учёт и отчётность;

    – справки по запросу.

    Выбор и обоснование состава функциональных задач – важнейшие элементы создания ИС. Именно задача (функциональная подсистема) является объектом разработки, внедрения и эксплуатации конечным пользователем.

    Анализ функциональных задач показывает, что их практическая реализация в ИС многовариантна. Одна и та же задача может быть решена (реализована) различными математическими методами, моделями и алгоритмами (см. рис. 4). Функциональную подсистему, реализующую решение задачи, иногда называют подсистемой математического обеспечения.

    Среди множества вариантов реализации, как правило, имеется наилучший (который необходимо найти), определяемый возможностями вычислительной системы и системы обработки данных в целом.

     

    КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

    Системы обработки данных реализуют следующие типовые операции:

    сбор, регистрация и перенос информации на машинные носители;

    передача информации в места её хранения и обработки;

    – ввод информации в ЭВМ, контроль ввода и её компоновка в памяти компьютера;

    – создание и ведение внутримашинной информационной базы;

    – обработка информации на ЭВМ (накопление, сортировка, корректировка, выборка, арифметическая и логическая обработка) для решения функциональных задач системы (подсистемы) управления объектом;

    – вывод информации в виде табуляграмм, видеограмм, сигналов для прямого управления технологическими процессами;

    – организация, управление (администрирование) вычислительным процессом (планирование, учёт, контроль, анализ реализации хода вычислений) в локальных и глобальных вычислительных сетях.

    Система обработки данных (СОД)
    предназначена
    для информационного обслуживания специалистов разных органов управления предприятия, принимающих управленческие решения.

     

     

     

     

     

     

    110313 0516 7 Организационно экономическое управление как объект компьютеризации

     

    Каждая типовая операция реализуется специализированными программно-аппаратными комплексами (различные периферийные устройства, оргтехника, стандартные наборы программ, в том числе пакеты прикладных программ – ППП). Конфигурация аппаратных комплексов образует так называемую топологию вычислительной системы.

    Приведённые характеристики основных типовых операций можно представить схемой (Рис. 6).

    СОД могут работать в трёх основных режимах: пакетном, интерактивном (диалоговом, наиболее подходящем для систем управления), реальном масштабе времени (для управления быстропротекающими информационными процессами, например, передача и обработка банковской информации в глобальных международных сетях типа SWIFT, или непрерывными технологическими процессами).

     

    Практически все системы обработки данных в ИС независимо от сферы применения содержат одинаковые компоненты, называемые видами обеспечения (см. рис. 4). Выделяют следующие обеспечивающие подсистемы: информационную, программную, техническую, правовую, лингвистическую.

    Информационное обеспечение – это совокупность методов и средств по размещению и организации информации, включающих в себя системы классификации и кодирования, унифицированные системы документации, рационализации документооборота и форм документов, методов создания внутримашинной информационной базы. Достоверность и качество принимаемых управленческих решений зависят прежде всего от качества разработанного информационного обеспечения.

    Программное обеспечение – совокупность программных средств для создания и эксплуатации СОД средствами вычислительной техники. В состав программного обеспечения входят базовые (общесистемные) и прикладные (специальные) программные продукты.

    Базовые программные средства служат для автоматизации интерфейса «человек-компьютер», организации типовых процедур обработки данных, контроля и диагностики функционирования технических средств СОД.

    Прикладные программные средства – программные продукты для решения функциональных задач ИС. Это могут быть как универсальные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных), так и специализированные – реализующие функциональные подсистемы (бизнес-процессы) объектов различной природы (экономические, инженерные, технические и т.п.).

    Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования СОД, и включает в себя устройства, реализующие типовые операции обработки данных как во вне ЭВМ (периферийные технические средства сбора, регистрации, первичной обработки информации, оргтехника различного назначения, средства телекоммуникации и связи), так и на ЭВМ различных классов.

    Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС. Правовое обеспечение разработки ИС включает нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком ИС, правовое регулирование нарушений этих взаимоотношений. Правовое обеспечение функционирования СОД включает: условия придания юридической силы документам, полученным с применением вычислительной техники; права, обязанности и ответственность персонала, в том числе за своевременность и точность обработки информации; правила пользования информацией, порядок разрешения споров по поводу её достоверности и др.

    Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации СОД для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека с ЭВМ.

    Под организационными компонентами ИС понимается совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

    Внедрению дорогостоящей СОД, должна предшествовать огромная работа по упорядочению и совершенствованию организационной структуры объекта. Главная проблема заключается в выявлении степени соответствия существующих функций управления и организационной структуры, реализующей эти функции и стратегию развития фирмы. Для достижения цели – совершенствования организационных структур – используются различные методы моделирования.

    Внедрение ИС способствует совершенствованию организационных структур, так как предполагает определение расчётной, т. е. научно обоснованной, численности аппарата управления по структурным подразделениям.

    Создание ИС требует определённой последовательности разработки. Исходным материалом проектирования ИС служат результаты анализа объекта управления, которые позволяют определить функции системы управления и задачи, решаемые в каждой из них с помощью СОД.

    Исходя из функциональной структуры определяются или разрабатываются математические модели и алгоритмы, применяемые для реализации функциональных подсистем. Далее определяется состав нужной информации, способы её организации, осуществляется выбор или разработка необходимого программного и технического обеспечения, уточняются организационные и функциональные обязанности персонала. Правовое обеспечение закрепляет правила взаимодействия элементов организационной структуры управления в условиях функционирования ИС.

     

    Библиографический список *

     

    1. Автоматизированные системы управления и организация экономической информации. Киев, 1987.
    2. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., 1997.
    3. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера. М., 1990.
    4. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.,1987.
    5. А.А. Горчаков, И.В. Орлова. Компьютерные экономико-математические модели. М., 1995.
    6. Джордж Ф. Основы кибернетики. М., 1984.
    7. Замков О.О. , Толстопятенко А.В. , Ю.Н. Черемных. Математические методы в экономике. М., 1997.
    8. Информатика: Учебник. М., 1998.
    9. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. М., 1995.
    10. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ. М., 1987.
    11. Научные основы организации управления и построения АСУ. М., 1990.
    12. Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М., 1989.
    13. Экономическая информатика. СПб., 1997. 

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00157 sec

WordPress: 21.88MB | MySQL:113 | 1,421sec