Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики – информационного, следующего за тремя известными секторами: сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.
Термин «информатика» возник в 60-х гг. прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин.
В конце 60-х годов понятие «информатика» связывалось не только с информационной техникой, но и с теорией научной информации («документалистикой»).
С конца 80-х гг. в России термин «информатика» обозначает не только науку, но и направление практической деятельности, связанной с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации .
Другой подход к проблеме определения информатики как науки был предложен в 1963 году Ф.Е. Темниковым, который выступил с идеей создания общей науки об информации. Он предложил назвать информатику интегральной наукой об информации вообще, состоящую из трех основных частей — теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем.
Правовую информатику можно определить как науку, изучающую информацию, информационные процессы, информационные технологии и ин-формационные системы в правовой сфере, на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.
Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.
Информация – это сложное многогранное всеобъемлющее явление. И естественно, что отдельные стороны, грани его являются предметом исследования очень многих наук, которые хотя и существуют самостоятельно, однако развиваются в неразрывном единстве, дополняя и обогащая друг друга.
Наиболее тесно информатика связана с кибернетикой (наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами) и особенно правовой кибернетикой – наукой, изучающей особенности процессов управления в правовой сфере.
Правовая информатика тесно связана также с такими науками как семиотика, лингвистика, когнитивная психология, математическая логика, техническими науками, теорий информации и др.
Юристу знание правовой информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями — справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, средствами электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет и т.п.
Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике.
Наконец, информатика дает в руки юристу системно-информационный метод исследования. Большинство правовых явлений по сути являются информационными системами, т.е. системами основанными на процессах создания, хранения распространения и обработки информации.
Среди основных признаков информации, принципиальных для правового регулирования отношений по поводу информации, ученые различают:
двуединство информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется;
свойство информации как бесконечного неисчерпаемого ресурса;
самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы;
нелинейность – отсутствие зависимости между объемом информации процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию;
субъективная ценность, т.е. значимость для конкретного субъекта;
увязывание информации с целью, для которой она была получена.
Таким образом, информация обладает рядом в достаточно мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объект права. Этим также обусловлена и сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех отношений, в которых она фигурирует.
2. ПОНЯТИЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В основе большинства частных методов познания лежит системный подход, который является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяющий сосредоточиться на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в целое.
Системный подход предполагает следующие направления, по которым должно идти всестороннее изучение системы:
— системно-элементарное — описание элементов, из которых строится изучаемая система;
— системно-структурное — определение внутренней организации системы и способа взаимодействия образующих ее компонентов;
— системно-функциональное — определение функций, которые выполняет вся система и образующие ее компоненты в отдельности;
— системно-коммуникационное, раскрывающее взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
— системно-интеграционное, показывающее механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
— системно-историческое, раскрывающее как возникла данная система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования. Метод моделирования социально-правовых процессов — это метод познания, в процессе которого используется вспомогательный объект — модель.
Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность.
Наиболее распространенные виды моделей: графическая, словесная, математическая.
Метод формализации заключается в представлении какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации информации и т.п.) в виде формальной системы. Формальная система — это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы. Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания правовой науки, и является обязательной при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.
Формализация и моделирование процессов сбора, движения и преобразования информации связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информационных системах. Поэтому правовая информатики тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Сеть Интернет представляет собой всемирную информационную компьютерную сеть, которую по праву называют мировой паутиной. Она объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира.
В последнее время Интернет представляет своим пользователем большие возможности по поиску разнообразной правовой информации, представленной на сайтах государственных органов власти и управления, сайтах правовой направленности, сетевых справочных правовых системах, электронных юридических изданиях, электронных библиотеках и т.д.
К числу основных проблем, нуждающихся в нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области многие специалисты относят:
определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета;
обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;
определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;
определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;
предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;
действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;
защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;
создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;
обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.
Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах «электронное правительство» только создается, а в некоторых странах оно дано и успешно функционирует. Однако сегодня «электронное правительство», за редким исключением, пока еще не стало реальностью.
В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) — правительство правительству; G2B (government to business) — правительство бизнесу; G2C (government to citizens) — правительство гражданам.
Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений «электронного правительства» называют следующие: возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений; повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом; повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.
Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти. По поручению Президента Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет.
Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются он-лайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создан справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск.
Проект «электронного правительства» с 2002 года определен как приоритетный в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 годы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреев Б.В. Правовая информатика. — М.: ИМП, 2000.
-
Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. -М.: ЗАО «КонсультантПлюс», 2002.
-
Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000
-
Информатика и математика для юристов (информационные системы): Учебное пособие. / Под ред. проф. В.Д. Элькина. — М.: Профобразование, 2003.
-
Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет : Учебное пособие. / Под ред. проф. В.Д. Элькина. — М.: Профобразование, 2003.
-
Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2002.
-
Серго А. Интернет и право — М.: Бестселлер, 2003.
-
Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004.