ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ

<

052914 1052 1 ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.
052914 1052 2 ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИКонцепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики – информационного, следующего за тремя известными секторами: сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.

Термин «информатика» возник в 60-х гг. прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин.

В конце 60-х годов понятие «информатика» связывалось не только с информационной техникой, но и с теорией научной информации («документалистикой»).

С конца 80-х гг. в России термин «информатика» обозначает не только науку, но и направление практической деятельности, связанной с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации .

Другой подход к проблеме определения информатики как науки был предложен в 1963 году Ф.Е. Темниковым, который выступил с идеей создания общей науки об информации. Он предложил назвать информатику интегральной наукой об информации вообще, состоящую из трех основных частей — теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем.

Правовую информатику можно определить как науку, изучающую информацию, информационные процессы, информационные технологии и ин-формационные системы в правовой сфере, на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Информация – это сложное многогранное всеобъемлющее явление. И естественно, что отдельные стороны, грани его являются предметом исследования очень многих наук, которые хотя и существуют самостоятельно, однако развиваются в неразрывном единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее тесно информатика связана с кибернетикой (наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами) и особенно правовой кибернетикой – наукой, изучающей особенности процессов управления в правовой сфере.

Правовая информатика тесно связана также с такими науками как семиотика, лингвистика, когнитивная психология, математическая логика, техническими науками, теорий информации и др.

Юристу знание правовой информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями — справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, средствами электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет и т.п.

Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике.

Наконец, информатика дает в руки юристу системно-информационный метод исследования. Большинство правовых явлений по сути являются информационными системами, т.е. системами основанными на процессах создания, хранения распространения и обработки информации.

Среди основных признаков информации, принципиальных для правового регулирования отношений по поводу информации, ученые различают:

двуединство информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется;

свойство информации как бесконечного неисчерпаемого ресурса;

самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы;

нелинейность – отсутствие зависимости между объемом информации процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию;

субъективная ценность, т.е. значимость для конкретного субъекта;

увязывание информации с целью, для которой она была получена.

Таким образом, информация обладает рядом в достаточно мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объект права. Этим также обусловлена и сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех отношений, в которых она фигурирует.

 

 

 

 

 

<

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

В основе большинства частных методов познания лежит системный подход, который является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяющий сосредоточиться на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в целое.

Системный подход предполагает следующие направления, по которым должно идти всестороннее изучение системы:

— системно-элементарное — описание элементов, из которых строится изучаемая система;

— системно-структурное — определение внутренней организации системы и способа взаимодействия образующих ее компонентов;

— системно-функциональное — определение функций, которые выполняет вся система и образующие ее компоненты в отдельности;

— системно-коммуникационное, раскрывающее взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

— системно-интеграционное, показывающее механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

— системно-историческое, раскрывающее как возникла данная система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования.
052914 1052 3 ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИМетод моделирования социально-правовых процессов — это метод познания, в процессе которого используется вспомогательный объект — модель.

Формализация  понятий  привносит   в правовое   регулирование    большую    точность    и    определенность.

Наиболее распространенные виды моделей: графическая, словесная, математическая.

Метод формализации заключается в представлении какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации информации и т.п.) в виде формальной системы. Формальная система — это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы. Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания правовой науки, и является обязательной при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.

Формализация и моделирование процессов сбора, движения и преобразования информации связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информационных системах. Поэтому правовая информатики тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

 

Сеть Интернет представляет собой всемирную информационную компьютерную сеть, которую по праву называют мировой паутиной. Она объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира.

В последнее время Интернет представляет своим пользователем большие возможности по поиску разнообразной правовой информации, представленной на сайтах государственных органов власти и управления, сайтах правовой направленности, сетевых справочных правовых системах, электронных юридических изданиях, электронных библиотеках и т.д.

К числу основных проблем, нуждающихся в нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области многие специалисты относят:

определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета;

обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;

определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;

определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;

предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;

действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;

защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;

создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;

обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;

обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах «электронное правительство» только создается, а в некоторых странах оно дано и успешно функционирует. Однако сегодня «электронное правительство», за редким исключением, пока еще не стало реальностью.

В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) — правительство правительству; G2B (government to business) — правительство бизнесу; G2C (government to citizens) — правительство гражданам.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений «электронного правительства» называют следующие: возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений; повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом; повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти. По поручению Президента Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет.

Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются он-лайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создан справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск.

Проект «электронного правительства» с 2002 года определен как приоритетный в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 годы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев Б.В. Правовая информатика. — М.: ИМП, 2000.
  2. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. -М.: ЗАО «КонсультантПлюс», 2002.
  3. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000
  4. Информатика и математика для юристов (информационные системы): Учебное пособие. / Под ред. проф. В.Д. Элькина. — М.: Профобразование, 2003.
  5. Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет : Учебное пособие. / Под ред. проф. В.Д. Элькина. — М.: Профобразование, 2003.
  6. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2002.
  7. Серго А. Интернет и право — М.: Бестселлер, 2003.
  8. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00031 sec

WordPress: 21.84MB | MySQL:120 | 1,391sec