Правовые основы защиты информации экономического характера

<

052214 1008 1 Правовые основы защиты информации экономического характераОсновным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

В практическом смысле определение информации дал С.И. Ожегов
информация — это:    

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. При этом особое значение имеет машинная информация, под которой понимается информация, циркулирующая в вычислительной среде, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по телекоммуникационным каналам.

Как особый объект гражданских прав информация характеризуется следующими признаками. Прежде всего информация является идеальным компонентом бытия, т. е. благом нематериальным, несводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Далее, информация есть благо непотребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению.

Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной и коммерческой тайны.

Правовая защита информации как ресурса осуществляется как на международном, так и на государственном уровне. На международном уровне правовая защита информации осуществляется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями. Примерами межгосударственных актов в области защиты информации являются:

– Конвенция ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998 г.);

– Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (1981 г.);

– Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

– Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе выражения мнения и информации (1982 г.);

– Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (1997 г.);

– Соглашение об информационном обеспечении системы управления и защите секретов ОВС СНГ и ВС государств-участников соглашения (1992 г.).

Основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция. Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации определила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

В плане реализации этого положения в области информационной сферы определены следующие основные права и обязанности субъектов государства.

Во-первых: право граждан на свободное получение любой информации. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Во-вторых: право граждан на тайну. «Каждый имеет право на личную и семейную тайну. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». В-третьих: право государства на тайну. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». «Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа». «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». В-четвертых: право на собственность. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Таким образом, Конституция определила право на свободный доступ к информации, право на тайну, право на собственность и обязанности гражданина и государства по реализации этих прав.

Практической реализацией Конституции является все многообразие нормативных актов в рассматриваемой области.

Законодательные акты определяют понятия, структуру, порядок деятельности, требования, права и обязанности субъектов деятельности и являются обязательными для безусловного выполнения гражданами, организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, органами государственной власти и управления на всей территории государства.

Базовые законы непосредственно касаются вопросов защиты информации, остальные лишь частично или косвенно касаются этих вопросов, регламентируя деятельность в связанных с ними смежных областях. Базовым законом в сфере защиты информации является федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее закон № 149-ФЗ) определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.1

Как указано в ст. 4 закон № 149-ФЗ законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, а порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

В статье 5 указанного Закона2 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

 Согласно статье 139 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:

– она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

– к ней нет свободного доступа на законном основании;

– обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 Следует отметить, что в российском законодательстве более подробно регламентированы вопросы, касающиеся коммерческой тайны. В частности, отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности, регулирует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 98-ФЗ).  Коммерческая тайна — конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона № 98-ФЗ).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Согласно ст. к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

В ст. 9 Закона № 149-ФЗ указано, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

<

Служебная и коммерческая тайна есть особая разновидность информации, которая специально выделяется в ст. 139 ГК. Ее образует та часть информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при условии, что к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Состав сведений, образующих служебную и коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. К такого рода сведениям предприниматели обычно относят данные о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т. п. К служебной и коммерческой тайне с точки зрения действующего законодательства относятся и сведения относительно применяемых технологий, технических решениях, методах организации производства и т.д., т. е. всего того, что обычно охватывается понятием «секрет производства» («ноу-хау»).

 Необходимо иметь в виду, что некоторые сведения относятся к коммерческой или профессиональной тайне в силу прямого указания в законе.

 Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой (профессиональной) тайной.

В законе закон № 149-ФЗ посвящена вопросам защиты информации, которая представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

В свою очередь, государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 закон № 149-ФЗ.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В настоящее время Законодательные акты о режимах отдельных видов информации представлены более чем тридцатью законами, такими как «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О банках и банковской деятельности», «О федеральных органах правительственной связи», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», «О геодезии и картографии» и др.

Примерами законодательных актов об отдельных видах информационного обеспечения могут служить законы «О рекламе», ««О почтовой связи», «О средствах массовой информации», «О связи» и др.

Примером законодательных актов об информационном обмене является федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».

Подзаконные акты определяют понятия, структуру государственных органов, порядок и механизмы их деятельности, вводят в действия положения о них и их деятельности, регламентируют процессы организации жизнедеятельности государства и являются обязательными для безусловного выполнения всеми государственными учреждениями, а также физическими и юридическими лицами во взаимоотношениях с ними. За нарушение подзаконного акта уголовной ответственности не возникает и могут быть применены только меры административной ответственности: ограничение деятельности физического или юридического лица, штрафные санкции.

Примерами подзаконных актов являются указы президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», «О перечне сведений конфиденциального характера» или постановления правительства РФ «Об Утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» и др.

Ведомственные нормативные акты регламентируют жизнедеятельность в рамках соответствующих государственных ведомств и обязательны для выполнения всеми государственными служащими соответствующих структур. Ответственность за нарушение ведомственных актов распространяется на государственных служащих соответствующих ведомств, физических и юридических лиц, получивших право осуществления деятельности в области, подконтрольной ведомству и носит административный (прекращение деятельности, административный штраф и т.д.) и дисциплинарный характер, а в случае причинения ущерба -гражданскую ответственность в судебном порядке.

В качестве примера ведомственных нормативных актов могут служить приказы МО РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска военно-служащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к государственной тайне», МЗ СССР «О введении перечня сведений, не подлежащих опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению, по учреждениям и организациям здравоохранения», ФСНП РФ «О соблюдении конфиденциальности в органах» или ФСГК «Перечень защищаемых ресурсов Федеральной службы геодезии и картографии России».

Нормативные акты отдельных ведомств, действующих при Президенте РФ, являются обязательными для всех субъектов государства независимо от их формы собственности. Так, например, в соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 19.02.99 г. № 212 «…приказы, распоряжения и указания Гостехкомиссии России в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.» Примерами таких документов могут быть «Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации», «Инструкция о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну», руководящие документы Гостехкомиссии России такие как «Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от НСД в АС и СВТ» или «Типовые требования к содержанию и порядку разработки Руководства по защите информации от технических разведок и от утечки по техническим каналам на объекте» и др.

Региональные законодательные акты регламентируют жизнедеятельность в рамках соответствующего региона, являются обязательными для государственных органов, физических и юридических лиц, действующих на соответствующей территории субъекта федерации. Ответственность может возникнуть административная и дисциплинарная. Примерами таких актов могут быть закон Ставропольского края «Об информации, информатизации и защите информации» или постановление главы администрации Ростовской области «О совершенствовании системы защиты информации в Ростовской области».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Меры юридической ответственности за преступления и правонарушения в области защиты экономической информации

 

Статья 17 закона № 149-ФЗ устанавливает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации и говорит, что нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

В том случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Правовые акты об ответственности за правонарушения и преступления определяют понятия и признаки нарушения закона и субъекта преступления, тяжесть деяния, меру ответственности за его совершение.

Правовые акты об ответственности являются обязательными для выполнения государственными органами охраны правопорядка и судебными органами. Правовыми актами об ответственности в области защиты информации являются Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.

В соответствии с нормами ТК РФ наступает дисциплинарная ответственность по ст. ст. 81, 192, 243.

Гражданско-правовая ответственность наступает в соответствие с нормами ст. ст. 139, 857 ГК РФ. Так согласно пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе расторгнуть трудовой договор в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной,
коммерческой,
служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. В п. 7 ст. 243 ТК РФ говорится о том, что в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами возможно наступление материальной ответственности в полном размере работника.

Административная ответственность наступает в соответствие с нормами ст. ст. 5.39, 7.12, 8.5, главы 13 КоАП. Статья 5.39 КоАП предусмотрена административная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статьи 13.12 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил защиты информации. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАп, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, предусматривается статьей 13.19 КоАп. Так, нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров является административным правонарушением согласно статье 13.23 КоАП. Нарушение установленного законом порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Нарушение требований законодательства о хранении документов является правонарушением ст. 13.25 КоАП, согласно которой неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает в соответствие с нормами ст. ст. 137, 138, 140, 142, 144, 146, 147, 155, 180, 182, 183, 189, 207, 233,237, 242, 272-276, 280-284 УК РФ.

Так уголовным преступлением согласно ст. 180 УК РФ является незаконное использование товарного знака. Так, незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. При этом, незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 180 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 183 УК РФ.  Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частями второй или третьей статьи 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Неправомерный доступ к компьютерной информации предусмотрен в статье 272 УК РФ. Так, неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // КонсультантПлюс, 2007.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс. Часть IV. От 18.12.2006. № 230-ФЗ // СЗ РФ, 2006. № 52(ч. 1) . Ст. 5496.
  5. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127
  6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. 8 августа 2006 г.
  7. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция. М., 2005.
  8. Архипов В.В. Положение об охраняемой законом коммерческой тайне как разновидности конфиденциальной информации // Трудовые споры. 2007. № 1.
  9. Гаврилов О. Курс правовой информатики. М., 2009.
  10. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб., 2001.
  11. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др.СПб, 2008.
  12. Козье Д. Электронная коммерция. М., 2003.
  13. Костинский А. Закон «Об электронной цифровой подписи» // Современная книга. 2002. №1. С. 96.
  14. Основы электронной коммерции / Под ред. С.Ю. Глазеева. М., 2001.
  15. Соколова Г.А. Охрана коммерческой и служебной тайн в рамках трудовых отношений // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2007. № 5
  16. Фигурнов В.Э. IBM РС для пользователя. — М.: ИНФРА, 2009.
  17. Юрасов А.В. Электронная коммерция. М., 2003.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00119 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:121 | 1,898sec