ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ И ИСКОВАЯ СИЛА ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ

<

060514 0039 1 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ И ИСКОВАЯ СИЛА ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ Коммерческий цикл движения товаров отличается от производственного цикла значительным удельным весом трудозатрат на обращение сопроводительной документации и платежных средств. Это явление вытекает из необходимости скрупулезного учета и контроля всех видов ресурсов в ходе коммерческого цикла и в течение длительного периода времени после его завершения. На каждом этапе цикла, в каждом звене системы реализации постоянно возникает некоторое количество первичной документации, которая обрабатывается, транспортируется, хранится, используется в качестве основы для создания учетной и отчетной документации, которая тоже обрабатывается, транспортируется и хранится. Положение усложняется регулярным предоставлением отчетной документации внешним потребителям — административным органам. Даже в тех случаях, когда затраты на учет ощутимо выше его экономической целесообразности, предприниматель не может отказаться от него, не входя в противоречия с действующими нормативно-правовыми актами.

В программно-аппаратных средствах вычислительной техники всегда видели средство автоматизации учетной и отчетной функций предприятия. До определенных пределов это справедливо. Технические системы действительно позволяют автоматизировать многие процедуры: от складского и транспортного учета до подготовки документов внешней отчетности. Тем не менее, практический опыт хозяйственной деятельности в период ранней информатизации показывает, что повышение производительности труда в учетной и отчетной сфере нередко сопровождается пропорциональным увеличением номенклатуры представляемой документации, что в целом не только не ведет к общему снижению трудозатрат, но и наоборот приводит к их повышению.

Наглядный пример того, как частичная, не комплексная автоматизация приводит к увеличению операционных приемов и документооборота, демонстрирует процедура обработки магнитных платежных карт. Если касса получает деньги наличными, то в ходе одной (!) механической операции создаются две копии чека, одна из которых вручается покупателю, а вторая остается На контрольной ленте. Платежные карты считаются более прогрессивным средством исполнения расчетов, но при их использовании и количество операций, и поток документов заметно возрастают:

– в результате механического движения кадры через считывающее устройство с нее считываются данные;

– производится авторизация платежного средства с помощью обычного телефона или сетевого терминала;

– распечатываются три экземпляра чека;

– покупатель расписывается на каждом экземпляре.

Весьма неоднозначен эффект от не комплексной автоматизации и в административном аппарате, выполняющем функции учета и контроля. Чиновники тоже повышают производительность своего труда за счет средств вычислительной техники и эффективно используют освобождающиеся при этом ресурсы для наращивания номенклатуры запрашиваемой документации и расширения контролируемых параметров. Несмотря на очевидную информатизацию и автоматизацию управленческой деятельности в России, в последнее десятилетие налицо не сокращение, а расширение административного аппарата и рост затрат на его содержание. Там, где комплексная автоматизация учетной и контрольной функций могла бы привести к повышению эффективности общественного производства, частичные меры лишь дают аппарату дополнительную возможность для дальнейшего усложнения непроизводительных связей.

Затраты на обслуживание документооборота накладываются на каждый этап коммерческого цикла движения товаров и услуг, нарастают, как снежный ком, и могут составлять заметную долю в приращении розничной цены над себестоимостью. В первую очередь это явление сказывается на «вымывании» товаров нижнего ценового диапазона. Поскольку затраты на обслуживание документации, сопровождающей единицу продукции, имеют постоянный характер, слабо зависящий от цены продукции, то существует определенный ценовой минимум, ниже которого товар не может быть продан даже при технологической себестоимости, близкой к нулю. Одна из задач электронной коммерции как раз в том и состоит, чтобы сделать рентабельной массовую продажу товаров и услуг, имеющих предельно низкий для потребителя ценовой уровень. Решается эта задача за счет полной автоматизации документооборота, связанного с реализацией товара, включая финансовый расчет. Упрощенно говоря, электронная коммерция позволяет приблизить эффективность производства и продажи тысячи единиц товара, стоящего копейку, к Эффективности изготовления и реализации одной единицы товара, стоящего десять рублей.

Объективные причины, по которым договорный, учетный, отчетный и финансовый документооборот наиболее сильно сопротивляются автоматизации, хорошо известны. Это связано с традиционным использованием бумажных бланков, рукописных подписей и механических печатей в качестве общепризнанных средств аутентификации содержания документов и идентификации лиц, ответственных за них.

Современные информационные технологии предоставляют для электронного документооборота нужное средство как идентификации, так и аутентификации. С помощью средств ЭЦП технически возможна полная автоматизация не только документооборота, но и финансового обращения, и на повестку дня выходит решение юридических и организационных проблем. Прежде всего, необходима правовая база для законодательного признания режима действия электронной подписи, а также для функционирования инфраструктуры электронной цифровой подписи.

К инфраструктуре ЭЦП относятся не только рассмотренные ранее органы сертификации и лицензирования средств ЭЦП и иерархические структуры, удостоверяющие открытые ключи пользователей. В самом общем случае с помощью механизма ЭЦП возможно удостоверение любых информационных объектов: даты и времени совершения сделки, платежных средств, использованных во взаиморасчетах, программных средств, распространяемых в электронных сетях, сообщений информационных агентств. Все эти функции берет на себя инфраструктура ЭЦП. В частности, ее составной частью должны стать новые электронные платежные системы наличных и безналичных расчетов, а также операционные и клиринговые центры, обрабатывающие транзакции с помощью кредитных и дебетовых карт.

Таким образом, правовой основой электронной коммерции являются правовые акты, координирующие и регулирующее использование средств ЭЦП и функционирование инфраструктуры ЭЦП.

Правовое обеспечение электронной цифровой подписи следует понимать не только как совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовой режим ЭЦП и средств ЭЦП. Это гораздо более широкое понятие. Оно лишь начинается с государственного закона об электронной цифровой подписи, но развивается далее и впоследствии охватывает все теоретические и практические вопросы, связанные с электронной коммерцией вообще.

В России Федеральный Закон об электронной подписи в настоящее время еще не принят, но с его основными положениями можно познакомиться на примере проекта. Согласно проекту, Закон состоит из пяти глав и содержит более двадцати статей.

В первой главе рассмотрены общие положения, относящиеся к Закону. Как и аналогичные законы других государств, российский законопроект опирается на несимметричную криптографию. Основной целью Закона провозглашается обеспечение правовых условий для применения ЭЦП в электронном документообороте и реализации услуг по удостоверению ЭЦП участников договорных отношений.

Во второй главе рассмотрены принципы у условия использования электронной подписи. Здесь, во-первых, выражена возможность, а во-вторых, приведены условия равнозначности рукописной и электронной подписи. Кроме того, особо акцентировано внимание на характерных преимуществах ЭЦП:

– лицо может иметь неограниченное количество закрытых ключей ЭЦП, то есть, создать себе разные электронные подписи и использовать их в разных условиях;

– все экземпляры документа, подписанные ЭЦП, имеют силу оригинала;

Проект российского Закона предусматривает возможность ограничения сферы применения ЭЦП. Эти ограничения могут накладываться федеральными законами, а также вводиться самими участниками электронных сделок и отражаться в договорах между ними.

<

Интересно положение статьи о средствах ЭЦП, в которой закрепляется утверждение о том, что «средства ЭЦП не относятся к средствам, обеспечивающим конфиденциальность информации». На самом деле это не совсем так. По своей природе средства ЭЦП, основанные на механизмах несимметричной криптографии, конечно же, могут использоваться для защиты информации. Возможно, это положение включено для того, .чтобы избежать коллизий с другими нормативными актами, ограничивающими применение средств криптографии в обществе.

Важным отличием от аналогичных законов других государств является положение российского законопроекта о том, что владелец закрытого ключа несет ответственность перед пользователем соответствующего открытого ключа за убытки, возникающие в случае ненадлежащим образом организованной охраны закрытого ключа.

Еще одной отличительной чертой российского законопроекта является список требований к формату электронного сертификата. Наряду с общепринятыми полями, рассмотренными нами выше, российский законодатель требует обязательного включения в состав сертификата наименования средств ЭЦП, с которыми можно использовать данный открытый ключ, номер сертификата на это средство и срок его действия, наименование и юридический адрес центра сертификации, выдавшего данный сертификат, номер лицензии этого центра и дату ее выдачи. В зарубежном законодательстве и в международных стандартах мы не находим требований столь подробного описания программного средства ЭЦП, с помощью которого генерировался открытый ключ. По-видимому, это требование российского законопроекта продиктовано интересами безопасности страны.

Массовое применение программного обеспечения, исходный код которого не опубликован и потому не может быть исследован специалистами, представляет общественную угрозу. Это относится не только к программным средствам ЭЦП, но и вообще к любому программному обеспечению, начиная с операционных систем и заканчивая прикладными программами.

Россия не единственная страна в мире, проявляющая осторожность в вопросе применения на своей территории закрытых программных средств с неопубликованным содержанием, не прошедшим всесторонней проверки в внйе исходного кода. Беспечность в этом вопросе может приводить к стратегическому ущербу не только в смысле государственной, но и в смысле экономической безопасности. Такую же осторожность проявляют Франция, Китай й-аекото-рые другие страны.

В третьей главе рассмотрен правовой статус центров сертификации (в терминологии законопроекта — удостоверяющих центров открытых ключей электронной подписи). В России оказание услуг по сертификации электронной подписи является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только юридические лица. Удостоверение электронной подписи государственных учреждений могут осуществлять только государственные удостоверяющие центры.

Законопроект предусматривает материальную ответственность удостоверяющего центра за убытки лиц, пострадавших в результате доверия к сведениям, указанным в сертификате, которые центр был обязан проверить и подтвердить. Эта ответственность исчисляется в размере реального ущерба и не включает штрафные санкции, упущенную выгоду, возмещение морального вреда.

По своему характеру структура органов сертификации — централизованная иерархическая.

Содержание четвертой главы российского законопроекта определяет самые общие черты порядка использования электронной цифровой подписи. Важным положением этой главы является то, что в корпоративных информационных системах использование ЭЦП может регламентироваться внутренними нормативными документами системы, соглашениями между участниками системы или между ее владельцами и пользователями. Указанные нормативные документы или соглашения должны содержать положения о правах, обязанностях и ответственности лиц, использующих ЭЦП, а также о распределении рисков убытков при использовании недостоверной ЭЦП между участниками системы.

Пятая глава законопроекта называется «Заключительные положения» и рассматривает:

• вопросы признания иностранных сертификатов на открытые ключи электронной подписи;

• вопросы использования документов, подписанных ЭЦП, в судебном разбирательстве;

• ответственность за нарушение законодательства при использовании ЭЦП;

• порядок разрешения споров.

Важный шаг в деле координации законодательств различных государств в области электронной цифровой подписи предприняла и Комиссия Организации Объединенных Наций по международному торговое праву (UNCITRAl). Она разработала модельный закон, который предлагается использовать в качестве основы при разработке национальных законодательств. Этот закон был опубликован в 1995 г.

Сегодня в большинстве национальных законодательных актов вопрос международного признания электронной подписи за связанных с ней ключей и их сертификатов) обеспечивается включением соответствующих положений. В частности, обычно в них говорится, что электронная подпись, которая может быть проверена открытым ключом, имеющим иностранный сертификат, признается таковой, если с государством, орган которого выдал сертификат, имеется договор о признании таких свидетельств.

Однако существуют и другие интересные правовые конструкции. Так, например, в Своде правительственных актов штата Калифорния сказано, что «…цифровая подпись — это электронный идентификатор, созданный средствами вычислительной техники, обладающий всеми необходимым атрибутами полноценной общепризнанной подписи, как то: уникальностью и возможностью проверки; находящийся в нераздельном распоряжении своего владельца, связанный с документом таким образом, что при изменении документа подпись нарушается, а также признанный в качестве стандартного по крайней мере двумя из следующих организаций:

• Международный союз связи ITU;

• Национальный институт стандартизации США АNSI•,

• Наблюдательный совет Интернета 1АВ;

• Национальный институт технологии и науки США NIST;

• Международная организация по стандартизации ISO.

Это пример гибкого подхода к признанию международных документов, подписанных электронной подписью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАТОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

 

UNSPSC — международная система классификации продукции и услуг, поддерживаемая независимым сообществом компаний и правительственных организаций. Некоторые страны, например, Южная Корея, используют UNSPSC в качестве государственной системы классификации товаров.

Классификатор UNSPSC является официальным стандартом ООН, унифицирующим номенклатуру для систем электронной коммерции.

UNSPSC имеет 4 степени детализации.

Классификатор представляет собой базу данных по всем продуктам и услугам, которые были заявлены в свое время на сертификацию и соответствие государственным требованиям и стандартам.

НЕЗАВИСИМАЯ ПОДДЕРЖКА И ОБНОВЛЕНИЕ.

Международная система классификации поддерживается большим числом независимых пользователей, сообщество которых оперативно дорабатывает систему, внося новые группы товаров и устраняя ошибки.

НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ КЛАССИФИКАТОР.

UNSPSC содержит гораздо более детальную и тщательно проработанную систему классификации, чем российские каталоги. В ней присутствует больше уровней, при этом уровни UNSPSC — более детальные.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

СОЗДАН ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ.

UNSPSC создавался с учетом активного использования в сети Интернет. Данный классификатор наилучшим образом подходит для электронной коммерции.

Компания UnitSpace завершила пилотный проект по созданию «Регистра деловой информации» (РДИ), выполненный в рамках Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В регистре содержатся данные о государственных и негосударственных организациях регионов, предоставляемых ими товарах и услугах. РДИ обеспечит государственные органы сведениями, необходимыми для анализа рынков, мониторинга цен, а также для принятия решений по вопросам стимулирования развития того или иного направления хозяйственной деятельности в отдельно взятом регионе, что будет способствовать увеличению привлекательности регионов для российских и зарубежных инвесторов, а также повышению эффективности межрегионального взаимодействия.

РДИ основан на группе международных стандартов UDDI, что позволяет интегрировать его с мировыми деловыми информационными ресурсами.
В настоящее время реализована региональная пилотная версия РДИ для предприятий Чувашской Республики и Архангельской области. Благодаря поддержке действующих классификаторов товаров и услуг — ОКВЭД, ОКПО, ТНВЭД и др. — обеспечивается совместимость Регистра с федеральными и отраслевыми ресурсами деловой информации. В РДИ также предусмотрена возможность поддержки любых международных классификаторов, в частности, UNSPSC, NAIC и SIC.

Дальнейшим развитием РДИ предусмотрено создание двухуровневой структуры, включающей федеральный и региональные регистры деловой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Войти на web-сайт http://www.stroyteh.ru

    2. Определить принадлежность сайта к той или иной модели взаимодействия субъектов систем электронной коммерции

    Данный сайт относится к модели В2В (Business to Business) – Предприниматель– Предприниматель Для данной модели характерно преимущественно использование клиентского программного обеспечения Интернета. Данный сайт ориентирован на обслуживание узкий круг других предпринимателей, занимающихся строительством, так как на сайте предлагается строительная техника.

    3. Определить:

    – основные структурные элементы в построении web-сайта;

    – способы регистрации пользователей;

    – используемые платежные системы;

    – способы доставки товаров.

     

    К основным структурным элементам сайта следует отнести:

    – главная (домашняя страница) сайта;

    – компании: визитные карточки;

    – товары (предлагаемые компаниями);

    – страница регистрации;

    – каталог ресурсов, включающий

    производителей техники;

    производителей запчастей;

    коммерческие организации;

    сервис;

    СМИ;

    обучение;

    исследование;

    рейтинг сайтов;

    оформление подписки;

    контакт;

    торговая площадка;

    поиск;

    новости;

    обозрения (аренда и сервис; технологии; бульдозеры; погрузчики; экскаваторы; крановая техника; дорожная техника);

    объявления купли-продажи строительной техники и запчастей;

     

    Рассмотрим способ регистрации пользователей. Осуществляется на странице http://www.stroyteh.ru/kompany_add.aspx путем заполнения web-формы и введения следующих данных:

    Название предприятия;

    Регион;

    Почтовый индекс;

    Город;

    Адрес;

    Код города;

    Телефон;

    Факс;

    e-mail;

    сайт;

    директор

    контактное лицо;

    вид деятельности;

    Просьба указать торговые марки;

    Регистрационное имя;

    Пароль.

     

    Проанализируем используемые платежные системы на сайте. На исследуемом сайте ввиду довольно значительной стоимости предлагаемых товаров вся оплата проходит вне Интернета, на сайте есть только возможность контакта с продавцом или покупателем того или иного товара, но отсутствие возможность оплаты его.

     

    Способы доставки товаров. – Ввиду крупных габаритов предлагаемых товаров доставка осуществляется только самовывозом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  2. Гаврилов О. Курс правовой информатики. М., 2004.
  3. Информатика. В 2-х кн./Под ред. Н.В. Макаровой- М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др.СПб, 2004.
  5. Козье Д. Электронная коммерция. М., 1999.
  6. Львов И.Б., Казеев Г.Г., Морев И.А. Информатика.– Владивосток: АВГУ. 2004.
  7. Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. — М.:ИНФРА, 2001.
  8. Пакеты программ офисного назначения: Уч. пособие/Под ред. С.В. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00035 sec

WordPress: 23.52MB | MySQL:119 | 1,842sec