Составляющие элементы структуры конфигурации «1C: Предприятие»

<

051614 1338 1 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие» Система программ «1С:Предприятие 8» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

Гибкость платформы позволяет применять 1С:Предприятие 8 в самых разнообразных областях:

автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д.

поддержка оперативного управления предприятием;

автоматизация организационной и хозяйственной деятельности;

ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная отчетность;

широкие возможности для управленческого учета и построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета;

решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа;

расчет зарплаты и управление персоналом;

другие области применения.

Общая архитектура 1С:Предприятия

051614 1338 2 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

 

Рисунок 1 – Общая архитектура 1C: Предприятие

 

Механизмы 1С:Предприятия, предназначенные для формирования экономической и аналитической отчетности, представляют собой комплекс средств, позволяющих формировать не просто печатные формы, а интерактивные документы, тесно интегрированные в прикладное решение. Пользователь может не только распечатать отчет, но и работать с ним практически так же, как с любой экранной формой — изменять параметры отчета, перестраивать его, использовать «расшифровки» — возможность формирования дополнительных отчетов на основе отдельных элементов уже сформированного отчета и т.д.

Кроме этого, опытные пользователи, хорошо знакомые со структурой используемого прикладного решения, могут применять в своей работе несколько универсальных программных средств, позволяющих формировать любые произвольные отчеты, в зависимости от стоящих перед ними задач.

Перечислим основные механизмы, используемые при создании экономических и аналитических отчетов:

Запросы в системе 1С:Предприятие предназначены для выборки информации из базы данных. Запрос — это обращение к системе с просьбой выбрать определенную информацию из базы данных и, зачастую, произвести некоторую ее обработку: сгруппировать, отсортировать, вычислить. С помощью запроса, например, можно легко узнать объем продаж каждого товара в течение года с детализацией до месяца, или выбрать элементы справочников по определенному условию.

Табличный документ является мощным средством презентации любой информации и вывода ее на печать. Он обеспечивает не только эффективную подготовку печатных документов, но и просмотр их на экране в удобном для пользователя виде.

Конструктор выходной формы помогает разработчику создавать отчеты и представлять данные отчетов в удобном табличном или графическом виде.

Система компоновки данных предназначена для построения отчетов, а также вывода информации, имеющей сложную структуру и содержащий произвольный набор таблиц и диаграмм. Она позволяет, например, формировать различные уровни детализации данных в одном отчете, гибко настраивать отчеты пользователем, выделять показатели в отчете по условиям, заданным пользователем.

Построитель отчета позволяет быстро создавать сложные отчеты, которые могут быть настроены пользователем без дополнительного программирования и привлечения разработчиков. В таких отчетах пользователь может самостоятельно указать состав выводимых полей, измерения по строкам и колонкам, настроить отбор и порядок, в котором будут отсортированы результаты отчета.

Географическая схема позволяет наглядно представить итоговые данные в разрезе их географического положения. Это позволяет создавать отчеты иллюстрирующие, например, объемы продаж тех или иных товаров в различных регионах страны. Также географическая схема может быть использована просто для отображения тех или иных географических данных, например, схемы проезда к офису или маршрута движения транспортного средства.

Механизм анализа данных и прогнозирования позволяет реализовывать в прикладных решениях инструменты для выявления закономерностей, которые обычно скрываются за большими объемами информации.

Важным преимуществом табличного документа является возможность использования разнообразных диаграмм для представления числовых данных в графическом виде. Использование диаграмм позволяет представлять итоговые данные в удобном для восприятия виде. Диаграммы акцентируют внимание пользователя на динамике изменения данных и помогают быстро производить относительное сравнение данных. Кроме этого, специализированные виды диаграмм могут отражать закономерности, обычно скрытые за большими объемами данных.

Технологически платформа «1С:Предприятие» состоит из следующих основных элементов: ядро платформы, включающее среду исполнения и набор базовых функций и объектов; встроенные библиотеки проблемно-ориентированных объектов; внешние библиотеки специализированных объектов, подключаемых на базе стандартных протоколов — ActiveX, HTML, XML и пр. (могут разрабатываться силами независимых разработчиков); инструментальные средства разработки приложений.

Справочники – описания таких сущностей, как товары, контрагенты, валюты, склады, объединяет наличие таких общих свойств, как внутренняя идентификация объекта в системе, необходимость поддержки иерархии и группировки элементов, необходимость поддержки вложенных таблиц. Информацию об этих объектах надо хранить, они задействованы в хозяйственных операциях предприятия и т.д. В «1С:Предприятии» все такие сущности объединены в общий класс «справочник», для которого перечисленные выше свойства и возможности поддерживаются на уровне платформы.

Для создания в «1С:Предприятии» нового справочника достаточно описать необходимый набор параметров. Это делается визуально, не требуется писать ни единой строчки кода. Так, для создания справочника «товары» достаточно в режиме «конфигуратор» 1С:Предприятия: указать его название — «товары» отметить, что справочник иерархический (товары могут делиться на группы и подгруппы) определить другие свойства, которые должна поддерживать система для данного справочника, такие, как способ нумерации элементов, автонумерация и т.п.

Задать поля элементов справочника — для товаров это может быть закупочная цена, отпускная цена, вес и т.п. Необходимый минимум для создания (описания) сущности класса «справочник» на этом выполнен — теперь достаточно одним нажатием кнопки сохранить эту сущность и можно начать работать с ней в режиме использования «1С:Предприятия». При этом соответствующая экранная форма для работы с созданным справочником генерируется системой автоматически — разработчику нет необходимости прилагать какие-то дополнительные усилия для того, чтобы пользователь мог вводить наименования товаров и групп товаров, задавать цены и другие параметры и т.д. Естественно, разработчик может сконструировать экранную форму и самостоятельно, с помощью специального конструктора экранных форм придав ей в точности такой вид и свойства, которые соответствуют особенностям решаемой задачи, необходимы по эргономическим соображениям и т.д.

Документы — счета, накладные, заказы и т.п. — фиксируют различные события, происходящие в хозяйственной жизни организации. Важным свойством документа является его привязка ко времени. В «1С:Предприятии» для этих объектов поддерживается идентификация самого события хозяйственной жизни, вложенные таблицы, расположение на оси времени, отражение в учетных механизмах, контроль последовательности и отражение событий в реальном времени. Такой набор функциональности заложен в систему и обеспечивает быструю разработку разнообразных документов.

<

Так, для описания документа «приходная накладная», который фиксирует поступление товаров на предприятие, нам достаточно в конфигураторе указать реквизиты документа:

Организация (контрагент), от которой получаем товар — ссылка на справочник организаций. При этом проявляется очень важная возможность — те объекты и сущности, которые описываем в системе, сами становятся типами данных.

Склад, на который поступает товар — ссылка на справочник «склады».

Состав документа. По одной накладной может поступить несколько товаров, поэтому в документ включается вложенная таблица, в которой имеются поля типа «справочник товаров», а также количество данного товара (число) и суммарная стоимость (тоже число).

В простейшем примере этого достаточно для описания структуры данных документа и начала работы с ним — перейдя в режим использования «1С:Предприятия» можно вводить накладные, фиксирующие поступление товаров. При этом в форме ввода система будет предоставлять возможность выбора значений полей из соответствующих справочников (например, «организации» или «товары»), возможность ввода в эти справочники новых значений и т.п.

Однако сам по себе документ только описывает некоторый факт происшедший в хозяйственной жизни. В бизнес приложениях эти факты необходимо еще учитывать — отражать движения ресурсов (товаров, финансов и т.п.) в различных системах учета.

Для этого документ необходимо провести. С точки зрения пользователя это означает отдание соответствующей команды — нажатие кнопки «провести» в экранной форме документа. С точки зрения разработчика проведение означает вызов соответствующей обработки, выполнение алгоритма на встроенном языке «1С:Предприятия», описывающего отражение события в различных системах учета. Для описания систем учета в «1С:Предприятии» предусмотрены такие классы сущностей, как регистры.

Регистры накопления – механизм многомерных регистров накопления «отвечает» за учет движений ресурсов (финансов, товаров, материалов и т.д.) и позволяет автоматизировать такие направления, как складской учет, взаиморасчеты, планирование. В регистрах накопления хранится информация о поступлении и расходе тех или иных ресурсов, а заложенная в платформу «1С:Предприятия» функциональность этих регистров предоставляет возможности получения остатков на определенный момент времени, расчета итогов, кэширования итогов и т.д.

Так, например, для простейшего количественного учета товаров в разрезе складов мы можем создать соответствующий регистр, содержащий измерения «товар» и «склад» и описать связь между сущностями «документ» и «регистр». Для этого в соответствующем конструкторе мы указываем, что документы «расходная накладная» и «приходная накладная» будут учитывать свои движения в этом регистре.

В данном случае производится уже не только описание структур данных и форм их представления, но и определение бизнес логики работы приложения.

Регистры сведений предназначены для хранения многомерных сведений о значениях различных величин, которые сами по себе не имеют объектной семантики. Такими значениями могут быть, например, курсы валют или цены на товары конкурентов по состоянию на определенную дату. Эта информация может быть как статической, так и изменяющейся с течением времени — в этом случае для нее предусмотрено хранение истории изменений.

Функциональность регистров сведений в «1С:Предприятии» обеспечивает задание произвольной периодичности хранения, возможность получения «срезов» информации на определенный период и т.д.

План счетов и регистры бухгалтерского учета – система двойной записи бухгалтерского учета представляет собой отдельную модель учета со своей спецификой, поэтому в «1С:Предприятии» план счетов и регистры бухгалтерского учета выделены в отдельные классы сущностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды отчетных документов, формирование отчетных документов в «1С: Предприятие», порядок их подготовки

 

 

Предприятие обязано периодически формировать регламентированную отчетность — комплекты отчетов, порядок заполнения которых устанавливается нормативными документами. Прикладное решение максимально облегчает решение этой задачи.

К регламентированной отчетности относятся:

бухгалтерская отчетность;

налоговые декларации и расчеты;

отчеты в социальные внебюджетные фонды;

статистическая отчетность;

справки, представляемые в налоговые органы;

декларации о производстве и обороте алкогольной продукции.

Формы регламентированной отчетности периодически изменяются решениями государственных органов. Фирма «1С» отслеживает эти изменения и предоставляет своим пользователям возможность оперативного обновления форм регламентированных отчетности в используемых конфигурациях.

Для доступа к регламентированным отчетам можно использовать как форму «Регламентированная и финансовая отчетность», так и форму справочника регламентированных отчетов.

Форма «Регламентированная и финансовая отчетность» больше ориентирована на работу по формированию готовых отчетов. Левая половина формы отображает список доступных бланков регламентированных отчетов, а правая половина формы — журнал заполненных отчетов, а также журнал отчетов, которые были выгружены в электронном виде.

Форма справочника регламентированных отчетов ориентирована на настройку списка отчетов.

Процедуру заполнения регламентированного отчета можно запустить из любой формы.

051614 1338 3 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

Календарь бухгалтера – форма «Регламентированная и финансовая отчетность» содержит сервисный режим напоминаний о сроках представления отчетности и уплаты налогов — «Календарь бухгалтера».

051614 1338 4 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

Каждый день «Календарь бухгалтера» выдает не только информацию об уже наступивших сроках уплаты налогов и представления отчетности, но и список событий, наступление которых вскоре случится, сортируя их по сроку наступления.

Формирование нового регламентированного отчета – экранный бланк регламентированного отчета заполняется автоматически на основании данных, введенных в информационную базу «1С:Бухгалтерии 8».

051614 1338 5 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

Заполненный бланк отчета частично доступен для редактирования. Доступность отдельных ячеек бланка демонстрируется цветом их фона. Часть ячеек окрашена в белый цвет — такие ячейки для редактирования недоступны. Ячейки, окрашенные в желтый цвет, рассчитаны на то, что пользователь сможет ввести в них информацию. А данные ячеек зеленого цвета вычисляются автоматически на основе данных других ячеек, в том числе заполняемых пользователем.

В бухгалтерских регламентированных отчетах предусмотрен механизм расшифровки, благодаря которому можно посмотреть алгоритм вычисления показателя или вызвать стандартный бухгалтерский отчет для более детального анализа.

Разная окраска ячеек облегчает интерактивную работу пользователя с отчетом. Но при подготовке отчета к печати все ячейки бланка окрасятся белым цветом.

«1С:Бухгалтерию 8» включены следующие регламентированные отчеты.

Бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к балансу (форма № 5); Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6); Расчет чистых активов.

 

051614 1338 6 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

 Налоговая отчетность: Налоговая декларация по ЕСН; Заявление о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН; Декларация о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН; Авансовые платежи по ЕСН; Сводная карточка учета сумм ЕСН; Декларация по страховым взносам обязательного пенсионного страхования (ОПС); Авансовые платежи по ОПС; Сводная карточка учета сумм страховых взносов ОПС; Налоговая декларация по НДС; Налоговая декларация по НДС по ставке 0%; Налоговая декларация по налогу на прибыль; Налоговая декларация по налогу на прибыль при разделе продукции; Налоговая декларация о доходах за пределами РФ; Налоговая декларация по налогу на имущество; Налоговая декларация по земельному налогу; Авансовые платежи по земельному налогу; Налоговая декларация по акцизам (приложение 1); Налоговая декларация по акцизам на алкогольную продукцию; Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты; Налоговая декларация по акцизам на минеральное сырье (природный газ); Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия; Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес; Налоговая декларация по УСН; Налоговая декларация по ЕНВД; Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН); Налоговая декларация по транспортному налогу; Авансовые платежи по транспортному налогу; Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых; Расчет регулярных платежей за пользование недрами; Налоговая декларация по водному налогу;  Расчет по оплате за воду; Налоговая декларация по косвенным налогам при ввозе товаров из Беларуси; Заявление о ввозе товаров (из Беларуси) и уплате косвенных налогов; Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям; Сведения о сборах за пользование объектами водных биоресурсов; Сведения о сборах за пользование объектами животного мира; Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (основная форма); Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (сводная форма); Единая (упрощенная) налоговая декларация;  Налоговая отчетность иностранных организаций; Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации; Отчет о деятельности иностранной организации в РФ;

 

Отчетность по физическим лицам; Сведения о доходах физических лиц (реестр форм 2-НДФЛ); Индивидуальная карточка учета сумм ЕСН; Передача форм СЗВ-4; Заявление об обмене, дубликате страхового свидетельства АДВ-2, АДВ-3; Анкета застрахованного лица АДВ-1; Индивидуальная карточка учета сумм страховых взносов ОПС.

 

Отчетность в фонды:   Форма 4-ФСС; Форма 4а-ФСС; Отчет об использовании страховых взносов по производственному травматизму ; Форма № 1-квотирование (Москва) ;

Статистическая отчетность: Форма П-1; Форма П-2; орма П-2 (Краткая); Форма П-3; Форма П-4; Форма П-5 (м); Форма ПМ; Приложение № 3 к форме П-1; Приложение к форме П-2; Форма 1-ИНВЕСТ; Форма 3-Ф; Форма 5-З; Форма 1-ИП; Форма 11; Форма 11 (краткая); Форма 1-Предприятие ; Форма 1-РП (срочная) ;

 Справки: Сведения о счетах в иностранной валюте; Сведения о рублевых счетах; Перечень предприятий-дебиторов; Перечень предприятий-кредиторов ; Справка о дебиторской задолженности; Справка о кредиторской задолженности ;  Приложение к справке о кредиторской задолженности ;

 

Декларирование производства и оборота алкогольной продукции: Производство и оборот этилового спирта; Использование этилового спирта; Производство и оборот алкогольной продукции; Использование виноматериалов; Оборот спирта и алкогольной продукции; Поставки спирта и алкогольной продукции; Поступление спирта и виноматериалов.

3. «1С: Предприятие»: поступление материалов в производство

 

Для автоматизации ввода хозяйственных операций по приобретению материалов используется документ «Поступление Материалов». Этот документ предусматривает формирование и печать документа «Приходный ордер» (форма № М-4), а также формирование проводок по приходу материалов.

Стандартный документ типовой конфигурации «Поступление материалов» предназначен для ввода информации приходного ордера и не в полной мере отвечает требованиям ввода актов приемки материальных ценностей, составляемых при обнаружении отклонений. В нем отсутствуют реквизиты, отражающие величину отклонения от обязательств по поставке. Соответственно не производится формирование проводок, отражающих претензию поставщику на величину выявленного отклонения.

051614 1338 7 Составляющие элементы структуры конфигурации   «1C: Предприятие»

Рис. – Схема бухгалтерских проводок операции поступления материалов от поставщика при обнаружении недостачи

 

Тем не менее, данный документ в сочетании с режимом ручного ввода операций может быть использован и для отражения фактов поступления материальных ценностей с недостачей

В табличную часть документа вводится информация о фактически поступивших материальных ценностях. Сначала в графе «Материалы» из соответствующего справочника выбирается некоторый материал, затем вводятся необходимые количественно-суммовые реквизиты. Причем возможны несколько вариантов их ввода.

Если указанные материалы уже поступали в организацию ранее, то для заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой Подбор, расположенной в нижней части формы ввода. При этом открывается справочник «Материалы», в котором следует выбрать наименование материала и указать фактически полученное количество.

Если в справочнике «Материалы» у поступающего материала заполнен реквизит «Цена», то значение реквизита переносится в табличную часть. Если оно не совпадает с ценой, указанной в документах поставщика, то значение графы «Цена» следует исправить, указав цену поставщика.

В реквизите «НДС» указывается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате поставщику по конкретному материалу. Она рассчитывается документом автоматически, но при необходимости может быть изменена вручную в соответствии с документами поставщика.

Документ «Поступление материалов № 2» будет зарегистрирован в журнале операций и журнале документов «Учет материалов». Проведение документа обеспечит:

– формирование необходимого числа проводок по оприходованию всех материальных ценностей на конкретный субсчет счета 10 «Материалы»;

– формирование одной проводки по учету НДС ;

– если ранее поставщику был перечислен аванс (предоплата), то, в зависимости от значения реквизита «Зачет аванса», дополнительно формируется проводка в дебет счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и кредит счета 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)» на сумму зачтенного аванса.

4. «1С: Предприятие»: интервалы дат: видимости хозяйственных операций; учитывающиеся при формировании бухгалтерских итогов, рабочая дата

 

Дата — указывает дату совершения хозяйственных операций. При вводе проводок следует иметь в виду: дата должна находиться в интервале видимости операций (задается после нажатия клавиши F7). Для установки рабочего периода необходимо выбрать команду Расчет итогов пункта меню Отчетность. Выделить курсором поле с рабочим периодом, нажать клавишу Enter и вести новые значения номера квартала и год. Нажать клавишу Esc. После этого можно войти в журнал операций и вводить там проводки за указанный квартал. Если нужно ввести или исправить проводку за предыдущий квартал, необходимо сначала исправить рабочий период на нужный. Только после этого можно вносить изменения в журнале операций за предыдущий квартал. Чтобы вернуться к текущему кварталу, надо изменить рабочий период на нужный.

Интервал операций предназначен для ограничения просмотра списка операций (например, текущим месяцем, текущим кварталом, текущим и прошедшим кварталами, всем годом). Интервал можно задавать, выбрав из пункта главного меню Операции команду Интервал операций или из журнала операций нажатием клавиши F7.

Интервал видимости операций задается в месяцах. Окно установки интервала представлено в виде меню (см. рис.10). Для перехода по позициям меню используются клавиши управления курсором.

При обращении к журналу операций, интервал видимости автоматически устанавливается таким, как это определено в настройке программы. Установленный интервал видимости отображается в заголовке окна (в скобках после названия журнала). Для изменения интервала видимости необходимо выбрать пункт меню «Действия — Интервал» или нажать кнопку на панели инструментов окна журнала. На экран будет выдан соответствующий запрос на изменение дат начала и конца интервала видимости.

Список литературы

 

 

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник / Под ред. А.Г. Титоренко. М., 2004.
  2. Борисова В.Н. 1С: Бухгалтерия 7.7. Компьютерный учет. М., 2002.
  3. Харитонов С.А. Бухгалтерский и налоговый учет в программе 1 С: Бухгалтерия 8.0. М., 2006.
  4. Харитонов С.А. Компьютерная бухгалтерия 7.7 с новым планом счетов. М., 2005.
  5. Чистов Д.В., Харитонов С.А. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 8.0. Практикум. М., 2006.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00035 sec

WordPress: 21.45MB | MySQL:119 | 1,354sec