Текстовой процессор Word

<

110413 2321 1 Текстовой процессор Word Работа с таблицами и диаграммами. Использование и создание графических объектов. Создание новых форм для ввода данных.

Таблицы всегда были неотъемлемым атрибутом печатной научно-технической документации. Они используются для болеё удобного расположения информации внутри документа. Текстовый процессор Word обладает гибкими и мощными средствами создания таблиц, как для печатных, так и для электронных документов.

Структура адресации ячеек таблицы:

ABCD……..1234………
Таблица состоит из столбцов и строк, на пересечении которых находятся ячейки, имеющие собственные адреса (имя столбца и номер строки показаны на рисунке выше). Высота и ширина ячеек таблицы может устанавливаться пользователем, ячейки одной строки имеют одинаковую высоту. В Word есть возможность задавать таблицы произвольной конфигурации, с различным числом строк и столбцов даже на уровне отдельной строки таблицы. Существует несколько способов создания таблиц:
кнопкой Добавить таблицу на панели инструментов Стандартная;
 

  • командами главного меню Таблица-Добавить таблицу которые вызывают диалоговое окно Вставка таблицы для указания размерности таблицы— числа строк и столбцов;
  • средствами рисования таблиц: команды Таблица-Нарисовать таблицу. Кнопку Добавить таблицу используют для создания простейших таблиц небольшого размера. Команды

Таблица-Добавить таблицу применяют для создания более сложных таблиц. Наконец, таблицы очень сложной структуры можно создавать методом рисования. Необходимые для этого элементы управления сосредоточены на панели инструментов Таблицы и границы.

Редактирование (изменение) структуры таблицы чаще всего сводится к следующим операциям:

  • добавление заданного количества строк или столбцов;
  • удаление выделенных ячеек, строк и столбцов;
  • слияние и разбиение выделенных ячеек.

Комбинируя эти операции, можно на базе таблиц с простой структурой создавать таблицы с очень сложной структурой.

Все операции над таблицей доступны через п.м. Таблица, но только в том случае, если курсор установлен в одной их ячеек таблицы. Ознакомьтесь с пунктами меню Таблица. Для одной или выделенного диапазона ячеек удобно пользоваться контекстным их меню.

Приемы редактирования таблиц:

 

Действие 

Содержание действия 

Выделить ячейку

Установить курсор в ячейку и три раза нажать левую кнопку мыши 

Выделить столбец 

Установить указатель мыши на верхнюю границу столбца до появления маленькой черной стрелка и щелкнуть левой кнопкой мыши 

Вставить

столбец 

Установить курсор на первый сдвигаемый вправо или влево столбец и выполнить команды Таблица-Добавить столбцы слева, Столбцы справа

Вставить строку в таблицу 

Установить курсор на первую сдвигаемую вверх или вниз строку и выполнить команды Таблица-Добавить Строки выше, Строки ниже

Переместить столбцы (строки)

Выделить перемещаемые столбцы (строки), выполнить команды Правка-Вырезать, установить курсор на столбец (строку), перед которым выполняется вставка, и выполнить команды Правка-Вставить

Объединить части таблицы  

Удалить (Del) символы абзаца ¶ между различными частями таблицы или использовать контекстное меню ячейки или диапазона ячеек

Разбить таблицу 

Установить курсор на строку, перед которой нужен разрыв, и выполнить команду Таблица-Разбить таблицу

Все действия над таблицей 

п.м. Таблица

 

Изменить ширину столбца или высоту строки таблицы можно несколькими способами, самый простой из которых состоит в следующем. Подвести курсор к линии сетки (границе между ячейками), он примет вид двунаправленной стрелки. Зажав левую кнопку мыши, переместить линию сетки.

Для содержимого ячеек таблицы работают все команды режима Формат. Саму таблицу в целом можно автоматически форматировать с помощью команд Таблица-Автоформат. В диалоговом окне Автоформат таблицы предлагается большой набор форматов, причем результат, получающийся при их использовании, показывается в поле Образец.

Работа по форматированию таблицы полностью автоматизирована и сводится к тому, чтобы выбрать нужный формат и так установить сопутствующие элементы управления, чтобы полученный образец полностью соответствовал запланированному результату.

Текстовой процессор Word позволяет записывать в отдельные ячейки таблицы формулы командами Таблица-Формула и производить по формулам вычисления. Применяется та же технология, что и в табличном процессоре Ехсеl.

В формулах могут использоваться:

  • абсолютные ссылки на ячейки таблицы в виде списка, например, А1, АЗ, С2 или блока, обозначаемого через двоеточие, например, А1:А5.
  • ключевые слова LEFT, RIGHT, ABOUV, BELOW, указывающие на ячейки левее, правее, выше или ниже ячейки с формулой;
  • константы— числа или текст в двойных кавычках;
  • закладки.

    Обозначение действий: COUNT(счет), PRODUCT (произведение), SUM (сумма).

    Например, формула =SUM(А1:А5)

    подсчитает сумму значений, введенных в ячейки, начиная с ячейки адреса А1 и заканчивая А5.

Основные действия с формулами – это ввод их и редактирование, работа с полями в ячейках таблицы и обновления значений полей. Для ввода формул в ячейку нужно установить курсор в ячейку, куда будет введена формула, выполнить команду Таблица-Формула и ввести нужную формулу, выбрав имена требуемых встроенных функций. Затем необходимо задать формат числа для результата и нажать кнопку ОК.

Редактирование формулы осуществляется следующим образом: курсор устанавливается в нужную ячейку, нажимаются клавиши <Shift+F9> и производится корректировка формулы. Для обновления значений полей в таблице эта таблица выделяется и намается клавиша <F9>.

 

Осуществите записи в тетрадях.

 

Диаграммы так же как и таблицы, широко используются в научно-технической документации. Диаграммы – это графическое представление данных а наглядном виде. Для создания диаграмм текстовый процесс Word имеет подключаемое средство Мiсrosoft Graft. Диаграмма состоит элементов: линий, столбиков, секторов и т. п. Каждому элементу диаграммы соответствует число в таблице, и при изменении чисел автоматически меняются соответствующие им элементы диаграммы.

Диаграмма может создаваться на базе конкретной таблицы, имеющейся в документе либо на основе, так называемой, базовой таблицы данных. Командами Вставка-Объект-Диаграмма Мiсrosoft Graft 2000 вызывается программа построения диаграмм, и в документ вставляется базовая таблица, которую далее можно изменить любыми доступными средствами Windows-приложений.

Выбор типа диаграммы происходит в диалоговом окне Диаграмма-Тип диаграммы, которое имеет две вкладки для стандартных нестандартных типов диаграмм. Сначала следует выбрать нужный тип диаграммы, затем ее настроить. Настройка диаграммы состоит в выборе элементов оформления диаграммы и элементов представления данных. Для этого нужно выполнить команды Диаграмма-Параметры диаграммы и войти в диалоговое окно Параметры диаграммы.

Элементы представления данных — это графические элементы, из которых состоит диаграмма, т. е. линии, столбики, точки, сектора и т. п. Элементы оформления — это название диаграммы, названия ее осей, специальное поле (легенда), в котором приводятся условные обозначения для групп элементов данных. Все элементы диаграммы делятся на два типа, один из них можно редактировать — они называются присоединенными, другие редактировать нельзя— это связанные элементы диаграммы.

Двойным щелчком левой кнопки мыши по полю любого присоединенного элемента открывается диалоговое окно его форматирования, в котором можно выполнить индивидуальную настройку этого элемента.

 

Осуществите записи в тетрадях.

 

В документах Word используется два типа графических объектов: растровые изображения и векторные графические рисунки. Рисунки всегда внедрены в документ — их можно редактировать непосредственно по месту расположения. Растровые изображения вставляются в документ методом связывания или внедрения, их редактирование также возможно, но в ограниченных пределах.

Для работы с векторными рисунками служит панель инструментов Рисование. При запуске текстового процессора Word эта панель располагается в нижней части экрана и содержит кнопки наиболее таких графических объектов, как линии, стрелки, прямоугольники, овалы, пространственные фигуры, шаблоны элементов блок-схем и выносок— автофигуры, кнопки цветового оформления, выделения и вращения объектов.

Рисованный объект всегда имеет многослойную структуру. По умолчанию полагается, что каждый элемент имеет собственный слой в рисунке. Элементы, созданные ранее, лежат ниже, а элементы, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние элементы перекрывают более ранние; Управляет режимом расположения объектов кнопка Действия на панели Рисование.

Сложные рисунки создаются путем комбинирования простейших рисунков, т е. являются композициями. Простейшие рисунки можно свести один композиционный объект, предварительно выделив, командами Действия -Группировать.

Рисованные объекты могут содержать текстовые элементы, например, заголовки или цифровые обозначения на схемах и чертежах. Для их создания служит специальное средство Надпись (Вставка-Надпись). Создав рисунок, рядом создают элемент Надпись. В поле надписи вводят необходимый текст, после чего изменяют при необходимости ее размер перетаскиванием маркеров и вставляют в нужное место рисунка. Создав объект Надпись, его можно сгруппировать с рисунком, и тогда они будут представлять цельную композицию. Для выделенной надписи командами Формат-Надпись открывается диалоговое окно Формат надписи, которое позволяет настроить: фоновый цвет и вид обтекания надписи, цвет, толщину и тип обрамляющих линий, размеры полей между текстом и рамкой, размеры самого поля Надпись.

Текст можно добавить даже в пол автофигуры. При вводе текста можно пользоваться средствами панели Форматирование.

Для создания художественных графических надписей Word имеет специальное программное средство WordArt, доступ к нему осуществляется двумя способами: либо через панель инструментов (Вид-Панели инструментов-WordArt), либо с помощью кнопки Добавить объект –WordArt панели Рисование.

Запуск Мастера создания объекта WordArt происходит нажатием кнопки Добавить объект –WordArt. Первое диалоговое окно— это окно Коллекции WordArt, в котором можно выбрать желаемый стиль оформления надписи, в следующем окне Изменение текста WordArt выбирается нужный шрифт, его размер и начертание. Далее вводится требуемый текст, и после щелчка на кнопке ОК созданный объект WordArt вставляется в документ.

При выделении любого объекта WordArt щелчком левой кнопки мыши на нем активизируется панель инструментов WordArt, которая обычно располагается правее панели Рисование. С помощью этой панели можно выполнять над объектами WordArt следующие операции: изменение содержания надписи (Изменить текст), изменение стиля оформления (Коллекция WordArt), изменение характера взаимодействия с основным текстом (Формат объекта -WordArt -Положение), изменение формы записи (Форма WordArt), вращение надписи за один из угловых маркеров (Свободное вращение), выравнивание букв надписи по высоте (Выровнять буквы WordArt по высоте), расположение текста надписи по вертикали (Вертикальный Текст WordArt), выравнивание надписи на странице (Выравнивание WordArt), управление интервалами между символами (Межсимвольный интервал WordArt).

 

Векторные рисунки, созданные с помощью панели Рисование, используются в научно-технических текстах для создания блок-схем, диаграмм, простейших иллюстраций. Сколь-нибудь сложный художественный рисунок создать этим методом довольно сложно, для этого нужно иметь навыки настоящего художника.

Для вставки высокохудожественных рисунков используют готовые библиотеки рисунков (клипартов). Базовая простейшая коллекция таких рисунков устанавливается вместе с текстовым процессором Word. Для вставки рисунков используются команды Вставка-Рисунок-Картинки. В диалоговом окне Вставка картинки имеется три вкладки: Рисунки, Звуки и Фильмы.

Графические клипарты сосредоточены на вкладке Рисунки. Они классифицированы по категориям. Разыскав нужный рисунок, достаточно, выделить и вставить в документ щелчком по кнопке Вставить клип.

 

Клипарты — это композиционные объекты. Их можно «разбирать» на составляющие, редактировать их элементы по отдельности, создавать композиции из объектов, взятых из разных клипартов. Делается это следующим образом:

 

  1. Клипарт выделяется щелчком левой кнопки мыши, и открывается его контекстное меню щелчком правой кнопки мыши.
  2. В контекстном меню выбирается команда Изменить рисунок, открывается отдельное окно редактирования.
  3. В этом окне можно работать с отдельными элементами рисунка.

 

Наконец, растровые изображения, полученные из внешних источников, вставляются в документ командами Вставка-Рисунок-Из файла. По этим командам открывается диалоговое окно Добавить рисунок, в котором проводится выбор файла, содержащего изображение.

 

Осуществите записи в тетрадях.

 

 

 

Процессор Word предоставляет возможность формировать данные в документах с помощью специально разработанных форм. Форма — это особый тип документа, в котором пользователю разрешено вводить информацию лишь в заранее определенные области документа, называемые полями (затененные области документа). В состав формы могуг входить произвольный текст, рисунки, диаграммы, текстовые поля для ввода информации следующих типов – обычный текст, число, дата, текущая дата, текущее время, вычисляемое значение, списки альтернативных значений, кнопка Флажок.

Для создания формы прежде всего нужно создать новый шаблон, в который вводится неизменяемый текст и поля (Вставка-Поле). Закончив создание бланка, нужно установить защиту (Сервис-Установить защиту), чтобы запретить изменение шаблона.

Документ для заполнения формы необходимо создавать на основе созданного шаблона формы. После заполнения полей, форма, может быть напечатана или сохранена в виде обычного документа.

Для создания шаблона формы нужно выполнить команду Файл-Создать-Шаблон-Обычный, после чего в окне документа для нового шаблона создают структуру формы, набрав нужный текст из постоянной части. При необходимости можно вставить графику. После заполнения постоянной части следует вставить нужные поля. Существует три основных типа полей, которые могут быть вставлены в форму: текстовые поля, поля списков и поля флажков. Для вставки нужных полей проще всего воспользоваться панелью инструментов. Курсор подводится к той позиции, где должно стоять поле и щелкнуть на нужной кнопке панели инструментов Формы. Поля по умолчанию затенены, однако это затенение можно снять. Процесс создания шаблона формы заканчивается установкой защиты формы. Созданный шаблон нужно сохранить командами Файл-Сохранить как и присвоить ему имя.

В диалоговом окне, задающем параметры основных видов полей при вводе текстового поля используют кнопку Параметры поля формы. В открывшемся диалоговом окне можно установить следующие параметры: ввести один из шести перечисленных ранее видов текстового поля, ограничить максимальную длину поля, присвоить начальное значение в окне Текст по умолчанию, выбрать регистр символов в окне Формат текста. Если убрать флажок в окне Разрешить изменения, то пользователь не сможет изменять содержимое текстового поля. Диалоговые поля Параметры флажка и Параметры со списком имеют аналогичное строение.

После создания и защиты шаблона форму можно заполнить, для чего нужно выполнить Файл-Создать, выбрать из имеющегося списка шаблонов ранее сохраненный нужный шаблон и нажать кнопку ОК. Теперь нужно заполнить поля формы вашего шаблона. Во время заполнения форм можно использовать сочетания клавиш.

Клавиши для заполнения формы

Клавиши 

Действие клавиш 

<Еntег>, <Таb>

Перемещение курсора в

следующее поле 

<Shift+ Tab>

Перемещение курсора в

предыдущее поле 

<F4> или <Еntег>

Отображение пунктов

выпадающего списка 

<X>или пробел

Установка или снятие флажка 

<F4>

Вывод подсказки для поля 

<Ctrl + Tab>

Вставка символа табуляции в

текстовое поле 

 

 

 

 

Задание 1. Работа с таблицами

1. Создайте новый файл Таблицы, а в нем – таблицу по приведенному ниже образцу (кроме адресов столбцов и строк, т. е. букв А, В,.С,.. . Р, и чисел 1,.. 8). Объединение нужных ячеек таблицы выполняем путем выделения и вызовом контекстного меню (нажать правую кнопку мыши и. выбрать Объединить ячейки), там же – изменение направления текста.

 

Таблица 1. Распределение часов по программе учебной дисциплины «Информатика»

ABCDEFGHIJKLMNOP1курссеместрОбщая трудоемкостьЧасы (по наличию видов занятий)2Аудиторные занятияСамостоятельная
работа3всеголекцииАудит.
практи-кум4Практ. занятиясеминарыЛабораторный
практикумДр. виды занятийвсегоКурсовой проектКурсовая работаРасчетно-граф. работарефератДр.виды самостоят. работыЭкзамен, зачет511343417623434341778итого
2. Сделать расчет общего количества часов аудиторной и самостоятельной работы, а также общей трудоемкости по семестрам и в общем, за год. Создайте и введите нужные формулы вычисления суммы чисел в итоговую 8-ю строку и для столбцов С, D и J, для чего установить курсор в той ячейке, куда нужно ввести формулу, выполнить команду Таблица-Формула и ввести формулу в диалоговом окне.
Например, =SUM(K5 : O5) или =SUM(E5 : I5) или =SUM(D5 ; I5)

Создайте в этом же файле, на второй странице Таблицу 2.
 

Таблица 2. Зависимость производительности от технологического процесса

 

Технологический процесс 

Суточная производительность (ед\день)

Существующая схема 

46 

48 

73 

52 

72 

44 

66 

46 

60 

48 

Вариант 1 

74 

82 

64 

72 

84 

68 

76 

88 

70 

60 

Вариант 2 

52 

63 

72 

64 

48 

70 

78 

68 

79 

54 

 

4. Выделите таблицу и скопируйте ее в буфер обмена.
Вставьте в документ базовую диаграмму командами Вставка-Объект-Microsoft Graph 2000. Выделите содержимое появившейся базовой таблицы щелчком левой клавиши мыши на ячейке, находящейся на пересечении заголовков строк и столбцов в левом верхнем углу. Замените содержимое базовой таблицы содержимым своей таблицы (Правка-Вставить).

5. Выберите тип диаграммы (Диаграмма-Тип диаграммы), проверьте, как выглядят диаграммы других типов (стандартных и нестандартных) При необходимости отредактируйте поля присоединенных элементов диаграммы. Диаграмме и осям присвойте заголовки. Вставьте легенду.

6. Создайте в этом же файле, на третьей странице предложенные ниже таблицы и отработайте на них все пункты меню Таблица.

7. Уменьшите размеры одной из таблиц, для чего используйте маркер в нижнем правом углу таблицы, введите произвольный текс таким образом, чтобы он обтекал таблицу (Таблица-Свойства).

8. Постройте произвольную диаграмму по данным одной из таблиц.

 

Таблица 2. Динамика социальных показателей за 2003-2007 г.г.

(% к пред. году)

 


 

2003 

2004 

2005 

2007 

Рост реальных располагаемых доходов

14,9 

9,9 

8,8 

10,2 

Рост реальной заработной платы 

10,9 

10,6 

10,0 

13,4 

Среднемесячная заработная плата (долл. США) 

179,4 

237,2 

301,6 

394,7 

Уровень безработицы (определение МОТ) 

8,6 

8,2 

7,6 

7,1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Социально-демографические характеристики финансово-успешных/неуспешных респондентов (2007 г.)

 

Характеристика 

Неуспешные (7 500 руб. и меньше, N=1114) 

<

Успешные (15 000 руб. и больше, N=1101) 

частота 

% по

столбцу 

частота 

% по

столбцу 

Пол респондента:

мужской

женский 

590

524 

53,0

47,0 

716

385 

65,0

35,0 

Семейное положение:

никогда не состояли в браке

состоят в браке

разведены

вдовец (вдова) 

 

 

142

 

846

82

26 

 

 

13,0

 

77,2

7,5

2,4 

 

 

98

 

878

81

36 

 

 

9,0

 

80,3

7,4

3,3 

Тип населенного пункта:

областной центр

город

поселок городского типа, село

 

331

343

440 

 

29,7

30,8

39,5 

 

622

393

86 

 

56,5

35,7

7,8 

 

 

 

 

Таблица 4. Распределение занятого населения Краснодарского края по секторам экономики.

Годытыс. человекв % к итогу2007200820072008Занято в экономике, всего64,663,6100100В том числе по секторамГосударственные и муниципальные предприятия и организации25,924,440,138,8Частный сектор25,826,639,941,9Общественные организации, фонды0,40,40,60,6Совместные предприятия12,512,219,419,2

Таблица 5.

Приходилось ли Вам за последний год отказываться от чего-либо из перечисленного ниже из-за нехватки на это денег? (любое число ответов)   Всего опрошенных Возраст, лет18-2425-3435-4445-5960 и старшеОт возможностей поехать отдохнуть, провести отпуск 52 52 54 58 53 43 От покупки действительно необходимых Вашей семье предметов домашнего обихода 35 27 31 35 35 43 От покупки необходимой Вам, членам Вашей семьи одежды, обуви 33 25 27 31 32 46 От лечения, восстановления Вашего здоровья 33 14 21 34 37 51 От поездки к родственникам, друзьям 33 24 31 31 37 39 От посещения кино, театров, других развлекательных учреждений 30 31 31 34 31 24 От покупки необходимых продуктов питания 20 13 14 17 18 33 От приема или посещения гостей, родственников 16 11 12 17 19 20 От оплаты образовательных услуг детям 15 11 10 19 19 12 От оплаты образовательных услуг взрослых членов семьи 11 8 12 13 12 10 Затрудняюсь ответить 17 18 21 17 16 12

Задание 2. Работа с графикой.
В этом же документе, на новой странице с помощью панели Рисование (Вид-Панели инструментов_Рисование) создайте блок-схему алгоритма вычисления суммы N чисел.
Блок-схема алгоритма вычисления суммы N чисел.
110413 2321 2 Текстовой процессор Word
Задание 3. Работа с формами.

Разработайте форму «Данные социологического опроса».

Данные социологического опроса
студентов КубГУ по информатике

ФИО

МНОГО ЛИ НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ?

СКОЛЬКО РАЗ ВЫ СДАВАЛИ ЗАЧЕТ?

КАК ЧАСТО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СВОИ ЗНАНИЯ?

КАКИЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ У ВАС НАБЛЮДАЮТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА?

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ЭЙФОРИЯ У МЕНЯ
НЕРВНОЕ РАСТРОЙСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА ОДНОВРЕМЕННО
ПОНИЖЕНИЕ ПОТЕНЦИИ У ……
ПРОВАЛЫ ПАМЯТИ

1. Для создания формы выбрать Файл-Создать-Шаблоны, в диалоговом окне вызвать панель инструментов Формы (п.м. Вид). Три первых кнопки панели обозначены как Текстовое поле (можно вводить произвольный текст, например, формулировку вопроса), Флажок (восстанавливать знак флажка перед или после произвольного текста), Поле со списком (можно сформировать несколько элементов списка, например, в поле Факультет добавить несколько названий, первое из введенных высвечивается по умолчанию).
2. После нажатия любой из этих кнопок возникает затемненное поле, двойной щелчок внутри него открывает диалоговое окно, в которое вводим текст.
3. Сохраните форму в своей палке с именем Данные социологического опроса, В графе Тип файла выберите Шаблон документа.
4. Введите в поля формы ответы, руководствуясь собственным опытом изучения информатики!
5. Создайте новый шаблон социологического опроса, руководствуясь своей фантазией! Предложите заполнить его однокурсникам.

Практическое занятие № 3
Табличный процессор Ехсеl
Основные понятия и общие принципы работы с электронной таблицей. Создание и заполнение таблиц постоянными данными и формулами. Построение диаграмм и графиков.

Электронная таблица — прямоугольная матрица, состоящая из ячеек и предназначенная для профессиональной работы с данными. Для управления электронными таблицами созданы специальные программы — табличные процессоры.
Основная область применения электронных таблиц — это те сферы человеческий деятельности, где информация представляется в виде прямоугольных таблиц (планово-финансовых и бухгалтерских документов), требующих при обработке простых математических расчетов.
Рабочая книга (документ Ехсеl) представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Рабочий лист имеет название, которое изображается на ярлычке листа. Структурной единицей рабочего листа является ячейка.
Рабочая область электронных таблиц состоит из имеющих свои имена строк (имя – буквы или сочетание букв латинского алфавита) и столбцов (имя – их номер), Пересечение конкретного столбца и строки образуют ячейки, которые также имеют адреса (имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится, например, А34, AF4). Предусмотрен другой удобный способ ссылки на ячейку – ей может быть присвоено произвольное имя (Вставка-Имя-Присвоить). Введенное имя можно использовать вместо адреса. Существует понятие блока или диапазона ячеек. Адрес блока задается указанием адресов первой и последней его ячеек, между которыми ставится двоеточие или знак «..», например, A14:F45).
Адреса ячеек могут быть абсолютными, относительными и смешанными. Абсолютный адрес остается фиксированным при любых операциях с таблицей. Так, при копировании формул в другую ячейку рабочего листа абсолютные адреса сохраняются, а относительные изменяются. В записи абсолютного адреса перед именем столбца и перед номером строки пишется знак «$» (например, $F$45).
Формат ячеек устанавливается командами Формат-Ячейки или командой контекстного меню. Наиболее распространенными числовыми форматами являются следующие:
общий —- обеспечивает отображение числовых данных произвольного типа
 

  • числовой с фиксированным количеством десятичных знаков
  • процентный — для ввода чисел, предварительно умноженных на 100
  • денежный ( или финансовый) — для отображения денежных величин

экспоненциальный (или научный) — для вывода чисел в экспоненциальной форме, например, 1.2Е—06 или 1.2Е+06 (в десятичной системе эти числа представляются как 1,2 · 10 -6 или 1,2 · 10 6.

В ячейку пользователь может ввести данные трех типов: текст, число иди формулу.

Разделителем целой и дробной части числа является запятая, число, имеющее разрядность свыше 12-ти знаков, автоматически преобразуется в экспоненциальную форму. Под формулой понимается выражение, состоящее из операндов и операций. Ввод формулы начинается со знака «=». В качестве операндов можно использовать числа, тексты, которые вводятся в двойных кавычках (например, «студент»), логические значения, ссылки (адреса ячеек), встроенные функции
Ехсеl. Используются арифметические операции +, –, / (деление), * (умножение), ^ (возведение в степень) и операции сравнения <, >, >= (не меньше), <=, <> (не равно).

Например: = А1 +А2 или =Sum (A1 : A12)

Функции и формулы вводятся с клавиатуры или командами Вставка-Функция или с помощью кнопки панели инструментов fx. Введенные формулы отображаются в строке формул, в ней же формулы могут быть отредактированы. Формулы можно копировать с помощью маркера заполнения (черный крестик в нижнем правом углу активной ячейки).
Все, что не является ни текстом, ни формулой, программа считает текстом.

Задание 1. Выделение фрагментов электронной таблицы. Ввод данных, элементарные операции над данными.

Сохраните документ Ехсеl в своей папке под именем Страны мира.

  1. Введите в ячейки А1,А2,А3,А4 и А5 произвольные числа. Выделите диапазон ячеек А1 : А5 (при нажатой левой клавиши мыши тянуть за белый крестик). Обратите внимание, что диапазон А2 : А5 выделяется цветом, кроме ячейки А1. Не снимая выделения, нажмите кнопку Автосумма ∑ на панели Стандартная. В ячейке А6 появилось число. Посмотрите в строку формул, где должна отобразиться формула =Sum (A1 : A5).
  2. Введите в ячейки В1,В2,В3,В4 и В5 произвольные числа. Скопируйте формулу из А6 в В6, для чего используйте маркер заполнения, который
    позволяет копировать текст, строить арифметические и логические ряды.
    . Посмотрите в строку формул, где должна отобразиться формула =Sum (В1 : В5).
  3. Введите в любую пустую ячейку число 12 000 000 000 0. Обратите внимание на то, что программа автоматически представила его в экспоненциальной форме. Скопируйте его в соседние ячейки с помощью маркера. Обратите внимание на то, что маркер можно тянуть вправо, влево, вверх и вниз от активной ячейки. Те же действия выполните для числа 0, 00000000000012 и произвольного текста.
  4. Построим арифметический ряд, для чего в соседние ячейки введите числа 2 и 4, выделите эти две ячейки, после чего протяните их общий маркер (по горизонтали или вертикали). Задайте другой шаг, например, 1 или 10 и повторите действия.
  5. Построим логический ряд, для чего в соседние ячейки введите слова сентябрь и октябрь, а затем понедельник и вторник. Повторите действия, используя общий маркер двух выделенных ячеек.

Содержимое ячеек можно копировать несколькими способами: при нажатой левой клавише появляется белая стрелка, за которую содержимое ячейки можно копировать в любую другую. Можно удерживать Ctrl и использовать правую клавишу. Опробуйте эти действия.

  1. Выполните следующие действия: сделайте активным Лист2, щелкнув по его ярлыку, выделите с помощью мыши ячейку С6, вернитесь к А1, с помощью клавиш управления курсора, удалите один из листов (при помощи контекстного меню), вставьте новый лист с помощью пункта горизонтального меню Вставка, переместите ярлык последнего листа к ярлыку первого листа (с помощью мыши), первому листу присвойте имя Таблица (при помощи контекстного меню заголовка листа).
  2. Опробуйте все приведенные ниже способы выделения фрагментов электронной таблицы:

Объект выделения 

Способ выделения 

Ячейка

Щелчок мышью внутри ячейки 

Строка

Щелчок мышью по соответствующему номеру в заголовке строки

Столбец

Щелчок мышью по соответствующей букве в заголовке столбца 

Блок (диапазон) смежных ячеек 

Щелчок мышью по крайней левой ячейке блока, нажать Shift, щелкнуть на крайней правой ячейке блока

Блок несмежньтх ячеек

При нажатой Ctrl выделяем блоки стандартно

Несколько смежных рабочих листов 

Выделить 1-ый рабочий лист и при нажатой Ctrl выделить следующий лист

Несколько несмежных рабочих листов 

Выделить 1-ый рабочий лист и при нажатой Shift выделить следующий лист

Всю таблицу (рабочий лист)

Щелкнуть по левой «пустой» кнопке на пересечении заголовков столбцов и строк 

  1. Осуществите и снимите выделение: одной из строк листа, одного из столбцов листа, совместно столбцов В,С, F, блока С4:Р9 (при помощи мыши), блок А2:Е12 (при нажатой Shift), одновременно несмежные блоки А5:В12, ВЗ:Е15, Р5:G10, весь рабочий лист и осуществите команду Правка-Очистить все.
  2. Осуществите изменение ширины столбца А (двойной щелчок по разделителю столбца или Формат-Столбец-Ширина-выбрать: Автоподбор ширины или Стандартная). Изменить высоту строки от стандартной 12,75 до 30 пт (Формат-Строка-Высота строки), затем верните исходную высоту (Формат-Строка-Автоподбор).

Адреса ячеек будут введены автоматически, если после ввода знаков =,+,– и т.д. осуществить щелчок внутри той ячейки, адрес которой нужно указать в формуле.

  1. Английский адмирал Г. Нельсон родился в 1758 г., а умер в 1805 г. Введите в ячейку А1
    Г. Нельсон, в В1 – год его рождения, в С1 – год смерти, в D1 – формулу для расчета прожитых им лет. Введите в ячейку А2
    свои ФИО, в В2 – год вашего рождения, в С2 – 2009, в D2 скопируйте формулу из ячейки D1 (протянуть маркер). Введите в ячейку А3
    свои ФИО, в В3 – полную дату вашего рождения (например, 10.04.1999), в С3 –полную сегодняшнюю дату, в D3
    скопируйте формулу из ячейки D2 для расчета прожитых вами дней.
  2. Осуществите редактирование данных. На другом листе введите в А1 текст: Центр (Alt+Enter) микрозлектроники. Обратите внимание на то, что в одной ячейке образовались две строки. Выберите Формат-Ячейки и при помощи диалогового окна Формат ячеек установите новое начертание и размер символов.
  3. Введите несколько произвольных чисел в соседние ячейки и с помощью кнопки панели инструментов fx
    в окне Мастера функций выберите категорию Статистические, найдите максимальное (МАКС), минимальное (МИН), наиболее часто встречающееся (МОДА) и среднее значение (СРЗНАЧ) для этих чисел. В окне Аргументы функции ввести диапазон ячеек с клавиатуры или воспользоваться кнопкой в поле Число.

 

Проанализируйте результаты работы, осуществите записи в тетрадях!

 

 

Задание 2. Создание таблицы и выполнение расчетов.

 

Дайте новому листу имя Демографические расчеты и создайте таблицу, приведенную ниже. (использовать сочетание клавиш Alt+Enter и п.м. Формат-Шрифт (видоизменение – надстрочный).

Таблица 1. Численность некоторых стран мира, 1999 г.

СтранаПлощадь, тыс. км2Население, тыс. челПлотность насе-ления, чел\ км2Доля
от всего населения
мираВ % от всего насе-ления мира1Россия 170751490002США93632520003Канада9976270004Франция552565005Китай956111600006Япония3721250007Индия32888500008Израиль1447009Бразилия276715400010Египет1002560011Нигерия924115000Общая численность население 11-ти странРассчитать
РассчитатьВесь мир5292000Среднее значение для 11-ти странРассчитатьРассчитать
Вычислить: общую площадь всех 11-ти стран и общую численность их населения (используйте кнопку Автосумма ∑).
 

  1. Вычислить среднюю площадь населения 11-ти стран, используя кнопку fx.
  2. При вычислении плотности населения обратите внимание на единицы измерения (чел\км2). Используйте маркер заполнения для копирования формул.
  3. Для расчета доли используйте формулу, содержащую в качестве делителя абсолютный адрес ячейки, содержащей цифру 5292000 (например, =D3/$D$14).
  4. Для расчета доли (в %) используйте кнопку % (процентный формат панели Форматирование).
  5. С помощью кнопок Увеличить/Уменьшить разрядность измените результаты вычислений расчетных столбцов. Скройте (временно удалите из таблицы) две последние строки (Формат-Строка-Скрыть). Выделите созданную таблицу вместе с находящейся под ней пустой строкой и скопируйте ее ниже, на этот же лист. В исходном экземпляре таблицы выделите две строки, находящиеся выше и ниже удаленных строк и восстановите скрытые строки (Формат-Строка-Отобразить). Задание З. Сортировка и фильтрация данных.
  6. Скопируйте таблицу на этот же лист 4 раза. Сортировка данных осуществляется через пункт меню Данные-Сортировка. В созданных копиях таблиц осуществить сортировку по данным столбцов: плотность населения (по возрастанию), страны (по алфавиту), по численности населения (по убыванию).
  7. Фильтрация позволяет отображать в таблице только те строки, содержимое ячеек которых отвечает одному условию или нескольким заданном условиям. Для выполнения фильтрации необходимо: установить курсор внутри таблицы, выбрать Данные-Фильтр-Автофильтр. При помощи появившейся в заголовках столбцов кнопки списка раскрыть список столбца, по которому будет осуществятся выборка и выбрав строку «условие» и задать критерии выборки. В окне Пользовательского автофильтра нажмите все кнопки списка; они дают возможность задать критерии как для числовых, так и для текстовых данных (поля больше, меньше, начинаются, заканчиваются). Правое меню дает доступ к уже вбитым в таблицу данным..Обратите внимание на то, что союзы и, или дают возможность задать два условия или выбрать одно из двух.

Для восстановления исходной таблицы выбрать
Данные-Фильтр-Отобразить все.

Фильтрация по разным критериям возможна лишь на различных листах документа.

Произведите фильтрацию записей на разных листах согласно следующим критериям:

• выбрать страны с площадью более 5 000 тыс. км2

• выбрать страны с населением менее 150 млн. чел

• выбрать страны с плотностью населения от 100 до 300 тыс. человек

• страны, население которых составляет более 2% от всего населения Земли

Восстановить исходный вариант таблицы и отменить режим фильтрации.

  1. Самостоятельно задайте несколько условий сортировки и попросите однокурсников выполнить новое задание.

 

  1. Приведены данные по продажам комплектующих и доходам фирмы в 2007 г. и на сегодняшнюю дату. Выполните расчеты в таблице. Сделайте выводы об уровне доходов фирмы в условиях кризиса.

Фирма «ЮПИТЕР» 

Реализация изделий и доход 

 

Курс $ 

             

Июнь 2007 г.

29,2 

     

Доход 

20% 

   

Сегодня 

               
 

Июнь 2007 г. 

На сегодняшнюю дату 

 
 

Цена,

$ 

Цена, руб. 

Кол-во 

Выручка, руб. 

Цена, руб. 

Кол-во 

Выручка, руб. 

 

Компьютер 

585 

 

32 

   

6 

   

Монитор 

195 

 

36 

   

6 

   

Принтер 

297 

 

17 

   

2 

   

Сканер 

118 

 

8 

   

1 

   

Итого 

               

Доход 

               

 

Проанализируйте результаты работы, осуществите записи в тетрадях!

 

Диаграммы являются неотъемлемой частью электронных таблиц, они позволяют наглядно отображать информацию, заданную в виде таблиц чисел. При создании диаграммы в Ехсеl существует два варианта ее представления: вставить диаграмму непосредственно в лист как один из его объектов или создать ее на новом листе. Внедренная диаграмма располагается рядом с данными, которые использовались для ее построения. Если диаграмма располагается на отдельном листе, она занимает весь этот лист. Этот способ используют, если необходимо построить много диаграмм, когда представляется удобным хранить каждую из них на отдельном листе. Диаграмму, созданную на отдельном листе, можно легко преобразовать внедренную диаграмму, для чего нужно выполнить команды контекстного меню Диаграмма-Размещение и указать тот рабочий лист, в котором должна быть внедрена диаграмма. Таким же образом можно сделать и обратную операцию.

Существует много типов диаграмм: линейчатые, круговые, графики и т.д. В целом Ехсеl позволяет строить 73 различных диаграмм. На большинстве диаграмм можно отобразить любое количество наборов данных (до 255), исключение составляет стандартная круговая диаграмма, в которой может быть отображен только один набор данных.

Самый простой пугь создать диаграмму — это использовать средство Мастер диаграмм, который состоит из четырех интерактивных диалоговых окон, автоматизирующих процесс построения. Прежде всего, нужно выделить данные для построения диаграммы. Чтобы выделить несколько несмежных диапазонов, следует нажать клавишу <Сtrl> и щелкнуть по нужным ячейкам, причем выделяемые блоки должны иметь одинаковое количество строк и столбцов. После того как данные отмечены, запустить Мастер диаграмм, для чего можно щелкнуть на кнопке Мастер диаграмм, которая расположена панели инструментов Стандартная, или выполнить команды Вставка-Диаграмма. В первом окне определяется тип создаваемой диаграммы (на вкладках Стандартные и Нестандартные). На вкладке Стандартные можно включить режим предварительного просмотра, щелкнув на кнопке Просмотр результата. Когда тип диаграммы определен, щелчок на кнопке Далее позволяет перейти к следующему диалоговому окну. На втором этапе работы Мастер диаграмм проверяет диапазон данных и уточняет их ориентацию (в виде строк или столбцов). На вкладке Ряд можно задать или изменить данные. В третьем диалоговом окне Параметры диаграммы содержится шесть вкладок: Заголовки Оси; Линии сетки; Легенда; Подписи данных, Таблица данных.

На вкладке Заголовки вводятся названия диаграммы и осей Х, У и Z. На вкладке Оси устанавливаются переключатели выбора вида обозначения меток осей. На вкладке Линии Сетки устанавливаются переключатели отображения сетки на диаграмме. На вкладке Легенда указывается, отображать легенду, и если да, то куда ее поместить. На вкладке Подписи данных указывается, отображать ли название данных, и если да, то в каком виде. На вкладке Таблица данных устанавливается, нужно ли показывать таблицу данных.

В последнем диалоговом окне Мастера диаграмм можно указать, будет ли она внедрена в рабочий лист или же размещена на отдельном листе.

Редактирование и модификация диаграмм выполняется как с помощью контекстного меню, так и помощью команд управляющего меню Диаграмма. В любой диаграмме можно осуществить слёдующие модификации: переместить диаграмму и изменить ее размер, изменить тип диаграммы; переместить, удалить или изменить элементы диаграммы; переопределить исходный интервал ячеек, на основании которых построена диаграмма. Существуют и другие, более сложные видоизменения диаграмм. Так часто случается, что надо добавить новый набор данных в существующую диаграмму, для чего:

  • нужно активизировать диаграмму, затем выбрать команды Диаграмма-Исходные данные. В диалоговом окне на вкладке Ряд щелкните на кнопке Добавить и введите диапазон данных в поле Значения. Можно ввести адрес диапазона или указать на него в рабочем листе.
  • выделите нужный диапазон данных и скопируйте его в буфер обмена, затем активизируйте диаграмму и выберите команды Правка-Специальная вставка и в диалоговом окне нужно выбрать соответствующие опции.
  • выделите диапазон, который нужно добавить, и перетащите его в диаграмму. Когда отпустите кнопку мыши, программа обновит диаграмму с учетом внесенных данных (этот метод применим только для диаграмм, внедренных в рабочий лист).

Часть необходимо добавить или изменить данные, на основании которых построена диаграмма. Это можно сделать таким образом:

  • выберите этот набор и перетащите маркер в правый нижний угол границы нового диапазона (метод работает только с внедренными диаграммами).
  • активизируйте диаграмму и выберите команды Диаграмма-Исходные данные. На вкладке Ряд выберите нужный ряд. Уточните диапазон в поле Имя, где можно отредактировать или указать на другой диапазон.

Может понадобиться, чтобы подписи отображались в каждой точке данных диаграммы. Подписи задаются на вкладке Подписи данных (Диаграмма-Параметры диаграммы), где имеется несколько опций, причем для каждого типа диаграмм можно установить только определенные опции. Если установить флажок Ключ легенды, то возле каждой подписи появится ключ легенды. Если подпись расположена неудачно, ее можно выделить и перетащить в нужное место .Наконец, каждую подпись данных можно активизировать и отредактировать вручную.

Форматирование рядов диаграмм можно осуществлять при помощи диалогового окна Формат ряда данных, доступного через контекстное меню.

Одно из самых интересных видов диаграмм являются объемные диаграммы (Объемный вид в контекстном меню). Диалоговое окно позволяет изменить угол поворота рядов вокруг своей оси, уменьшить или увеличить масштаб, изменить угол перспективы и т.д.

Если данные диаграммы зависят от времени, то можно построить линию тренда, которая отобразит тенденцию развития данных. Тренд – это функция заданного вида которая аппроксимирует ряды данных диаграммы (Диаграмма-Добавить линию тренда, данные должны быть выделены предварительно). Выбор типа линии тренда зависит от данных. Самый распространенный тип — линейный. На вкладке Параметры можно задать прогноз по линии выбранного тренда. Для последующего редактирования нужно выделить линию тренда двойным щелчком левой кнопки и вызвать контекстное меню, обеспечивающее форматирование или удаление линии тренда.

 

 

Задание 4.

1. Переименовать один из листов рабочей книги как Шаблон таблицы.

2. Выполните Сервис-Параметры и ознакомьтесь с вкладками диалогового окна.

3. В ячейке А1 введите «Вычисление значений функций двух переменных», выберите Формат-Ячейки-Выравнивание\по центру\по горизонтали, активизировать флажок в окнах Переносить по словам и Объеденить ячейки. Ввести в А6 число 0, в А7 число 1, а затем выполните автозаполнение вниз до ячейки А16 элементами арифметической прогрессии (используя маркер заполнения или Правка-Заполнить-Прогрессия). Введите данные по образцу:

 

A 

B 

C 

D

1 

Вычисление значений функций двух переменных 

2 

a 

0 

b 

1 

3 

c 

1 

d 

2 

4 

hx

0,1 

hy

0,1 

5 

I 

xi

yi

f(xi,yi)

4. В ячейки В6 и С6 ввести формулы, вычисляющие табличные значения аргументов функции xi = a + i hx, yi = c + i hy и скопируйте их в нижние строки соответствующих столбцов.

Примечание: в В6 вводим =$B$2+A6*$B$4, а в С6 формулу =$B$3+A6*$D$4

(используйте маркер заполнения).

  1. В D6 вводим формулу, вычисляющую значение функции

f(x,y) = xy sin(cos(x+y)+1,57), что соответствует следующей записи:

=В6*С6*sin(cos(B6+C6)+1,57)

Скопируйте формулу на весь столбец D.

6. Перевести электронную таблицу в режим отображения формул (Сервис-Параметры-Вид\Фл. Формулы).

7. Вставьте новый лист и назовите его Поверхность. В ячейке А2 введите число 0, в А3 число 0,1 и постройте арифметическую прогрессию до ячейки А12. В ячейке В1 введите число 1, а в С1 число 1,1 и постройте арифметическую прогрессию до ячейки L1.

8. В ячейку В2 вводим =$A2*B$1*sin(cos($A2+B$1)+1,57). Скопируйте формулу на диапазон B2:L12.

9. Выделить B2:L12 и выполнить Вставка-Диаграмма\Поверхность. Дайте диаграмме название «Поверхность функции двух переменных». Добавьте легенду и расположите ее под диаграммой.

10. Повторите действия, построив Лепестковую и Пузырьковую диаграмму.

11. Постройте объемную гистограмму по данным таблицы, выполнив необходимое форматирование ее элементов.

 

 

Таблица 2. Влияние работы метронома на ошибки в речи.

 

Условия 

Количество ошибок в речи 

Без

метронома 

5 

3 

3 

4 

2 

2 

2 

3 

2 

0 

4 

Ритмичная работа

метронома 

3 

3 

1 

5 

2 

0 

0 

0 

0 

1 

2 

Неритмичная работа

метронома 

15 

11 

18 

21 

6 

17 

10 

8 

13 

4 

11 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.06MB | MySQL:115 | 2,334sec