Важнейшие факторы, определяющие уровень производительности труда

<

112112 0005 11 Важнейшие факторы, определяющие уровень производительности трудаОсновным фактором, определяющим уровень производительности труда на железнодорожном транспорте, является густота перевозок,

С ростом густоты перевозок в пределах необходимого запаса провозной способности даже при неизменных показателях использования подвижного состава, что характерно, как правило, для текущего (годового и внутригодового) периода, производительность труда повышается за счет лучшего использования рабочего времени контингента, зависящего и не зависящего от размеров движения или объема работ.

К зависящему от размеров движения контингенту относят на железных дорогах для текущего периода: локомотивные бригады; рабочих, занятых текущим ремонтом локомотивов, техническим обслуживанием, текущим и деповским ремонтом грузовых вагонов, подготовкой цистерн под налив; штат по формированию поездов; проводников пассажирских вагонов; рабочих, занятых текущим содержанием пути.

Контингент остальных работников принято считать для текущего периода условно-постоянным, т.е. не зависящим от размеров движения или объема работы.

На железнодорожном транспорте создаются благоприятные условия для роста производительности труда с увеличением объема перевозок, так как при прочих равных условиях возрастает лишь зависящий от размеров движения контингент, а не зависящий — остается некоторое время почти постоянным. Следовательно, общая численность работников по эксплуатации возрастает значительно медленнее, чем объем перевозок. Этим в основном и объясняется высокий уровень производительности труда на железных дорогах с большой густотой перевозок, как правило, более технически оснащенных и имеющих высокие показатели использования подвижного состава, и низкий — на дорогах с малой густотой перевозок.

Важным фактором, определяющим уровень производительности труда, является степень использования имеющихся технических средств, прежде всего, подвижного состава. С улучшением использования подвижного состава снижаются размеры движения в парах поездов на данный объем перевозок и затрата работы подвижного состава: пробежных (локомотиво-километров, вагоно-километров, поездо-километров) и временных (локомотиво-часов, поездо-часов) измерителей на единицу грузо- и пассажирооборота, что приводит к уменьшению требуемой численности работников как зависящих, так и частично не зависящих от объема работы. Особенно это ощутимо за перспективный (долговременный) период. В результате производительность труда повышается.

Одним из главнейших факторов роста производительности труда, бесспорно, является научно-технический прогресс.

Большое влияние на уровень производительности труда оказывает характер работы железной дороги или отделения дороги: транзитный, местный, с различным удельным весом пассажирской работы и т.п.

<

Производительность труда на дорогах и отделениях с транзитным характером работы значительно выше, чем в подразделениях с преимущественно местной работой, где требуется большой контингент работников для выполнения начальных и конечных операций (приемосдатчиков грузов, таксировщиков, составителей поездов и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов при производстве маневровых работ, маневровых локомотивных бригад, дежурных по стрелочным постам в маневровых районах, работников пунктов технического обслуживания вагонов в местах погрузки-выгрузки и др.).

В связи с тем что затраты труда на один пассажиро-километр выше, чем на один тонно-километр, на железных дорогах с большим удельным весом пассажирских перевозок производительность труда в приведенных тонно-километрах при прочих равных условиях относительно ниже, чем в подразделениях с незначительной пассажирской работой.

Огромную роль в деле повышения производительности труда играет так называемый человеческий фактор, т.е. создание комфортного психологического климата и хорошего настроения в трудовом коллективе. Использованию этого важнейшего фактора роста производительности труда в целом в экономике России, в том числе и на железнодорожном транспорте, принадлежит будущее.

На уровень производительности труда оказывают влияние организация производства и труда, климатические условия, социальные факторы и др.

Рост производительности труда на предприятиях проявляется в виде:

увеличения массы продукции, создаваемой в единицу времени при неизменном ее качестве;

повышения качества продукции при неизменной ее массе, создаваемой в единицу времени;

сокращения затрат труда на единицу производимой продукции;

уменьшения доли затрат труда в себестоимости продукции;

сокращения времени производства и обращения товаров;

увеличения массы и нормы прибыли.

На уровень производительности труда оказывают влияние степень экстенсивности использования труда, интенсивность труда, а также технико-технологический и организационный уровни производства.

Экстенсивная характеристика труда отражает степень использования рабочего времени и его продолжительность в смену при неизменности других характеристик. Чем полнее используется рабочее время, чем меньше простоев, непроизводительных затрат времени, чем продолжительнее рабочая смена, тем выше производительность труда. Экстенсивная характеристика труда имеет видимые границы: законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Если в течение рабочего дня, продолжительность которого равна законодательно установленной, рабочее время полностью используется на труд, то это значение — предел возможной экстенсивности его использования.

Интенсивность труда характеризует степень его напряженности в единицу времени и измеряется количеством затраченной за это время энергии человека. Чем выше интенсивность труда, тем выше производительность. Максимальный уровень интенсивности определяется физиологическими и психологическими возможностями человеческого организма, а это означает, что интенсивность труда имеет психофизиологические пределы и не может быть неограниченной. Нормальный труд предполагает и нормальную его интенсивность, т.е. такой расход жизненной энергии на протяжении рабочего времени в смену, который обеспечивает при действующей системе здравоохранения, реально доступном качестве питания и рациональном использовании свободного от работы времени условия для полноценного отправления всех жизненных функций и полного восстановления работоспособности к началу нового трудового дня.

Таким образом, интенсивность труда — важный фактор производительности, но он имеет психофизиологический предел и требует соблюдения норм расхода человеческой энергии.

В числе главных стратегических задач при реформировании железнодорожного транспорта определены направления повышения производительности труда и на этой основе — увеличение реальной заработной платы.

Основным оценочным показателем производительности труда рабочих и ряда должностей специалистов служит выполнение отраслевых норм и нормативов трудовых затрат. Для оценки эффективности труда специалистов и руководителей необходимо разработать систему измерителей.

Стимулирование роста производительности труда предполагается осуществлять за счет:

надбавок за расширение зоны обслуживания;

доплат за совмещение профессий и должностей;

единовременных поощрений работникам, проявившим инициативу при пересмотре норм и нормативов трудовых затрат;

установления рабочим при переходе на нормы, рассчитанные по отраслевым и другим прогрессивным нормативам труда, повышенных сдельных расценок.

Внедрение новой техники и прогрессивных технологий, с одной стороны, приведет к сокращению численности работников низких квалификационных групп, с другой стороны, позволит повысить реальный доход квалифицированным кадрам.

Работа в новых условиях требует повышения уровня квалификации рабочих, освоения смежных и новых профессий, выполнения неспецифических функций и т.п. Основа для определения параметров дополнительного стимулирования — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и оценка загрузки работника на рабочем месте.

В связи с предстоящими изменениями в функциях рабочих предполагается ввести дополнительное стимулирование путем повышения тарифных ставок и установления соответствующих надбавок. При этом сохранится практика установления рабочим надбавок за высокое профессиональное мастерство.

Кроме рассмотренных внутрипроизводственных факторов, при планировании повышения производительности труда должны быть учтены внешние факторы и условия, влияющие на деятельность предприятия. К таким факторам относятся: природные условия, постоянные колебания в спросе и предложении на рынке товаров, возможное изменение налоговых правил, минимальной заработной платы и др.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.02MB | MySQL:117 | 1,589sec