Зарубежный опыт профилактики наркотизма

<


111812 1805 11 Зарубежный опыт профилактики наркотизма

Прежде всего, следует отметить, что рост числа преступлений, связанных с наркотиками, характерен не только для России. Их число увеличивается и в других зарубежных государствах, в том числе в странах СНГ, хотя в большинстве из них не столь стремительно, как в России. Так, с 1995 г. количество анализируемых преступлений увеличилось в Грузии на 8%, на Украине на 12%, в Кыргызстане — на 31%, в Казахстане — на 59%. В два раза — в Беларуси и Таджикистане. Наибольший рост этих преступлений произошел в Молдове — почти в четыре раза. В отличие от других стран СНГ число зарегистрированных преступлений этого вида снизилось в Азербайджане на 16%, а в Армении — на 23%.

В то же время следует отметить, что в целом картина в странах Европейского союза не столь уж удручающая, — несмотря на некоторый рост по отдельным видам наркотиков в ряде стран, ситуация сейчас далека от эпидемии — число людей, начинающих употреблять наркотики примерно равно количеству людей по тем или иным причинам с ними расстающихся. Это отличает нынешнюю ситуацию от той, что была в 80-х начале 90-х годов, когда во многих странах ЕС наблюдался эпидемический рост в употреблении наркотиков и связанных с ними проблем.

Государственная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств в зарубежных государствах характеризуется многообразием используемых мер социального и правового контроля. Так, отличительной чертой голландского законодательства можно считать ли-беральный подход к рассматриваемой проблеме, выражающийся, в частности, в легализации »мягких» наркотиков (прежде, всего, марихуаны).

Например, в Роттердаме существует сеть объединившихся наркодиллеров, которые получили полуофициальное разрешение на торговлю наркотиками в специальных клубах или подвалах — »бейсментах», в которых продаются не только »легкие» наркотики, но и героин.

Ряд европейских УК не предусматривают ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков (например, УК Дании, Польши, Голландии). Однако это не означает, что подобные действия в этих странах легализованы. Например, в Голландии отдельные разделы уголовного права регулируются особыми уголовными законами и предписаниями местных законодателей. В частности, регламентация ответственности за незаконные действия с наркотиками содержится в Законе об опиуме (Opiumwet) 1928 г. Точно так же борьба со злоупотреблением наркотическими средствами в Японии осуществляется не на основе УК, а на положениях Закона о контроле над коноплей 1953 г., Закона об опиуме 1954 г. и Закона о контроле над стимулирующими средствами 1951 г.

В настоящее время в Европе наблюдается некоторая конвергенция подходов к наркотикам: есть некоторые ужесточения политики в либеральных странах — Голландия, Испания, и, наоборот, ее смягчение в странах, опирающихся на репрессивные методы в антинаркотической политике — Швеция, Франция. Во всех национальных политических и законодательных инициативах стран Европы ставится цель реализовать сходные социальные меры и меры по охране общественного здоровья.

<

Во-первых, предлагается подходить ко всем наркотическим препаратам в независимости от их легального статуса, то есть, теперь борьбу с наркотиками не будут считать принципиально отличной от борьбы с алкоголем и никотином, так как последние представляют опасность для общественного здоровья подчас не меньшую, чем запрещенные вещества. Для того, чтобы уменьшить количество потребляемого алкоголя и никотина, предполагается ограничить рекламу этой продукции, а также увеличить ее налогообложение.

Во-вторых, планируется не на словах, а на деле уменьшить ответственность простых потребителей наркотиков, — до сих пор во всех странах ЕС, кроме Норвегии, Нидерландов, Италии и Испании, основными преступлениями, связанными с наркотиками, о которых сообщает полиция, остаются употребление наркотиков и их хранение. Кроме того, продолжается либерализация подхода к легким наркотикам; так, совсем недавно Британским парламентом была принята поправка к закону о наркотиках, в которой уголовная ответственность за потребление марихуаны и хранение ее в небольших количествах заменяется конфискацией этого наркотика и устным предупреждением (на самом деле британские власти не декриминализировали марихуану, а перевели ее из наркотиков класса »B» в наркотики класса »C» (менее опасные). Британцы провели законодательную инициативу, которая снижает максимальное наказание за хранение марихуаны с 5-ти лет до 2-х. Как правило, за преступления с максимальным сроком наказания 2 года или меньше не арестовывают. Это означает, что полиция не имеет права арестовывать без предварительного ордера.

В-третьих, пришло понимание того, что невозможно просто бороться с самим употреблением наркотиков, оставляя без внимание гибельные последствия наркотизации, такие, как ВИЧ, вирусные гепатиты и преступления ради добычи наркотиков, — именно поэтому во многих странах идет расширение законодательной базы для программ метадоновой поддержки, признанных эффективными в снижении этих вредоносных последствий.

Среди стран-участниц ЕС растет согласие по поводу того, что эффективный подход к проблеме наркотиков включает в себя снижение сопутствующих заболеваний наркозависимых и смертности связанной с употреблением наркотиков, снятие с них клейма и социального исключения, и передача правдивой, а не основанной на ужасе и страхе информации о различных наркотиках и их потенциальной опасности случайным (нерегулярным) потребителям. У нас же в профилактике по-прежнему используется главным образом концепция запугивания и мифологизации наркотиков, в независимости от степени реальной опасности каждого из них.

Следует отметить, что среди зарубежных государств достаточно мягким подходом к анализируемой проблеме отличается испанское уголовное законодательство. Так, по ст. 368 УК Испании выращивание, производство или торговля, а также побуждение, способствование или облегчение незаконного потребления наркотиков наказывается тюремным заключением от одного года до трех лет. Если же эти деяния были совершены с веществами, причиняющими тяжкий вред здоровью, максимальный срок лишения свободы составляет от 3 до 9 лет, что вряд ли можно признать чрезмерно строгим наказанием.

Напротив, в других зарубежных странах борьба с распространением и потреблением наркотиков ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни. К государствам, применяющим подобную уголовную политику, относятся Иран, Малайзия, Пакистан, Сингапур. Так, в Сингапуре за распространение наркотиков предусмотрено наказание в виде смертной казни, причем торговцем наркотиками признается человек, у которого обнаружено более двух граммов героина, трех граммов морфия или пятнадцати граммов марихуаны.

Свод законов Соединенных Штатов Америки 1948 г. не содержит норм о преступлениях, связанных с наркотиками. Однако, поскольку Свод законов носит рекомендательный характер, ответственность за незаконные действия с наркотиками предусматривается УК отдельных штатов (например, гл. 2925 УК штата Огайо, ст. 221, 222 УК штата Нью-Йорк, гл. 13 УК штата Джорджия).

Особый интерес представляют уголовно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренные в УК стран СНГ. Законодательство этих государств во многом сходно с российским, поскольку основано на положениях Модельного УК для государств-участников СНГ 1996 года1, в связи с чем УК этих стран базируются на общих принципах, имеют схожую структуру. Так, УК Республики Казахстан содержит семь статей (ст. 259 — 265), устанавливающих ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веще-ствами, пять из которых дословно воспроизводят аналогичные нормы, содержащиеся в УК России2.

Медицинские исследования свидетельствуют, что больных наркоманией вылечить принудительно вряд ли возможно. Если же лечение наркоманов основывается на принципе добровольности, от пагубного пристрастия может избавиться примерно 80% больных. Поэтому следует не изолировать наркомана в местах лишения свободы, где он нередко продолжает нелегально получать и употреблять наркотики, а направлять его желание и волю на собственное добровольное излечение. Для этого следует перенести акценты государственной политики в отношении наркоманов в систему воспитания, образования, просветительской, предупредительной работы и социального контроля.

В данном аспекте важное значение имеет положительный опыт зарубежных государств, в которых удалось добиться сокращения числа лиц, употребляющих наркотики. Так, в США борьба с наркоманами законодательными средствами сочетается с масштабной информационно-пропагандистской кампанией, которая, прежде всего, ориентирована на молодежь.

Представляет собой интерес представляет и методика, примененная в Германии (Франкфурт-на-Майне), где после многолетней борьбы с наркоманами репрессивными мерами было признано, что подобным образом сократить уровень наркоторговли и наркомании не удается. Принятия в 1992 г программа наряду с интенсификацией полицейских мероприятий (рейды в местах скопления наркоманов и наркоторговцев) предусматривала широкий спектр пропагандистской и социальной работы (создание пунктов пребывания для нуждающихся в помощи, внедрение программы по замещению наркотиков, расширение возможностей консультирования и профилактики).

В результате число наркоманов в городе сократилось в 6 — 7 раз, на 68% уменьшилось количество смертей от передозировки, сократились случаи преступности, направленной на приобретение наркотиков.

Вместо привлечения к уголовной или административной ответственности целесообразно было бы применять в отношении больных наркоманией принудительные меры медицинского характера, например, амбулаторное наблюдение у психиатра-нарколога с обязательным токсикологическим контролем. Это позволит обеспечить эффективный социальный контроль за потребителями наркотиков. Кроме того, необходимо создать условия для оказания наркоманам бесплатной медицинской помощи.

Угроза распространения наркобизнеса побудила около 30 стран, мира ввести смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками (например, Вьетнам, Египет, Ирак, Иран, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Соединенные Штаты Америки и др.).

Среди государств — участников СНГ смертная казнь за продажу наркотических средств в размерах, превышающих небольшой, может быть назначена по УК Узбекистана (ч. 2 ст. 272). Помимо УК Узбекистана, исключительная мера наказания предусмотрена в УК Таджикистана (ч. 3 ст. 200) за незаконные действия с наркотиками с целью сбыта при наличии особо отягчающих обстоятельств.

Многие УК стран СНГ распространяют положения об освобождении от ответственности на деяния, совершенные как с целью сбыта, так и без нее. Вместе с тем УК Азербайджана (примечание к ст. 226-1) и Киргизии (примечание к ст 246) установили, что за анализируемый деяния освобождение от ответственности возможно лишь при условии, если они были совершены без умысла на сбыт наркотиков. При этом в соответствии с УК Туркменистана (примечание 1 к ст.292) не могут быть освобождены от уголовной ответственности лица, совершившие незаконные действия с наркотиками с целью сбыта при наличии особо отягчающих обстоятельств, что на наш взгляд, вполне обоснованно.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00089 sec

WordPress: 21.78MB | MySQL:113 | 1,874sec