Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

<

111912 0343 16 Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхСистема нормативно-правовых актов, закрепляющих или регламентирующих применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это действующая совокупность административно-принудительных средств, рассматриваемых одновременно как интегративно, так и в их внутренней дифференциации.

Далеко не все ученые-административисты единодушны и в трактовке понятия системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (мер административного пресечения). Весьма широко ранее трактовал эту систему Д.Н. Бахрах. К мерам пресечения он относил: а) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; б) административное задержание граждан; в) принудительное лечение; г) задержание и арест имущества; д) непосредственное физическое воздействие; е) принудительный осмотр; ж) применение огнестрельного оружия; з) предупреждение о прекращении неправомерного поведения и др.1

Следует отметить, что предложенная Д.Н. Бахрахом система мер административного пресечения была построена в известном смысле на искусственном соединении разнопорядковых мер воздействия, которые являются самостоятельными административно-правовыми институтами, а не мерами административного пресечения; например, институт »административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», как представляется, — это самостоятельная мера административно-предупредительного характера, а не мера административного пресечения. Такой вывод вытекает из анализа пункта первого Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, поскольку в нем закреплено, что административный надзор устанавливается за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

<

В юридической литературе предлагаются и иные системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (мер административного пресечения), а поскольку, как выше уже отмечалось, единого нормативного акта, закрепляющего систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, нет, то в итоге получается, что существует ровно столько систем и классификаций мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (мер административного пресечения), сколько высказанных разными авто-рами мнений. Если не строго брать во внимание те или иные критерии классификации и систематизации таких мер, то круг административно-обеспечительных мер может быть расширен до бесконечности. Напротив, стабильная система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволила бы выработать оптимальные приемы их применения, а также способствовать превращению их в еще более оперативный и динамичный инструмент предупреждения и пресечения правонарушений. Вот почему стабильная система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях так же необходима, как и стабилизация на длительный период системы административных наказаний.

Результаты анализа административного законодательства, регламентирующего применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, учитывающая такие факторы, как:

а)взаимосвязь мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях с совершенным правонарушением;

б)методы воздействия, лежащие в их основе;

в)характер объектов воздействия;

г)характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер;

д)степень их кодификации;

е)объем полномочий должностных лиц органов исполнительной власти и суда, применяемых меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с указанными признаками меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть классифицированы по нескольким самостоятельным группам:

1)по взаимосвязи с совершенным правонарушением они могут быть: а) самостоятельными, не связанными с совершением правонарушения (введение карантина, ежегодный технический осмотр транспортных средств), и б) самостоятельными, но обусловленные совершением правонарушения (отстранение от управления транспортным средством, запрещение его эксплуатации);

2)по методам воздействия такие меры могут применяться в виде: а) психического воздействия (официальное требование о прекращении право-нарушения) б) физического воздействия (доставление, административное задержание, привод) в) или материального характера (изъятие вещей, запрещение эксплуатации транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей);

3)по объектам воздействия меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения) могут быть: а) мерами, применяемые к физическому лицу (доставление, административное задержание, ограничение передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия); б) к юридическим лицам мер разного характера (например, приостановление работы стрелкового тира в связи с нарушением правил стрельбы, приостановление работы торгового предприятия в связи с нарушением санитарных правил или финансовых операций) и др.;

4)по характеру сферы воздействия меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения) могут быть объединены в две группы: а) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях общего на-значения (доставление, административное задержание и др.) и б) меры специального назначения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

5)по степени кодификации меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения) можно подразделить на две группы: а) меры, закрепленные Кодексе РФ об административных правонарушениях (кодифицированы и строго регламентированы) и б) меры, закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах, в частности, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия.1

6)по объему полномочий должностных лиц органов исполнительной власти, применяемых меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, можно сказать, что объем полномочий у сотрудников органов внутренних дел более значителен, чем у других представителей органов государственного управления.

Возможны и иные классификации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере государственного управления, но предлагаемая классификация позволяет глубже понять и уяснить сущность мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а самое главное, применять их в соответствии с действующим законодательством и реальной обстановкой.

Итак, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в административном праве России являются регламентируемые нормами административного права средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), а в некоторых случаях и общественными формированиями, которые направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.52MB | MySQL:118 | 1,323sec