Личный досмотр, досмотр вещей и иные меры досмотра » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Личный досмотр, досмотр вещей и иные меры досмотра

<

111912 0352 1 Личный досмотр, досмотр вещей и иные меры досмотра
Начнем с такого вида административного обеспечения как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Отметим, что сотрудники органов внутренних дел наделены полномочиями применять весь комплекс мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правовой основой их действий при этом является не только Кодекс РФ об административных правонарушениях, но и Закон от 18 апреля 1991 г. »О милиции», другие законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Так, п. 2 статьи 11 Закона »О милиции» предоставляет право сотрудникам проводить личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей при наличии определенных законом оснований.

Основание личного досмотра и досмотра вещей изложено в ч. 1 статьи 27.7 КоАП РФ и трактуется как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, которое осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Нетрудно заметить, что изложенная диспозиция относится лишь к досмотру вещей и не дается определение »личный досмотр».

Анализ статьи 27.7 КоАП РФ, других законов, а также юридической литературы позволяет сделать следующие выводы о сущности личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и тактике их проведения:

1)при производстве личного досмотра и досмотра вещей должны соблюдаться гарантии законности, поскольку применение названных мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ);

2)досмотр должен производиться только в связи с правонарушением или при наличии достаточных оснований полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (п. 2 статьи 11 Закона »О милиции»);

3)осуществлять досмотр могут только сотрудники милиции и другие уполномоченные на то лица, указанные в главах 27 и 28 КоАП РФ;

4)досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить документы, удостоверяющие его личность, а также вещи и другие предметы, явившиеся орудием совершения или предметом правонарушения.

Специфика личного досмотра проявляется в следующем:

а)личный досмотр должен проводиться лицом одного пола с досматриваемым;

б)присутствующие при этом понятые должны быть также одного пола с досматриваемым;

в)досмотр должен проводиться в специально отведенном или специально выделенном для этого помещении, отвечающим требованиям санитарии и гигиены;

г)при личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;

д)личный досмотр означает обследование не только одежды,

находящейся на досматриваемом лице, и тела досматриваемого, а также

обследование одежды отдельно после того, когда гражданину предложено

снять ее.

Поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не дает определения »личный досмотр», то можно сформулировать это определение так: личный досмотр -это принудительная мера, применяемая к гражданину (лицу без гражданства) должностным лицом органа внутренних дел (иного правомочного органа) одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола, в отдельном помещении, в отсутствии посторонних лиц, и которая заключается в обследовании одежды, находящейся на досматриваемом лице, тела досматриваемого лица, а также обследование его одежды отдельно без нарушения ее конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Закон (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ) предусмотрел исключительные случаи, когда личный досмотр может быть осуществлен без понятых. Анализ деятельности органов внутренних дел показал, что это такие случаи, когда у сотрудника милиции имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, возникают нередко. Под »достаточными основаниями» следует понимать: 1) наличие ориентировки о том, что данное лицо находится в розыске и что он вооружен, которую получил сотрудник во время личного инструктажа или инструктажа патрульно-постовых нарядов милиции; 2) прямое указание дежурного по органу внутренних дел, что при выявлении досматриваемого лица обратить особое внимание на его одежду, в которой могут находится колюще-режущие предметы вместе с другими предметами, похищенными данным лицом с конкретного объекта (квартиры, магазина и т.д.); 3) личный вывод сотрудника милиции о том, что в карманах или других частях одежды физического лица четко просматриваются предметы, похожие на огнестрельное или холодное оружие. Во многих нормативных актах Министерства внутренних дел содержатся предписания служебным нарядам проводить наружный осмотр одежды лиц, подозреваемых в совершении преступлений, как необходимую меру, прежде всего, личной безопасности сотрудника милиции.1

<

Сущность же досмотра вещей, находящемся при физическом лице, выражается в их принудительном обследовании, которое должно проводиться без нарушения конструктивной целостности вещей. Это означает, что, во-первых, под »вещами» следует понимать не только ручную кладь (рюкзаки, сумки, чемоданы), но и товары, груз, багаж, орудия охоты и рыбной ловли, добытая продукция и другие предметы (имущество) гражданина. Во-вторых, все эти и другие вещи подлежат вскрытию, то есть открываются замки и другие запирающие устройства и производится обследование содержимого вещей. В-третьих, целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. В-четвертых, при досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и товарный вид.

Все эти требования, относящиеся к личному досмотру и досмотру вещей рассматриваются как гарантии законности, поскольку применение названных мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч. 1 статьи 22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 статьи 35 Конституции РФ).

К гарантиям законности при производстве личного досмотра и досмотра вещей следует отнести также такие положения, как:

-досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить документы, удостоверяющие личность, вещи и другие предметы, явившиеся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения;

-досмотр вещей также должен осуществляться в присутствии двух понятых, за исключением случаев, указанных в ч.4 статьи 27.7 КоАП РФ, и которые рассмотрены выше;

-в целях лучшего процессуального закрепления результатов досмотра и исключения произвола при этом закон предусматривает применение фото- и киносъемки, видеозапись и другие установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Однако, по справедливому замечанию профессора Б.Ф. Россинского, такой способ фиксации вещественных доказательств, как киносъемка, безнадежно устарел, поскольку не используется на практике уже многие годы и давно заменен видеозаписью1;

-о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен составляться протокол, в котором должно быть подробно отражено кто или какие вещи подвергались досмотру, что обнаружено при этом, применялись ли средства фиксации вещественных доказательств и приложены ли они к протоколу;

-вручение копии протокола досмотра владельцу вещей по его просьбе.

Следующим анализируемым видом административного обеспечения является досмотр транспортных средств.

Среди разного рода досмотров, производимых сотрудниками милиции, особое место занимает досмотр транспортных средств. В научной и учебной литературе отношение к этому виду досмотра неоднозначно. Этому способствует и то обстоятельство, что основания и порядок проведения досмотра транспортных средств регламентируются не только КоАП РФ, но и другими законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами.

Так, в п. 23 статьи 11 Закона »О милиции» закреплено, что сотрудники милиции имеют право »производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях», не конкретизируя при этом основания досмотра и дозволяя таким образом сотрудникам милиции действовать по усмотрению с учетом их правосознания. Аналогичная норма содержится в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 7111, а также в Наставлении по работе дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N297.

Это право ежедневно реализуется главным образом сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) в обычном режиме осуществления контроля и надзора за движением транспортных средств. Опрос сотрудников ГИБДД показал, что в подавляющем большинстве остановка ими транспортных средств осуществляется для проверки документов у водителей на право управления транспортным средством и документов на перевозимый груз (грузового автотранспорта). При этом целью остановки и нередко последующего досмотра транспортных средств, по мнению сотрудников ГИБДД, является предупреждение (профилактика) возможных правонарушений со стороны водителей, а не противоправное поведение водителей. С учетом того, что проверка документов у водителей, сверка номеров двигателя и шасси с предъявленными документами на автомобиль, а также поверхностный осмотр багажника происходит скоротечно и обычно без понятых, то сами сотрудники рассматривают свои действия как предварительный досмотр или как осмотр.

В Федеральных конституционных законах: от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ »О чрезвычайном положении»2 и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ »О военном положении»3 содержатся нормы о том, что при введении на территории Российской Федерации или в отдельных местностях чрезвычайного или военного положения допускаются отдельные ограничения прав и свобод граждан, в том числе и досмотр транспортных средств. Однако, анализ указанных законодательных актов не дает основания считать, что досмотр транспортных средств производится в связи с противоправным их использованием, поскольку он трактуется как одна из временных мер по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Не случайно, поэтому профессор Б.В. Россинский обращает внимание на два вида досмотра: досмотр транспортных средств как административно-предупредительная мера и досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.1

Посвятив проблеме досмотра самостоятельное исследование, А.В. Мягков рассматривает досмотр именно как административно-предупредительную меру и как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При этом он полагает, что отличие названных мер заключается в:

»1) целях их применения и различной степени самостоятельности по отношению к другим мерам административного принуждения;

2)основаниях применения;

3) непосредственной связи обеспечительного досмотра с производством по делам об административных правонарушениях».2

Необходимо отметить, что трудно согласиться с позицией автора о том, что предупредительный досмотр выступает как самостоятельное административно-правовое явление, а второй в этом смысле зависим от других административно-охранительных средств и выполняет по отношению к ним вспомогательную функцию.

Представляется, что досмотр транспортных средств занимает отведенное ему самостоятельное место в системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем закон выделяет ему отдельную статью – 27.9 КоАП РФ.

Анализ указанной статьи свидетельствует о том, что досмотр транспортного средства любого вида заключается в обследовании транспортного средства, которое проводится без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Что касается тактики проведения досмотра транспортных средств, то она ничем не отличается от досмотра вещей, рассмотренного выше, и заканчивается также составлением протокола досмотра.

Новацией в Кодексе РФ об административных правонарушениях следует считать введение такой меры, как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).

При этом следует заметить то, что законодатель определил только порядок проведения осмотра, который по сути полностью совпадает с порядком проведения досмотра, но не обозначил основания и цели проведения этой меры.

Основания осмотра помещений изложены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ »О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом »О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»,1 которым были внесены изменения п. 25 статьи 11 Закона »О милиции».

Анализ указанного пункта позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, данный вид осмотра производится сотрудниками милиции при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных; во-вторых, осмотр может осуществляться только по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя. Иначе говоря, осмотру должно предшествовать решение руководителя органа внутренних об издании акта управления в виде постановления, что не характерно для применения многих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; в-третьих, представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю должна быть вручена копия указанного постановления; в — четвертых, осмотру подлежат производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, другие места хранения и использования имущества, а также находящиеся там вещи и документы; в-пятых, осмотр проводится в присутствии двух понятых и указанных представителей, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, что следует отнести к исключительным случаям, не терпящим отлагательства; в-шестых, осмотр завершается обязательным составлением протокола с подробным описанием какие объекты подвергались осмотру, что при этом обнаружено и применялись ли при этом средства фиксации вещественных доказательств (фотосъемка, видеозапись и др.) и если применялись, то материалы об этом должны быть приложены к протоколу, копия которого должна быть вручена представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю; в-седьмых, при проведении осмотра помещения обследуются визуально, а вещи и предметы осматриваются без вскрытия тары, упаковок, замков.

Эти жесткие требования, изложенные в Законе »О милиции» должны быть отражены в диспозиции статьи 27.8 КоАП РФ.

Представляется, что осмотр в том виде, в каком он сформулирован в указанной статье КоАП РФ, является в большей степени видом контроля за осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, а не только мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Такой вывод вытекает из анализа Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ »О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».1

Именно в статье 7 указанного закона впервые в истории российского административного законодательства было закреплено требование о том, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов, постановлений) органов государственного контроля (надзора). С учетом этих требований в 2003 г. и были внесены изменения в статью и Закона »О милиции».

Причем, законодатель определил, что по результатам мероприятий по контролю (надзору) должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, должен составляться акт в двух экземплярах. И лишь в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения этим должностным лицом составляется протокол в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В научной литературе также обращено внимание на то, что осмотр помещений и территорий является скорее всего формой контроля за осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, нежели мерой административно-процессуального принуждения.2

Однако, законодатель включил осмотр помещений и территорий в систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, хотя и весьма сухо, не развернуто сформулировал диспозицию ст. 27.8 КоАП РФ, что затрудняет ее реализацию сотрудниками органов внутренних дел.

С учетом этого сформулируем иное определение осмотра: осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов -это визуальное обследование должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, помещений, территорий и находящихся там вещей и документов при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность, нарушении законодательства, регулирующих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя) или иного уполномоченного органа, без нарушения конструктивной целостности вещей, с использованием технических средств фиксации вещественных доказательств или без таковых.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00111 sec

WordPress: 20.88MB | MySQL:116 | 1,165sec