Наркотизм как понятие

<

111812 1812 12 Наркотизм как понятие

Наркотизм как понятие является более широким и объемным, поскольку включает в себя и медицинские (биологические), и социальные, и правовые аспекты, отражает суть явления. Наркотизм представляет собой негативное социальное явление, то есть он оказывает отрицательное воздействие на общественный организм, производя в нем нежелательные изменения и деформации. Его негативность и общественная опасность предопределяются несколькими аспектами: медицинским, социальным, демографическим, экономическим, культурным.

Тенденция распространения наркотизма имеет крайне негативный показатель. Из года в года число больных наркоманией и лиц, вовлеченных в преступный бизнес, связанный с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ увеличатся, достигнув в данный момент по некоторым данным пятимиллионного уровня. И что еще страшнее наркомания уже охватывает детей и подростков более раннего возраста. В России число лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, их аналоги, достигает колоссальной цифры — 4 миллиона человек, или около 3% населения страны. В Краснодарском крае к концу 2004 г. на учёте в наркологических диспансерах состояло 542 несовершеннолетних, из которых 38 детей в возрасте до 14 лет, 83 девочки.

Результатом генезиса российского законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками, стало принятие Уголовного кодекса РФ 1996 г., в который включены шесть статей (228 — 233), запрещающих эти преступные деяния, объединенные в главе 25 »Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» раздела IX »Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Указанными статьями УК РФ 1996 г. установлена ответственность, во-первых, за деяния (кроме культивирования), связанные не только с наркотическими средствами, но еще и с психотропными веществами, что является воплощением в российском уголовном законодательстве положений Венской Конвенции о психотропных веществах 1971 г., а также Конвенции Организации Объединенных Наций против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года

В результате изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом N 162-ФЗ, предмет некоторых наркопреступлений был дополнен аналогами наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая, что одной из причин ухудшения наркоситуации в стране является увеличение запрещенного оборота наркоаналогов, данный законодательный шаг представляется вполне понятным и своевременным. Однако, несмотря на объективную потребность в соответствующей уголовно-правовой новелле, качественный уровень ее воплощения в тексте уголовного закона оставляет желать лучшего.

<

Речь, главным образом, идет о несистемном подходе, проявившемся при отнесении аналогов наркотических средств к числу обязательных признаков составов рассматриваемой группы преступлений. Если посмотреть внимательно, наркоаналоги выступают в качестве альтернативного криминообразующего признака только в составах ст. ст. 228 и 2281 УК РФ, в то время как во всех остальных составах преступлений, где наркотические средства либо являются предметом (ст. ст. 229-230 УК), либо используются при его описании (ст. 232 УК), их аналоги по-прежнему не упоминаются.

Изменениям была подвергнута и количественная характеристика предмета преступлений, соединенных с незаконным оборотом наркотиков: крупный и особо крупный размеры наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов теперь определяются пропорционально размерам средних разовых доз их потребления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2004 г. Тем самым законодательно определены такие признаки преступления, как крупный и особо крупный размеры наркотических средств, которые позволяют судить о том, что объективная сторона данного вида преступления в диспозиции статьи указана. Это дает возможность четко и однозначно определять признаки общественно опасного деяния, дающие основания признавать содеянное преступлением.

В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни или поведение которых указывают на такую возможность.

В профилактике асоциального поведения применительно к ее содержанию традиционно выделяют три уровня. Первый — это общесоциальная профилактика; второй — общая криминологическая профилактика; третий — индивидуальная криминологическая профилактика антиобщественного (в том числе преступного) поведения.

Под профилактикой наркотизма следует понимать специфический вид социальной деятельности, осуществляемой как государственными, так и негосударственными органами, организациями (объединениями, формированиями) и учреждениями, направленной на устранение либо нейтрализацию выявленных причин и условий распространения этого негативного социального явления. Воздействуя на комплекс социальных явлений и личностных процессов и характеристик, детерминирующих приобщение личности к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также включение ее в нелегальный оборот названных препаратов, тем самым оказываем влияние на корни, истоки наркотизма. Возможно выделение трех основных модели преодоления наркотизма, существующие в мире: правовую, медицинскую и психосоциальную модель.

Применение в профилактике наркотизма какой-либо одной модели не даст максимально возможного результата. Каждая из этих моделей объединяет присущие только ей меры, а в совокупности они образуют единый комплекс мероприятий, проводимых в самых различных сферах и способных при грамотном и разумном их осуществлении привести хотя бы к некоторому сокращению распространенности наркотизма.

Следует отметить, о довольно различных подходах в праве зарубежных стран к проблеме борьбы и профилактики с наркотизмом, начиная с мягкого отношения, присущего странам Европейского Союза (Испания, Голландия и др.) и стран Азии и Ближнего Востока, где преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ и психотропных веществ карается смертной казнью.

Предлагаются следующие профилактические мероприятия по предупреждению наркотизма в Российской Федерации, включающие организационные, социальные, психологические, медицинские и правовые меры профилактики:

1. Максимальное ограничение поступления наркотических веществ на территорию Российской Федерации.

2. Организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на перекрытие каналов и источников незаконного распространения наркотиков;

3. Организация государственно-национальной системы профилактики наркомании.

4. Организация бесплатной системы лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

5. Разработка совместно с подразделениями ОВД и заинтересованными министерствами, комитетами и ведомствами (таможни, контрразведки, здравоохранения и др.) комплексных мер по предупреждению незаконного оборота наркотиков;

6. Выявление специфических причин и условий, способствующих наркотизму, и принятие мер к их устранению;

7. Контроль производства, хранения и распределения лекарственных наркотических средств, а также химических веществ и оборудования, применяемого для изготовления наркотиков.

8. Выявление лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, постановка их на учет и принятие к ним предусмотренных законом мер.

9. Выявление и изобличение содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также других лиц, склоняющих граждан к употреблению наркотических средств.

10. Необходимо переходить к планомерному отказу от ужесточения мер правового воздействия на лиц, больных наркоманией к воздействию на них мерами социально-медицинского воздействия (лечение, социальная реабилитация, трудотерапия).

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.93MB | MySQL:120 | 1,221sec