Организационные меры профилактики наркотизма

<

111812 1759 12 Организационные меры профилактики наркотизма Незаконный оборот наркотических средств и связанная с ним заболеваемость наркоманией превратились сегодня в одну из самых трудных и драматичных проблем. Медицинский, социальный и правовой аспекты предопределяют ее комплексный характер и необходимость всеобъемлющих действенных мер.

Государственная политика в области противодействия незаконному обороту наркотиков должна быть направлена на решение трех основных задач:

а) установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

б) постепенное сокращение числа больных наркоманией;

в) сокращение числа правонарушений, связанных с оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Базой для прочного перелома ситуации в рассматриваемой сфере могут быть только общие меры по социальной стабилизации общества, изменению к лучшему экономической и психологической обстановки в нем, которые будут способствовать реадаптации маргинальных групп и слоев, а также аутсайдеров и обретению ими жизненных перспектив и психологической уверенности. Тем самым будет решительно ограничен круг лиц, могущих быть втянутыми в потребление наркотиков (психотропных веществ)2.

Однако и в современных условиях возможно существенное повышение эффективности противодействия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Здесь могут быть осуществлены, а в определенной степени уже осуществляются специальные меры предупреждения преступлений. Они носят законодательный, организационный, информационный, ресурсообеспечивающий, кадровый, методико-технологический, воспитательный, корректирующий (психологический и медицинский), уголовно-правовой характер.

Значительную роль в организации специальной профилактики играет прежде всего утверждение на правительственном уровне Федеральной целевой программы »Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 — 2004 гг.» от 23 января 2002 г. N 44 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2003 N 427) и ее последовательное осуществление.

Главной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Впоследствии — поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Программа предусматривает совершенствование законодательства, информационно-аналитического, методического, ресурсного, научного обеспечения противодействия распространению наркотиков, укрепление международного сотрудничества в этой сфере, перенос центра тяжести на комплексность и координацию мероприятий, профилактику злоупотребления наркотиками и их. незаконного оборота. На первом этапе поставлена цель приостановить рост явления, с которым идет борьба, а затем уже обеспечить поэтапное снижение его уровня до представляющего лишь минимальную опасность для общества. Программа является исходной для детализированных программ субъектов Федерации и ведомств. Очень важны в этой же связи и предусмотренные меры по участию общественности в противодействии незаконному обороту наркотиков, как и включение в число основных исполнителей программы, наряду с правоохранительными органами, систем здравоохранения, образования, социального обслуживания, массовой информации.

В каждом конкретном случае методология предупреждения наркотизма должна быть разработана с учётом реальных существующих местных условий, и, одновременно отвечать условиям универсальности — то конечной целью разработки подобной методологии является социальная технология профилактики наркотизма, приводящая к улучшению наркотической ситуации (в стране или конкретном регионе)1.

Следует отметить, что в России еще в 1994 г. была создана Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Утверждены перечни наркотических средств, психотропных и иных сильнодействующих и ядовитых веществ, номенклатура и квоты ввоза и вывоза этих веществ, порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков и психотропных веществ.

<

Была введена специализация деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: на всех уровнях созданы подразделения соответствующей службы.

Принимаются меры к ослаблению действия детерминант рассматриваемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В частности, восстанавливается диспансеризация учащихся; для работников правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования и социального обслуживания разработаны методические рекомендации по антинаркотическому воспитанию и по диагностике случаев приобщения к потреблению наркотиков, психотропных веществ и их »заменителей». Значительно усилена (хотя еще и недостаточно) борьба с притоносодержательством и склонением к потреблению наркотиков и других одурманивающих веществ. Кузнецова Н.Ф. В.В. Лунева считают пробелом уголовного Законодательства, как представляется, стало отсутствие в нем норм об ответственности за склонение взрослых к токсикомании и за содержание притонов для токсикоманов2. Уголовно-правовые меры двойной превенции в этой сфере стали предметом интенсивной научной разработки.

Быстро расширяется сеть приютов, убежищ, реабилитационных цент-ров для лиц, склонных к потреблению наркотиков и других одурманивающих веществ. Значительная заслуга здесь принадлежит субъектам Федерации, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям. Но медучреждений для наркоманов по-прежнему не хватает и применяемые методы лечения далеки от совершенства. Концептуально разработана идея ранней профилактики вовлечения в потребление наркотиков путем косвенного и опережающего воздействия на потенциальных потребителей, формирующего и изменяющего у них социально-культурные ценности и перспективы жизнедеятельности. Но для ее реализации потребуется серьезное ресурсное обеспечение.

Более быстрое решение возможно относительно правомочий органов, осуществляющих специальную профилактику, так как в свете Конституции и международно-правовых обязательств России элементы правового воздействия, без которых такая профилактика немыслима (включая принудительное лечение, перемещение в другую учебную среду и т.д.), требуют прямых указаний закона на этот счет.

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за этим оборотом (Госнаркоконтроль России). Он начал функционировать с 1 июля 2003 г. Основными его задачами являются:

-обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

-выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством РФ к подследственное органов госнаркоконтроля;

-координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

-участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

-создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

-осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальные органы (штатной численностью в количестве 40 000 единиц) образуют систему Госнаркоконтроля России. Среди его многочисленных функций наряду с оперативно-розыскной деятельностью, производством дознания и пред-варительного следствия по уголовным делам данной категории видное место занимает функция осуществления профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров.

Следует также привести основные стратегические борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на территории Краснодарского края и их незаконному потреблению осуществляется по трем основным направлениям1

1.Максимальное ограничение поступления наркотических веществ на территорию Краснодарского края и изъятие наркотиков, уже находящихся на территории края. Реализация этого направления возложена на Управление Госнаркоконтроля РФ по Краснодарскому краю, ГУВД края, УФСБ, таможенные службы.

2.Организация системы профилактики наркомании.

3.Организация системы лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

Реализация двух последних направлений возложена на остальных исполнителей программы (департаменты: образования и науки, культуры, здравоохранения, по делам казачества и военным вопросам, по средствам массовой информации, по физической культуре и спорту и т.д.).

По первому направлению в рамках реализации краевой целевой программы »Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств на 2001-2003 годы» укреплена материально-техническая база подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с наркопреступностью.

Введены дополнительные должности участковых инспекторов милиции в штат ГУВД края для работы по профилактике наркомании в крупных школах и профессиональных училищах. На сегодняшний день в крае работает 405 »школьных участковых», из них 320 за счет средств краевого бюджета и 85 за счет средств муниципальных бюджетов.

По второму направлению в системе образования края приоритетными являются вопросы организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи.

Анализ ситуации позволил выстроить систему профилактики, состоящую из учебной работы; внеурочной деятельности; работы с семьей и социально-педагогической реабилитации и коррекции, а так же межведомственного взаимодействия, которое координируется краевым экспертным Советом по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи.

Разработана программа регионального (кубанского) компонента содержания общего образования по валеологии, в которой нашли отражение вопросы профилактики наркомании, ВИЧ-инфекции.

Антинаркотической Программой края одним из приоритетных направлений деятельности определено создание системы действенной пропаганды, направленной на непринятие наркомании и стремление к здоровому образу жизни. С этой целью в крае развернута мощная информационная антинаркотическая кампания в электронных и печатных средствах массовой информации. Систематически размещаются антинаркотические аудио- и видео- ролики, освещаются результаты реализации целевой программы. Активно размещается наружная антинаркотическая реклама

В профилактике наркомании среди несовершеннолетних также участвуют органы и учреждения социальной защиты населения.

Не смотря на большой объем профилактических мероприятий, проблема массового незаконного потребления наркотических, токсических и других психоактивных веществ, распространенности наркомании и токсикомании в крае стоит весьма остро. В Краснодарском крае длительное время сохраняется напряженная, одна из самых сложных среди регионов Российской Федерации наркотическая ситуация. Лишь в последние годы наметилась тенденция к ее стабилизации и даже к перелому в позитивном направлении. В крае проводится активная, многоцелевая, комплексная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. С 2001 г. реально действует краевая комплексная антинаркотическая программа, интегрирующая целевую деятельность различных ведомств и организаций.

Таким образом, организационные меры профилактики наркотизма включают целый комплекс специализированных мероприятий:

-разработка совместно с подразделениями ОВД и заинтересованными министерствами, комитетами и ведомствами (таможни, контрразведки, здравоохранения и др.) комплексных мер по предупреждению незаконного оборота наркотиков;

-выявление специфических причин и условий, способствующих наркотизму, и принятие мер к их устранению;

-организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на перекрытие каналов и источников незаконного распространения наркотиков;

-контроль производства, хранения и распределения лекарственных наркотических средств, а также химических веществ и оборудования, применяемого для изготовления наркотиков;

— выявление лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, постановка их на учет и принятие к ним предусмотренных законом мер;

— выявление и изобличение содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также других лиц, склоняющих граждан к употреблению наркотических средств.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00104 sec

WordPress: 22.14MB | MySQL:122 | 1,384sec